Главная · История  · Заседание совета по науке и образованию. Заседание Совета при Президенте по науке и образованию (стенограмма). Путин раскритиковал РАН за избрание в члены учреждения представителей госструктур

Заседание совета по науке и образованию. Заседание Совета при Президенте по науке и образованию (стенограмма). Путин раскритиковал РАН за избрание в члены учреждения представителей госструктур

По вопросам совершенствования системы общего образования.

Заместитель Председателя Правительства Ольга Голодец дала указания во исполнение перечня поручений Президента России от 2 января 2016 года №Пр-15ГС , а именно (резолюция от 12 января 2016 года №ОГ-П8-32):

Минобрнауки России (Д.В.Ливанову) разработать комплекс мер, направленных на систематическое обновление содержания общего образования на основе результатов мониторинговых исследований и с учётом современных достижений науки и технологий, изменений запросов учащихся и общества, ориентированности на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных ситуациях.

Минобрнауки России (Д.В.Ливанову) и Минкомсвязи России (Н.А.Никифорову) обеспечить создание открытого информационно-образовательного портала в сети Интернет, содействующего реализации образовательных программ начального, основного и среднего общего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий («электронная школа»).

Минобрнауки России (Д.В.Ливанову) принять меры по совершенствованию государственной регламентации образовательной деятельности на основе комплексной оценки такой деятельности в целях определения и дальнейшей корректировки направлений её развития.

Минобрнауки России (Д.В.Ливанову) обеспечить формирование национальной системы учительского роста, направленной, в частности, на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации, а также на учёт мнения выпускников общеобразовательных организаций, но не ранее чем через четыре года после окончания ими обучения в таких организациях, предусмотрев издание соответствующих нормативных правовых актов.

Минобрнауки России (Д.В.Ливанову), Минкультуры России (В.Р.Мединскому) и Минспорту России (В.Л.Мутко) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить создание до 2018 года условий для приобретения детьми в возрасте 7–18 лет, обучающимися по общеобразовательным программам, базовых умений и навыков в области выбранного ими вида искусств или спорта.

Минобрнауки России (Д.В.Ливанову), Минкультуры России (В.Р.Мединскому), Минспорту России (В.Л.Мутко), Минтруду России (М.А.Топилину) и Минпромторгу России (Д.В.Мантурову) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и реализовать комплекс мер, предусматривающих:

Воспитание учащихся на основе их профессиональной ориентации, расширения сферы общественно полезной деятельности, включения в волонтёрское движение;

Предоставление учащимся возможности одновременно с получением среднего общего образования пройти профессиональную подготовку по выбранным ими профессиям, в том числе с использованием инфраструктуры профессиональных образовательных организаций;

Использование материально-технической базы образовательных организаций различных уровней образования, организаций культуры, спорта, отдыха и оздоровления детей и организаций реального сектора экономики для формирования культурно-воспитательной среды и создания современной образовательной инфраструктуры.

Минобрнауки России (Д.В.Ливанову) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять меры:

По снижению административной нагрузки на образовательные организации, в том числе путём сокращения контрольно-надзорных мероприятий;

По уменьшению нагрузки учителей, связанной с составлением ими отчётов, ответов на информационные запросы, направляемые в образовательные организации, а также с подготовкой внутренней отчётности образовательных организаций.

Минобрнауки России (Д.В.Ливанову) и Минкомсвязи России (Н.А.Никифорову) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организовать регулярное освещение в средствах массовой информации успешных проектов, реализуемых в системе общего образования, а также работу по популяризации достижений российской школы и формированию доверительного и позитивного отношения общества к школе и учителю.

Минкомсвязи России (Н.А.Никифорову) и Минобрнауки России (Д.В.Ливанову) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации продолжить работу по повышению пропускной способности каналов сети Интернет, к которым подключены общеобразовательные организации, имея в виду, что такая работа должна стать одним из приоритетных направлений деятельности по реализации государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)».

Минобрнауки России (Д.В.Ливанову) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить создание современных условий обучения и воспитания, включая обновление учебного оборудования, библиотек и иных средств, необходимых для внедрения в общеобразовательных организациях эффективных образовательных технологий и педагогических методик.

О результатах доложить в Правительство Российской Федерации с проектами соответствующих докладов Президенту Российской Федерации.

Вчера под председательством Президента России Владимира Путина состоялось заседание Совета при Президенте по науке и образованию, в ходе которого обсуждался проект Стратегии научно-технологического развития России, сообщает пресс-служба Кремля.

Поручение о разработке Стратегии было дано главой государства в июле 2015 года. Со стороны Правительства за подготовку документа отвечало Министерство образования и науки, аналитическое обеспечение осуществлялось Центром стратегических разработок.

Проект Стратегии создавался с привлечением представителей научного сообщества, бизнеса, институтов инновационного развития, гражданского общества, государственной власти. Непосредственно в его разработке принимали участие более 200 экспертов, широкое обсуждение проходило на портале .

Заседание Совета при Президенте по науке и образованию проанализировал в интервью «Русской народной линии» экономист, доктор экономических наук профессор :

Заседание Совета при Президенте носило судьбоносный характер для российской науки и образования. Настало время, когда власти поняли - необходимы конкретные действия. Однако решение проблем упирается в ресурсы. Правда, Президент отметил, что в рамках мегагрантов (17,7 миллиардов рублей) создано двести лабораторий мирового класса. Но в качестве сравнения мне на ум приходит печальное событие - изъятие из квартиры одного известного персонажа восьми миллиардов рублей. Но самое интересное, что на следующий день премьер-министр искал три миллиарда на финансирование фундаментальной науки. При сопоставлении этих двух событий на лицах научных работников появляется горькая усмешка. Как же так? Почему государство не переведет изъятые средства «из этой квартирки» на фундаментальные исследования и нужды науки? («вещественным доказательством» можно один разок и пожертвовать!)

Хорошо, что разрабатывается Стратегия технологического развития, но нужно обеспечивать развитие промышленности, главного потребителя новых технологий и научных разработок. Однако, до сих пор эти проблемы рассматриваются по отдельности. Вместе с тем, Президент РФ в общем-то определил «системность» как необходимость создания системы управления научно-технологическим развитием России, фактически тем самым констатировав ее отсутствие. В этом кроется главная проблема. Государственного комитета по науке и технике - нет, Российская академия наук как минимум «морально демонтирована» и в определённом смысле - дезорганизована. Прикладная наука практически свёрнута. Всё это не только плачевные итоги 1990-ых, но и головотяпство совсем недавнего «реформирования».

Создали Фонды и новые институты, не понимая, что их эффективность зависит не только от умений и квалификации кадров, принимающих решения, но и от величины исходного ресурса, который выделен в их распоряжение для решения актуальных задач развития.

В связи с этим, напомню, что в 1990-е годы существовал Фонд развития электронной техники, и государство выделяло ресурсы на развитие микроэлектроники. Были институты (фонды, программы и т.д.) по реструктуризации оборонной промышленности, конверсии и т.д. И где теперь все эти фонды, ресурсы, как и секторы экономики, которые необходимо было «реформировать», обеспечить их развитие и т.д.?! Влачат жалкое существование, сокращены в разы, отдельные были свёрнуты в те годы. Причина? Фонды имели крайне скудную ресурсную базу и возможности, а макроусловия и институциональные ограничения оказались сильнее влияния этих институтов развития и фондов. Сегодня применяется «нулевая логика», как будто впервые предпринимаются действия и создаются институты по развитию промышленности, технологий, замещения импорта и т.д. Именно эти усилия и похожие рекомендации применялись в 1990-ые, но… не сработали… по указанной и другим причинам. Подобный же исход может случиться и сегодня, если не будет изменён системный подход.

Стоит отметить, конечно, позитивное назначение Фонда развития промышленности, Агентства технологического развития как базовых институтов промышленной политики. Однако этим институтам следует выделять финансовые ресурсы, и не 20, а 100-200-300 миллиардов рублей. Ресурсы должны быть ощутимы, чтобы на системном уровне изменить ситуацию в промышленности, работая по конкретным секторам. Повторю: промышленность является главным потребителем новых технологий - нужны схемы взаимодействий фундаментальной науки и производства, создание организаций прикладной науки, в том числе при промышленных предприятиях, развитие (создание) КБ и НИИ, на что нужны ресурсы. Отдельные лаборатории - не решат проблемы. Конечно, создание двухсот новых лабораторий в фундаментальном секторе является весомым достижением. Но никто не отвечает на вопрос, переломят ли двести лабораторий системную ситуацию?! Я предполагаю, что нет. Действует и «эффект Перельмана», от действия которого не застрахованы новые научные лаборатории. Процессы «отжима» и перевода достижений на Запад, хотя в последние годы интенсивность подобных тенденций несколько сократилась, всё ещё происходят. Атмосфера научного поиска - никудышная!

Меня насторожило заявление на Госсовете по науке и образованию 23 ноября 2016 года о том, что нельзя распылять ресурсы. Оно, при кажущейся правильности, очень коварно. Необходимо вспомнить знаменитое высказывание: «Страна, в которой большинство жителей умеет читать и писать, победит страну (в конкуренции), где большинство - безграмотно, но некоторые гениальны!» (если я правильно помню, эту фразу приписывают футурологу Лестеру Туроу). Эту фразу стоит обратить к этим 200 лабораториям, при всей их необходимости и полезности! Если основной массив граждан, занимающихся наукой, окажется не удел, то кто будет формировать фундаментальную науку, развивать прикладную науку, технологии, обеспечивать связь промышленности и научных разработок?! Главная задача для России - это замкнуть цепочку от возникновения идеи до массового тиражирования технологий и продуктов.

При правильном выявлении проблем допускаются ошибки в деталях, которые могут оказаться фатальными для любой программы и стратегии технологического развития. Я участвовал на начальном этапе в разработке Национальной технологической инициативы, о которой сказал Президент РФ на Госсовете, участвовал в совещаниях и выступал с предложениями, поэтому прекрасно знаю, как формировалась Стратегия научно-технологического развития России. За этот проект отвечала Академия наук, которая выполнила задачу в общей её постановке. Но Академия физиологически не могла решить вопросы, связанные с созданием спроса, и сделать востребованным результат. Это не её функция. Поэтому решение проблемы зависит также от бюджетной, денежно-кредитной, то есть макроэкономической политики.

В связи с этим настораживает выступление А.Кудрина. Он был малоконкретным, особенно в свете своей последней речи о том, что Россия испытывает те же проблемы, что и Советский Союз накануне распада. Политическая бравада не имеет никакого отношения к действительности. Звучит критика, что высока доля расходов на оборону. Но именно оборонная промышленность является тем компонентом, где имеются фундаментальные научные результаты и возникают новые технологии. Остаётся решать задачу формирования промышленных рынков, управления ими. Поэтому недофинансирование обороны и науки чревато серьезными потерями - непонимание таких азбучных вещей граничит с нанесением прямого и большого ущерба национальной безопасности в той ситуации, в которой находится сейчас Россия.

Президент прав, говоря о необходимости поддержки общей доли расходов ВВП на фундаментальные исследования и науку. С 1985 по 1990 гг. доля расходов на науку увеличилась от 4 до 5%. И накануне разрушения СССР составляла 5% национального дохода государства. Для нынешней России эта цифра остается мечтой. Решение проблемы кроется в области макроэкономических и структурных изменений. Не может наука расцвести отдельно от экономики - эту ещё одну азбучную истину также хорошо бы понимать. Но её понимание не должно останавливать необходимые решения, посвящённые исправлению данной ситуации.

Сегодня происходит локальная поддержка некоторых отраслей, которая не способствует росту общего технологического уровня экономики, падающего с 1990-х годов. Несмотря на поддержку фундаментальной науки, технологических приоритетов, разработку Стратегии технологического развития, проектная логика правительства лишена «проектировочного мышления». Конечно, нужно что-то поддерживать, но эта палочка-выручалочка обладает обратным эффектом - финансы концентрируются в приоритетных направлениях, не влияя на изменение общих системных параметров и не обеспечивая систематичности в развитии данного экономического направления - фундаментальной и прикладной науки, образования и т.д.

Ослабление системы происходит вследствие институциональных экспериментов в области науки и образования. Необходимо прекратить такие реформы РАН и образования, возвратиться к советским программам по физике, математике, химии, биологии, естественнонаучным дисциплинам. Прекратить эксперименты с часовой нагрузкой преподавателей, изменение формата пар, программ, материала и т.д. Проект изменений должен быть проработан по всем направлениям, и только потом можно вводить поэтапные изменения, не нарушая системы. Мы инерционно втянулись в реформы РАН и образования, поэтому резкие изменения порочных проявлений этих реформ могут привести к ещё большему ухудшению состояния системы. Этот риск необходимо учитывать при разработке соответствующих действий в рамках соответствующих направлений деятельности правительства. Госсовет ставит верные проблемы, но «детали» и конкретные решения способны существенно повлиять на результаты системы, причём не в лучшую сторону.

Поручение о разработке Стратегии было дано главой государства в июле 2015 года. Со стороны Правительства за подготовку документа отвечало Министерство образования и науки, аналитическое обеспечение осуществлялось Центром стратегических разработок.

Проект Стратегии создавался с привлечением представителей научного сообщества, бизнеса, институтов инновационного развития, гражданского общества, государственной власти. Непосредственно в его разработке принимали участие более 200 экспертов, широкое обсуждение проходило на портале .

В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня мы в таком широком составе, с участием членов Правительства Российской Федерации, рассмотрим проект новой Стратегии научно-технологического развития. Хотел бы также услышать предметные предложения по её практической реализации.

Сразу скажу, Правительство и Совет по науке и образованию подготовили обстоятельный взвешенный документ, над которым долго работали, провели большое количество встреч, обсуждений, совещаний. Учитывая решающую роль науки и технологий для страны, как вы знаете, ему придан особый статус: прямо в законе прописано, что он приравнен к Стратегии национальной безопасности.

Остановлюсь на некоторых ключевых моментах.

Первое. Следует сосредоточить повышенное внимание на развитии фундаментальной науки, нацелить её на получение принципиально новых знаний, поиск ответов на так называемые большие вызовы завтрашнего дня.

Несмотря на непростую ситуацию, необходимо поддержать уровень расходов на фундаментальную науку в процентах от ВВП. Сэкономив здесь сегодня, мы будем, безусловно, безнадёжно отставать завтра – и допустить этого не можем. Поэтому наряду с бюджетными средствами мы направим и внебюджетные, чтобы в целом сохранить объём финансирования фундаментальной науки в процентах от ВВП в ближайшие два-три года.

Второе. В результате широкого, открытого обсуждения Стратегии выработана консолидированная позиция учёных, государства, бизнеса относительно приоритетов для науки, сформулированы цели на ближайшую перспективу.

Нужно, прежде всего, создать мощную технологическую базу, чтобы обеспечить опережающий рост экономики и глобальную конкурентоспособность отечественных компаний, вывести на новое качество медицину и сельское хозяйство, ускорить освоение наших территорий, включая Арктику и Дальний Восток России.

Третье. Надо раз и навсегда отказаться от практики размазывания бюджетных ресурсов тонким слоем между исследовательскими организациями. Деньги должны выделяться эффективным коллективам на основе конкуренции, конкурсного отбора с тем, чтобы мы рассчитывали на получение нужного нам конечного результата.

На этих принципах работают инструменты Российского научного фонда. Будем и дальше наращивать возможности этой структуры как за счёт средств государства, так и из внебюджетных источников. В следующем году бюджет фонда будет увеличен до 17,7 миллиарда рублей.

Наконец, учитывая масштаб целей, считаю необходимым выстроить современную систему управления научно-технологическим развитием, при этом исключить дублирование, когда схожими, а то и практически одинаковыми научными задачами занимаются разные министерства, ведомства, госкомпании, а то ещё и дважды-трижды получают за один и тот же результат. Прошу Совет по науке и образованию совместно с Академией наук и Правительством в короткие сроки представить предложения и на этот счёт.

Уважаемые коллеги, новые технологии создают учёные, исследователи. От их открытий, разработок в решающей степени зависит успех всех наших планов, поэтому и государству, и бизнесу необходимо направить дополнительные усилия, ресурсы на укрепление кадрового потенциала отечественной науки.

Кстати говоря, вы и сами это, конечно, знаете, за последнее десятилетие число исследователей в возрасте до 39 лет увеличилось на треть. В целом, это очень хорошая тенденция.

Сейчас вместе с нашими компаниями создаём механизм поддержки одарённых школьников, студентов, молодых исследователей. Считаю, нам нужно выстроить комплексную систему сбережения, развития талантов. Она должна охватывать, как я уже сказал, и молодых учёных.

Задача не только помочь молодым людям раскрыть свои способности, получить глубокие, качественные знания, хорошее образование – у молодёжи должны быть стимулы, желание заниматься наукой именно в России, работать в интересах нашей экономики, в отечественных высокотехнологичных компаниях, исследовательских лабораториях. И для этого нужно им показать обязательно перспективу по времени. Мы уже имеем такой опыт, когда люди подрастают, и мы видим, что у них очень хорошие перспективы, но им непонятно, где и как они будут работать. А у тех, кто хочет их забрать, особенно подальше от родных рубежей, – у них есть такое понимание, и их просто туда приглашают, и они часто туда уезжают.

Нам нужно показать им перспективу, перспективу развития. И тоже хотелось бы ваши предложения на этот счёт услышать.

И конечно, нужно развивать те эффективные механизмы, которые уже позволили привлечь в нашу страну ведущих учёных мира, в том числе наших соотечественников, которые долгое время, многие годы работали – и успешно работали за рубежом. Вы знаете о целой программе так называемых мегагрантов; могу ещё раз сказать, проинформировать вас, что в рамках этой программы создано 200 лабораторий без всякого преувеличения мирового уровня и класса под руководством ведущих учёных. Речь, прежде всего, идёт о постановке масштабных, интересных научных задач, о запуске исследовательских проектов с долгосрочным горизонтом финансирования. Словом, нужно создать такие условия, чтобы сделать нашу страну одним из центров притяжения для лучших учёных со всего мира.

Давайте перейдём к обсуждению. Слово Андрею Александровичу Фурсенко, прошу Вас.

Продолжение следует...

Президент России Владимир Путин провел заседание Совета по науке и образованию, в ходе которого обсуждался проект Стратегии научно-технологического развития страны, сообщает пресс-служба Кремля.

Поручение о разработке Стратегии было дано главой государства в июле 2015 г. Со стороны правительства за подготовку документа отвечало Министерство образования и науки, аналитическое обеспечение осуществлялось Центром стратегических разработок.

Проект стратегии создавался с привлечением представителей научного сообщества, бизнеса, институтов инновационного развития, гражданского общества, государственной власти. Непосредственно в его разработке принимали участие более 200 экспертов.

Открывая совещание, президент выразил желание услышать предметные предложения по практической реализации стратегии, отметив при этом, что правительство и Совет по науке и образованию подготовили обстоятельный взвешенный документ. По словам Путина, этот документ приравнен к Стратегии национальной безопасности.

Глава государства призвал в рамках реализации стратегии сосредоточить повышенное внимание на развитии фундаментальной науки, нацелить ее на получение принципиально новых знаний, поиск ответов на так называемые большие вызовы завтрашнего дня. При этом Путин заверил, что уровень расходов на фундаментальную науку должен быть поддержан в процентах от ВВП, несмотря на непростую ситуацию. Для этих целей на финансирование науки направлены и бюджетные, и внебюджетные средства.

«В результате широкого, открытого обсуждения стратегии выработана консолидированная позиция ученых, государства, бизнеса относительно приоритетов для науки, сформулированы цели на ближайшую перспективу», – сказал Путин.

По его словам, нужно прежде всего создать мощную технологическую базу, чтобы обеспечить опережающий рост экономики и глобальную конкурентоспособность отечественных компаний, вывести на новое качество медицину и сельское хозяйство, ускорить освоение наших территорий, включая Арктику и Дальний Восток России.

Для реализации таких планов, помимо концентрации бюджетных и частных ресурсов, предлагается отказаться от практики размывания бюджетных ресурсов «тонким слоем» между исследовательскими организациями. В этом ключе предусмотрено наращивание возможностей Российского научного фонда, чей бюджет в 2017 г. будет увеличен до 17,7 млн руб.

Также Путин предложил выстроить современную систему управления научно-технологическим развитием, при этом исключить дублирование, когда схожими, а то и практически одинаковыми научными задачами занимаются разные министерства, ведомства, госкомпании.

Коснувшись кадровых вопросов отечественной науки, президент рассказал, что за последнее десятилетие количество исследователей в возрасте до 39 лет увеличилось на треть. «Сейчас вместе с нашими компаниями создаем механизм поддержки одаренных школьников, студентов, молодых исследователей. Считаю, нам нужно выстроить комплексную систему сбережения, развития талантов. Она должна охватывать, как я уже сказал, и молодых ученых», – сказал президент.