Главная · Теория · Cочинение "Они сражались за Родину". Старт в науке Тема произведения они сражались за родину

Cочинение "Они сражались за Родину". Старт в науке Тема произведения они сражались за родину

Кузичкин Вадим

В 1941 году началась Великая Отечественная война. Война, которая не обошла стороной ни одну семью нашей огромной страны. В моей большой семье есть те, которые участвовали в боях с Германией, те, которые работали в тылу, помогали фронту в годы Великой отечественной войны 1941-1945 гг.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

Алмалинска Средняя Школа

«Великой Победе посвящается»

«Они сражали за Родину»

Учащийся 9 класса

МБОУ «Алмалинская СОШ»

Тюльганского района

Член детской организации «Юность»

25.04.199 г.р.

Руководитель: учитель

истории и обществознания

МБОУ «Алмалинская СОШ»

Ибатуллина Гузель Салаватовна

Алмала 2014

В 1941 году началась Великая Отечественная война. Война, которая не обошла стороной ни одну семью нашей огромной страны. В моей большой семье есть те, которые участвовали в боях с Германией, те, которые работали в тылу, помогали фронту в годы Великой отечественной войны 1941-1945 гг.

Из Алмалинского сельского совета ушло защищать Родину 310 человек, вернулось живыми 184. Великие фронтовые дороги прошли наши односельчане: Москва, Сталинград, Ржев, Ленинград, Орел, Курская дуга, Смоленск, Кенигсберг, Берлин.

22 ноября 1944 года на фронт был призван мой прадед, Каримов Мухтар Нагуманович. Родился он в большой крестьянской семье, в селе Сянзяпово Кугарчинского района республики Башкортостан, Мухтар Нагуманович был третьим ребенком в семье, родился он 6 июля 1929 года. Жизнь тогда была очень трудной, а когда началась война, стало еще тяжелее, так все его братья и сестры умерли в годы войны, кто-то от болезни, кто-то от плохого питания. 17 января 1942 года погиб на фронте, под Москвой отец Мухтара Нагумановича.

Когда началась война всем детям приходилось работать наравне с взрослыми, мой прадед тоже много работал, как все дети. Работал он в колхозе, вставать приходилось в 5-6 утра, работали в поле, бороновали землю, лошадей не было, запрягали коров. Вместе с женщинами и стариками дети косили сено, убирали урожай в поле.

Когда моему прадеду исполнилось 15 лет, он был призван в армию. Тогда многие из ребят «приписывали себе годы», чтобы попасть на фронт. Так было и с моим прадедом. 22 ноября 1944 года он был призван на фронт. Так Мухтар Нагуманович попал учебную часть села Тоцкого, где находился 14 запасной артиллерийский полк, где он проходил обучение. В артиллерийском полку он научился стрелять из миномета, также обучался разведке. По окончанию обучения получил звание ефрейтора.

В апреле 1945 года прадед был отправлен на Дальневосточный фронт, служил он 464 Минометном полку под командованием генерал-полковника Шестякова в селе Корховка на границе с Маньчжурией.

Война для Мухтара Нагумановича началась 9 августа 1945 года, когда начались бои с Японией.

До 9 августа мы стояли на границе, - вспоминает прадед,- а 9 августа перешли границу, начались боевые действия. Часто ходили в разведку, поджигали наблюдательные пункты противника.

На вопрос было ли страшно на войне? Мухтар Нагуманович отвечает что нет, не страшно. Лицом к лицу с врагом мы не сталкивались, враги вели обстрелы из орудий и минометов. Мой прадед был наводчиком миномета. О том, что война закончилась, солдатам объявили 31 августа 1095 года, 2 сентября официально было объявлено о капитуляции Японии, а 3 августа они праздновали победу, каждый солдат получил в честь победы свои 100 грамм водки. После окончания войны Мухтар Нагуманович продолжил службу, получил звание сержанта, был назначен командиром миномета. Прослужил он в армии до 1951 года. Вернулся домой, работал в колхозе, в 1955 году женился и вместе переехал в село Высокая Поляна (ныне Тюльганский район Оренбургской обл., села не существует, находилось оно в 8 км. От села Алмала). До пенсии работал в Алмалинском лесничестве, в свободное от работы время делал сани, дуги. Вместе с моей прабабушкой Ишбикой Нуриевной они воспитали пятерых детей, сейчас у них 10 внуков и 10 правнуков.

Сочинение

Михаил Александрович Шолохов - писатель, в чьем творчестве отразилась жизнь родного народа на рубежах, которые становятся историческими вехами. Одна из наиболее ярких глав жизни русского народа связана с годами Великой Отечественной войны.
В начале войны Шолохов был призван в ряды Советской Армии как комиссар запаса, где стал военным корреспондентом «Правды» и «Красной звезды». С первых дней войны Шолохов посвятил свое творчество служению народу, вступившему в смертельную схватку с фашистами. Поэтому глубоко патриотическая тема - подвиг человека в Великой Отечественной войне - заняла на долгое время главное место в произведениях писателя. В эти годы он создает произведения «Судьба человека» и «Они сражались за Родину».

Рассказ «Судьба человека» говорит о том, какие бедствия несет человеку и всему человечеству война. Герой рассказа - мирный труженик, ненавидящий войну. До войны судьба Андрея складывалась счастливо: радость бытия, умная и добрая жена, дом, дети - все это ему дорого, поэтому естественно его желание все это защищать.

На войне поначалу фигура и судьба Соколова ничем не были приметны: фронтовой шофер, возивший боеприпасы на батарею, дважды получал легкие ранения, службу нес исправно. А затем начался его солдатский, его человеческий подвиг.

Война обрушивала на Соколова все более и более тяжкие удары. Казалось уже, что вся его жизнь, вся судьба его, весь он сам исковерканы и искалечены. Этот человек с удивительной стойкостью вынес все выпавшие на его долю испытания: тяжелое расставание с семьей при уходе на фронт, ранение, фашистский плен, истязания и издевательства гитлеровцев, гибель оставшейся в тылу семьи и, наконец, трагическую смерть любимого сына Анатолия в последний день войны - девятого мая.

«За что же ты, жизнь, меня так искалечила? За что так исказ-нила?» - спрашивает сам себя Соколов и не находит ответа.

«Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной, смертельной тоской, что в них трудно смотреть?» - спрашивает писатель.
Такие глаза были у Андрея Соколова. Как ни велико было личное горе Соколова, но во всех испытаниях его поддерживала любовь к Родине, чувство ответственности за ее судьбу.
Храбро выполнял Андрей на фронте свой воинский долг. Под Лозовеньками ему поручили подвезти снаряды к батарее. «Надо было сильно спешить, потому что бой приближался к нам: слева чьи-то танки гремят, справа стрельба идет, впереди стрельба, и уже начало попахивать жареным... - рассказывает Соколов. - Командир нашей роты спрашивает: «Проскочишь, Соколов?» А тут и спрашивать нечего было. Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду?» Оглушенный разрывом снаряда, очнулся он уже в плену у немцев. Этот поступок говорит о том, что Соколов привык сначала думать о товарищах, о своем долге перед Родиной, а потом уже о себе. Он совершает героические поступки, а страх перед смертью отступает. Не уронил Соколов человеческое достоинство и в немецком плену, мужество его не покидало и там. «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались», - рассказывает Андрей. Этим автор показал нравственное превосходство своего героя над врагом. Услышав ночью, что рядом с ним предатель хочет выдать командира, Соколов принял решение не допустить этого и на рассвете своими руками задушил предателя, тем самым избавив от смерти несколько командиров, находившихся с ним в плену.

Шолохов показывает, что любовь к людям, желание быть им полезным позволяют Андрею, потерявшему дом, семью, здоровье, найти в себе силы продолжать жить, трудиться, думать об окружающих (усыновление мальчика) и даже в крайнем горе оставаться человеком.

В 1943 году после завершения Сталинградской битвы писатель начал работу над романом «Они сражались за Родину», в котором изобразил тот период войны, когда наши войска вынуждены были отступать. Стрельцов, Лопахин, Звягинцев и их боевые товарищи испытывали горечь поражений, стыд перед людьми, оставшимися на оккупированной территории. Раненый командир дивизии с забинтованной головой выходит к приведенным в Сталинград старшиною Поприщенко двадцати семи бойцам, опускается перед строем на колено, целует сохраненное ими полковое знамя и говорит: «И я так хочу, чтобы нам не стыдно было поглядеть в глаза сиротам нашего убитого товарища лейтенанта, чтобы не стыдно было поглядеть в глаза его матери и жене и чтобы могли мы им, когда свидимся, сказать честным голосом: «Мы идем кончать то, что начали с вашим сыном и отцом, за что он - ваш дорогой человек - жизнь свою на Донщине отдал... Пополнится наш полк людями, и вскорости опять пойдем мы хоженой дорогой... Тяжелыми шагами пойдем... Может, и вы, товарищ лейтенант, еще услышите нашу походку... Может, и до вашей могилки долетит ветер с Украины...» Такого отношения достоин каждый воин, павший в бою, ведь то, что он отдал свою жизнь для светлого будущего детей, - это действительно героический подвиг.

В своих произведениях Шолохов показывает, как бойцы закалились в борьбе, превратились в единую боевую семью, которая стремилась изгнать врага с родной земли и отомстить ему за все зло, причиненное русскому народу. Герои Шолохова - это люди, в сордцах которых живет готовность к подвигу. Они ведут бой за свою Родину «не ради славы - ради жизни на земле».

В годы войны гитлеровцы с насмешкой называли русского солдата «русский Иван». А кто этот «русский Иван»? Это «человек, одетый в серую шинель, который, не задумываясь, отдавал последний кусок хлеба и фронтовые тридцать граммов сахара осиротевшему в годы войны ребенку; человек, который своим телом самоотверженно прикрывал товарища, спасая его от неминуемой гибели; человек, который, стиснув зубы, переносил и перенесет все лишения и невзгоды, идя на подвиг во имя Родины». Вот кто такой русский солдат.

Шолохов в своих произведениях изобразил войну как страшное народное бедствие. Сожженные села и деревни, обугленные хлебные поля, смерть, горе, кровь - вот что такое война. Героическое не в отдельных подвигах русских солдат, а вся фронтовая жизнь - подвиг, так как суметь пройти по дороге смерти, страшных испытаний и при этом не только выжить, но и найти в себе силы жить дальше, не только сохранить, но и укрепить свою светлую душу, чутко отзывающуюся на все доброе, человеческое, - это уже подвиг, который совершается гигантскими силами, руководимыми сердцем человека.

Истина заключается в том, что, несмотря на тяжелейшие испытания, мы победили

А. Чаковский

Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед павшими, преступлением перед будущим. Помнить о войне, о героизме и мужестве прошедших ее дорогами, бороться за мир - обязанность всех живущих на Земле. Поэтому одной из важнейших тем нашей литературы является тема подвига нашего народа в Великой Отечественной войне. Эта тема сложна, многообразна, неисчерпаема. Задачи современных литераторов, пишущих о войне, огромны. Им необходимо показать значимость борьбы и победы, истоки героизма советских людей, их нравственную силу, идейную убежденность, преданность Родине; показать трудности борьбы с фашизмом; донести до современников чувства и мысли героев военных лет, дать глубокий анализ их поведения в один из самых критических периодов жизни страны и их собственной жизни.

Отсюда жанровое разнообразие произведений о войне: большие эпические произведения, в которых дается осмысление сложных общественно-политических процессов периода войны в их связях с прошлым и будущим страны, мировой историей (романы К. Симонова, В. Гроссмана, Ю. Бондарева, В. Богомолова и др.) психологическая проза, раскрывающая нравственные основы личности в трагических коллизиях войны (повести В. Быкова, Б. Васильева, В. Астафьева, В. Распутина и др.) художественно-документальные произведения (книги С. Смирнова, В. Субботина, Д. Гранина, К. Воробьева и др.) драматургия (пьесы К. Симонова, А. Корнейчука и др.) поэзия (стихи Е. Винокурова, С. Гудзенко, М. Дудина, М. Луконина, М. Джалиля и др.). Независимо от жанра все произведения объединены одним - “памятью сердца”, страстным желанием поведать правду о пройденных дорогах войны.

Автобиографическая повесть “Это мы, Господи!..” была написана в 1943 году. Ровно тридцать дней, находясь в подполье, зная, что смертельная опасность рядом и надо успеть, писал К. Воробьев о том, что довелось ему перенести в фашистском плену.

Страшные картины проходят перед глазами читателя:

“Стриженые головы, голые ноги и руки лесом торчат из снега по сторонам дорог. Шли эти люди к месту пыток и мук - лагерям военнопленных, да не дошли, полегли на пути... и молчаливо и грозно шлют проклятия убийцам, высунув из-под снега руки, словно завещая мстить, мстить, мстить!..”

“Двести голосов, просящих, умоляющих, требующих, наполнили деревеньку... Как морской шквал рвет и бросает из стороны в сторону пенную от ярости волну, так пригоршни капусты, бросаемые старухой, валили, поднимали и бросали в сторону обезумевших людей... Но в ту минуту... раздалась дробная трель автомата. Старушка, нагнувшаяся было за очередной порцией капусты, как-то неловко ткнулась головой в корзину да так и осталась лежать без движения...”

“Ребенок плакал не всегда. Иногда этот крошечный девятнадцатый член камеры пробовал предъявлять свои права на жизнь и свободу...

Потерпи, мой ангел! Нам уже недолго осталось ждать! - звучал нежный, успокаивающий голос.

И женщина не ошиблась. На пятый день ее заключения, судорожно прижав притихшего ребенка, она... спокойно и молча взошла по сходням в “клетку смерти”.

Что добавить к этим строчкам? Да и нужно ли, можно ли?

Откроем лирическую повесть о войне В. Астафьева “Пастух и пастушка” (“Современная пастораль”). Ее герой, двадцатилетний лейтенант, убивал фашистов, хоронил товарищей, слышал, как трещали кости пехотинцев, утюженные гусеницами танков,- одним словом, воевал. А умер, именно умер, от незначительной раны. Причина? Три дня любви. Зачерствевшее сердце вдруг оттаяло, заговорило стихами и... не смогло находиться среди крови, насилия, смерти...

Своеобразно раскрывает тему войны белорусский писатель В. Быков. Его произведения отличают нравственно-психологическая проблематика, бескомпромиссность нравственного выбора. Писатель дает художественное исследование моральных основ человеческого поведения в

Их социальной и идеологической обусловленности.

Повесть “Сотников”. Зима 1942 года... Партизанский отряд, обремененный женщинами, детьми, ранеными, окружен. Кончаются боеприпасы, нечем кормить людей. На разведку посылают двоих - Сотникова и Рыбака. Они попадают в руки фашистов. Перенеся пытки, Сотников погибает. Рыбак ценой предательства остается жив. Два типа жизненного поведения, цена подвига и позорный финал нравственного компромисса, истоки геро изма и предательства - вот главные проблемы, раскрывающиеся через эти образы.

Рыбак - смелый боец, когда за его спиной стоят свои. Оказавшись же один на один с врагом, он идет сначала на компромисс, потом - на предательство и убийство товарища. Анализируя этот характер, В. Быков приходит к выводу, что истоки предательства Рыбака уходят в детство, когда он шел на мелкие, казалось бы, жизненные уловки.

Сотников - скромный человек, без всяких внешних признаков героя, необыкновенной личности, бывший учитель. Почему, будучи больным, слабым, он пошел на ответственное задание? Ведь одной из причин того, что они оказались в руках врагов, явилась его болезнь: он не сдержал душивший его кашель и этим обнаружил себя и Рыбака.

Некоторые наши современники обвиняют Сотникова, считают, что он не имел права в таком состоянии идти в разведку. Нет, имел. Военное и мирное время несравнимы. Тяжело было всем. Гражданский долг, совесть и честь не позволили Сотнико-ву переложить смертельно опасное задание на плечи других. “Почему они, а не я должен идти, какое я имею право отказываться?” - вот мысли Сотникова перед уходом в разведку. Измученный пытками, шантажируемый врагом (“Мы все равно их найдем, а тебя запишем в предатели”), он остается несломленным. Истоками его мужества, героизма явилась глубокая убежденность в справедливости той борьбы, которую ведет народ, воспитавший и вскормивший его. Сотников погибает физически, но не духовно. Перед казнью он видит в толпе мальчика, встречается с ним взглядом и убеждается, что честно выполнил свой долг на земле.

Тема повести В. Козько “Судный день” - оборванное войной детство, незаживающая душевная рана. Место действия - небольшой белорусский городок; время действия - десять лет спустя после войны. Основное, что характеризует произведение В. Козько,- это напряженный тон повествования, который зависит не столько от сюжета, сколько от психологического развития действия. Этот высокий трагический пафос определяет весь стиль повести.

Колька Летечка (это имя дано ему в детдоме, своего он не помнит) маленьким ребенком попал в концлагерь, где содержались дети-доноры, у которых брали кровь для немецких солдат. Ни матери, ни отца он не помнит. А те нечеловеческие душевные и физические страдания, которые он испытал, вообще отнимают у него память о прошлом. И вот через десять лет, случайно попав на судебное заседание, слушая показания бывших полицейских-карателей, мальчик вспоминает все, что с ним произошло. Страшное прошлое оживает- и убивает Колю Летечку. Но смерть его предопределена теми событиями, которым уже более десяти лет. Он обречен: никакие силы не способны восстановить, что у него было отнято в детстве.

Крик Кольки Летечки, прозвучавший в зале суда спустя десять лет после войны,- это эхо зова о помощи всех детей, насильно отторгнутых от матерей. “Мама, спаси меня!” - закричал он на весь зал, как кричал на всю землю в том далеком сорок третьем, как кричали тысячи и тысячи его сверстников.

Невозможно даже перечислить все произведения, воспевавшие героизм народа в Великой Отечественной войне. На могиле Неизвестного солдата в Москве высечены слова: “Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен”. Книги о войне - тоже памятник погибшим. Они решают одну из проблем воспитания - учат молодое поколение любви к Родине, стойкости в испытаниях, учат высокой нравственности на примере отцов и дедов - героев книг. Их значение все более возрастает в связи с огромной актуальностью темы войны и мира - как вклад в общее дело борьбы за мир.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Война - небольшое слово, всего два слога, а сколько боли и горя оно в себя вобрало. Миллионы людей сделала несчастными, лишила жизни мужчин, женщин, беззащитных детей и беспомощных стариков, заставила землю умыться кровью, напоила ее болью и стоном, отголоски которого слышны и сейчас.

Война, как коварная и страшная болезнь проникла в каждую семью, вырвала из нее сердце, навсегда оставила в душе свой след. И нет во всем мире лекарства, способного исцелить, вернуть жизнь, соединить жену и мужа, мать и сына, детей и отца…

Не обошла стороной война и нашу семью. Мой прадед прошел всю войну, к сожалению, я знаю его только по фотографиям, он ушел из жизни в 49 лет, задолго до рождения моей мамы, его внучки, поэтому я знаю о нем только то, что смогла поведать мне бабушка. Фронтовики не любят рассказывать о войне, потому что это больно, больно еще раз пережить страшные сражения, потерю боевых товарищей.

Мой прадед Гильманов Бакир Идрисович вместе со своим старшим братом в 1940 году поступили в мореходное училище имени Нахимова в г. Ленинграде. Они, как все мальчишки того времени, мечтали стать военными, с гордостью и честью носить морскую форму, охранять морские просторы нашей страны. Но их мечты безжалостно и жестоко оборвала война. Курсанты-нахимовцы из родного Кронштадта отправились на фронт сражаться с фашистами. Мой семнадцатилетний прадед и его брат на катере выходили в Балтийское море, их задачей было найти и уничтожить немецкие корабли, не допустить их приближения к Ленинграду.

В январе 1943 года при наступлении немецко - фашистских захватчиков у берега Ладожского озера был тяжело ранен брат прадеда. Бой был ожесточенным, пули свистели над головами, повсюду гремели взрывы. Фашисты не давали возможности поднять голову. Небольшой отряд оказался оторванным от основной части. Прадед всеми силами старался оказать помощь брату, зажимал рану ладонями, подбадривал. Только через несколько часов пришло подкрепление. Прадед с товарищами пытались поднять раненого, но пропитанная кровью шинель намертво прилипла ко льду. Моряки обламывали ногти, царапая лед, пытались освободить товарища из ледяного плена. Команда «В атаку!» перевернула все в сознании прадеда. Толпа подхватила его и понесла: ноги бежали вперед, а сердце рвалось к брату.

В этом бою погибло много славных и отважных моряков и пехотинцев, в их числе был и брат моего прадеда Гильманов Исмагил Идрисович, деревенский парень, бредивший морем, мечты которого безжалостно оборвала война. В 23 года жизнь только раскрывается яркими красками, а его оборвалась, прокладывая коридор жизни.

После этого боя оба брата были награждены Орденом Красной Звезды. Исмагил - посмертно.

Победу прадед встретил на Дальнем Востоке, в бухте Находка города Сучан. Демобилизован был в сентябре 1946 года.

Вернувшись в родной город, он встретил мою прабабушку, мягкую и добрую учительницу русского языка и литературы, у них родилось шесть детей: четыре дочери и два сына. Несмотря на то, что прадед прошел всю Великую Отечественную Войну, больше о его службе мы ничего не знаем. «Война закончилась, фронтовики будут хранить в своем сердце все тяготы войны, а вам надо радоваться жизни, жить честно и правдиво в память о павших,» - так он отвечал своим детям, просившим рассказать им о войне.

Бабушка говорит, что прадед до конца жизни не мог смириться с потерей старшего брата, чувствовал вину, что не смог его спасти. Может быть, поэтому он и рассказал этот эпизод военной жизни.

Послевоенная жизнь была сложной, но прадед умел радоваться и ценил каждый прожитый день. Вместе с прабабушкой они построили дом, посадили фруктовый сад, вырастили детей, гордились их успехами. И только фронтовые ранения давали о себе знать, но прадед вел с ними свою войну, был жизнерадостным, любил играть на гармошке, петь. Его девиз: «Все будет хорошо, надо жить!».

Мы - новое поколение, дети 21 века никогда не должны забывать о подвиге нашего народа, из поколения в поколение должны передавать, как семейную реликвию, рассказы о защитниках нашей Родины, о славных воинах Великой Отечественной Войны! Здоровья и долголетия тем, кто живым вернулся и вечная память героям, отдавшим свои жизни ради ясного неба над головой, счастливого детского смеха, ради жизни других людей!

Много людей сражалось за нашу Советскую страну. Более двадцати миллионов жизней унесла война.

Жил на земле человек, звонкоголосый, веселый, внешне неприметный. Умел работать, любить, мечтать. Сумел он, когда потребовалось, драться за все, что любил. По-матросски. Годы прошли, но люди помнят и долго еще будут помнить черноморского

А матроса нет... Ни его, ни тени на солнечной земле от сильной высокой фигуры. Нет... Плачь, радуйся, молчи, стиснув зубы. Нет. Только море. Широкое, черное. Только серые камни.

Сухая, как губы солдата, земля. Над землей- памятник к небу, к хмурым тучам- пятиконечная звезда. А к земле - якорные цепи. Последний причал.

"Здесь похоронены двадцать пять матросов Черноморского флота. Вечная слава - героям!

Бьют о берег волны. Развертываются откуда-то справа. Раз... Раз... Раз... Взрываются между камнями, встают на дыбы яростными столбами. Бьют о берег волны... А над морем, над набережной и над памятником- огромные серые скалы. Плывут тяжелые облака.

Кто они, эти моряки? Вы знаете, как погибли они? Глухо вздыхает море. Кто же расскажет о них, павших здесь в 41-м? Кто знает их имена? Разве что море... Но оно не любит открывать тайны свои. Волны, волны... Темно-зеленые, бесконечные. Расскажите, ведь вы ничего не забыли, волны. И показалось мне, что волны стали биться сильнее. Казалось, что их пенными раскатами говорило море: "Помню!... Помню!... Помню!...".

Много лет назад так же плыли облака над Крымом, низкие, тяжелые. И у берегов его так же, как сейчас, глухо шумело море. Шел 1941 год. Фашистские радиостанции до хрипоты вопили: "Севастополь пал! Крым взят. Мы хозяева этой земли". Они врали. Севастополь стоял насмерть. Город сражался. Здесь, у этих скал, высадился один из десантов. Незаметно к самому берегу подошла подводная лодка, и с нее в холодную воду погрузились первые моряки-десантники.

Вспомни, море, сколько их было. Они терпеливо стояли в холодной воде по горло и ждали, пока из лодки сойдет последний. О чем думали они, молодые, рослые парни, силе и красоте которых когда-то улыбались черноморские девушки? Вот она рядом, земля! Еще полтора десятка шагов. Еще совсем немного. Как вдруг... Разорвалась тишина, рассекли ее огненные трассы. Закипело море у берегов. Бой разгорался. Один за другим падали моряки. На берегу и в воде - там, где застала смерть. Кто видел, как сражались моряки? Только море да огненно-черное небо. Сотни автоматов, пулеметов, пушек, точно обезумев, кромсали маленький кусочек суши и моря. Один за другим умолкали матросские автоматы. И вот наступили последние минуты.

Земля не забудет. Люди узнают. Да, десант погибал. И никакое чудо не могло спасти, не могло помочь. В эту ночь по шоссейным дорогам спешили вражеские части. Враги ослабили оборону возле других мест и торопились заткнуть огненную брешь.

Они боялись, что этот клочок может стать большим плацдармом.

Когда на улицах приморских городов загремело тысячеголосое "Ура!", только тогда фашистское командование поняло, что сильно просчиталось. А в маленькой черноморской бухте погибала отвлекающая группа. Эти моряки уже никогда не узнают, как много сделали они для основного десанта. Память о них никогда не умрет.

Истина заключается в том, что, несмотря на тяжелейшие испытания, мы победили

А. Чаковский

Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед павшими, преступлением перед будущим. Помнить о войне, о героизме и мужестве прошедших ее дорогами, бороться за мир - обязанность всех живущих на Земле. Поэтому одной из важнейших тем нашей литературы является тема подвига нашего народа в Великой Отечественной войне. Эта тема сложна, многообразна, неисчерпаема. Задачи современных литераторов, пишущих о войне, огромны. Им необходимо показать значимость борьбы и победы, истоки героизма советских людей, их нравственную силу, идейную убежденность, преданность Родине; показать трудности борьбы с фашизмом; донести до современников чувства и мысли героев военных лет, дать глубокий анализ их поведения в один из самых критических периодов жизни страны и их собственной жизни.

Отсюда жанровое разнообразие произведений о войне: большие эпические произведения, в которых дается осмысление сложных общественно-политических процессов периода войны в их связях с прошлым и будущим страны, мировой историей (романы К. Симонова, В. Гроссмана, Ю. Бондарева, В. Богомолова и др.) психологическая проза, раскрывающая нравственные основы личности в трагических коллизиях войны (повести В. Быкова, Б. Васильева, В. Астафьева, В. Распутина и др.) художественно-документальные произведения (книги С. Смирнова, В. Субботина, Д. Гранина, К. Воробьева и др.) драматургия (пьесы К. Симонова, А. Корнейчука и др.) поэзия (стихи Е. Винокурова, С. Гудзенко, М. Дудина, М. Луконина, М. Джалиля и др.). Независимо от жанра все произведения объединены одним - “памятью сердца”, страстным желанием поведать правду о пройденных дорогах войны.

Автобиографическая повесть “Это мы, Господи!..” была написана в 1943 году. Ровно тридцать дней, находясь в подполье, зная, что смертельная опасность рядом и надо успеть, писал К. Воробьев о том, что довелось ему перенести в фашистском плену.

Страшные картины проходят перед глазами читателя:

“Стриженые головы, голые ноги и руки лесом торчат из снега по сторонам дорог. Шли эти люди к месту пыток и мук - лагерям военнопленных, да не дошли, полегли на пути... и молчаливо и грозно шлют проклятия убийцам, высунув из-под снега руки, словно завещая мстить, мстить, мстить!..”

“Двести голосов, просящих, умоляющих, требующих, наполнили деревеньку... Как морской шквал рвет и бросает из стороны в сторону пенную от ярости волну, так пригоршни капусты, бросаемые старухой, валили, поднимали и бросали в сторону обезумевших людей... Но в ту минуту... раздалась дробная трель автомата. Старушка, нагнувшаяся было за очередной порцией капусты, как-то неловко ткнулась головой в корзину да так и осталась лежать без движения...”

“Ребенок плакал не всегда. Иногда этот крошечный девятнадцатый член камеры пробовал предъявлять свои права на жизнь и свободу...

Потерпи, мой ангел! Нам уже недолго осталось ждать! - звучал нежный, успокаивающий голос.

И женщина не ошиблась. На пятый день ее заключения, судорожно прижав притихшего ребенка, она... спокойно и молча взошла по сходням в “клетку смерти”.

Что добавить к этим строчкам? Да и нужно ли, можно ли?

Откроем лирическую повесть о войне В. Астафьева “Пастух и пастушка” (“Современная пастораль”). Ее герой, двадцатилетний лейтенант, убивал фашистов, хоронил товарищей, слышал, как трещали кости пехотинцев, утюженные гусеницами танков,- одним словом, воевал. А умер, именно умер, от незначительной раны. Причина? Три дня любви. Зачерствевшее сердце вдруг оттаяло, заговорило стихами и... не смогло находиться среди крови, насилия, смерти...

Своеобразно раскрывает тему войны белорусский писатель В. Быков. Его произведения отличают нравственно-психологическая проблематика, бескомпромиссность нравственного выбора. Писатель дает художественное исследование моральных основ человеческого поведения в их социальной и идеологической обусловленности.

Повесть “Сотников”. Зима 1942 года... Партизанский отряд, обремененный женщинами, детьми, ранеными, окружен. Кончаются боеприпасы, нечем кормить людей. На разведку посылают двоих - Сотникова и Рыбака. Они попадают в руки фашистов. Перенеся пытки, Сотников погибает. Рыбак ценой предательства остается жив. Два типа жизненного поведения, цена подвига и позорный финал нравственного компромисса, истоки геро изма и предательства - вот главные проблемы, раскрывающиеся через эти образы.

Рыбак - смелый боец, когда за его спиной стоят свои. Оказавшись же один на один с врагом, он идет сначала на компромисс, потом - на предательство и убийство товарища. Анализируя этот характер, В. Быков приходит к выводу, что истоки предательства Рыбака уходят в детство, когда он шел на мелкие, казалось бы, жизненные уловки.

Сотников - скромный человек, без всяких внешних признаков героя, необыкновенной личности, бывший учитель. Почему, будучи больным, слабым, он пошел на ответственное задание? Ведь одной из причин того, что они оказались в руках врагов, явилась его болезнь: он не сдержал душивший его кашель и этим обнаружил себя и Рыбака.

Некоторые наши современники обвиняют Сотникова, считают, что он не имел права в таком состоянии идти в разведку. Нет, имел. Военное и мирное время несравнимы. Тяжело было всем. Гражданский долг, совесть и честь не позволили Сотнико-ву переложить смертельно опасное задание на плечи других. “Почему они, а не я должен идти, какое я имею право отказываться?” - вот мысли Сотникова перед уходом в разведку. Измученный пытками, шантажируемый врагом (“Мы все равно их найдем, а тебя запишем в предатели”), он остается несломленным. Истоками его мужества, героизма явилась глубокая убежденность в справедливости той борьбы, которую ведет народ, воспитавший и вскормивший его. Сотников погибает физически, но не духовно. Перед казнью он видит в толпе мальчика, встречается с ним взглядом и убеждается, что честно выполнил свой долг на земле.

Тема повести В. Козько “Судный день” - оборванное войной детство, незаживающая душевная рана. Место действия - небольшой белорусский городок; время действия - десять лет спустя после войны. Основное, что характеризует произведение В. Козько,- это напряженный тон повествования, который зависит не столько от сюжета, сколько от психологического развития действия. Этот высокий трагический пафос определяет весь стиль повести.

Колька Летечка (это имя дано ему в детдоме, своего он не помнит) маленьким ребенком попал в концлагерь, где содержались дети-доноры, у которых брали кровь для немецких солдат. Ни матери, ни отца он не помнит. А те нечеловеческие душевные и физические страдания, которые он испытал, вообще отнимают у него память о прошлом. И вот через десять лет, случайно попав на судебное заседание, слушая показания бывших полицейских-карателей, мальчик вспоминает все, что с ним произошло. Страшное прошлое оживает- и убивает Колю Летечку. Но смерть его предопределена теми событиями, которым уже более десяти лет. Он обречен: никакие силы не способны восстановить, что у него было отнято в детстве.

Крик Кольки Летечки, прозвучавший в зале суда спустя десять лет после войны,- это эхо зова о помощи всех детей, насильно отторгнутых от матерей. “Мама, спаси меня!” - закричал он на весь зал, как кричал на всю землю в том далеком сорок третьем, как кричали тысячи и тысячи его сверстников.

Невозможно даже перечислить все произведения, воспевавшие героизм народа в Великой Отечественной войне. На могиле Неизвестного солдата в Москве высечены слова: “Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен”. Книги о войне - тоже памятник погибшим. Они решают одну из проблем воспитания - учат молодое поколение любви к Родине, стойкости в испытаниях, учат высокой нравственности на примере отцов и дедов - героев книг. Их значение все более возрастает в связи с огромной актуальностью темы войны и мира - как вклад в общее дело борьбы за мир.

  • Скачать сочинение "Они сражались за родину " в архиве ZIP
  • Скачать сочинение "Они сражались за родину " в формате MS WORD
  • Версия сочинения "Они сражались за родину " для печати

Русские писатели