Главная · Юридическая  · Анализ сказки «Снежная королева» (Андерсен Х. К.). Анализ сказки «Снежная королева» Ганса Христиана Андерсена Характеристика Кая и Герды

Анализ сказки «Снежная королева» (Андерсен Х. К.). Анализ сказки «Снежная королева» Ганса Христиана Андерсена Характеристика Кая и Герды

Любое произведение Андерсена отражает какое-то событие его жизни. Так и сказка «Снежная королева» связана с историей любви сказочника к Йенни Линд, известной оперной певице.

Она всегда говорила Андерсену, что относится к нему как к хорошему другу, но тот не хотел ее слушать. Тогда девушка на одном из званых приемов при всех предложила Андерсену стать ее братом.

И тот вынужден был согласиться с этим. Через год сказочник опять попытался объясниться с Йенни, но та сказала, что относится к Андерсену как к другу или брату. Только после этого писатель попрощался с мечтой о личном счастье.

Он страдал, а его возлюбленная вскоре вышла замуж. Теперь сердце великого сказочника не чувствовало ничего, его последнюю любовь забрала шведская красавица, которую поклонники писателя назвали Снежной королевой. Они всерьёз считали, что образ этой героини писатель срисовал с Йенни Линд.

В сказке «Снежная королева» девочка Герда отправилась спасать мальчика Кая, которого увезла с собой Снежная королева. По пути она нашла много друзей, которые помогли ей. Также героиня прошла множество испытаний, которые закалили ее характер и воспитали в ней положительные качества. Девочка нашла Кая и разрушила колдовство Королевы, растопив сердце мальчика своими горячими слезами - своей любовью и заботой. Видимо, так же Андерсен своей настойчивостью и восхищением хотел покорить сердце Йенни Линд. Но ему этого сделать не удалось.

В данной истории образы Герды и Снежной королевы противопоставлены друг другу. Девочка олицетворяет собой пробуждение жизни, счастье и радость. А Снежная королева и ее Ледяной Дворец указывают на потусторонний мир, попав в который человек обрекает себя на гибель. Друзья, которых встречает на своем пути Герда, помогают ей и указывают девочке правильный путь.

Андерсен был человеком очень религиозным, и поэтому в его историях много христианских мотивов. К сожалению, в нашей стране известен только сокращенный вариант «Снежной королевы». Так, Герда читает «Отче наш», когда ей становится холодно. В этот момент из густого тумана, в который на морозе превращается дыхание девочки, начинают появляться маленькие светлые ангелочки. А во время снежной бури героиня произведения именно силой молитвы усмиряет непогоду, грозящую смертью всему живому.

Особое значение в сказке имеет слово «вечность», которое Кай должен был сложить из кусков льда для Королевы. Когда сердце героя было заморожено, ему никак не удавалось это сделать, но как только слезы Герды пробудили мальчика, то льдинки сами сложились в слово. Тем самым, свою власть Снежная королева над героем потеряла, он сам себе «сделался господином». Получается, что только любовь и самопожертвование могут приблизить человека к вечности, вернуть его на истинный путь.

Сказка – это вымысел, фантазия писателя. Но в ней всегда есть то, что заставляет людей верить в победу Добра, дает надежду на лучшее и помогает человеку бороться с депрессией и унынием. И именно в этом заключается волшебство любой сказки.

Ибрагимова Руфина

В данной работе ставится цель сравнить совершенно разные, на первый взгляд, сказки Пушкина и Андерсена, выявить их сходства и отличия, общечеловеческое значение. При сопоставлении литературных сказок, т. е. «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» Пушкина и «Снежной королевы» Андерсена, выделяются следующие задачи: продемонстрировать наличие фольклорной первоосновы в литературных сказках разных авторов, выявить сходство нравственных и эстетических позиций авторов разных стран, определяемых как фольклорными традициями, так и прогрессивными социальными устремлениями, сопоставить системы образов двух сказок, проанализировать художественные приёмы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

УЧАЩИХСЯ 9-11 КЛАССОВ

«ПАРУСА НАУКИ»

Гуманитарные науки: русская филология и литературоведение

«СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА» Г.Х.АНДЕРСЕНА И

«СКАЗКА О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ» А.С.ПУШКИНА

ОПЫТ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА

Ибрагимова Руфина

Кукморский район п.г.т.Кукмор

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 п.г.т. Кукмор», 9 класс

Научный руководитель: Закирова А.Р.

Набережные Челны

2013

Введение

Глава 1. Народные традиции в сказках Пушкина и Андерсена

Глава 2. Идейный смысл и образы сказок

1. Идейный смысл сказок

2. Тема смерти

3. Образ зеркала

4. Тема любви

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Александр Сергеевич Пушкин и Ганс Христиан Андерсен – два сказочника, произведения которых знакомы нам с детства. Для многих людей эти имена ассоциируются с волшебством и добротой.

Сказки Андерсена являются единственными датскими произведениями, вошедшими в мировую литературу. Время не лишило их жизненной силы, и они пересекли все национальные границы. Из богатого литературного наследия датского писателя можно насчитать не менее десятка сказок, о которых слышали все. Но если на Западе безусловным фаворитом является «Русалочка», то у нас явно лидирует «Снежная королева».

Когда мы читаем Пушкина, не обязательно думаем о его заслугах, о том, что он родоначальник новой русской литературы, основатель реализма. Но мы непременно чувствуем, какой огромный художественный мир создал Пушкин, как прекрасен и многообразен этот мир, как в нем все полно жизни, чувства, глубокой правды - будь это «Евгений Онегин» или «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Капитанская дочка» или «Буря мглою небо кроет». Каждый из нас находит в этом мире что-то свое, что-то особенно близкое себе: это такой колодец, из которого может черпать каждый, и черпать бесконечно на протяжении всей своей жизни. «У каждого возраста свой Пушкин», - сказал как-то Самуил Яковлевич Маршак. Это очень верно. Сказки А.С.Пушкина – это универсальные произведения, которые будут интересны и взрослому и ребенку. Каждый найдет в них что-то для себя.

В данной работе мы ставим цель сравнить совершенно разные, на первый взгляд, сказки Пушкина и Андерсена, выявить их сходства и отличия, общечеловеческое значение. При сопоставлении литературных сказок, т. е. «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» Пушкина и «Снежной королевы» Андерсена, выделяются следующие задачи:

  • продемонстрировать наличие фольклорной первоосновы в литературных сказках разных авторов,
  • выявить сходство нравственных и эстетических позиций авторов разных стран, определяемых как фольклорными традициями, так и прогрессивными социальными устремлениями,
  • сопоставить системы образов двух сказок, проанализировать художественные приёмы.

Объектами исследования данной работы являются сказки Г.Х.Андерсена «Снежная королева» и А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Предметом исследования – художественные особенности данных сказок.

Основным методом исследования является наблюдение над текстами и изучение публицистической и научной литературы по творчеству А.С.Пушкина и Г.Х.Андерсена.

Выбранная тема мало изучена в литературоведении, и эта работа является попыткой прояснить некоторые стороны проблемы. А в дальнейшем результаты исследования можно будет использовать на уроках русского языка и литературы при изучении тем, связанных с творчеством Пушкина и Андерсена.

Какая же литература была изучена? Наиболее интересной публицистической книгой мне представляется книга Шарова А.И. «Волшебники приходят к людям. Книга о сказке и о сказочниках». Она посвящена истории создания многих интересных и любимых детьми и взрослыми литературных сказок и включает небольшие повести о жизни авторов этих сказок: Аксакова, Ершова, Погорельского, Пушкина, Сент-Экзюпери, Корчака, Андерсена, Сервантеса. Воссоздавая минувшее, автор не стремится к анализу произведений, он лишь ведет увлекательный рассказ. Книгой, давшей направление этому исследованию, является книга Нартова К.М. «Взаимосвязи отечественной и зарубежной литератур в школьном курсе». В ней дается очерк взаимосвязанного изучения произведений русской и зарубежной литератур в дореволюционной и советской школе, предлагаются материалы по сопоставлению произведений отечественной и зарубежной литератур. Не меньшего уважения заслуживает книга для учителя Зуевой Т.В. «Сказки А.С.Пушкина», в которой произведения поэта рассматриваются в контексте его жизни и творчества. Автор показывает значение фольклора, и прежде всего народных волшебных сказок, для литературных сказок Пушкина.

В ходе работы мы неоднократно обращались и к материалам, размещенным в Интернете, в частности, к статье Петра Любимова «Ледяная игра разума или Как сложить слово «вечность». Мудрость сказки Андерсена «Снежная королева» ([email protected]), в которой дается свежий взгляд на старую сказку через подробный анализ. Были использованы и материалы сайта Litra.RU.

ГЛАВА 1. НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ В СКАЗКАХ ПУШКИНА И АНДЕРСЕНА

Если говорить о литературных сказках Пушкина и Андерсена, обращает на себя внимание ближайшее родство разнонациональных литературных явлений и в то же время устанавливается связь между устным народным творчеством и художественной литературой.

Образ Снежной королевы взят Андерсеном из скандинавского фольклора. Чаще всего ее именуют Ледяной Девой. Странный и загадочный образ холодной бесчувственной владычицы холода, по всей очевидности, заимствован писателем из северных мифов, которые как раз тогда благодаря изысканиям немецких исследователей, были широко впущены в культурный оборот. Ледяная Дева, Фея Льдов, Снежная Ведьма - классические персонажи северного фольклора. Это жутковатая и прекрасная повелительница холода, вьюг и льдов «была так прелестна, так нежна, вся из ослепительно белого льда и все же живая!».

Пушкин создал оригинальное произведение «Сказка о мертвой царевне…», использовав целый ряд фольклорных источников: народную немецкую сказку «Белоснежка» из сборника братьев Гримм, сюжеты русских и украинских сказок, былину «Добрыня чудь покорил» и песню из сборника Кирши Данилова.

Общность сказок Пушкина и Андерсена возникает в первую очередь из фундаментальной идеи всех народных сказок мира: борьбы добра и зла. Схема при этом всегда однообразна: добро множеством форм своего проявления противостоит злу, носитель добра проходит ряд трудных испытаний и в конечном счете побеждает.

Сказки Пушкина и Андерсена своим настроением, эпическим апофеозом доброго конца сразу же напоминает привычное завершение народных сказок: «Стали жить да поживать, добра наживать», «Жили долго и счастливо» и т. п. Вечная и вездесущая мечта человечества о мире и счастье как награда за отменные душевные качества человека и роднит обе сказки, и выявляет их родство со сказкой народной.

Следуя традиции устного народного творчества, оба автора резко делят мир своих творений на добрые, светлые начала и область зла, бездушия и насилия. Отсюда и герои, стихии, животные и растения в обеих сказках разведены четко и могут быть представлены двумя соответствующими рядами:

Царица-мачеха

Снежная королева

Царевна

Кай

Королевич Елисей

Герда

Семь богатырей

Принцесса, Принц, Маленькая Разбойница, Лапландка, Финка

Солнце, Месяц, Ветер

Розы

Собака Соколко

Вороны, Олень

В обеих сказках зло обличается авторами (хотя и с разной степенью определенности): мачеха у Пушкина «темной зависти полна», «горда, ломлива, своенравна и ревнива»; Снежная королева Андерсена «белая, как снег», «ледяная». Зависть, злоба или равнодушие ко всему живому, истинно человеческому приводят к поражению сил зла.

Носителями добра в обеих сказках оказываются многие персонажи, оно разнообразно в своих проявлениях и в художественном выражении сохраняет национальный колорит. Сопоставление сказок и в этом плане помогает сделать более глубоким восприятие идейно-нравственного содержания произведений, показать многообразие проявления доброго начала и в связи с национальными художественными традициями.

В сказках нашли отражение своеобразные художественные приемы устного народного творчества. Герои ощущают себя неотъемлемой частицей единой природы: у Пушкина Елисей обращается с вопросами к солнцу, ветру, месяцу. Герда ищет ответа у оленя, голубей, ворон, а стихии, небесные тела и животные отвечают им человеческим языком. Большую роль в обеих сказках играют характерные для фольклора волшебные числа: 7 богатырей, 3 помощника Елисея, 3 встречи Герды, история 7 цветов в саду бабушки и др.

ГЛАВА 2. ИДЕЙНЫЙ СМЫСЛ И ОБРАЗЫ СКАЗОК

1. Идейный смысл сказок

Единство человека и природы, сходство образных систем в литературных сказках авторов разных стран - все это также подводит к мысли о единстве литературного развития.

В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях», Пушкин продолжил изображение идеальной женщины. Он обратился к сюжету, построенному на противопоставлении двух красавиц: царицы-мачехи и царевны. В фольклоре обычно отсутствует соперничество, героини противопоставлены только как мачеха и падчерица. В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» поэт оценивает красоту женщины так же, как и народ. Поэтому изображение идеальной женщины перерастает в проблему красоты человека и смысла его жизни.

У народа одна только внешняя красота не вызывала ни восхищения, ни даже уважения: Красна ягодка, да на вкус горька. Ей противопоставлялась красота души: Не красавицей дом держится, а умницей; Добрый человек придет, словно свету принесет. Такое понимание очень близко самому Пушкину, гуманистическим основам его мировоззрения. Под внешней красотой царицы-мачехи скрывается ее внутреннее уродство, холодный эгоизм, который автор последовательно обнажает... Философский смысл сказки Пушкина восходит к народной идее о том, что красота души - это и есть красота человека.

Царевна-сирота - это идеальная, с крестьянской точки зрения, девушка. Она белолица, черноброва и вместе с тем наделена целым кодексом положительных нравственных качеств: «нраву кроткого такого», «от зеленого вина Отрекалася она». Царевна подает хлеб нищей, ласкает нежною рукою Соколко. Подчеркивается ее трудолюбие. Красавица мачеха «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Жестокая властительница, она угрожает сенной девушке страшной казнью - рогаткой. Из-за своего злого нрава, не выдержав зависти, царица умирает сама. И в этом сказалось стремление Пушкина жить по народным заветам - жить, никому не желая зла.

В «Снежной королеве» Андерсеном решается проблема подлинного могущества человека: никакое волшебство не в состоянии соперничать с ним. Герда побеждает Снежную королеву, освобождая Кая из-под холодных и злых чар ее гибельной красоты.

Истинная человечность, самоотвержение и бескорыстность, цельность добрых чувств, самозабвенное желание помочь, спасти, вернуть к настоящей жизни - в этом коренится подлинное могущество Герды.

Бесконечность, холод и лед, царящие в покоях Снежной королевы, где очарованный злой силой Кай складывает из ледяных кусочков слово «Вечность», не могут сохранить свое могущество перед горячими слезами любви, сочувствия, жалости и самозабвенной скорби, которые оказываются сильнее злого волшебства:

«- Кай! Милый мой Кай! Наконец-то я тебя нашла!

Но он сидел все такой же неподвижный и холодный. Тогда Герда заплакала; горячие слезы ее упали Каю на грудь, проникли ему в сердце, растопили ледяную кору, и осколок растаял».

Человек мужает, крепнет, становится личностью, преодолевая испытания, побеждая собственную слабость. Возвращаются домой Герда и Кай; «входя в низенькую дверь, они заметили, что выросли».

«Вырасти» - это и значит стать мужественными, сильными, непобедимыми, независимыми от злых сил недобрых людей и бесчеловечного колдовства. Это и есть главное для самого Андерсена.

За всем этим повествованием о Снежной королеве, приключениями в семи сказках простые, емкие хорошо доступные пониманию идеалы Андерсена: человечность, которая сильнее не только безнравственности, но и самого злого волшебства; чистота, детскость души как самое большое достоинство, награда за которое прежде всего в нем самом: в покое, радости, жизненном удовлетворении; всеобщая гармония в мире, когда люди, животные, растения, реки и камни живут в мире и согласии; дружба и верность, сила их превыше всех невзгод, они определяют подлинное человеческое достоинство всех, кто защищает правду и добро.

Нетрудно показать при анализе «Снежной королевы», что и особенности фабулы, и авторские приемы раскрывают в основном именно эти идейно-художественные установки Г. X. Андерсена.

У Андерсена герой, как правило, отстаивает свою естественность, право на честь, свое представление о правде и справедливости. Его нравственная стойкость и самоотверженность подвергаются суровым испытаниям, но он выдерживает их и торжествует даже в реально трагических поворотах судьбы.

Важно отметить, что в нашей стране предлагается «сокращенный», а точнее, искаженный текст сказки «Снежная королева», где вырезана вся религиозно-христианская тематика. Это не просто обедняет сказку, а по существу сводит на нет то богатейшее идейно-художественное содержание, которое вложил в нее писатель.

В творчестве Андерсена часто встречается христианская символика. «Герда начинает читать «Отче наш»; было так холодно, что дыхание девочки сейчас же превращалось в густой туман. Туман этот все сгущался и сгущался, но вот из него начали выделяться маленькие светлые ангелочки... Когда Герда окончила молитву, вокруг нее образовался уже целый легион». В дальнейшей истории Герды мы снова и снова встречаем символику христианства, от молитвы, которой Герда усмиряет снежную бурю на своем пути, до рыбы, несущей послание старой лапландки.

2. Тема смерти

В обеих сказках (и в сказке «Снежная королева», и в «Сказке о мертвой царевне») звучит тема смерти. И у Пушкина, и у Андерсена показано торжество «темных сил». Но все же сила светлых человеческих чувств, великая сила любви побеждают в борьбе со злыми чарами.

Царство Снежной королевы возможно представить как образ некоего загробного мира – известно, что за пример Андерсен не брал ни одной из концепций жизни после жизни – чертоги Снежной Королевы полностью являются плодом его воображения. Героиню окружают символы смерти, безжизненные пространства. «Холодно, пустынно, мертво» в саду Снежной королевы: северное сияние, вечные льды и снега. «Веселье никогда не заглядывало сюда!». Владения Снежной королевы не доступны солнечным лучам. Солнце как источник жизни, тепла и света обожествлялось всеми народами мира. Датчане необычайно шумно и весело отмечали день летнего солнцестояния - йонсок, в ночь с 23 на 24 июня по всем датским деревням пылали костры, вокруг которых молодежь водила хороводы, и скрипачи играли всю ночь без перерыва. В Скандинавии в эту праздничную ночь в пламени костра сжигали человекоподобное чучело. Исследователи считают, что это языческий символ зимы и смерти, пережиток языческой церемонии победы света над тьмой.

Когда Кай попадает в царство Снежной королевы, живые, оставшиеся дома, считают его умершим, утонувшим: «Наконец порешили, что он умер, утонул в реке, протекавшей за городом». В мифологических песнях скандинавских народов – смерть названа «долгой поездкой», «поездкой смертельной». В похоронных обрядах отразилось представление о долгом пути в мир мертвых. Представление об ином мире, также связывается с образом реки – ее необходимо переплыть, она является границей между миром живых и мертвых. В «Снежной королеве» нашла отражение мысль о дальней стране, как месте обитания умерших. Чтобы попасть в нее, Каю приходится много дней и ночей лететь по поднебесью: «...они летели над лесами и озерами, над морями и твердой землей... а над ними сиял большой ясный месяц». Герда идет в царство Снежной королевы не один год. Путь Герды в царство смерти долог и труден. Знаменательно, что начинается он путешествием вниз по реке. «Может быть, река несет меня к Каю?» - думает Герда.

Мотив «живой возвращает умершего в мир людей» часто встречается в сказках, мифологических рассказах, обрядовом фольклоре, часто средством для этого становится поцелуй. Поцелуй живого в фольклоре осмысливается как приобщение к миру живых. Аналогично и поцелуй мертвого должен приобщать к миру мертвых. В сказке Андерсена важную роль играет поцелуй Снежной королевы: «Королева поцеловала Кая еще несколько раз - и он забыл маленькую Герду, бабушку и все родное», «…Снежная королева поцеловала Кая еще раз, и он позабыл и Герду, и бабушку, и всех домашних». Все дорогое и родное, оставшееся дома, в мире живых забывает душа умершего в стране смерти. По возвращении в мир людей забывается все, что было во владениях Снежной королевы: «холодное, пустынное великолепие чертогов Снежной королевы было забыто ими, как тяжелый сон». Здесь мифологический мотив получает новое осмысление - в любви и счастье забываются все невзгоды.

Если у Андерсена тема смерти получила философское звучание, то у Пушкина она выражена, скорее, иронично.

Смерть хитра - полученное от мачехи яблочко так же коварно и обманчиво в своей привлекательности, как и она сама:

Оно,

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто,

Будто медом налилось!

Видны семечки насквозь.

Ирония затрагивает романтический литературный метод - и это уже только пушкинский голос. Сцену, рисующую Елисея в пещере перед гробом мертвой невесты, можно рассматривать как пародирование романтических страстей. В фольклорной сказке эта встреча происходит отнюдь не в такой «экзотической» обстановке и, кроме того, всегда дается бытовое объяснение оживления царевны: с нее снимают предмет, от которого она умерла (рубашку, кольцо), или же у нее изо рта выпадает кусок отравленного яблока. У Пушкина невеста оживает от бурных чувств жениха:

И о гроб невесты милой

Он ударился всей силой.

Гроб разбился.

Дева вдруг

Ожила...

Можно уловить скрытую иронию и в контрастах эмоционального состояния героев:

И встает она из гроба...

Ах!.. И зарыдали оба.

И рядом с этим:

И, беседуя приятно,

В путь пускаются обратно...

3. Образ зеркала

«Зеркало и его осколки» - так называется Рассказ первый в сказке Андерсена «Снежная королева». В нём повествуется о происхождении зеркала: «Так вот, жил-был тролль, злющий-презлющий; то был сам дьявол. Раз он был в особенно хорошем расположении духа: он смастерил такое зеркало, в котором всё доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, всё же негодное и безобразное, напротив, выступало ещё ярче, казалось ещё хуже». Ученики дьявола разбили зеркало вдребезги - на великое множество осколков. Человек, которому осколок попадал в глаз, «начинал видеть всё навыворот». «Некоторым людям осколки попадали прямо в сердце, и это было хуже всего: сердце превращалось в кусок льда». Именно это и произошло с мальчиком Каем.

Образ зеркала в сказке возникает ещё раз. Он появляется при описании чертогов Снежной королевы: «Посреди самой большой пустынной снежной залы находилось замерзшее озеро. Лёд треснул на нём на тысячи кусков, ровных и правильных на диво. Посреди озера стоял трон снежной королевы; на нём она восседала, когда бывала дома, говоря, что сидит на зеркале разума; по её мнению, это было единственное и лучшее зеркало в мире». Так образно Андерсеном показана утвердившаяся в человечестве власть Люцифера, который правит людьми, опираясь на разум.

В осмыслении Андерсена страна смерти, подвластная Снежной королеве, - мир мертвого, чистого разума, абсолютных идей, абсолютного совершенства. Кай, хочет познать вечность, мечтает приблизиться к воплощению чистого разума и разумной красоты. Но мир невозможно постичь без любви, самопожертвования, осознания глубокой душевной связи всего живого. Поэтому, Андерсен прекрасной, но безжизненной Снежной Королеве противопоставляет Герду - символ жизни и горячей любви. И Герда, которая не знала арифметики и дробей, внесла высшее, подлинное знание сердца в холодные чертоги смерти, абсолютного разума - и слово «вечность» само сложилось из льдинок, вечность сама открылась Герде и Каю. Только бескорыстная, горячая любовь Герды освобождает, «выручает» его из плена ледяного царства, иначе говоря – из тисков душевного холода и очерствения. «Зеркало разума» расколото, оно - как подобие дьявольского кривого зеркала, разбившегося в начале сказки, как символ ущербности абсолютной логики. Андерсен все же романтик, и к тому же человек христианской культуры, а с другой стороны, как известно, в сказке не может быть плохого конца.

В «Сказке о мертвой царевне» Пушкина зеркало совсем другое. Самое главное его свойство – правдивость:

Вот царица, наряжаясь

Перед зеркальцем своим,

Перемолвилася с ним:

«Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?»

Что же зеркальце в ответ?

«Ты прекрасна, спору нет;

Но царевна всех милее,

Всех румяней и белее».

Как царица отпрыгнет,

Да как ручку замахнет,

Да по зеркальцу как хлопнет,

Каблучком-то как притопнет!..

«Ах ты, мерзкое стекло!

Это врешь ты мне назло».

Зеркало в сказке Пушкина служит не «темным силам», а, наоборот, оказывается на стороне истины и добра.

4. Тема любви

Из сказки в сказку переходит поэтическая тема торжества любви.

О преданности, такой характерной для любящих женщин в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях», Пушкин несколько грустно и печально рассказывает:

…Девять месяцев проходит,

С поля глаз она не сводит.

Вот в сочельник в самый, в ночь

Родила царица дочь.

Рано утром гость желанный,

День и ночь так долго жданный,

Издалече, наконец,

Воротился царь-отец.

На него она взглянул,

Тяжелехонько вздохнула,

Восхищенья не снесла,

И к обедне умерла.

И когда семь богатырей, обнаружив у себя в избе царевну, через некоторое время предложили ей выбрать себе мужа, но царевна дает очень лаконичный отказ, оставалась преданной и верной своим чувствам и данному слову:

«Коли лгу, пусть бог велит

Не сойти живой мне с места.

Как мне быть? ведь я невеста.

Для меня вы все равны,

Все удалы, все умны,

Всех я вас люблю сердечно;

Но другому я навечно

Отдана. Мне всех милей

Королевич Елисей».

Не так часто любовь бывает взаимной, и, как правило, во всех сказках любовь персонажей проходит через многие испытания, так и в этой сказке произошло:

За невестою своей

Королевич Елисей

Между тем по свету скачет.

Нет как нет! Он горько плачет,

И кого не спросит он,

Всем вопрос его мудрен;

Кто в глаза ему смеется,

Кто скорее отвернется…

Ни солнышко, ни месяц не смогли помочь королевичу, и только ветер буйный указал лишь место, где искать царевну:

Там за речкой тихоструйной

Есть высокая гора,

В ней глубокая нора;

В той норе во тьме печальной,

Гроб качается хрустальный

На цепях между столбов.

Не видать ни чьих следов

Вкруг того пустого места

В том гробу твоя невеста.

И в этой сказке (а в жизни порой так хочется, чтобы это осуществилось наяву) чудо тоже произошло, а самое большое чудо - это любовь Елисея к царевне:

И о гроб невесты милой

Он ударился всей силой.

Гроб разбился. Дева вдруг

Ожила…

Самоотверженная, не думающая о себе любовь - бесценный дар, которым в высшей степени наделена девочка Герда. Этот дар заставляет людей и животных служить Герде на её пути в ледяное царство Снежной королевы. Руководствуясь этой любовью и опираясь на связь с Высшими Силами в молитве «Отче наш», Герда смогла босиком приблизиться к ледяным чертогам, выдержав натиск передовых отрядов войск Снежной королевы.

Любовь Герды сотворила чудо. Она растопила ледяное сердце Кая, разрушив чары Снежной королевы и вернув ему способность вновь ощущать любовь и любить самому. Это потрясающе трогательно описано Андерсеном... «Да, радость была такая, что даже льдины пустились в пляс, а когда устали, улеглись и составили то самоё слово, которое задала сложить Каю Снежная королева; сложив его, он смог сделаться сам себе господином...».

Так в сказке показано, что только любовь, сильнее которой ничего нет на свете, способна распахнуть врата в вечность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе мы ставили цель сравнить сказки Пушкина и Андерсена, выявить их сходства и отличия.

При анализе литературных сказок, т. е. «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» Пушкина и «Снежной королевы» Андерсена, мы продемонстрировали наличие фольклорной первоосновы для обеих сказок. Фольклорная основа диктует свои законы. Мы увидели, что сказки строятся на борьбе добрых и злых сил, причем носитель добра проходит ряд трудных испытаний и в конечном счете побеждает. Вечная и вездесущая мечта человечества о мире и счастье как награда за отменные душевные качества человека и роднит обе сказки, и выявляет их родство со сказкой народной. В сказках нашли отражение своеобразные художественные приемы устного народного творчества. Герои ощущают себя неотъемлемой частицей единой природы: у Пушкина Елисей обращается с вопросами к солнцу, ветру, месяцу. Герда ищет ответа у оленя, голубей, ворон, а стихии, небесные тела и животные отвечают им человеческим языком. Большую роль в обеих сказках играют характерные для фольклора волшебные числа: 3 помощника Елисея, 3 встречи Герды, 7 богатырей, история 7 цветов в саду бабушки и др.

По своему настроению, идейной направленности сказка А.С. Пушкина о мёртвой царевне и о семи богатырях очень близка к русским народным сказкам. Истинная красота - в сочетании высоких душевных качеств с внешней красотой человека. Эта идея и выражается в столкновении царевны с царицей - мачехой, в борьбе двух начал жизни – доброты и зла. Царевну любят и защищают, видя в ней воплощение лучших человеческих достоинств, идеал красоты. Побеждает верность в любви, красота истинная над ложной.

Такие же темы дают и сказки замечательного датского сказочника Андерсена, основой творчества которого была мысль об органичной взаимосвязи всего существующего: людей, животных, растений. Сила добрых героев, помогающих друг другу, именно потому в конце концов торжествует над грозной силой зла. В знаменитой сказке «Снежная королева» предстает великая сила любви и светлых человеческих чувств, мужество и стойкость главных героев Герды и Кая.

В заключение хочется напомнить, что сказки – это плод фантазии разных времен, писателей разных континентов. У сказок особая власть над людьми. Все подвластны силе могучего воображения, которое очень сильно влияет на человеческую жизнь. Сказочники приходят к людям, чтобы воодушевить, вдохновить, объяснить, посочувствовать, погоревать, утешить, воззвать к делам. Знаменитые писатели прошлого и настоящего несут в наш духовный мир высокие понятия о социальной справедливости, о верности долгу творить прекрасное на земле, бороться с силами, которые мешают людям радоваться счастью жизни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. А.С.Пушкин. Избранные произведения. – Москва: Детская литература, 1969.
  2. Г.Х.Андерсен. Сказки. (Перевод И.Токмаковой, А.Ганзен) – Казань: Татарское книжное издательство, 1978.
  3. А.И.Шаров. Волшебники приходят к людям. Книга о сказке и о сказочниках. - Москва: Детская литература, 1974.
  4. К.М.Нартов. Взаимосвязи отечественной и зарубежной литератур в школьном курсе. – Москва: Просвещение, 1986.
  5. Т.В.Зуева. Сказки А.С.Пушкина. Книга для учителя. - Москва: Просвещение, 1989.
  6. Материалы сайтов Интернета [email protected] и Litra.RU .

В сем известная красивая сказка. Экранизация и мультфильмы донесли до нас сюжет. Но если прочесть ее детям в оригинале, откроется замечательнейшая история очаровывающая своим красочным, волшебным повествованием.

Главная мысль этой сказки озвучивается в самом начале. Когда ребенок еще не очень внимателен к сюжету, еще не настроился на прослушивание. Возможно, после прочтения всей сказки можно будет вернуться и прочесть вступление снова. Простое, легкое, объяснение дается ребенку о том, почему люди совершают плохие поступки, судят не правильно, или видят события в плохом свете. « Некоторым людям осколки попадали прямо в сердце, и это было хуже всего: сердце превращалось в кусок льда. Были между этими осколками и большие, такие, что их можно было вставить в оконные рамы, но уж в эти окна не стоило смотреть на своих добрых друзей. Наконец, были и такие осколки, которые пошли на очки, только беда была, если люди надевали их с целью смотреть на вещи и судить о них вернее!»

В противопоставление плохому видению вещей Кая, Герде встречаются герои совершающие хорошие поступки, не смотря на свою плохую репутацию (девочка — разбойница), или обладающие властью, но не использующие ее во вред (Принц и принцесса).
Отдельной линией идет проходящая сквозь года любовь Герды к Каю. Когда Герда просит у Финки силу 12 богатырей, то волшебница говорит, что не сможет ей помочь:
«- Но не поможешь ли ты Герде как-нибудь уничтожить эту власть?
- Сильнее, чем она есть, я не могу её сделать. Не видишь разве, как велика её сила? Не видишь, что ей служат и люди и животные? Ведь она босая обошла полсвета! Не у нас занимать ей силу! Сила - в её милом, невинном детском сердечке. Если она сама не сможет проникнуть в чертоги Снежной королевы и извлечь из сердца Кая осколки, то мы и подавно ей не поможем!»

И именно любовь помогает излечить превратившееся в осколок льда сердце.

За время прохождения препятствий дети выросли. Возвращались домой уже юноша и девушка. И встречались им на пути их повзрослевшие знакомые. Жизненный путь не всегда легок, решать трудности надо на пути к своей цели. Если же мы будем спотыкаться на каждой проблеме, то можем остановиться где-то в середине пути и даже не заметить этого.

Основные моменты для обсуждения сказки:

  • Как мысли влияют на отношение к происходящему и к людям.
  • На что способна настоящая любовь.

План сказки «Снежная королева» в помощь школьнику.

  1. Волшебное зеркало
  2. Тролль радуется разбитому зеркалу
  3. Кай и Герда встретили наступление зимы
  4. Кай увидел женщину из снега
  5. У Кая испортился характер
  6. Снежная королева увозит Кая на санях
  7. Пришла весна. Герда хочет найти Кая
  8. Герда в волшебном саду
  9. Цветы рассказывают сказки
  10. Ворон помогает Герде
  11. Ворон и Герда проникают во дворец
  12. Добрые принц и принцесса помогают Герде
  13. Герда попадает в плен к маленькой разбойнице
  14. Разбойница прощается с Гердой и дарит ей подарки
  15. В гостях у лапландки и финки
  16. Игра Кая во дворце Снежной Королевы
  17. Сердце Кая вновь становится горячим

Сказка Г. Х. Андерсена посвящена очень известной в 18 веке Иенни Линд - оперной актрисе. Она обладала феноменальным диапазоном. Ей рукоплескал Берлин, Париж, Лондон и Вена. Ее голосом восхищались, а выступления проходили с аншлагом.

Андерсена покорил до глубины души ее прекрасный голос. Знакомство Линд и писателя произошло в Копенгагене. Буквально с первого взгляда он полюбил певицу. Было ли это чувство взаимным - неизвестно. Но его писательский талант она очень ценила.

Говорить красиво о своей любви Андерсен не мог, поэтому решил об этом написать и признаться в своих чувствах. Отправив письмо с признанием Линд, он не дождался ответа. Так и появилась на свет известная сказка, рассказывающая о трогательной любви, которую испытывали друг к другу Герда и Кай.

Прообразы героев в сказке

Через два года состоялась встреча Линд и Андерсена. Актриса предложила Андерсену стать ее братом. Он согласился (так как это лучше, чем быть никем), подумав о том, что Герда и Кай тоже были как брат и сестра.

Возможно, в поисках настоящего чувства Андерсен много времени проводил в путешествиях, пытаясь убежать из царства Снежной Королевы, которым для него был Копенгаген. В жизни все не так как в сказке. Образ Кая и Герды, придуманный Андерсеном и олицетворявший его и Линд, был таким же чистым. В жизни Кай так и не смог влюбить в себя Герду и вырваться из царства Снежной Королевы.

Краткий анализ сказки

Г. Х. Андерсен - первый датский писатель, произведения которого вошли в мировую литературу. Самыми известными являются сказки «Русалочка» и «Снежная Королева». Они знакомы практически каждому из нас. Сказка «Снежная Королева» рассказывает о добре и зле, любви и забвении. Также в ней повествуется о преданности и предательстве.

Образ Снежной Королевы в сказке был взят не просто так. Отец Андерсена перед смертью сказал ему, что за ним пришла Ледяная Дева. В своей сказке писатель олицетворял Снежную Королеву именно с Ледяной девой, которая унесла с собой его умирающего отца.

Сказка на первый взгляд проста и не содержит в себе глубокого смысла. Углубляясь в процесс анализа, понимаешь, что сюжет поднимает одни из самых важных аспектов жизни - это любовь, преданность, целеустремленность, доброта, борьба со злом, религиозные мотивы.

История Кая и Герды

Это история трогательной дружбы и любви двух сказки Андерсена. Были знакомы Герда и Кай с самого детства и много времени проводили вместе. В сказке доказывать крепость дружбы приходится именно Герде, которая отправилась в долгое и нелегкое путешествие следом за мальчиком, ставшим пленником самой Снежной Королевы. Очаровав Кая кусочком льда, она превратила его в черствого, избалованного и наглого мальчишку. При этом Кай не осознавал своих перемен. Сумев пройти через множество трудностей, Герде удалось найти Кая, растопить его ледяное сердце. Доброта и вера в спасение друга придавали девочке силы и уверенности. Сказка учит быть преданным своим чувствам, не оставлять в беде близкого человека, быть добрым и, несмотря на трудности, стремиться к достижению поставленной цели.

Характеристика Кая и Герды

Сказка Андерсена нам описывает доброго, внимательного и отзывчивого Кая. Но после брошенного самой Снежной Королеве вызова он превращается в грубого и злого мальчика, способного обидеть кого угодно, даже Герду и бабушку, сказочные истории которой он очень любил слушать. Одна из проделок Кая закончилась тем, что он оказался в плену у Снежной Королевы.

Во дворце у злой королевы он стал мальчиком с ледяным сердцем. Кай все время пытался выложить слово «вечность» из льдинок, но у него не получалось. Тогда она пообещала ему подарить коньки и весь свет. Стремление Кая постичь вечность указывает на его непонимание того, что это невозможно сделать без истинных чувств, без любви, имея только холодный разум и ледяное сердце.

Лишившись всех человеческих чувств, Кай в страхе хотел прочитать молитву, но не смог. В голове его вертелась лишь таблица умножения. Застывшие фигуры правильной геометрической формы - это единственное, что восхищало его. Когда-то любимые розы Кай топчет, а снежинки с интересом рассматривает в лупу.

Образ Герды является противопоставлением характеру Снежной Королевы. Чтобы найти Кая и вызволить его из ледяного замка, девочка отправляется в долгий и нелегкий путь. Во имя своей любви храбрая маленькая девочка отправляется в неизвестность. Препятствия, встречающиеся на этом пути, не сделали Герду злой и не заставили повернуть обратно в сторону дома, бросить друга в плену у Снежной Королевы. Приветливой, доброй и милой она оставалась на протяжении всей сказки. Храбрость, настойчивость и терпение помогают ей не унывать, а смиренно преодолевать все неудачи. Благодаря такому характеру ей удалось отыскать Кая. А любовь к нему смогла растопить его ледяное сердце и справиться с чарами злой королевы.

Описание Герды и Кая может быть в жизни прообразом реальных людей и похожих историй. Достаточно лишь внимательнее посмотреть по сторонам.

Характеристика Снежной Королевы

Снежная Королева, Ведьма-Метель, Ледяная Дева - классический персонаж фольклора Скандинавии. Безжизненное и холодное пространство, снега и вечные льды - это и есть Царство Снежной Королевы. Высокая, красивая правительница на троне, находящемся на озере, которое называют «Зеркалом разума», она является воплощением холодного разума и красоты, лишена проявления чувств.

Взросление героев сказки

Побывав в царстве Снежной Королевы, герои становятся взрослыми. Нравственный смысл обретает мотив взросления. Дети становятся старше, когда сталкиваются с суровыми жизненными испытаниями, преодолевая которые Герда сумела спасти любимого человека, устояв перед трудными исканиями и кознями, которые им устраивала Снежная Королева. Кай и Герда, несмотря на взросление, сохраняют детскую душевную чистоту. Они как будто заново родились с целью уже нового взрослого существования.

Христианские мотивы в сказке

Сказка Андерсена пропитана христианскими мотивами. В российских изданиях такое редко можно встретить. В эпизоде, когда Герда пытается войти в Королевы, ее туда не пускает стража. Попасть в него она смогла благодаря тому, что стала читать молитву «Отче наш». После чего стража, превратившись в ангелов, проложила девочке дорогу.

В то время, когда Герда и Кай возвращаются в родной дом, бабушка читает Евангелие. После встречи дети все вместе начинают танцевать вокруг куста роз и петь рождественскую колядку, чем и закончилась поучительная сказка.

А начиналось это загадочное путешествие из мира добра в страну зла с осколка попавшего в глаз Каю. Зеркало разбилось из-за того, что тролли (то есть бесы) отражали в нем все на свете в искаженном виде. Андерсен объясняет это тем, что бесы во врущем зеркале хотели отразить Творца. Бог, не допуская этого, сделал так, что зеркало вырвалось из рук бесов и разбилось.

Образ Ада отражается в слове «вечность», которое Снежная Королева поручила сложить Каю. Ледяная, не созданная Творцом, вечность - это образ ада.

В эпизоде, где олень просит волшебницу помочь Герде и дать ей силу двенадцати богатырей она отвечает, что не сможет сделать девочку сильнее, чем она есть. Ее сила - маленькое любящее сердце. А Бог ей и так помогает.

Противопоставление холода и тепла

С пролога сказки Андерсен начинает писать о том, что некоторым людям осколки льда попадают в сердце, которое замораживается, становится холодным и бесчувственным. А в конце сказки описывает, как горячие слезы Герды падают на грудь к Каю и осколок льда в сердце его тает.

Холод в сказке - это олицетворение зла, всего плохого на земле, а тепло - это любовь.

Поэтому в глазах у Снежной королевы Андерсен видит отсутствие тепла, наличие холода и бесчувственности.

Мир сказочных историй Г. Х Андерсена – это удивительное погружение в волшебную страну детства, где имеют место добрые и злые сказочные персонажи. Для детей они становятся примером того, как правильно нужно вести себя в той или иной жизненной ситуации.

Главные герои сюжета сказки – Кай, Герда и Снежная королева. С первых строк автор дает представление о детях, которые с большим уважением относятся к бабушке, с интересом и заботой к растительному миру. Кай и Герда – послушные мальчик и девочка, которые трепетно ухаживают за цветами, не забывая их поливать. Неразлучные дети оказываются вдали друг от друга из-за проделки злой Снежной королевы, которая является повелительницей вечного холода. На протяжении сказки Герда пытается найти путь к замку злодейки и спасти своего друга.

В произведении автор закладывает несколько идей, которые должны понять и проанализировать после прочтения книги читатели. Это отношения детей друг с другом. Их нежные чувства, преданность, трудолюбие и уважение к старшим – главное, что должно присутствовать в жизни каждого человека с юного возраста. Необыкновенную преданность, которую проявляет девочка в сказке, стараясь несмотря на страх и препятствия, автор сказки ставит в пример.

Андерсен использует собственный символ любви, надежды – розу. Этот цветок будто оберегает не только отношения героев, но и спасает жизнь Кая.

Автор четко разделяет отрицательных персонажей и положительных. Королева – расчетливая, агрессивная, равнодушная женщина, которая радуется тому, когда люди страдают, повелевает холодами. Разбойница преследует свои цели, используя обман, хитрость. Кай и Герда – положительные герои. Они беззащитны, трудолюбивы и добры. Исключение представляет заколдованный образ мальчика.

Благодаря истинной любви самые гадкие чувства могут преобразоваться в человеческие. Эту мысль автор хотел донести через поступок, совершенный Гердой. Только за счет настоящего милосердия, любви, невинности, сердечность и дружеских отношений злая сила отступает, искренние слезы заставляют вернуть Кая в прежнее состояние. Даже льдинки сложились в фразу «вечность» под воздействием верности и искренних слез девочки.

Таким образом, герой спасается из ледяного плена, зло наказано, а в сказке звучит счастливый финал. Так, по мнению автора, должна заканчиваться любая история, где имеет место борьба добра и зла, эгоизма и добра, любви и ненависти.

Вариант 2

Одной из самых известных сказок Ганса Христиана Андерсена является "Снежная королева".

Кай и Герда любили друг друга как родные брат и сестра, но однажды в глаз Кая попал осколок, несущий зло и ненависть. Тогда во время прогулки мальчика похитила Снежная королева, а Герда отправилась его спасать.

"Снежная королева" - это рассказ о крепкой и надежной дружбе, которая не видит преград.

Прототипом Снежной королевы является Ледяная Дева - персонаж народной культуры многих северных стран, в том числе и Дании. Существует легенда, что перед смертью отец Ганса Андерсена сказал:"Вот идет Ледяная Дева и она пришла ко мне". Потом мальчик стал звать отца, но мать остановила его, сказав, что отец умер и его уже забрала Ледяная Дева. Поэтому "Снежная королева" - не простая сказка для писателя, очень личная, интимная.

Бесспорно, образ Герды противопоставлен образу Снежной королевы. Герда символизирует добро, милосердие, нежность, самоотверженность. В ней есть какая-то материнская энергия, что-то теплое и родное. Снежная королева - это смерть, холод, символ рационализма. Ее образ отталкивает.

Зеркало, превращающее добро в зло, показывает природу возникновения зла. Кай был добрым и романтичным мальчиком, но как только в его глаз попал осколок, он перестал наслаждаться красотой роз и стал изучать прекрасные геометрические формы снежинок. Таким образом, он подошел к искусству с рациональным подходом.

Похищение Кая Снежной королевой символизирует то, что нельзя изучать красоту только математическим путем. Нужно чувствовать, переживать. Без этого не понять прекрасное.

Розы играют в этой сказке особенную роль. У Кая с Гердой был свой садик, где росли розы. Это символ их дружбы, но обычно роза символизирует любовь. Когда Герда была у колдуньи, именно красная роза развеяла чары и восстановила память о Кае.

Красный цвет - цвет, привлекающий внимание. На его фоне все кажется более заметным и ярким. Красная роза - это нить, связывающая Кая и Герду.

Сказка "Снежная королева" в своем смысле не такая простая. Она скрывает под яркими образами Герды, Кая, Снежной королевы огромное философское значение, понятное лишь при тщательном анализе.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Белоковской Портрет сына, 7 класс (описание)
  • Сочинение Зачем человеку нужен язык 5 класс

    Ежедневно общаемся с другими людьми, делимся мыслями, чувствами и событиями, произошедшим в нашей жизни. Мы с самого от начала и до конца дня используем слова практически без перерыва

  • Сочинение Родная земля

    Родная земля или Родина – это частичка человека. Единственное место, которое особенно дорого для души, другого такого нет на планете. Есть много красивых и завораживающих мест и это очень здорово. Но как говорится: здесь хорошо, а дома лучше.

  • Анализ рассказа Продкомиссар Шолохова

    Действия произведения «Продкомиссар» происходит в одной деревне, где находится огромное количество полей. И все их каждый год засеивают хлебом, потом его пропалывают, а потом время приходит его собирать и вот тут начинаются настоящие проблемы.

  • Главные герои рассказа Дети подземелья Короленко

    Этот рассказ показывает, что даже нищие могут сохранить себе благородство и честность. Произведение построено на контрасте, противопоставляются богатые и бедные, жизнь и смерть