Главная · Филологические · В чем причины трагедии ларисы. Трагедия Ларисы Огудаловой. Окружение Ларисы. Место женщины в сложном мире. Другие сочинения по этому произведению

В чем причины трагедии ларисы. Трагедия Ларисы Огудаловой. Окружение Ларисы. Место женщины в сложном мире. Другие сочинения по этому произведению

Лариса Огудалова — главная героиня пьесы А. Н. Островского «Бесприданница», которая впервые была напечатана в «Отечественных записках» в 1879 году. В драматургии Островского 70—80-х годов основной становится тема власти денег, собственности, богатства в эпоху «торжества буржуазии». Драматург продолжает искать в русской жизни силы, которые могли бы противостоять стихии безудержного хищничества, унижения человеческого достоинства, холодного расчета и эгоизма. Особенно чувствуется тревога писателя за судьбу человека «с горячим сердцем», который и в это расчетливое время продолжает жить чувством, ищет любви, понимания, счастья. Такова и героиня пьесы «Бесприданница».

В Ларисе есть все — ум, талант, красота, чувствительность. Она чиста душой и бескорыстна. Она тянется к людям, верит им, надеется на понимание и ответное чувство. Но Лариса — бесприданница, и это предопределяет ее трагическую судьбу.

Мать Ларисы стремится повыгоднее выдать дочь замуж, она пытается научить Ларису жить по правилам, которые диктует время, заставляя дочь лгать, любезничать с молодыми людьми побогаче. Но героиня пьесы не может действовать по расчету. Она отдает свое сердце Сергею Сергеевичу Паратову, красивому, умному и сильному. Но Паратов — человек своего времени, живущий по принципу: «Всякому товару цена есть». Лариса для него — тоже товар. И он не готов заплатить своим материальным благополучием за любовь и счастье. Паратов женится на богатой невесте, вернее, на золотых приисках, которые дают ей в приданое.

Не найдя любви, Лариса пытается жить, «как все». Она решается выйти замуж за бедного Чиновника Юлия Капитоновича Карандышева. В своем избраннике Лариса ищет черты, достойные уважения: «Я мужа своего хоть уважать должна», — говорит она. Но уважать Карандышева трудно. В своих тщеславных попытках сравниться с Кнуровым и Вожеватовым он выглядит смешным и жалким. Он не слышит мольбу Ларисы о том, чтобы уехать в деревню, где она надеется найти хотя бы душевный покой. Юлию Капитоновичу важнее «в свою очередь посмеяться» над теми, чьи унижения он терпел три года. Ему не до терзаний Ларисы!

После разрыва с Карандышевым, после обмана Паратова Лариса ищет простого человеческого сочувствия, обращаясь к другу детства Вожеватову: «Ну хоть поплачь со мной», — просит она его. Однако Вожеватов уже проиграл в орлянку Кнурову возможность влиять на судьбу Ларисы. «Не могу, ничего не могу», — таков ответ Вожеватова Ларисе. Материал с сайта

Не найдя ни любви, ни уважения, ни простого сострадания и понимания, Лариса теряет смысл жизни. Она с горечью говорит: «На меня смотрели и смотрят как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно».

Выстрел Карандышева становится для нее избавлением от душевных мук, от пошлой жизни «вещи», игрушки в руках тех, кто может за нее заплатить. «Умереть, пока еще упрекнуть себя не в чем», — это лучшее, что остается «горячему сердцу» в мире расчета и тщеславия.

В этом личная трагедия Ларисы. Но это и трагедия общества, где правят деньги и счастье человека измеряется только их количеством.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • трагедия ларисы бесприданница
  • почему погибла лариса огудалова
  • какой могла бы быть судьба ларисы в бесприданнице
  • бесприданница главная героиня лариса
  • островский бесприданница в чем трагедия огудаловой

Разделы: Литература

Цель урока:

  • создать условия для решения проблемного вопроса о причине гибели главной героини пьесы А.Н.Островского "Бесприданница".
  • формировать нравственную позицию обучающихся на основании сравнения мира их собственных ценностей и духовного мира героев;
  • развивать навыки владения активной лексикой, характеризующей нравственно- психологические особенности человеческой личности;
  • совершенствовать навыки работы с художественным текстом: выделять главное, аргументировать высказывание, делать выводы;
  • развивать умения учащихся анализировать отрывки из критических статей, формировать свой взгляд на мир, аргументировать свою точку зрения.

Место урока в системе учебных занятий по теме: 3 урок по драме "Бесприданница".

Ход урока

1. Вступительная часть.

Здравствуйте! Зависит ли что-либо в нашей жизни от таких простого на первый взгляд слова: здравствуйте? Обращаем ли мы внимание на первые слова, произнесенные нами вслух при первом появлении на публике? Если да, то почему?

(Ответы учащихся разные, но суть сводится к одному: желая друг другу здоровья, люди выражают доброе расположение к собеседнику, входят в новый день с хорошим настроением, а значит, все в этот день должно сложиться удачно).

Давайте проследим по тексту пьесы А.Н.Островского "Бесприданница", с какими словами входит Лариса Огудалова?

(До свидания:Героиня, вместо приветствия, произносит слова прощания).

Скажите, могли ли вы предполагать, читая впервые текст, что пьеса закончится трагически?

(Варианты: Нет, Лариса ведет себя спокойно, уверенно, непринужденно:

2. Постановка проблемы.

Итак, мнения в классе разошлись. Попробуем решить вопрос:

"Роковой выстрел: неизбежность или случайность, или Кто виноват в гибели Ларисы Огудаловой?" Какие предложения появились у ребят?

(Необходимо проанализировать реплики героев, их поступки, афишу:).

3. Пути решения проблемы.

Предложения разные, но все они связаны с главной героиней пьесы. Может быть, ее имя подскажет решение проблемы или название драмы?

(По словарю ребята находят толкование слова "бесприданница" и зачитывают значение имени "Лариса". Из уст детей звучит вывод о том, что Лариса - греческое имя, означающее "белая чайка", а бесприданница - в старое время: бедная девушка, не имеющая приданого. Вывод о том, что Лариса, как чайка, живет не по законам мира, ее окружающего. А по своим собственным, какие диктует ей ее сердце. Она парит над миром, как птица, ищет свободы и любви:).

Почему же Ларисе так сложно жить в мире зарождающихся капиталистических отношений, что не принимает она в новой жизни? (Рассказ ученика о героине пьесы Островского. В рассказе отмечается музыкальность, поэтичность, мечтательность, артистичность, приводятся примеры из текста. Лариса не видит в людях пошлых сторон, смотрит на жизнь глазами героини русского романса).

-"Я на распутье:" Что означают эти слова героини?

(Работа со словом: подбор однокоренных слов, лексический анализ. Вывод учащихся о безвыходности ситуации, в которую попадает героиня).

Составление схемы на доске.

Какие пути могли бы стать решающими в судьбе Ларисы?

(Все варианты, предложенные учащимися, записываются на доску).

4. Отработка версий учащихся.

- "Мой дом - моя крепость", - принято говорить о месте, в котором родился человек, где он живет. Что для Ларисы означает слово "дом"?

(Работа с текстом. Учащиеся приводят примеры из текста, подтверждающие, что для Ларисы дом - это тихий уголок, о котором она пока только мечтает, место, в котором она сможет укрыться от людей, наслаждаться природой, петь. "Я ослепла, я все чувства потеряла, да и рада. Давно уж точно во сне вижу, что кругом меня происходит. Нет, уехать надо. Вырваться отсюда". "Бежала б я отсюда, куда глаза глядят". "Скоро и лето пройдет, а я хочу гулять по лесам, собирать ягоды и грибы". " Я по крайней мере душой отдохну". "Для меня после той жизни, которую я здесь испытала. Всякий тихий уголок покажется раем". Утраченную гармонию в своей жизни Лариса мечтает воссоздать в деревенской глуши). Вывод: путь соединения с домом, который называет Карандышев "цыганским табором", закрыт для Ларисы, эта нить порвана в ее судьбе, эта связь призрачна).

Может быть, Харита Игнатьевна, мать Ларисы, является для дочери точкой опоры в жизни? Проверим эту версию.

(Нет, мать заботится лишь о выгодном замужестве, отыскивает покровителей дочери, насмехается над ее порывами поселиться в Заболотье. "Без хитрости не проживешь" - вот ее девиз в жизни. После побега Ларисы из дома она размышляет: "Догонять мне ее или нет? Нет, зачем! Что бы там ни было, все-таки кругом нее люди: А здесь хоть и бросить. Так потеря не велика". Игрой ва-банк становится для нее поступок дочери. Вывод: и эта нить рвется, слишком уж не прочна связь с матерью").

Можно ли назвать настоящими друзьями Кнурова и Вожеватова? Есть ли надежда, что именно они могут спасти Ларису?

(Отчасти да, они вмешиваются в жизнь семьи, поддерживают внешний интерес к Огудаловым. Но что движет ими? Расчет. Их ценностные ориентиры смещены в сторону экономических выгод. Они восторгаются красотой и талантом Ларисы, но именно они считают ее товаром. "Дорогой бриллиант дорогой оправы требует", оценивают ее они).

Инсценировка торга между купцами (д. 4, явл. 6) со слов Вожеватова "Что вам угодно?" до слов "Вы меня обижаете. Я сам знаю, что такое купеческое слово".

Анализ эпизода:

Что поражает больше всего в этом диалоге "друзей" Ларисы?

(Деловитость разговора о судьбе Ларисы, торг ведется по всем правилам коммерческого искусства и заканчивается розыгрышем женщины в орлянку Вывод: вместо сострадания, поддержки, Лариса сталкивается с расчетом и цинизмом. Рвется еще одна нить с жизнью).

Почему же ни Паратов, которого любит Лариса, ни Карандышев, которого она пытается полюбить, не смогли стать для нее спасательными кругами в огромном море жизни?

(Выступления учащихся. Их всех объединяет расчет и цинизм по отношению к Ларисе. Паратов жесток по-своему: удовлетворяя свои амбиции, он обольщает Ларису, обнадеживает ее, использует ее чистую, наивную натуру в своих интересах и так же, как Кнуров и Вожеватов, ставит выше всего деньги: женится на "золотых приисках". Карандышев же наслаждается своей властью над Ларисой, использует свое положение "жениха", для того чтобы "покрасоваться" перед гостями. Он мстит за обиду, нанесенную ему Паратовым, играет роль шута, которого не жалко, а за которого стыдно. И Паратов, и Карандышев, стоят друг друга. После признания Паратова о своей помолвке последняя ниточка с жизнью рвется в душе Ларисы).

Ответим на первый вопрос темы урока: можно ли считать случайностью смерть героини?

(Да, ведь Карандышев не хотел ее убивать, он лишь вернуть ее хотел.

Нет, это неизбежный финал, так как все нити с жизнью у Ларисы порваны, нет ценностей, которые удержали бы ее на земле, расчет, цинизм погубили тонкую чувствительную душу человека, ей не выжить в мире, где все продается и покупается. Финал неизбежен).

Найдите художественные детали в тексте, подтверждающие мысль о том, что финал неизбежен.

(Выстрел, звучащий во время приезда Паратова в город Бряхимов, роковые случайности в семье Огудаловых, рассказ Вожеватова о Карандышеве на костюмированном вечере: "оделся разбойником, взял в руки топор и бросал на всех зверские взгляды" и т. д. Вывод о том, что деталь играет важную роль в тексте: предвещает трагическую развязку).

Обратимся ко второму вопросу: кто виноват в смерти Ларисы?

(Мать, Паратов, Карандышев:все виноваты).

Чтобы определиться с ответом, обратитесь за помощью к героям пьесы и критикам.

Варианты ответов старшеклассников:

"Мы не виноваты, наше дело сторона:"

"Никто не виноват, никто:это я сама".

"В основе драмы - социальная тема: Лариса бедна, она бесприданница, и этим определяется ее трагическая судьба" (Ю.В. Лебедев).

"Источник трагедии Ларисы - роковая страсть:" (Н.А. Добролюбов).

"В слабости героини отражены черты времени, практичного и жестокого:" (И.А. Овчинина).

Обсуждение разных точек зрения учащихся.

За что же благодарит Лариса перед смертью Карандышева?

(За то, что избавил ее от страданий, от разочарования в людях и в жизни)

5. Формулировка выводов.

Работа со словом "разочарование", подбор синонимов к слову. (Разочарование - чувство неудовлетворенности по поводу чего - либо, несбывшегося, неудавшегося, не оправдавшего себя. То же, что и разуверение - потеря веры во что-то, разочарование.)

Чтение монолога Ларисы (4 действие, 11 явление) "Я любви искала и не нашла: ее нет на свете, нечего и искать".

Подбор эпиграфа к уроку на основе текста романса Е.Баратынского.

(В начале урока эпиграф закрыт, после выбора нужных слов обучающимися открывается).

Разочарованному чужды

Все уверенья прежних дней!

Работа с элегией Е.Баратынского "Разуверение".

Почему именно этот романс исполняет героиня А.Островского?

(Романс в исполнении Ларисы помогает понять тонкую женскую натуру. Строки подтверждают безысходность героини, неизбежность трагического финала).

6. Подведение итогов урока.

Отметки за урок. Домашнее задание:

Сопоставьте текст романса в пьесе А.Н. Островского и текст элегии Е.Баратынского. Почему драматург изменил текст?

Подготовьтесь к письменному ответу на вопрос: "Кто виноват в гибели Ларисы Огудаловой?"

Литература:

  1. Журавлева А.И. Драматургия Островского. - М., 1974.
  2. Журавлева А.И., Некрасов В.Н. Театр Островского. - М., 1986.
  3. Костельянц Б.О. "Бесприданница" А.Н.Островского. - М., 1982.
  4. Лакшин В.Я. А.Н. Островский. - М., 1982.
  5. Островский в школе: Книга для учителя. Авт.-сост. Н.Н. Прокофьева. - М: Дрофа, 2001.
  6. Штейн А.Л. Мастер русской драмы. - М., 1973.

Класс: 10

Тема: Трагедия Ларисы Огудаловой (по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»).

Оборудование: портрет А.Н. Островского, иллюстрации к пьесе; ДВД записи цыганского хора, романса на сл. Боратынского «Не искушай меня...», отрывки из спектакля Омского академического театра, мультимедийное сопровождение: высказывания критиков, стихи.

Цели:

  • Раскрыть перед учащимися причины гибели Л. Огудаловой, показать, как в атмосфере бездушия, корысти, продажной любви сгорает героиня.
  • Развивать творческие индивидуальные способности каждого учащегося.
  • Воспитывать основы духовной культуры средствами искусства (слово, музыка, живопись, театр).

Эпиграф:

Смертельный яд его лобзанья
Мгновенно в грудь его проник.
Мучительный, ужасный крик
Ночное возмутил молчанье.
В нем было всё: любовь, страданье,
Упрек с последнею мольбой
И безнадежное прощанье,
Прощанье с жизнью молодой.

М.Ю. Лермонтов.

ХОД УРОКА

Учитель зажигает свечу и тихо читает стихотворение Б. Пастернака:

Свеча горела. На свечку дуло из угла
И жар соблазна Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно. Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

(Свеча гаснет)

Слово учителя. Любовь – это прекрасное, возвышенное чувство. Счастлив тот человек, которого хотя бы раз опалил огонь любви. Любовь вдохновляет человека на создание чудесных стихов, великолепной музыки, грандиозных скульптур; на открытие новых планет и звезд. Любви покоряются любые вершины. Когда любишь, кажется, что у тебя вырастают крылья и ты способен на чудеса. Но любовь может и погубить человека, она же толкает его на край пропасти, как это случилось с героиней пьесы А.Н. Островского «Бесприданница».
Проследим жизненный путь Ларисы Огудаловой, попытаемся понять причину её гибели, обстоятельства её выстраданной трагической любви.

Вопрос 1. Кто же такая Л. Огудалова?

Ученики.

Лариса Огудалова – девушка из небогатой семьи, бесприданница. Единственное её богатство – это молодость, красота, девичья честь. Она, чистая и любящая жизнь, художественно одаренная. В её душе, музыкально чуткой, звучит цыганский хор и русский романс.
– Лариса Огудалова – человек нового времени, порвавшего связи с тысячелетней народной традицией, освободившего человека не только от бремени авторитарной морали, но, что самое страшное, от стыда, чести, совести. Она живёт в окружении людей, для которых эти понятия не важны да и не нужны – ведь в мире дельцов всё продаётся и покупается, предаётся поруганию.
– Лариса же верит в чистые отношения, верит в любовь. Её поэтическая душа лежит над миром. Ведь в переводе с греческого Лариса – чайка, свободная птица, парящая над бесконечным морем, то стремительно взывающая вверх, то камнем падающая вниз. Так и Лариса.

Учитель: Действительно, всё так. И самое страшное, что в мире людей, окружающих Ларису, продаётся всё: любовь, красота, девичья честь; товаром является и сам человек. Вспомним слова: «всякому товару есть своя цена».

Вопрос. 2. Посмотрим, кто окружает Ларису? Как они относятся к ней?

Проверка домашнего задания. Учащиеся делают сообщения. Дают оценку характерам героев, окружавших Ларису: Харита Игнатьевна, Вожеватов, В.Кнуров, Карандышев, Паратов.

Учитель . Ведущий мотив пьесы – товар и его цена. Драматизм ситуации в том, что товаром является живой человек, Лариса. Торгуют её все: и жених, и близкий друг, и бывший возлюбленный, и, что очень непонятно, родная мать. И она это понимает, говоря, что никого не волнует её душа, её чувства. С тоской она восклицает: «Все себя любят! Когда же меня-то будет любить кто-нибудь?». Ей не хватает тепла, внимания, заботы, которых так ждет любая женщина. И с горечью продолжает: «Явижу, что я для вас кукла: поиграете вы мной, изломаете и бросите».

Вопрос 3. Почему же Лариса соглашается все-таки на брак с Карандышевым?

Учащиеся.

Человек от природы не глупый и достаточно просвещенный, возможно даже нежный и заботливый, Карандышев, как и Лариса, беден и много лет был объектом самого беззастенчивого и наглого издевательства. Издевались над ним в городе только потому, что он беден и не такой хамоватый, как они, «сильные мира сего». Из него методически, изо дня в день, вытравливались все благородные качества, пока он не превратился в человека – пародию, нетерпеливого нищего, страстно ненавидящего этих людей.

– Лариса же верит, что его любовь к ней сможет возродить Карандышев. Она ещё не чувствует уязвленной – самолюбивой натуры, завистливой основы в душе жениха. Героиня надеется найти покой и ласковое участие. И даже, когда возвращается Паратов, не бросается сразу в объятия соблазнителя, она продолжает уговаривать Карандышева не устраивать «званого» обеда, уехать в деревню.

Вопрос 4. Почему Карандышев отклоняет предложение Ларисы?

Учащиеся. Карандышев давно жаждал стать таким, как Вожеватов, Кнуров, Паратов... И не только. Ему хотелось восторжествовать над ними. Именно брак с Ларисой, по его мнению. Предоставит ему такую возможность. Надо же, самая умная, талантливая, красивая девушка города выбирает из сотни поклонников его –бедного чиновника – Юлия Капитоновича Карандышева! Он решил устроить званый обед, чтобы посмеяться над ними. С горделивой надменностью и презрением. Карандышев говорит: "«... Три года я терпел унижения, три года я сносил насмешки прямо в лицо от ваших знакомых; надо же и мне, в свою очередь, посмеяться над ними». Любовь к Ларисе превращается в повод торжества над обидчиками. Ненасытное самолюбие, уязвленная гордость подавляет в нем все иные сердечные движения. Лариса же этого пока не осознаёт.

Вопрос 5. Как же выглядит «герой-любовник»?

Учащиеся. Карандышев выглядит смешным, жалким. Как неестественно он ведет себя! В своей жажде покрасоваться, повеличаться перед своими обидчиками Карандышев надевает ради фарсу очки, развешивает бутафорские вещи. Смешон его расхлябанный экипаж «с музыкой», запряженный в разношерстную клячу, смешаны его претензии на аристократический кабинет, позорен его «званный» обед с фальшивыми наклейками на дешевые вина.

Вопрос. 6. Почему Лариса, вначале «нерасположенная петь», поддается на просьбу?

Ученики. В конце концов Карандышев напивается, и забавляется не он, а его обидчики. Лариса понимает весь комизм ситуации: своим поведением Карандышев позорит не только себя, но и её. Она замечает, что у него появляются нотки торжества, высокомерия даже по отношению к ней. Он считает уже её своей собственностью. Всем своим видом Карандышев показывает: если он захочет и когда он захочет, она будет петь. Героиня осознает, что и для него она только средство для достижения корыстной цели, что напрасно она мечтала о чистой, возвышенной любви в тихой семейной обстановке. Карандышев же не достигает цели: он даже не замечает, что для его обидчиков он всего – на всего жалкая их тень, шут и клоун, над которым они вволю потешаются. С кем он решил тягаться, чем он решил купить любовь Ларисы? Ведь героине нужен был другой. Пусть бедный, но с чувством собственного достоинства, способный её не только обогреть, но и защитить.

Учитель. Посмотрите, с какой самоуверенностью он утверждает: «Нет, нет, и не просите, нельзя, я запрещаю». Понимая свое унизительное положение, Лариса соглашается петь, и тогда-то она с возмущением говорит: «Вы запрещаете? Так я буду петь, господа». Героиня опять страдает. Для неё нет хуже того стыда, когда приходится за других стыдиться. И она поёт. И поёт она русский романс на слова Боратынского «Не искушай меня без нужды...». Вслушаемся в слова романса.

Звучит запись. Романс на слова Боратынского.

Вопрос 7. Как вы думаете, почему Лариса поёт именно этот романс?

Учащиеся. Приезд Паратова возвращает Ларису из глубокого разочарования, возвращает ей надежду на счастье. Она вновь верит в искреннюю любовь,возвышенное чувство. Она вновь парит на крыльях музыки. Для неё любовь с Паратовым – это романтическая история о том, как роковой обольститель соблазняет героиню. Именно об этом слова романса, об этом – сама любовь Ларисы. Она поёт, играя, погружаясь в мир грёз и иллюзий. Лариса поёт, умоляя Сергея, не искушать её, но, тайно надеясь, что её пение возродит в Паратове новые чувства, ещё более страстную любовь. Она вновь верит в искренность чувств Паратова. Ведь она сама по-прежнему страстно продолжает любить Паратова. Это ее единственная любовь. В надежде на взаимность, на понимание героиня покидает своего жениха и уезжает с Сергеем Паратовым на ночную прогулку.

Вопрос 8. Как Лариса воспринимает известие об обручении Паратова?

Учащиеся. Для неё это настоящая трагедия. Она никак не может понять, за что её обидели, унизили, растоптали. И кто? Ее идеал мужчины, её страстная любовь. Ему она отдала всё – свою молодость, красоту, честь. Она ещё надеется растопить сердце Паратова: « Я думала, что ваше слово искренне, что я его выстрадала». Героиня готова идти за любимым на край света, готова разделить с ним любую участь: «Я разделю с вами эту ношу, большую половину тяжести я возьму на себя». За свой артистизм героиня жестоко наказана. Ведь в общении с Паратовым она слышит только то, что хочет от него услышать. Она упрекает возлюбленного.

Учитель. В её словах слышится и любовь, и страдание, и «упрёк с последнею мольбой, и безнадёжное прощанье, прощанье с жизнью молодой».

Чтение ученицей наизусть монолога у реки (явление 9, действие 4).

Вопрос 9. Почему Лариса в отличие от Катерины не может броситься в Волгу?

Учащиеся. Как и Катерина, она верующий человек. А самоубийство – это страшный грех, Но не только: Лариса более тонкая, более хрупкая натура. Известно, чем богаче духовно и чувствительнее нравственно человек, тем меньше у него внешних опор, тем драматичнее его существование. Именно поэтому она лишена свойственной Катерине внутренней силы и бескомпромиссности. Для героини расстаться с жизнью не так-то просто, у неё нет на это сил.

Учитель. В душе Лариса нарастает несоответствие между её романтическими представлениями о людях, о любви и прозаическим миром дельцов, её окружающих и ей поклоняющихся. В финале драмы наступает прозрение героини, её горькое разочарование.
И вот последняя сцена драмы: Лариса понимает, что для этих людей она вещь. Глубоко оскорбленная героиня произносит: «Вещь... да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек!».

Инсценирование. Лариса и Карандышев. (действие 4, явление 11).

Учитель. А вот так играла, по воспоминаниям современников, эту последнюю сцену знаменитая актриса русского театра В. Ф Комиссаржевская.(На экране портрет актрисы).«Бурным потоком льются слова Ларисы. Становится жутко, чувствуется, что она несётся в пропасть... всё предвещает катастрофу, и эта катастрофа неизбежна. Нет для неё иного выхода, иного спасения, кроме смерти, которая тут же её и настигает».
Всмотримся в игру актеров нашего современного театра.

Просмотр отрывка из спектакля Омского академического театра драмы Последняя сцена.
Звучит музыка. Хор цыган (приглушённо).

Учитель (на фоне музыки) . Хор цыган – это символ угара её жизни. Закончился её романс. Сбегаются поспешно все на выстрел. Тут же и Паратов. «Я сама, сама», – звучат предсмертные её слова, и, примиренная, она уходит навеки в мир грез и несбывшейся любви. Умирая, она всех прощает. Как и положено по христианским мотивам….

Музыка звучит громче, громче и замолкает.

Вопрос 10. Лариса всех прощает. Согласны ли вы с нею?

Учащиеся. Лариса понимает, что виновником её смерти будут считать Карандышева. А ведь в её гибели виновен не столько он, а все люди, её окружавшие. Но кто будет искать истинных преступников: они-то, как всегда, останутся победителями. Вероятно, через некоторое время Паратов с гордостью будет рассказывать приятелям, что из-за него в каком-то провинциальном городишке убили девушку. Лариса осознает: никто не будет разбираться в настоящей причине гибели бедной девушки, бесприданницы. Она знает, что сама подтолкнула Карандышева на убийство, говоря, что она слишком дорогая для него вещь, посылая его за Кнуровым, задевая и так уязвленное его самолюбие, ещё раз унижая и оскорбляя его.

Учитель. Героиня прощает всех. Возможно, она права. Ведь одна из христианских заповедей – всепрощение. Обратите внимание на словаЮрия Лебедева: «От этой сцены веет солнечным теплом безграничного христианского сострадания всепрощения, любви и милосердия, связанного с осознанием героиней и своей и всеобщей виновности, породившей «стужу людских сердец». И не горький цинизм, а сознание спасительной силы христианской любви звучит в последних прощальных словах Ларисы.
Счастлив тот человек, который любит сам, и счастлив он вдвойне, если любовь взаимная. Но не всегда так случается. Бывает и безответное чувство. Возможно, и в вашей жизни встретиться первая, неразделенная любовь. Необходимо суметь преодолеть боль, горечь, разочарование, Не таить зло на своего обидчика, научиться прощать. Это не так-то просто…
Но вы еще так молоды, и все будет еще впереди: любовь, страсть, радость, надежда… Нужно только верить…

Ученик читает стихотворение И.И. Козлова (1779 – 1840г.) «Молитва». Зажигается свеча.

Молитва

Прости мне, Боже, прегрешенья
И дух мой томный обнови,
Дай мне терпеть мои мученья
В надежде, вере и любви.
Не страшны мне мои страданья.
Они залог любви святой,
Но дай, чтоб пламенной душой
Я лить мог слёзы покаянья.

И.И. Козлов

Домашнее задание: подготовиться к классному сочинению

» он показал не только нравы, приоритеты, традиции дельцов, бояр, мелких чиновников, но и личную драму влюбленной женщины. И эта женщина - Лариса Огудалова .

Лариса обладает поэтичной душой, стремящейся к любви и счастью. Она хорошо воспитана, одаренна красотой и умом. Ее характер противостоит устоям «нового времени». Огудалова живет в мире дельцов, где главной ценностью являются деньги, где все продается и покупается, где «всякому товару есть цена».

Лариса и есть главный товар пьесы. «Я для вас кукла; поиграете вы мной, изломаете и бросите», - говорит она. Ею торгуют и мать, и друг детства Вожеватов, и Кнуров, и Паратов, и даже Карандышев. Так, Карандышев организуя обед в честь Ларисы, решил просто похвастаться приобретенной «игрушкой», показать свое превосходство над другими: «Я имею право гордиться и горжусь! Она меня поняла, оценила и предпочла всем».

Вожеватов и Кнуров бросают монетку, кому же достанется такое украшение. Но Ларисе нет дела до них. Все ее мысли, чувства связаны с Паратовым, но Паратова волнует лишь его состояние. Как только у него проблемы, он тут же отъезжает, забыв попрощаться с Ларисой. Она ему это прощает. И как только он возвращается, Лариса уже чувствует шаткость своего положения: «Топите вы меня, толкаете в пропасть». Она просит уехать подальше, в деревню, как Катерина героиня пьесы «Гроза », просила взять клятву у Тихона.

Лариса хочет обезопасить себя от поступка, к которому стремится сердце. Но Карандышев не поддерживает Ларису, как Тихон не поддержал Екатерину. Карандышева заботит только самолюбие. Так Лариса остается наедине со своими страхами.

По приезду Паратов и не вспоминает о Ларисе, пока Вожеватов не сообщает ему, что Лариса выходит замуж. Женится и Паратов, точнее снова происходит процесс купли-продажи: в обмен на свою свободу он приобретает золотые прииски. Паратов хочет поиграть на последок, и Лариса - отличная игрушка. Он дает ей самое страшное - веру в счастье. «Мечтаю об одном блаженстве: быть рабом вашим; я потерял больше, чем состояние, я потерял вас», - говорит Паратов. Он обманывает, говорит о любви, когда в нем нет даже доли жалости. Лариса верит ему и бросается в омут с головой.

Цель Паратова достигнута: Лариса, обезумев от своей любви, с верой и надеждой в их совместное будущее соглашается быть его всецело. Однако, на утро, когда Лариса спрашивает, может ли она считать себя его женой, Паратов «вспоминает», что он связан цепями, которые не может разорвать. Ларису и это не останавливает: «Я разделю с вами эту ношу, большую половину тяжести я возьму на себя», пока Паратов не признается, что он обручен. Лариса растоптана, на ее любовь наплевали, ее чувства втоптали в грязь, ей посмеялись в лицо. И вновь судьба с ней играет, Кнуров предлагает купить ее. Ей противен, ей тошен этот мир.

Она пытается умереть, но ей не это не удается: «Что меня держит над этой пропастью, что мешает? Ах, нет, нет… не Кнуров… роскошь, блеск… нет, нет… я далека от суеты… Разврат… ох, нет… Просто решимости не имею». В развязке Лариса падает в борьбе и принимает положение, которое с самого начала ей присвоило общество: «Да, вещь,… я вещь, а не человек;… Каждой вещи своя цена… Я слишком дорога для вас». Но трагедия Ларисы в другом, ее слова звучат как гром в «Грозе»: « Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят как на забаву… Я искала любви и не нашла… ее нет на свете, нечего и искать. Я не нашла любви, так буду искать золота». Лариса лжет, ей не нужно золото, ей не нужно ничего. Именно поэтому, когда Карандышев стреляет в Ларису, она благодарит его.

В ее жизни было несколько вариантов исхода событий. До последних минут Лариса любила Паратова, и если бы она осталась жива, она смогла бы простить его который раз, и если бы он случайно опять вернулся в город, она бы вновь поверила ему, и вновь оказалась обманутой. Лариса могла стать роскошью Кнурова, но для нее это ровно смерти. Женой Карандышева не стала бы никогда, покровительство Карандышева - тяжкое оскорбление. Как бы то ни было, счастья Лариса бы не нашла, нет для нее в этом мире любви, потому что в те времена, любовь испытывали только к деньгам, а не к людям.

Обратимся прежде всего к характеру героини. Лариса - мягкая, чистая девушка. Она способна чувствовать прекрасное, одарена художественным талантом - певческим и музыкальным. Лариса с трудом может понять, что в обществе, где она по воле матери должна вращаться, все определяют деньги, деньги и еще раз деньги. Она ищет подлинной, возвышенной любви и, как ей кажется, находит ее в лице «блестящего барина» Сергея Сергеевича Паратова, из помещика в соответствии с духом времени переквалифицировавшегося в предпринимателя-судовладельца, но целиком сохранившего барскую психологию. Лариса думает, что Паратов любит ее так же искренне и безоглядно, как она его. Лариса бедна, приданого за ней нет, и в мире, где хотят купить всё, товаром становится ее красота, о чем героиня до поры даже не подозревает. Но избранник Ларисы, не обладая деловой хЬаткой миллионщиков из купцов, вроде Кнурова и Вожеватова, уже успел вполне усвоить их мораль. Неслучайно он признается Кнурову: «У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». Лариса верит, что ее возлюбленный - человек широкой души, способный подняться над узкими материальными интересами. Она прямо заявляет своему жениху мелкому чиновнику Юлию Капитонычу Карандышеву: «Сами по себе вы что-нибудь значите, вы хороший, честный человек; но от сравнения с Сергеем Сергеичем вы теряете все... Сергей Сергеич... это идеал мужчины». Здесь любовь застила глаза Ларисе. Критически взглянуть на Паратова она уже не в состоянии. Между тем Сергей Сергеич - вовсе не тот идеальный человек, каким представляет его влюбленная девушка. Даже так поразивший Ларису эпизод с кавказским офицером, когда Паратов, дабы продемонстрировать свое хладнокровие и меткость, стрелял в монету, которую она держала в руке, говорит просто о бахвальстве, ради которого Сергей Сергеич, не колеблясь, рискует и своей и чужой жизнью. И бедным помогает Паратов не по зову души, а из стремления сработать на публику, продемонстрировать той же Ларисе бескорыстие и широту натуры. В финале героиня прозревает, что и приводит ее к трагедии. Паратов соблазняет Ларису, уже решившую выйти замуж за Карандышева. Сергей Сергеич публично унижает ее жениха. Лариса окончательно разочаровывается в Юлии Капитоныче и говорит Паратову: «У меня один жених: это вы». Однако разорившийся помещик-предприниматель, хотя и любит девушку, но уже давно не волен в своих поступках. Сначала он пытается уверить Ларису, что его страсть к ней была лишь минутным увлечением, но потом признается, что вынужден был жениться на нелюбимой женщине ради богатого наследства: «Паратов. ...Допускаете ли вы, что человек, скованный по рукам и по ногам неразрывными цепями, может так увлечься, что забудет все на свете, забудет и гнетущую его действительность, забудет и свои цепи? Лариса. Ну, что же! И хорошо, что он забудет. Паратов. Это душевное состояние очень хорошо, я с вами не спорю; но оно непродолжительно. Угар страстного увлечения скоро проходит, остаются цепи и здравый рассудок, который говорит, что этих цепей разорвать нельзя, что они неразрывны. Лариса (задумчиво). Неразрывные цепи! (Быстро.) Вы женаты? Паратов. Нет. Л ар и с а. А всякие другие цепи - не помеха! Будем носить их вместе, я разделю с вами эту ношу, большую половину тяжести я возьму на себя. Паратов. Я обручен. Лариса. Ах! Паратов (показывая обручальное кольцо). Вот золотые цепи, которыми я скован на всю жизнь. Лариса. Что же вы молчали? Безбожно, безбожно! (Садится на стул.)