Главная · Теория · Кто он портрет интересного человека. Сочинение-описание внешности человека. Описание внешности человека Подруги сочинение

Кто он портрет интересного человека. Сочинение-описание внешности человека. Описание внешности человека Подруги сочинение

Основные правила описания внешности по методу словесного портрета:

  • описание осуществляется последовательно сверху вниз, от общего к частному;
  • описание осуществляется с максимальной полнотой и всесторонностью;
  • при описании используется унифицированная терминология (например, элементы внешности по форме описываются с использованием названий геометрических фигур);
  • внешность человека (и отдельные ее элементы) характеризуются по различным критериям, таким как форма, величина, положение, количество, цвет и т.д.;
  • голова человека как наиболее заметный и запоминающийся элемент описывается в анфас и профиль.

Порядок описания признаков

I. Пол: мужской, женский

II. Возраст

Определяется по документам или примерно "на вид", указание возраста "на вид" при наличии документальных данных необходимо в случаях, когда человек кажется значительно моложе или старше своих лет.

III. Национальность (тип лица)

Определяется при отсутствии документов, подтверждающих национальную принадлежность человека, допускается сравнительное определение типа лица (при условии, что он четко выражен). Различают европейский, кавказский, среднеазиатский, монгольский тип лица.

IV. Анатомические признаки

1. Фигура в целом:

Рост определяется по трехчленной градации для мужчин: низкий (до 165 см.), средний (до 175 см.), высокий (175-190 см.)

Для женщин эти размеры соответственно уменьшаются на 5-10 см. При наличии антропологических средств указываются абсолютные данные в сантиметрах. Особенности: очень низкий (до 155 см.), очень высокий (свыше 190 см.)

Телосложение определяется развитием костно-мышечной системы и степенью жировых отложений. Различают людей со слабым, средним, коренастым и атлетическим телосложением. По упитанности человек характеризуется, как худощавый, нормального телосложения, полный и тучный.

2. Голова в целом:

а) размер - малая, средняя, большая;

б) положение - вертикальное, склоненное вперед, к правому или левому плечу, запрокинута.

3. Череп:

низкий, средний, высокий, круглый, грушевидный, куполообразный.

4. Затылок:

скошенный, выступающий, вертикальный.

5. Волосы:

а) по густоте - густые, средние, редкие;

б) по длине - короткие, средние, длинные;

в) форма - прямые, волнистые, кудрявые, курчавые;

г) цвет - светло-белокурые, белокурые русые, темно-русые, рыжие, седые, с проседью, черные;

д) линия роста волос - дугообразная, прямая, угловатая, М-образная, извилистая, с височными залысинами;

е) характер прически - стрижка низкая, высокая, зачес назад, налево, направо, на лоб, пробор, посередине, слева, справа, заплетены в косы, пучок;

ж) лысины: лобная, теменная, макушечная, продольная, общее облысение, височные залысины, плешины.

6. Лицо в целом:

а) пропорции - узкое, среднее, широкое;

б) по форме - овальное, круглое, прямоугольное, квадратное, трехугольное, трапецевидное;

в) контур в профиль - прямое, выпуклое, вогнутое;

г) по полноте - худое, худощавое, ср. полноты, полное;

д) кожа лица - гладкая, пористая, дряблая, морщинистая, чистая, угреватая, прыщеватая, с оспинами, с веснушками, с прожилками, сухая, жирная белая, смуглая, красная, розовая, желтая, бледная, синеватая, кровянистая, сосудистая;

е) морщины - лобные, межбровные, щечные, носо-губные, ротовые, козелковые и др. (называются по месту их расположения).

7. Лоб:

а) размер по ширине - узкий, средний, широкий;

б) по высоте - низкий, средний, высокий;

в) контур лба - прямой, выпуклый, волнистый.

8. Брови:

а) по размеру - короткие, средние, длинные, узкие, средние, широкие;

б) по густоте - густые, редкие;

в) по форме - прямые, дугообразные, извилистые;

г) по положению - низкие, высокие, горизонтальные, скошенные внутрь, скошенные наружу, сближенные, раздвинутые.

9. Глаза:

а) по размеру - малые, средние, большие;

б) по форме - щелевидные, овальные, круглые, трехугольные;

в) по цвету - темно-карие, светло-карие, зеленоватые, голубые, светло-голубые, темно-голубые, серые, желтые, черные;

г) по положению - горизонтальные, косовнутренние, косона-

д) взаиморасположение - сближенные, раздвинутые.

10. Нос.:

а) по размеру - высокий, средний, низкий, узкий, широкий;

б) степень выступания - малая, средняя, большая;

г) размер спинки носа - узкая, средняя, широкая;

д) контур спинки - прямая, вогнутая, выпуклая, прямоволнистая, вогнутоволнистая, выпукловолнистая;

е) ширина кончика - узкий, средний, широкий;

ж) кончик носа по форме - острый, закругленный, тупой;

з) основание носа по положению - приподнятое, горизонтальное, опущенное.

11. Рот:

а) по размеру - малый, средний, большой;

б) контур линии смыкания губ - прямая, волнистая, ломанная;

в) положения углов рта - опущенные, горизонтальные, приподнятые.

12. Губы:

а) по толщине - тонкие, средние, толстые;

б) по выступанию - верхнее, нижнее, общее и вытянутость;

в) цвет (тон) - яркие, бледные.

13. Зубы:

а) по размеру - мелкие, средние, крупные;

б) по положению - редкие, частые (расстояние между зубами);

в) по форме наружной поверхности - плоские, выпуклые.

14. Подбородок:

а) по высоте - низкий, средний, высокий;

б) по ширине - узкий, средний, широкий;

в) по форме - прямоугольный, трехугольный, закругленный;

г) по положению - скошенный, выступающий, вертикальный.

15. Ухо:

а) по размеру - малое, среднее, большое;

б) по форме - круглое, овальное, прямоугольное, трехугольное;

в) по положению - вертикальное, скошенное;

г) оттопыренность - общая, нижняя, верхняя, общее прилегание;

д) размер завитка - короткий, средний, длинный, узкий, средний, широкий;

е) противозавиток по форме - плоский, выпуклый;

ж) козелок по размеру - малый, средний, большой, по контуру - прямой, выпуклый, вогнутый.

16. Шея:

короткая, средняя, длинная, толстая, тонкая.

17. Плечи:

узкие, средние, широкие, горизонтальные, приподнятые, опущенные.

18. Спина:

узкая, средняя, широкая, вогнутая, прямая, выпуклая.

19. Грудь:

узкая, средняя, впалая, выступающая.

20. Руки:

короткие, средние, тонкие, средние, толстые.

21.Ноги:

а) по размеру - короткие, средние, длинные, тонкие, толстые; б) по форме - прямые, О-образные, Х-образные.

V. Функциональные признаки

1. Осанка т.е. привычка человека держать свое тело. А поэтому осанка бывает: прямая, сгорбленная, свободная, гордая, понурая.

2. Походка : быстрая, медленная, легкая, тяжелая, подпрыгивающая, шаркающая, морская (вразвалочку).

3. Жестикуляция : движение рук для усиления выразительности речи. Она бывает энергичная, вялая, одной или двумя руками.

4. Мимика и взгляд - это характерные движения мышц лица.

При разговоре у одних лиц может быть неподвижно, другие же разговаривая, морщат лоб, хмурятся, сдвигают или приподнимают брови, прищуривают глаза, подмигивают, закусывают губы, кривят рот и т.д. Взгляд: может быть прямой, открытый, спокойный, насмешливый, унылый, угрюмый, усталый, строгий, веселый, удивленный, презрительный, внимательный, подозрительный, бегающий, искоса, исподлобья, в сторону.

6. Речь : медленная, плавная, тягучая, спокойная, возбужденная, отрывистая, отчетливая, настойчивая, культурная, малограмотная. Некоторые при разговоре применяют профессиональные слова, жаргоны, привычные обороты, пословицы. Отмечается наличие местного говора, акцента, недостатки речи (шепелявость, гнусавость, картавость, заикание).

7. Манеры и привычки у людей очень разнообразные. Ими могут быть потирание рук, похрустывание суставами пальцев, поглаживание усов, бороды, волос на голове, переступание с ноги на ногу и т.д. Характерной привычкой является держать руки по швам, в карманах или за бортом пиджака, курить определенный сорт табака и т.п.

К группе привычек необходимо отнести и различные навыки - умение играть ни музыкальных инструментах, петь, танцевать.

Примеры описания человека по методу словесного портрета

О Р И Е Н Т И Р О В К А

на розыск Сазонова В.А., 1938 г.р.

По подозрению в совершении тяжкого преступления ОВД Центрального района гор. Калининграда разыскивается ранее неоднократно судимый гр-н Сазонов Владимир Александрович, 1938 г.р. Его приметы: на вид 50...55 лет, лицо европейского типа, высокого роста, крепкого телосложения, волос короткий темный, голова прямоугольная, низкие брови, большие выступающие надбровные дуги, имеются височные залысины, глубокие лобные, надбровный и носогубные морщины, глаза щелевидные, косо наружные, выступающий подбородок. Был одет в темный мужской пиджак в мелкую полоску, темную рубашку в светлую полоску.

При задержании прошу сообщить инициатору по тел. 21-85-24, 21-99-79. Инициатор: Петров.

О Р И Е Н Т И Р О В К А

на розыск Ролдугина В.Н., 1959 г.р.

По подозрению в совершении тяжкого преступления ОВД Центрального района гор. Калининграда разыскивается ранее неоднократно судимый гр-н Ролдугин Владимир Николаевич, 1959 г.р. Его приметы: на вид 20...22 года, лицо европейского типа, среднего телосложения, худощавый, волос короткий светлый, голова овальная, низкие длинные брови, носит темные усы средней длины, уши оттопыренные, подбородок скошенный, на шее острый кадык. Был одет в светлую клетчатую рубашку, свитер темного цвета с отложным воротником, по краю воротника идет узкая белая полоса, в свитер вшита застежка-молния белого цвета.

Цель: подготовить учащихся к самостоятельному сочинению-описанию внешности человека.

Оборудование: картины: Кипренский «Девочка в маковом венке», Тропинин «Портрет сына», Венецианов «Захарка». Рокотов «Портрет Струйской»; аудиозаписи песен А. Герман, стихотворения Н. Заболоцкого «Портрет»; тексты литературной викторины.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

– Давайте посмотрим друг на друга на перемене. Как мы общаемся?

Излишняя жестикуляция, бегающие маловыразительные, не умеющие сосредоточиться глаза и непременно громкий голос, как будто каждый хочет перекричать весь мир.

В такой сумасшедшей запальчивости, кто может заметить печальные глаза одноклассника.

Такая запальчивость переходит в привычку, и вот мы уже не замечаем слезы в глазах бабушки, преждевременные морщинки на мамином лице.

Мы привыкаем видеть мелькание лиц, и эти лица становятся для нас безликими. А между тем на лице и особенно в глазах открывается целый мир, огромный духовный мир человека.

И не случайно писатели в своих произведениях уделяют большое внимание портрету героя.

Сообщение цели урока. Сегодня на уроке познакомимся с описанием отдельных элементов портрета.

На уроках литературы мы уже познакомились с понятием портрета литературного героя. Вспомним, что такое литературный портрет?

Вывод. Писатель стремится к тому, чтобы читатели смогли увидеть его героя, поэтому он описывает их внешность: лицо, мимику, жесты, позы, одежду и т. д., рисует портреты действующих лиц. Портрет помогает увидеть внешность литературного героя, понять его переживания, особенности характера.

3. Литературная викторина

Определить, о портретах каких литературных героев идёт речь в данных отрывках?

1. В то же мгновение в просвете мелькнула ещё одна тень. Все обернулись и расступились. И перед Женей встал высокий темноволосый мальчуган в синей безрукавке, на груди которой была вышита красная звезда. (А. Гайдар «Тимур и его команда»)

2. Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
(А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

3. Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда!.. Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни тепла, ни мира. (Х.К. Андерсен «Снежная королева»)

4. Был он как будто прежний,
Спокойный и молодой,
Все те же глаза мальчишки,
Но только... совсем седой.
(К. Симонов «Сын артиллериста»)

5. … а вот вереница
Вдоль щели внимательных глаз!
Всё серые, карие, синие глазки –
Смешались как в поле цветы.
В них столько покоя, свободы и ласки,
В них столько святой доброты!
(Н. Некрасов «Крестьянские дети»)

– Какие элементы внешности больше всего использованы автором при описании героев?

4. Собирание материала по теме «Глаза»

I. Перечислить пословицы и поговорки про глаза.

1. Строгие глаза – не гроза.
2. По когтям, да по зубам зверей знать, а человека по глазам видать.
3. Коли очи светятся, душа чиста.

Глаза – это самые выразительные детали лица. Какие бывают глаза по цвету и форме? (учащиеся перечисляют устно).

Но не цвет и форма обычно интересуют нас. А глубинная наполненность глаз, их выражение.

М.А. Шолохов писал в «Судьбе человека»:

«Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе... Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника»

Прочитав только этот отрывок, ещё ничего не зная о судьбе героя, можно догадываться о тех испытаниях, которые выпали на его долю и навсегда лишили его радости жизни, забрали у него огонь сердца и умертвили глаза.

II. Научимся заглядывать в глаза.

– Глаза – это зеркало души.

Посмотрите на портрет художника Рокотова «Портрет Струйской».

Звучит запись стихотворения Н. Заболоцкого «Портрет»

Вывод: Наши глаза – ключ к пониманию нашего характера, нашего настроения, нашей души.

III. Работа над лексикой по теме «Глаза»

Записать в тетради определение глаз и распределить в два столбика в зависимости от того, какие эмоции – положительные или отрицательные – они вызывают.

Наглые, бегающие, пустые, лукавые, озорные, гневные, скорбные, ясные, правдивые, внимательные, удивительные, задумчивые, блестящие, злые.

IV. Работа с портретом (самостоятельно)

Задание: Записать, какими мы видим глаза, что они выражают?

1 ряд: Купренский – большие, серые, доверчивые, чистые «Девочка в маковом венке»
2 ряд: Тропинин – зелёные, взгляд открытый, смелый,. «Портрет сына» спокойный, умный.
3 ряд: Венецианов – большие, тёмно– серые, задумчивые. «Захарка»

5. Собирание материала по теме «Улыбка»

I. Слово учителя

А вы знаете, ребята, что Л.Н. Толстой в своё время очень тонко подметил ещё одну особенность проявления духовного лица человека – это улыбка.

Он писал: «Улыбка скажет о человеке всё. Добр он или зол, умён или нет, красив ли – всё покажет».

II. Лексика по теме «Улыбка»

– Какая может быть улыбка?

Запись в тетрадях: Нежная, ласковая, кроткая, лучезарная, игривая, снисходительная, презрительная, светлая, дорогая, согревающая.

III. Слово учителя

Доброжелательное, озарённое ласковой улыбкой лицо всегда располагает к себе, поднимает настроение, снимает усталость. До сих пор люди замирают перед картиной Леонардо да Винчи «Джоконда».

Прослушивание стихотворения «Улыбка Джоконды».

Вывод: Характер человека хорошо проявляется через его голос.

Мягкий, нежный, задушевный, обаятельный, грубый, сиплый, жёсткий.

II. Прослушать записи песни Анны Герман.

– Что можно сказать о певице?

7. Итог урока

– Как можно судить о человеке по первому впечатлению, если вы впервые его встретили?

С сегодняшнего дня давайте будем внимательны друг к другу, к окружающим нас людям, давайте научимся заглядывать в глаза друг другу.

8. Домашнее задание

Написать сочинение – миниатюру (на основе личных наблюдений) «Мой друг в минуту радости».

В сочинении я расскажу о своей подруге Марине. С Мариной мы дружим с первого класса и даже сидим за одной партой.

У Марины красивое круглое лицо. Небольшой, немного выпуклый лоб. Кожа светлая, а на щеках у нее румянец. Брови темные, ровным полукругом.

Нос небольшой, прямой, немного вздернутый кверху. Когда Марина смеется – она морщит нос, и это забавно смотрится.

Глаза большие, серо – голубые, с длинными густыми ресницами. Выражение глаз всегда приветливое и доброе. Но иногда, когда Марина злится, ее глаза становятся темными и зелеными. А когда не злится – они лучистые. Если Марина задумывается, то прищуривает немного глаза и отводит их в сторону.

Губы розовые и ровные. Зубы белые. Когда Марина улыбается, у нее на щеках появляются забавные ямочки. Смеется она часто и с удовольствием. Смех звонкий и веселый.

Уши маленькие и прижаты к голове. В мочках ушей у нее серебряные сережки в виде сердечек.

Волосы у моей подруги темные и волнистые, ровно подстриженные. Длиной – чуть ниже плеч. На лбу у нее ровная челочка. Чаще всего она собирает волосы в хвост на затылке. Но иногда заплетает две косички и закрепляет их красивыми резинками. На праздники Марина распускает волосы и собирает их под ободок.
Рост у Марины средний. Она стройная. Осанка прямая, плечи чуть откинуты назад. Марина никогда не сутулится, сидит или стоит всегда ровно. У нее длинная стройная шея. Особенно это видно, когда она делает хвостик на голове, и шея открыта.

У Марины очень красивые, ровные длинные пальцы, наверное, это потому, что она занимается игрой на фортепиано.

При разговоре Марина не очень сильно жестикулирует и не размахивает руками. Но когда хочет выделить какой - то момент в речи, поднимает вверх указательный палец.

Одевается подружка опрятно и красиво. Особенно любит наряжаться в юбки и блузки. Иногда надевает джинсы и свитера, они ей тоже идут. На руке носит красивые часики или пластмассовый браслет.

Мне очень нравится дружить с Мариной. Нравится ее привлекательная внешность и ее добрый, отзывчивый характер.

Описание внешности человека Подруги сочинение

Откровенно говоря, у меня есть много хороших, верных друзей. Они мои одноклассники, мальчики и девочки из моего города. Но моей лучшей подругой уже более чем 5 лет является Елизавета. Она приятно выглядит, ей 17 лет. Лиза не очень высокая, но у нее очень привлекательное тело. Каждый день она занимается спортом и два разы в неделю посещает занятия йоги, поэтому фигура у нее красивая, спортивная, подтянутая. Конечно, идеальная фигура есть только частью красоты. Ведь только комбинация красивого тела, духа и разума может сделать человека прекрасным, даже если черты лица в целом обычные.

У Елизаветы прямые, долгие, светлые волосы, которые она часто собирает в пучек. У нее голубые глаза и длинные темные ресницы, а также большие губы, которые она всегда подкрашивает прозрачным блеском. Лицо овальной формы и маленький нос.Лиза всегда очень элегантна, она носит одежду в соответствии с модой. Могу сказать, ее обаяние неотразимое.

Короче говоря - Елизавета красивая, привлекательная девушка. Но на мой взгляд, внутренняя красота важнее физической. Лиза есть хорошо воспитанные, веселый и добрый человек. Она очень тактичная, чувствительная, в меру эмоциональная, остроумная, щедрая и с очень добрым сердцем.

Сочинение Описание внешности человека (Друга)

С самой необычной внешностью из моих друзей – Влад. Ему двенадцать лет. Он довольно худой. Конечно, сам о себе он говорит «стройный».

У него черные волосы, немного более длинные, чем положено. Это я так считаю, конечно. Они немного вьются. Глаза у него темно-синие. Необычный цвет!

Девчонки завидуют его ресницам – достаточно длинные и загнутые аж. Они его бесят!

Он очень н любит загорать. Вообще-то, у него даже аллергия на солнце. Я сам видел, что его кожа краснеет. И даже, если ему солнечный луч попадает на нос, то Влад чихает.

Лицо у него немного вытянутое. Пальцы тоже длинные. Он чуть выше меня ростом.

Вообще, мы шутим, что ему надо писать стихи, ведь он похож на какого-то готического поэта. Он обижается.

Прыщики его пока не мучают, везёт. На вид, вообще, он здоров, хотя худоват и бледноват. Моя бабушка обожает его кормить!

Думаю, что со временем он наберёт вес.

Так, одеваться он предпочитает в тёмное. (Так практичней!) У него есть любимые черные джинсы. Кроссовки, конечно. И какая-нибудь темная футболка, например, синяя. Обязательно с любимыми иероглифами. Я всегда ему говорю, мол, непонятно, что там написано. А он делает вид, что понимает.

Часто в ушах у него наушники. Очень любит музыку слушать. Даже иногда немного пританцовывает. Вообще, он любит более тяжелую музыку – рок, не попсу и не классику.

Есть дурацкая привычка, которая немного портит внешность. Привычка грызть карандаш. Грызун! А после ещё крутит его в руках постоянно. И главное, что карандаш этот ему совсем не нужен. Боюсь, что он, когда вырастет, станет курить сигареты.

Улыбается он редко. Но хорошо улыбается! Зубы белые, ровные. А губы у него тонкие, кстати.

Что ещё? Внешность, в целом, приятная. И он очень классно получается на фото. Я иногда даже не сразу его узнаю. Такой серьёзный.

У зеркала он точно не проводит часами, но старается всегда быть чистым и аккуратным. В этом он мне пример. Я-то иногда забываю расчесаться. И даже умыться.

То есть он аккуратист. Ему очень идёт форма школьная, а ещё галстук. Представительно получается. Главное,чтоб по размеру.

Его внешность обращает на себя внимание, хотя ничего яркого он не приемлет. Но есть во всём какая-то глубина.

Сочинение на тему Описание внешности Мамы для 7 класса

В этом сочинении я хочу рассказать о своей маме. Она мой самый дорогой и близкий человек, зовут её Анастасия Сергеевна. На мой вкус моя мамочка самая красивая на свете.

Она среднего роста, но при этом очень стройная, женственная и обаятельная. Её волосы цвета пшеницы всегда уложены красивыми локонами, глаза озаряют мир яркими зелёными лучиками, на щеках играет лёгкий румянец, а на носу пляшет весёлый хоровод веснушек. Голос наполнен теплотой, а манера речи всегда доброжелательная и спокойная. Мама всегда следит за своим внешним видом, одевается со вкусом, модно и стильно, из одежды больше всего предпочитает нарядные платья, они делают её стройную фигуру похожей на настоящую актрису.

Я очень люблю мамины руки, они самые заботливые и нежные на свете. Любое дело она выполняет с улыбкой, наверное, поэтому всё ладится у неё в руках. Её походка всегда грациозна, как у кошки, а все движения полны дружелюбия. Моя мама очень добрый и отзывчивый человек, всегда готова прийти на помощь любому нуждающемуся. В каждом человеке старается замечать только хорошее, а на любую ситуации смотрит с оптимизмом.

Всем хорошим, что есть во мне я обязана своей маме. В любой ситуации я знаю, что есть человек, который найдёт нужные слова и поможет разобраться в жизненных сложностях. Моя мама очень разносторонне развитый человек: любит читать, путешествовать, часто ходит в театр или музей. Ещё она настоящая спортсменка, ведёт здоровый образ жизни - катается на велосипеде и роликах летом, а зимой на лыжах или коньках, отлично играет в теннис. Моя мама любит животных, и поэтому в квартире у нас небольшой домашний зоопарк – собака, кот, попугай и хомячки.

Анастасия Сергеевна занимается очень важным и благородным делом – работает воспитателем в детском саду. На работе коллеги ценят её профессионализм и ответственность, а юные воспитанники обожают за весёлый нрав, активность и доброту.

Я горжусь своей мамой и стараюсь во всём брать с неё пример

Сочинение Моя бабушка (описание внешности)

Зинаида Павловна молча стояла у окна и гладила через приоткрытую створку старого рыжего кота, который грелся на ласковом, последнем в этом году, осеннем солнышке.

Эта женщина, невзирая на свой далеко не юный возраст, выглядела прекрасно. На ее смуглой и грубой коже лица ютились коричневатые веснушки, а морщинки были похожи на усы котенка. Когда она улыбалась, ее глаза практически прятались среди морщин, но все равно они сияли. Все видели сияние и блеск ее глаз. А глаза ведь у нее были зелено-желтые, красивые и яркие, словно спелый крыжовник, а еще - большие и добрые.

Руки ее были «уставшие»: эти руки не намазывались ароматными кремами каждый день, но именно этими руками были приготовлены самые вкусные в мире пироги с капустой и грибами. Кожа на ее руках была слегка потрескавшаяся и грубая от работы. Ведь Зинаида Павловна никогда не боялась тяжелой работы в доме, в поле или на огороде, не боится и сейчас, хотя, наверное, уже стоило бы.

Женщина эта очень миниатюрная, невысокая и худенькая. Если бы не возрастная сутулость, со спины ее можно было бы принять за девчонку. Но ведь эта хрупкая женщина родила и вырастила 3-х детей и воспитала 5-ть внуков. Шестого ждет и обязательно дождется. А как задорно она смеется! Любой позавидует.

Сиреневый в мелкий цветочек платок с бахромой скрывает под собой ее короткие пепельные волосы, которые когда-то были черными, как смола, и кудрявыми. Я так люблю наблюдать, как она снимает платок, включает радио на стене и расчесывает свои гладкие волосы большим деревянным гребнем перед зеркалом. В такие минуты она как будто снова становится молодой. Ей еще ведь жить и жить. А как иначе?

Зинаида Павловна поворачивается ко мне и говорит своим тихим и таким невероятно добрым и спокойным голосом. Говорит о сегодняшней хорошей погоде, о том, что кот, наверное, прихворал и о том, что пироги в печи уже давно остывают. А я искренне улыбаюсь и крепко-крепко ее обнимаю. Потому что эта милая женщина - самая лучшая и самая красивая во всем мире. Зинаида Павлова – моя любимая бабушка.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Почему Чацкий обречен на одиночество (рассуждение)

    Для многих из нас, такое слово как одиночество ассоциируется с некой особенностью, уникальность и новизной. На наше мышление и восприятие влияет общество вокруг.

  • Тема повести Тарас Бульба Гоголя

    «Тарас Бульба» - известная историческая повесть Н. В. Гоголя. Ее основная тема – беззаветная любовь человека к своей родной земле, готовность защищать ее от врагов до последнего вздоха

  • Особенности русской литературы 19 века

    Девятнадцатый век в русской литературе является самым многозначительным для России. В этом веке начали проявлять свое творчество А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский

  • Сюжет и композиция поэмы Мцыри

    Михаил Юрьевич написал поэму в 1839 году. Она стала вершиной русской классики. Создавая ее, он взял за основу поэмы Байрона, но смог внести и свои особенности. «Мцыри» обрисовывает обычного героя романтической поэмы

  • Сочинение рассуждение Жизнь человека

    Для чего человеку дается жизнь? Это вопрос, на который можно дать миллион разных ответов. В каждом возрасте и в каждой отдельно взятой жизненной ситуации, истории ответ будет дан абсолютно разный.

Московская область

Волоколамский район

МОУ «Спасская средняя общеобразовательная школа»

Урок русского языка в 7 классе

Тема: Подготовка к сочинению-описанию

По картине-портрету А.М.Шилова

«Зацвёл багульник» по теме «Кто он?

Портрет интересного человека».

Выполнила:

Янченкова Марина

Сергеевна,

Учитель русского языка

И литературы,

МОУ «Спасская СОШ»

Спасс, 2011

Список использованной литературы.

  1. Сочинение по картине в 7-м классе: метод. пособие/ Л.А.Ходякова,

Е.В.Кабанова, Л.И.Новикова, Т.И.Андреюшкова; под ред проф. Л.А.Ходяковой. – М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2005. – (Библиотека учителя русского языка).

2. Энциклопедический словарь юного художника/ Составитель Н.И.

Платонова, В.Д.Синюков. – М.: Педагогика, 1983. – с.281 – 284.

  1. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч.

5 – 8 кл.: В 4 ч. Ч. 4. Краткий словарь художественных терминов. –

Обнинск: Титул, 1996.

  1. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в началь-

ной школе. 3 – 4 кл.: Учеб.: В 2 ч. Ч. 2. – М.: Дрофа, 2001.

  1. Русский язык: Учеб. Для 7 кл. общеобр. учрежд./ М.М.Разумовс-

кая, С.И.Львова, В.И.Капинос; Под ред. М.М.Разумовской, П.А.

Леканта. – М.: Дрофа, 2002.

Тема урока : Подготовка к сочинению-описанию по картине-портрету

А.М.Шилова «Зацвёл багульник» по теме «Кто он? Портрет

Интересного человека».

Цели урока : 1. подготовить учащихся к сочинению-описанию внешнос-

Ти человека, изображённого на картине;

2. формировать умение самостоятельно строить текст-опи-

Сание картины-портрета (сочинение) на основе рабочего

Материала и искусствоведческого текста;

3. обогатить речь учащихся образно-выразительными сред-

Ствами русского языка, помогающими более ярко опи-

Сать портрет; активизировать «портретную» лексику в

Высказывании, научить уместно употреблять её в речи.

Тип урока : урок развития речи.

Методы : беседа, объяснение и рассказ учителя с элементами беседы,

Словесное рисование, наблюдение, анализ текста, поисковый.

Формы работы : фронтальная, индивидуальная.

ТСО : мультимедиа.

Оформление урока : компьютерная презентация «Портрет. Описание

Внешности интересного человека»; эпиграф, слова-

Ри, репродукции портретов.

Словарная работа : портрет, автопортрет, портретист, образ, характер,

Фас, анфас, профиль, индивидуальность, экспрессия,

Мгновение, описание, поза, контраст, символ.

Ход урока:

  1. Приветствие. Оргмомент.
  2. Сообщение темы и постановка цели .

Эпиграф:

В человеке всё должно

Быть прекрасно: и лицо,

И одежда, и душа, и мысли.

А.П.Чехов.

1. Вступительная беседа.

Вопросы и задания :

Прочитайте тему урока (читает ученик). Послушайте эпиг-

Раф (читает учитель).

Скажите, о каком человеке говорит писатель? (о красивом,

Добром, необычном). Объясните, что значит интересный че-

Ловек?

Обратите внимание на нашу галерею картин. Как называ-

Ются эти картины? (портреты).

Что такое портрет? (если не могут ответить, то организует-

Ся поиск значения в «Толковом словаре русского языка»

С.И.Ожегова, в «Кратком словаре художественных терми-

Нов» Н.М.Сокольниковой).

2. Слово учителя :

Итак, сегодня мы будем готовиться к написанию сочинения-

Описания по картине-портрету (цель). На уроке мы соберём

Рабочие материалы, составим план, само сочинение напише-

Те дома. Запишите в тетрадях число и тему.

III. Актуализация знаний о жанре портрета. Словарная работа .

  1. Слово учителя :

Прежде чем начать работу по картине, мы обратимся к специальным словам, которые вы можете употребить в сочинении.

  1. Словарная работа (слова приведены в начале разработки урока) проводится в форме фронтального опроса (слова показаны на экране мультимедиа). Учащиеся по желанию объясняют значения известных им слов. Значения незнакомых слов находят в словарях.

IV. Наблюдение над картиной и её анализ (в форме беседы ).

  1. Слово учителя :

Теперь мы переходим к основному этапу нашей работы. Мы обратимся к необычной картине. Это картина Александра Шилова «Зацвёл багульник».

Рассмотрите картину. Кто на ней изображён? (пожилая женщина).

  1. Рассказ о художнике с демонстрацией его автопортрета,

картин (сообщение ученика).

В центре Москвы, на улице Знаменка, в одном из старинных особняков расположена картинная галерея народного художника СССР Александра Шилова. Он стал известным в 70-е годы 20 века как участник больших выставок в стенах Московского манежа. Талант молодого художника-портретиста был замечен и встретил поддержку зрителей.

Александр Максович Шилов родился в Москве в 1943 году. Учился в изостудии Дома пионеров Тимирязевского района Москвы. Окончил Московский государственный художественный институт имени В.И.Сурикова по классу живописи. С конца 70-х годов у Шилова был ряд персональных выставок в Москве, Ленинграде, Томске, Париже, Лиссабоне. Лучшие полотна художника – это не просто плод высокой техники и изобразительности, а мир человеческой души и мысли, выраженных в образах реальных людей. В его картинах - вся правда о наших современниках и нашем мире. Одной из таких картин является полотно «Зацвёл багульник», которое было написано в 1980 году.

  1. Беседа по картине.

Вопросы:

  1. Рассмотрите картину и скажите, какое настроение создаётся у вас при взгляде на неё?
  2. Нравится ли вам этот портрет?
  3. Какие цвета художник противопоставляет в картине-портрете?
  4. Почему картина названа «Зацвёл багульник»?
  5. Кого напоминает вам изображённая женщина?
  6. Как вы думаете, кого изобразил Шилов? (возможно свою бабушку, учительницу).

Слово учителя:

Да, у Шилова есть картина «Моя бабушка» (показывается),

И она похожа на пожилую женщину с картины «Зацвёл ба-

Гульник», но на этой картине изображена не родственница

Живописца.

Вопрос:

  1. Как вы думаете, кто по профессии эта женщина? (актриса, работник музея, учитель).

Слово учителя :

Эта женщина – учительница начальных классов Галина

Николаевна Лачинова, которая всю жизнь отдала любимой

Работе в школе.

Вопросы:

  1. Но почему же картина, где изображена пожилая женщина-учительница, называется «Зацвёл багульник»? (она внимательно, удивлённо смотрит на веточки багульника, которые только-только дали первые цветы).
  2. Какое время года изобразил художник? (ранняя весна).
  3. Но ведь ранней весной распускаются и другие растения, почему же именно багульник стоит на подоконнике в кувшине? (необычны вид и название, оно мало всем знакомо, мы видим не первые зелёные листочки, а розоватые цветы).
  4. Обратите внимание на порядок слов в названии. Почему он такой? (обратный, на первом месте сказуемое «зацвёл» - главное по смыслу слово, нам важно увидеть начало жизни растения).

Слово учителя:

Художник вкладывает в название картины большой

Смысл. Оно символично. Начало новой жизни – это

Весна, когда происходит обновление в природе и в жизни

Человека. А растение багульник – символ начала весны.

Посмотрите, сами веточки занимают очень мало места на

Полотне. Основное пространство уделено изображению

Женщины.

Вопросы:

  1. Для чего на картине вместе с символом начала весны показана старая женщина? (это два символа – встреча молодости и старости, главная мысль – показать закат и начало жизни).
  2. Давайте рассмотрим, как построена картина? Обратим внимание на передний и задний план полотна. (На переднем плане мы видим пожилую женщину и веточки зацветающего багульника, поставленные ею несколько дней назад в кувшин с водой. На заднем плане мы видим, какой вид открывается из окна квартиры женщины: противоположный дом бледно-жёлтого цвета. Кроме этого, в квартире на стене висят фотографии, на которых, возможно, изображены родные героини картины или её ученики. Картину можно разделить как бы на две части. Где пожилая женщина – тёмные краски, а где растение – светлые тона).

Слово учителя :

Верно. Такое необычное построение картины представляет контраст между светом и тенью, старостью и молодостью, прошлым и будущим. Благодаря такому расположению мы особое внимание уделяем внешности женщины.

Что вы чувствуете и о чём думаете, глядя на портрет?(что этот человек дорог автору, это добрый, умный, искренний человек).

  1. Собирание и систематизация рабочего материала.

Слово учителя:

Теперь мы подберём слова и словосочетания для описания внешности героини картины.

(На экране появляется таблица из двух колонок, первая колонка заполнена словами: поза, лицо, глаза, взгляд, нос, губы, волосы, характер, одежда, социальное положение. Ребята чертят таблицу в тетрадь, вместе заполняем вторую колонку).

Вывод:

Слово учителя :

На первый взгляд, перед нами обыкновенная пожилая женщина, образ которой выражен неяркими красками. Но внимательно рассмотрев картину, мы почувствовали богатый внутренний мир, душевность, которая исходит от выразительного лица, удивительных глаз героини, изучающего взгляда.

Вопрос:

  1. Нравится ли вам образ этой женщины? Можно ли назвать этот портрет портретом интересного человека?
  1. Работа с искусствоведческим текстом .
  1. Слово учителя :

Картина Шилова «Зацвёл багульник» привлекает внимание людей, которые изучают произведения искусства – искусствоведов. Сейчас вы самостоятельно познакомитесь с текстом искусствоведа Т.А.Кутузовой и скажете, что нового о картине узнали, что думает автор о картине, какова основная мысль этого текста. (вопросы и значения слов «интеллигенция», «багульник» и сочетания «достойная жизнь» на экране мультимедиа).

  1. Самостоятельное чтение текста (у каждого распечатка), ответы на вопросы.
  1. Итог урока.

1. Вопросы:

  1. Можем ли мы узнать по портрету интересный перед нами человек или нет?
  2. Какого человека можно назвать интересным?

2 . Заключительное слово учителя :

Завершить наш урок я хочу словами искусствоведа

Т.А.Кутузовой: «Уходят из жизни поколения, оста-

ётся память, остаются портреты, которые не только

Нам, но и тем, кто придёт за нами, расскажут осо-

Бым языком искусства о людях, о жизни, об исто-

Рии России».

  1. Выставление оценок за работу на уроке, их обоснование; домашнее задание.

Написать сочинение по картине-портрету А.М.Шилова «Зацвёл багульник», используя рабочие материалы, искусствоведческий текст, самостоятельно составить план, обращаться при проверке к орфографическому словарю.

Сочинение

У меня есть старший брат Дима. Я очень его люблю. Он старше меня на шесть лет - ему девятнадцать. Дмитрий не похож на тех парней, с которыми я знакома. Мне кажется, сейчас многие ребята стали какими-то безответственными, несерьезными. У них на уме только развлечения. Некоторые сидят на шее у родителей, зная, что те решат все их проблемы. Другие просто не задумываются о своем будущем. И те и другие мне неинтересны. Раздражает их бессмысленный взгляд, часто затуманенный сигаретами, или, наоборот, высокомерная улыбка, как будто они умнее и значительнее всех остальных. Мой брат совсем другой. У него есть цель в жизни. Он хочет стать менеджером, хотя говорит, что это будет не единственная специальность в его жизни.

Дима все время увлекается чем-то новым. Сначала самостоятельно научился работать на компьютере, освоил множество программ. Теперь серьезно изучает иностранные языки: английский и французский. Кроме того, он занимается спортом, почти каждый день посещает спортивный клуб. Поэтому я не боюсь, что меня кто-то обидит, - мой брат сможет меня защитить. Дима очень добрый и заботливый. И вообще, с ним очень интересно - он много знает, о многом может рассказать.

А еще он просто красивый парень. У него голубые глаза и всегда веселый взгляд. Поэтому он легко заводит знакомства с людьми - ведь он у всех сразу вызывает симпатию. Ему только девятнадцать лет, но знакомые говорят, что у него взрослый взгляд, взгляд человека, у которого есть цель в жизни и уверенность в том, что он ее добьется. Глядя на брата, я часто с завистью думаю: «И зачем это мальчишке такие густые и длинные ресницы?» Я девочка, а у меня ресницы не такие пушистые. Лучше бы было наоборот! А вот волосы у нас обоих красивые: густые, блестящие, каштанового цвета с золотистым отливом. Только у Димы они сильнее вьются и более жесткие на ощупь.

Можно еще долго рассказывать о его достоинствах, поэтому скажу одно - у меня замечательный брат, и я этим горжусь.