Главная · Теория · Роль омо в совершенствовании учителя логопеда. Публикация педагога на тему "Современный учитель-логопед. Какой он?". Эссе «Педагог в современном мире!»

Роль омо в совершенствовании учителя логопеда. Публикация педагога на тему "Современный учитель-логопед. Какой он?". Эссе «Педагог в современном мире!»

С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования актуальным становится обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования.

Начальная школа начинается с предшкольного образования.

Для дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) данная проблема, проблема подготовки к школе, особенно актуальна в связи с тем, что их развитие отличается от понятия «норма». В связи с этим невозможно переоценить роль учителя на данном этапе жизни ребенка-логопата.

Роль учителя-логопеда в формировании готовности к обучению в школе детей с тяжелыми нарушениями речи.

С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования актуальным становится обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования.

Начальная школа начинается с предшкольного образования.

Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка. Пройденное осмысливается на более высоком уровне.

Организация работы в школе должна происходить с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.

Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на современные требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.

Вся дошкольная жизнь ребенка – это и есть его подготовка к школе.

Традиционно выделяются несколько аспектов школьной готовности :

  • интеллектуальная готовность.
  • эмоционально – волевая готовность.
  • социально – психологическая готовность.
  • физическая готовность.

Для дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) данная проблема, проблема подготовки к школе, особенно актуальна в связи с тем, что их развитие отличается от понятия «норма».

«Есть все фактические теоретические основания утверждать,
что не только интеллектуальное развитие ребенка,
но и формирование его характера, эмоций и личности в целом
находятся в непосредственной зависимости от речи».
Л.С. Выготский.

В логопедических группах мы работаем с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

Задачи, стоящие перед логопедической группой:

  • обеспечить систему средств и условий для устранения у детей речевых недостатков;
  • устранить дефекты звукопроизношения и развить фонематический слух;
  • развить навыки звукового анализа и синтеза, сформировать навык чтения;
  • уточнить, расширить и обогатить лексический запас;
  • сформировать грамматический строй речи;
  • развить связную речь.

Диагностическое направление

Комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребёнка, позволяет провести качественную диагностику и разработать стратегию эффективной направленной коррекции.

Логопедическое обследование является структурным компонентом системы работы по развитию звукопроизносительной стороны речи и предполагает:

  • установление контакта с ребёнком;
  • сбор информации об особенностях раннего речевого развития;
  • диагностику уровня развития ВПФ: двигательной сферы, слухоречевой и зрительной памяти, наглядно-образного и вербально-логического мышления, импрессивной и экспрессивной речи, зрительно-предметного и зрительно-пространственного восприятия;
  • разработку перспективного плана индивидуальной коррекционной работы;
  • отслеживание динамики в состоянии произносительной стороны речи (фонематического восприятия, речевой моторики) и слухо-зрительно-двигательной координации (сопоставление результатов обследования до начала обучения, в середине цикла и по его завершении: сентябрь, январь, май). Используем пособия С. Д. Забрамной, О. В. Боровик по обследованию психических процессов; по обследованию речевых процессов применяем методику Елены Косиновой «Уроки логопеда» тесты на развитие речи для детей от 2 до 7 лет.

Для реализации задачи исследования разработана “Анкета для родителей”, протокол обследования по всем возрастным группам, “Речевая карта”.

Коррекционно-развивающее направление

Коррекционная работа по воспитанию и обучению дошкольников с ОНР включает ежедневное проведение фронтальных (развитие речи, коррекционное — фонематическое восприятие в мл. и ср. группах; развитие связной речи в старшей и подготовительной к школе группах); подгрупповых и индивидуальных занятий, осуществление преемственности в работе логопеда, воспитателя и музыкального руководителя.

Особое место в практике занимает индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения. К школе ребенок должен владеть:

  • правильным, четким произношением звуков всех фонетических групп.

Ученые пришли к выводу, что речь — это канал развития интеллекта.

Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения, даже в плане обычных ответов на уроке, просто немыслим.

На занятиях по развитию связной речи дети учатся не только составлять разные виды рассказов, но и учатся рассуждать, анализировать, решать проблемные ситуации.

На занятиях по подготовке к обучению грамоте дети учатся выделять звук из состава слова, проводить звуковой анализ и синтез слов разной сложности, знакомятся с буквами.

Наши выпускники знают и правильно употребляют термины «звук», «буква», «слог», «слово, «предложение», различают гласные и согласные звуки, согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие. Таким образом, они идут в школу не просто читающими, но и владеющие навыками звукового анализа и синтеза.

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Они часто ослаблены физически. Соответственно, возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми.

В связи с этим широкое применение получила здоровьесберегающая практика .

Основными задачами при подготовке детей к школьному обучению являются следующие:

  • развитие умения подчинять свои действия определенному правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого (волевая готовность),
  • воспитание интереса и желания учиться в школе (мотивационная готовность),
  • развитие речи,
  • развитие внимания,
  • развитие памяти,
  • развитие наглядно-образного мышления,
  • развитие мелкой моторики (зрительно-моторная координация).

Работа по подготовке детей с ОНР к школе должна включаться в каждое логопедическое занятие. Основными формами этой работы являются упражнения, игровые приемы и игры, т.к. ведущим видом деятельности дошкольников является именно игра.

Логопед должен также создать доброжелательную обстановку на своих занятиях, укрепить веру детей в собственные возможности, сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью, формировать интерес к занятиям. Чтобы усилия педагога были эффективными необходимо:

Нe допускать, чтобы ребенок скучал во время занятии. Если ребенку весело учиться — oн учится лучше. Интерес — лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий,

Повторять упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, нужно сделать перерыв, вернуться к нему позднее или предложить ребенку более легкий вариант,

Не проявлять излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса,

Быть терпеливым, не спешить, не давать ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности,

В занятиях с ребенком нужна мера. Не нужно заставлять ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен,

Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия, поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму,

Развивать в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научить ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы,

Избегать неодобрительной оценки, находить слова поддержки, чаще хвалить ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивать его слабости в сравнении с другими детьми. Формировать у него уверенность в своих силах.

Формированию качеств, необходимых будущему школьнику, помогает комплексная система педагогических воздействий, основанных на правильной ориентации детской деятельности и педагогического процесса в целом. Необходимо активно включать педагогов ДОУ и родителей в процесс комплексной подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, в период подготовки детей с ОНР к школе, мы создаем коррекционно-педагогические условия для полного общего развития ребенка с учетом его особенностей и потребностей. Благодаря этому, наши выпускники оказываются полностью адаптированными и подготовленными к школьному обучению.

Лысогор И.В.,
учитель-логопед

Учителя-логопеда в инклюзивном образовательном пространстве

Инклюзивное образование— обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (Закон 3 «Об образовании в РФ» п.27 ст.2)

Современная ситуация в образовании определяется не только введением новых ФГОС ОО, содержащих требования к обучающимся, но и нового профессионального стандарта педагога. Педагог рассматривается как ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» ().

Профессиональный стандарт задает высокие требования к профессиональной компетентности педагога, одновременно повышая его ответственность за результаты педагогической деятельности. Наряду с уже известными компетенциями, которые педагог обязан реализовывать в профессиональной деятельности (например, эффективно регулировать поведение обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды; уметь общаться с детьми, признавая их достоинство и принимая их; уметь проектировать психологически безопасную и комфортную среду и др.) сформулированы новые, ранее не обозначенные требования. Современный педагог должен владеть психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для адресной работы с различными контингентами обучающихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.


Решать поставленную задачу можно через развитие инклюзивного образования.

Основные стратегии инклюзивной школы:

Создание условий общей доступности образовательного учреждения (универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полную интеграцию детей с особенностями развития, детей-инвалидов);

Создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды, системы воспитания толерантного самосознания;

Кадровое обеспечение (учителя, учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, тьютор, педагоги дополнительного образования , координатор по инклюзии);

Разработка индивидуальных учебных маршрутов и планов;

Разработка и апробация новых форм многоуровневой подачи учебного материала и организации урока.

Учитель-логопед - это специалист, занимающийся вопросами выявления и коррекции нарушений речевого развития и коммуникации детей с ограниченными возможностями здоровья.

В последние годы контингент детей общеобразовательных школ значительно изменился. С учетом активного внедрения инклюзивной практики в общеобразовательные организации с каждым годом среди учащихся, поступающих в первый класс, увеличивается число детей с различными нарушениями в речевом развитии. Наиболее распространенными отклонениями развития являются речевые расстройства.

В настоящее время выделяется ряд речевых проблем, которые возможно и целесообразно преодолевать только в рамках специальной школы V-го вида для детей с тяжелыми нарушениями речи (алалией, а также тяжелой дизартрией, ринолалией, заиканием), однако детей с такими выраженными речевыми расстройствами (а в некоторых случаях с сочетанной патологией, то есть нарушений не только речевой функциональной системы, но и других линий развития: познавательной, социальной физической) не так много. По мнению большинства специалистов, занимающихся проблемами инклюзии, основная масса детей с речевыми нарушениями может обучаться в условиях общеобразовательной школы, на базе которой должна осуществляться целенаправленная систематическая логопедическая помощь.

Учитель-логопед, являясь членом команды специалистов (учителя-дефектолога, педагога-психолога, тьютора, социального педагога), реализующих психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве, осуществляет коррекционную работу , направленную на преодоление возможных трудностей при усвоении академического компонента образовательной программы , связанных с проблемами речевого развития и коммуникативными трудностями.

В связи с ориентацией системы общего образования на инклюзивную практику возросли требования к учителю-логопеду, работающему на школьном логопункте общеобразовательной организации. Это касается всех направлений деятельности учителя-логопеда: дифференциальной логопедической диагностики, разработки индивидуально-ориентированных программ коррекционного воздействия, подбора и разработки методов и приемов коррекционно-логопедической работы, работы с родителями детей с речевой патологией, профилактических мероприятий.

Цель деятельности — создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с ОВЗ для успешного усвоения академической составляющей образовательной программы.

Для достижения этой цели в процессе профессиональной деятельности учителя-логопеда решаются следующие задачи:

● проведение логопедического обследования с целью определения структуры и степени выраженности речевого нарушения: установление психолого-педагогического заключения (диагноза).


● Разработка перспективного плана коррекционно-логопедической работы (индивидуальной программы развития) с детьми, нуждающимися в логопедической помощи.

● Организация коррекционной работы по оказанию логопедической помощи ребенку с ОВЗ. Определение направлений, методов и приемов логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития.

● Комплектование групп для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся с ОВЗ. Проведение индивидуальных и групповых занятий по коррекции нарушений устной и письменной речи обучающихся (с использованием программного материала учебных дисциплин гуманитарного цикла).

● Участие в разработке адаптированных образовательных программ, методических рекомендаций по обучению детей с ОВЗ. Определение разнообразных методов, форм и средств обучения в рамках государственного стандарта , повышающих усвоение учебного материала.

● Проведение систематического изучения динамики речевого развития ребенка с ОВЗ в процессе освоения образовательной программы.

● Взаимодействие со специалистами психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьей.

● Обеспечение и контроль за соблюдением здоровьесберегающих условий обучения и воспитания детей с ОВЗ в общеобразовательной организации. Совместное с учителем (дефектологом , тьютором) проведение работы по соблюдению в классе правильного речевого режима, по обогащению и систематизации словарного запаса обучающихся в соответствии с учебными предметами, развитию коммуникативных умений.

● Реализация коррекционно-развивающей и социальной составляющих процесса психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ.

● Консультативная работа по формированию психолого-педагогической компетентности по вопросам онтогенеза детской речи, проявлений вариантов дизонтогенеза; обучение родителей специализированным приема преодоления имеющихся расстройств устной речи и подбор комплексов коррекционно-развивающих упражнений, направленных исправление недостатков письма и чтения, а также их профилактику.

● Консультирование педагогических работников по использованию специальных методов и приемов оказания помощи ребенку с ОВЗ, имеющими речевые нарушения.

Коррекционно-педагогическая деятельность учителя-логопеда осуществляется на основании программы коррекционной работы, входящей в структуру основной образовательной программы общеобразовательной организации. Исходя из этого, определяются основные направления деятельности учителя-логопеда в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, обучающихся в инклюзивной образовательной организации.

Диагностическое направление работы учителя-логопеда включает в себя углубленное изучение ребенка с ОВЗ, выявление индивидуальных особенностей речевого развития и причин возникновения проблем в развитии, воспитании, обучении и социализации ребенка с ОВЗ. Логопед осуществляет подробное логопедическое обследование в первые две недели сентября (с 1 по 15 сентября) и последние две недели учебного года (с 15 по 31 мая). Результаты логопедического обследования учитель-логопед представляет на школьном медико-психолого-педагогическом консилиуме. Первичное логопедическое обследование позволяет судить об уровне речевого развития ребенка с ОВЗ, сформированности коммуникативных и регулятивных универсальных действий и сформулировать основные направления, содержание и методы коррекционно-логопедической работы с детьми с ОВЗ. В процессе осуществления логопедической помощи ребенку предусматривается промежуточное логопедическое обследование, позволяющее скорректировать имеющуюся индивидуально-ориентированную программу коррекционно-логопедического воздействия и акцентировать внимание на наиболее стойких проблемах речевого развития ребенка (как в устной, так и в письменной речи). Итоговая диагностика должна представлять собой углубленное логопедическое обследование, охватывающее все компоненты речевой системы и выявляющее сформированность всех видов универсальных учебных действий.

Коррекционно-развивающее направление работы учителя-логопеда включает в себя реализацию коррекционно-развивающих программ с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта, а так же оказание помощи педагогическому коллективу в индивидуализации развития, обучения воспитания ребенка с ОВЗ. В содержание данного направления входят следующие аспекты:

● выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных программ, методик и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

● организация и проведение индивидуальных и групповых занятия по коррекции нарушений устной и письменной речи, а также развитию коммуникативных навыков детей с ОВЗ.

Организационно-методическое направление работы учителя-логопеда заключается в разработке индивидуально-ориентированных коррекционно - развивающих программ, помощь в составлении адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ, подборе дидактических и методических материалов, а также ведении документации. На протяжении учебного года (с сентября по июнь включительно) логопед оформляет следующие документы: речевую карту на каждого ребенка с речевыми нарушениями, перспективный и календарный планы работы, индивидуальные тетради на каждого ребенка, годовой отчет о результатах коррекционного обучения.

Учитель-логопед принимает участие в школьных методических объединениях, заседаниях ПМПк, пополняет логопедический кабинет новинками методической и дидактической литературы. Реализуя инклюзивную практику, логопед постоянно совершенствует свой научно-методический потенциал, изучая информацию о системе инклюзивного образования в целях создании необходимых условий для детей с ОВЗ (в частности, с тяжелыми нарушениями речи) на базе общеобразовательной организации, изучает предлагаемые новые нормативно-правовые документы.

Консультативно-просветительское направление работы включает:

● индивидуальное и групповое консультирование семьи по вопросам речевого развития и коммуникации детей с ОВЗ, формирования психолого-педагогической компетентности родителей (или законных представителей) детей с ОВЗ, задействованных в инклюзивном процессе, по вопросам онтогенеза устной и письменной речи, проявлений нарушений речевой системы, подбора простейших приемов логопедической работы по коррекции речевых нарушений у детей.

● консультирование педагогов и других участников образовательного процесса по вопросам речевого онтогенеза и дизонтогенеза, создания речевой развивающей среды, возникающим проблемам, связанным с развитием, обучением и воспитанием ребенка с ОВЗ в процессе реализации инклюзивной практики. Учитель-логопед консультирует администрацию образовательной организации и педагогов по вопросам организации специальных образовательных условий для ребенка с ОВЗ.

Профилактическая работа заключается в своевременном предупреждении у ребенка с ОВЗ возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития на каждом уровне общего образования.

Каждое направление деятельности учителя-логопеда включается в единый процесс психолого-педагогического сопровождения и в рамках инклюзивного образования приобретает особое значение, так как ориентированно не только на преодоление речевых расстройств у обучающихся с ОВЗ, но и на их социализацию и адаптацию в среде нормально развивающихся сверстников.

Каждое направление деятельности учителя-логопеда включается в единый процесс психолого-педагогического сопровождения, обретая свою специфику, конкретное содержательное наполнение.

Информация подготовлена методистом кафедры педагогики и психологии

КГАОУ «Камчатский институт ПКПК»

Использовался материал из книги: Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

и детей-инвалидов в образовательное пространство/ и др. -

М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. - С. 39 – 45.

Литература

1. Алехина образование в свете нового Закона «Об образовании в Российской Федерации»//Бюллетень УМС. - №2. – 2013.

2. Дмитриева деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении. Инклюзивное образование. Выпуск 3.- Москва: Школьная книга, 2010.

3. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений Серия «Инклюзивное образование». – М., 2012 .

4. Семаго определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование. Выпуск 2. – М.: Школьная книга, 2010 .

5. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. , . — М.: МГППУ, 2012.

6. , О роли центров психолого-медико-социального сопровождения и психолого-медико-педагогических комиссий в инклюзивном образовании. Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. - М: Веди», 2013.

Основные термины и понятия

Безопасная образовательная среда - образовательная среда, которая удовлетворяет основные потребности в личностно-доверительном общении, обеспечивает психологическую защищенность включенных в нее субъектов, обеспечивает диалогичность взаимодействия, обучение сотрудничеству и отказу от психологического насилия во взаимодействии, развитие и формирование психологически здоровой личности.

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и/или психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией, и препятствующие получению образования без специальных условий.

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием.

И. С. Тургенев

Эссе на тему «Роль учителя-логопеда в образовательном процессе».

По-моему мнению, в руках логопеда самая дорогая ценность – ребенок, его развитие и перспективы. Для ребенка, имеющего речевые нарушения, большое значение имеет специалист, к которому он попадет. Логопед не только открывает ему неограниченные возможности общения, я являюсь – своеобразным проводником маленького человека в многообразный мир человеческих взаимоотношений. Моя работа по преодоление речевого нарушения вселяет в ребенка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей. Раздвигая рамки общения – как в среде сверстников, так и со взрослыми – ребенок становится более эмоциональным, пытливым и отзывчивым. Меняются его взгляды на мир, его отношения с окружающими. Он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям, ощущает себя полноценным человеком. Для того чтобы раскрыть ребенка и сама стараюсь быть открытой детям, должна уметь организовывать общение ребенка, обеспечивать взаимопонимание, сотрудничество, уметь поставить себя на место ребенка, понять его внутренне состояние, особенности личности.

Учитель-логопед должен обладать знаниями, умениями и навыками, позволяющими эффективно взаимодействовать с другими участниками коррекционно-развивающего процесса, поэтому повышение его личностно-профессиональных качеств необходимо.

По моему мнению, учитель-логопед должен обладать следующими компетенциями:

Быть квалифицированным работником соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда;
-ответственным, свободно владеющим своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности;
-способный к эффективной работе по специальности;
-готовый к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Я думаю, что современный учитель-логопед должен быстро ориентироваться в нестандартных ситуациях, быть профессионально и психологически готовым к постоянному обновлению средств коррекционно-педагогической работы, форм и методов организации собственной деятельности, которая основывается на строгом соблюдении принципов деонтологии (системы взаимодействия с лицом, имеющим речевое расстройство, с его родственниками и т.д.).

-«вхождение» в профессию логопеда (этап адаптации), этап через который проходят все начинающие педагоги;
- достижение приемлемого для устойчивой эффективности деятельности уровня когнитивного или личностного развития (в разных концепциях этап становления, стабилизации, идентификации с профессией, профессиональной зрелости);
- высшие достижения в профессии (этап мастерства, преобразования, творческого вклада в профессию).

Личностно-профессиональную компетентность учителя-логопеда можно представить как совокупность трех компонентов: мотивационного, операционального и рефлексивного. В соответствии с низким, средним и высоким уровнем сформированности указанных компонентов можно определить стадии профессионального развития педагога: адаптивно-ре-продуктивную, научно-методическую и профессионально-творческую.

Сложность коррекционно-педагогической деятельности учителя-логопеда состоит в том, что он имеет дело с относительно бесконечным числом признаков речевых и психофизических расстройств, каждый из которых может оказаться существенным. Отсюда вытекает необходимость развития умения поставить педагогическую цель, увидеть, сформулировать и решить педагогическую задачу.

Эффективность рефлексивного блока невозможна без одной из важнейших его составляющих – профессионального самосознания учителя-логопеда (Л.М. Митина и др.). В результате активного включения его в общественную жизнь и практическую деятельность формируется развернутая система социально-нравственных самооценок, завершается развитие самосо-знания и в основном складывается «Я-образ».
Педагогическая деятельность строится на разработанной учителем индивидуализированной рефлексивной модели, психологической базой которой является «Я-концепция». Степень адекватности «Я-образа» выясняется при изучении важнейших его аспектов – самооценки личности, своих возможностей, качеств и места среди других людей, профессиональных качеств.
Процесс повышения личностно-профессиональной компетентности логопеда детерминируется конструктивным преодолением трудностей, постоянно и неизбежно возникающих в логопедической практике, что обеспечивает переход на более высокий уровень профессионального самосознания. Именно познание себя, своей личности, профессионально значимых качеств (мотивационный, операциональный и рефлексивный компоненты) позволит специалистам эффективнее планировать собственную профессиональную деятельность. Недостаточное знание этих качеств, отсутствие тонкой дифференциации собственных эмоциональных состояний затрудняет профессиональный и личностный рост.
Таким образом, структура личностно-профессиональной компетентности учителя-логопеда приобретает гармоничность на основе соразмерного и пропорционального развития всех ее составляющих. Для этого необходимо определить соответствующие условия, т.е. соответствие личности педагога требованиям профессии, оптимизацию процесса коррекционно-педагогической деятельности, изменение и совершенствование психологических компонентов его личностно-профессиональной компетентности.

Способность к саморазвитию не зависит от профессионального стажа.

Данные способности зависят от личностных характеристик педагога: профессиональной направленности, педагогических потребностей, мотивации собственной коррекционно-педагогической деятельности и уровня удовлетворенности избранной профессией.

Таким образом, личностно-профессиональная компетентность учителя-логопеда характеризуется как совокупность трех компонентов: мотивационного, операционального и рефлексивного, в соответствии с уровнем сформированности которых определяются стадии профессионального развития: адаптивно-репродуктивная (низкий уровень), научно-методическая (средний уровень) и профессионально-творческая (высокий уровень).

Мотивационный блок:
- сдвиг акцентов с внешних отрицательных мотивов педагогической деятельности у учителей-логопедов на внешние положительные и внутренние;
- повышение уровня удовлетворенности избранной профессией, самоопределения и снижение риска сменить профессию;
- стимуляция активного саморазвития и активизация стремления к самообразованию, преодоление собственной инерции.
Операциональный блок:
- развитие и обогащение умения целесообразно обходиться со своим временем и возможностями;
- развитие умения рациональной организации логопедической практики;
- развитие умения организации психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка;
- развитие творческой направленности и умения импровизировать при проведении логопедических занятий;
- совершенствование собственного стиля профессиональной деятельности;
- организация продуктивного взаимодействия с администрацией образовательного учреждения и родителями, стимуляция активного профессионального развития.
Рефлексивный блок:
- развитие понимания возрастающей ответственности учителя-логопеда в системе комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка;
- активизация процессов самопознания своих возможностей, потребностей, а также собственного профессионального опыта.

Логопед, который не только владеет нормами профессиональной коррекционно-педагогической деятельности, но и изменяет, развивает свою личность средствами профессии, именно такой логопед – профессионал.

Эссе «Педагог в современном мире!»

Бредихина Наталья Сергеевна

Учитель - дефектолог - логопед

КГУ «ОСШИ №1 для детей с ОВР» г. Шахтинск

Я - логопед. И для меня это звучит гордо!

Наверное, как и большинство маленьких девочек в детстве я любила лечить и учить. Ещё в детском саду, смотря на свою мамочку, которая была моим воспитателем, я очень хотела быть «как она», работать с детьми. Ходила с бабушкой в школу и смотрела, наблюдала за ней, как она учила детей и давала им знания по русскому языку и литературе. Именно они стали примером, образцом для подражания и помогли определить мне мой дальнейший путь. У каждого человека есть определенная «миссия» в этом мире. Моя «миссия» - быть учителем. Я педагог в третьем поколении. Меня, тоже когда-то учили, именно любовь к детям, мне привили моя бабушка и мама. Сотни раз я слышала одну и ту же фразу: «Мало выучиться на учителя, нужно любить детей! Без любви не будет хороших результатов. На работу нужно, идти с желанием, как будто идешь на праздник…». Когда-то для меня эти фразы были далеки, и я не понимала ее. Как можно всю себя посвятить детям? А как же семья, дом? Мама и бабушка успевали всё. Теперь, когда прошло двадцать лет, я поняла весь смысл сказанного.

В 1990 году я поступила в Карагандинский педагогический институт, по специальности олигофренопедагог, логопед. В процессе обучения я всё больше и больше осознавала, что сделала правильный выбор. В настоящее время я работаю в КГУ «Общеобразовательная средняя школа-интернат для детей с особыми возможностями в развитии». Здесь своя специфика работы. Дети с разными диагнозами, а некоторые со сложными судьбами. Порой бывает нелегко, коррекционная работа идет очень сложно, медленно. Но учатся не только мои воспитанники, вместе с ними учусь я сама - выдержке, терпению, пониманию, отзывчивости, доброте, толерантности. Я всегда много отдаю детям, но и много получаю от них. Хорошо зная возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка, я умею поставить себя на его место, понять его внутреннее состояние. Это помогает мне готовиться к занятиям и проводить их. При возникновении различных ситуаций на занятиях, я корректирую ход занятия непосредственно во время проведения. Поэтому, считаю, что настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение. Терпение и оптимизм - две важнейшие составляющие в работе с особыми детьми. Желаемый результат будет не скоро, но по крупицам изо дня в день мы к нему идем. И как приятно видеть результат ежедневной, кропотливой работы. Когда что-то получается, ребёнок «зарычал», «зашипел» или научился произносить сложное слово, этот маленький человечек счастлив и горд за себя, рад своей маленькой победе. Вот из таких маленьких побед и состоит моя работа, работа учителя-логопеда.

Современное общество требует от учителя проявления активной жизненной и профессиональной позиции. В качестве главного показателя профессионального мастерства, я считаю это умение понять причину того явления, с которым столкнулся педагог. Это предполагает проведение качественного анализа ситуации. Таким образом, за профессиональным мастерством скрадывается умение работать с конкретным ребенком. А так же умение подойти к любой ситуации не стандартно. Профессиональная репутация педагога коррекционно-развивающего обучения во многом зависит от его активности в достижении максимально возможного уровня развития ребенка с особыми образовательными потребностями и интеграции его в повседневной жизни.

Чтобы постоянно быть на высоте я много времени уделяю повышению уровня своего профессионального мастерства. Для этого я изучаю новинки методической литературы, посещаю семинары, методические объединения, активно использую ИКТ, изучаю материал педагогических порталов, сетевых предметных сообществ, изучаю логопедические сайты. Учитывая современные тенденции в информационном мире, изучаю инновационные технологии, видоизменяю, модифицирую их и внедряю в свою работу отдельные значимые элементы из них.

Я считаю, что в процессе коррекционной работы, возрастает педагогическая и социальная значимость сохранения и укрепления здоровья детей. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее существенны среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Они помогают мне на разных этапах коррекционно-речевой работы. Изначально использую фонетический логотренинг «Играем, двигаемся - развиваемся» как систему занятий и подготовительных упражнений для развития артикуляционной, общей и мелкой моторики, просодики, слухового и зрительного восприятия, слухового внимания и памяти у детей. Детям очень нравятся различные виды самомассажа: головы, ушных раковин, лица, шеи, кистей и пальцев рук; традиционные и нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики (биоэнергопластика, театр пальчиков и язычка, сказочные истории из жизни Язычка, комплексы упражнений для выработки артикуляции звуков). Кроме этого, я в своей работе, использую такие здоровье сберегающие технологии как:

* технология Су-Джок терапии;

* технология дыхательной гимнастики (Цыгун);

* технология кинезиологических движений (А. Сиротюк);

* технология сменности положения тела (В. Базарный). На основном этапе логопедической работы применяю метод су-джок терапии. Использование су-джок массажёров - массажных шариков и массажных колечек в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий, всё это способствуют повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень сенсорного развития и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с каждым ребёнком.

Быть «на одной волне» с ребёнком, создавать различные ситуации общения мне помогают информационные технологии. Специализированная логопедическая компьютерная программа «Игры для Тигры», компьютерные игры под тематикой: «Учимся говорить правильно», «Уроки тётушки Совы», подготовленные мною презентации по постановке, автоматизации и дифференциации звуков, способствуют решению коррекционно-развивающих задач, соответствующих индивидуальным возможностям каждого ребенка с особыми образовательными потребностями. Таким образом, индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребёнком составляется на основе комплексного включения компьютерной и логопедической технологий. Опыт использования специализированных логопедических компьютерных программ, презентаций, показал, что применение новых информационных технологий в логопедической работе позволяет значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций у детей.

Для результативной коррекционно - логопедической работы, я сознательно включаю родителей в совместную работу. Их активное участие в коррекционно - развивающем образовательном процессе, позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы и создать единое пространство речевого развития ребёнка. С родителями я выстраиваю партнерские отношения, ведь именно родители являются заказчиками образовательных услуг учителя - логопеда и первыми моими помощниками в коррекционно - развивающей работе. Мною ведутся тетради взаимосвязи с родителями, что даёт возможность родителям каждую неделю знать, какую тему изучает ребенок, что он должен знать по этой теме и помогает им закрепить пройденный учебный материал в совместной работе с ребенком, выполнение артикуляционной гимнастики для постановке и автоматизации звуков, отражённое и самостоятельное проговаривание чистоговорок и проведение «Речевых зарядок». Выстраивая взаимодействие с родителями, руководствуюсь этим принципом и девизом: «Родитель - не гость, а полноправный член команды школы-интерната!». Всегда учитываю мнения других педагогов, воспитателей, педагога-психолога, врача терапевта консультируюсь у них, если это необходимо, консультирую их. Ребёнок, родители, педагоги, психолог, врачи и я — команда! Команда должна работать в единстве друг с другом. И цель у нас одна: сделать каждого ребенка счастливым, помогая ему научиться говорить, общаться, радоваться каждому дню.

Я часто вспоминаю слова Я.А. Коменского: «Наша профессия самая лучшая, как никакая другая под солнцем». Я согласна с высказыванием, что учитель — это не профессия, это — призвание, миссия. Для меня моя работа — это не только служба, это смысл жизни. Я не работаю в школе-интернате, я там «живу». Нельзя закончить занятие, закрыв кабинет; невозможно забыть про своих учеников, вернувшись, домой. Каждый день и каждый час я думаю о них. Моя цель: познакомить ребят со всем многообразием выразительных средств речи, помочь им научиться управлять органами речи и ещё красиво, правильно, чётко говорить и писать без ошибок, кроме этого научить их любить жизнь, понять в чем счастье, помочь найти свой путь. Поэтому как-то постепенно с опытом сложился мой Кодекс поведения:

1. Создавай ситуацию успеха хорошим настроением и позитивным отношениям.

2. Всегда готовься к занятиям как в первый раз, чтобы получать удовольствие от процесса общения и процесса сотворения нового.

3. Будь открытым и искренним, умей признавать свои ошибки.

4. Умей учиться от учеников и благодари их за общение.

5. Из любой ситуации можно найти выход, если не рассматривать ее как проблему.

Повезло ли мне с выбором профессии? Я уверена: если дети с удовольствием идут ко мне на занятия, значит, я всё делаю правильно. Я счастлива, что вижу плоды своего труда; знаю, что мои воспитанники выберут разные дороги в жизни, и им обязательно пригодится красивая грамотная речь. Работать с детьми интересно, каждый ребенок уникален и неповторим в своем проявлении и личностном развитии. Я хочу помочь каждому ребенку с речевыми нарушениями. Какое это удовлетворение и удовольствие, когда видишь, что твоя работа дает хорошие результаты. Особенно приятно, когда эти результаты вижу не только я, но и родители. Каждый день, занимаясь с детьми, я отдаю им частичку своего сердца, согреваю теплом своей души.

Мне нравится моя профессия, потому что она дает мне возможность ежедневно погружаться в чудесный мир детства и позволяет мне, в какой-то мере чувствовать себя ребенком.

На вопрос: "Кем вы работаете?" Я с гордостью отвечаю: "Я учитель-логопед!". Только профессия учителя-логопеда гармонично сочетает в себе мудрость педагогики, прозорливость психологии и, конечно же, милосердие медицины. Я это знаю, умею и делаю!

Елена Александровна Трафимова
Роль учителя-логопеда в формировании речевого развития ребёнка

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии . Поэтому вопрос комплексного подхода к коррекции речевого и психического развития является наиболее актуальным. Задержки в формировании речи обусловлены рядом факторов. Один из них – это неблагоприятное влияние языковой среды, в том числе недостаточное речевое общение ребенка с родителями. В процессе взаимодействия педагогов с семьями довольно часто выявляется, как мало родители уделяют должного внимания преодолению речевого нарушения у ребенка : не замечают недостатков в его речи, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом все исправится. Обеспечение тесной взаимосвязи между родителями и педагогическим коллективом - важнейший аспект в коррекционно-образовательной деятельности ДОУ. Целенаправленная, систематически спланированная, комплексная работа педагогического коллектива и осознанная заинтересованность родителей – значительно повысит результативность обучения. Не целенаправленность или бессистемность работы с родителями приводит к усугублению речевых и коммуникативных трудностей детей.

Таким образом, актуальность выбранной темы заключается в том что, современным родителям нужна постоянная помощь учителя – логопеда для решения проблем речевого развития ребенка . Для того, чтобы повысить уровень речевого развития ребенка , необходимо целенаправленно и систематически вести работу по речевому развитию детей , которая должна предусматривать обучение родителей общению с детьми в игровой форме . Родители нередко сами отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов , так как не владеют необходимыми знаниями и умениями и достаточным количеством свободного времени для занятий с детьми дома. Отсюда возникает проблема : родителям необходимо дать определенный уровень знаний, умений по вопросам речевого развития детей .

Цель работы : поиск эффективных форм взаимодействия учителя -логопеда с родителями.

Задачи :

1. Подобрать наиболее оптимальные формы и методы взаимодействия с семьей, учитывая индивидуальность каждого из родителей.

2. Рационально спланировать работу с родителями, способствующую их активному включению в коррекционный процесс и апробировать ее на практике.

3. Определить эффективность выбранных нами форм работы с родителями .

Предварительный опрос родителей показал, что большинство (86%) родителей считают, что их ребёнок нуждается в логопедической помощи. Почти все из них считают необходимым участие родителей в коррекционной работе с ребёнком . Но все родители затрудняются в том, какую именно помощь они могут оказать своим детям.

Следовательно, необходимо проводить просветительскую работу среди родителей по формированию у них компетентности в вопросах преодоления речевых нарушений у детей . Задача учителя -логопеда помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка , выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления речевого нарушения , наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.

Для целенаправленной и систематической работы с родителями было составлено планирование на основе наиболее оптимальных для нашего ДОУ форм работы . Их можно условно разделить на 2 вида : просветительские и практические.

Просветительские формы работы с родителями :

Родительские собрания

Стенды «Поговори со мною, мама» , «Говорим грамотно»

Папки-передвижки (на каждой группе)

Индивидуальные беседы

Практические формы работы :

Домашние задания (логопедическая тетрадь)

Открытые занятия для родителей

Работу с родителями целесообразно проводить в двух формах письменной и устной . Необходимо подчеркнуть преимущество письменной формы .

Во-первых, обращение только в устной форме требует много времени.

Во-вторых, родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию , которую они последовательно получают от педагогов.

И в-третьих, для того, чтобы родители смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им, их необходимо, в начале, убедить в этом, предложить определённый алгоритм действий и вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно.

Индивидуальная работа с родителями имеет то преимущество над коллективной, что позволяет установить более тесный контакт с родителями. Поэтому в своей практике я использую такой вид работы с родителями, как индивидуальные беседы. В беседе с родителями можно выделить те проблемы, которые их интересуют в коррекции речевых нарушений . В ходе беседы родители получают советы, рекомендации.

Консультации : В совместной работе учителя -логопеда и семьи необходимы для решения тех или иных проблем речевого развития детей . Наиболее актуальные темы для консультаций : «Артикуляционная гимнастика» , «Речевые игры дома » , «Автоматизация звуков в домашних условиях» и др. К консультациям организуем выставки пособий, дидактических игр. Родители могут воспользоваться подбором практического материала.

Одной из форм работы с родителями является Тетрадь. В ней записываются индивидуальные задания по коррекции звукопроизношения, что помогает привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка . Выполнение заданий позволяет увеличить время и частоту речевых упражнений , добиться быстрого и устойчивого результата. Успех коррекционной работы зависит от добросовестного отношения родителей к выполнению предложенных заданий.

Нарушение звуко-наполняемости и слоговой структуры слов родители, как правило, относят к возрастным особенностям речи детей, не замечают бедности, неточности словаря, умиляются ошибкам грамматического плана. Отсюда появилась проблема : как информировать всех родителей по формированию у дошкольников лексико-грамматического строя речи.

Примеры упражнений

Тема «Весна»

Образовать признак по аналогии : март -мартовский, апрель-апрельский. .

упражнение «До - между - после» (повторить последовательность времен года и месяцев) .

Тема «Зимние забавы»

Упражнение

«Почему так назван?» (упражнение на словообразование, в том числе и образование сложных слов) :

конькобежец (бегает на коньках, саночник (катается на санках, лыжник (катается на лыжах, хоккеист (играет в хоккей) и т. д

Тема «Фрукты» упражнение «Скажи ласково» лимон-лимончик, яблоко-яблочко, абрикос-абрикосик.

Что можно приготовить? (образование относительных прилагательных) : салат из капусты-капустный, а запеканка., салат из моркови., а запеканка-…

У нас составлен перспективный план проведения этой игры с родителями и детьми подготовительных к школе групп.

Задачи поставленные учителем-логопедом

· развивать у детей внимание к слову, его различным значениям,

· развивать графомоторные навыки.

· развивать связную речь ,

· выработать умение выбирать из своего словарного запаса нужное слово,

· совершенствовать словесно-логическое мышление,

· развивать понимание чужой и активизация собственной речи.

В играх участвуют дети подготовительных к школе групп. Дети группы делятся на пять команд, так как в год всего проводится 5 игр. Каждая команда играет в игру, сценарий который составляется по одному из художественных произведений : К. Чуковский «Федорино горе» , Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот» , П. Бажов «Серебряное копытце» , А. Толстой «Буратино» , Е. Шварц «Сказка о потерянном времени» . Для укрепления связей между детьми и родителями, для поднятия детской самооценки, для создания ситуации успеха в игре разработаны и строго соблюдаются следующие правила : отсутствует элемент соревновательный, дети и родители играют в одной команде, помогают друг другу, зрители помогают «зарабатывать» буквы, поддерживают участников аплодисментами и танцами.

Перед игрой осуществляется большая предварительная работа :

1. воспитателями : работа с детьми (чтение произведения, просмотр видеофильма, обсуждение сюжета) ; организация родителей (собеседование, анкетирование, обговаривание их роли в игре) .

2. учителем-логопедом : работа с детьми (обучение детей звукобуквенному анализу и синтезу, развитие фонематического слуха и другое).

Организация интеллектуально-деловой игры «Большие буквы для маленьких детей» строится на основе следующих правил взаимодействия с родителями.

Правило первое – информированность . Родители знакомятся с содержательным аспектом интеллектуально-деловой игры. Им предлагается информация о возможных способах участия в игре, о сроках каждого этапа, о том, где и как будет проходить игра. Для этого в групповой комнате выделено место, где размещается все, что касается совместной деятельности детей и родителей в предстоящей игре. Информация носит для родителей понятный и привлекательный характер.

Правило второе – добровольность и возможность выбора. Родителям заранее предлагаем выбрать месяц, когда они смогут поучаствовать в игре, а также варианты участия с учётом их интересов и возможностей.

Правило третье – чувство успешности. В письменной форме заранее предлагаются родителям и детям варианты упражнений, подобных тем которые используются в игре. Знакомые игры способствуют успешности выполнения игровых заданий. Мы поддерживаем и поощряем участие членов семьи, благодарим каждого участника за его персональный вклад по окончании игры. В группе также определено специальное место для размещения благодарственных листов, писем, грамот.

Структура интеллектуально-деловой игры состоит из трёх этапов :

1. Подготовительный этап, который включает в себя определение цели, задач игры, организационных правил, регламентирующих ход игры, выбор литературного произведения, просмотр телепередачи в оригинале, подготовку необходимого наглядного материала и оборудования, составление сценария, проигрывание однотипных игр, организацию родителей.

2. Ход игры, заключающийся в выполнении всеми участниками игры необходимых правил и действий.

3. Итог игр–это анализ ее результатов : награждение семей-участников, обсуждение проблем родителей в воспитании детей.

Итак, какие бы значительные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с учителем-логопедом , они приобретут значение лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Никакая позитивная динамика в ходе коррекционного воздействия не сможет привести к достижению ожидаемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребенка не находят