Главная · Теория · Школьная лекция. Приемы для этапа заключения

Школьная лекция. Приемы для этапа заключения

Усовершенствование методики проведения школьной лекции

По общественным дисциплинам в старших классах

(выступление на семинаре учителей истории и обществознания Карасунского округа)

План:

  1. Школьная лекция - один из основных методов организации изучения нового материала по общественным дисциплинам в старших классах.
  1. Некоторые приемы усовершенствования методики проведения школьной лекции.
  1. Основные требования к содержанию и проведению школьной лекции.
  2. Подготовка учащихся к лекции: предварительное опережающее домашнее задание;

2)ознакомление учащихся с целями урока и их задачами в ходе изучения новой темы;

3)научение приемам и методам наиболее эффективного восприятия и усвоения нового материала.

  1. Подготовка учителя к уроку-лекции.
  2. Организация совместной деятельности учителя и учащихся на уроке.
  3. Оценка результативности урока лекции.

III. Возрастание значения живого слова учителя в условиях увеличения потока информации и мультимедийных средств обучения.

I. Лекция - систематическое последовательное изложение учебного материала. Название происходит от латинского слова леспо - чтение. Впервые лекции применялись в средневековых университетах: они заключались в чтении и комментировании преподавателем текста какой-либо книги. В XVIII веке лекция приобрела характер устного изложения учебного курса. В России лекции на русском языке впервые начал читать М.В. Ломоносов. Лекция - одна из основных форм учебного процесса в высших учебных заведениях. Школьная лекция несколько отличается от вузовской - меньшей продолжительностью, включением элементов беседы, постановкой учебных задач и их разбором и т.д.

Лекция - более сложная форма учебной работы, нежели рассказ, беседа, чтение, просмотр фильма и т.д. Поэтому в школе ее рекомендуется проводить только в старших классах, предварив ее большой подготовительной работой. Лекция требует внимания, умений следить за логическим развитием знаний, формулировать обобщения и выводы, вести запись основных положений в виде развернутого плана, тезисов или конспекта.

Умение, а затем и навык слушания лекций очень полезны. Это подготовит школьников к эффективной учебе в средних специальных и высших учебных заведениях и ко всем другим формам обучения и получения квалификации неотъемлемым спутникам современного человека.

Становление демократического государства, возрождение России и возвращение ее в мировую цивилизацию, курс на гуманизацию и гуманитаризацию образования значительно подняли престиж общественных наук и потребовали коренного обновления школьного исторического и обществоведческого образования. Оно должно помочь каждому человеку освоить 3 круга ценностей: Этнокультурных, общенациональных (российских) и общечеловеческих (планетарных). Чтобы осуществить задачи, поставленные государством перед российской школой сегодня, было решено осуществить переход с линейной (5-11 кл.) на концентрическую (5-9 и 10-11 кл.) систему обществоведческого образования с двумя завершенными концентрами.

Начавшаяся работа по обновлению содержания исторического и обществоведческого образования, процессы, происходящие в стране, способствуют появлению новых тенденций в состоянии преподавания, в уровне и качестве знаний учащихся. Важнейшими условиями для их развития и реализации являются: внедрение современных личностно-ориентированных педагогических технологий, методик развивающего обучения, вовлечение учащихся в различные формы познавательной деятельности, отработка умений и навыков, необходимых для социализации личности. Опыт показывает, что подготовка учащихся тем эффективнее, чем чаще в учебном процессе используются активные формы овладения знаниями, умениями, навыками: лекции, семинары, деловые игры, конкурсы рефератов, олимпиады, школьные научные конференции и т.п. В своей повседневной педагогической деятельности я активно использую все эти формы работы и могу предложить вниманию коллег крупинки опыта работы, некоторые новые, на мой взгляд, приемы повышения результативности процесса обучения учащихся.

II. В данной работе хочу остановиться на приемах усовершенствования методики организации проведения урока-лекции.

1. Методическая литература и передовой педагогический опыт предъявляют к содержанию и проведению школьной лекции по истории следующие требования:

  1. Строгая научность изложения, высокий идейно-теоретический уровень;
  2. Рассмотрение теоретических вопросов только на основе анализа и обобщения конкретных фактов и явлений общественной жизни;
  3. Последовательное, законченное изложение проблемы, четко разделенное на отдельные вопросы;
  4. Целенаправленная организация активной познавательной деятельности учащихся, применений знаний, показ практических приемов анализа, обобщения, доказательства, постановка познавательных заданий;
  5. Эмоциональность изложения, стимулирование личного отношения учащихся к содержанию лекции, воздействие не только на ум, но и на чувства школьников;
  6. Использование разнообразных методических приемов и средств: описание, объяснение, рассуждение, беседа, наглядные пособия, документы, художественная литература и т.д.;
  7. Доступность изложения, яркий образный язык;

Школьная лекция должна дать учащимся целостное представление об изучаемой эпохе, особенно тех ее сторон, которые не предусмотрены в школьной программе, показать не решенные еще исторической наукой проблемы; провести исторические параллели. Лекция включает учащихся в ход размышлений учителя по содержанию исторических событий, она позволяет обучить их тому, каким должно быть историческое повествование, как соотносить факты и теорию.

2. 1)Психология и методика всегда придавали большое значение желанию учащихся учиться, той мотивации, тем движущим силам, которые лежат в основе учения, в частности, на уроках-лекциях.

Поэтому исключительно важна подготовка учащихся к уроку, охватывающая мотивационно - эмоциональную, содержательную, логическую и организационную области.

Подготовка к содержанию следующего урока начинается на сегодняшнем уроке. Предлагаю учащимся опережающее домашнее задание: Прочитать параграф или вопрос по учебнику, продумать круг вопросов, уяснить последовательность рассмотрения материала в учебнике, припомнить те или иные сведения из диаграмм, схем, таблиц, объяснение терминов по теме, которую предстоит изучить на следующем уроке. При этом объясняю важность каждого элемента этого опережающего домашнего задания, а на следующем уроке подтверждаю его важность и нужность практической познавательной деятельностью учащихся.

Основные требования к опережающему домашнему заданию:

1 .Оно планируется заранее.

2.Направляя внимание учащихся на целостное изучение темы, в задании надо уделить внимание самому важному (опорные знания, объекты прочного усвоения, какой материал особенно важно объединить с дополнительным материалом; что особенно важно запомнить, что требуется совершенно точно определить; что продумать самостоятельно, какие просмотреть схемы, таблицы, какие подготовить и т.д.)

3.Учащихся надо четко инструктировать, как и в каком объеме выполнить то или иное конкретное задание.

  1. 2) за последнее время установлено большое значение так называемой ориентации учащихся к предстоящей деятельности. Доказана несравненно большая продуктивность обучения, если учащиеся конкретно знают, чему они на данном уроке должны научиться, что сделать и какие способы деятельности с этой целью использовать.
  2. 3) Школьная лекция включает элементы проблемного обучения: очень часто в начале лекции ставлю определенную проблему, познавательную задачу, материал для решения которой содержится в лекции. В ряде случаев использую проблемное изложение в ходе самой лекции, давая тем самым учащимся образец решения проблемы. В процессе лекции помогаю учащимся записать основное содержание (план, диктую формулировки и выводы, выделяю основные вопросы и т.д.), особое внимание учащихся при этом обращая на культуру записей в тетради; на важность приобретения умений и навыков стенографирования; составление различных схем, таблиц, диаграмм и т.п. Если такую запись учащиеся делают впервые, то обязательно ее образец выполняю на классной доске или вывешиваю готовый образец исполнения. В ходе лекции учащимся часто предлагаю на черновике писать краткий или развернутый план моего изложения. После лекции, при закреплении изученного материала, эти записи проверяю, коллективно корректируем и, если успеваем, учащиеся записывают план в тетрадь на уроке, если нет, - делают это дома.

Очень часто, читая лекцию, по узловым темам, вопросам, прошу учащихся следить за ходом изложения, рассуждения по «Памятке» - алгоритму изучения материала, - которая вывешивается на доске. Если лекция содержит большой практический материал, требующий систематизации, то по ходу ее изложения я помогаю учащимся заполнить тематическую или синхронистическую таблицу. Когда лекция охватывает несколько разноплановых вопросов, а систематизировать нужно только одни из них, во время лекции даю форму таблицы, помогаю заполнить 1-2 графы как образец выполнения задания, остальные, предлагая, доделать дома самостоятельно.

Большое внимание на уроке-лекции уделяю обучению приемам работы с исторической картой или несколькими картами.

3.Подготовка и проведение урока-лекции требует и большой предварительной работы учителя, как организационной, так и психолого-педагогической. По месту в учебном процессе и дидактическим целям различаются лекции вводные (или установочные), узловые, обобщающие, обзорные. Вводные лекции, как правило, открывают изучение нового раздела или большой темы и содержат основные теоретические положения, конкретизация которых будет происходить постепенно в дальнейшем.

Узловые лекции проводятся по наиболее сложным проблемам курса, освещающим преимущественно теоретические вопросы.

Итоговые лекции завершают изучение крупной темы или раздела. Они позволяют обобщить значительный фактический материал, выделить основные линии сравнения, существенные связи, провести сопоставление, сформулировать важнейшие закономерности изученного периода. Итоговые лекции позволяют хорошо применять элементы беседы и проблемного изложения.

Особое место занимают обзорные лекции, позволяющие очень концентрированно и экономно рассмотреть большой по объему и охватываемому периоду материал. Например, тема «Экономическое и политическое развитие России в начале XIX века» в 9 и 11 классах являются вводными, содержат краткое изложение истории развития страны в изучаемую эпоху, основные теоретические положения всего курса, синхронизацию со сходными процессами и явлению в других странах и т.д.

В зависимости от того, какой вид лекции будет предложен вниманию учащихся, и каков уровень подготовленности учащихся класса, я формулирую тему и цель урока, определяю круг изучаемых вопросов и методику раскрытия этих вопросов, продумываю характер познавательной деятельности самих учащихся на уроке и степень дифференциации того или иного вида деятельности применительно к различным по способностям и уровню подготовленности группам учащихся. Затем приступаю к отбору и систематизации содержательной части лекции, подбираю приемы и методы, позволяющие наиболее эффективно изучить ее в каждом конкретном классе. Завершает подготовительную работу подбор наглядности, дидактического и раздаточного материала, как правило, самодельного.

4. Школьная лекция - это систематическое изложение учебного материала учителем в течение урока, в процессе которого осуществляется анализ исторических фактов, их обобщение, при этом преобладают рассуждение и доказательство в объяснении учителя. Анализ и обобщение осуществляется преимущественно в монополической форме. В отличие от вузовской лекции школьная обязательно включает элементы беседы, и, как правило, начинается с вводной беседы. В процессе лекции я постоянно ставлю перед учащимися вопросы, внимательно выслушиваю мнение всех отвечающих, направляю мыслительную деятельность учащихся, обучаю приемам рассуждения, доказательства. В конце лекции снова беседую с учащимися, помогая им еще раз выделить и закрепить в памяти основные вопросы темы.

В дидактике и практике, ориентирующихся на передачу готовых знаний разработан большой и ценный материал о деятельности учителя на уроке. Деятельность же учащихся определялась лишь такими общими понятиями как «учащиеся должны слушать, воспринимать, осознавать, запоминать, участвовать в беседе» и т.д. Формирование знаний при высокой активности всех познавательных процессов учащихся требует принципиально иного подхода к подготовке урока и составлении его плана. Среди условий, соблюдение которых необходимо для успешного решения главной проблемы большинства курсов истории в школе - как за минимум времени сообщить учащимся максимум знаний, вооружить их необходимыми умениями и навыками, привить им необходимые моральные и мировоззренческие качества - методисты особое место отводят сочетанию изложения учителя с одновременной, т.е. по ходу изучения нового материала, самостоятельной работой учащихся и знанию ими своих обязанностей в связи с применением тез или иных форм учебной работы, владение необходимыми умениями и навыками. Реализация мною на практике этих важнейших условий позволяет сообщать учащимся много новых сведений, знаний и осуществлять мои методические замыслы. 5. В конце урока-лекции я обязательно подвожу итоги, проделанной на уроке работы, анализирую ее и часто оцениваю результаты деятельности учащихся на уроке.

Ведь готовясь к лекции, я могу только прогнозировать ее, а в плане предусматриваю только свою деятельность на уроке. Я заранее не знаю, кто из учащихся насколько полно и успешно справился с опережающим домашним заданием; кто и как будет рассуждать (часто случается, что рассуждения учащихся заставляют меня изменить ход изложения, переставить акценты, объяснить что-то по-новому, искать другие примеры, факты, аргументы); насколько правильно идейно и научно-исторически, достаточно ли полно отвечают на вопросы. Поэтому обсуждение хода и итогов самостоятельной работы учащихся важно для получения безошибочных и полных знаний, а правильные ответы являются сигналом, на основе которого срабатывает механизм упрочнения знаний. Для этого я специально оставляю несколько минут после лекции и оцениваю результаты познавательной деятельности учащихся дома и на уроке. Если по ходу лекции задания выполняются письменно, то они проверяются выборочно, в нем подтверждается правильное, исправляется ошибочное, вносятся дополнения. Каждый учащийся соответственно усовершенствует свои записи и знания.

III. Школа, учитель сегодня оказались в затруднительном положении. Содной стороны неизмеримо возрос поток информации, без усвоения которой современному школьнику обойтись очень трудно; появилось очень много новых учебников, книг, изданий; компьютер стал неотъемлемой частью быта большинства семей. С другой стороны, падение интереса к чтению, нежелание современной учащейся молодежи приобщаться к ценностям мировой духовной культуры посредством традиционных средств массовой информации и источников знаний. Появление мультимедийных средств обучения облегчило приобретение знаний, практически лишив учащихся радости живого, творческого эмоционального общения.

Одним из важнейших требований к современному уроку истории является умение учителя обеспечить мотивацию учения, т.е. вызвать у учащихся интерес к содержанию и методам работы, создать на уроке эмоциональную, творческую атмосферу. В.И. Ленина сейчас цитировать не модно, но трудно не согласиться с его мнением, что без «человеческих эмоций» никогда не бывало, нет, и не может быть человеческого искания истины». Чувства и мысли неразрывно связаны между собой. Мысль, поддержанная большим чувством, глубоко западает в сознании учащихся. Сам процесс мышления вызывает и соответственный чувства.

Поэтому, я придаю большое значение созданию на уроке атмосферы тесного духовного общения с учениками, стараюсь пробудить и поддерживать в них чувство сопричастности ко всему, что изучается на уроке с помощью самых разнообразных методических приемов, путем создания проблемной ситуации, постановкой интересной учебно-познавательной задачи, путем стимулирования личностного отношения учащихся к изучаемым фактам и явлениям, в ходе решения и проявления которых они осознают свою социальную роль и значимость, а это активирует их и позволяет нацеливать на достижение более высоких результатов в учебе и нравственном, духовном становлении личности учащихся.

Литература:

«Методики обучения истории в школе» под ред. Дайри. 4.2

«Методика обучения истории в школе» под ред. ВаЙна

«Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе» под

ред. А.Г. Колоскова. М. «Просвещение», 1984 г.

П.В. Гора «Повышение эффективности обучения истории в средней школе». М. «Просвещение», 1988 г. «Факультатив по истории»

О.И. Бородина «Россия на рубеже двух эпох» М., 1992 г.

И. А. Федорчук «История. Интеллектуальные игры для школьников»

Ярославль, «Академия развития», 1998 г.


Тема: ________________________________ Класс: ______________

№ урока в изучаемой теме: __________________________________

Вид лекции (обзорная вводная, тематическая, обобщающая) ______

Цели: _____________________________________________________

Опережающие задания: _____________________________________

План – конспект лабораторного занятия.

Тема: ___________________________________ Класс _________

Учебник (источник) ______________________________________

Дополнительные средства обучения _________________________

Цели лабораторного занятия: _______________________________

Формы учебной работы (фронтальная, групповая, индивидуальная) _________________________________________

    Характеристика источника.

    Система заданий по учебнику (источнику)

    Карточка инструкция для учащихся по работе с источником (документом)

    Образец письменного оформления лабораторной работы или ее отдельных заданий (таблица, схема, план, карта и т.д.)

    Фронтальная обобщающая беседа (план коллективного обсуждения результатов лабораторной работы, порядок выступлений по отдельным вопросам, дополнительные задания).

    Критерии оценивания письменных и устных ответов.

С еминары отличаются:

большой степенью самостоятельности при подготовке к семинару, большой активностью учащихся при обсуждении результатов подготовки, владением навыков работы с литературой;

изменением организации этапов обучения (их последовательности и содержания), например, домашнее задание носит опережающий характер, а его проверка совпадает с изучением нового материала;

изменением функций, выполняемых учителем и учащимися; учащиеся выполняют информационную функцию, а учитель - регулятивную и организаторскую.

Примерные вопросы к анализу семинарского занятия:

    место семинарского занятия среди других уроков, темы, его взаимосвязь с ними. Тип семинара, обусловленность его целями, содержанием, уровнем подготовки учащихся.

    Актуальность темы, ее воспитательно-образовательное значение.

    Методика подготовки семинара, ее сориентированность на привлечение к активному участию большинства учащихся класса:

    своевременность информирования учащихся о цели, теме и плане семинара, продуманность плана, внесение корректив в него в соответствии с пожеланиями учащихся;

    система подготовки: подбор основной и дополнительной литературы, характер консультаций, работа консультантов, совета дела, творческих групп, использование материалов стенда “Готовимся к семинару”, алгоритмов (как работать с литературой, как писать тезисы, как готовить доклады, как выступать);

    разработка системы дифференцированных заданий (подготовка докладов, рецензирование, оппонирование, задания для сбора материалов в музеях, архивах, учреждениях, интервьюирование, подготовка схем, таблиц, графиков, демонстраций и т.д.).

    Методика проведения семинара, ее направленность на раскрытие творческих возможностей учащихся:

Четкость определения темы и цели семинара;

Психологическая подготовка учащихся к обсуждению вопросов;

Формы стимулирования их активности и познавательного интереса;

Соотношение деятельности учителя и учащихся; краткость и целенаправленность вводного слова учителя, уместность и продуманность замечаний и коррекций, организация коллективного обсуждения, дискуссии.

План-конспект школьного семинара.

Тема: _______________________________ Класс: _____________

Цели семинарского занятия: _______________________________

Вид семинара: (тематический, обобщение с элементами изучения нового материала, обобщение с систематизаций исторических знаний): _________________________________________________

Вопросы семинара, предлагающиеся школьникам для предварительной подготовки (с рекомендациями по работе с источниками и оформлению ответов): _______________________

Литература по теме занятия:

Основная ______________________________________________

Дополнительная __________________________________________

Индивидуальные задания (опережающие) ____________________

Вводное слово (актуальность темы, основные проблемы, специфика источников, оригинальность подходов к освещению вопросов, познавательные задания, формы отчетности об участии в семинаре, организация работы на семинаре, распределение ролей докладчиков и содокладчиков, аналитиков, экспертов, консультантов и т.д.).

Заключительное слово (формулирование обобщающих выводов, подведение итогов).

Вопросы для самопроверки

    Цели школьного исторического образования.

    Классификация типов уроков: по ведущему методу, по характеру деятельности учащихся, по соотношению структурных звеньев обучения.

    Учебный план и структура школьного исторического образования. Разноуровневое обучение. Линейная и концентрическая система в обучении истории.

    Школьная программа по истории. Структура и анализ.

    Урок изучения нового материала. Методика и различные формы проведения.

    Комбинированный урок и его структура.

    Структура и особенности повторительно-обобщающего урока.

    Методика изучения нового материала. Приемы устного изложения новой темы.

    Формы и виды проверки знаний учащихся. Содержание, характер и методика использования вопросов.

    Общеклассная, групповая и индивидуальная формы проверки знаний и умений учащихся. “Уплотненный опрос”, его положительные и отрицательные стороны.

    Формы взаимопроверки, самопроверки и самооценки знаний. Рецензирование.

    Подготовка учителя к уроку истории. Структурно-функциональный анализ учебного материала.

    Цель урока и педагогический замысел как совокупность образовательно-развивающих задач.

    Конспект урока – как модель, отражающая совместную деятельность учителя и учащихся.

    Научно-методический аппарат учебника. Методические приемы работы с учебником.

    Методы обучения: классификация и их особенности.

    Виды карт. Методика использования картографического материала на уроках истории.

    Методика подготовки докладов, рефератов и их защита.

    Разнообразие форм домашнего задания и закрепления нового материала на уроках истории.

    Классификация бед. Их значения. Методика использования на уроках истории.

    Блочная система обучения и ее особенности.

    Виды наглядных средств обучения и их классификация.

    Анализ урока истории. Специфика анализа разных типов уроков.

    Формы самостоятельной работы на уроках истории.

    Приемы работы с документами и художественной литературой.

    Приемы формирования хронологических знаний и умений учащихся.

    Оборудование урока. Записи на доске.

    Групповая деятельность на уроках истории. Методика ее применения.

    Эврестические формы занятий.

    Интегрированные уроки, конкурсы.

    Зачетная система обучения.

    Опорные конспекты для проведения уроков истории.

Правильно построенная лекция не только обеспечивает усвоение учащимися понятий, но и становится важным средством развития познавательных сил, логического мышления, приучает на слух воспринимать материал, анализировать и обобщать его.

Особенностью школьной лекции, по сравнению с лекцией в , является то, что ею не заканчивается рассмотрение какого-то вопроса. Она, как правило, предусматривает дальнейшее проработки темы, которая включает самостоятельную работу учащихся над учебником, соответствующие лабораторные и практические упражнения и тому подобное.

Школьная лекция чаще всего является вступлением к какой-то широкой темы или раздела программы. Лекцией можно также после изучения определенной темы или раздела обобщить материал, подвести итоги или воспользоваться для обобщающего повторения в конце четверти или учебного года.

Важнейшими требованиями к школьной лекции является ее высокий уровень и доступность для учеников определенного возраста, логически последовательное, систематическое изложение материала, всесторонне раскрывает основные, узловые вопросы темы, обеспечение активной познавательной деятельности учащихся и сознательное усвоение ими знаний.

Этого учитель добивается четким направлением и правильной методической построением лекции, умелым применением разнообразных методических приемов и средств, которые обеспечивают интерес учащихся, активизируют их мыслительную деятельность.

Школьная лекция будет интересной, лучше будет восприниматься учениками, когда она хорошо иллюстрируется средствами наглядности – картинами, таблицами, моделями, диаграммами.

В процессе изложения дидактического материала учитель должен широко использовать конкретные факты, интересные примеры, всесторонне раскрывать логические связи и взаимозависимость фактов и явлений, правильно, четко аргументировать основные положения, обобщения и выводы.

Очень важно, чтобы с самого начала ученики поняли практическое и научное значение темы, ее место в курсе.

Раскрывая в лекции те или иные положения, учитель может применять как индуктивный, так и дедуктивный способ изложения. Знакомя, например, учащихся с определенными фактами или явлениями, он использует такие формы изложения, как описание, рассказ, объяснение, сравнение, то есть от отдельного, конкретного идет к общему, абстрактному. Может быть и наоборот.

В зависимости от , уровня развития учащихся бывает целесообразнее идти дедуктивным путем – от общего, от определенной тезисы, формулы к конкретному. Следует учитывать, что основная задача лекции не в том, чтобы сообщить учащимся как можно больше фактического материала, хотя и это важно, а в раскрытии сути вопроса, установлении существенных закономерностей фактов и явлений, логики их развития.

Все это требует от учителя всестороннего продумывания содержания лекции, правильной методической разработки, четкого планирования. Надо, чтобы учащиеся не только научились слушать лекцию, умели внимательно следить за ходом изложения учителем учебного материала, но и вместе с ним анализировать и обобщать факты и явления, делали выводы, т. е. активно воспринимали учебный материал.

Надо научить учащихся записывать главные мысли, конспектировать лекцию. Конспекты по каждой дисциплине ведут в специальной тетради. Свои записи ученики перечитывают дома, исправляют речевые ошибки, стиль, дополняют их содержание после чтения соответствующей литературы.

Учитель систематически проверяет ученические конспекты, время от времени перечитывает их, во время опроса или беседы с отдельными учениками проверяет, правильно ли они усвоили материал лекции, понимают то, что записали.

Рассматривая и характеризуя понятие школьная лекция, целесообразно начать с его определения.

Лекционное изложение представляет собой развернутое теоретическое рассуждение, научный анализ и обобщение, последовательно проведенные и опирающиеся на конкретный исторический материал. В лекционном изложении материал повествования и описания служит задачам разбора и обобщения, составляя фактическую основу для выводов и заключений. При этом анализ и обобщение в лекционном изложении осуществляются не в форме беседы, а в монологической форме.

В монологической форме систематизация и рассуждения выступают не как дополнение к рассказу, а составляют самую существенную сторону преподавания. Лекция характеризуется не длительностью повествования, а важностью и сложностью изучаемой проблемы, глубиной, последовательностью и аргументированностью анализа.

Так как в данной главе лекция рассматривается как одна из активных форм обучения, следует уделить внимание этому определению. Активными являются такие формы обучения, где увеличен удельный вес и степень самостоятельности учащихся, осуществляется индивидуальный подход и развиваются творческие способности каждого ученика.

На первый взгляд кажется понятным, почему столь эффективным считается семинар. Но можно ли в один ряд с ним ставить и лекцию? Ведь нередко слова лектора входят в одно ухо слушателя и выходят из другого, так и не затронув ни единой струны в его душе. А разве не встречаются уроки-семинары, где ученики произносят по бумажке переписанные чужие слова о не прочитанной классом книге?

Дело в том, что активность или пассивность занятия определяются не видом урока, а способностью будить мысль, увлекать чувством, побуждать к действию. Активность не возникает сама собой при обращении к той или иной форме, а создается творческим трудом учителя и учащихся. И лекцию, надо сделать активной формой. Для этого заложены богатые возможности.

Лекция способна не только сообщать информацию, но, выстраивая систему знаний, убеждая, может формировать мировоззрение слушателей. Слово учителя вызывает эмоционально-эстетическое отношение, пробуждает «чувства добрые», помогает становлению личности. Наконец, с помощью лекции осуществляется руководство различными видами деятельности учащихся на уроке и вне урока, формируются разнообразные умения.

В современной школе наряду с традиционными комбинированными уроками используются и такая специфическая форма урока, как лекция. Это помогает осуществить преемственность форм и методов обучения в школе и вузе, готовит школьников к новой ступени освоения знаний.

Следует отметить, что школьная лекция существенно отличается от лекции в высшем учебном заведении. Прежде всего, обычно лекционное изложение в чистом виде почти не имеет места на уроке истории, даже в старших классах. Иногда, по мере надобности школьная лекция может охватить два-три урока, после чего проводят урок опроса или урок повторения.

Также существуют и другие особенности школьной лекции.

Учитель руководит конспективной записью учеников, сообщает тему, указывает заголовки пунктов плана лекции по мере изложения, подчеркивает интонацией важные моменты для записи, подсказывает более краткие и точные формулировки, дает возможность дословно или почти дословно записать выводы. Школьную лекцию учитель ведет более замедленным темпом, чем лектор в высшей школе.

В школьной лекции используются различного рода наглядные пособия, иногда она принимает характер беседы учителя с классом.

Перед учителем всегда стоит вопрос о соотношении изложения материала и других источников исторических знаний. Объем содержания, глубина усвоения фактов и понятий определяются программой и учебником, который учитель и его ученики выбрали для работы.

К лекционной форме учителя обращаются тогда, когда надо раскрыть закономерность исторических событий, дать им научное объяснение, подвести учащихся к важным мировоззренческим выводам, дать целостное представление по какой-то проблеме, теме, разделу, изложить проблемный материал, в котором значительное место занимают теоретические вопросы.

Раньше дискутировался вопрос о соотношении содержания учебника и изложения учителем. В частности, в книге Н.Г. Дайри «Как подготовить урок истории» указывается, что от правильного соотношения текста учебника и содержания рассказа учителя зависят объем информации, которую получают учащиеся, интерес к уроку и учебнику, время, затраченное на подготовку домашнего задания.

Современная педагогическая наука выдвигает ряд требований к школьным лекциям. Во-первых, они должны быть безукоризненными в научном отношении, учить мыслить, давать образцы анализа, разбора, выхода за рамки учебника.

Во-вторых, изложение материала должно быть образным, доступным, но вместе с тем логичным, системным, последовательным. В ходе таких уроков могут быть использованы наглядные пособия, схемы, раздаточный материал (например, текст источника). Однако школьная лекция не должна быть длительно-монологичной. Осмысление, закрепление, запоминание, применение не должны переноситься на дом.

Изложение учебного материала в ходе школьной лекции должно расчленяться на логические звенья с закреплением сначала на первой ступеньке знаний, потом на второй и т.д. Каждое из постулируемых положений подкрепляется необходимым количеством аргументов и цементируется кратким выводом. Нельзя часто обращаться к лекции как форме организации урока. Она целесообразна, когда необходимо раскрыть исторические закономерности, показать логические взаимосвязи событий, процессов и явлений, сложные причинно-следственные отношения. Уместна она при подготовке учащихся к экзаменам (обзорные лекции).

Начать лекцию можно с яркого высказывания, создающего проблемную ситуацию. В процессе урока нельзя злоупотреблять простым информированием с диктовкой выводов. Основным приемом изложения должны быть рассуждение, размышление с риторической постановкой вопросов. Это помогает удержать внимание школьников, обеспечить глубокое проникновение учащихся в суть изучаемых исторических явлений и процессов.

Поскольку лекция принадлежит к методам устного изложения знаний учителем, возникает вопрос о ее отличии от рассказа и объяснения. В одном из учебников педагогики пишется: «Лекция отличается от рассказа тем, что изложение здесь не прерывается обращением к учащимся с вопросами». В другой книге говорится о другом отличии: «Школьная лекция сравнительно с рассказом и объяснением характеризуется большей научной строгостью изложения».

Вряд ли можно согласиться с указаниями на эти отличия лекции от рассказа и объяснения. В самом деле, разве лекция перестает быть лекцией оттого, что учитель по ходу изложения материала обращается к учащимся с вопросом? Наоборот, иногда полезно поставить перед учащимися вопрос, заставить их подумать с тем, чтобы активизировать их внимание и мышление. С другой стороны, нельзя признать правильным и утверждение, что лекция отличается от рассказа большей научной строгостью или точностью, так как научность изложения является важнейшим требованием ко всем методам обучения.

Так чем же в таком случае школьная лекция отличается от рассказа и объяснения? Единственное отличие состоит в том, что лекция используется для изложения более или менее обширного учебного материала, и поэтому она занимает почти весь урок. Естественно, что с этим связана не только определенная сложность школьной лекции как метода обучения, но и ряд ее специфических особенностей.

В лекции преобладают теоретическое рассуждение, научный анализ, обобщения. Основой, объектом рассмотрения, источником для выводов и обобщений в лекции служит конкретный исторический материал. Поэтому в большинстве случаев там присутствуют и повествование, и описание, и характеристика.

Лекция (как и рассказ учителя) - синтетический прием устного изложения истории. Она может включать в себя все остальные приемы устного изложения: разные виды описания, характеристику, объяснение, рассуждение, элементы беседы и сочетаться с использованием разнообразных видов наглядности.

Итак, в данной главе нами была рассмотрена школьная лекция как активная форма обучения. Считаю необходимым сделать следующие выводы:

Лекция - одна из активных форм обучения.

Лекция формирует мировоззрение учащихся.

Одно из основных отличий лекции от рассказа и беседы - это большая степень информативности и объем.

Школьная лекция существенно отличается от лекции в высшем учебном заведении.

Лекция должна быть безукоризненной в научном отношении и быть шире содержания учебника.

Школьная лекция готовит учеников к новой форме усвоения знаний в ВУЗ

О.И. ГОРБИЧ

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе

Учебный план

№ газеты Название лекции
17 Лекция 1. Введение. Что такое технология обучения. Анализ содержания понятия «технология обучения». История вопроса возникновения педагогических образовательных технологий. Признаки технологичности учебного процесса
18 Лекция 2. Предметно-ориентированные технологии обучения. Проблема. Причины создания данных технологий. Основные характеристики предметно ориентированных технологий, варианты их реализации
19 Лекция 3. Вузовские технологии обучения в школе. Особенности и развивающие возможности вузовских технологий, их специфика. Подготовка и проведение уроков с использованием вузовских технологий, организация самостоятельной работы учащихся. Воспитание активного, творческого отношения к учебе, совершенствование коммуникативно-речевых умений школьников
Контрольная работа № 1
20–21 Лекции 4–5. Технологии личностно-ориентированного образования. Основные концептуальные идеи технологий личностно ориентированного образования. Технология педагогических мастерских: причины создания, сущность технологии, этапы работы педагогической мастерской. Технология модульного обучения как альтернатива классно-урочной системе обучения. Сущность модуля. Организация модульного урока. Метод проектов. Специфика проектной деятельности школьников. Обучение как исследование. Теория и практика коллективной мыследеятельности
22 Лекция 6. Диалоговые технологии обучения русскому языку. Сущность диалоговых технологий. Функции учебного диалога. Методические разработки уроков-диалогов. Дискуссия и её компоненты. Технология организации дискуссии и ее особенности
Контрольная работа № 2
23 Лекция 7. Игровые технологии. Цели, задачи и теоретико-методологические основы игровой технологии. Сущность игровой технологии, ее компоненты. Организация игровых технологий
24 Лекция 8. Компьютерные технологии в обучении русскому языку. Общие сведения об информационных технологиях обучения. Характеристика информационных технологий обучения. Необходимость использования компьютерных технологий в практике современного учителя. Компьютерные программы-презентации. Информационно-обучающие программы. Тестовые программы
Итоговая работа

Статья опубликована при поддержке компании "Competentum", предоставляющей услуги в области разработки IT-решений для обучения и развития персонала, оптимизации обмена знаниями в компании и ускорения адаптации новых сотрудников. В "Competentum" Вы можете выбрать как уже готовые продукты, такие как система управления обучением и библиотека электронных курсов, так и заказать разработку электронных курсов специально для Вашей компании. В любом случае, будет ли это комбинация стандартных продуктов, или разработка абсолютно уникального решения с нуля, Вы можете быть уверены, что курсы, разработанные индивидуально для Вашей компании, оптимально подойдут для быстрого и качественного обучения Ваших сотрудников предметам или темам, которые важны для реализации именно Ваших бизнес-целей. С подробной информацией о продуктах и услугах, предлагаемых компанией, Вы можете ознакомиться на сайте competentum.ru.

ЛЕКЦИЯ № 3
Вузовские технологии обучения в школе

Особенности и развивающие возможности вузовских технологий, их специфика. Подготовка и проведение уроков с использованием вузовских технологий, организация самостоятельной работы учащихся. Воспитание активного, творческого отношения к учебе, совершенствование коммуникативно-речевых умений школьников

В преподавании русского языка в школе сегодня нашли свое место и прочно утвердились технологии, основанные на системе обучения, традиционно считавшейся вузовской: уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-практикумы, уроки-зачеты и др.

Уроки-лекции проводятся в школе довольно давно. Двадцать лет назад видный ученый Б.Т. Панов писал: «В “Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы” говорится о необходимости более широкого использования в школьном преподавании лекционного способа изложения материала».

Назовем некоторые основные моменты, связанные с современным пониманием возможностей школьной лекции на уроке русского языка.

Сегодня «школьная лекция – это систематизированное, чаще всего проблемное изложение материала по теме или разделу». Школьная лекция не только имеет сходство с вузовской лекцией, но и отличается от нее.

Рассмотрим особенности школьной лекции, схожие с вузовской:

во-первых, лекция на уроке дает возможность учителю преподнести учебный материал не рассредоточенно, а компактно, блоком, экономя тем самым время урока;

во-вторых, лекция помогает изложить достаточно сложную научно-учебную проблему;

в-третьих, лекция учит школьников рассуждать логически, грамотно, четко, аргументированно;

в-четвертых, она развивает умение активно воспринимать учебную информацию, выделяя главное и правильно оформляя конспект.

Отличия школьной лекции от вузовской:

во-первых, школьная лекция часто перемежается беседой с классом;

во-вторых, во время лекции ученикам могут быть предложены для выполнения в классе задания практического характера;

в-третьих, лекция может сопровождаться заранее подготовленными сообщениями учащихся;

в-четвертых, продолжительность школьной лекции не должна превышать 30 минут.

Естественно, что лекционную технологию обучения имеет смысл применять начиная с 8–9-го класса, когда у учеников в достаточной степени сформированы умения внимательно слушать объяснение учителя, выделять в нем главное, правильно оформлять собственные конспекты и т.д. Для лекций могут быть предложены такие темы: 8-й класс – «Второстепенные члены предложения», 9-й класс – «Сложносочиненные предложения», 10-й класс – «Текст и его строение», 11-й класс – «Стили речи» и т.п.

Классическая школьная лекция имеет четкую структуру, например такую.

I. Актуализация темы, определение задания.

II. Слушание лекции учителя (20–30 минут).

III. Активная работа учащихся в соответствии с индивидуальными или фронтальными заданиями учителя.

IV. Обсуждение выполнения заданий.

В школе в последние годы используется не только традиционная лекция, но и такие ее формы, как лекция-дискуссия, лекция-консультация, лекция-беседа, лекция с обратной связью.

Лекция-дискуссия нужна учителю тогда, когда он ставит целью урока не только развивать критическое мышление школьников, их креативность, но совершенствовать их коммуникативные умения во время свободного обмена мнениями. Например, в 9-м классе он может организовать ее по темам, которые повторяются и осмысливаются в конце учебного года: «Роль языка в жизни общества» или «Место русского языка среди языков мира». К 9-му классу ученики накопили большой объем достаточно противоречивых, часто почерпнутых из средств массовой информации сведений по этим темам. Учитель, понимая явную дискуссионность вопроса, может провести лекцию-дискуссию.

Читая такую лекцию, он делает продолжительные интервалы в изложении крупных блоков учебного материала для того, чтобы школьники свободно высказывались по заинтересовавшим их проблемам. Если класс не в состоянии начать дискуссию самостоятельно, учитель подбирает вопросы, соответствующие интеллектуальному уровню аудитории.

Дискуссия может проводиться и по итогам всей лекции.

Если ученики получили опережающее задание, связанное с темой предстоящей лекции, можно организовать дискуссию в начале урока. Выслушав лекцию, старшеклассники уточняют некоторые свои позиции, и урок завершается опять же дискуссией. Такая форма работы возможна в сильном классе и требует от учителя дополнительной подготовки, так как он во время первой дискуссии должен выявить объем знаний учеников и при чтении лекции, не повторяясь, акцентировать внимание на главном, дать значительно большее количество материала, чем нашли ученики, и постараться привести их к правильному ответу, устраняя неточности и ошибки в их рассуждениях.

В конце лекции-дискуссии обязательно звучат выводы.

Лекция-консультация организуется, если учитель ставит цель способствовать усвоению теоретического материала, формировать коммуникативное умение правильно формулировать вопросы. В таком случае половину учебного времени учитель отводит на собственно лекцию, а в оставшееся время отвечает на вопросы. При этом содержание лекции ориентировано на дальнейшее практическое применение знаний учениками. Например, после чтения учителем в 11-м классе лекции на тему «Официально-деловой стиль речи» вопросы могут быть такие: «Может ли в официальных документах присутствовать описание?» и т.п.

Однако такая форма организации лекции-консультации не единственная. Например, исследователь А.К. Колеченко предлагает совместить ее с дискуссией. За несколько дней до занятия учитель знакомит слушателей с его темой и собирает вопросы в письменном виде. Первая часть занятия – изложение основных положений темы и ответы на вопросы слушателей. Развивая и дополняя их, учитель излагает материал. Вторая часть занятия проходит в форме свободного обмена мнениями по данной проблеме и ответов на дополнительные вопросы слушателей. В заключение лектор подводит итоги дискуссии.

Лекция-беседа наиболее часто используется в школьной аудитории. Основное ее назначение состоит в том, чтобы привлечь внимание учеников к самым важным вопросам в процессе непосредственного общения. Учитель побуждает школьников искать ответы на поставленные вопросы, размышлять вместе с ним. В результате дети получают удовольствие от участия в научной беседе. Коммуникативная направленность лекции-беседы придает обучению личностный характер.

Для организации лекции-беседы подходит практически любой программный материал по русскому языку в старших классах («Сложные предложения» – 9-й класс; «Морфология и орфография» – 10-й класс; «Жанры публицистического стиля» – 11-й класс и др.).

Учитель может активизировать участие аудитории в беседе, подбирая сложные, проблемные вопросы или вопросы, содержащие парадоксальное решение. Например, при чтении в 9-м классе лекции на тему «Русский язык как развивающееся явление» ученикам могут быть предложены такие вопросы: «Почему Гоголь охарактеризовал язык фразой “живой как жизнь”?. Можно ли применить это высказывание к так называемым “мертвым языкам”?».

Лекция с обратной связью дисциплинирует учащихся, активизирует их внимание, часто делает процесс запоминания более эффективным.

Учащиеся знают, что в начале и в конце каждого крупного информационного блока они получат контрольные вопросы с вариантами ответов, которые нужны учителю для того, чтобы проверить степень осведомленности аудитории и не давать лишнюю информацию в лекционном сообщении. Если ответы слабые, лектор подробно излагает материал и в конце повторяет вопросы.

Лекцию с обратной связью удобно проводить в компьютерном классе, так как использование компьютера значительно сокращает время на получение и обработку информации учителем.

В проблемно-развивающем обучении есть собственная типология школьных лекций (С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина).

1. Проблемная лекция. В ней представляются противоречивые теоретические концепции. Главная цель такой лекции – самостоятельное приобретение знаний учениками.

2. Лекция-визуализация – способ передачи информации с помощью разных знаковых систем. Основное содержание лекции представлено в образной форме (в рисунках, графиках, схемах и т.д.).

3. Лекция вдвоем . Представляет собой работу двух учителей (учителя и ученика), читающих лекцию по одной теме и обсуждающих проблемный материал как между собой, так и со слушателями.

4. Лекция–пресс-конференция. Содержание зависит от вопросов учеников, привлекаются разные учителя.

5. Лекция - консультация близка по типу к предыдущей. Консультация приглашенного специалиста (не учителя) позволяет активизировать внимание учащихся.

6. Лекция - провокация (или лекция с запланированными ошибками). Формирует умения учеников оперативно анализировать информацию, ориентироваться в ней и оценивать ее. Может использоваться в качестве метода «живой ситуации».

7. Лекция - диалог. В содержание лекции включается серия вопросов, на которые ученик пытается ответить непосредственно в ходе лекции. К этому типу примыкает лекция с применением техники обратной связи, а также программированная лекция-консультация.

8. Лекция с применением игровых методов (используются методы мозговой атаки, методы конкретных ситуаций и т.д.). Слушатели – школьники – сами формулируют проблему и сами пытаются ее решить.

Как мы видим, многие положения данной типологии перекликаются с классическими, уже сложившимися в дидактике (лекция–пресс-конференция похожа на лекцию-консультацию, а лекция-диалог – на лекцию-беседу).

Используя вузовскую лекционную технологию обучения в старшей школе, наиболее успешно работают учителя, совмещающие чтение лекций с проведением семинарских занятий. Эту систему обучения называют лекционно-семинарской.

Урок-семинар – это форма самостоятельной работы, которая способствует углубленному изучению материала, развитию интеллектуальных способностей учеников, формированию навыка работы с литературой, совершенствованию коммуникативных навыков.

Школьный семинар так же, как и лекция, имея определенное сходство с вузовским, все-таки сильно отличается от него.

Отметим сходные черты. Семинар:

во-первых, развивает самостоятельность;

во-вторых, помогает творчески осмысливать прочитанную литературу;

в-третьих, формирует навыки диалогической и монологической речи;

в-четвертых, использует опережающий характер домашних заданий.

Школьные семинары отличаются от вузовских:

во-первых, тем, что учитель (или ученики-консультанты) помогает в подготовке материалов к уроку (индивидуальные и групповые консультации; собеседования; предварительный просмотр материалов, подготовленных к уроку школьниками, учителем или его помощниками);

во-вторых, более продолжительной подготовкой к семинару (как правило, тема будущего семинара объявляется в начале изучения темы);

в-третьих, изменением форм работы на самом семинаре (работа в парах, групповая работа, коллективная подготовка ответов, использование игровых форм работы и т.д.).

Школьное семинарское занятие обычно состоит:

1) из вступительного слова учителя;

2) сообщений учащихся;

3) обсуждения сообщений;

4) подведения итогов семинара.

Существуют ли в современной школьной практике другие варианты организации семинарских занятий? Несомненно. Так С.В. Кульневич и Т.П. Лакоценина все школьные семинары предлагают разделить на следующие типы.

Семинар – развернутое собеседование. Все ученики готовятся к выступлениям по каждому запланированному вопросу и на семинаре максимально вовлекаются в обсуждение темы. Этому помогают заранее подготовленные развернутые выступления.

Семинар-обсуждение докладов и рефератов. Каждому выступающему назначается оппонент из числа одноклассников. Остальные школьники знакомятся с основной литературой, чтобы быть готовыми к дискуссии по докладу, план и основные проблемы которого заранее известны.

Семинар-диспут, основанный на дискуссии (хотя элементы ее есть на любом семинаре). Каждый ученик должен определить свое отношение к предмету диспута. Учителю не стоит излишне вмешиваться в ход семинара, но следует направлять его, задавая специальные провокационные вопросы. Знания, усвоенные в ходе дискуссии, более прочны.

Семинар с преобладанием самостоятельной работы учащихся начинается со вступительного слова учителя, который знакомит класс с темой, учебными задачами, стереотипами их решения и дополнительными сведениями. Далее отдельным учащимся или группам предлагается на выбор несколько различных по уровню сложности заданий. Работа длится около 20 минут, в ходе ее школьники могут обращаться за помощью к учителю. Завершается семинар коллективным обсуждением результатов деятельности групп и выполнением упражнений, закрепляющих полученные знания и умения.

Необычный подход к организации урока-семинара описан в книге В.В. Шогана «Технологии личностно-ориентированного урока». Автор называет его урок – театрализованный семинар.

На таком уроке учитель перевоплощается, играя роль ведущего театрального форума, а ученики становятся артистами – участниками форума из трех городов. Каждая группа представляет свой театрализованный номер, от каждой группы приглашаются по два человека в жюри, для которого выделяется специальное судейское место. Участники-зрители в конце занятия определяют призы зрительских симпатий для выступающих. Кроме того, в конце урока (в течение 10 минут) подводятся итоги, делаются заключительные выводы.

Очевидно, что и такая форма проведения семинара может иметь место в школьной практике. Однако отметим, что в подготовке урока – театрализованного семинара присутствует элемент репетиционности, что нежелательно, если ставится цель развивать самостоятельность, индивидуальные способности при осмыслении теоретического материала.

Говоря об уроках-семинарах по русскому языку, заметим, что на них должны рассматриваться как репродуктивные, так и проблемные вопросы. Например, при подготовке в 11-м классе семинара по теме «Употребление знаков препинания» можно подготовить вопросы типа: «Какой из знаков препинания ставится сначала при их сочетании: вопросительный или восклицательный?»; «Когда употребляются кавычки или другие знаки препинания?» и др.; ученики ответят на них, обратившись к соответствующему параграфу учебника. Очевидно, что должны быть и другие вопросы, требующие самостоятельного поиска ответа, обращения к дополнительной литературе: «Есть ли синонимичные знаки препинания?»; «Найдите в тексте художественного произведения предложения с тире. Объясните, почему автор использовал именно этот знак препинания.» и т.д.

В современной школе широкое распространение получили уроки-практикумы, или практические уроки, в том числе и по русскому языку.

Урок-практикум, как правило, проводится в конце изучения темы с целью систематизации и обобщения знаний. При подготовке к такому уроку школьники дома читают пройденный теоретический материал, готовятся к выполнению практических заданий. Учитель подбирает разнообразный дидактический материал, от качества которого во многом зависит результативность урока-практикума.

На практических уроках используется разного рода вспомогательная литература: словари, справочники, таблицы, учебные пособия.

Для проведения урока-практикума подходит практически любая программная тема по русскому языку: «Простое предложение» – 8-й класс, «Сложные предложения с различными видами связи» – 9-й класс, «Принципы русской орфографии» – 10-й класс, «Сложное предложение» – 11-й класс и другие.

Работа на таких уроках может быть организована по-разному: самостоятельная, парная, в группах, коллективная. В помощь учителю для оперативной проверки заданий привлекаются ученики-консультанты, справившиеся до урока со всеми разделами программы на «отлично».

Схема урока-практикума может быть такой:

1. Повторение теоретических сведений по проблеме.

2. Повторение алгоритмов выполнения разного рода практических заданий (графический разбор, составление схем, морфемный разбор, редактирование текста и т.д.).

3. Собственно практикум с использованием словарей, справочников, учебных пособий. Работа ведется по карточкам.

4. Контролирующее задание для всего класса. Выполняется с самоконтролем по словарю или справочнику.

5. Задание на дом.

Еще одной формой занятий, которая пришла из вуза в школу, является урок-зачет. Этот урок заранее включается учителем в календарно-тематическое планирование и проводится тогда, когда нужно повторить и обобщить изученный материал не только по большой теме программы, но и за четверть или за весь учебный год, а также при осуществлении контроля за знаниями учащихся.

Конечно, школьный урок-зачет мало похож на вузовский зачет. Сходной является лишь функция итогового контроля. В подготовке и проведении урок-зачет очень специфичен, а работа на нем организуется по особой схеме.

Уже в начале учебного года учитель определяет, по каким темам программы он будет проводить урок-зачет. Например, в 10-м классе это будут 2–3 наиболее сложные темы: «Повторение пройденного за курс девятилетней школы», «Текст и его строение», «Основные виды переработки текста». Методисты не рекомендуют проводить урок-зачет чаще чем 2–3 раза в год. Объясняется это тем, что такие уроки требуют продолжительной и эмоциональной нагрузки как от учителя, так и от учеников.

О предстоящем уроке-зачете ученики оповещаются заранее, например, перед изучением темы или в начале четверти, если зачет предполагается провести по материалу, изученному в течение всей четверти. При подготовке к уроку-зачету класс делится на группы, назначаются старшие групп. В кабинете русского языка учителем оформляется стенд «Готовимся к зачету», материал на котором обновляется в течение всего периода подготовки к зачету. На стенде – вопросы, образцы выполнения упражнений и задач и сами (дифференцированные) упражнения и задачи, схемы разбора, списки дополнительной литературы, перечень умений и навыков, которыми должны овладеть ученики к концу изучения темы.

На протяжении всей подготовки к зачету ученики в любой момент могут обратиться за помощью или консультацией к учителю или к ученикам-консультантам.

На всех этапах подготовки к зачету используются контроль и самоконтроль. Контроль осуществляет как сам учитель, так и его помощники – ученики-консультанты. Проводится урок-зачет, как правило, по следующей схеме:

1. Проверка знаний (устных и письменных) учителем и учениками-консультантами.

2. Выставление оценок за каждое выполненное задание в «Лист оценки знаний», который перед уроком вывешивается на стенд.

3. Выставление итоговой оценки по результатам выполнения всех заданий, которая соответствует реальному уровню знаний, умений и навыков каждого ученика.

4. Подведение итогов урока.

Итак, рассмотрев основные вузовские педагогические технологии, которые используются в современной школе при преподавании русского языка – уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-практикумы, уроки-зачеты, – мы можем сделать вывод об их несомненной ценности: обеспечивают мыслительную активность каждого ученика, развивают его самостоятельность, повышают авторитет знаний.

ЛИТЕРАТУРА

1. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2005. C.368.

2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Воронеж: Издательство «Учитель», 2001. C. 176.

3. Левитес Д.Г. Практика обучения: образовательные технологии. М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. С. 288.

4. Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1986. C. 208.

5. Шоган В.В. Технологии личностно-ориентированного урока: Учебно-метод. пособие для учителей, методистов, кл. рук-лей, студентов пед. учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов-на-Дону: Издательство «Учитель», 2003. C. 160.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Каковы возможности школьной лекции на современном уроке русского языка? Чем такая лекция похожа на вузовскую? И в чем состоит их различие?

2. Какие другие формы лекции, кроме традиционной, предлагают современные педагогические технологии?

3. В чем заключается специфика школьного семинарского занятия? Какие необычные подходы к организации урока-семинара вы можете назвать?

4. Почему организация и проведение уроков-практикумов по русскому языку необычайно актуальны в современной школе?

5. По какой схеме организуется работа на уроке-зачете по русскому языку?