Главная · Педагогические · Когда проходит крестный ход на Пасху? Пасхальное Богослужение: все о Пасхальном Богослужении

Когда проходит крестный ход на Пасху? Пасхальное Богослужение: все о Пасхальном Богослужении

Пасха 2018, пасхальный крестный ход, когда бывает, что надо знать о ночном пасхальном богослужении

Пасха Христова , главный праздник Русской православной церкви, в 2018 году приходится на 8 апреля. Традиционно пасхальное богослужение бывает ночным и включает в себя ПАСХАЛЬНЫЙ КРЕСТНЫЙ ХОД.

Крестный ход на Пасху начинается ночью, в 24 часа, в воспоминание того, что святые жены-мироносицы шли ко гробу Спасителя "еще сущи тме" , то есть когда было темно.

Народ собирается в храме заранее, так как перед этим служится полунощница, которая начинается вечером в субботу, примерно в 23 часа. Верующие готовят свечи и лампады – закрытые подсвечники, что бы на улице ветер не гасил пламя свечей.

Ко времени завершения полунощницы молящиеся выстраиваются прямо в храме для несения хоругвей и икон. Впереди встает несущий фонарь со свечой. За ним располагается прихожанин или церковнослужитель, несущий крест. За ними на две стороны встают прихожане храма с хоругвями с ликами Иисуса Христа и Богородицы, но их бывает и больше. Чаще всего хоругвеносцы – крепкие мужчины, так как несение хоругвей, особенно если они большие, дело не простое.

За хоругвеносцами встает прихожанин с праздничной иконой Воскресения Христова, далее располагаются в две колонны прихожане с другими иконами, нередко их несут женщины и подростки. Вся эта группа выстраивается в храме, лицом к выходу, еще до окончания полунощницы.

Крестный ход на Пасху 2018, когда начинается, особенности

И вот все подготовились, на какой-то момент в храме устанавливается полная тишина. Когда подходит время, к стоящим присоединяются священнослужители и певчие, Крестный ход начинает движение. Священник идет с тройным подсвечником на котором расположены пасхальные свечи, не редко трех цветов - желтая, красная и зеленая. Алтарники несут большую свечу и Евангелие, диакон совершает каждение. В руках у прихожан зажженные свечи, часто красного цвета. Когда процессия выходит их храма, его двери закрываются.

После выхода, Крестный ход начинает обход храма слева направо. В это время раздается Благовест – звонарь ударяет в один колокол. Все идущие тихо поют вместе с певчими: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

Крестный ход обходит вокруг храма, причем, если это монастырь или храмовый комплекс, то обход совершается по самому большому кругу, объединяя постройки в единое. Подойдя к дверям храма, из которого перед этим все вышли, священник, крестообразно кадит кадилом и восклицает: Слава Святей и Единосущней и Животворящей и Нераздельней Троице… В ответ раздается «Аминь» и первый раз поется пасхальный Тропарь. В это время колокола начинают праздничный звон. Далее с пением Пасхальных стихир народ входит в храм и начинается богослужение.

Крестный ход на Пасху 2018, когда начинается, особенности

Пасхальные Крестные ходы с чтением Евангелия и окроплением молящихся на Светлой седмице совершаются ежедневно, после литургии. До Вознесения Крестные ходы бывают один раз в неделю – после воскресного утреннего богослужения.

Всегда в ночь с субботы на воскресенье. Обычно это действие происходит ближе к полуночи. Потому что, именно после Крестного хода наступает Пасха. Но с окончанием Крестного хода служба не заканчиваются. Начинаются праздничные богослужения, которые продлятся еще несколько часов.

Почему такое название

В православии крестные ходы могут быть продолжительными или короткими. На Пасху, в частности, происходит именно короткий крестный ход. Но бывают случаи, когда он идет из одного города в другой или даже плывет (в истории зафиксированы даже морские крестные ходы).

Такое название это действо получило из-за того, что в самом начале шествия священник несет большой крест. Далее служители храма несут самые главные иконы и хоругви. Когда происходит Крестный ход на Пасху 2015 – всегда ближе к полуночи. Священнослужители и паства три раза обходят храм. А какие будете готовить вы?



Смысл и значение пасхального Крестного хода

Несмотря на то, что пасхальный Крестный ход проходит около полуночи, служба в Великую субботу начинается в 20.00. Лучше всего прийти на службу пораньше и послушать хотя бы часть богослужения. Это предпраздничное богослужение является очень красивым и имеет для каждого верующего важный религиозный смысл.

Крестный ход начинается после того, как раздастся звон колоколов. Трижды священники и верующие обходят вокруг храма, и каждый раз останавливаются у дверей храма. Первые два раза двери закрыты, а в третий раз они открываются, что означает Христос Воскрес и Пасха наступила. Двери храма в данном случае является символом камня, который закрывал вход в пещеру, где был погребен Иисус Христос. Как известно, утром в воскресенье этот неподъемный камень был открыт.

Уже после полуночи и совершения крестного хода, с наступлением Пасхи, священники переодеваются в белую праздничную одежду и служба продолжается.




Когда нужно разговляться

Что значит разговляться? Это кушать пищу, которую мы освятили в в течение дня Великой субботы. Это еды не должно быть много, обязательно в наборе должен быть кулич и соль, яйца, кусочек мяса. Пасхальным утром нужно будет прочитать молитву и скушать по кусочку от каждого освященного продукта. Рекомендуется именно таким образом начинать свою трапезу в течение всей Цветочной недели.

Многие верующие хотят узнать, во сколь Крестный ход на Пасху 2015, чтобы спланировать праздничную трапезу. Но, согласно церковному уставу, трапезу нужно проводить именно пасхальным утром, а не сразу после богослужения.

Обычно Крестный ход накануне Пасхи проходит в каждой церкви вне зависимости от того, большой это город или маленькая деревня. Узнать точное время начала богослужения можно днем в Великую субботу, когда все верующие идут в храм, чтобы освятить свои пасхальные корзинки. Конечно, каждый человек может сам выбирать, что именно из всего богослужения в Великую субботу является для него главным. Но лучше, конечно, прийти к началу богослужения, затем присоединиться к крестному ходу и, уже по возможности, отстоять следующие несколько часов пасхальной службы.




В Пасху, как и в период Великого поста, крайне важно ходить в церковь. Для этого есть особенно подходящие дни, хотя, службы проводятся, чуть ли не каждый день. Конечно, Пасха для современного человека – это ярких праздник весны, сладких куличей и крашеных яиц. Но, куда более важно обращать внимание на духовную составляющую этого события. Когда-то, много лет назад, Иисус Христос принял мученическую смерть за каждый грех человека. Сегодня в наших силах не допускать греха, уважая жертву Сына Божьего.

Православные всего мира 16 апреля отмечают самый светлый и главный праздник христианства – Пасху. Многие верующие люди принимают активное участие во праздновании Пасхи, например, присоединяются к крестному ходу в своем городе.

Крестный ход на Пасху в 2017 в Москве и СПб

Празднование Пасхи начинается вечером в Великую субботу. В 2017 году этот день приходится на 15 апреля. Любой желающий может принять участие в службе и присоединиться к крестному ходу.

Когда будет Крестный ход в 2017 году?

Крестный ход начинается после службы субботним вечером. С временем трудно ошибиться – традиции церкви неизменны, и служба начинается всегда, ежегодно, ровно в 20.00. Пасхальная служба пройдет во всех городах, придерживающихся православной религии. Что любопытно, в 2017 году Пасха православная и католическая пройдут в один день, что бывает очень редко. Поэтому католики тоже 15 апреля будут участвовать в крестных ходах.

Ровно в 20.00 начинается пасхальная служба, во время которой все верующие отдают дань великому чуду Иисуса Христа, который воскрес после мучительной смерти на кресте. В этот день верующие уже знают, что Христос воскреснет, и эта благая весть будет передаваться от одного к другому. Крестный ход означает великую радость, всеобщее ликование после свершения великого чуда.

Пасхальная служба – одна из самых красивых в православной религии. Сразу после нее начинается крестный ход – это примерно около полуночи. Те, кто не хотят стоять службу в храме, могут подойти к нему в это время, чтобы присоединиться к шествию.

Самое большое шествие в Санкт-Петербурге пройдет вокруг Иисакиевского Собора. в каждой церкви страны, в больших и маленьких городах пройдет пасхальная служба, а затем крестный ход. Напомним, служба начинается в 20.00 – не пропустите великое шествие!

Даже в годы советских гонений этот день воскресения Христа помнили и по-своему отмечали. Во всяком случае крашеные яйца и куличи, пусть даже под названием «кекс праздничный», присутствовали почти в каждом доме. Советские власти всячески старались отвлечь народ от религиозных пережитков, и в пасхальную ночь граждане удостаивались чести посмотреть по телевидению концерт итальянской эстрады или что-то в этом роде. Даже фольклор не обошел праздник Пасхи. Всем памятен анекдот про то, как Брежнева приветствовали пасхальным приветствием: «Христос Воскресе, Леонид Ильич!» «Мне уже доложили», отвечал он.

И все это было на фоне того, что немногочисленные по тем временам храмы или молельные дома ломились от народа. В одной Москве более сотни тысяч людей шли в храмы на «пасхальную заутреню». Моя мама рассказывала мне свои воспоминания детства, как прабабушка — певчая церковного хора, будучи уже совсем старушкой, возвращалась на Пасху рано утром домой. Видно было, что она очень устала, но глаза ее излучали какую-то неописуемую радость и любовь.

Нам трудно понять значение Пасхи в те времена. Для многих было подвигом не то что сходить в храм, но и прилюдно разделить с кем-то пасхальную радость, ответив на приветствие: «Воистину воскресе!». Нам, привыкшим уже к священникам и открытым храмам, почти невозможно прикоснуться к тому подвигу, что совершали тогда многие христиане, отправляясь на пасхальное богослужение порой за сотни километров от своего дома. Да, для многих Воскресение Христово было просто народной традицией, но как бы то ни было, она была в «черном списке» советских властей и поэтому празднование Пасхи требовало от людей волевого усилия, определенной смелости, даже подвига.

Прежде чем перейти к разговору о сегодняшнем дне, стоит остановиться и понять, в чем же заключается отличие тех времен. Думаю, что для советского периода характерна такая особенность — даже самая минимальная обрядовая приобщенность к религии требовала от человека личного волевого решения, направленного против безбожной философии, атеистического мировоззрения. Пусть это не всегда была воля «за» Христа и церковь, но все же это было значимо, весомо и самое главное — ответственно. Получается так, что сама форма, пусть и примитивная, в виде хождения со свечами вокруг храма, но все же выражала нечто большее, чем участие. Крестный ход в советские времена был часто выражением личного доверия если не Богу, то опыту предков, церкви, в конце концов. И это очень важно.

А что сейчас?

Весь парадокс заключается в том, что с исчезновением коммунистического противостояния Церкви, с исчезновением препятствий к открытому участию в церковной жизни и снятием ограничений для ее развития так и не произошло осмысление и донесение до народа главного. Нашим согражданам так никто и не объяснил, что вместе с ГКЧП в 1991 году ушла именно эта автоматическая связь формы и личной веры, сопряженной с готовностью нести ответственность. Крестные ходы стали просто формой, которая может выражать веру, а может и не выражать. Большинство людей, присутствующих на пасхальном богослужении, и не догадываются, что причастность к форме, к обряду в большинстве случаев не гарантирует обретение внутреннего содержания.

Я совершенно не против того, что любой желающий может прийти в храм на Пасху, пусть даже он только в этот день и ходит. Я выступаю за то, чтобы не тешить ни себя, ни этих людей пустыми надеждами, что участие в крестном ходе — это что-то самодостаточное. Крестный ход — это своего рода дверь, через которую можно войти в то пространство, где совершается нечто важное для христиан, а можно так и остаться вне этого. Если в советские времена одно пассивное участие выражало активную веру, то в наши дни вера может быть выражена только в активном принятии того наследия, что оставил нам Христос.

Что произошло со Христом?

Один из двенадцати ближайших учеников Христа оставил нам такие воспоминания.

Иисус сказал ученикам: «Вы знаете, что через два дня Пасха. Сына человеческого предадут и распнут на кресте». В тот же день старшие священники и старейшины народа Израиля собрались во дворце первосвященника по имени Кайафа и сговорились тайком схватить Иисуса и убить.

Когда Иисус был в Вифании в доме прокаженного Симона, один из двенадцати, тот, кого звали Иуда Искариот, пошел к старшим священникам и сказал: «Что вы дадите мне, если я выдам вам Иисуса?» Они отсчитали ему тридцать серебряных монет.

В первый день праздника Пресных Хлебов ученики приготовили пасхального ягненка. Когда наступил вечер, Он сел за стол вместе с двенадцатью Своими учениками. Когда они ели, Иисус, взяв хлеб и произнеся над ним молитву благодарения, разломил и дал Своим ученикам, сказав: «Возьмите, ешьте, это Мое тело». Взяв чашу и произнеся молитву благодарения, Он подал им ее, сказав: «Пейте все из нее, это Моя кровь, кровь Нового Завета, которая проливается за стольких людей ради прощения грехов. Говорю вам: отныне Мне уже не пить вино — плод виноградной лозы, — вплоть до того дня, когда Я буду пить с вами новое вино в Царстве Моего Отца».

Пропев псалом, они отправились на Масличную гору. Иисус сказал им: «Все вы отступитесь от Меня этой ночью, но после того как Я воскресну из мертвых, вы найдете Меня в Галилее». Пришли они в место, называемое Гефсимания. Тут появился Иуда, один из двенадцати, и с ним большая толпа с мечами и кольями, посланная старшими священниками и старейшинами. Тогда Иисуса схватили и взяли под стражу, и все ученики покинули Его и убежали.

Толпа, взявшая Иисуса, привела Его к первосвященнику Кайафе, где уже собрались учителя Закона и старейшины. Старшие священники и весь Совет добивались против Иисуса ложных показаний, чтобы вынести Ему смертный приговор. Но хотя многие выступали как лжесвидетели, им это не удалось. Первосвященник спросил Иисуса: «Молчишь? Тебе нечего возразить на обвинения, которые они против Тебя выдвигают?»

Но Иисус молчал. Тогда первосвященник сказал Ему: «Именем Бога Живого заклинаю Тебя, скажи нам, Ты — Помазанник, Сын Бога?» «Это ты сказал, — ответил Иисус. — И больше того, скажу, отныне увидите Сына человеческого сидящим по правую руку Всемогущего и идущим по облакам небесным».

Тогда первосвященник разодрал на себе одежды и сказал: «Богохульство! Зачем нам нужны еще свидетели? Вы сами только что слышали богохульство! Каким будет ваше решение?» «Виновен и должен умереть», — ответил Совет.

Рано утром связанного Иисуса отвели и передали римскому наместнику Пилату. Старшие священники и старейшины стали обвинять Его, Иисус ничего не отвечал им, чем очень удивил наместника. По случаю праздника обычно освобождали одного из заключенных, за которого просил народ. Пилат знал, что Иисуса предали из зависти. Когда собрались люди, Пилат спросил у них: «Как поступить с Иисусом, которого называют Помазанником?» «На крест Его! — отвечали все. — Пусть вина за его смерть будет на нас и на детях наших!» Тогда Пилат велел Иисуса бичевать, а потом распять на кресте.

Воины увели Иисуса во дворец, в помещение для солдат. Вокруг Него собрался весь отряд. Они сняли с Иисуса одежду и надели на Него красный плащ, сплели венок из колючек и возложили Ему на голову, вложили в правую руку палку и, встав перед Ним на колени, насмешливо приветствовали Его: «Да здравствует еврейский царь!» А потом они плевали в Него и били по голове палкой. Наглумившись, они сняли с Него плащ, надели на Него Его одежду и повели на казнь.

Придя на место, называемое Голгофа, что значит «Череп», они дали Иисусу вина, смешанного с горечью. Но Он, попробовав, не захотел пить. Распяв Его, они бросили жребий и разделили между собой Его одежду и уселись стеречь Его. Над Его головой поместили табличку с указанием вины: ЭТО ИИСУС, ЕВРЕЙСКИЙ ЦАРЬ.

Прохожие качали головами и бранили Иисуса: «Спаси себя, если Ты — Сын Бога! Сойди с креста! Других спасал, а себя спасти не может! И Он Царь Израиля? Пусть теперь сойдет с креста — тогда поверим Ему!»

В полдень по всей земле настала тьма до трех часов дня. А около трех часов Иисус вскрикнул громким голосом: «Эли, Эли, лема савахтани!» В переводе это значит: «Боже Мой, Боже Мой! Почему Ты Меня оставил?». Потом, еще раз вскрикнув громким голосом, Иисус испустил дух. И завеса в Храме разодралась надвое, сверху донизу. Земля содрогнулась, раскололись скалы, отворились гробницы, и много умерших из народа Божьего, воскреснув, вышло из могил. А позже, после того как Он воскрес, они вступили в святой город, и их видели многие.

Вечером пришел богатый человек из Аримафеи по имени Иосиф, он тоже был учеником Иисуса. Иосиф, взяв тело, завернул его в чистое льняное полотно и похоронил в своей новой гробнице, которую недавно высек в скале. Привалив ко входу в гробницы большой камень, он ушел. А Мария Магдалина и другая Мария сидели напротив гробницы.

Минула суббота, и на рассвете следующего дня Мария Магдалина и другая Мария пошли навестить гробницу. И вдруг произошло сильное землетрясение. Это ангел Господень спустился с неба и, подойдя к гробнице, отвалил камень и сел на него. Лик его был подобен молнии, а одежды белы как снег. Ангел сказал женщинам: «Не бойтесь! Я знаю, вы ищете Иисуса, распятого. Его здесь нет. Он воскрес, как и говорил вам. Ступайте же скорей и скажите Его ученикам». Те торопливо покинули гробницу и, полные страха и великой радости, побежали рассказать Его ученикам. И вдруг сам Иисус предстал перед ними! «Мир вам!» — сказал Он. Подбежав к Нему, они упали перед Ним ниц и обняли Его ноги.

«Не бойтесь! — говорит им Иисус. — Ступайте, скажите Моим братьям, пусть идут в Галилею, там они Меня увидят».

Одиннадцать учеников отправились в Галилею, на гору, куда велел им прийти Иисус. Увидев Его, они упали перед Ним на колени, хотя некоторые и засомневались. Иисус подошел и заговорил с ними: «Мне дана вся власть на небе и на земле. Итак, ступайте и сделайте все народы Моими учениками. Крестите их во имя Отца, Сына и Святого Духа и научите соблюдать все, что Я вам повелел. И знайте: Я с вами всегда, до конца мира».

Началом чего является крестный ход?

Пасха — это сложное событие, которое начинается с момента предательства Иуды и ареста Христа и заканчивается личной встречей воскресшего Христа с учениками. Все это вместе говорит о сути христианской веры, в конечном итоге торжествующей и ликующей, но требующей понимания, что радость о Христе воскресшем — это обязательно живая причастность к Христу воскресшему. Пасха не может быть радостью о чем-то отстраненном и тем более не может быть сведена к формальному участию в крестном ходе. Пасху нужно принять лично, нужно постараться так или иначе ее пережить.

Именно это принятие воскресшего Христа, начало соединения с ним и отражало в древности шествие новокрещенных христиан в храм на первое свое богослужение и Причастие, отголоском чего и является наш крестный ход вокруг храма. Все дело в том, что первые пять веков, когда закладывались основы православного богослужения, крестили новообращенных всего несколько раз в год и прежде всего на Пасху, прямо перед пасхальным богослужением. Все крещенные собирались вместе и торжественным шествием в белых облачениях, с зажженными свечами шли от места крещения к месту собрания христианской общины, где их встречали торжественным пением «те, кто во Христа крестились — во Христа облеклись!» Это было свидетельство, что крестившиеся во имя Христа теперь могут и должны причаститься Тела и Крови Христа, обрести единение с Ним. После этого входа начиналась подготовка к Причастию и вскоре вся община причащалась из рук епископа.

Тот давний обычай ушел навсегда. Ушли в прошлое и советские времена. Крестный ход стал общедоступным для всех, хотя и диковинным времяпрепровождением. Ночь, свечи, непонятное пение, красивые облачения священнослужителей — все это создает удивительный настрой, дает чувство причастности чему-то сакральному. Для многих — это очень важно, и слава Богу, что люди хоть так участвуют в церковной жизни. Но в том-то и дело, что по-настоящему к сакральному можно приобщиться только волевым усилием веры, только личным доверием Богу, а именно это почти невозможно увидеть в наших крестных ходах.

Пасхальные шествия в наши дни вновь обрели то место, которое имели всегда — они стали началом чего-то более важного, они не более, чем преддверие. Об этом говорит и то символическое осмысление, которое сформировалась за долгие годы церковной истории. Шествие вокруг храма со свечами и пением уподобляет нас ученикам Иисуса, пришедшим к закрытому гробу Христову. Обойдя вокруг храма, все останавливаются перед затворенным входом и только после некоторой паузы начинают славить Христа общеизвестными словами «Христос воскресе из мертвых, смертью смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Пропев эту молитву трижды, христиане не расходятся по домам, а входят в храм, где и начинается самое главное — пасхальное богослужение, венцом которого является Причастие.

Василия Перова всегда волновали русские типажи. Он даже из поездки в Италию, куда его за заслуги отправила Академия художеств, вернулся раньше срока, т. к. посчитал, что та жизнь ему непонятна, и создать там что-то свое он не сможет. Пожалуй, самым резонансным его полотном стало «Сельский крестный ход на Пасхе». Одни хвалили картину за правдивость, а другие возмущались: как бы не попасть художнику в ссылку на Соловки за свою дерзость.



На первый взгляд, картина Василия Перова, написанная в 1861 году, изображает форменное безобразие. В стельку пьяный священник еле стоит на ногах, рядом с ним еще в худшем состоянии валяются мужики. Да и процессия не в лучшем виде. Икона в руках женщины поцарапанная, а рядом идущий старичок и вовсе держит образ перевернутым.


Действие происходит на светлую седьмицу (неделю после Пасхи), поэтому на картине изображен вовсе не крестный ход вокруг храма в Пасхальную ночь, как может показаться. Так что же тогда происходит на полотне Перова?

Дело в том, что в Российской империи зарплату священникам не платили. Как правило, приходы имели земельные наделы и крохотную дотацию от государства. Поэтому в стремлении увеличить свои доходы священники придумали обычай славления на Пасху. В неделю после Светлого праздника священники отправлялись по крестьянским подворьям. Они заходили в каждую избу и исполняли церковные песнопения. Крестьяне, в свою очередь, должны были отблагодарить попов за пожелание процветания подарком или деньгами.


На деле же все выглядело не так хорошо. Священники, пытаясь обойти как можно больше домов, исполняли песнопения очень быстро. Крестьяне же считали, что их просто обирают. Ведь время на Пасху было самым экономически тяжелым, когда после зимы денег уже не оставалось, да и продовольственные запасы подходили к концу. Чтобы отделаться от попов, им чаще всего наливали спиртное и выпроваживали из избы.


Именно эту сторону взаимоотношений церкви и крестьян изобразил Василий Перов на своей картине. Стоит отметить, что его полотно вызвало бурю негодования как в церковных кругах, так и среди художников. Живописец Василий Худяков написал эмоциональное обращение к Третьякову, который приобрел картину «Сельский крестный ход на Пасхе» для своей коллекции:

«А другие слухи носятся, что будто бы Вам от Св. Синода скоро сделают запрос; на каком основании Вы покупаете такие безнравственные картины и выставляете публично? Картина («Попы») была выставлена на Невском на постоянной выставке, откуда хотя её и скоро убрали, но все-таки она подняла большой протест! И Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловки» .
Третьякову пришлось снять картину с экспозиции.

Но были и такие, кто рассмотрел в картине прадоруба Перова истинное положение крестьян. Критик Владимир Стасов отзывался о полотне, как о правдивом и искреннем, передавшим реальные типы людей.

Еще одно невероятно эмоциональное полотно Василия Перова не может никого оставить равнодушным.