Главная · Филологические · Информационно-психологические воздействия. Защита от информационного-психологического воздействия Основы формирования психологически устойчив к информационному воздействию

Информационно-психологические воздействия. Защита от информационного-психологического воздействия Основы формирования психологически устойчив к информационному воздействию

Ключевые слова

информационно-психологическая война / информационное пространство / виртуальная реальность / психологическая устойчивость / ситуационный алгоритм противодействия / informational psychological war / informational space / virtual reality / psychological tolerance / situational algorithm of counteracting

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы - Черненилов Валерий Иванович

В статье отмечается, что особую роль в формировании психологической устойчивости (информационно-психологической надежности) сотрудников к информационным воздействиям должны играть руководители служб и подразделений всех уровней управления. Названы конкретные требования к устойчивости сотрудников органов внутренних дел к деструктивным информационным воздействиям, обусловленные особенностями информационной среды, в которой им приходится выполнять свои профессиональные обязанности. Принципиальная особенность этой среды в том, что каждый сотрудник может получать альтернативную информацию о любом событии, что может создавать значительные трудности взаимодействия с ним при решении воспитательных и управленческих задач. Многовекторная (сетевая) направленность информационных воздействий, масштабирование контента и использование эффективных психотехнологий ведут к формированию виртуальной реальности высокого уровня сложности. Все это может вести к дезориентации поведения и деятельности, хаотизации убеждений, разрушению исторически сложившейся системы ценностей. В связи с этим формирование и поддержание психологической устойчивости сотрудников органов внутренних дел к деструктивным составляющим современного информационного пространства выдвигаются на одно из первых мест в системе морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности. На основе функционально-системной методологии в статье предложен ситуационный алгоритм интенционального анализа и реагирования сотрудников при восприятии и оценке информации, с которой им приходится иметь дело в данный момент.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению, автор научной работы - Черненилов Валерий Иванович

  • Формирование психологической устойчивости сотрудников органов внутренних дел к деструктивным информационным воздействиям как составляющая профессионального мастерства

    2019 / Астахова Армини Аветиковна, Кошкарова Юлия Александровна
  • Защита сотрудников уголовного розыска от негативных информационно-психологических воздействий

    2016 / Христенко А.А.
  • Актуальные проблемы психологической работы в системе морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации (обзор материалов Координационно-методического совета)

    2015 / Крук Владимир Михайлович, Караваев Александр Федорович
  • Психолого-трудовые аспекты профессионального этикета сотрудников ОВД Республики Беларусь

    2013 / Пекарский Ф.В.
  • Формирование морально-психологической устойчивости сотрудников органов внутренних дел к идеологии экстремизма и терроризма

    2018 / Возженикова О.С.
  • Особенности профессиональной психологической устойчивости сотрудников органов внутренних дел

    2018 / Липницкий Анатолий Владимирович, Недилько Мария Сергеевна
  • Contemporary informational and psychological War specification: communicational aspect

    2018 / Кравцов Дмитрий Николаевич
  • Информационно-психологическое воздействие субъектов международного права как угроза национальной безопасности России

    2016 / Собольников Валерий Васильевич
  • Итоги межведомственного круглого стола «Актуальные проблемы психологической работы в органах внутренних дел» (Васильевские чтения - 2016)

    2016 / Шаповал Валентин Анатольевич, Кутырёв Михаил Андреевич
  • Актуальные проблемы психологической работы с сотрудниками ОВД и профессионального психологического отбора на службу (обзор материалов Координационно-методического совета)

    2016 / Крук Владимир Михайлович, Караваев Александр Федорович, Виноградов Михаил Викторович, Касперович Юлия Григорьевна

Psychological tolerance of law enforcement officers to destructive informational influence

The article notes that the peculiar role in building officers’ psychological tolerance (informational psychological reliability) to informational influence should be played by the chief officers of all divisions at all levels. The author specifies certain requirements to law enforcement officers’ tolerance to destructive informational influence due to peculiarities of the informational environment wherein they are to perform. The crucial feature of this environment is that every officer can get alternative information about any occurrence, which can significantly handicap interaction with him in resolving educative and managing tasks. Multiple view (network) orientation of informational influence, scaling of the content and use of effective psychotechniques result in building virtual reality of high level of complicity. All that can cause disorientation of behaviour and activity, chaotization of beliefs, destruction of historically developed system of values. Herewith, building and maintenance of law enforcement officers’ psychological tolerance to destructive elements of the modern informational environment is given priority in the system of moral psychological provision of operational service. Functional system methodology enables the author to suggest the situational algorithm of intentional analysis and officers’ response when perceiving and estimating the information dealt with at the moment.

Информационная безопасность войск и защита личного состава от негативного информационно-психологического воздействия

Высокие темпы формирования глобального информационного пространства и информатизация большинства государств в конце XX - начале XXI веков создали предпосылки для интенсивного использования информационной сферы при разрешении межгосударственных противоречий, что привело к обострению межгосударственного информационного противоборства на качественно новом уровне.

Информационная безопасность войск (сил)

Вооруженные Силы РФ становятся объектом информационного воздействия со стороны вероятного противника. В этих условиях они должны обеспечивать на достаточном уровне собственную информационную безопасность, которая является залогом успешного решения задач по нейтрализации угроз в информационной сфере государства в целом.
На основе анализа источников угроз в информационной сфере можно выделить их внутреннюю и внешнюю составляющие (схема 1).

Очевидно, что в информационную среду общества сознательно вводятся потоки агрессивной и даже антигосударственной (антиармейской) информации. При этом искажаются история, традиции страны и ее Вооруженных Сил, совершаются попытки втянуть военнослужащих в политическое противостояние. Тем самым создаются предпосылки ухудшения общественно-политической обстановки в регионах и местах дислокации воинских частей, снижения морально-психологического состояния личного состава. Нерегулируемое обращение с информацией ведет к росту социальной напряженности. Увеличивается опасность манипулирования общественным сознанием недобросовестными субъектами информационной деятельности.

Также существует угроза нарушения функционирования автоматических систем управления, других информационных систем, применяемых в Вооруженных Силах, и информационного режима жизнедеятельности войск (сил). Несоблюдение требований к работе с закрытой информацией создает предпосылки для ее утечки. Итогом безответственного отношения к аппаратуре ограниченного доступа в воинских частях может стать ее порча или даже утрата. Поэтому никогда не надо забывать, что в армейских условиях необходимо постоянно быть бдительным.

Следует отметить и усиливающуюся вероятность применения противником нового информационно-психологического оружия, в развитии которого определились два основных направления: создание средств, предназначенных для воздействия на психику и здоровье военнослужащих, и средств, направленных на поражение информационных систем.

Первое основано на применении инфразвука, микроволн, воздействия электромагнитных полей, медико-биологических и химических средств. Все это может быть использовано для контроля психики военнослужащих и целенаправленного воздействия на их поведение в боевой обстановке.

Второе связано с поражением (уничтожением) систем связи и управления, радиоэлектронной разведки, радиоэлектронного подавления и т.д.

Личный состав должен быть готов противостоять попыткам воздействия на сознание с помощью средств массовой информации. Они способны вырабатывать негативное (выгодное противостоящей стороне) общественное мнение, искажать представление о национальных интересах государства, дезинформировать общественность, влиять на морально-психологическое состояние войск (сил).

Таким образом, информационная безопасность Вооруженных Сил содержит две основные составляющие (схема 2).

Информационная безопасность войск предполагает защиту информации, содержащей государственную и военную тайну; информационных систем и средств связи от огневого поражения или проникновения в них противника; радиоэлектронную защиту, а также предохранение здоровья и психики личного состава от информационно-психологического воздействия противника.

Вместе с тем информационная защита своих войск (сил) должна сочетаться с эффективным информационным воздействием на информационные объекты противоборствующей стороны. Оно может включать в себя не только радиоэлектронное подавление и огневое поражение информационных систем противника, но и мероприятия, направленные на введение его в заблуждение относительно собственных планов, а также на подрыв морально-психологической устойчивости его личного состава.

Защита личного состава от негативного информационно-психологического воздействия

В современных условиях возможности воздействия на морально-психологическое состояние как индивида, так и общества значительно расширились. В научных центрах ведущих зарубежных государств проводятся интенсивные исследования в области психологии, психотроники, психоэнергетической безопасности и т.д. В вооруженных силах наиболее развитых стран существуют специальные органы для осуществления морально-психологического воздействия на войска и местное население противника.
Защита войск (сил) от негативного информационно-психологического воздействия является одним из видов морально-психологического обеспечения (МПО) и представляет собой комплекс мероприятий, проводимых в мирное и военное время командованием, штабами, органами воспитательной работы и другими должностными лицами по предотвращению, нейтрализации (ослаблению), блокированию и устранению негативного информационно-психологического воздействия на военнослужащих и население страны (схема 3).

Однако МПО как самостоятельный вид информационно-психологической защиты не располагает собственными силами и средствами. Его основная задача состоит в организации выполнения мероприятий по обеспечению информационной безопасности войск (сил) с использованием всех возможных сил и средств: информационно-пропагандистской, психологической, военно-социальной, культурно-досуговой работы путем эффективного применения технических средств воспитания и использования потенциала военных средств массовой информации.

Иными словами, задача информационно-психологической защиты -через информацию таким образом воздействовать на психику и психологию личного состава, чтобы обеспечить достаточный уровень его морально-психологического состояния.

При этом под негативным информационно-психологическим воздействием на войска (силы) следует понимать распространение информации, ведущей:

К ослаблению чувства гордости за свою страну, за принадлежность к ее Вооруженным Силам, к подрыву убежденности военнослужащих в необходимости выполнять конституционный долг по защите своей Отчизны;

К снижению морального духа, созданию обстановки неуверенности и беспокойства личного состава относительно своего будущего, будущего Вооруженных Сил и государства, ослаблению воли к проведению конструктивных реформ, а в военное время к вооруженному сопротивлению;

К расколу воинских коллективов по политическим, религиозным, этническим, служебным и другим факторам;

К снижению боеспособности, то есть понижению служебной активности, к уклонению от военной службы, симуляции болезней, уклонению от выполнения приказов командиров, сомнениям в надежности вверенного оружия, подавлению воли, созданию искаженной картины боевых действий, боевой обстановки;

Неверному восприятию военнослужащими существующих угроз национальной безопасности, истинных планов и намерений вероятного противника, развитию обстановки благодушия.

Организация информационно-психологической защиты войск (сил) предполагает действия органов воспитательной работы совместно с другими органами военного управления, направленные на прогнозирование возможного информационно-психологического воздействия на военнослужащих, предупреждение, срыв и ликвидацию последствий такого воздействия на войска (силы).

Осуществляя прогнозирование возможного информационно-психологического воздействия, командиры, их заместители, военные психологи должны оценить, какие силы и средства могут быть применены противником.

Исходя из опыта применения сил и средств психологических операций в вооруженных конфликтах, можно предположить, что личный состав наших соединений и воинских частей подвергнется массированному информационно-психологическому воздействию посредством организации в районах сосредоточения активного телевизионного, радио- и звукового вещания, распространения листовок, буклетов и другой печатной продукции, содержащей специально подготовленную информацию.

Важным моментом прогнозирования является определение вероятной тематики и символики психологических операций противника с целью упреждения, снижения их эффективности или нейтрализации. Так, по мнению военных психологов, наибольший ущерб моральному духу войск наносят такие факторы, как недостаток пищи, отсутствие боевого опыта, негативное отношение к целям и действиям политического руководства, недовольство командованием. Следовательно, именно эти моменты и будут активно использоваться противником в ходе ведения психологических операций.

Предупреждение эффективного «срабатывания» психологических операций предполагает надежное перекрытие каналов психологического воздействия на личный состав. С этой целью следует особое внимание уделять разъяснению военнослужащим истинных целей, задач, тематики, форм, методов и технических средств осуществления психологических операций.

Как показывает опыт, хороший эффект дает ознакомление военнослужащих с конкретными фактами, свидетельствующими о приемах, методах и последствиях психологических операций.

Необходимо держать под постоянным контролем военнослужащих, чья профессиональная деятельность связана с приемом и передачей информации (связистов, посыльных, операторов АСУ и т.п.). Они могут стать первым объектом, а затем и передаточным звеном дезинформации. Практика показывает, что в боевых условиях целесообразно выдавать военнослужащим вместо личных радиоприемников радиоприемники с фиксированными частотами, способные принимать передачи только официальных государственных радиостанций.

Опыт Великой Отечественной войны, боевых действий в Афганистане, Чеченской Республике подтвердил необходимость назначения в каждом подразделении ответственных лиц, в воинских частях -специальных команд по сбору и уничтожению листовок противника, так как именно они являются наиболее эффективным средством информационно-психологического воздействия. Это позволит снизить эффективность психологических операций противника.

Особое внимание командиры, офицеры-воспитатели и военные психологи должны уделить военнослужащим, наиболее подверженным психологическому воздействию: людям с заметной нервно-психической неустойчивостью, высокой тревожностью, в сложных ситуациях именно они становятся инициаторами паники. Формами проявления такого крайне опасного психологического явления в кризисной ситуации могут быть симуляция недомогания, членовредительство, вывод из строя боевой техники, самовольное оставление поля боя под различными предлогами.

Эффективными способами предупреждения негативных последствий в этом случае являются:

1) назначение наставников из числа опытных, психологически устойчивых воинов к военнослужащим, потенциально податливым психологическому воздействию;

2) включение военнослужащих с низкой психологической устойчивостью в «тройки» и «пятерки» воинов, выделенные для решения конкретных задач;

3) проведение с ними индивидуальной работы, обучение приемам психической саморегуляции.

Срыв информационно-психологического воздействия противника на личный состав войск (сил) может достигаться:

Непрерывным, объективным информированием военнослужащих об изменениях обстановки, о применении противником новых видов оружия и средств информационно-психологического воздействия в сочетании с индивидуальной и групповой разъяснительной работой. С этой целью должны активно использоваться оперативное и плановое информирование личного состава, в том числе проведение единых дней информирования с обязательным участием руководящего состава, занятия в системе общественно-государственной подготовки, часы воспитательной работы, военные СМИ (печатные и электронные), а также различные формы индивидуально-воспитательной работы. Это даст возможность не только реализовать закон «первых истин» (первый сообщивший актуальную информацию заслуживает большего доверия), но и упредить действия неформальных каналов информирования;

Оперативным сбором и анализом печатных пропагандистских материалов, имеющих целью негативное информационно-психологическое воздействие на личный состав;- своевременным выявлением и уничтожением сил и средств психологических операций противника;

Дискредитацией замыслов и действий противника в ходе боевых действий, а также его психологических операций;

Решительным пресечением слухов, паники и других негативных действий;

Координацией и контролем деятельности средств массовой информации (военных и гражданских) по освещению происходящих событий в районе боевых действий.

Ликвидация последствий негативного информационно-психологического воздействия на личный состав ведется путем:

Выявления лиц (подразделений), подвергшихся деморализации, и проведение с ними реабилитационных мероприятий;

Анализа и оценки результатов работы по информационно-психологической защите, причин ее неэффективности;

Применения мер воздействия к распространителям деморализующих слухов, паникерам, предателям;

Восстановления организованности и боеспособности дезорганизованных подразделений и частей;

Определения задач по оптимизации всей системы информационно-психологической защиты войск (сил).

Таким образом, защита войск (сил) от информационно-психологического воздействия противника как составная часть морально-психологического обеспечения осуществляется как в мирное время, так и в особый период. Эффективность защиты войск (сил) при этом достигается всесторонним учетом особенностей психологических операций противника, реального морально-психологического состояния личного состава и складывающейся обстановки, непрерывностью и комплексным проведением мероприятий морально-психологического обеспечения. Крайне важными также являются учет психологических закономерностей восприятия военнослужащими внешней информации и оснащенность соединений и воинских частей техническими средствами воспитания.

Основные усилия при этом сосредотачивать на создании благоприятной морально-психологической и информационной обстановки в районах дислокации войск (сил).

1. Черкасов А. Оружие, которое не убивает, но побеждает. // Ориентир. -1997.-№1.

2. Самсонов В. Война и политика. // Ориентир. -1997. - № 4.

3. Чернышев И. Получат ли повелители «зомби» власть над миром? // Ориентир. - 1997. - № 2.

4. Поздняков А. Информационная безопасность страны и вооруженные силы: сущность, структура, актуальные проблемы обеспечения. Вестник МГУ, Серия 12- 2004. - №2

5. Организация информационно-психологической защиты войск (сил) (проект), ГУВР, 2003.

старший офицер ГУВР Вооруженных Сил РФ, Подполковник
Алексей Колесников

Важным фактором обеспечения стабильного функционирования и устойчивого развития компании является наличие результативной и эффективной стратегии по противодействию деструктивным информационно-психологическим воздействиям на руководство компании, отдельных сотрудников и (или) групп сотрудников компании. Обоснованность решений, принимаемых руководством компании, существенно зависит от многих факторов, в том числе и от их защиты от деструктивного информационно-психологического воздействия. Особо следует подчеркнуть, что важно не только то, что делают и говорят бизнесмены, менеджеры, сотрудники компании, чрезвычайно важно и то, что они думают. От творческих способностей и психологического состояния лиц, принимающих решения, существенно зависят результаты деятельности компаний. Соответственно возникают новые задачи защиты от деструктивного информационно-психологического воздействия на руководство компании и лиц, участвующих в процессах подготовки принятия решений.

Китайские специалисты , перефразировав Супь Цзы, говорят: «Лучше атаковать разум противника , чем его укрепленные города» х.

Для формирования новой модели мировоззрения бизнесмена, менеджера, сотрудника компании используют различные способы. Одним из них является обучение сотрудников компании за рубежом. Подобным образом действовал Петр Первый, когда пытался ввести новую модель мира: он массово отправлял учиться за рубеж молодых людей, которые по возвращении становились генераторами этой новой модели. Одновременно он сознательно занижал роль распространителей старой модели мира, что, кстати, порождало слухи о том, что царя за границей подменили и вместо него Россией правит антихрист. И это можно рассматривать как естественную реакцию массового сознания на попытку принципиальной замены старой модели мира на новую .

Вторым распространенным способом формирования новой модели мировоззрения сотрудников компании является формирование круга лиц, которые образуют идейное «лобби» и пытаются влиять на высшие государственные и другие решения.

Процесс подготовки и принятия решений, как правило, связан с интересами различных сторон и, как следствие, с конфликтом интересов.

Деструктивные воздействия на руководство компании и ее сотрудников весьма многообразны и детально описаны во многих источниках . В бизнесе широко используются методы конкурентной разведки (бизнес-разведки) для получения конкурентных преимуществ .

Например, для дестабилизации деятельности компании проводят нижеследующие мероприятия.

  • 1. Подрывная деятельность. Эта деятельность рассчитана на подрыв единства команды управления изнутри, на создание атмосферы недоверия и подозрительности, направлена на раздувание конфликтных ситуаций, на создание в команде управления компанией конфликта интересов.
  • 2. Проникновение. Вербовка агентуры влияния в команде управления.
  • 3. Дискредитация руководства и ведущих сотрудников компании.
  • 4. Вмешательство. Координированные и организованные усилия с тем, чтобы осложнить деятельность команды управления.
  • 5. Осуществление широкой пропагандистской кампании с целью формирования негативного мнения о компании и ее руководстве.
  • 6. Систематическое распространение слухов, особенно правдоподобных; и др.

Что же представляет собой противодействие деструктивному информационно-психологическому воздействию? Для ответа на этот вопрос следует разобраться с понятийным аппаратом.

Понятийный аппарат в области противодействия деструктивным информационно-психологическим воздействиям не вполне согласован и устоялся . Поэтому рассмотрим ряд определений, помогающих уяснить сущность данного вопроса.

Стратегия компании по противодействию деструктивным информационно-психологическим воздействиям на руководство компании, отдельных сотрудников и (или) групп сотрудников компании - это часть корпоративной стратегии развития, внутренний нормативный документ, определяющий стратегические цели и задачи, приоритетные направления деятельности по обеспечению информационно-психологической безопасности руководства компании, отдельных сотрудников и (или) групп сотрудников компании, утверждение стратегических инициатив (плана реализации стратегии), а также распределение ресурсов, необходимых для достижения стратегических целей.

Информационно-психологическая безопасность руководства компанииу отдельных сотрудников и {или) групп сотрудников компании - это состояние защищенности руководства компании, отдельных сотрудников и (или) групп сотрудников компании от деструктивных (негативных) информационно-психологических воздействий.

Система обеспечения информационно-психологической безопасности руководства компании , отдельных сотрудников и {или) групп сотрудников компании - это организованная и взаимосвязанная совокупность субъектов и объектов информационно-психологической безопасности, правовых, экономических, информационных, организационных, технических, специальных и иных методов и средств обеспечения информационно-психологической безопасности руководства компании, отдельных сотрудников и (или) групп сотрудников компании.

К объектам информационно-психологической безопасности относят отношения, возникающие в связи с информационно-психологическими воздействиями на руководство компании, на сотрудника, группу сотрудников компании и заинтересованных лиц, а также их защитой от деструктивных последствий такого воздействия.

К субъектам информационно-психологической безопасности относят: руководство компании, сотрудников компании и заинтересованных лиц, подвергшихся деструктивному (негативному) информационно-психологическому воздействию; руководство компании, группу сотрудников компании и заинтересованных лиц, осуществляющих информационно-психологические воздействия; уполномоченные органы и организации по обеспечению информационно-психологической безопасности.

Замечание", к субъектам информационно-психологической безопасности относят и заинтересованных лиц, которые не являются сотрудниками компании. К заинтересованным лицам, как известно, относят: акционеров, поставщиков, покупателей, партнеров, регулирующие и контролирующие органы власти, конкурентов и др.

Угрозы информационно-психологической безопасности для руководства компанииу отдельных сотрудников и {или) групп сотрудников компании - совокупность внешних и внутренних условий и факторов, в том числе деструктивная деятельность юридических и физических лиц, различных организаций и структур, которые нанесли и (или) могут нанести ущерб здоровью и интересам руководства компании, отдельных сотрудников и (или) групп сотрудников компании, негативно повлияли и (или) могут негативно повлиять на устойчивое развитие компании и ее сотрудников.

В настоящее время, по мнению авторов, нет достаточно обоснованной классификации угроз информационно-психологической безопасности и их источников . Рассмотрим вначале основные источники угроз информационно-психологической безопасности для руководства компании, отдельных сотрудников и (или) групп сотрудников компании.

Источники информационно-психологической безопасности для руководства компании, отдельных сотрудников и (или) групп сотрудников компании могут быть как внешние, так и внутренние .

  • Демин Е. Атака на разум противника. Китайские психологические операции в светенациональных традиций // Независимое военное обозрение. 2001. № 1.
  • Почепцов Г. Г. Информационные войны. М. : Рефл-бук; Киев: Ваклер, 2000; Волковский Н. Л. История информационных войн: в 2 ч. / иод ред. И. Петрова. СПб. : Полигон,2003; и др.
  • P-Система: Введение в экономический шпионаж. Практикум по экономической разведке в российском предпринимательстве. 2-е изд. М. : Бизнес-книга, 2002; Панарин И. Н.СМИ, пропаганда и информационные войны. М.: Поколение, 2012; и др.
  • Доронин А. И. Бизнес-разведка. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Ось-89, 2003; Артемьев В.Что такое Business Intelligence? URL: http://www.osp.ru/os/3003/04/182900/; Дудихин В. В.,Дудихина О. В. Конкурентная разведка в Internet. М.: ДМК-Пресс, 2002; и др.
  • Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М.: Изд-во РАГС, 1998; Панарин И. Н. Первая мироваяинформационная война. Развал СССР. М. : Питер, 2010; Общая теория национальной безопасности: учебник / под общ. ред. А. А. Прохожсва. 2-с изд. М. : Изд-во РАГС, 2005; Расторгуев С. П. Информационная война. М. : Радио и связь, 1999; Операции информационнопсихологической войны: краткий энциклопедический словарь-справочник. В. Б. Вепринцев[и др.]. 2-е изд., стер. М.: Горячая линия - Телеком, 2011; и др.
  • Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояниеи возможности психологической защиты; Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психологиячеловеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческойсудьбы: пер. с англ. М. : Прогресс, 1988; Бринкман Р., Кертнер Р. Гений общения. Пособие по психологической защите. СПб. : Питер, 1997; Крысъко В. Г. Этническая психология:учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений. 2-е изд., стер. М. : Академия, 2004; Расторгуев С. П. Философия информационной войны. М., 2000; и др.

Последний год ознаменовался целой чередой сильнейших изменений в политической жизни России. Все эти изменения, так или иначе, были связаны с темой выборов: выход на политическую арену сразу трех крупных политических движений: «Единства», «Отечества», «Всей России»; выборы в Государственную Думу РФ, неудачное выступление на выборах объединенного движения «Отечество - Вся Россия», уход в отставку Б. Ельцина и выборы Президента РФ. Все это серьезнейшим образом повлияло на общественное мнение России.

Активнейшее использование избирательных технологий естественным образом сопутствовало всем политическим событиям. Каждое из движений, участвовавших на выборах Государственную Думу, и, в меньшей степени, в выборах Президента, продемонстрировало целый арсенал самых разнообразных методов коммуникативного управления и информационно-психологического воздействия, как его составляющей. В этой статье мы рассмотрим лишь некоторые основные приемы воздействия на примере телевизионных видеороликов.

При рассмотрении этих методов мы будем пользоваться рядом авторских определений в рамках концепции коммуникативного управления, разрабатываемого консалтинговой группой «Управление PR». Под информационно-психологическим воздействием мы будем понимать процесс, основанный на передаче информации, в результате которого происходят изменения поведения и психики людей в интересах инициатора воздействия, которые могли бы не произойти в отсутствие данного воздействия.

Группа методов связывания

В информационно-психологическом воздействии группа методов связывания является одной из базовых. Она направлена на достижение следующих целей (общих для информационно-психологического воздействия):

  1. Создание у целевой аудитории необходимого отношения к тому или иному объекту (позитивного, негативного, специализированного);
  2. Создание у целевой аудитории установки на осуществление определенных действий/воздержание от осуществления определенных действий/непрепятствие осуществлению действий.

В том случае, если целью кампании является создание у целевой аудитории необходимого (позитивного, негативного, особого) отношения к тому или иному (новому) объекту, то технологически ваши действия состоят из двух этапов:

  1. Поиск объекта (старый объект) с уже сформированным к нему отношением со стороны целевой аудитории. Критерием поиска выступает потенциальная возможность создания связки нового объекта со старым, а также наличие такого отношения к старому объекту, которое совпадает с требуемым отношением к новому объекту.
  2. Связывание старого объекта с новым на основе одного из методов связывания (см. ниже).

В результате связывания двух объектов (старого и нового) часть свойств, характеристик, оценка, прошлые и будущие действия или поведение и прочее переходит от старого объекта к новому (проектируется со старого объекта на новый). Основным фактором, влияющим на эффективность данной группы методов, является наличие у существенной части целевой аудитории устойчивого отношения к старому объекту.

В качестве объектов могут выступать персоны, организации, идеологии, моральные ценности, основные потребности человека, ценности общества, товары, программы и т.д. Например, для создания положительного имиджа политика в его роликах может использоваться видеоряд с детьми, березками, российскими пейзажами, крупными заводами и т.д. В ряде случаев в качестве как старого, так и нового, может выступать один и тот же объект, но в разное время, в различных местах и в различных обстоятельствах.

На глубинном уровне в качестве объектов могут использоваться архетипы, мифы, стереотипы массового сознания и т.д. При этом могут связываться объекты как относящиеся к одной категории, так и к разным. Например, та или иная персона может связываться с понятиями «стабильность», «семья», «безопасность» и т.д.

Если имеет место негативное отношение к старому объекту, то в случае эффективного связывания это отношение в определенной мере проецируется на новый объект. Например, в качестве положительных ценностей выступают: дом, семья, дети, наука, материнство, здоровье, любовь, счастье, свобода, мир, христианство, демократия, национальный флаг. Аналогичным образом, в результате связывания прошлые и будущие действия, поведение старого объекта предполагаются и в новом объекте.

Можно выделить следующие методы связывания:

  • связывание через совместную демонстрацию;
  • использование эмоциональных слов;
  • связывание с помощью объединяющих слов;
  • связывание через схожесть по параметру;
  • связывание через частный случай;
  • связывание через обобщение;
  • связывание через средство реализации, совместную сферу применения;
  • связывание через отношение;
  • связывание через поддержку;
  • причинно-следственное связывание;
  • связывание через 3 объект;
  • связывание через использование многозначных слов и понятий.

Связывание может осуществляться сразу несколькими методами.

Одним из наиболее простых, но нередко достаточно эффективных методов связывания выступает связывание через совместную демонстрацию, которое осуществляется через совместную трансляцию информации об обоих объектах (старый объект и новый) с использованием различных каналов коммуникации.

Трансляция через короткий промежуток времени возможна, например, при использовании радио, телевидения, серии карикатур и т.д. Близость объектов в пространстве может иметь место на одной странице газеты, листовки, плаката, во время того или иного мероприятия, в видеоролике, передаче и др.

«Российский общенародный союз», например, использовал следующие символы: армия (российские танкисты), христианский крест, карта СССР. На этом фоне появлялись надпись: «Российский общенародный союз» и Сергей Бабурин, лидер союза. В качестве аудиоряда использовалась музыкальная тема старой программы «Время».

Ролики ЛДПР - одни из наиболее насыщенных различными стереотипными образами. В одном из них использовались следующие кадры: русские березы; Кремль, Красная площадь; Жириновский крестится и целует образа; православная церковь; бабушки, обращающиеся к Жириновскому; горящее здание Верховного Совета (1993 год); российский флаг, демонстрации, рукоплещущая толпа 30-х годов на Красной площади; День Победы - поверженные фашистские флаги, пейзажи, поля, леса; Жириновский с ребенком на руках в Ираке; Жириновский в самолете смотрит в иллюминатор на страну; герб СССР, марширующие солдаты; ледоход, взлетающая ракета, Жириновский вручает грамоты солдатам. Как мы видим, все эти образы подобраны в стилистике ЛДПР и рассчитаны именно на ее электорат.

Движение «Яблоко», выстраивая воздействие на избирателей среднего возраста, в серии роликов использовало следующий видеоряд: женщина, вытачивающая снаряд во время войны; деревня, гуси, переходящие дорогу; паровоз на железной дороге; поле, по которому едет трактор. Эти кадры сопровождал аудиоряд со словами «...это наша жизнь,... наша память» и музыка из песни «Я люблю тебя жизнь». На каждом из кадров присутствовала эмблема «Яблока».

В другом ролике «Яблоко» связывалось с такими понятиями, как «честность» и «порядок» с помощью надписей: «Честность. Яблоко. Порядок» и «Честность во власти, порядок в стране».

Во время избирательной кампании на пост мэра Москвы в 1999 г. П. Бородин использовал в ролике кадры из популярного фильма «Белое солнце пустыни». Например, использовалась известная сцена, когда Сухов выкапывает из земли Саида и говорит: «Вот сейчас тебя отрою и пойдем к Бородину Пал Палычу, он и накормит...» Таким образом происходило связывание с положительным персонажем - Суховым.

Метод связывания также использовался в роликах «Движения в поддержку армии, военной промышленности и флота» с помощью изображений карты Российской империи и СССР, на которой в ритме биения сердца закрашивалась территория, которую занимала Россия в разные годы. Аудиоряд роликов начинался со слов: «К концу девятнадцатого века российская империя занимала гигантскую территорию...». Синхронно с изображением появлялись года: «1533», «1611», «1900», «1918», «1945», «1991», и заканчивался ролик лозунгом «Возродим Россию - ДПА».

В другом ролике, в кадре с окантовкой в виде знамени и надписями: «Афганистан», «Чечня»,...» появлялись российские солдаты. Кадры сопровождались следующим текстом: «Они исполняли свой долг. Сегодня они снова в бою. Это наши солдаты. Они защитят нас всегда. Мы защитим их сегодня. Движение в поддержку армии, оборонной промышленности и флота». В этом ролике, помимо использования метода связывания, использовался метод проблема-решение, где в качестве решения проблемы защиты наших солдат предлагалось голосование за ДПА. В завершающем кадре ролика появлялся лидер движения Ильюхин, пожимающий на фоне танка руку человека в военной форме.

Движение «Духовное наследие» также использовало целый ряд образов, объединенных в эмблеме словами: «наука», «культура», «образование», «здравоохранение» и «предпринимательство». В телевизионном ролике оно использовало метод связывания с помощью следующего видеоряда:

  1. В эмблеме «Духовного наследия» вспыхивает надпись: «Наука».
  2. В кадре - ученые, работающих в лаборатории.
  3. В эмблеме «Духовного наследия» вспыхивает надпись: «Культура».
  4. В кадре - памятник А. Пушкину, музея, играющего оркестра.
  5. В эмблеме «Духовного наследия» вспыхивает надпись: «Образование».
  6. В кадре - дети, идущие в первый класс, уроки в школе, лекции в университете.
  7. В эмблеме «Духовного наследия» вспыхивает надпись: «Здравоохранение».
  8. В кадре - обследования в медицинском центре.
  9. В эмблеме «Духовного наследия» вспыхивает надпись: «Предпринимательство».
  10. В кадре - биржа, работающие компьютеры.

В конце ролика камера «наезжает» на эмблему и открывает мир с церквями и останавливается на куполах. В аудиоряде ролика используются церковные песнопения.

Метод связывания через поддержку реализуется через выражение (якобы выражение) поддержки одного объекта другому. В случае эффективного применения, не зависимо от направленности поддержки, у аудитории возникает ощущение связи объектов, что также приводит к переносу свойств и отношения с одного объекта на другой.

Этот метод, например, использовался «Союзом правых сил», например, в слогане: «Путина - в Президенты. Кириенко - в Думу» и вели агитацию под лозунгами поддержки В. Путина.

Видеоролики движения «Наш дом - Россия» в избирательной кампании 1999 г. также были насыщены различными символами, которые использовались для связывания через совместную демонстрацию. Опишем видеоряд одного из роликов:

  1. Кадр с В. Черномырдиным (наезд камеры).
  2. Надпись: «Сильный лидер».
  3. Кадр с В. Рыжковым (наезд камеры).
  4. Надпись: «Сильная Дума».
  5. Кадр с Д. Аяцковым (наезд камеры).
  6. Надпись: «Сильные регионы».
  7. Эмблема НДР.

НДР использовала образ «новой консервативной партии», обращенной к традиционным российским ценностям. Для актуализации этого имиджа, в частности, использовался видеоролик со следующими образами: женщина в традиционной русской одежде с вилами в поле; радостные танцующие дети; российский пейзаж - дорога с телегой, запряженной лошадьми, кобыла с жеребенком, церковь в деревне, младенец на руках женщины, летящие гуси и др. Эти образы сопровождались следующим текстом: «Самая большая в мире страна досталась нам просто так. По праву рождения. Здесь жили наши прадеды, деды и здесь будут жить наши внуки. Говорят, что каждый человек в жизни должен посадить дерево, воспитать сына и поставить дом на земле. Мы поставили свой дом на своей земле. И другого дома у нас нет и не будет. Наш дом - Россия». Здесь мы также сталкиваемся с методом использования многозначных понятий и образов и рефрейминга в форме переноса выводов и умозаключений.

Метод многозначных понятий и образов

Основой метода многозначных понятий и образов является использование понятий и образов, которые могут иметь различную интерпретацию. С помощью этого метода могут достигаться следующие цели:

  1. Получая информацию с многозначными понятиями и образами, различные целевые аудитории по-разному интерпретируют и воспринимают эту информацию. Это позволяет создавать положительное (отрицательное) отношение и поддержку (отторжение) сразу нескольких аудиторий, не смотря на то, что каждая из них вкладывает в полученную информацию свое, нередко противоположное значение.
  2. Достраивая и додумывая полученную многозначную информацию, аудитория самостоятельно формулирует предложенные ей темы в наиболее близкой для себя форме, что позволяет существенно увеличить эффективность используемых тем и образов. При этом она в существенной мере использует свои собственные латентные подозрения и стереотипы.
  3. Использование метода позволяет достичь запланированных результатов без высказывания тех или иных обвинений, предположений, конкретной оценки объектов. Во-первых, это оставляет возможность для «переинтерпретации» информации в будущем, исходя из требований новой ситуации. Во-вторых, использование метода во многом выводит передаваемую информацию из сферы действия юридических законов, не позволяет предъявить источнику информации обвинение в неправомерном ее использовании.
  4. Данный метод позволяет осуществлять связывание (см. метод связывания) объектов с помощью многозначных слов и понятий. При этом, как правило, используются либо слова, имеющие несколько значений (омонимы), либо слова, приобретающие различные значения в зависимости от контекста. Для связывания подбираются слова или группы слов, которые можно отнести к обоим связываемым объектам.

В нейролингвистическом программировании (НЛП) данный метод является одним из базовых. Информация, которая не имеет однозначной интерпретации, носит название «информации низкой точности» (ИНТ), а процесс ее передачи называется «милтон-моделированием».

В избирательных кампаниях использование метода на макро уровне позволяет создавать образ кандидата, партии, удовлетворяющий запросам сразу нескольких целевых аудиторий. Во время проведения пресс-конференций, встреч с избирателями его использование, например, позволяет, не отказываясь от заданного вопроса, дать ответ, положительно воспринимаемый людьми противоположных взглядов.

Группа методов рефрейминга информации

Эти методы состоят в изменении контекста, умозаключения, идеи, обстоятельств и т.д. таким образом, чтобы придать ситуации другое значение и смысл, который соответствует целям инициатора воздействия.

Метод рефрейминга информации через перенос выводов и умозаключений состоит в проведении тех или иных правомерных и логических выводов в определенном контексте, изменении контекста и переносе этих выводов без изменений в новый контекст.

Метод рефрейминг информации через перенос игровой ситуации на реальную состоит в создании той или иной ситуации (игровой ситуации) в определенном контексте и последующем переносе этой ситуации в реальные условия.

Метод рефрейминга информации через формирование предопределенности состоит в явном или неявном описании той или иной (предопределенной) ситуации, относящейся к будущему, с одновременным, явным или неявным, утверждением, что именно она является предопределенным итогом развития ситуации в настоящем. Такого рода воздействие особенно важно, если поведение людей в настоящем связано с их прогнозами развития ситуации в заранее предопределенную.

В описанном ролике НДР в качестве многозначного понятия выступает понятие «дом», который употребляется как в традиционном значении дома, так и дома - «НДР», и позволяет осуществлять дополнительное связывание. Согласие со стереотипным и привычным высказыванием: «Говорят, что каждый человек в жизни должен посадить дерево, воспитать сына и поставить дом на земле», после внесения дополнительной информации (»Мы поставили свой дом на своей земле. И другого дома у нас нет и не будет») переносится на «НДР».

Во время выборов Президента РФ Г. Зюганов использовал слоган: «За победу, за мир, за достаток. С Зюгановым жизнь наладится». При этом понятие «победа» также играло две роли: выигрыш, победа над противником и одновременно название блока Г.А. Зюганова.

Достаточно широко в современной России используется группа методов рефрейминг информации. С методом рефрейминг информации через перенос игровой ситуации на реальную мы, например, сталкнулись в акции «Правые в Кремле», которую проводил «Союз правых сил» на выборах в Государственную Думу в 1999 г. По своей сути акция являлась концертом звезд эстрады в поддержку правых, однако, используя символическое значение Кремля, создавала ассоциацию и программировала на то, что правые уже находятся в Кремле, следовательно, получили власть и прошли в Думу.

С методом рефрейминг информации через формирование предопределенности мы, например, сталкиваемся в другой линии видеороликов «Союза правых сил». Ролики этой серии оформлены в виде программы новостей первых месяцев 2000 года. Напомним, что ролики транслировались во время избирательной кампании в 1999 г. В этих «новостных» программах диктор описывала ситуацию противостояния фракции «новых» и фракции «старых»: «Представители «новых» намерены поддерживать политику правительства и продолжать политику начатых в стране преобразований.

В противовес им коалиция «старых» будет добиваться смены взятого курса. Аналитики отмечают, что «впервые мы стали свидетелями столь явного противостояния политиков разных поколений». С учетом того, что партия «новых» однозначно ассоциировалась с «Союзом правых сил», эти ролики создавали иллюзию «предопределенности» попадания правых в Государственную Думу.

Метод проблема - решение

Еще одним методом, широко использовавшимся в агитационной продукции различных партий и движений в избирательной кампании 1999 г., стал метод проблема - решение (угроза - спасение). Он направлен на достижение общих целей информационно-психологического воздействия. В зависимости от конкретных потребностей субъекта, воздействия могут ставиться задачи по достижению как одной из целей, так и нескольких. В качестве объектов могут выступать те персоны, организации, программы, товары и т.д., положительное, отрицательное или специализированное отношение к которым со стороны целевой аудитории необходимо субъекту воздействия. В качестве действий может использоваться желание проголосовать на выборах за или против определенной персоны или партии, принять участие в определенных мероприятиях, желание прибрести тот или иной товар, желание сдаться во время боевых действий, воздержание от нарушения комендантского часа, правил общественного поведения и т.д.

Основной и важнейшей частью метода является существующая определенная угроза (проблема). В качестве угрозы (проблемы) могут использоваться угроза жизни, здоровью; потеря статуса, семьи, друзей, комфорта, процветания; некачественная работа того или иного прибора и т.д.

Создание негативного или позитивного отношения к тому или иному объекту происходит с помощью связывания того или иного объекта с угрозой (проблемой) или избавлением от нее. В том случае, если основной целью применения данного метода является создание негативного отношения к одному из объектов, этот объект связывают с угрозой. А в том случае, если основной целью является создание позитивного отношения - этот объект связывают с избавлением от данной угрозы.

Например, одной из форм метода является использование «страха изменений». Люди обычно опасаются изменений, в особенности неожиданных и тех, над которыми они не властны. Цель использования страха изменений состоит в предупреждении тех или иных действий целевой аудитории. Создание установки на осуществление определенных действий производится с помощью связывания этих действий с избавлением от угрозы (решения проблемы). Создание установки на воздержание от определенных действий, непрепятствие осуществлению действий создается через аналогичное связывание их со способом избавления от угрозы.

Данный метод применяется в двух формах:

  1. С прямым обращением к целевой аудитории, когда в качестве действующих лиц сообщений, использующих данный метод, выступает целевая аудитория, которой непосредственно и направлено сообщение.
  2. С косвенным обращением к целевой аудитории, когда в качестве действующих лиц сообщений, использующих данный метод, выступает некая абстрактная, как правило, похожая по характеристикам аудитория.

В качестве факторов, влияющих на эффективность данного метода выступают:

  1. Реальность осуществления угрозы для целевой аудитории, а также для аудиторий, близких целевой. Например, для увеличения эффективности метода, в качестве объекта угрозы нередко рассматриваются дети, пожилые люди, женщины то есть те категории, которые могут противостоять угрозе в минимальной степени, что увеличивает эмоциональное воздействие угрозы.
  2. Степень негативности последствий осуществления угрозы.
  3. Уверенность аудитории, что после тех или иных действий с ее стороны угроза исчезнет или уменьшится (проблема полностью или частично будет решена).
  4. Четкость и простота тех действий, которые приведут к устранению данной угрозы (решению проблемы), степень осуществимости этих действий для целевой аудитории.

На выборах Президента РФ этот метод активно использовал Г. Явлинский. Один из роликов начинался с кадра с правительственной автомашиной марки «Мерседес» с государственным номером и воющей сиреной, которая проезжает по улице и обдает грязью очередь людей, стоящих около магазина с надписью «Молоко», «Продукты». Из магазина выходит продавщица и обращается к очереди: «Передайте, чтоб больше не занимали». После этого происходит короткий диалог между женщиной и мужчиной с ребенком.

Женщина: «Приехали... А Вы, молодой человек, за кого голосовали?»
Мужчина: «Да я на выборы вообще не ходил...»
Женщина: «А я ходила, думала, хоть этот порядок наведет, навел...»
Мужчина: «Да за экономиста надо было голосовать. За Григория, за Явлинского, он бы смог все наладить».
Женщина: «Да».
Голос за кадром: «Голосуй за свое будущее».

В этом ролике моделируется ситуация «после выборов», в качестве «проблемы» позиционируются следующие негативные последствия голосования: очереди за продуктами, пренебрежение власти к народу, не оправдавшиеся надежды на порядок. При этом с проблемой однозначно связывается образ В. Путина - конкурента Г. Явлинского на выборах Президента РФ. Это достигается как с помощью правительственного «Мерседеса», так и через слова женщины «А я ходила, думала, хоть этот порядок наведет» (В. Путин в большей степени, чем другие кандидаты, связывается в общественном сознании с «порядком»). Таким образом, позиционируемая проблема связывается с В. Путиным. После этого, позиционируется решение проблемы: «Голосуй за свое будущее. Григорий Явлинский. Разум, воля, результат».

Еще один ролик Г. Явлинского использует этот метод по той же схеме, но в еще более явной форме. Этот ролик начинается с кадров отстреливающихся военных (»старший» и «младший»), которые под звуки выстрелов перебрасываются фразами о том, кто из них ходил на выборы и за кого голосовал:

Младший: «Да я вообще против всех был и на выборы не ходил...»
Старший: «А я ходил, думал порядок наведет,... навел».
Младший: «Да за экономиста нужно было голосовать... За Григория, за Явлинского мы бы с этими по-другому разобрались...»
Старший: «Да».
Оба продолжают отстреливаться.
Голос за кадром: «Голосуй за свое будущее...»
Надпись: «Григорий Явлинский. Разум, воля, результат».

В качестве проблемы здесь выступает война. При этом В. Путин однозначно связывается с войной, а Г. Явлинский - явно с решением этой проблемы.

При этом надо заметить, что несмотря на грамотную и интересную схему ролика, связку «за экономиста» и «мы бы с этими по-другому разобрались» вряд ли следует признать удачной, поскольку она создает не самые удачные ассоциации с формой решения данной проблемы.

Окончание статьи - в следующем номере альманаха.

Максим Григорьев

проведения беседы с офицерами и прапорщиками

Тема: « И ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ЛИЧНОГО СОСТАВА ОТ НЕГАТИВНОГО ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ»

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ

1) Информационная безопасность: сущность и содержание.

2) Роль и место психологических операций в информационной войне.

Время — 2 часа

Метод – рассказ, беседа.

Место проведения – учебный класс

Цели занятия :

  1. Разъяснить сущность и особенности психологического воздействия на войска.
  2. Формировать у пограничников навыки работы с различными видами социальной информации.
  3. Воспитывать у пограничников качества необходимые для противодействия негативного информационно-психологического влияния со стороны противника.
  4. Формировать психологическую готовность переносить трудности в условиях учебной и служебной деятельности.

3). Защита личного состава от негативного информационно-психологического воздействия.

ВВЕДЕНИЕ

Структурные изменения в мировом порядке, происходящие в течение последних нескольких лет, привели к кардинальному изменению геополитического положения и расстановки сил в мире. Сегодня мировое сообщество находится на этапе перехода от противостояния двуполярной структуры «Восток — Запад» к новым международным отношениям, которые открывают большие возможности для конструктивного сотрудничества, урегулирования спорных вопросов и конфликтов политическими средствами, путем диалога, взаимоприемлемых компромиссов.

Для России происшедшие изменения в гораздо большей степени, чем для других государств, оказали самое прямое и кардинальное воздействие практически на все стороны ее международного и внутреннего положения, в том числе и на подход к проблемам национальной безопасности.

Безопасность — сложнейшее социально-политическое явление, смысл которого любому представляется вполне понятным. Это прежде всего отсутствие опасности жизненно важным интересам, представляющим собой совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

До недавнего времени и в теории, и на практике основное внимание уделялось обеспечению военной безопасности государства. Сегодня уже стала очевидной ограниченность данного подхода, так как научно-техническая революция привела к созданию информационного сообщества, где одним из главных факторов владения современным миром, основным инструментом власти считается информация. Информация становится стратегическим национальным ресурсом, одним из основных богатств государства. Однако быстрое совершенствование информационных технологий, проникновение их буквально во все сферы жизнедеятельности людей повлекли, помимо несомненных преимуществ, и появление ряда стратегических проблем.

Важнейшей среди них стала необходимость обеспечения информационной безопасности личности, общества, государства и его институтов. Анализ процессов в этой сфере свидетельствует о появлении новых видов войн — информационных, поражение в которых несоизмеримо по своим последствиям с поражением в обычной войне. Неспособность обеспечить надежную защиту информации, своих национальных духовных ценностей может привести к разложению социальных институтов государства, в том числе и силовых структур, ставит под сомнение историческую перспективу развития любого общества.

В общей системе обеспечения информационной безопасности государства должны решаться и проблемы информационной безопасности войск. наряду с другими, основными направлениями этой деятельности в органах и войсках ФПС России, является защита личного состава от негативного информационно-психологического воздействия и противодействие психологическим операциям, направленным на снижение морального духа личного состава.

ВОПРОС 1. Информационная безопасность: сущность и содержание

Еще в древнем мире пришли к выводу, что воздействие информацией пред­ставляет собой мощное оружие. В Китае, например, еще в четвертом веке до нашей эры осуществление информационного воздействия на противника счита­лось частью военного искусства.

Для достижения победы воюющие стороны распространяли слухи о преоб­ладающем числе своих войск, о якобы задуманном маневре сил и средств, о лояльном обращении с пленными, о наличии но­вого оружия, демонстрировали военную мощь, создавали и распространяли мне­ние о непобедимости и т.д. Поступая таким образом, они стремились оказать ин­формационное давление на сознание, чувства, волю гражданского населения, вои­нов противника с целью изменить их взгляды, отношения, поведение и тем самым, мобилизовать свой потенциал и деморализовать противника.

Сегодняшняя действительность настоятельно требует по новому подходить к проблемам национальной безопасности. Все более очевидным становится тот факт, что в противоборстве отдельных государств и целых их коалиций вырисовывается феномен нового явления.

Все большую и большую значимость приобретает так называемое «несмертельное» оружие, к числу которых относится и информационно-психологическое. Широкая информатизация вооруженных сил создала качественно новую ситуацию в развитии военного дела. Наглядной иллюстрацией этого служат вооруженные конфликты и войны последних десятилетий 20-го века, особенно события в зоне Персидского залива. Их анализ со всей очевидностью свидетельствует о том, что ход и исход боевых действий любого масштаба в современном мире определяются искусством ведения информационной войны.

Современная научно-техническая революция произвела подлинный переворот в информационной борьбе: более активно и глобально стали проводиться психологические операции, развивается радиоэлектронная борьба, интенсивно внедряются новые информационные технологии, все более масштабными становятся ее последствия.

Итак, информационная война — представляет собой действия, предпринимаемые в целях достижения информационного превосходства путем воздействия на информацию, основанные на информа­ции процессы, информационные системы и компьютерные сети противника, при одновременной защите своих собственных, основанных на информации процессов, информационных систем и компьютерных сетей.

Следует различать два направления информационной войны: информационно-техническую и информационно-психологическую.

В информационно-технической войне главными объектами воздействия и защиты являются информационно-технические системы: связи, телекоммуникации, радиоэлектронные, компьютерные и другие.

В информационно-психологической войне главными объектами воздействия и защиты являются психика личного состава и населения противостоящих сторон; системы формирования общественного мнения и принятия решений.

Изучение вооруженных конфликтов второй половины 20-го века показывает, что произошел перенос усилий в сторону применения сил и средств информационно-психологического воздействия, причем на более ранний период, то есть до начала боевых действий, появились новые способы их применения.

Человеку кажется, что он думает о том, о чем хочет, а поступает так, как думает. На самом деле его жизнь постоянно находится в зависимости от поступающей внутренней и внеш­ней информации. Именно в этом смысле может идти речь о новом, наиболее современном, не смертельном виде оружия, а именно — информационном. Это прежде всего специально подобранная информация, под воздействием которой человек выполняет заранее запланирован­ные со стороны других (воздействующих) социальных субъектов действия. Как правило, поведение человека зависит не непосредственно от данной ситуации, а от того, как она воспринимается его сознанием и обусловлено системой эталонов, психологических установок, которые принимаются под воздействием социальной среды и личного опыта, психологических факторов. Зная эту «систему», можно прогнозировать поведение людей, а создавая ее, — вызывать желаемое поведение. Составленная программа поведения человека требует не прямого, не явного, а скрытого, постепенного и систематического воздействия информации на психику, в первую очередь на эмоциональные и бессознательные сферы, в опреде­ленное время и в определенном месте.

Следует отметить, что проблема обеспечения информационной безопасности в нашей стране до недавнего времени не только не выдвигалась, но и фактически игнорировалась. В последние годы в России осознана необходимость обеспечения информационной безопасности. В составе Совета безопасности создана Межведомственная Комиссия по информационной безопасности, осуществляющая функции координации работ в этой области. Разработан проект Концепции (Доктрины) информационной безопасности Российской Федерации.

Под информационной безопасностью Российской Федерации принято понимать состояние защищенности жизненно важных интересов граждан, общества и государства в информационной среде. В свою очередь, информационная среда общества — это совокупность информационных ресурсов, система формирования, распространения и использования информации, информационной инфраструктуры.

Следует иметь ввиду наличие как внешних, так и внутренних угроз информационной безопасности, как совокупности факторов, создающих опасность функционированию и развитию информационной среды общества. В частности, к внешним угрозам можно отнести такие, как: стремление некоторых стран к доминированию в мировой информационной сфере; разработка рядом государств концепций «информационных войн», предусматривающих создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира, стремление некоторых государств сократить использование русского языка как средства общения.

К числу внутренних угроз информационной безопасности следовало бы отнести: отсутствие исторического, политического и социального опыта жизни в гражданском обществе и правовом государстве, существенно затрудняющее процесс практической реализации конституционных прав и свобод граждан, в том числе и в информационной сфере; отсутствие заметных успехов в осуществлении экономических преобразований общества; разрушение нравственных ценностей российского общества.

К основным задачам обеспечения информационной безопасности целесообразно отнести:

  • определение жизненно важных интересов общества и государства в информационной сфере, выявление, оценка и прогнозирование угроз информационной безопасности;
  • разработку основных направлений государственной политики обеспечения информационной безопасности, комплекса мероприятий и механизмов реализации этой политики;
  • совершенствование нормативно-правовой базы; координацию деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в области обеспечения информационной безопасности;
  • совершенствование организации, форм, методов и средств предотвращения и нейтрализации угроз информационной безопасности и ликвидации последствий проявлений этих угроз;
  • обеспечение условий для активного участия в процессах создания и использования глобальных информационных сетей и систем.

За последние годы в Российской Федерации начато формирование базы правового обеспечения информационной безопасности на различных уровнях, развернута работа по созданию механизмов ее реализации в органах государственной власти и организациях.

Вместе с тем, анализ современного состояния информационной безопасности в различных сферах и областях жизнедеятельности личности показывает, что ее уровень не в полной мере соответствует потребностям общества и государства. Современные условия политического и социально-экономического развития страны вызывают обострение противоречий между потребностями общества в расширении свободного обмена информацией и необходимостью сохранения отдельных ограничений на ее распространение.

Недостаточная защищенность информационных ресурсов приводит к утрате важной политической, экономической, научно-технической и военной информации.

Необеспеченность прав граждан на доступ к информации, манипулирование информацией порой вызывают негативную реакцию населения, что в ряде случаев ведет к дестабилизации социально-политической обстановки в обществе.

В этой связи следует особо подчеркнуть, что реализация различного вида угроз информационной безопасности может создать препятствия на пути равноправного сотрудничества России с зарубежными странами, затруднить принятие важнейших политических, экономических и других решений, подорвать авторитет Российской Федерации на международной арене, нарушить баланс интересов личности, общества и государства, дискредитировать органы государственной власти, спровоцировать социальные, национальные и религиозные конфликты, инициировать забастовки и массовые беспорядки.

Для прогрессивного общественного развития страны, ее обороноспособности и пограничной безопасности наибольшую опасность представляют нарушения конституционных прав граждан на деятельность в информационной сфере; все виды разведывательной деятельности зарубежных государств; психологические операции вероятных противников; деятельность иностранных политических, экономических и военных структур, направленная против интересов Российской Федерации. Эти угрозы будут представлять особую опасность в условиях обострения военно-политической обстановки.

Наиболее чувствительной к негативному информационно-психологическому воздействию является сфера духовной жизни. Серьезной опасности подвергаются общественное сознание и политическая ориентация различных групп населения страны (регионов); система формирования общественного мнения и информирования населения о событиях социально-политической и экономической жизни страны. Поэтому предотвращение и нейтрализация угроз в этой сфере требуют решения с учетом культурных и исторических традиций нашей многонациональной страны. И лишь на этой основе возможно выявление наиболее реальных для конкретного региона угроз, оценка степени их опасности, определение основных направлений деятельности командования, штабов, структур по воспитательной работе по защите личного состава, созданию наиболее благоприятных условий для решения служебно-боевых задач.

ВОПРОС 2. Роль и место психологических операций в информационной войне

Информационное воздействие применялось еще в войнах рабовладельческих государств. Однако лишь с началом 20-го века оно приобрело наиболее четкие научные очертания.

Сегод­ня способы воздействия на образ мышления и поведения людей стали более совершенными, а в силу этого более действенными. Но цель их сохранилась — спо­собствовать достижению своих целей, решению конкретных задач посредством разнообразных способов и приемов изменения мнений, чувств и отношений, а в конечном итоге и поведения групп людей, являющихся объектом информацион­ной войны.

В настоящее время в западных странах весь комплекс мер информационно-психологического воздействия на войска, и население противника обозначается термином «психологические операции».

Термин «психологические операции» (вместо термина «психологическая война» представляет собой самостоятельный вид воздействия, эффективное оружие, применение которого может позволить вообще отказаться от военной силы.

В армиях НАТО организация психологических операций регламентируется директивами, уставами и наставлениями. Согласно руководящим документам НАТО, психологические операции — это спланированная психологическая деятельность в мирное и военное время, направленная на противника, дружественные и нейтральные аудитории в целях влияния на их поведение и отношения (взгляды), связанные с достижением определенных политических и военных целей.

. В армии США деятельность командиров в определении общих ориентаций, масштабов, интенсивности, форм и методов осуществления, информационных и психологических акций в рамках психологических операций регламентируется полевым уставом «Психологические операции» (1993г.). В нем психологические операции определяются как спланирован­ные операции по передаче иностранным аудиториям выборочной информации и установок с целью повлиять на их эмоции, мотивы, объективные сужде­ния и в конечном счете на поведение иностранных правительств, органи­заций, групп и отдельных личностей.

Психологические операции подразделяются на стратегические, оперативные и тактические. Стратегические — проводятся в глобальном масштабе для достижения долгосрочных целей, в интересах создания благоприятной обстановки для ведения боевых действий. Оперативные — осуществляются в определенных регионах и преследуют среднесрочные цели по поддержке военных кампаний или крупных военных операций. Тактические — реализуются с краткосрочными целями и направляются на поддержку боевых действий войск в тактическом звене. Весь этот целостный комплекс операций планируются и проводятся на основе решений главнокомандующих, командующих и командиров различных рангов в мирное и военное время.

В задачи психологических операций, проводимых в рамках информационной войны, входят:

— доведение дискретных сообщений до систем управления, разведки и связи противника;

— создание у противника представлений и мнений, которые могут быть использованы в интересах оперативной маскировки и дезинформации вражеского командования и разведывательно-информационных систем;

— информирование иностранного населения о целях, намерениях и бо­евой мощи американских войск (сил); снижение потерь среди мирного населения и минимизация ущерба гражданским объектам в ходе боевых действий;

— повышение эффективности демонстрации противнику боевой мощи сво­их войск призывами к сдаче в плен и усиление имиджа технологического превосходства США.

— снижение эффективности пропагандистских и дезинформационных кампаний противника против американских войск, дискредитация источни­ков нападок средств массовой информации на операции ВС США и/или многонациональных сил.

Основными задачами психологических операций, проводимых в рамках подготовки к вооруженному вторжению, считаются: убеждение общественного мнения в правильности военного вмешательства; воздействие на военно-политическое руководство противника и его союзников с целью заставить их отказаться или воздержаться от вступления в войну; подрыв доверия к руководству страны; взаимодействие с силами, ведущими борьбу в подполье; воздействие на население дружественных стран; содействие развитию доброжелательности населения нейтральных стран; подрыв морального духа, создание обстановки неуверенности и беспокойства среди личного состава армии противника, снижение его боеспособности; проведение аналитической работы по вскрытию уязвимых мест противника.

Сам термин «психологические операции» указывает на то, что для достижения целей подрывной деятельности широко привлекаются выводы психологической науки и, что они направлены, в первую очередь, на изменение психологических (психических) состояний противника.

Показательным примером эффективности информационно-психологического воздействия является военный конфликт в зоне Персидского залива в 1990-1991 гг. Обращает на себя внимание высокая информационно-техническая оснащенность подразделений психологических операций многонациональных сил. На их вооружении находились мобильные и стационарные технические средства. Информация, распространяемая с помощью телевидения и радио, являлась основным средством информационно-психологического воздействия. При этом приоритет отдавался американским средствам массовой информации. Например, передачи службы новостей Си-Эн-Эн, транслировались в более чем 90 странах. Для устойчивого приема программ западных радиостанций на территориях Ирана, Кувейта и Саудовской Аравии были установлены ретрансляторы большой мощности. Через них круглосуточно велись передачи радиостанции «Голос Америки» на арабском языке,передачи которой готовили специалисты 4-й группы психологических операций США.

В Ираке было распространено около 50 тысяч транзисторных радиоприемников с фиксированными частотами, на которых работали радиостанции подразделений психологических операций многонациональных сил.. Широко применялась и печатная продукция прежде всего листовки. Все средства информационного воздействия внушали идею о непобедимости многонациональных сил и абсурдности сопротивления им. При этом принимались меры по дезинформации противника относительно сроков начала наступления многонациональных сил. Результатом этой информационно-психологической кампании явилось то, что к началу военных действий до 40-60 процентов личного состава иракской армии были деморализованы или психически подавлены.

После завершения войны в Персидском заливе психологические операции различного масштаба осуществлялись для поддержки действий США и их вооруженных сил в Иракском Курдистане (1991 г.), в Сомали (1993 г.), в Боснии и Герцеговине (1993 г.), на Гаити (1994г.).

В настоящее время информационно-психологического воздействие в системе ПсО считают следующие:

  • печатные средства: — листовки, плакаты, газеты.
  • — радио и телевидение.
  • — кино-, видеофильмы, аудиоматериалы и другие носители видео- и аудиоинформации.
  • — звуковещание, которое считается одним из самых эффективных средств информационно-психологического воздействия.

Современный уровень развития аудиотехники дает возможность использовать синтезаторы голоса, звуков, шумов, отличающихся большой значимостью для людей. Например, военнослужащие неожиданно могут услышать голос известного политического деятеля своей страны, призывающего их оставить поле боя или даже повернуть оружие против своих сослуживцев.

Таким образом, командирам и начальникам всех уровней управления, офицерам воспитательных структур следует постоянно иметь ввиду, что в мире появилась новая форма борьбы между государствами и их коалициями, а именно — информационно-психологическое противоборство. Это оружие не убивает людей физически, не разрушает города и другие объекты, но позволяет добиваться победы с минимальными потерями. Оно представляет собой самостоятельный, эффективный и сравнительно дешевый вид оружия будущих войн.

ВОПРОС 3. Защита личного состава от негативного

информационно-психологического воздействия

Знание целей, задач, методов и средств осуществления психологических операций позволяет определить необходимые и эффективные меры по противодействию психологическим мероприятиям противника, направленным на подрыв морально- психологического состояния, дезорганизацию служебно-боевой деятельности органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации.

Эффективность работы по защите личного состава от негативного информационно-психологического воздействия и противодействию психологическим диверсиям противника будет в решающей степени зависеть от того, насколько удастся командирам (начальникам), офицерам по воспитательной работе на практике реализовать принципы упреждения, доходчивости и эмоциональной насыщенности проводимых мероприятий.

Организуя эту работу, следует иметь в виду, что морально-психологическое состояние личного состава представляет собой степень мобилизованности отдельных воинов и настрой всего воинского коллектива на решение поставленных служебно-боевых задач.

Морально-психологическое состояние органов и войск определяет­ся: глубоким осознанием военнослужащими целей, важности деятельнос­ти по охране государственной границы; моральной готовностью к вы­полнению служебно-боевых задач; высоким профессионализмом; психоло­гической устойчивостью; эффективностью системы управления органами и войсками, верой в своих командиров (начальников); своевременным и всесторонним обеспечением органов и войск.

Противодействие информационно-психологическому воздействию представляет собой систему согласованных и взаимосвязанных по це­лям, задачам, объектам и времени информационно-психологических и оперативно-профилактических акций и мероприятий.

Основными направлениями деятельности по информационно-пси­хологическому противодействию следует считать:

— изучение и анализ военно-политической, идеологической и мо­рально-психологической обстановки в стране, регионе, местах дисло­кации органов и войск ФПС России;

— сбор, обобщение и анализ данных о возможностях противника и других источников осуществлять информационно-психологическое воз­действие.

— прогнозирование вероятного характера и возможных последствий осуществляемых психологических операций и мероприятий информацион­но-психологического воздействия на войска;

  • разъяснение личному составу приемов и техники ведения про­тивником подрывной пропаганды.

— упреждающее информирование личного состава о складывающейся обстановке

  • участие в организации и проведении мероприятий агитацион­но-пропагандистской
  • — формирование и поддержание психологической устойчивости и готовности личного состава к выполнению задач по охране государс­твенной границы в любых условиях обстановки;

— индивидуальная работа с лицами, наиболее подверженными восп­риятию негативного воздействия со стороны противника;

Формы, методы и способы противодействия информационно-пси­хологическому воздействию зависят от уровня управления и организа­ции, наличия времени, сил и средств, конкретной обстановки и других обстоя­тельств. Основными из них являются:

Информирование военнослужащих по актуальным вопросам жизни и деятельности российского общества, органов и войск ФПС России;

— контроль за публикацией материалов в средствах массовой ин­формации;

— сбор и уничтожение специальных радиоприемников, аудио- и видеокассет, распространяемых против­ника;

— выявление и ограничение каналов поступления негативной ин­формации;

  • повышение качества и действенности морально-психологического обеспечения по формированию у личного состава научного мировоззре­ния.

— разведка и уничтожение подразделений психологических опера­ций противника, а также технических средств их проведения;

Защита личного состава от психологических операций противника может быть представлена как система мероприятий по прогнозированию, профилактике, оценке, срыву информационно-психологического воздействия противника на наши войска и население и ликвидации его негативных последствий.

Прогнозирование ПсО противника заключается в превентивной оценке командирами, штабами, органами воспитательной работы сил и средств подрывных акций. Места их дислокации, пути выдвижения. Кроме того, как показывает опыт боевых действий в Корее, Вьетнаме, Афганистане, Персидском заливе, в населенных пунктах, на маршрутах передвижения войск возможно разбрасывание минирадиоприемников, настроенных на частоту станций органов ПсО.

Важным моментом прогнозирования является определение каналов информационно-психологического воздействия на личный состав наших частей и подразделений.

Командованию, органам управления, в том числе, структурам по воспитательной работе целесообразно выделять потенциальные объекты наиболее интенсивного психологического воздействия противника. Опыт свидетельствует о том, что таковыми, как правило, являются: солдаты и сержанты; военнослужащие по контракту; военнослужащие-женщины.

Важным моментом прогнозирования является определение возможного содержания и тематики информационно-психологических акций противника с целью снижения их эффективности или нейтрализации. Например, по взглядам военных психологов США, наибольший ущерб моральному духу войск наносят такие факторы, как: неблагоприятная социально-политическая обстановка в стране, опасности на поле боя, дискомфорт, недостаток пищи, отсутствие боевого опыта, негативное отношение к целям и действиям руководителей, недовольство командованием, перебои в снабжении и др. Следовательно, именно эти явления будут эксплуатироваться в процессе информационно- психологического воздействия на наших военнослужащих. В интересах нейтрализации или снижения эффективности психологического воздействия противника следует особое внимание уделять разъяснению военнослужащим истинных целей, задач, тематики, форм, методов, технических средств осуществления ПсО. Практика показывает, что если в экстремальной обстановке внезапно наступает событие, по отношению к которому у человека нет опыта реагирования, его поведение становится непредсказуемым. О том, с какими ухищрениями могут встретиться наши военнослужащие, свидетельствует листовка, психологическое воздействие которой изучалось в ходе одного из учений армии США. Вот ее текст: «Это не листовка, призывающая вас к сдаче в плен. Вас не просят сдаваться — вы сами будете вынуждены в течении часа прибыть к американцам за помощью. Этот простой кусочек бумаги радиоактивен. Пока вы читаете эти строки, через ваши пальцы пройдет достаточное количество рентгеновских лучей, чтобы создать в теле смертельную дозу радиации. Листовка специально обработана для того, чтобы умертвить вас в течении нескольких часов, если вы не перейдете к нам и не обратитесь за помощью. Мы гарантируем вам спасение». Ясно, что влияние такой информации на психологически неподготовленного военнослужащего может быть шокирующим. Знание же о самой возможности подобной провокации существенно снизит психологический эффект ее воздействия.

Особое внимание командиров, военных психологов должно быть уделено военнослужащим, потенциально наиболее подверженным психологическому воздействию. К ним можно отнести людей с заметной нервно-психической неустойчивостью, с высокой «мнительностью» и тревожностью, которые в сложных ситуациях нередко становятся индукторами паники.

Снижению эффективности психологических акций противника способствует непрерывное, объективное, психологически целесообразно структурированное боевое и политическое информирование военнослужащих. Необходимо своевременно разъяснять причины неудач и просчетов.

Срыв психологического воздействия противника на личный состав наших частей и подразделений достигается различными способами. Радикально решают эту задачу разведка, подавление и физическое уничтожение средств психологических операций противника. Однако это не всегда возможно. Поэтому необходимо активно включать военнослужащих в деятельность по решению стоящих задач, не допускать потери бдительности, Все агитационно-пропагандистские материалы противника должны немедленно собираться, изыматься у личного состава и после изучения уничтожаться. Все это следует сопровождать индивидуальной и групповой разъяснительной работой с военнослужащими.

Ликвидация последствий психологических операций противника предполагает анализ и оценку ее результатов, причин эффективности, наиболее слабых мест в системе информационно-психологической защиты войск; проведение психореабилитационных мероприятий с пострадавшими воинами; восстановление организованности и боеспособности дезорганизованных воинских подразделений; применение соответствующих санкций к виновникам, паникерам, предателям; определение мер по оптимизации всей системы противодействия ПсО противника и др.

Таким образом, обеспечение информационной безопасности органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации и защита личного состава от психологических операций противника являются важной составной частью морально-психологи-ческого обеспечения служебно-боевой деятельности по защите и охране Государственной границы, исключительной экономической зоны и континентального шельфа. Оно осуществляется командирами, начальниками, штабами, органами воспитательной работы на всех этапах подготовки и решения служебно-боевых задач и требует повседневной и кропотливой работы особенно в условиях возникновения угрозы вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации, осложнения обстановки на границе, нарушения правил режима Государственной границы, а также при участии в разрешении пограничных споров и конфликтов.

(3 оценок, среднее: 4,67 из 5)