Главная · Юридическая  · логопедическое занятие по развитию речи (подготовительная к школе группа) конспект занятия многозначные слова (многозначные слова со значением действия). Нод для детей подготовительной группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи Сформулировать те

логопедическое занятие по развитию речи (подготовительная к школе группа) конспект занятия многозначные слова (многозначные слова со значением действия). Нод для детей подготовительной группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи Сформулировать те

Мавлютова Элеонора Винорисовна,

учитель-логопед МАДОУ д/с №133 г.Тюмени

Образовательные:

Практическое усвоение детьми слов, обозначающих действия,

Формирование умения у детей задавать вопрос к словам и отвечать на них.

Коррекционные:

Развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики, мимики, голоса,

Развитие фонематического слуха,

Развитие внимания, памяти, мышления.

Воспитательные:

Воспитание интереса к занятию,

Воспитание самоконтроля за своей речью,

ОБОРУДОВАНИЕ: сюжетные картинки, сигнальные карточки, картинки с животными, сундучок.

1. Организационный момент.

Сегодня на занятии мы будем показывать и называть много разных действий, движений, задавать вопросы и отвечать на них

Улыбнитесь друг другу и скажите:

Мы будем заниматься, будем мы стараться.

Ответы верные давать и друг другу помогать!

2. Психогимнастика.

Изобразите ласкового котенка,который просит молочка. Покажите огорчение маленького цыпленка, который хотел запеть как петух, но у него ничего не получилось, изобразить веселых попросят.

3. Логопедическая гимнастика.

Зарядка для губ. «УЛЫБОЧКА»

Губки наши улыбнулись,

Сильно-сильно растянулись.

«УЛЫБОЧКА-ТРУБОЧКА»

Улыбочка и трубочка.

Растянулись в дудочку.

Зарядка для язычка.

4. Развитие фонематического слуха.

Я буду произносить слова правильно и неправильно, а вы хлопайте в ладоши только тогда, когда услышите правильно сказанное слово:

(зайка, дайка, зуйка, ёзик, ёжик, юзик, котунок, котенок, кутенок..)

5. Работа по теме.

Корова что делает? -Мычит

Лошадь что делает? -Ржёт

Кошка что делает? -Мяукает

Собака что делает? -Лает

Гусь что делает? -Гогочет

Утка что делает а? -Крякает

Курица что делает? -Кудахчет

Логопед: - Дети, вы назвали много разных слов. К этим словам можно задать вопрос «Что делает?» Все эти слова обозначают различные действия. Мы будем называть их слова-действия.

Логопед: Только что мы вспомнили, какие звуки могут издавать животные. А на картинках, которые находятся перед вами животные выполняют различные действия. Назовите эти действия. Дети, рассматривают каждый свою картинку и отвечают одним словом на вопрос «Что делает?»

(Спит, скачет, бежит, лает, прыгает..)

Рассматривание сюжетных картинок

Петух стоит. Слово действие-стоит.

Котенок лакает молоко. Слово действие-лакает.

Зайка грызет морковку. Слово действие-грызет.

Корова пасется на лугу. Слов действие-пасется.

6. Физкультминутка.

По лесу медведь идёт,

Этот мишка ищет мёд.

Он голодный, невесёлый.

Где живут лесные пчёлы? (Ходьба на месте.)

То направо повернётся,

То налево поглядит.

Где здесь рой пчелиный вьётся?

Кто среди кустов жужжит? (Повороты направо и налево.)

7.Закрепление пройденного материала.

Послушайте пары предложений. В каждом втором предложении пропущено слово - действие. Ваша задача догадаться, какое слово пропущено.

Кот ловит мышонка. Мышонок от кошки … . (убегает)

Собака лает на кота. Кот от собаки … . (спасается, удирает)

Лисичка отправилась на охоту. Лисичка добычу … . (поймала)

Медведь сорвался с дерева. Медведь с дерева … (упал, свалился)

Ребята, а сейчас новое задание: послушайте предложения и из каждого назовите только слово, обозначающее действие и «положите» слово в сундучок.

Зайчонок питается корой. Медведь любит мёд. Волк поймал добычу. Собака сторожит дом.

Итог занятия.

Логопед: - Дети, сегодня на занятии вы выполняли разные действия, называли слова-действия, учились задавать вопросы к словам (Что делает?)

Логопед оценивает работу детей и поощряет их.

Литература.

1. Жукова, Н. С. Логопедия: преодоление общего недоразвития речи

у дошкольников: кн. для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б.

Филичева. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2005

2. Агранович 3.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР «Детство-Пресс»,2003

3.Формирование лексико-грамматических представлений / Ткаченко Т. А. - СПб.:Детство,1998

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Непосредственная образовательная деятельность для детей подготовительной группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Тема: «Слова, обозначающие действия предметов»

Колесникова Снежана Анатольевна, учитель-логопед МКДОУ "Никольский детский сад" Воронежской области
Конспект этого занятия составлен на основе трех занятий, взятых из Интернета и адаптирован для конкретных детей
Материал будет интересен логопедам, воспитателям, а также учителям начальной школы.
Цель: знакомство со словами – действиями.
Задачи:
1) Развивать умение точно употреблять слова, обозначающие действия предметов.
2) Учить выделять слова-действия из других групп слов
3) Выработать умение задавать вопросы к словам-действиям
4) Формировать умение заменять словосочетания одним словом, обозначающим действие
5) Расширять словарный запас глаголов за счет глаголов-антонимов
Оргмомент
Сядет тот, кто назовет любой живой (неживой) предмет.
Основная часть
- Прежде чем сесть, вы назвали мне предметы. Давайте повторим, на какие две группы делятся все предметы? (Живые – неживые.)
- Как мы спрашиваем про живые (неживые) предметы?
- Как мы обозначаем слова-предметы? (одной чертой)
1.Упражнение «Что делает?».
Рассказать детям, что окружающие нас предметы могут совершать разные действия.
Логопед катит мяч и спрашивает: «Что делает мяч?» (Катится.) Крутит юлу и спрашивает: «Что делает юла?» (Крутится.) И т.д. Дети должны назвать только действие.
Затем логопед предлагает вызванному ребенку выполнить действие, а остальным детям – назвать это действие.

Вывод: каждый предмет может совершать действие. Когда мы называем действие, мы произносим слово.
Сообщить детям, что слова-действия обозначаются двумя чертами
2.Упражнение «Считай слова»
Логопед называет 1 (2, 3) действие, а дети должны сосчитать, сколько слов сказал логопед, и выложить на столе столько же карточек с двумя чертами.(На занятии я пробовала говорить предложение, а из него дети должны были выбрать слова-действия. Задание оказалось для них сложным. Но на последующих занятиях все прошло успешно.)


3.Упражнение «Смотри внимательно, выполняй старательно»
На доске логопед рисует схемы слов-действий. Сколько схем он нарисовал, столько ребенок должен назвать слов-действий.


4.Физкультминутка.
Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем». Ребенок у доски показывает разные действия, остальные – повторяют их.
5.Упражнение «Что делает?».
Сообщить детям, что про каждое действие можно спросить.
-Слушайте, как я буду спрашивать про действия различных предметов, и вы отвечайте одним словом: «Самолет что делает? Лягушка что делает? Птицы что делают?» И т.д.
Затем логопед задает вопрос: «Как я спрашивала про действия предметов?» и уточняет:
- Про действия предметов мы спрашиваем: «Что делает? Что делают? и т.д.»
6. Игра «Вопрос – ответ».
Дети делятся на пары. У всех картинки с изображением действия какого-либо предмета. Каждый играющий должен спросить про действие предмета, который изображен на картинке товарища.
7. Упражнение «Подбери словечко».
Попросить детей подобрать слова-действия к картинкам, на которых изображены различные человеческие эмоции.


Что делает человек, если он испытывает: Что делают люди, если они испытывают:
грусть-… (грустит)(грустят)
радость,- …
тоску-…
обиду -…
злость-…
радость-…
тоску -…
обиду-…
злость - …
8. Замените словосочетания одним словом, обозначающим действие:
сделать подарок - подарить;
одержать победу - ...;
найти решение - ...;
покрыть краской - ...;
заниматься лепкой - ....
9. Продолжите предложения, вставьте подходящие по смыслу слова-действия
Ночью на небе яркие звезды (светят)
Мальчик на плиту чайник (поставил)
Лист с березы (упал)
Паша на трамвае (едет)
Пчела в улей мед (несет)
Птица по небу (летит)
Дети в школе (учатся)
10. Рассмотрите внимательно картинки. Какие действия производят, изображенные люди (певица, пианист, балерина, художник, учитель, скульптор, врач, воспитатель, маляр, повар, продавец, уборщица, мальчик, бабушка, мама, дворник).
11. Подбери слова противоположные по смыслу:
Стоять – (идти) Здороваться – (прощаться)
Молчать – (говорить) Поднимать – (опускать)
Расстегивать- застегивать Включать – (выключать)
Подниматься – спускаться Вешать - снимать
Итог:
С какими словами мы сегодня познакомились? Назовите мне слова-действия. На какие вопросы отвечают слова-действия? Вы сегодня отлично позанимались. Увидимся на следующем занятии.

Фаина Колесникова
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Слова-действия»

Тема: Слово - действие.

Задачи: Учить выделять из потока слов слова-действия. Дифференцировать их со словами предметами, задавая вопрос: что делает? Учить обозначать слова-действия зелёной полоской. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику, дыхание, голос и мимические мышцы. Воспитывать внимательность во время работы в тетради.

Оборудование: предметные картинки игрушек (поезд, машинка, кукла, петрушка, животных, коробка с символами звуков и слов, пособие для коврографа «схемы предложений», игра с картинками «Один- много».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Упражнение на расслабление.

Логопед: Дети, сейчас вы превратитесь в заводные игрушки. Вокруг себя повернись, в куклу Машу превратись. Кукла Маша сломалась (Дети застывают в определённой позе.).

Почувствуйте напряжение. А сейчас покажите, как вы умеете расслабляться. Сначала уроните голову, потом правую руку, левую руку, затем - туловище. Вам жалко сломанную куклу, покажите, как вы огорчены. Папа починил куклу. И вы очень рады. Покажите, как вы радуетесь.

2. Дифференциация понятий «звук- слово».

Выставляю картинки: куклу, поезд, машину.

Как плачет кукла? (А-а-а) Что мы произносили? (Звук.)

Как гудит поезд? (У-у-у.) Это звук или слово? (Звук.)

Как работает машина? (Р-р-р.) Это тоже звук.

Назовите слова - названия игрушек.

Мы назвали много … (слов).

Выставляю полоски под картинками – символы слов.

Игра «Звук или слово»

Логопед произносит слово – дети поднимают зелёную полоску;

Логопед произносит гласный звук – дети поднимают красный кружок.

3. Развитие речевого слуха и фонематического восприятия.

Логопед: В названии каждого предмета есть свои звуки. Если заменить хоть один звук, мы не узнаем слово. Сейчас я буду произносить слова правильно и неправильно, а вы хлопайте в ладоши только тогда, когда услышите правильное слово:

Туколка, куколка, муколка;

Воезд, зоезд, поезд;

Тячик, мячик, гячик;

Дашинка, масинка, машинка.

4. Ознакомление с понятием «слова-действия».

Логопед: Дети, мы уже знаем, что нас окружает живой и неживой мир. Какой вопрос вы зададите, если вам захочется узнать название живого существа? (Кто это) О предметах неживого мира как вы спросите? (Что это) Если мы захотим узнать о действиях человека или животных, то как спросим? (Что он делает)

Выставляются картинки петуха, котёнка, коровы, кролика.

Логопед: Что делает петух? (Стоит, поёт, кукарекает, клюёт.)

Подбор глаголов к словам: котёнок, корова, кролик. Эти слова обозначают действия животных.

Неживые предметы могут падать, катиться, стоять, лежать, ломаться, греметь.

Физкульминутка

Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем».

6. Практическое усвоение глаголов единственного и множественного числа.

Логопед: Что мы делали? (Танцевали, стирали, чистили, плавали.)

Мы называли слова- действия.

Показ картинок:

Машинка (что делает)- стоит, едет, сигналит, тормозит.)

А машинки (что делают) – стоят, едут, сигналят, тормозят.)

Огурец – растёт, а огурцы растут и т. д.

7. Закрепление понятий «слова-действия».

Логопед: Положите с коробочку слова- названия предметов.

А сейчас «положите» слова, обозначающие действия предметов, животных, людей.

Очень много слов в моей коробочке. Спасибо вам.

8. Итог занятия.

Положительная оценка работы каждого ребёнка.

Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия «Перелётные птицы» для детей старшей группы с ОНР Задачи: учить образовывать и употреблять приставочные глаголы; развивать умение составлять простые предложения, упражнять в умении составлять.

«Мебель». Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе Тема «Мебель» Коррекционно-образовательные цели. Расширение и конкретизация представлений о мебели, ее назначении, частях, из которых она.

Конспект логопедического занятия «Многозначные слова» с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности с ОНР муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15 «Солнышко» Конспект логопедического занятия.

Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: Части тела. Цели: Коррекционно-образовательные: активизация и обогащение словаря по теме; обучение детей умению ориентироваться.

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Зимушка-зима» Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «Зимушка – зима». Ольга Ермакова Конспект логопедического занятия.

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Транспорт. Буква Ш» Коррекционно – образовательные задачи: 1. Познакомить детей со звуком [Ш] и развивать умение характеризовать его по акустическим и артикуляционным.

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Путешествие в осенний лес» ООД по формированию лексико-грамматической стороны речи. Тема: «Путешествие в осенний лес» Цель: Закрепление знаний детей по теме «Осень.

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе на тему: «Дифференциация слов-предметов и слов-действий»

Цели:

  1. Коррекционно-развивающие:

Закрепление понятий о словах, обозначающих предметы и действия;

Развитие слухового внимания, линейной речеслуховой памяти,

Вербально - логического мышления.

  1. Образовательные:

Закрепление порядкового счёта.

  1. Воспитательные:

Обучение детей взаимодействию друг с другом в рамках игры.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Логопед: «Посмотрите, как много у нас гостей. Поздоровайтесь и больше не отвлекайтесь.

Встали в шеренгу, подравнялись, по порядку номеров рассчитайтесь. Сядет тот, кто подберёт слова-действия к слову «мяч». Мяч что делает?
Дети: «Скачет, катится, летит, падает, ударяется, подпрыгивает, отскакивает, сдувается, лопается, рвётся, валяется, лежит, перелетает, крутится, вращается,…».

  1. Введение в тему.

Логопед: «Сейчас я буду загадывать вам загадки. Вы сначала внимательно слушаете и думаете. Кто первым поднимет руку, тот и будет отвечать.

Лежит, жужжит. (Пчела)

Мычит, жуёт. (Корова)

Сторожит, лает. (Собака)

Плавает, молчит. (Рыба)

Хрюкает, чавкает. (Свинья)

Логопед: «Кто назовёт все отгадки? Что это за слова? Какие вопросы ставим к словам-предметам? А как слова-предметы изображаются графически? (одной чертой) А руками?» (рука горизонтально у груди)

Логопед: «А сейчас вы мне подскажите, что делают люди названных профессий:

Врач … (лечит).

Учитель … (учит)

Рыболов … (ловит)

Продавец … (продаёт)

Писатель … (пишет)

Лечит, учит, ловит, продаёт, пишет – что это за слова?

А какие вопросы мы ставим к словам-действиям?

А как слова – действия изображаются графически? (двумя чертами) А руками? (две руки параллельно у груди)

Логопед: «Сегодня мы будем учиться различать слова-предметы и слова-действия».

3.Закрепление материала предыдущих занятий . (Игра: «Поиграем

В логопедов»)

Логопед: «Поиграем в «логопедов»: один из вас выходит к доске – будет учеником, а все остальные – «логопеды».

«Логопеды» называют вперемешку слова-предметы и слова-действия, а ученик ставит к ним вопросы». (Дети играют)

Логопед: А теперь наоборот: «логопеды» ставят вопросы: «Кто? Что? Что делает? А ученик к вопросам подбирает слова.

4.Физминутка.

Логопед: «Расскажем стихотворение руками»

Дети играют.

5.Развитие слухового внимания, линейной слуховой памяти.

(Игра «Кто самый внимательный?)

Логопед: «Перед каждым на столе лежит стопка карточек с графическим изображением слов-действий и слов-предметов. Я называю слова, а вы выкладываете графическое изображение слов в том порядке, в каком я назвала. Кто-то один будет играть у доски.

6. Развитие вербально - логического мышления (Игра «4-й лишний»)

Логопед: «Я называю четыре слова, одно из них лишнее. Догадайтесь, какое?»

7.Выделение слов действий и слов-предметов из предложения .

дать понятие о словах действиях.

развитие учебных умений и навыков, слушать инструкции учителя – логопеда, самоконтроль, самоорганизация, самостоятельность выполнения действий.

учить работать в команде, взаимовыручке, взаимоподдержке.

cовершенствовать грамматический строй, развитие и уточнение словаря действий, провести работу по словообразованию

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

ДЕТСКИЙ САД №1444 СВАО г.МОСКВЫ

Конспект индивидуального занятия для старшего дошкольного возраста
«Слова действия»

подготовила

воспитатель ГБОУ детский сад №1444

Разбакова Наталья Александровна

МОСКВА 2012

Конспект

индивидуального занятия для детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «Слова действия»

Цели:

Образовательные – дать понятие о словах действиях.

Учебные – развитие учебных умений и навыков, слушать инструкции учителя – логопеда, самоконтроль, самоорганизация, самостоятельность выполнения действий.

Воспитательные – учить работать в команде, взаимовыручке, взаимоподдержке.

Коррекционные – совершенствовать грамматический строй, развитие и уточнение словаря действий, провести работу по словообразованию.

Оборудование: картинки со словами действиями, карточки со словами предметами.

Ход занятия.

Организационный момент. Приветствие, знакомство с ребенком.

Тема: слова действия.

1.Развитие зрительного восприятия.

Логопед: Рассмотри картинки и назови, кто что делает?

Картинки: девочка шьёт, бабушка вяжет, девочка вышивает, мама готовит обед, бабушка жарит рыбу, бабушка печёт пирожки.

Корова, коза, лошадь, курица, утка.

Карточки со словами – предметами (запись на карточках).

Ребенок отвечает согласно этим картинкам.

Логопед: правильно Дима.

2.Развитие слухового внимания. Дифференциация глаголов от других слов.

Логопед: Хлопни в ладоши, если услышишь слова действия.

Слова: бежать, летать, дорога, плавать, солнце, спать.

Ребенок хлопает в ладоши, если слышит слова действия.

Логопед: правильно Дима.

3.Развитие и уточнение словаря действий.

Картинки: корова, коза, лошадь, курица, утка, гусь.

Ребенок:

Корова – мычит

Коза – блеет

Лошадь – ржет

Курица – кудахчет

Утка – крякает

Логопед: правильно, молодец.

4.Физкультминутка. Движения по тексту.

Топни левою ногой!

Влево шаг! На месте стой.

Повернись направо к другу,

Правую дай другу руку.

Повернись налево к другу.

Левую дай другу руку.

Шаг назад и два вперёд!

Вправо, влево поворот!

5.Работа по словообразованию.

Логопед ребенку раздаёт карточки со словами – предметами, и просит подобрать к ним слова, от которых они образованы. Например: скрип – скрипеть.

Слова: журчание, жужжание, кваканье, ржание, треск.

Логопед: я, записываю эти слова на доске, ты в тетрадь.

Ребенок:

Журчание – журчать

Жужжание – жужжать

Кваканье – квакать

Ржание – ржать.

Треск – трещать

Логопед: правильно Дима.

Итог занятия: Дима! Что тебе понравилось на занятии? Что нового ты сегодня узнал?

Ты сегодня хорошо занимался. До свидания!

Список использованной литературы

  1. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб.: Библиополис, 1994.
  2. Волина В.В. Русский язык/ Серия «Учимся играя». – Екатеринбург: ТОО «Изд-во АРГО»,1996.
  3. Игры в логопедической работе с детьми: Кн. Для логопеда. Ред.-сост. В.И.Селиверстов. – М.:Просвещение,1979.
  4. Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И.Селиверстова. - М., 1981.
  5. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Художники М.В.Душин, В.Н.Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1997.-240с., ил.
  1. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда, - М.: Просвещение, 1985, -207с., ил.
  2. Программа обучения и воспитания в детском саду (под ред. Васильева). – М., 1985
  3. Развитие речи детей дошкольного возраста (Под ред. Сохина Ф.А.)