Главная · Земледелие · Краткосрочный план по технологии на тему эскиз казахского национального костюма. Образцы казахской национальной одежды Ханы, султаны и богатые люди носили

Краткосрочный план по технологии на тему эскиз казахского национального костюма. Образцы казахской национальной одежды Ханы, султаны и богатые люди носили

Разметка деталей из бумаги способом сгибания. Оригами.
Изделие: фигурки бабочки и лягушки. Индивидуальная композиции.
Задачи урока:
1. Повторение и закрепление способа изготовления квадрата сгибанием и приёмов изготовления фигур в технике оригами.
2. Ознакомление с новыми приёмами работы в технике оригами.
3. Ознакомление с понятием композиции и с приёмами создания композиции в технике аппликации из бумаги.
4. Развитие внимания, воображения, творческих способностей и активизация умственной деятельности.
5. Совершенствование тонкомоторных действий.
6. Воспитание аккуратности и добросовестного отношения к работе.
Материалы, инструменты:
У учителя: учебник «Чудесная мастерская», большой лист бумаги прямоугольной формы и увеличенный макет квадрата для демонстрации приёмов работы, линейка, карандаш, ножницы, клей; увеличенные макеты – образцы изделий.
У учащихся: учебник, прямоугольные листы цветной бумаги для оригами или аппликации; заготовки из рабочей тетради № 1: основа для композиции (Приложение 1) и квадраты для оригами (Приложение 2 и 5)1, линейка, карандаш, ножницы, клей, гладилка; коробочка для мелких деталей.
На доске написана тема: «Оригами. Композиция».
Ход урока:
1. Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.
– Вспомните, что мы научились делать на прошлом уроке технологии. (Мы научились изготавливать квадрат нужного размера из прямоугольного листа бумаги способом сгибания. Ещё научились делать сложную заготовку для фигурок оригами – многослойный треугольник.)– Сегодня мы вспомним эти новые способы работы, будем использовать их при изготовлении других изделий. На прошлом уроке мы изготавливали одну общую картину, а сегодня каждый из вас сделает с фигурками оригами отдельную картину для выставки. Чтобы у вас это лучше получилось, мы познакомимся с некоторыми правилами, которые надо учитывать при создании картины. Подготовим материалы для работы. Из рабочей тетради вырежем основу, на которой будете создавать картину. Из этой же тетради вырежем цветные квадраты, из которых вы будете изготавливать фигурки для своей картины. Если нужны будут другие детали, вы используете цветную бумагу, которая также лежит у вас на столе.
2. Изготовление бабочки.
– Сначала сделаем бабочку, которую вы затем включите в свою картину. Для этого изделия возьмите любой из двух квадратов. Рассмотрите их. Каждый квадрат по-разному окрашен с обеих сторон. Любая из этих сторон может быть лицевой, и бабочки у вас получатся разные. Какие именно могут быть варианты? (Бабочка может получиться розовая, или золотистая, или в горошек, или голубая с узором.)
– Вспомните, как мы на прошлом уроке делали заготовку – основу фигурки (многослойный треугольник), и выполните эту работу. Если забыли, откройте учебник на с. 19.
Ученики выполняют работу самостоятельно, но при необходимости учитель может показать отдельные действия на своём макете.
– Теперь откройте учебник на с. 24 и посмотрите, как из этой базовой формы сделать бабочку. Попробуйте выполнить работу самостоятельно. Поднимите руки, кому непонятно.
В случае необходимости учитель демонстрирует все операции на своём макете. Готовые фигурки ученики складывают в коробочки.
3. Предварительный анализ и создание мысленного замысла композиции.
– По одной фигурке для картины каждый из вас уже подготовил. Но прежде чем делать остальные детали, нужно картину обдумать более подробно. Откройте учебник на с. 26. Читаем заголовок и первые четыре предложения:
«Композиция.
Из одной или нескольких фигурок можно составить композицию.
Композиция – это «сочинение», соединение отдельных деталей в выразительную картину. Композиция – как рассказ, в котором все части связаны между собой.»- Не торопитесь наклеивать детали. Сначала создайте картину, придумайте интересные дополнения к основным деталям. Итак, мы встретились с новым словом – «композиция». Скажите своими словами, как вы поняли его значение. (Композиция – это соединение отдельных деталей в единое изображение, в картину. Это расположение деталей в картине.)– Да, этим словом также иногда называют само произведение. Можно сказать «картина «Лето», а можно – «композиция «Лето». Давайте рассмотрим основу для вашей композиции, которую вырезали из рабочей тетради. Пока она лишь частично заполнена: внизу изображена трава и несколько цветов, в углу – жёлтый круг; может быть, это солнце без лучей. Можно сказать, что это уже картина или композиция? (Нет, она какая-то пустая и бессмысленная; рассматривать такую картину неинтересно.)
– Верно, ей нужно придать смысл: например, чтобы композиция могла «рассказать» о красоте природы, радости летнего солнечного дня или что-нибудь наподобие этого. Для этого достаточно будет дополнить изображение несколькими деталями, но сколько и каких именно деталей в ней будет – это решите вы сами. Но есть одно условие: ваша композиция обязательно включает фигурки оригами; это могут быть только бабочки (или одна бабочка) и цветы. Можно при желании включить в композицию ещё и одну-двух лягушек, которые изготавливаются из той же базовой формы, что и бабочка. Ведь лягушки вполне могут встретиться летом на лугу в траве. Рассмотрите композицию на с. 31: в ней как раз использованы все знакомые вам формы оригами. Но это большая композиция, а вам может быть достаточно одной этой бабочки, которую вы уже сделали. Только нужно найти для неё в картине правильное место. Чтобы показать мне, что вы это понимаете, попробуйте создать такую композицию: просто положите бабочку на основу для композиции.
Дети выполняют задание под наблюдением учителя.
– Как вы считаете, получается композиция? Попробуйте объяснить это словами. (Да, даже одна эта бабочка уже позволяет создать композицию, если её разместить, например, над травой и цветами: как будто она порхает над ними в лучах солнца. Бабочка крупная и яркая, она сразу привлекает внимание и словно говорит своим полётом о весёлом солнечном дне.)– Верно, для выразительной композиции вам необязательно делать много элементов, это может привести к «перегрузке» картины. Попробуйте обойтись малым количеством деталей. Посмотрите, от каких ошибок при составлении композиции предупреждает вас учебник на с. 30:
Ошибки при составлении композиции
1. Изображение слишком мелкое или сдвинуто (в сторону, вниз). Много лишней бумаги, её хочется срезать.
2. Вместо картины – отдельные элементы, которые равномерно заполняют фон, но плохо связаны между собой. Как будто товары, разложенные для продажи. Это даже нельзя назвать композицией.
3. Изображение слишком велико для фона, оно неравномерно заполняет большую часть пространства.
– Что ещё можно было бы добавить в эту композицию? (Нужно ещё вырезать и приклеить вокруг солнца лучи. И можно к нарисованным цветам добавить 1–2 тюльпана (оригами) и несколько травинок из бумаги – тогда всё соединится в единую картину.)– А почему вы считаете, что на листе основы нарисовано именно солнце? Разве не может этот жёлтый круг быть превращён в крупный цветок, к которому и полетит ваша бабочка? Подумайте об этом. И, может быть, бабочку можно ещё украсить, чтобы она получилась более выразительной. Рассмотрите образцы изделий и изображения настоящих бабочек в учебнике (стр. 24): они могут подсказать собственные интересные решения.
4. Практическая работа по составлению композиции.
– Представьте мысленно свою композицию и выполняйте работу. Постарайтесь проявить выдумку. Сначала заготовьте все необходимые элементы и расположите их на основе не приклеивая. Я пройду и посмотрю. У кого всё будет готово, может по моему разрешению наклеивать детали.
Учитель проверяет составленные композиции, при необходимости даёт советы и по мере готовности разрешает наклеивать элементы на основу. Готовые композиции вывешиваются для просмотра.
5. Анализ и обсуждение композиций. Подведение итогов урока.
– Композиции получились разные, несмотря на то, что в них использованы одинаковые формы и похожие элементы. Многие из вас сумели продемонстрировать в этих работах настоящую творческую фантазию. Но сначала давайте вспомним, что одна из задач, которую мы ставили в начале урока, заключалась в том, чтобы научиться ещё лучше, аккуратнее выполнять формы способом сгибания бумаги. В каких работах авторам удалось больше всего показать чёткость и аккуратность?
- А какие композиции вы считаете наиболее удачными и интересными и почему?
- Есть ли такие композиции, в которых заметны ошибки или недочёты? Как бы вы посоветовали их исправить?
- Что нового вы узнали на этом уроке? Чему научились?
По ходу итогового обсуждения ученики отвечают на задаваемые учителем вопросы. Завершить урок можно чтением стихотворения А. Фета (страница 24 учебника):
… Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я лёгкий опустилась,
И вот – дышу.
Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот- вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.

Первосоветская СОШ
Открытый урок на тему:
«Национальная одежда народов Казахстана»
Подготовила: Мигитко Г. В.
2017 год
Цели: Воспитание казахского патриотизма.
Задачи: Образовательная
- формирование представления учащихся о культуре, традициях и обычаях казахского народа закрепить знания об казахской одежде.
- совершенствование умения работать с различными материалами в технике аппликации.
- знакомство с новыми словами, обозначающими казахскую одежду, произношение и написание этих слов.
Развивающая.
- развитие творческих способностей, наблюдательности, внимания, усидчивости, памяти.
- развитие общего умения – работа со справочной литературой, с инструментами, различными материалами.
- развитие познавательного интереса.
Воспитательные.
- воспитание патриотизма интереса и бережного отношения к культуре, традициям и обычаям казахского народа.
- воспитание взаимовыручки, коллективизма, взаимоуважения, бережного отношения к труду.
Метод: Изучения нового материала объяснения с практическим применением.
Тип: Комбинированный
Форма: Групповая
Оборудование:
Энциклопедия, словарь с названием одежды, ювелирных изделий на казахском языке. Виды одежды, фото с изображением одежды казахского народа.
Ход урока:
Орг момент.
Готовность к уроку. Проверка отсутствующих.
Повторение пройденного материала.
Что мы изучали на прошлом уроке?
- Мы познакомились с культурой казахского народа.
- Что нового узнали о культуре казахского народа?
- Какие орнаментальные композиции применялись в изготовлении одежды, обуви, посуды и т.д.
Изучение нового материала.
У каждого народа есть своя Родина свои традиции, обряды, игры, кухня, виды одежды.
Көкірекше – легкая безрукавка.
Қаптырма – пряжка, застежка.
Алқа – подвески на грудь.
Жолпы – украшения в косы.
Білезік – браслет.
Жүзік – перстень.
Сырға – серги.
Қамшат бөрік – головной убор с пучком перьев филина.
Белдік – пояс, ремень.
Ішік – верхняя одежда, сшитая мехом вовнутрь и сверху покрытая тканью.
Тұмақ – меховая шапка.
Кимешек – женский головной убор, закрывающий шею и плечи.
Құндық – головной убор, надеваемый поверх кимешек.
Мәсі – мягкие сапоги.
Кебіс – надевают на мәсі, похожи на туфли на толстой подошве.
Далбай – головной убор в виде башлыка.
Жарғақ шалбар – яркие брюки из тонкой кожи.
Мужская и женская одежда имеют свои конструкционные особенности. К примеру женская одежда отличается вытачками на груди, талии, плечах различными складками, воланами, мужская одежда более строгая.
В мужской одежде плечи шире, застежка направлена слева направо, тогда как в женской – справа налево.Обработка и отделка плечевых изделий зависит от их вида и применения. К видам отделки относятся вышивание, складки, рельефы, защипы, разновидности швов; воланчики, накладные детали, кружева, тесьма, люрекс и др. материалы для украшения.
Одежда для торжественных случаев намного сложнее повседневной, имеет различные украшения детали и силуэты. В такой одежде присутствует богатая и сложная отделка.
Например:
Мужская одежда
Камзол

По традиции передняя часть камзола по горловине и краям украшается национальным узором.
Одежда девушки.

Одежда девушек была в основном приталенной, с вышитым воротником – стоечка. Девушки носили платья көйлек с 2-3 оборками, длинными рукавами и воротником – стоечка. Поверх платья надевали көкірекше – легкую безрукавку, грудная часть и подол которой расшивали узорами. Могли поверх платья надевать қамзол, сшитый по фигуре с серебряной пряжкой қапсырмой. Одежда девушек шилась из ярких тканей, богато расшивалась орнаментом, бисером, монетами, полудрагоценными камнями. Волосы девушки заплетали в косы и украшали и шолпами – лентами и цепочками с украшениями. На голову надевали такия – маленькую шапочку или қамшат бөрік, остроконечную мехом с пучком перьев филина, который играл роль украшения и оберега.
Головные уборы.
У казахского народа имеется несколько разновидностей мужских и женских головных уборов. В тысячелетней истории народа, большую часть жизни проводившего в седле, головной убор имел особое значение для сохранения здоровья. Головные уборы носили зимой и летом женщины, мужчины, дети.
Борик – очень красивый мужской головной убор.

Девичья такия
Если мужские тюбетейки шили из обычных тканей, то на девичий головной убор, который назывался такия, не жалели дорогих материалов.
Калпак – исключительно мужской головной убор.

Касаба
– красивый женский головной убор, напоминающий по форме тюбитейку, но объемнее ее.
Кимешек

– женский головной убор. Его носили молодые и пожилые женщины. Шили из белой ткани, молодым – из тонкого белого шелка.
Саукеле
– самый древний и красивый вид казахского женского головного убора и самый нарядный в гардеробе невесты.
Саукеле – это наследие, передаваемое из поколения в поколения, своеобразный символ, представляющий новый этап в жизни женщины - казашки. Видоизменившись, саукеле и сейчас не уходит из гардероба невесты, достойно заменяя венок и фату.
Аппликации в одежде:
Умение использовать аппликацию для крашения одежды – большое искусство, которое дано не каждому. Даже те, кто имеют навыки работы с иглой и умеют шить одежду, испытывают затруднения при украшении одежды. Рассмотрим технологию выполнения аппликации на
При наложении аппликации любое изделие приобретает нарядный вид. Аппликация должна привлекать внимание, поэтому ее располагают на груди, воротнике, рукавах и, если нужно, на плечах, спине. Для этого выбирают дорогие, блестящие, под золото или серебро ткани.
Способы наложения узоров:
Существует два способа наложения узоров. Первый – на драп накладывают ткань, предназначенную для узоров. Сначала блестящую ткань – накладку склеивают специальной тонкой клеющей тканью. Рисуют на ней мелом или другим средством узор. Затем прострачивают на машине по контуру. Вырезают прошитый узор. Затем обрабатывают узор частым оверложечным швом, для чего ткань натягивают на пяльца. Орнамент проглаживают утюгом.

Второй способ отличается от первого тем, что узор предварительно вырезают из позолоченной или посеребренной парчи и соединяют зигзагообразным мелким стежком с основной тканью.
Чтобы накладка была рельефной, можно сделать на ней вышивку. Края накладки отделывают позолоченной или посеребренной тесьмой.
Третий способ выполнения аппликации из узоров применяется только на некоторой одежде. Это – наклеенная аппликация. Выполняют ее так. Тонкую полиэтиленовую пленку положите под накладную ткань по контуру рисунка. Затем сильно нагретым утюгом прогладьте основную ткань.
Для украшения одежды используют не только аппликацию, но и вышивку.
Выполнение практической работы.
Итак, мы познакомились с казахской одеждой и с названиями одежды на казахском языке.
Сейчас мы с вами займемся коллажем.
Наш коллаж будет называться «Казахская одежда».
Что нам нужно для нашей работы? Как нужно выполнять аппликацию – отдельно или все вместе?
Ученики
- Нет. Надо показать людей в национальной одежде.
Учитель
- Правильно. На прошлом уроке мы с вами подготовили фон.
По желанию можно было выполнить фон – пейзаж, сооружения лес, полянку и т.д., юрта и другие предметы и эпизоды.
Сегодня мы с вами закончим свои картины. Работу будем выполнять в виде аппликации.
Кто из вас расскажет и продемонстрирует порядок выполнения аппликации.
Ученики
- Первое что мы должны – это напомнить про ТБ с инструментами, правильной организацией рабочего места.
1. Выполняем эскиз на заданную тему.
2. Второе – это непосредственная работа с бумагой, клеем, ножницами.
- Выполняем эскиз элементов рисунка, на белой бумаге.
-/выполняем трафарет, вырезаем их/
- Следующий этап нашей работы – обводим элементы, вырезанных деталей на цветной бумаги.
- Затем вырезаем элементы и приклеиваем на подготовленный фон.
Демонстрируем.
Учитель
Сейчас мы проанализировали порядок выполнения работы.
Приступаем к самостоятельной работе.
Контроль самоконтроль за выполнением работы.
Завершение работы.
Подведение итога. Оценивание.
Что мы, сегодня выполняли на уроке?
Что узнали нового?
Мы узнали о национальной одежде народов Казахстана.
- Научились выполнять коллаж по пройденной теме.
- Научились работать с предоставленным материалом, выполнять эскизы, аппликации.
Уборка класса

Акмолинская область

Буландынский район

Урок технологии в 7 классе


Цели урока:
Обучающая:
Воспитательная: Развивающая:

Тип урока: урок изучения новой темы.
Методы: Наглядность: презентация к уроку, музыкальное сопровождение, готовые изделия, раздаточный материал: орнамент, иллюстрации женского и мужского национального костюма, карточки для индивидуальной работы.

Оборудование: Межпредметная связь: Ход урока.

1. Организационный момент.


Сегодня мы посетим три юрты, в которых увидим много интересных вещей. В первой юрте мы узнаем о казахской национальной одежде, посетив вторую юрту мы узнаем об орнаменте, а в третьей юрте нас ожидает творческая мастерская.

Женская одежда делилась на три группы: одежда для девушек, женщин и бабушек.

Традиционный костюм казахской женщины состоял из длинной рубахи «койлек» с прямым воротником и застежкой, штанов, халата «шапан», головного убора, пояса с металлической бляхой и сапог «саптама».

С развитием торговли, в середине 19 века в моду вошли шелковые и хлопчатобумажные ткани ярких расцветок, а внешний вид костюма сильно изменился: костюм трансформировался в широкую тунику, к которой пришивалась сборчатая юбка, а юные девушки начали носить подобие платьев с узкими рукавами, оборками и воланами.

К обновленному комплекту прилагался и длинный приталенный жилет с металлическими пряжками или пуговицами, расшитый серебром и аппликациями.

В качестве верхней одежды казахские женщины носили «шапан» - длинный халат с рукавами.

Красный «шапан» из дорогой ткани в комбинации с нарядным головным убором «саукеле» стал неотъемлемым атрибутом любой казахской невесты. Шили его из очень дорогих материалов, Обязательно прикрепляли фату, которая закрывала фигуру девушки придавая её облику особое изящество. Высокий, конусообразный, отороченный дорогим мехом, украшенный жемчугом, кораллами, золотом, серебром, яркими драгоценными и полудрагоценными камнями. Вышитые узоры, разноцветные нити, жгутовая отделка, ажурные металлические украшения делают саукеле богатым.


Незамужние девушки носили тюбетейки «такыя» и «борик» - шапку с меховым околышем. Шили их из ярких тканей и обязательно украшали, особенно тюбетейки, вышивкой или различными нашивками из бус, кораллов, бисера, серебра. На макушку пришивали «уки» - султанчик из перьев филина, служивших не столько украшением, сколько оберегом. Самая красивая из тюбетек –это такия для маленьких девочек. Такия имеет круглую форму, очень лёгкая, высота её равна 10-15 сантиметров. На поверхность такии пришивали перья филина, края украшали дорогими камнями. Такию девочки носили до замужества.

Замужние казашки носили двух компонентные белоснежные головные уборы - на голову одевалась сначала нижняя часть «кимешек», а сверху наматывались полосы ткани, формируя тюрбан.

Мужская одежда казахов состояла из нательной рубахи (квйлек) и
Поверх рубахи мужчины носили недлинную (до середины бедер или до колен), сшитую по фигуре с расширяющимися книзу полами распашную одежду. Наиболее распространенным названием такой одежды является
камзол (камзол) или бешпент (бешмет). Шили камзолы из плотных хлопчатобумажных материй, плиса, шерстяных тканей, бархата, шелка, с длинными или короткими рукавами, а иногда и вовсе без рукавов.

В холодное время года
Самый распространенный и обязательный элемент верхней одежды: просторный
- шапан. Халаты шили из разнообразных тканей: легких и плотных, однотонных и цветных. «Шапаны» утепляли слоем шерсти или ваты. Казахи носили халаты во все времена года

Обязательной частью мужского костюма были Кожаные пояса кiсе с подвесками- сумочками (окшантай), ножнами и табакеркой часто украшались бляхами, которые изготавливались из железа, латуни, меди, иногда покрывались серебром, чернёным узором и чеканкой.

Мужчины постоянно, даже дома, носили головной убор . Обязательной была круглая матерчатая шапочка - такия/кепеш.
Верхние головные уборы шили из войлока и меха. Летом казахи носили легкие войлочные
шляпы (калпак) и шапку с меховой опушкой (борiк), зимой надевали шапки особого покроя (тымак или малакай).

В 19 в. самой распространенной мужской обувью были простые кожаные сапоги с закругленными носками и низким каблуком, сшитые на одну колодку, без различия на левый и правый. Сапоги различались по сезонам. Зимние сапоги были высокие, с широкими голенищами, так как одевались на войлочные чулки.

А что бы расширить ваш словарный запас в изучении казахских слов предлагаю вам словарик с названиями на казахском и русском языках элементов национального костюма. (словарик)

Учитель: Казахская национальная одежда имеет многовековую историю, отражает национальный опыт трудовой деятельности. В одежде отражается исторически обусловленные стороны материальной и социальной жизни народа, специфика хозяйства, возрастные различия. Одежда служила не только по основному назначению, но и для удовлетворения эстетических потребностей. Национальную одежду шили из разных тканей, простых- для повседневности, из дорогих – для праздника. Мех и кожа были главными материалами, из которых изготавливались казахская одежда, и, впоследствии, с развитием торговых путей в обиходе кочевого народа появились новые ткани - хлопок, шелк и бархат. (

Благодаря импорту т.е ввозу товара из других стран в нашем случае хлопка, шелка и бархата казахский национальный костюм стал более ярким, красочным, пышным и нарядным. Стали появляться платья и блузы, украшенные пышными воланами. Что невозможно было изготовить из тяжелых тканей: кожи, шерсти и войлока.
-А кто мне назовет противоположный термин к импорту?

-Ответы учащихся – Экспорт .

Что это?

Скажите, а какой товар экспортируют из Казахстана в другие страны, чем богата наша страна? (полезные ископаемые, зерно).

Верно. А как можно назвать, одним словом рынок, в котором участвую разные государства?

Если дети, затрудняются ответить, учитель задает наводящие вопросы:



Звучит кюй Курмангазы «Аксак кулан» (слайд).

- Ч еловека входящего в традиционную казахскую юрту, поражает ее интерьер. Любая вещь выполненная из кожи, металла, кости, ткани и шерсти, войлока в декоративном стиле, украшенно орнаментом. Весь быт кочевника буквально пронизан орнаментом.

Орнамент –

Основной закономерностью орнамента является

    Зооморфные

    Космогонические

    Растительные

    Геометрические

Задание №2

Молодцы все справились с заданием хорошо. А сейчас мы с вами выполним небольшое тестирование, посмотри, на сколько, внимательны вы были на уроке.

Задание №3 ТЕСТ - контроль знаний.


А) женщин.
Б) девушек.
В) невесты. 2. Одежду украшали:
А)только тесьмой.
Б) только орнаментами.

А) зооморфный, треугольный, космогонический, восточный;

В) геометрический, космогонический, изобразительный, орнаментальный.

А) платья, блузки, кимешек, чапан; Б) детская одежда, белье, платки;


А)в оформлении интерьера; Б) дизайн одежды, посуды, В) оформление сайтов, фотоиндустрия; Г) все ответы верны

После учащиеся обмениваются листочками, выполняют взаимопроверку и ставят оценку.

(

А теперь настало время заглянуть в третью юрту - эта юрта народных мастеров- творческая мастерская.

Казахская национальная одежда дошла и до наших дней. Одевают её по праздникам и в наше современное время она не много изменилась. Почтительное и уважительное отношение к национальной одежде признак мудрости народа и его забота о будущем культурном наследии казахов. Вот и ваше домашнее задание: (


Учитель: На этом наше занятие подошло к завершению, огромное спасибо за урок!

Рефлексия: Дети оставляют стикеры на рисунках с изображением своего настроения.

Все замечательно, есть идеи! Я что-то не понял…. Все хорошо, было интересно.

‹ ›

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".

  • Технология

Описание:

Акмолинская область

Буландынский район

КГУ «Журавлевская средняя школа». Учитель технологии Лойко Ирина Анатольевна.

Урок технологии в 7 классе

Тема урока: Национальная казахская одежда
Цели урока:
Обучающая:
познакомить учащихся с видами казахской национальной одеждой, с разновидностью казахского орнамента и его значением.
Воспитательная: воспитывать патриотические чувства, трудолюбие, уважение к культуре и традициям казахского народа.
Развивающая: развивать дизайнерские и художественные способности.

Тип урока: урок изучения новой темы.
Методы: объяснительно-иллюстративный.
Наглядность: презентация к уроку, музыкальное сопровождение, готовые изделия, раздаточный материал: орнамент, иллюстрации женского и мужского национального костюма, карточки для индивидуальной работы.

Оборудование: интерактивная доска, клей, ножницы, маркеры.
Межпредметная связь: казахский язык, рисование, история.
Ход урока.

1. Организационный момент.
2. Вступительная беседа учителя.
Звучит казахская национальная музыка.

«Казахская национальная одежда» (1 слайд)

Учитель: Сейчас мы с вами отправимся в путешествие в ближайший казахский аул. Конечно, сейчас в наше время нет таких поселений, но всё же юрта древнейшее и в то же время остаётся современным жилищем кочевников-чабанов.
Сегодня мы посетим три юрты, в которых увидим много интересных вещей. В первой юрте мы узнаем о казахской национальной одежде, посетив вторую юрту мы узнаем об орнаменте, а в третьей юрте нас ожидает творческая мастерская.

Звучит кюй Курмангазы «Сары Арка».

А вот и первая юрта. «Казахская национальная одежда» (слайд 2)

Женская одежда делилась на три группы: одежда для девушек, женщин и бабушек.

Традиционный костюм казахской женщины состоял из длинной рубахи «койлек» с прямым воротником и застежкой, штанов, халата «шапан» , головного убора, пояса с металлической бляхой и сапог «саптама».

С развитием торговли, в середине 19 века в моду вошли шелковые и хлопчатобумажные ткани ярких расцветок, а внешний вид костюма сильно изменился: костюм трансформировался в широкую тунику, к которой пришивалась сборчатая юбка, а юные девушки начали носить подобие платьев с узкими рукавами, оборками и воланами.

К обновленному комплекту прилагался и длинный приталенный жилет с металлическими пряжками или пуговицами, расшитый серебром и аппликациями.

В качестве верхней одежды казахские женщины носили «шапан» - длинный халат с рукавами.

Красный «шапан» из дорогой ткани в комбинации с нарядным головным убором «саукеле» стал неотъемлемым атрибутом любой казахской невесты. Шили его из очень дорогих материалов, Обязательно прикрепляли фату, которая закрывала фигуру девушки придавая её облику особое изящество. Высокий, конусообразный, отороченный дорогим мехом, украшенный жемчугом, кораллами, золотом, серебром, яркими драгоценными и полудрагоценными камнями. Вышитые узоры, разноцветные нити, жгутовая отделка, ажурные металлические украшения делают саукеле богатым.

Головные уборы у женщин носили в основном социальный и возрастной характер.
Незамужние девушки носили тюбетейки «такыя» и «борик» - шапку с меховым околышем. Шили их из ярких тканей и обязательно украшали, особенно тюбетейки, вышивкой или различными нашивками из бус, кораллов, бисера, серебра. На макушку пришивали «уки» - султанчик из перьев филина, служивших не столько украшением, сколько оберегом. Самая красивая из тюбетек –это такия для маленьких девочек. Такия имеет круглую форму, очень лёгкая, высота её равна 10-15 сантиметров. На поверхность такии пришивали перья филина, края украшали дорогими камнями. Такию девочки носили до замужества.

Замужние казашки носили двух компонентные белоснежные головные уборы - на голову одевалась сначала нижняя часть «кимешек», а сверху наматывались полосы ткани, формируя тюрбан.

Мужская одежда казахов состояла из нательной рубахи (квйлек) и штанов, верхней плечевой распашной одежды и шаровар. Верхняя распашная одежда носилась навыпуск, полы запахивались слева направо. Штаны и нижние (ламбал), и верхние (шалбар) шили одинаковыми по покрою, широкими в шагу и у пояса, недлинные штанины обычно заправляли в сапоги. Шалбар изготавливали из верблюжьей домотканой материи, кожи, замши, а с 19 в. - из бумажных тканей темного цвета или из яркого бархата. С этого времени получают распространение верхние штаны русского покроя.
Поверх рубахи мужчины носили недлинную (до середины бедер или до колен), сшитую по фигуре с расширяющимися книзу полами распашную одежду. Наиболее распространенным названием такой одежды является камзол (камзол) или бешпент (бешмет). Шили камзолы из плотных хлопчатобумажных материй, плиса, шерстяных тканей, бархата, шелка, с длинными или короткими рукавами, а иногда и вовсе без рукавов.

В холодное время года носили камзолы на толстой подкладке из шерсти или меха . Камзол был сугубо домашней одеждой; выезжая за пределы аула, мужчина обязательно надевал поверх него другую одежду.
Самый распространенный и обязательный элемент верхней одежды: просторный длинный халат прямого покроя с длинными и широкими рукавами - шапан. Халаты шили из разнообразных тканей: легких и плотных, однотонных и цветных. «Шапаны» утепляли слоем шерсти или ваты. Казахи носили халаты во все времена года

Обязательной частью мужского костюма были кожаные пояса и матерчатые кушаки. Кожаные пояса кiсе с подвесками- сумочками (окшантай), ножнами и табакеркой часто украшались бляхами, которые изготавливались из железа, латуни, меди, иногда покрывались серебром, чернёным узором и чеканкой.

Мужчины постоянно, даже дома, носили головной убор. Обязательной была круглая матерчатая шапочка - такия/кепеш. До середины 19 в. казахи носили высокие тюбетейки с остроконечной верхушкой, постепенно обычной становится тюбетейка с плоской макушкой, сшитая из четырех треугольных клиньев или выкроенная в виде круга.
Верхние головные уборы шили из войлока и меха. Летом казахи носили легкие войлочные шляпы (калпак) и шапку с меховой опушкой (борiк), зимой надевали шапки особого покроя (тымак или малакай).

В 19 в. самой распространенной мужской обувью были простые кожаные сапоги с закругленными носками и низким каблуком, сшитые на одну колодку, без различия на левый и правый. Сапоги различались по сезонам. Зимние сапоги были высокие, с широкими голенищами, так как одевались на войлочные чулки.

А что бы расширить ваш словарный запас в изучении казахских слов предлагаю вам словарик с названиями на казахском и русском языках элементов национального костюма. (словарик)

Учитель: Казахская национальная одежда имеет многовековую историю, отражает национальный опыт трудовой деятельности. В одежде отражается исторически обусловленные стороны материальной и социальной жизни народа, специфика хозяйства, возрастные различия. Одежда служила не только по основному назначению, но и для удовлетворения эстетических потребностей. Национальную одежду шили из разных тканей, простых- для повседневности, из дорогих – для праздника. Мех и кожа были главными материалами, из которых изготавливались казахская одежда, и, впоследствии, с развитием торговых путей в обиходе кочевого народа появились новые ткани - хлопок, шелк и бархат. (

Благодаря импорту т.е ввозу товара из других стран (ввоз в страну закупленных за границей иностранных товаров для их употребления, использования в стране) в нашем случае хлопка, шелка и бархата казахский национальный костюм стал более ярким, красочным, пышным и нарядным. Стали появляться платья и блузы, украшенные пышными воланами. Что невозможно было изготовить из тяжелых тканей: кожи, шерсти и войлока.
-А кто мне назовет противоположный термин к импорту?

-Ответы учащихся – Экспорт .

Что это? (вывоз за границу товара, предназначенных для продажи на иностранных рынках или для переработке в другой стране).

Скажите, а какой товар экспортируют из Казахстана в другие страны, чем богата наша страна? (полезные ископаемые, зерно).

Верно. А как можно назвать, одним словом рынок, в котором участвую разные государства?

Если дети, затрудняются ответить, учитель задает наводящие вопросы:

А когда торговля происходит между разными государствами это…..международная торговля или мировой рынок.

Мировой рынок - рынок в котором участвуют разные государства, совершающие между собой обмен товарами и услугами, основанный на принципе обоюдной выгоды и международном разделении труда.

Звучит кюй Курмангазы «Аксак кулан» (слайд).

Мы прибыли в гости во вторую юрту.

Человека входящего в традиционную казахскую юрту, поражает ее интерьер. Любая вещь выполненная из кожи, металла, кости, ткани и шерсти, войлока в декоративном стиле, украшенно орнаментом. Весь быт кочевника буквально пронизан орнаментом.

Орнамент – это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов и предназначенный для украшения различных предметов (утвари, оружия, мебели, одежды, архитектурных сооружений, предметов декоративно-прикладного искусства)

Основной закономерностью орнамента является периодическая повторяемость мотива, которая производит сильное эстетическое впечатление.

Для казахов орнамент стал главным видом изобразительного искусства, в котором отразилась живая, поэтичная душа народа, любовь к родной земле и интерес к окружающему миру.
В казахском орнаменте четко выделяются мотивы:

üЗооморфные

üКосмогонические

üРастительные

ü Геометрические

Задание №2

Теперь вам предстоит закрепить полученные знания при выполнении практического задания. На столах лежат конверты с иллюстрацией орнаментов различных национальностей и направлений. Ваша задача отобрать изделия, в которых присутствует казахский орнамент, и постараться определить его вид.

(Учитель контролирует процесс работы, оценивает, как учащиеся справились с заданием)

Молодцы все справились с заданием хорошо. А сейчас мы с вами выполним небольшое тестирование, посмотри, на сколько, внимательны вы были на уроке.

Задание №3 ТЕСТ - контроль знаний.

1.Саукеле –это головной убор:
А) женщин.
Б) девушек.
В) невесты.
2. Одежду украшали:
А)только тесьмой.
Б) только орнаментами.
В) орнаментами, бисером, тесьмой, вышивкой.

3. Перечислите виды казахского орнамента:

А) зооморфный, треугольный, космогонический, восточный;

Б)растительный, зооморфный, геометрический, космогонический;

В) геометрический, космогонический, изобразительный, орнаментальный.

4. Велюр, бархат, плющ, вельвет использовали для пошива:

А) платья, блузки, кимешек, чапан; Б) детская одежда, белье, платки;

В) чапан, камзол, головные уборы.

5. А в наше время-время компьюторных технологий, где применяют орнамент?
А)в оформлении интерьера; Б) дизайн одежды, посуды, В) оформление сайтов, фотоиндустрия; Г) все ответы верны

После учащиеся обмениваются листочками, выполняют взаимопроверку и ставят оценку.

(Оценивание для обучения и оценивание обучения)

Звучит кюй Курмангазы «Саржайляу» (слайд)

А теперь настало время заглянуть в третью юрту - эта юрта народных мастеров- творческая мастерская.

Казахская национальная одежда дошла и до наших дней. Одевают её по праздникам и в наше современное время она не много изменилась. Почтительное и уважительное отношение к национальной одежде признак мудрости народа и его забота о будущем культурном наследии казахов. Вот и ваше домашнее задание: разработать эскиз современного стилизованного казахского платья или мужского костюма, используя элементы казахского орнамента (Обучение талантливых и одаренных учеников).

Учитель: На этом наше занятие подошло к завершению, огромное спасибо за урок!

Рефлексия: Дети оставляют стикеры на рисунках с изображением своего настроения.

Все замечательно, есть идеи! Я что-то не понял…. Все хорошо, было интересно.

1. Степанова Гульбану Юлаевна.

2. Дата рождения: 09. 02. 1977 г.

3. Образование: средне-специальное, педагогическое.

Окончила: Саратовский государственный

профессионально -педагогический

колледж им.Ю.А.Гагарина (1996-1999г)

4. Специальность: учитель труда и черчения,

мастер производственного обучения.

5. Стаж работы: 15 лет.

7. Место работы: Чапаевская ОСОШ.

Предмет: Технология

Класс: 7

Тема урока: «Казахская национальная одежда»

Цели урока : обобщить и систематизировать знания учащихся о женском и мужском казахском национальном костюме, орнаменте.

Задачи:

Обучающая: познакомить учащихся с видами казахской национальной одеждой, с разновидностью казахского орнамента и его значением.

Воспитательная: воспитывать патриотические чувства, уважать культуру и традиции своей страны.

Развивающая: развивать дизайнерские и художественные способности.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Наглядность: презентация к уроку, музыкальное сопровождение, готовые изделия, раздаточный материал: орнамент, иллюстрации женского и мужского национального костюма, карточки для индивидуальной работы.

Оборудование: интерактивная доска, клей, ножницы, маркеры, макеты бумажных кукол.

Меж предметная связь: казахский язык, рисование, история.

Ход урока.

    Организационный момент.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться

Слушаем внимательно

Работаем старательно.

2. Вступительная беседа учителя.

Звучит казахская национальная музыка, на доске заставка презентации названия урока

3. Знакомство с новой темой «Казахская национальная одежда»

Давайте представим себе, что мы отправились в путешествие в ближайший казахский аул, которые существовали в давние времена кочевников. Конечно, сейчас в наше время нет таких поселений, но всё же юрта древнейшее и в то же время остаётся современным жилищем кочевников - чабанов. А вот и юрты. /слайд 1/

Сегодня я приглашаю посетить три юрты, в которых мы увидим много интересных вещей. В первой юрте мы узнаем о казахской национальной одежде – (это тема нашего урока), посетив вторую юрту мы узнаем все об орнаменте, а в третьей юрте вас ожидает творческая мастерская.

Прежде чем посетить нашу юрту ответьте мне пожалуйста на вопросы:

1. Люди каких национальностей проживают на территории Казахстана?

2. Чем они отличаются друг от друга?

3. Исторически у каждого народа сложился внешний облик в виде национального костюма.

4. Посмотрите на картинку национальные костюмы какого народа изобразил художник? /слайд 2/

А что такое одежда?

5. Сегодня мы с вами остановимся на национальной одежде казахского народа.

Давайте посетим первую юрту и узнаем о казахской национальной одежде:

/запись тему урока в тетради/

Есть ли одежда, которая бы нравилась всем и всегда? Да, это – национальный костюм. У каждого народа он свой. И каждый из них прекрасен. Но кто же эти гениальные кутюрье, создавшие эту красоту?

Сотни тысяч обычных людей веками кроили, шили, украшали и носили одежду в будни и праздники.

Казахский народный костюм создавался для нелегкой кочевой жизни в бескрайних просторах степей. Одежда должна быть простой по покрою, чтобы за ней легко было ухаживать, и в то же время красивой и нарядной. Основными материалами для изготовления одежды были кожа, войлок. Шерстяное сукно «шекпен», а в богатых семьях – бархат, шелк, дорогие меха.

Костюм вышивали шелком, золотыми и серебряными нитями, украшали бисером. Бусами, бахромой, перьями филина, которые должны были защитить человека от «дурного глаза»

Особенно тщательно орнаментировали открытые срезы одежды – ворот, подол, рукава, края штанин – считалось, что это предохранит от проникновения к телу злых сил. /слайд 3/

Особенно красив костюм молодой девушки , состоящий из платья с оборками «көйлек » и яркого камзола из бархата – «бешмета». Бешмет перепоясывали богато украшенным поясом «белбеу», /слайд 4/ дополняли костюм расшитые сапоги на высоких каблуках «етік» и маленькая вышитая шапочка «тақия». /слайд 5/

Волосы заплетали в косы, богато украшали подвесками «шаш баул» /слайд 6/

На свадьбу девушка надевала высокую шапку «саукеле», к которой прикрепляли белое вышитое покрывало. /слайд 7/

Замужние женщины носили более длинные камзолы, застегнутые на талии, а голову покрывали «кимещеком» - большой платок с вырезом для лица. /слайд 8/

Мужской костюм был предназначен для верховой езды. Кочевники изобрели удобный предмет одежды – брюки. «шалбар», которые шили из кожи и украшали вышивкой. На тело надевали рубашку, а сверху – бешмет. В прохладную погоду носили халаты. Обувью служили кожанные сапоги «саптама» /слайд 9/

Мужчины всегда покрывали голову тюбетейками, войлочными шапками «қалпақ» или меховыми шапками –«бөрік» и «тымақ» /слайд 10/

Одежду перепоясывали ремнем с подвесными кармашками для пороха и пуль, украшенные металическими бляхами.

Камзол /кемзал/ легкая расшитая одежда, сшитая по фигуре с расширяющимся к низу подолом. Камзолы сшили из бархата и других ярких тканей, на одинарной подкладке из ткани или шерсти.

Молодые девушки носили камзолы более ярких цветов, чем женщины среднего и пожилого возраста.

Штаны . В прошлом когда казашки ездили верхом, штаны были необходимой частью их одежды. Их шили из овчины, домотканного сукна, плотных х/б тканей. Различали верхние штаны /шаобар/ и нижние /далбар/ Штаны шили укороченными, немного ниже колен, широкими в шагу и у пояса, зауженными книзу. На талии укрепляли при помощи шнура подвернутого в подгиб, пришитого к поясу.

Шапан – старинная верхняя одежда женщины – прямой широкий халат с длинными рукавами. Для тееплого времени года его шили легким, а для холодного – с шерстяной подкладкой, простеганной вместе с верхом.

Көйлек - /рубаха, платье/ древнейший вид нательной женской одежды. Платье сшили из легкой ткани.

С развитием торговли, в середине 19 века в моду вошли шелковые и хлопчатобумажные ткани ярких расцветок, а внешний вид костюма сильно изменился: костюм трансформировался в широкую тунику, к которой пришивалась сборчатая юбка, а юные девушки начали носить подобие платьев с узкими рукавами, оборками и воланами.

4. Мировой рынок - Экономика

Благодаря импорту т.е ввозу товара из других стран (ввоз в страну закупленных за границей иностранных товаров для их употребления, использования в стране) в нашем случае хлопка, шелка и бархата казахский национальный костюм стал более ярким, красочным, пышным и нарядным. Стали появляться платья и блузы, украшенные пышными воланами. Что невозможно было изготовить из тяжелых тканей: кожи, шерсти и войлока.

А кто мне назовет противоположный термин к импорту?

Ответы учащихся – Экспорт.

Что это? (вывоз за границу товара, предназначенных для продажи на иностранных рынках или для переработки в другой стране).

Скажите, а какой товар экспортируют из Казахстана в другие страны, чем богата наша страна? (полезные ископаемые, зерно).

Верно. А как можно назвать, одним словом рынок, в котором участвуют разные государства?

Если дети, затрудняются ответить, учитель задает наводящие вопросы:

А когда торговля происходит между разными государствами это…..международная торговля или мировой рынок.

Мировой рынок - рынок в котором участвуют разные государства, совершающие между собой обмен товарами и услугами, основанный на принципе обоюдной выгоды и международном разделении труда.

Хорошо, разобрались в экспорте и импорте, а теперь настало время заглянуть во вторую юрту. /слайд 12/

Человека входящего в традиционную казахскую юрту, поражает ее интерьер. Любая вещь выполненная из кожи, металла, кости, ткани и шерсти, войлока в декоративном стиле, украшено орнаментом. Весь быт кочевника буквально пронизан орнаментом.

5. Знакомство с национальными орнаментами.

Орнамент – это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов и предназначенный для украшения различных предметов (утвари, оружия, мебели, одежды, архитектурных сооружений, предметов декоративно-прикладного искусства)

Основной закономерностью орнамента является периодическая повторяемость мотива, которая производит сильное эстетическое впечатление.

Для казахов орнамент стал главным видом изобразительного искусства, в котором отразилась живая, поэтичная душа народа, любовь к родной земле и интерес к окружающему миру.

В казахском орнаменте четко выделяются мотивы: /слайд 13/

Зооморфные

"Муйiз" - рог. Это древнейшая основа казахского орнамента. Орнамент символизирует рог. Роговидные орнаменты имеют мелкие и крупные элементы. Мелкие - применяются в изделиях прикладного искусства из дерева, кости, рога; в основном там, где требуется более тонкая обработка. Крупные - используются при украшении сырмаков, текеметов, алаша, ковров, в архитектуре. Роговидные элементы делятся на следующие виды: "аймуйiз", "космуйiз", "сынармуйiз", "кырыкмуйiз" "маралмуйiз", "оркешмуйiз", "кошкармуйiз" и др.

Космуйiз" - двойные рога. Этот элемент является изображением рогов барана, козла, коровы. Орнаменты, которые называются "ыргак", "iлмек", тоже относятся к "космуйiз". Орнамент "космуйiз" используется для украшения предметов домашнего обихода, мебели, оружия и т.д. В настоящее время орнаментом "космуйiз" украшают саукеле (головной убор невесты), современные мужские головные уборы - айыр калпак, передние борта камзола, голенища сапог.

Космогонические

"Кун"- солнце. Орнамент символизирует солнце. Орнаментом "кун" украшают середину ковров, тускиизов, а также он применяется в элементах вышивки или при крашении изделий из дерева, кости.

"Жулдыз" - звезда. Этот орнамент изображает ломаную линию, часто - звезду. Звезда, как правило, находится в самой середине орнамента и имеет пятиконечную форму.

Растительные

Гул"- цветок. Этот орнамент символизирует все виды цветов. Данный вид, начиная от орнамента "трилистник", представлен на изделиях прикладного искусства до двенадцатилистного орнамента. Используется в вышивках, при украшении одежды: воротников, карманов, подолов.

"Шыныгул" - стеклянный цветок. Орнамент похож на цветок. Он идентичен орнаментам

"тортайшык" и "итемшек". "Шыныгул" состоит из элементов, похожих на луну, рога, листья. На концы широко расставленных рогов насажено по листу.

Геометрические

"Ботакоз" - верблюжий глаз.

"Ботакоз" - верблюжий глаз. Этот орнамент обычно помещается посередине красочной композиции или в повторяющемся узоре, окаймляющим края изделия. Внешне он похож на глаза верблюжонка. Имеет ромбовидную геометрическую форму. Им можно окаймлять края платков.

"Кайнар" - родник, источник. Этот вид орнамента, видимо, родился в тех краях, где ощущается избыток источников воды. Цвета орнамента сдержанные, спокойные. Они символизируют каплю воды.

6. Закрепление материала

ТЕСТ- контроль знаний.

1.Саукеле –это головной убор:

А) женщин.

Б) девушек.

В) невесты.

2. Одежду украшали:

А)только тесьмой.

Б) только орнаментами.

В) орнаментами, бисером, тесьмой, вышивкой.

3. Перечислите виды казахского орнамента:

А) зооморфный, треугольный, космогонический, восточный;

Б) растительный, зооморфный, геометрический, космогонический;

В) геометрический, космогонический, изобразительный, орнаментальный.

4. Велюр, бархат, плющ, вельвет использовали для пошива:

А) платья, блузки, кимешек, чапан;

Б) детская одежда, белье, платки;

В) чапан, камзол, головные уборы.

5. А в наше время - время компьютерных технологий, где применяют орнамент?

А) в оформлении интерьера;

Б) дизайн одежды, посуды,

В) оформление сайтов, фото индустрия;

Г) все ответы верны

7. Взаимопроверка тестовых заданий

После учащиеся обмениваются листочками, выполняют взаимопроверку и ставят оценку.

8. Проверка д/з «Технологическая карта Правила техники безопасности при работе с ножницами, клеем, иголкой. »

(Оценивание для обучения и оценивание обучения)

9. Практическая работа: «Творческая мастерская»

А теперь настало время заглянуть в третью юрту - эта юрта народных мастеров - творческая мастерская.

Казахская национальная одежда дошла и до наших дней. Одевают её по праздникам и в наше современное время она не много изменилась. Почтительное и уважительное отношение к национальной одежде признак мудрости народа и его забота о будущем культурном наследии казахов. Вот и ваше задание: вам раздаю макеты бумажных кукол вы должны придумать и разработать эскиз современного казахского платья или мужского костюма, используя элементы казахского орнамента используя эти подручные материалы(клей, картон, цветная бумага, фольга, бисер, материалы)

10. Оценка за урок

Учитель: На этом наше занятие подошло к завершению, огромное спасибо за урок!

Рефлексия: Дети оставляют стикеры на рисунках с изображением своего настроения.

Все замечательно, есть идеи! Я что-то не понял…. Все хорошо, было интересно.



Фирсова Наталья Ивановна

мастер производственного обучения по специальности

“швейное производство и моделирование одежды”

в ТОО “Северо-Казахстанский

Учебно*производственный комбинат”.
Стаж педагогической работы-27 лет

Цели урока:

Образовательная: ознакомить учащихся с элементами и видами отделки изделия, способствовать практическому применению полученных знаний, умений и навыков.

Развивающая: развитие интереса к народным традициям, вызвать интерес к изучению истории и быта казахского народа.

Воспитательная: воспитание эстетического вкуса, приобщение к самодеятельному творчеству.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.

Материально-дидактическое оснащение урока:

ПК, мультимедиа проектор, экран.

Презентация MS POWER POINT

Образцы орнаментов, аппликации

Объект труда: готовое изделие – пончо в казахском стиле

План урока:

1. Организационный момент.

Проверка учебных принадлежностей, наличие спецодежды, рапорт дежурного.

2. Сообщение темы и цели урока.

Наша задача познакомиться с видами отделки казахского народного костюма и украсить наше пончо.

3. Актуализация знаний.

Какие виды отделки вы знаете? Какие материалы и фурнитура применяются в качестве отделки? Что такое аппликация и где её можно применять?

4. Изучение нового материала. Рассказ учителя и показ презентации.

Прямо посреди большого-пребольшого континента, среди ковыльных степей, под самым голубым в мире небом, борясь с суровой зимой, в ожидании знойного лета жил-был народ, кочевал, пас скот, выделывал шкуры, защищал свои земли от набегов. Этот гордый народ носил замечательные комфортные одежды, украшенные орнаментами и «говорящими» узорами. Мы сегодня, в 21 веке, приобщившись к Европе, примерив на себя иной ритм жизни и стремление к минимализму, стараемся вернуть в свою жизнь наследие предков, а в свой костюм – исконную этнику.

Для того чтобы органично вписать в нашу жизнь и в наш гардероб элементы исконно казахского костюма, нужно знать, в чем они заключаются.

Казахский народный костюм – это костюм кочевника. Это одежда простого кроя, удобная для верховой езды, защищающая от лютых морозов, палящего солнца и продувающего насквозь ветра. Одежду украшали мехом животных и перьями птиц, на которых охотился кочевник, вышивкой и металлической инкрустацией. Позже представление казахов о красоте и гармонии развивались и, как следствие, совершенствовалась техника вышивки, усложнялся орнамент, применялись новые украшения: бисер, монеты, люрекс.

Одежда делилась по форме и содержанию, регламентировалась возрастом, то есть была одежда для старшего поколения и для молодежи. Казахи сами ткали на примитивных горизонтальных станках. Но процветала и обменная торговля. Караваны Великого Шелкового пути снабжали казахскую степь и хлопчатобумажной тканью из Индии, и шелком, и бархатом, и парчой, и шерстяным сукном из Китая и Средней Азии, а с 17 века в казахские степи стали поступать русские товары.

Большая символическая роль в костюме отводится цвету. Голубой цвет означал небо, белый – радость и счастье, желтый цвет олицетворял собой знание и мудрость, все оттенки красного – огонь, солнце, зеленый цвет – юность и весну, черный – землю.

Что такое казахский орнамент? Это философия степняка, закодированная в узоре, уравновешенная между фоном и узором, симметрично расположенная по вертикальным осям. Это древнее искусство, уложенное в четкий рисунок и раскрашенное красками, контрастными, как сама жизнь. Орнаментальное творчество по праву считается национальным богатством, летописью жизни народа. Сегодня мы бережно собираем свидетельства народной казахской культуры. Ведь благодаря тому мы и наши дети приобщаемся к ее истокам, к истории своего народа. В казахском костюме можно найти следы влияния соседних этносов – русских, татар, каракалпаков, узбеков, туркменов.

5. Проверка усвоенных знаний

Какой вид отделки вы предпочли для нашего изделия? Какую роль выполняет орнамент?

6. Практическая часть Учащиеся выполняют практическую работу по отделке готового пончо.

6.1 Вводный инструктаж

Проверка организации рабочего места, соблюдение правил безопасной работы с утюгом, иглой, ножницами. План предстоящей работы.

6.2 Текущий инструктаж

Контроль соблюдения технологической последовательности и правильности выполнения работ с аппликацией. Выявление типичных ошибок и соблюдение правил ТБ.

6.2 Заключительный инструктаж

Итоги выполненной работы. Какие трудности возникли во время выполнения работ? Анализ работ. Проверка качества, оценки за урок.

7. Домашнее задание

Повторить терминологию утюжильных работ.

8. Уборка рабочих мест

Приложение 1

Рис 1 Готовое изделие – пончо в казахском стиле украшенное казахским орнаментом

Приложение 2

Рис 2 Виды казахского национальн