Главная · Филологические · Заместитель командира по политической части. С прямым умыслом О чем идет речь

Заместитель командира по политической части. С прямым умыслом О чем идет речь

Вообще-то настоящая глава посвящена не только и не столько замполиту (заместителю командира по политической части) в смысле советского времени, сколько современному его аналогу – заместителю командира по воспитательной работе. Название преследует цель отдать должное тому обстоятельству, что в современной армии такого офицера по старинке величают замполитом, а равно и тому, что именно в СССР в войсках впервые появилась фигура воспитателя и идеологического контролёра командования.

Должность эта досталась нам в наследство от нашего столь недавнего и столь далёкого уже прошлого. Замполит, наряду с командиром, был руководящей фигурой подразделения, начиная с роты. В его задачи входила идеологическая обработка личного состава и политический контроль за командиром. В позднем СССР замполит не имел непосредственного влияния на командира, однако, имел некоторые кадровые полномочия, давая командиру рекомендации по партийной линии, что неизменно играло важнейшую роль в судьбе карьеры командира. Официально замполит при этом был просто замом командира, реально же имел огромные возможности. Его сила состояла в том, что он являлся не столько офицером армии, сколько полномочным представителем КПСС. В итоге замполит не был стеснён отношениями внутри данной войсковой части и зависел от её командира в ничтожной мере. Он также мало зависел и от высшего армейского командования. Для него была лишь одна высшая инстанция – в лице вышестоящих лиц в партии, а также внутренние правила функционирования партии как особой социальной структуры. Также огромнейшее значение для него имели отношения в рамках первичной партийной ячейки, которая неизменно присутствовала в любой войсковой части, объединяя партийных офицеров и солдат.

Основная задача замполита позднего периода существования СССР заключалась в идеологической обработке личного состава. Огромную роль в этом играли принципы отбора на должность замполита, – им обычно становился партийный боевой офицер, прошедший через боевые действия и хорошо зарекомендовавший себя именно в качестве бойца. Замполит должен был вызывать в солдатах уважение, а кто ещё может вызывать большее уважение, чем человек, прошедший через все круги ада? Зачастую замполитом становился офицер, по каким-то причинам не могущий дальше воевать, – получивший серьёзное ранение, переживший психологическое перенапряжение или даже расстройство. Практика показала, что подобный подход к формированию института замполитов исключительно эффективен: помимо уважения со стороны солдат, тот пользовался ещё и уважением у командира части и как недавний вояка имел психологический потенциал для воздействия на командира. Однако это направление комплектования замполитов было не единственным. На эти должности могли попадать и просто получившие специальное политическое образование офицеры, а равно и невоенные партийные активисты. Последнее, правда, происходило лишь в первые десятилетия существования СССР.

Конечно, положение замполита менялось в СССР исторически. Сразу после революции комиссары, как изначально именовали замполитов, должны были осуществлять контроль над беспартийными офицерами-командирами. Это был логичный и эффективный шаг в революционном преобразовании общества и классовой борьбе, ведь царские офицеры были в Российской империи столпами монархии, реальным правящим слоем, поэтому настоятельно требовалось нивелировать их значение, контролировать каждый их шаг. Доходило до того, что для издания приказа командиру требовалась санкция комиссара, последний даже мог перехватывать на себя командование, если видел в действиях командира угрозу линии партии. Равно требовалось проводить воспитательную работу среди самих солдат, чтобы превратить их из бессловесного стада в имеющий некоторые права социальный слой. Солдатам требовалось прививать сознательность, чувство ответственности и показывать важность их тяжкого труда для интересов страны и партии.

Очевидно, что по мере строительства в стране реального коммунизма такое значение комиссаров сходило на нет. Глобальный контроль над командирами стал не столько помогать, сколько мешать, поэтому уже во времена Великой Отечественной войны предпринимаются попытки отойти от него. Важнейшим шагом в этом вопросе стал знаменитый Указ Президиума Верховного Совета СССР от 9 октября 1942 года «Об установлении полного единоначалия и упразднении института военных комиссаров в Красной Армии». Конечно, комиссары не были устранены совсем, однако вскоре их заменили институтом собственно замполитов, то есть заместителей командира по политической части. Теперь они занимались преимущественно воспитательной работой, руководили партийными ячейками в войсках и выступали проводниками политических установок партийной власти. Они уже не висели дамокловым мечом над командирами, однако, некоторые функции контроля за ними от имени партийных ячеек сохраняли до самого крушения СССР, подобно тому, как такие же функции имели руководители партийных ячеек на предприятиях и в учреждениях по отношению к их официальному руководству. Отличие в положении поздних замполитов от комиссаров в том, что формально командиры подразделений теперь могли приказывать подчинённым самостоятельно, без санкции замполита, то есть замполиты ушли от формального участия в командовании подразделением. Однако для эффективного выполнения приказов командир всё равно нуждался в замполите, который мог мобилизовать служащих в подразделении членов партии на выполнение приказа, чтобы они показали пример прочим солдатам. Сохранились также некоторые кадровые полномочия замполитов, когда от их мнения относительно политической и профессиональной пригодности командира зависела его карьера.

Кроме института замполитов, в советское время в частях существовали Особые отделы. Фактически по линии Особого отдела в армию проникала советская спецслужба – КГБ. Задача офицеров отдела состояла в борьбе с инакомыслием и преступностью. То и другое обеспечивалось единой разветвлённой системой осведомителей, создаваемой таким офицером. И если замполит в отношении солдат занимался воспитательной работой, в отношении командира становился его «тенью», в исключительных ситуациях могущей заменить его и диктовать ему свою волю – волю партии, то офицеры Особого отдела представляли в армии КГБ, и в их задачи входило поддержание в частях порядка, а также претворение в жизнь некоторых установок партии; причём, властью они наделялись реальной, можно даже сказать, концентрированной, однако, властью не официальной, но глубинной.

Благодаря всем этим факторам, офицеру Особого отдела удавалось полностью контролировать подведомственные ему подразделения, отслеживая малейшие намерения и чаяния солдат. Это обеспечивало монолитный порядок в армии, делая тем самым дедовщину вполне человечной – не давая проявляться её крайностям. Ведь сама дедовщина естественна и неискоренима, но вот формы её проявления могут быть диаметрально противоположными: от жесточайших издевательств над молодыми и полного к ним презрения, до поддержки и помощи молодым в освоении особенностей армейской жизни. А вот какая из форм будет существовать, зависит в том числе и от того, может ли существующая социальная организация армии обеспечить порядок. Особый отдел выступал, таким образом, как гарант порядка в войсках.

Работающие в Особом отделе люди были в большей мере следователями, нежели политическими деятелями или военными. Они осуществляли свою деятельность по правилам следственной работы и имели соответствующий образ мыслей. Кроме того, они, как и замполиты, представляли в армии особую структуру – спецслужбу, поэтому и спрос с них был особый, и интересы их были продолжением интересов спецслужбы, то есть наведения и поддержания в частях порядка, вплоть до контроля за состоянием умов.

В ходе разрушения Советского Союза и разложения его армии должности замполитов и особистов были упразднены. Вместо них появилась некая единая должность – должность заместителя командира по воспитательной работе уровня батальона или полка с несколькими подчинёнными офицерами (по одному на каждую крупную роту). При этом статус этого заместителя был ближе именно статусу замполита, поэтому в частях в разговорном обиходе его по-прежнему именуют замполитом как солдаты, так и офицеры, вплоть до командования части.

Замполит в наше время больше не является членом партии и соответственно больше не контролирует командира части, занимаясь исключительно воспитанием личного состава. Однако власти по каким-то непонятным соображениям расширили его полномочия и поручили ему, кроме собственно идеологической обработки, заниматься ещё и борьбой с преступностью. На первый взгляд, это решение выглядит логично: раз ты занимаешься воспитанием личного состава, значит, должен так его воспитывать, чтобы бойцы не совершали преступлений. Однако жизнь показывает, что такой подход – просто верх абсурда. Как бы людей ни воспитывали, всё равно они будут совершать преступления, ведь, помимо их официального воспитания, существует ещё и неофициальное, связанное с усвоением основных правил поведения в среде себе подобных на бытовом уровне. Официальное воспитание в армии не отменяет дедовщину, не отменяет уставщину, не отменяет тяжестей службы и многообразных унижений. Поэтому расчёт на то, что люди, послушав замполита, вдруг перестанут воспитывать подчинённых крутыми методами, использовать их в личных интересах, издеваться над ними, означает не просто неучёт социальных реалий, но является чем-то сродни шизофреническому бреду.

К сказанному следует добавить, что институт замполитов по-прежнему формируют из побывавших в горячих точках офицеров, а не из профессиональных следователей. Мало того, что такие офицеры не приучены действовать по правилам следственной работы, так ещё и характер их работы мало общего имеет с принципами деятельности спецслужб. Замполиты как боевые офицеры, плоть от плоти коллектива, относятся к осведомителям враждебно, поэтому не могут выстроить своей системы доносительства.

Ещё институт замполитов в наше время формируется из выпускников соответствующих военных кафедр гражданских вузов, то есть из пиджаков. Обычно пиджаков назначают на уровень замполитов рот, а в качестве их непосредственного руководителя фигурирует уже побывавший в горячих точках вояка уровня заместителя командира батальона. Следует ли говорить, что особым авторитетом среди личного состава замполиты-пиджаки не блещут, равно как не имеют вообще никакой следственной закалки, в лучшем случае обладая профильным юридическим образованием.

Следственную работу для замполитов усложняет и тот факт, что они не только не входят в состав всесильной партии, но и не являются членами спецслужбы современной России – ФСБ. Тем самым сделано всё, чтобы максимально замкнуть замполита внутри конкретной войсковой части. Он больше не является членом какой-либо внешней армии структуры, имеющей свои интересы, правила внутренней жизни и чёткие требования к активным членам, в рамках которых с него спрашивали бы за количество раскрытых преступлений, а вовсе не за их отсутствие, как высшее армейское командование.

Получается следующая ситуация. Замполит, по мысли высшего начальства, должен воспитывать личный состав и делать это так, чтобы преступлений в части не совершалось. Получается, он кровно заинтересован в минимизации числа преступлений. И тут же на него возлагают проведение следственных действий по выявленным преступлениям. Тем самым замполитам дали в руки вполне реальную возможность обеспечить формальное отсутствие преступлений при очевидном их наличии – попросту скрывать такие факты. Замполиты, тем самым, оказываются заинтересованы в сокрытии преступлений даже в большей мере, нежели командиры частей, и имеют для этого реальные возможности. С другой стороны, они оказываются мальчиками для битья в части, на них командование легко переводит стрелки при выявлении неуставных взаимоотношений: мол, замполит недостаточно хорошо воспитывает личный состав, а мы тут совершенно не при чём.

Поэтому нечего удивляться, что существующий институт заместителей командиров по воспитательной работе борется с преступностью в части неэффективно. Он элементарно делает не свою работу. Если быть до конца точным, он позволяет не бороться с преступлениями, а максимально эффективно их скрывать.

Вместе с тем особисты более высокого уровня (дивизии) по-прежнему существуют. Они представляют в войсках современную спецслужбу ФСБ, однако, их задачи несколько отличаются от задач таковых в СССР. Теперь особисты занимаются серьёзными преступлениями в войсках и, если касаются вопросов дедовщины и мониторинга ситуации в подразделении, то только в случае, если дедовщина привела к смертельным случаям. Их влияние на базовые подразделения близко нулю, равно как и их участие в предупреждении преступности. В лучшем случае они устанавливают по своей линии контакт с замполитами, чтобы через них получать информацию о ситуации в подразделении.

Так что, если уж поддержание порядка в войсках перекинули на замполитов, целесообразно объединить их со спецслужбой современной России – ФСБ. При этом необходимо формировать институт замполитов не из побывавших и пострадавших в горячих точках офицеров, а из профессиональных следователей. А если уж до конца развивать это направление социальной организации, то целесообразней было бы разделить функции замполита и следственной работы в войсках, создав в армии особые следственные отделы и наделив их исключительными полномочиями. При этом они должны быть подчинены не армейскому командованию, а прокуратуре либо ФСБ, последнее даже предпочтительней. В любом случае, такие специальные следователи должны входить в структуру армейских подразделений и находиться постоянно на территории части, чтобы на месте налаживать и поддерживать систему осведомителей.

При этом я не исключаю, что такое положение замполитов создано искусственно, чтобы позволять самим командирам части определять, какие факты преступлений следует афишировать, а какие – скрывать. Тем самым власть проявляет доверие офицерам, давая им инструмент поддержания порядка в части. Но в этом случае институт замполитов представляет собой половинчатую меру и должен быть продолжен дачей офицерам права казнить и миловать солдат, по крайней мере, снизить внимание к неуставным способам поддержания порядка в подразделении самими офицерами в рамках уставщины. Возможность же командиров части переводить стрелки на замполитов при выявлении в части неуставных отношений и вовсе принижает его как офицера. Заметьте, боевого заслуженного офицера! Налицо противоречие: доверие к командованию частью при очевидном подведении под удар замполита никак не назовёшь доверием к офицерству вообще. Возникает закономерный вопрос: а в доверии ли здесь дело?

При социальном конструировании необходимо иметь в виду, что введение института замполитов было явлением противоречивым, имеющим явные негативные последствия. Неспроста в СССР времён Великой Отечественной войны появился указ о восстановлении единоначалия в войсках, и со временем полномочия замполита были несколько урезаны. Дело в том, что наличие замполита несколько подрывает статус офицера, который оказывается под контролем партийной ячейки в подразделении. А если любой солдат может пожаловаться на офицера замполиту и поступок такого офицера окажется предметом разбирательства на заседании партийной ячейки войсковой части, то авторитет офицера очевидным образом окажется умалённым. Для специфически армейской дисциплины просто необходима реальная и абсолютная власть офицера, который только и должен определять судьбу солдата в подчинённом подразделении. Даже в СССР, где была выработана жёсткая партийная дисциплина, создание армейской дисциплины и её сочетание с дисциплиной партийной в армии оставалось проблемой. Неспроста офицеры ещё имперской закалки считали дисциплину Красной Армии недостаточной – большая заслуга в этом была у института замполитов. Конечно, со временем удалось найти некоторые допустимые пределы вмешательства партии в командование, что выразилось в переходе от системы комиссаров к системе замполитов, однако именно во времена СССР было заложено сковывающее руки офицеров правило, по которому они должны бороться с дедовщиной методами гуманного воспитания личного состава. Во времена Российской империи такого рода бредовых ограничений не существовало, и дисциплина подразделений и самих офицеров оказывалась выше.

Большевики, начав создавать в 1918 г. Красную Армию, вынуждены были привлекать к командованию её частями царских офицеров и генералов, так как обученных военных кадров в РККА попросту не было. Военспецы, составлявшие в это время около 75% командного состава Красной Армии, далеко не все были надёжны и предавали Советы, переходя в период Гражданской войны на сторону белогвардейцев. Поэтому в РККА практически сразу появились комиссары – преданные советскому правительству люди. Главной функцией комиссаров был надзор за командованием, второй функцией была политическая воспитательная работа, т.е. комиссары должны были убедить командиров и красноармейцев, что перед РККА поставлены справедливые и нужные народу цели и задачи. Руководство деятельностью комиссаров осуществляло Всероссийское бюро военных комиссаров, в 1919 г. его переименовали в политический отдел (затем – управление) Реввоенсовета, а в 1922 г. – в политуправление Красной армии (ПУРККА).

Создателем в Красной Армии института комиссаров – представителей политического руководства государства – был Троцкий Л.Д., в то время нарком по военным и морским делам. Надо сказать, что РККА не первая учредила институт военных комиссаров, к примеру, комиссары появились ещё во французской армии после Великой Французской революции, в начале XIX века комиссары были в армии США: "Комиссар – назначенный правительством в воинскую часть чиновник, в чьи обязанности входит следить за моральным и политическим духом военных".

С 1919 г. в Красной Армии появились «политические руководители» – политруки, так стали называть комиссаров в военных подразделениях: рота, взвод. Политрук – это младший командир, заместитель командира по политической части. В батальонах, полках, дивизиях политработники назывались комиссарами (батальонный комиссар, полковой комиссар и т.д.) Военный комиссар или замполит был представителем партии во вверенной ему части, наделенный огромным доверием и несущий полную ответственность наравне с командиром за боеспособность части, политическое и нравственное воспитание бойцов и командиров.

Создание института комиссаров на этапе Гражданской войны явилось вынужденной мерой, и в целом себя оправдало, более того сыграло решающую роль в укреплении боеспособности армии и ее дисциплины. Как говорил полковой комиссар Л. Мехлис, комиссар ленинско-сталинского типа является отцом и душой части. 2 марта 1925 г. на основании решения ЦК ВКП(б) в тех частях, которыми командовали командиры-коммунисты, имевшие опыт партийно-политического руководства, было введено единоначалие, т. е. должность комиссара была отменена. Командир стал полностью отвечать за все стороны деятельности войск, выполняя и функции комиссара, но получил помощника по политической части. В остальных же случаях сохранялась должность комиссара.

В 1935 г. в РККА была восстановлена система воинских званий, а для политработников были введены специальные звания: «младший политрук», «политрук» и «старший политрук», соответствовавшие воинским званиям соответственно «лейтенант», «старший лейтенант» и «капитан». Звание «батальонный комиссар» соответствовало общему воинскому званию майор, «полковой комиссар» – полковник, «дивизионный комиссар» – комдив. 10 мая 1937 г. институт военных комиссаров был снова введён во всех воинских частях, начиная с полка и выше, штабах, управлениях и учреждениях.

Для создания единоначалия в армии 12 августа 1940 г. комиссары были упразднены. Два начальника – один командир, а второй надзирающий за ним – размывали ответственность за исполнение боевой задачи – становилось непонятно, кто из них конкретно отвечает за поражение? Правда, оставались заместители командиров по политической части. Таким образом, в армии была упразднена функция надзора за командным и начальствующим составом РККА и оставлена только функция воспитательной работы. Интересно, что в начале июня 1941 г. немецкое командование направило в войска «Указание об обращении с политическими комиссарами» в тот момент, когда их в Красной Армии уже не существовало. Этот приказ предписывал не брать комиссаров и политруков в плен и расстреливать их на месте. Однако приказ был издан ещё до войны, боевого значения комиссаров немцы не знали и уничтожать их предполагали сугубо как политических противников.

В сложных условиях начального периода Великой Отечественной войны, когда наблюдалась массовая сдача командиров в плен, 16 июля 1941 г. вновь вернулись к системе военных комиссаров в РККА, которые были наделены теми же контрольными функциями, что и в 1918-1925 гг. Теперь они уже подчинялись главному политическому управлению РККА. Массовый героизм солдат на поле боя в первый тяжелейший год войны во многом объясним присутствием рядом с бойцами политработников. Конечно, политработники, как и советские командиры, были разные. И комиссар мог проявить трусость, слабость и малодушие. Однако есть много примеров героического поведения политработников в боях.

25 июня 1941 г. самолет 48-го бомбардировочного авиаполка после выполнения боевого задания возвращался на свой аэродром. Вблизи Изяслава, в районе своего аэродрома, советский самолет был атакован пятью истребителями врага. Приняв неравный бой, наши летчики огнем пулеметов сбили три вражеских истребителя. В ходе боя немцам удалось поджечь советский самолет. Отважный экипаж – заместитель командира эскадрильи по политчасти старший политрук Турин И.А., штурман лейтенант Афоничев Н.К. и воздушный стрелок-радист сержант Деревяненко – горящим самолетом таранил четвертый истребитель врага. Немецкий самолет рухнул на землю. Советские летчики погибли.

К примеру, руководили обороной Брестской крепости капитан Зубачев И.Н., замполит полковой комиссар Фомин Е.М. и начальник штаба старший лейтенант Семененко А.И. Комиссара Фомина всегда видели там, где было опасней. Он водил бойцов в атаки, подбадривал раненных, заботился о красноармейцах, старался поднять боевой дух бойцов. Комиссара Фомина фашисты расстреляли в крепости у Холмских ворот.

Конечно, что на комиссарские должности, что и на генеральские, люди попадали разные: кто-то шёл защитить Родину, а кто-то старался получше устроиться. Кто-то прятался в тылу, а кто-то водил солдат в атаки – всё точно так, как и у остальных офицеров РККА. Ни каких особых привилегий комиссарская должность не давала. С точки зрения своей доходности она ничем не отличается от командирской – такой же оклад, такая же пенсия, такие же льготы и форма, пайки и уважение общества.

Вот несколько строк о политруке, в будущем дважды Герое Советского Союза, Хохрякове С.В. «Фашисты рвутся к Рязани, обходя Москву с юга. Создалась угроза столице. Политрук сутками на ногах. Он делает все возможное для успеха подразделений в бою, осунулся и, кажется, постарел. Никто уже не скажет, что ему 25 лет. Впалые глаза горят нездоровым блеском, но он всегда на передовой. Политработник беседует с воинами, поддерживает, успокаивает и призывает. Подчиненные воины слушали и задавались одним вопросом: «Скоро ли будет и «на нашей улице праздник?» И все же вера и уверенность в нашу победу политрука передавалась бойцам. Октябрьские и ноябрьские бои 1941 года уже не были похожи на августовские и сентябрьские. Больше у наших войск стало упорства, настойчивости». (В. Жилин «Танкисты-герои 1943-1945 гг.», М., «Яуза» «Эксмо», 2008 г., с. 455).

Ещё пример, "несколько фраз из представления на звание Героя Советского Союза Николая Васильевича Терехина от 20 июня 1942 года: «В Отечественной войне участвует с первых дней. 10 июля 1941 г. в одном из воздушных боев пулеметным огнем сбил самолет противника «Хейнкель-111». И израсходовав все боеприпасы, тараном сбил 2-й «Хейнкель-111». И уже поврежденной своей машиной вторым тараном сбил 3-й «Хейнкель-111». На 30 мая 1942 г. имеет лично сбитых самолётов противника 15 штук».
Н.В. Терехин начал войну комиссаром 161-го истребительного авиаполка, а 30 ноября 1942 года, будучи уже командиром полка, погиб в бою, сопровождая, штурмовики Ил-2. Звание Героя ему так и не было присвоено". (Ю. Мухин «Уроки Великой Отечественной» М., «Яуза-Пресс», 2010 г., с. 380).

Просуществовали комиссары в РККА несколько больше года – до 9 октября 1942 г., когда институт комиссаров был окончательно упразднен указом президиума ВС СССР «Об установлении полного единоначалия и упразднении института военных комиссаров в Красной Армии». Но одновременно была введена должность заместителя командира по политической части (замполит), функции которого ограничивались лишь пропагандой. Указ определил, как надо поступить с военными комиссарами: "Военным советам фронтов организовать к 20 октября с. г. двухмесячные командные фронтовые курсы, численностью по 150-250 человек для подготовки командиров рот из наиболее способных к командной работе политработников. Отбор на курсы произвести по согласованию с Главным политическим управлением Красной Армии". Политработники, прошедшие соответствующую переподготовку, должны были пополнить ряды командиров батальонов и полков.

Опыт РККА и армий других стран показал, что в случае, когда верховная политическая власть не доверяла командному составу армии, вводился институт комиссаров. Комиссары выполняли функции надзора за командирами, кроме этого, на них же лежала задача по политической пропаганде в среде личного состава частей. При этом комиссары не обладали необходимым военным образованием и навыками, иначе гораздо логичнее было бы назначить их на пост командира.

"Оберштурмбаннфюрер СС Шмидт, ставший после войны немецким военным историком, выступающим под псевдонимом Пауль Карель (Карелл), в своём труде «Восточный фронт» осмыслил роль комиссаров так: «Хотя в начале войны роль комиссара, возможно, и была неопределенной, со времени Курской битвы он все больше и больше воспринимался бойцами и командирами как опора в борьбе с недальновидными начальниками, бестолковыми бюрократами и духом трусливого пораженчества... В действительности комиссары были политически активные и надежные солдаты, чей общий уровень образования был выше, чем у большинства советских офицеров… Он должен быть в состоянии самостоятельно решать чисто боевые задачи… политрук роты стать командиром роты, комиссар дивизии – командиром дивизии. Чтобы соответствовать такому уровню требовании, корпус политработников, естественно, должен состоять из жестких людей, преданных власти, и в первой половине войны эти люди, как правило, составляли главную движущую силу советского сопротивления и твердо следили за тем, чтобы войска сражались до последней капли крови. Они могли быть безжалостными, но в большинстве случаев они не жалели и себя". (Там же с. 381).

В 1929-1937 гг. начальником ПУРККА был Гамарник Я.Б., который во время гражданской войны служил комиссаром 58-й дивизии. В 1937 г. в период репрессий в Красной Армии выяснилось, что в армии окопались «предатели», одним из главарей «изменников» оказался главный комиссар РККА Гамарник Я.Б. Выступив в защиту Тухачевского М.Н., Гамарник сам был признан участником военно-фашистского заговора и уволен из рядов РККА. Но накануне неизбежного ареста он застрелился.

В конце 1937 г. на должность начальника Политического управления РККА был назначен Мехлис Л.З., который в Гражданскую войну также был комиссаром, но 46-й дивизии. После отмены института комиссаров в РККА в 1940 г. Мехлис был назначен на пост народного комиссара Наркомата государственного контроля. Но в июне 1941 г. его вновь назначили начальником Главного политуправления и заместителем наркома обороны, присвоив армейское звание комиссара 1-го ранга (соответствует званию генерала армии).

Ещё до войны Мехлис пытался найти способы воспитания храбрости Красной Армии, способы возбуждения её мужества и стойкости в бою. В 1940 г. на совещании по военной идеологии он требовал от комиссаров и командиров: "Армию, безусловно, необходимо воспитывать, чтобы она была уверена в своих силах. Армии надо прививать дух уверенности в своей мощи. Но это как небо от земли отличается от хвастовства о непобедимости Красной Армии".

Зам. Наркома обороны Мехлис Л.З. боролся за укрепление дисциплины в армии. Он писал: "Командира... надо обучать быть требовательным к подчиненным, быть властным. Тряпка-командир дисциплины держать не будет». «Но командир... должен быть справедливым отцом бойца. Не допускать незаконных репрессии, рукоприкладства, самосудов и сплошного мата… Подчинять людей, не унижая их". Мехлис считал, что на фронте в присутствии комиссаров солдаты чувствуют себя увереннее.

Он начал свою работу по укреплению войск с насыщения их добровольцами-коммунистами и политработниками, одновременно укрепляя дисциплину, следуя наставлениям Суворова А.В.: "Дисциплина – мать победы". Трусов и паникёров, особенно если они коммунисты и комсомольцы, он требовал предавать суду военного трибунала. В понимании Мехлиса, если политработник во время боя находится в тылу, то он ничего, кроме пули, за это не заслуживает. Сам же Лев Захарович отличался исключительной храбростью, и это его качество было при нём всю его жизнь.

В июне 1941 г. по требованию Мехлиса был отдан по суд и расстрелян полковой комиссар Шленский А.Б., сбежавший с фронта в Прибалтике. 11 сентября 1941 г. в деревне Заборовье по решению уполномоченных армейского комиссара 1-го ранга Мехлиса Л.З. и генерала армии Мерецкова К.А. за дезорганизацию в управлении артиллерией армии и личную трусость без суда и следствия на основании приказа Ставки ВГК № 270 был расстрелян перед строем начальник артиллерии 34-й армии генерал-майор Гончаров В.С. А 29 сентября 1941 г. по приговору военного трибунала Северо-Западного фронта, утверждённому армейским комиссаром 1 ранга Мехлисом, бывший командующий той же 34-й армией генерал-майор Качанов К.М. был расстрелян.

Суд признал Качанова виновным в неисполнении полученного им 8 сентября 1941 г. приказа ВС Северо-Западного фронта с задачей – нанести удар во фланг и тыл наступавшему противнику, уничтожить его и выйти на новый рубеж. Вопреки этому приказу, он снял с оборонительного рубежа три дивизии, что дало противнику возможность усилить наступление на участке фронта и прорваться в тыл армии. Однако, учитывая сложность обстановки на фронте в 1941 г., расстрел двух опытных генералов, вряд ли мог упростить боевую обстановку и улучшить положение с кадрами высшего офицерского состава РККА. В 1957 г. оба генерала были реабилитированы.

Произвол, допущенный Мехлисом Л.З. при решении судьбы командования 34-й армии, явился лишь продолжением общей практики репрессий советской партийно-государственной системы. Действия которой были направлены не на анализ причин неподготовленности советской обороны, отсутствия необходимой технической оснащенности Красной Армии, причин окружения и массового захвата военнослужащих в плен в начальный период войны, а на поиск жертв из числа её же защитников и приверженцев.

Надо сказать, что Лев Захарович Мехлис пользовался особым расположением и доверием Сталина, и, конечно, не последнее место здесь занимала его «большевистская непримиримость», а не стремление объективно и внимательно разобраться в ситуации, в судьбе зависевших от него людей. Генералы Гончаров и Качанов стали лишь новыми жертвами при «продолжении выявления предателей и трусов» и немедленном приведении в исполнение приговора. Проведение подобных «эффективных процессов» Мехлис использовал ещё в Финской войне. Эти его действия были рассчитаны скорее на внешний эффект, устрашение, чем на проведение воспитательной работы, о которой он заявлял в своих агитационно-пропагандистских выступлениях.

Нам всем хорошо известен ещё один политический комиссар высшего ранга – Хрущев Н.С., который с 1939 г. был членом Политбюро ЦК ВКП(б). Хрущев, несомненно, знал о массовых обвинениях в политических преступлениях, очевидно также, что он играл, хотя бы по должности, не последнюю роль в репрессивной политике в Москве и на Украине. Неизвестно, принимал ли он сам кровавые решения, но в защиту репрессированных, в том числе тех, с кем долго вместе работал, он точно не выступал. До конца своей жизни Хрущев был уверен, что враги в стране действительно были, только власти обходились с ними слишком сурово и недозволенными методами.

Если в годы гражданской войны Хрущев был рядовым красноармейцем, то во время Великой Отечественной – членом Военных советов Юго-Западного направления, Юго-Западного, Сталинградского, Южного, Воронежского, 1-го Украинского фронтов. Он, безусловно, разделяет ответственность с командующими фронтов за катастрофические окружений частей Красной Армии под Киевом в 1941 г. и под Харьковом в 1942 г. Однако это не помешало ему примерно в середине войны получить звание генерал-лейтенанта. Хрущев Н.С. не был военачальником и не играл существенной роли на фронте, однако во время обсуждения фронтовых вопросов в интересах дела и сохранения жизни солдат иногда отстаивал самостоятельную позицию в спорах со Сталиным.

Хрущев Н.С. участвовал в Сталинградской битве, руководил партизанским движением на Украине. Никита Сергеевич был уверен в неоспоримости социалистических завоеваний, защищать которые был призван каждый в Великой Отечественной войне, да и сам он был человеком не робкого десятка. По воспоминаниям дважды Героя Советского Союза генерал-полковника Петрова В.С. Хрущев Н.С. на Курской дуге под артиллерийским обстрелом на передовой награждал бойцов орденами и медалями, благодарил их за службу. С этим поручением он мог послать любого подчинённого, однако счел нужным показать солдатам, что генералы тоже здесь – на передовой, что они не уклоняются от этого смертного боя.

В мае 1938 г. с согласия Хрущева Н.С. – Первого секретаря ЦК КП(б) Украины, ещё один будущий комиссар – Брежнев Л.И. возглавил один из обкомовских отделов. Через семь месяцев он стал секретарем по пропаганде, а еще через год к этой высокой номенклатурной должности получил должность заведующего новым, престижным по тем временам отделом оборонной промышленности. Примерно через месяц после начала войны (а не в первый день, как утверждалось в книге «Малая земля») Брежнев надел военную форму бригадного комиссара и стал заместителем начальника политуправления Южного фронта. С осени 1942 г. он – зам. начальника политуправления Черноморской группы войск Закавказского фронта, с весны 1943 г. – начальник политотдела 18-й армии в чине полковника, с конца 1944 г. – (наконец-то в долгожданном звании генерал-майора) начальник политуправления 4-го Украинского фронта.

Волкогонов Д.А. и Медведев Р.А. приводят далеко не лестную характеристику, которую принципиальный представитель ПУРККА полковой комиссар Верхорубов, инспектировавший политработу в 18-й армии, дал бригадному комиссару Брежневу: "Черновой работы чурается. Военные знания Брежнева – весьма слабые. Многие вопросы решает как хозяйственник, а не как политработник. К людям относится не одинаково ровно. Склонен иметь любимчиков". Вот так, можно сказать по-ленински – прямо, честно и открыто – написал, что видел. Как говорится, разные были комиссары…

"Я все равно паду на той,
На той единственной Гражданской,
И комиссары в пыльных шлемах
Склонятся молча надо мной."

Вариант1.

Выберите правильный ответ:

1) образование Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов - образование Временного правительства- отречение Николая II от престола - отречение вел. кн. Михаила.

2) образование Временного правительства – образование Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов - отречение Николая II от престола - отречение вел. кн. Михаила.

3) Отречение Николая II от престола - отречение вел. кн. Михаила – образование Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов - образование Временного правительства.

4) Отречение Николая II от престола - отречение вел. кн. Михаила - образование Временного правительства– образование Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов.

2. В первый состав Временного правительства в основном вошли:

1)социал-демократы 2) кадеты и октябристы 3) эсеры и меньшевики 4)беспартийные

3. Укажите лозунг, который был выдвинут большевиками в апреле1917г., снят в июле и вновь провозглашен в сентябре:

1) «Никакой поддержки Временному правительству!»

2) «Вся власть Советам!»

3) «Мир – народам!»

4) «Вся власть Учредительному собранию!»

4. Договор о мире с Германией был подписан:

5. А. Главой Временного правительства являлся

Б. Главой Временного правительства являлся


1) верно только А 2) верно только Б 3) верны и А, и Б 4) неверны и А, и Б

6. Формирование Добровольческой армии в 1917г. начал:

1) сотрудники ЧК 2) военспецы 3) военные комиссары 4) солдатские комитеты

Выберите правильные ответы

8. Первые мероприятия Советского правительства:

1) ликвидация сословного деления

2) принятие Учредительным собранием «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа»3) отделение церкви от государства и школы от церкви

4) введение всеобщего избирательного права

5) провозглашение демократической парламентской республики

9. Политика «военного коммунизма» не предполагала:

1) материальную заинтересованность работников

3) прогрессивный подоходный налог

4) всеобщую трудовую повинность

5) натурализированную зарплату

10. Основные принципы НЭПа:

7) создание концессий

Вставьте вместо пропусков

12. Комбеды

13. О чем идет речь?

«Сейчас, когда отчаянная борьба идет за общественный контроль над распределением продуктов и за то, чтобы лишить спекулянтов возможности фантастически взвинчивать цены на остатки продовольствия, все большие рынки Петрограда также закрыты… Во время нашего пребывания в Петрограде был введен бесплатный проезд. До этого билет стоил два или три рубля – сотая часть стоимости одного яйца… Многие вернулись в деревню…»

Контрольное тестирование по теме:

«Начало гражданской войны. Экономический и политический кризис.»

Вариант2.

Выберите правильный ответ:

1. Определите правильную последовательность событий:

2) 2 съезд Советов - роспуск Учредительного собрания – Брестский мир - принятие Конституции РСФСР.

3) 2 съезд Советов - роспуск Учредительного собрания - принятие Конституции РСФСР– Брестский мир.

4) роспуск Учредительного собрания - принятие Конституции РСФСР– 2 съезд Советов - Брестский мир.

2. Основной итог Февральской революции:

1) провозглашение республики 3) решение земельного вопроса

2) свержение монархии 4) разрешение общенационального кризиса

3. А. Председателем исполкома Петросовета был избран

Б. Председателем исполкома Петросовета был избран

1) верно только А 2)верно только Б 3) верны и А, и Б 4) неверны и А, и Б

4. В «Апрельских тезисах» (статья «О задачах пролетариата в данной революции») изложил план:


1)вооружения пролетариата для подавления корниловского мятежа

2) мирного перехода власти к большевикам

3) вооруженного восстания в Петрограде

4) постепенного выхода страны из мировой войны

5. По условиям Брестского мира Россия теряла территории:

1)Польши, части Литвы, Латвии, Белоруссии

2) части Латвии, Белоруссии, Закавказья и полностью Литву, Польшу

3)Финляндии, Эстонии, Белоруссии, Закавказья

4)части Латвии, Белоруссии, Закавказья и полностью Литву, Польшу, Финляндию, Эстонию

6. Повстанческую крестьянскую армию на юге Украины возглавил:

7) Контроль за командирами и политическим воспитанием осуществляли:

Выберите правильные ответы

8. Основные мероприятия Временного правительства:

1) решение аграрного вопроса

2) введение нового национально - государственного устройства

3) введение демократических свобод граждан

4) установление 8-часового рабочего дня

5) выполнение международных обязательств

9. К чертам политика «военного коммунизма» относятся:

1)национализация промышленных предприятий

2) материальная заинтересованность работников

3) продразверстка

4) свобода торговли

5) всеобщая трудовая повинность

Выберите несколько правильных ответов

10. Основные принципы НЭПа:

1) денационализация части средней и мелкой промышленности

2) материальный стимул в производстве

3) уравнительная оплата труда

4) многопартийная политическая система

5) допущение частного капитала в экономику

6) всеобщая трудовая повинность

7) создание концессий

Вставьте вместо пропусков

11.Главным фронтом весной 1919года стал _________________________.

Здесь наступала белая армия ___________________________________.

Группой войск Красной Армии командовал _______________________.

12. Рабфак - это ___________________________.

13. О чем идет речь?

Многие годы советские идеологи представляли это событие как «мятеж, антисоветский, подготовленный эсерами, анархистами и меньшевиками, связанными с белогвардейцами и иностранными интервентами», утверждая, что речь шла о попытке монархической реставрации. Восставшие требовали перевыборов Советов, свободы слова, легализации политических партий, свободы торговли.


Глобальный кризис мировой экономики: причины, особенности и возможные пути преодоления
или автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук специальности 08.00.14 – Мировая экономика Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Кавказская академия государственной службы »
  • Глобальный кризис мировой экономики: причины, особенности и возможные пути преодоления – часть 1 - общая характеристика работы
  • Глобальный кризис мировой экономики: причины, особенности и возможные пути преодоления – часть 2 - продолжение общей характеристики работы, основное содержание диссертации: таблица о фундаментальных причинах проявления глобального экономического кризиса

  1. 1. Россия в годы революции и Гражданской войны Тест-презентация. Федотова О.П. МБОУ СОШ №55 г.Тулы
  2. Внимание! Ответьте на вопросы по теме «Россия в годы революции и Гражданской войны»
  3. 3. Вопрос 1  Председатель Временного правительства в марте-июле 1917г. 1.А.Гучков 2.П.Милюков 3.А.Керенский 4.Г.Львов
  4. 4. Вопрос 2  Расположите события в хронологической последовательности 1.указ императора о роспуске Госдумы 2.объявление о закрытии Путиловского завода 3.переход на сторону демонстрантов всего Петроградского гарнизона 4.начало всеобщей политической стачки 5.захват восставшими арсенала и Петропавловской крепости.
  5. 5. Вопрос 3  Главное содержание «Приказа №1» Петроградского Совета А.амнистия Б.введение 8-часового рабочего дня В.демократизация армии Г.провозглашение России республикой.
  6. 6. Вопрос 4  Петросовет проводил политику поддержки Временного правительства, потому что А. Петросовет не обладал реальной силой, чтобы противостоять Временному правительству. Б.Теоретические установки меньшевиков, имевших большинства в Петросовете, предполагали длительный период развития страны по капиталистическому пути, в течение которого у власти целесообразно находиться буржуазнодемократическому правительству. *1.верно А. *верно А и Б. *2.верно Б. *А и б не верны.
  7. 7. Вопрос 5 Печать Временного правительства  Итогом апрельского кризиса Временного правительства стал А.рост влияния меньшевиков в правительстве Б.уход Львова из правительства В.установление двоевластия Г.включение большевиков в правительство.
  8. 8. Вопрос 6  Двоевластие существовало в стране в 1917г. в А.февралесентябре Б.марте-июле В.феврале-октябре Г.марте-августе.
  9. 9. Вопрос 7  Большевики в апреле 1917г. А.требовали немедленного свержения Временного правительства. Б.поддерживали революционное «оборонничество» эсеров и меньшевиков. *1.верно А. *3.верны А и Б. *2.верно Б. *4.А и Б не верны.
  10. 10. Вопрос 8  Апрельские тезисы В.И.Ленина содержали А.план восстания с целью свержения самодержавия Б.программу кооперирования деревни В.программу решения национального вопроса Г.план перехода от буржуазно-демократической к социалистической революции
  11. 11. Вопрос 9  Назовите автора обращения. «Русские люди! Великая Родина наша умирает… Я сын казакакрестьянина, заявляю всем и каждому, что мне ничего не надо, кроме сохранения Великой России, и клянусь довести народ путем побед над врагом до Учредительного собрания, на котором он сам решит свои судьбы и выберет уклад своей новой государственной жизни»
  12. 12. Вопрос 10  О ком идет речь? Сын директора Симбирской гимназии. Известный адвокат. Депутат IV Государственной думы, лидер фракции трудовиков. Министр-председатель Временного правительства в 1917г. Прекрасный оратор и трибун. Современники отмечали в нем любовь к позе, актерство, беспринципность, политическое коварство.
  13. 13. Вопрос 11  После июльского кризиса власти Временное правительство: А.Почти полностью стало состоять из эсеров и меньшевиков. Б.Отодвинуло сроки проведения выборов в Учредительное собрание и его созыв на ноябрь 1917г. *1.верно А. *3.верны А и Б. *2.верно Б. *4.А и Б не верны.
  14. 14. Вопрос 12  Расположите события в хронологической последовательности: А.образование первого коалиционного правительства Б.отставка министров-кадетов и главы Временного правительства Г.Е.Львова В.образование Петросовета Г.мятеж генерала Л.Г.Корнилова Д.провозглашение России республикой.
  15. 15. Вопрос 13  II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов: 1.начал свою работу 24 октября 1917г. 2.объявил высшим органом власти ВЦИК 3.сформировал новое правительство – СНК. 4.объявил о продолжении войны до победного конца.
  16. 16. Вопрос 14  Основные положения Декрета о земле: 1.ликвидация помещичьего землевладения 2.отмена частной собственности на землю 3.отмена общинной собственности на землю 4.всё перечисленное.
  17. 17. Вопрос 15  По итогам выборов в Учредительное собрание большинство голосов получили: А.большевики Б.меньшевики В.эсеры Г.кадеты.
  18. 18. Вопрос 16  Учредительное собрание начало свою работу А. 7 декабря 1917г. Б. 5 января 1918г. В. 7 января 1918г. Г. 10 января 1918г.
  19. 19. Вопрос 17  От имени ВЦИК на рассмотрение Учредительного собрания был внесен документ 1.Декрет об уничтожении сословий, званий и гражданских чинов 2.Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа 3.Обращение «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» 4.Декларация прав народов России.
  20. 20. Вопрос 18  Сепаратный мир – это 1.мир без аннексий и контрибуций 2.мир с большими территориальными потерями 3.мир с одной из сторон коалиции противников 4.секретное решение о прекращении боевых действий.
  21. 21. Вопрос 19  Формирование белогвардейской Добровольческой армии начал 1.П.Краснов 2.М.Алексеев 3.А.Деникин 4.А.Колчак.
  22. 22. Вопрос 20  Вся полнота власти во время Гражданской войны была сосредоточена в руках 1.Реввоенсовета республики 2.Совета рабочей и крестьянской обороны 3.Совнаркома 4.ЦК РСДРП(Б).
  23. 23. Вопрос 21  Революционный военный совет в годы Гражданской войны возглавлял 1.В.Ленин 2.М.Фрунзе 3.С.Каменев 4.Л.Троцкий.
  24. 24. Вопрос 22  Какое событие произошло РАНЬШЕ других? 1.расстрел царской семьи 2.мятеж чехословацкого корпуса 3.высадка в Мурманске английского десанта 4.наступление на Петроград Н.Юденича.
  25. 25. Вопрос 23  Контроль за командирами и политическим воспитанием красноармейцев осуществляли 1.сотрудники ЧК 2.военспецы 3.военные комиссары 4.солдатские комитеты.
  26. 26. Вопрос 24  Результат восстания Чехословацкого корпуса: 1.положило начало уничтожению советской власти 2.подписано соглашение о непризнании Брестского мира 3.падение Советской власти в Поволжье, Сибири и на Дальнем Востоке 4.падение Советской власти в Мурманске и Архангельске. Офицер Чехословацкого корпуса
  27. 27. Вопрос 25  Вставьте вместо пропусков. Главным фронтом весной 1919 года стал..?.. Здесь наступала Белая армия..?.. Группой войск Красной армии командовал..?..
  28. 28. Вопрос 26 Вставьте вместо пропусков Советско-польская война была в..?.. году. Командующими фронтами Красной армии стали..?.. и..?.. По мирному договору, подписанному в городе..?.., к Польше переходили территории..?.. и..?..
  29. 29. Вопрос 27  Повстанческую крестьянскую армию на юге Украины возглавил 1.Н.Махно 2.А.Антонов 3.И.Миронов 4.А.Кривошеин.
  30. 30. Вопрос 28 Вставьте вместо пропусков. 7 ноября..?.. года войска Южного фронта под командованием..?.. преодолели залив..?.. и начали штурм на..?.. перешейке полуострова..?.. Группировка под командованием..?.. была разгромлена.
  31. 31. Вопрос 29  Причины поражения Белого движения: 1.высокие моральные принципы, не позволявшие применять карательные меры 2.возвращение собственности прежним владельцам 3.приверженность идее «единой и неделимой России» 4.сотрудничество со всеми антибольшевистскими силами 5.отсутствие единого лидера.
  32. 32. Вопрос 30  Установите соответствие:  А.руководители Белого движения  Б.командиры Красной армии 1.М.Тухачевский 2.Л.Корнилов 3.А.Деникин 4.А.Егоров 5.А.Колчак 6.М.Фрунзе 7.В.Блюхер 8.В.Чапаев 9.П.Врангель.
  33. 33. Вопрос 31 Плакат Д.Моора 1919 год.  Мероприятия политики «военного коммунизма»: 1.национализация всех отраслей промышленности 2.гарантированная заработная плата 3.изъятие у крестьян всех излишков хлеба 4.запрет свободной торговли 5.трудовая мобилизация.
  34. Вопрос 34 Рассмотрите плакаты белых и красных и постарайтесь сформулировать одну из причин поражения белых
  35. 37. Вопрос 35  Что было не характерно для ситуации в России к концу Гражданской войны? 1.создание на части территории России самостоятельных государств 2.разруха в промышленности и на транспорте 3.недовольство крестьян политикой военного коммунизма 4.отказ Советского государства от «диктатуры пролетариата».
  36. 38. Надеюсь на отличные Надеюсь на отличные результаты! результаты!

З наете, как в старину правители портили монету? Номинал прежний, и с виду то же самое, только в консервативное злато-серебро подмешано что-нибудь «продвинутое» со свалки металлолома. Болонский процесс - примерно то же самое в образовании. Народ будет получать дипломы непонятно каких наук, с виду как настоящие, нам не жалко, хоть всю молодежь пропустим через университеты; тем временем несколько элитарных заведений продолжат подготовку специалистов действительно с высшим образованием. Будущих хозяев жизни, которым предстоит думать и решать, а не механически тыкать лапкой в клавишу. Конечно, Болонский процесс поражает в первую очередь высшее образование, но в этой сфере все взаимосвязано, так что средняя школа помаленьку подстраивается. Суррогатный аттестат - ступенька к суррогатному диплому. Вы скажете, что и раньше хватало митрофанушек, которым добрые преподаватели ради процента успеваемости натягивали оценки. Правильно. Только это не было официальной политикой и специально разработанной методикой снижения уровня образования, включая тех, кто может и хочет учиться. Особое место в этой политике занимают тесты, которыми с 90-х гг. повсеместно подменяют нормальный, привычный экзамен. Гуманитарные предметы - не исключение. Что такое тест? Формализованный вопрос, на который дается ответ тем самым нажатием клавиши: «да, да, нет, да» , потом машина выводит процент попаданий. Якобы объективную оценку. На тестах базируется ЕГЭ, Единый Экзамен, который призван был единым чохом определять способности будущих физиков, врачей и музыкантов, и только сопротивление ректоров притормозило этот кошмар. Сами подопытные сразу же отразили суть тестирования в анекдоте: «Как звали коня Александра Македонского? А - Буцефал; Б - Децибел; В - Задолбал».

Шутка. Но вот у меня на столе очередная порция методических пособий для учителей к учебникам из Федерального комплекта, издательство «Экзамен» , 2005 г. Тест по обществознанию. Зубодробительно серьезный. «За нарушение норм морали человек несет: а) юридическую ответственность; б) моральную ответственность; в) личную ответственность» . Трудно догадаться, правда? Кстати, я по ходу дела с ужасом осознаю, что школьник, у которого хоть одна лишняя извилина, заметит, что моральная ответственность - конечно же, личная, нажмет две кнопки - и ответ ему не зачтут. А если извилин еще больше, между ними закопошится сомнение: это где человек несет ответственность за нарушение норм морали? У нас?! Но переспросить-то не у кого. И часики тикают. Кто нажал меньше правильных кнопок, тот проиграл.

А вот загадки без подвоха, из сборника «Тесты по истории» , 9-й класс: «Что является лишним в ряду? Лидеры Белого движения: Колчак, Врангель, Деникин, Фрунзе… Территории, присоединенные к СССР…: Литва, Латвия, Бессарабия, Монголия». Другое пособие, тоже для 9-го класса: «Контроль за командирами и политическим воспитанием красноармейцев осуществляли: 1) сотрудники ЧК, 2) военспецы, 3) военные комиссары, 4) солдатские комитеты». Отгадали? Тогда суперигра!! «Переход к индустриальному обществу называется 1. индустриализацией, 2. промышленным переворотом, 3. модернизацией, 4. монополизацией» . Конечно, вы тыкаете пальцем в цифру «1. индустриализация» . Но в пособии правильный ответ - «3. модернизация» . А знаете, что я вам по секрету открою? Что в Большом энциклопедическом словаре на букву «И» напечатано: «Индустриализация - процесс создания крупного машинного производства и на этой основе переход от аграрного к индустриальному обществу» . Промышленный переворот по смыслу подходит тоже. В том-то и прелесть тестов, что любая попытка приподнять их над одноклеточным уровнем ведет к безнадежной путанице, а ученик, который интересуется предметом, автоматически получает по мозгам. И дело не в недостатках конкретных методичек, а в самой методике. Еще могли возникнуть какие-то сомнения по поводу тестов по математике, потребность в консультации известных математиков: надо это, не надо? Кстати, консультации получены и по поводу математики тоже. Но с гуманитарными-то науками все было ясно с самого начала. Если базовые понятия не имеют однозначных определений - какая может быть, к богу в рай, формализованная угадайка? Как можно сдавать в компьютерную обработку школьный тест со словами, например, «религиозный философ» , если профессора не в состоянии объяснить, кто это - и чем отличается от богослова? Школьнику предлагают опознать, о ком идет речь, цитирую: «Началось ограничение свободы доступа средств массовой информации к сведениям о деятельности правительственных органов» , и говорят, что имели в виду Примакова. Кто не узнал, тот опоздал. Полагаю, что господа, которые навязывают школам и вузам тестирование, не глупее своих жертв, а также рецензентов, учившихся в нормальной школе и еще способных оценить по достоинству математическую объективность в сложении-вычитании непонятно чего. Господа «реформаторы» действуют сознательно. С прямым умыслом.