Главная · Педагогические · Зеленов, николай андрианович. Священномученик николай зеленов, пресвитер Отрывок, характеризующий Зеленов, Николай Андрианович

Зеленов, николай андрианович. Священномученик николай зеленов, пресвитер Отрывок, характеризующий Зеленов, Николай Андрианович

23 февраля года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило его к заключению в концлагерь сроком на три года.

Отбыв наказание, отец Николай был назначен служить в Покровскую церковь села Пустошей Шатурского района Московской области.

18 апреля года священник Николай Зеленов подал прошение епископу Коломенскому о переводе его на имеющуюся в Коломенском викариатстве вакансию. Владыка определил отца Николая священником к Богородице-Рождественской церкви села Старынино Зарайского района Московской области.

– Следствию известно, что вы среди населения вели контрреволюционную деятельность. Признаете ли вы это?

– Нет, я это отрицаю...

– Следствию также известно, что вы среди населения высказывали контрреволюционную клевету на советскую власть и пораженческое настроение. Признаете ли это?

– Нет, я это отрицаю...

– Следствию известно, что вы призывали население при выборах в советы голосовать против коммунистов. Признаете ли это?

– Нет, я это отрицаю...

Причислен к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 30 июля года для общецерковного почитания.

Литература

  • Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД "Объект Бутово" 08.08.1937-19.10.1938 .М.:"Зачатьевский монастырь", 1997.С.129.
  • Синодик пострадавших за веру и Церковь Христову в Бутово . М.:ПСТБИ, Братство во Имя Всемилостивого Спаса, Община Храма свв. новомучеников и исповедников российских в Бутово, 1995. 19с.
  • Жития новомучеников и исповедников Российских XX века Московской епархии . Дополнительный том III. Тверь:"Булат", 2005. С.194-198.

Использованные материалы

  • БД ПСТГУ "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века"
  • Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии . Дополнительный том 3. Тверь, 2005 год, стр. 194-198

«Генерал» шинной отрасли, авторитет на уровне республиканской и федеральной элиты, неутомимый и неравнодушный общественный деятель – таким нижнекамцы знают почетного гражданина города, первого директора акционерного общества «Нижнекамскшина» Николая Зеленова. 28 мая Николай Александрович отмечает знаменательную дату – 85 лет со дня рождения.

ДЕЛО ВСЕЙ ЖИЗНИ

Николай Зеленов стал отцом-основателем шинного производства в Татарстане. Он возглавлял его 27 лет. За это время предприятие прочно встроилось в производственную цепочку «нефть – шины – автомобили». Нижнекамский шинный завод не только по объемам, срокам строительства, но и по темпам освоения производственных мощностей стал образцом для всей страны. По нему равнялись, у него учились…

Сила зеленовской мысли, особая позитивная энергетика, умение эффективно организовывать работу, вдохновить коллектив на большие свершения стали тем уникальным мотором, который не позволял останавливаться на достигнутом, всегда требовал движения вперед. Под руководством Николая Зеленова были построены оба завода «Нижнекамскшины», проведены первая реконструкция производства и установка оборудования известной итальянской фирмы, началась масштабная программа по выпуску высокоскоростных радиальных шин. Идеи создать фирменный товарный логотип и назвать марку шин коротко и понятно – «Кама», построить в Нижнекамске завод по производству шин с цельным металлокордом также принадлежат Николаю Зеленову.

Под руководством Николая Зеленова были построены оба завода «Нижнекамскшины», проведены первая реконструкция производства и установка оборудования известной итальянской фирмы, началась масштабная программа по выпуску высокоскоростных радиальных шин

Нижнекамский шинный гигант всегда находился в центре внимания руководства страны и республики. С именем Николая Зеленова ассоциировалось высокое качество татарстанских покрышек. Даже после трудных 90-х годов «Нижнекамскшина» смогла сохранить лидирующее положение среди шинных заводов России и стран СНГ. Ею закрывалось свыше 50 процентов комплектации российских автозаводов. Более того, на шине «Кама» остановило свой выбор и новое в то время совместное российско-американское предприятие «Дженерал Моторс – АвтоВАЗ» – для комплектации нового внедорожника «Шевроле Нива».

Огромное внимание «генерал» уделял и социальной сфере – строительство детского лагеря «Чайка» и дворца спорта «Юбилейный», санатория и базы отдыха, поликлиники, жилых домов и детских садов в Нижнекамске проходило при его под­держке, под его строгим контролем.

«Никогда, никогда, никогда не уступайте ничему, кроме своей чести и здравого смысла» – знаменитое изречение Уинстона Черчилля очень подходит в качестве жизненного кредо Николаю Александ­ровичу, как нельзя лучше характеризует эту масштабную личность, настоящего профессионала и прирожденного руководителя.

СЛАГАЕМЫЕ ЕГО УСПЕХА

Родина Николая Зеленова – город Лысково Горьковской области. После успешного окончания Московского института тонкой химической технологии он начал свою карьеру на Воронежском шинном заводе, где прошел путь от мастера до заместителя главного инженера. Приказом от 15 июня 1971 года Николай Александрович был назначен директором еще только строящегося шинного производства на Каме. Сам он не раз вспоминал, как тяжело пришлось в то время прежде всего из-за отсутствия профессиональных кадров, которые пришлось собирать по крупицам по всей стране, потом с их помощью растить и обучать новичков. Так что для многих специалистов Николай Зеленов стал не только руководителем, но и учителем. На производстве он знал все до мелочей, но при этом умел делегировать полномочия, выстроил эффективную систему управления, подготовил успешных топ-менеджеров. Его ученики в один голос утверждают, что во многом благодаря его мудрым, продуманным и взвешенным решениям, особому чутью, стратегическому мышлению и поразительному умению предвидеть будущее шинные заводы устояли в самые трудные для страны времена.

Николай Александрович – еще и яркий общественный деятель. Он неоднократно избирался депутатом Нижнекамского городского Совета, Государственного Совета Татарстана. Активную общественную деятельность ветеран продолжает и в свои 85 лет! По жизни он вечный оптимист, который своей энергетикой заряжает всех, кто находится вокруг него.

Глава Нижнекамского муниципального района, мэр Нижнекамска Айдар Метшин, говоря о Николае Александровиче, отмечает: «Я счастлив, что знаком с человеком, подарившим городу и людям мощный шинный комплекс, с человеком, который сделал так много для развития Нижнекамска. Николай Александрович для нашего поколения, безусловно, учитель. Он вырастил ту команду, которая стоит сегодня у руля «Нижнекамскшины». Это человек, который всегда отличался своей дальновидностью, смелостью, творческим подходом к любому делу. А его шутки, юмор… У Николая Александровича на любой случай найдется анекдот…»

А вот что вспоминает о нем Радик Ильясов, бывший генеральный директор ОАО «Нижнекамскшина»: «Николай Зеленов – это мощная, значительная фигура в масштабе Нижнекамска, республики и российской экономики в целом… Это настоящий эталон дальновидного хозяйственного руководителя. Он относится к той категории людей, которые способны в любых, самых непростых условиях решать сложнейшие задачи, возглавить работу на самых актуальных направлениях, четко понять стоящую перед коллективом задачу, найти способ ее решения и воплотить его на практике».

В чем же секрет Николая Александровича? Где находится та скрытая пружина, которая позволяет человеку собрать целеустремленную команду и так закрутить пространство вокруг себя, чтобы изменить в лучшую сторону окружающий мир?

Первая составляющая – умение мечтать, видеть, что ты получишь в итоге, тогда путь покажется вдвое легче. Эту черту характера Николая Зеленова как нельзя лучше иллюстрируют воспоминания Александра Приказчикова, который долгие годы возглавлял цех КИПиА на заводе массовых шин «Нижнекамскшины». «Вспоминаю встречу Николая Александровича с жителями Нижнекамска в концертном зале музыкального училища имени Салиха Сайдашева осенью 1973 года. Энергичный молодой руководитель своим рассказом о перспективах развития шинной промышленности в нашем городе и о том, как ведет себя шина на асфальте, покорил присутствующих». Уже в те годы Николай Александрович видел будущее своего детища и шел к намеченной цели.

Вторая составляющая грамотного руководителя – отсутствие страха сделать ошибку, умение идти на риск, ведь известно, что не ошибается только тот, кто ничего не делает. И таких ситуаций в жизни и карьере Николая Зеленова было немало. Переход на выпуск шин радиальной конструкции, модернизация производственных мощностей, строительство завода цельнометаллокордных шин и многие другие управленческие решения показывают масштабность его мысли, умение видеть перспективу и готовность поменять вектор движения в соответствии с вызовами времени.


И еще одно, может быть, самое главное. Для того чтобы все решения претворялись в жизнь, очень важно иметь коллектив единомышленников и доброжелательные отношения с коллегами. Николай Александрович очень тактично относится к людям. По воспоминаниям коллег, когда он шел по заводу, а ходил он обычно один, без свиты, всем было ясно: идет человек, который знает здесь все и может с каждого спросить за работу. И спросить довольно жестко. Он мог ругать за дело, но ни при каких обстоятельствах, ни словом, ни даже намеком не унижал достоинство человека. Его простую манеру общаться с людьми, открытость и душевное богатство знают и отмечают все, кто с ним работал, – от простых сотрудников до руководителей высшего звена. И за глаза его с любовью называют «дядя Коля».

Николай Александрович – еще и яркий общественный деятель. Он неоднократно избирался депутатом Нижнекамского городского Совета, Государственного Совета Татарстана. Активную общественную деятельность ветеран продолжает и в свои 85 лет!

«С 1975 по 1979 год я работал на заводе массовых шин, затем четырнадцать лет трудился главным инженером на заводе грузовых шин, семь лет был его директором, в 2007 году возглавил новый завод шин ЦМК, – вспоминает директор ООО «УК «Татнефть-Нефтехим» Анвар Вахитов. – И все эти годы чувствовал под­держку Николая Александровича и, самое главное, его доверие. С любым вопросом можно было к нему подойти, и вопрос тут же решался…»

Михаил Мохнаткин, бывший исполнительный директор ООО «Нижнекамский завод грузовых шин», рассказал, что у Николая Александровича было три основных принципа как у начальника: первый – профессионализм, второй – честность, третий – любовь к людям. И эти принципы соблюдались неукоснительно, стали ценным активом последующих поколений руководителей.

Имя Николая Александровича Зеленова навсегда вписано золотыми буквами в историю города, республики, страны. А заложенные им добрые традиции бережно сохраняются и передаются из поколения в поколение шинников.

От имени всех нижнекамцев сердечно поздравляем Николая Александровича с юбилеем и желаем отменного здоровья, счастья и семейного благополучия!

Валерия ЖУРАВЛЕВА

Фото: пресс-служба мэрии г. Нижнекамска

ЗЕЛЕНОВ НИКОЛАЙ АНДРИАНОВИЧ

Родился в деревне Поповка ныне Красносельский район Костромской области. Отец Николая умер вскоре после рождения сына от ран, полученных в Первую Мировую войну. Мать, оставшаяся одна с тремя детьми, сначала батрачила в Красном, а когда получила свой клочок земли, стала трудиться на ней. Когда же стал организовываться колхоз Елизавету Андреевну избрали председателем.

Николай помогал матери по хозяйству и учился в Красносельской семилетней школе. От Поповки до Красного было семь километров. Кроме того необходимо было переправляться через Волгу. Но это не остановило любознательного паренька, и он успешно закончил обучение в школе и поступил в Костромской землеустроительный техникум. После окончания техникума он был направлен работать землемером на Украине.

В Красной Армии с 1936 года. В 1937 году окончил 11-ю школу летчиков имени Пролетариата Донбасса, которая располагалась в городе Ворошиловграде (ныне г. Луганск). Во время отпуска из училища Николай женился на жительнице соседнего села Яковлевское.

После окончания школы лётчиков лейтенант Зеленов был направлен для прохождения службы в Ленинградский военный округ. В 1938 году в составе военно-воздушных сил округа был сформирован 154-й истребительно-авиационный полк, куда был переведён на должность лётчика и Зеленов. Полк был вооружён истребителями конструкторского бюро Н.Н. Поликарпова, монопланами И-16 и бипланами И-153.

На одном их этих типов самолётов Николай принял участие в советско-финской войне 1939 - 1940 годов. При этом он совершил более 10 вылетов на штурмовку войск противника и был награждён медалью «За отвагу». Кроме того он получил очередное воинское звание старший лейтенант, а в 1940 году от вступил в члены ВКП(б).

По состоянию на 22 июня 1941 года полк, в котором служил Зеленов, базировался в Пушкине и Зайцево под Ленинградом, имея на вооружении 47 самолётов И-16 и И-153 (в том числе 3 неисправных), но всего при 15 лётчиках. Но уже в июне 1941 года передал большую часть своих самолётов в другие подразделения и был вооружён истребителями МиГ-3 и Зеленову пришлось осваивать новую для себя технику.

Полк ведёт бои над подступами к Ленинграду, начиная с июля 1941 года, над Лугой, Плюссой затем, например, 18 августа 1941 года над Новгородом и Чудово, 21 августа 1941 года над Пушкиным. В сентябре 1941 года базируется на аэродроме Плеханово в Волховском районе.

В статье профессора Военно-воздушной академии им. Ю.А. Гагарина генерал-майора Зайцева, имеющейся в фондах Красносельского музея ювелирного и прикладного искусства утверждается, что свой первый самолёт Зеленов сбил 12 октября 1941 года. Данный факт подтверждается текстом представления Зеленова к присвоению звания Героя Советского Союза, подписанном командиром 159-го истребительного авиационного полка. В то же время в представлении к награждению орденом Красное Знамя, подписанном командиром 127-го истребительного авиационного полка говорится, что свой первый самолёт Ю-88 Зеленов сбил 15 августа 1941 года. Противоречия здесь нет. Видимо самолёт, сбитый Зеленовым в августе, числится сбитым в группе, когда точно установить того, кто подбил конкретный самолёт, установить не удалось. Факт же уничтожения самолёта 12 октября 1941 года официально подтверждён наблюдателями и поэтому он считается первым, лично сбитым Зеленовым самолётом.

Осенью 1941 года 154-й истребительный авиационный полк перебазировался в 27-й запасной авиационный полк под Вологду где прошёл обучение на самолёты P-40 «Tomahawk»,поступившие в нашу страну по Ленд-Лизу из США. 26 ноября 1941 года полк в двухэскадрильном составе перебазировался на полевой аэродром Подборовье и приступил к сопровождению транспортных самолётов, летящих в Ленинград и из него, выполнял эту задачу в течение месяца. Транспортные ПС-84 (Ли-2) в осажденный город перебрасывали продовольствие и другие грузы. Во время обратных рейсов вывозились женщины, дети, старики, раненые. В самолеты люди садились на глазах летчиков-истребителей, надеясь, что они их защитят, поэтому бои на трассе были исключительно ожесточенными. Истребители защищали транспортники до последнего, вплоть до тарана самолетов противника.

С этим периодом связана ещё одна не совсем понятная страница в боевой биографии лётчика Зеленова. Представление к награждению орденом Красного Знамени, имеющееся у автора, подписано командиром 127-го истребительно авиационного полка. По всей видимости, в конце 1941 года Зеленов какое-то время воевал в составе этого полка. Приказ о награждении лейтенанта Зеленова орденом Красного Знамени, первой его наградой в годы Великой Отечественной войны, был подписан командующим войсками Ленинградского фронта 26 февраля 1942 года. По всей видимости Зеленов на какое-то время был переведён в 127-й полк, но весной 1942 года он уже в своём родном 154-м полку.

С конца декабря 1941 года, 154-й истребительный авиационный полк снова перебазировался на аэродром Плеханово и обеспечивал прикрытие войск 54-й армии, а также охрану железной дороги на участке Мыслино — Пупышево — Георгиевский, железнодорожного моста через Волхов и Волховстроя. В январе — апреле 1942 года ведёт бои в основном над Погостье, Виняголово, Кондуя, Смердыня, Кордыня, Макарьевская пустынь обеспечивая действия 54-й армии в ходе Любанской операции. И в это время Зеленов уже в своём полку.

В ходе воздушных боёв в апреле 1942 года Зеленов одержал 4 двойные победы подряд, лично сбив 5 Ju-88, Ju-87, Ме-109F и Hs-126. 1 апреля 1942 года, прикрывая наземные войска 54-й армии в районе посёлка Макарьевская Пустынь, Зеленов, возглавляя шестёрку истребителей, вступил в бой с 9-ю бомбардировщиками противника Ju-87 и двумя истребителями Ме-109F. В том воздушном бою наши лётчики сбили 4 вражеских самолёта и один подбили. Зеленов сбил один самолёт. В тот же день наша группа из 6 самолётов, также возглавляемая Зеленовым, провела ещё один воздушный бой с 9-ю самолётами противника. И вновь Зеленов сбил ещё один вражеский самолёт.

30 апреля 1942 года, прикрывая район Волховской электростанции, звено во главе с Зеленовым встретило 6 самолётов типа Ju-88. Старший лейтенант повёл лётчиков в лобовую атаку. В этом бою было сбито 2 «Юнкерса», одного из них уничтожил командир звена. В этом же вылете звено Зеленова атаковало вторую группу бомбардировщиков противника, которая также была рассеяна. При возвращении на свой аэродром завязался бой с третьей группой «юнкерсов». Зеленов уничтожил ещё один Ju-88. Наше звено вернулось без потерь на свой аэродром.

К июлю 1942 года заместитель командира эскадрильи 154-го истребительного авиационного полка старший лейтенант Зеленов совершил 382 боевых вылета. В 47-и воздушных боях сбил лично 9 и в составе группы 8 самолётов противника.

9 июля 1942 года командир полка подполковник Матвеев и военный комиссар полка батальонный комиссар Сясин подписали представление на присвоение Зеленову «Высшей правительственной награды» (Так написано в представлении).

Но пока представление ходило по инстанциям, теперь уже гвардии капитан Зеленов продолжал совершать боевые вылеты.18 сентября 1942 года он в районе Новой Ладоги перехватил одиночный Ме-109 и после короткого боя, подбил его. Лётчик известной немецкой истребительной эскадры «Зелёное сердце», фельдфебель Петер Зиглер, имевший 49 побед, получил серьёзные ранения, не смог довести истребитель до своего аэродрома и разбился.

21 ноября 1942 года командир полка подписал представление о награждении командира эскадрильи капитана Зеленова орденом Отечественной войны 1-й степени. Приказом по войскам 13-й воздушной армии от 15 января 1943 года представление было удовлетворено и Зеленов был награждён вторым боевым орденом.

На следующий день после подписания представления, а именно 22 ноября 1942 года приказом Народного комиссара обороны СССР № 374 преобразован 154-й истребительный авиационный полк преобразован в 29-й гвардейский истребительный авиационный полк. И поэтому в тексте представления исправлен номер полка, а звание Зеленова исправлено на гвардии капитан.

Но вот и пришло долгожданное известие. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство старшему лейтенанту Зеленову Николаю Андриановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда.

Боевой счёт отважного лётчика продолжал расти. 23 марта 1943 года вдвоём со своим ведомым он дрался против 8 «юнкерсов». Два из них были подожжены. 3 апреля, бросившись на помощь молодому пилоту, Зеленов один вражеский самолёт сбил, а второй повредил. На следующий день он снова спас лётчика, атакованного двумя вражескими истребителями...

Наступление советских войск под Ленинградом и Новгородом в январе - феврале 1944 года проходило при безраздельном господстве в воздухе нашей авиации, что в значительной степени способствовало успеху соединений Ленинградского и Волховского фронтов. Но противник прилагал все усилия, чтобы изменить соотношение сил в свою пользу. В ходе боёв немецкое командование неоднократно перебрасывало на ленинградское направление новые авиационные части и соединения, доведя к началу марта самолётный парк до 400 единиц. В марте 1944 года неожиданно разгорелись ожесточённые воздушные бои.

7 марта 1944 года шестёрка истребителей под командованием гвардии капитана Зеленова вылетела на сопровождение эскадрильи пикирующих бомбардировщиков. При подходе к городу Тарту ему пришлось отражать нападение врага. При атаке двух Ме-109 Зеленов зашёл в хвост ведущему пары и с дистанции 50-100 метров сбил его. Ведомому удалось скрыться. Неожиданно на наши истребители напала группа FW-190. В завязавшемся бою, спасая своего ведущего В.Д.Деревянкина, только что сбившего одного «фоккера», младший лейтенант В.П.Гусев таранил вражеский истребитель. При ударе оба самолёта разрушились... Но товарищи отомстили за его смерть, сбив ещё 4 вражеские машины.

Н.А. Зеленов продолжал героически сражаться с врагом и дальше. 14 мая 1944 года за умелое руководство личным составом эскадрильи и за 10 лично сбитых самолётов противника командир полка подписал представление о награждении капитана Зеленова орденом Суворова 3-й степени. Приказом по войскам 13-й Воздушной армии от 21 июня 1944 года Зеленов был награждён вторым орденом Красного Знамени. Но получить эту награду герой не успел. 29 июня 1944 года он погиб в районе города Выборга...

Похоронен в городе-герое Ленинграде (ныне Санкт-Петрбург) на Шуваловском кладбище.

Всего за годы войны Н.А. Зеленов произвёл более 600 боевых вылетов, участвовал в 117 воздушных боях, в ходе которых лично сбил 24 самолёта противника и 9 в группе.

Приказом Министра обороны СССР от 4 мая 1967 года Н.А.Зеленов навечно зачислен в списки личного состава гвардейского истребительного авиационного полка. Имя его есть в списках в Зале славы Музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве.

Память о герое хранят и его земляки. Одна из улиц города Волгореченска, который построен уже после войны неподалеку от родины героя носит имя Героя Советского Союза Зеленова Николая Андриановича.

В дни празднования 70-летия Великой Победы имя Зеленова Н.А. занесено на памятные доски, размещённые на Монументе Славы на площади Мира в Костроме.

Семья Николая Андриановича в годы войны была эвакуирована в г. Куйбышев (ныне Самара), где и сейчас живут его внуки.

Источники:

  • Веричев А.В. Советская авиация в небе Волховского фронта.
  • Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. Том 1. М.: Воениз., 1987
  • Зайцев А.Д.,Рощин И.И.,Соловьёв В.Н. Зачислены навечно. Кн. 1. М.: Политиз,1990.
  • Голубев Е.П. Боевые звёзды. Кострома 2009 стр. 65-71
  • Железова А. Герой учился в школе села Сидоровское. Газета Энергетик 11 мая 2002.
  • Материалы из фондов Костромского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

Заведующий военно-историческим отделом

Костромского Государственного историко-архитектурного

и художественного музея-заповедника,

Белоус Михаил Александрович

Свя-щен-но-му-че-ник Ни-ко-лай ро-дил-ся в 1887 го-ду в сель-це Бо-че-ви-но Брон-ниц-ко-го уез-да Мос-ков-ской гу-бер-нии в се-мье кре-стья-ни-на По-ли-кар-па Зе-ле-но-ва.
С 1897 го-да он был пев-чим цер-ков-но-го хо-ра. Окон-чив в 1907 го-ду Вла-ди-мир-скую Ду-хов-ную се-ми-на-рию, Ни-ко-лай По-ли-кар-по-вич стал учи-те-лем цер-ков-но-при-ход-ской шко-лы се-ла Яков-це-во Му-ром-ско-го уез-да.
В 1911 го-ду он слу-жил диа-ко-ном в се-ле За-га-ри-но то-го же уез-да, а в 1912 го-ду был ру-ко-по-ло-жен во свя-щен-ни-ка к при-хо-ду в се-ле Го-ле-ни-ще-во Му-ром-ско-го уез-да, где про-слу-жил до июня 1917 го-да, ко-гда был на-зна-чен свя-щен-ни-ком в се-ло За-га-ри-но.
Про-слу-жив в За-га-ри-но до 1926 го-да, отец Ни-ко-лай был пе-ре-ве-ден в де-рев-ню Мар-ко-во По-кров-ской во-ло-сти, а с 1928 го-да до пер-во-го аре-ста отец Ни-ко-лай слу-жил в се-ле Сень-го-Озе-ро Ан-нин-ской во-ло-сти Оре-хо-во-Зу-ев-ско-го уез-да. Жи-те-ли се-ла лю-би-ли свя-щен-ни-ка и при-об-ре-ли ему ко-ро-ву. Де-тей у них с ма-туш-кой не бы-ло, жи-ли они весь-ма скром-но, не вла-дея прак-ти-че-ски ни-ка-ким иму-ще-ством.
По-во-дом к аре-сту по-слу-жи-ла ста-тья в мест-ной га-зе-те «Ко-ло-туш-ка» под за-го-лов-ком «Поп аги-ти-ру-ет про-тив кол-хо-за», опуб-ли-ко-ван-ная 24 ок-тяб-ря 1929 го-да. При-е-хав-ший в кол-хоз лек-тор-ан-ти-ре-ли-ги-оз-ник недо-уме-вал, по-че-му в се-ле Сень-го-Озе-ро, где чис-лит-ся 150 дво-ров, в кол-хо-зе со-сто-ит мень-ше 10 про-цен-тов. «Уста-нов-ле-но, что нема-ло-важ-ную роль в борь-бе с кол-хо-за-ми иг-ра-ет мест-ный поп… в про-ти-во-вес куль-тур-ной ра-бо-те из-бы-чи-таль-ни, ор-га-ни-зо-вал цер-ков-ный хор, мо-ло-дежь, под зву-ки по-пов-ской скрип-ки, изу-ча-ла ду-хов-ные пес-но-пе-ния», - пи-са-ла га-зе-та. Вы-рез-ка из га-зе-ты под-ши-та к де-лу с ре-зо-лю-ци-ей, да-ти-ро-ван-ной 26 ок-тяб-ря: «За-ве-сти де-ло и взять под стра-жу».
Уже на сле-ду-ю-щий день на-ча-лось до-зна-ние и бы-ли до-про-ше-ны сви-де-те-ли: пред-се-да-тель Сень-го-Озе-ров-ско-го кол-хо-за и ряд кол-хоз-ни-ков, ко-то-рые вы-сту-пи-ли про-тив свя-щен-ни-ка, утвер-ждая, что он ме-ша-ет раз-ви-тию кол-хоз-ной де-я-тель-но-сти, ве-дет ре-ли-ги-оз-ную про-па-ган-ду сре-ди мо-ло-де-жи.
3 но-яб-ря 1929 го-да от-ца Ни-ко-лая аре-сто-ва-ли и за-клю-чи-ли под стра-жу в арест-ный дом го-ро-да Оре-хо-во-Зу-е-ва. На сле-ду-ю-щий день со-сто-ял-ся до-прос. Свя-щен-ник ска-зал, что в кол-хо-зе «За-ря бу-ду-ще-го» все жи-те-ли се-ла ви-де-ли при-мер пол-ной бес-хо-зяй-ствен-но-сти: со-бран-ный уро-жай во-вре-мя не уби-рал-ся в хра-ни-ли-ще, ра-бот-ни-ки кол-хо-за ра-бо-та-ют с неохо-той и вя-ло, не так, как в сво-ем хо-зяй-стве. Об этих недо-стат-ках зна-ли все. Что же ка-са-ет-ся мо-ло-деж-но-го хо-ра, то он ор-га-ни-зо-ван был не им, а еще рань-ше же-ной быв-ше-го до него свя-щен-ни-ка.
- Ви-нов-ным се-бя в про-во-ка-ции про-тив кол-хоз-но-го стро-и-тель-ства не при-знаю, - за-кон-чил свой от-вет на до-про-се отец Ни-ко-лай.
Дру-гим об-ви-не-ни-ем про-тив от-ца Ни-ко-лая был от-каз с его сто-ро-ны со-вер-шить кре-ще-ние мла-ден-ца, крест-ной ма-те-рью ко-то-ро-го бы-ла кол-хоз-ни-ца. Яко-бы по-сле это-го слу-чая от-но-ше-ние к кол-хо-зу, осо-бен-но сре-ди тех, кто в него еще не всту-пил, ста-ло на-сто-ро-жен-ным: бу-дешь чле-ном кол-хо-за - свя-щен-ник де-тей кре-стить не бу-дет.
Са-ма крест-ная мать в сво-их по-ка-за-ни-ях опро-верг-ла этот факт. Отец ре-бен-ка ска-зал о том, что свя-щен-ник сна-ча-ла от-ка-зал-ся кре-стить ре-бен-ка, по-то-му что крест-ная мать, то-же недав-но ро-див-шая, еще не бра-ла мо-лит-ву со-ро-ко-во-го дня. Но, узнав, что мо-лит-ва ей бы-ла да-на в дру-гой церк-ви, ре-бен-ка окре-стил.
Мно-гие до-про-шен-ные по де-лу ука-зы-ва-ли, что дом свя-щен-ни-ка ча-сто по-се-ща-ет-ся мо-ло-де-жью, осо-бен-но в дни, ко-гда в кол-хо-зе про-во-дит-ся со-бра-ние или ка-кое-ни-будь об-ще-ствен-ное ме-ро-при-я-тие, на-прав-лен-ное на при-вле-че-ние в кол-хоз но-вых чле-нов.
Отец Ни-ко-лай под-твер-дил, что спев-ки в его до-ме про-во-ди-лись в пред-празд-нич-ные дни, при-хо-ди-ло 6-8 пев-чих, не счи-тая слу-ша-те-лей. «Я по-ни-маю, - ска-зал свя-щен-ник, - что, ес-ли бы я не устра-и-вал у се-бя до-ма ре-ли-ги-оз-ных спе-вок, мо-ло-дежь по-шла бы на по-си-дел-ки, так как в то вре-мя ни клу-ба, ни на-род-но-го до-ма и из-бы-чи-таль-ни в де-ревне не бы-ло… Ви-нов-ным се-бя в аги-та-ции про-тив кол-хо-зов я не при-знаю».
Во вре-мя след-ствия при-хо-жане об-ра-ти-лись к вла-стям с про-ше-ни-ем осво-бо-дить свя-щен-ни-ка «… на по-ру-ки до ре-ше-ния су-да, так как у нас дру-го-го свя-щен-ни-ка нет, при-хо-ды дру-гие от нас очень да-ле-ко… цер-ковь оста-ет-ся без служ-бы, кро-ме то-го, бы-ва-ют но-во-рож-ден-ные, умер-шие и боль-ные, тре-бу-ю-щие хри-сти-ан-ско-го об-ря-да». Про-ше-ние под-пи-са-ли око-ло ста че-ло-век. Но оно оста-лось без по-след-ствий.
6 фев-ра-ля 1930 го-да от-ца Ни-ко-лая пе-ре-ве-ли в арест-ный дом го-ро-да По-кро-ва. Осо-бое Со-ве-ща-ние при Кол-ле-гии ОГПУ 23 фев-ра-ля 1930 го-да при-го-во-ри-ло свя-щен-ни-ка Ни-ко-лая Зе-ле-но-ва к за-клю-че-нию в конц-ла-герь сро-ком на три го-да. От-быв на-ка-за-ние, отец Ни-ко-лай был на-зна-чен слу-жить в По-кров-скую цер-ковь се-ла Пу-сто-шей Ша-тур-ско-го рай-о-на Мос-ков-ской об-ла-сти.
18 ап-ре-ля 1933 го-да свя-щен-ник Ни-ко-лай Зе-ле-нов по-дал про-ше-ние епи-ско-пу Ко-ло-мен-ско-му о пе-ре-во-де его на име-ю-щу-ю-ся в Ко-ло-мен-ском ви-ка-ри-ат-стве ва-кан-сию. Вла-ды-ка опре-де-лил от-ца Ни-ко-лая свя-щен-ни-ком к Бо-го-ро-ди-це-Рож-де-ствен-ской церк-ви се-ла Ста-ры-ни-но За-рай-ско-го рай-о-на Мос-ков-ской об-ла-сти. На этом при-хо-де свя-щен-ник Ни-ко-лай Зе-ле-нов про-слу-жил до сво-е-го аре-ста.
Отец Ни-ко-лай был аре-сто-ван 22 но-яб-ря 1937 го-да За-рай-ским рай-он-ным от-де-ле-ни-ем НКВД и в тот же день до-про-шен.
- След-ствию из-вест-но, что вы сре-ди на-се-ле-ния ве-ли контр-ре-во-лю-ци-он-ную де-я-тель-ность. При-зна-е-те ли вы это?
- Нет, я это от-ри-цаю...
- След-ствию так-же из-вест-но, что вы сре-ди на-се-ле-ния вы-ска-зы-ва-ли контр-ре-во-лю-ци-он-ную кле-ве-ту на со-вет-скую власть и по-ра-жен-че-ское на-стро-е-ние. При-зна-е-те ли это?
- Нет, я это от-ри-цаю...
- След-ствию из-вест-но, что вы при-зы-ва-ли на-се-ле-ние при вы-бо-рах в со-ве-ты го-ло-со-вать про-тив ком-му-ни-стов. При-зна-е-те ли это?
- Нет, я это от-ри-цаю...
- След-ствию из-вест-но, что вы вы-ска-зы-ва-ли тер-ро-ри-сти-че-ские на-стро-е-ния про-тив ком-му-ни-стов. При-зна-е-те ли вы это?
- Нет, я это от-ри-цаю и ви-нов-ным се-бя в контр-ре-во-лю-ци-он-ной де-я-тель-но-сти не при-знаю.
До-прос был за-кон-чен. С мо-мен-та аре-ста и во все вре-мя непро-дол-жи-тель-но-го след-ствия отец Ни-ко-лай со-дер-жал-ся под стра-жей в тюрь-ме Ко-ло-мен-ско-го рай-о-на.
27 но-яб-ря 1937 го-да трой-ка НКВД при-го-во-ри-ла от-ца Ни-ко-лая к рас-стре-лу.
Свя-щен-ник Ни-ко-лай Зе-ле-нов был рас-стре-лян 3 де-каб-ря 1937 го-да на по-ли-гоне Бу-то-во под Моск-вой и по-гре-бен в без-вест-ной об-щей мо-ги-ле.

Про-то-и-е-рей Мак-сим Мак-си-мов

«Жи-тия но-во-му-че-ни-ков и ис-по-вед-ни-ков Рос-сий-ских ХХ ве-ка Мос-ков-ской епар-хии. До-пол-ни-тель-ный том 3». Тверь, 2005 год, стр. 194-198.



Родился 5 сентября 1917 года в деревне Поповка (Красносельский район Костромской области). Окончил 7 классов Красносельской школы, Костромской землеустроительный техникум. Работал землемером на Украине. С 1936 года в рядах Красной Армии. В 1937 году окончил Луганское военное авиационное училище лётчиков. Служил в ВВС Ленинградского военного округа. Участник Советско-Финляндской войны 1939-1940 гг. в составе 26-го ИАП, летал на И-15бис и И-153. Выполнил более 10 боевых вылетов на штурмовку войск противника, сбитых самолётов противника не имел.

С июня 1941 года лейтенант Н. А. Зеленов на фронтах Великой Отечественной войны в составе 194-го ИАП, летал на истребителе И-153. В сентябре 1941 года направлен заместителем командира эскадрильи в 127-й ИАП, где летал на И-153 и И-16. С декабря 1941 года сражался уже в 154-м ИАП (22 ноября 1942 года преобразован в 29-й Гвардейский ИАП), летал на американских Р-40 ("Томагаук", "Киттихаук") и Як-7.

К июлю 1942 года заместитель командира эскадрильи 154-го истребительного авиационного полка (8-я Армия, Ленинградский фронт) старший лейтенант Н. А. Зеленов совершил 382 боевых вылета, провёл 47 воздушных боёв, сбил лично 9 и в составе группы 10 самолётов противника (в наградном листе говорится о 9 личных и 8 групповых победах). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 802).

В июле 1943 года переведён командиром эскадрильи в 14-й Гвардейский ИАП (275-я ИАД, 13-я Воздушная армия), где летал на Як-1 и Як-9. 29 июня 1944 года Гвардии капитан Н. А. Зеленов погиб в авиационной катастрофе в районе города Выборга. К тому времени произвёл 606 боевых вылетов, провёл 117 воздушных боёв, в которых сбил лично 30 и в составе группы 12 самолётов противника.

Похоронен в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) на Шуваловском кладбище. Приказом Министра обороны СССР от 4 мая 1967 года навечно зачислен в списки личного состава Гвардейского истребительного авиационного полка. Именем Героя названа улица в городе Волгореченске (Костромская область), его имя увековечено на мемориале погибшим землякам.

Награждён орденами: Ленина (10.02.1943), Красного Знамени (26.02.1942, 21.06.1944), Отечественной войны 1-й степени (__.01.1943); медалями, в том числе "За отвагу" (10.02.1940), "За оборону Ленинграда" (1943).


* * *

Список известных воздушных побед Н. А. Зеленова:

Д а т а Противник Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
15.08.1941 2 Ю-88 (в гр. 2/6) Спасская Полисть И-16
12.10.1941 1 Ю-88 Новая Ладога
15.03.1942 1 Хш-126 (в паре) восточнее Бараки "Томагаук"
01.04.1942 1 Ю-88 (в гр. 1/6) восточнее Кордыня
1 Ю-88 западнее Смердыня
1 Ю-87 (в гр. 1/3) южнее Зенино
1 Ю-87 Сараи
1 Ю-87 (в гр. 1/6) юго-восточнее Кордыня
04.04.1942 1 Хш-126 (в гр. 1/5) южнее Малиновка
06.04.1942 1 Ме-109 болото Малуксинский Мох
1 Хш-126 юго-западнее Виняголово
15.04.1942 1 Ме-109 (в гр. 1/5) станция Погостье
30.04.1942 1 Ю-88 Веретье
1 Ю-88 (в гр. 1/3) Гороховец
1 Ю-88
1 "Хе-113" (в гр. 1/3) Хондрово
01.05.1942 2 Ю-88 Оломна
14.09.1942 1 Ю-88 южнее Кипуя "Киттихаук"
15.09.1942 1 Ю-88 Оломна
1 Ю-88 Малуксинские болота
15.01.1943 1 Ме-109 Мустолово
24.01.1943 1 Ме-109 южнее Мустолово
23.03.1943 1 Ю-88 Ям-Ижора
24.03.1943 1 Ме-109 южнее Мустолово
03.04.1943 1 ФВ-190 Красный Бор
13.04.1943 1 ФВ-190 Владимирская
10.07.1943 1 ФВ-190 Лодва Як-1
19.07.1943 1 ФВ-190 Владимирская
27.02.1944 1 Ме-110 северо-западнее Рогозинка Як-9
09.03.1944 2 Ю-87 Нарва
3 Ю-87 Вивикона
26.03.1944 1 ФВ-190 (в гр. 1/3) Иыхви
02.04.1944 1 Ю-87 (в паре) восточнее Педсери
08.04.1944 1 ФВ-190 северо-восточнее Парканова
07.05.1944 1 Ю-87 западнее Горово
1 ФВ-190
10.06.1944 1 "Брюстер" Матселька

Всего сбитых самолётов - 30 + 12; боевых вылетов - 606; воздушных боёв - 117.