Главная · Юридические · Основные подходы к изучению личности. Различные подходы к пониманию личности в психологии Какой подход трактует личность как носителя

Основные подходы к изучению личности. Различные подходы к пониманию личности в психологии Какой подход трактует личность как носителя

Павлова Анеля Васильевна

учитель истории

МОУ СОШ № 12 г. Вышнего Волочка Тверской обл.

Тестирование по теме: Личность, межличностные отношения.

    2 Какой из подходов в трактовке личности лишний в перечне?

А) антропологический б) социологический

В) персоналистический г) научный

2. Какой подход трактует личность как носителя общечеловеческих свойств?

А) антропологический б) социологический в) персоналистический г) научный

3. Соотнести имя ученого и его подход к трактовке личности.

А) антропологический б) социологический в) персоналистический

1) Л. Фейербах 2)К. Ясперс 3) Э. Дюркгейм

4. Неповторимые свойства и своеобразие взаимосвязей между ними – это:

А) индивид б) индивидуальность в) личность

5. Специфическая организация качеств, способностей, мотивов, ценностей, присущих данному индивиду, образующая его неповторимую личность в различных проявлениях – это……………

6. Структура личности: (дополнить недостающий элемент таблицы).

7. Соотнести понятие и определение.

А) Уровень рассмотрения личности с точки зрения индивидуальных отличий от других людей

Б) личность рассматривается с точки зрения качеств, которые проявляются только при взаимодействии с другими людьми.

В) определяет воздействие личности на других людей.

1)метаиндивидный 2) интроиндивидный 3) интериндивидный

8. Исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности, нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам З. Фрейд определил как

…………………………………..

9. Дайте оценку следующим высказываниям:

А. С точки зрения российского психолога Л. С. Выгодского психологический и биологический возраст личности полностью совпадают.

Б. Масштаб времени, включающий события, которые были до жизни человека и будут после его смерти называется историческим временем.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба высказывания верны 4) оба не верны

10. Высшей формой направленности личности называют:

А) стремления Б) убеждения В) желания Г) влечения

11.Соотнести понятие и определение.

А) Система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем.

Б) Осознанную потребность личности, побуждающую ее действовать в соответствии с ценностными ориентациями.

В) Готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами.

Г) Глубокие переживания, огорчения

1) альтруизм 2) мировоззрение 3) убеждение 4) фрустрация

12. Какой из перечисленных терминов лишний?

Мимика, речь, поза, жесты.

13. Соотнести тип собеседника и определение.

А. В беседу он включается не сразу, ему нужно время, чтобы прежде обдумать, составить план своих действий.

Б. С легкостью переключаются на общение от любых других занятий, контактны, хотя легко отвлекаются.

В. Слушатель он обычно идеальный, говорит вдумчиво, старается подобрать наиболее точные слова, не любит, когда его перебивают.

Г. Ему приходят в голову десятки версий, которые, впрочем, легко сменяются другими.

Д. Не склонен к внешней коммуникации. Ему часто кажется, что его не поймут.

1) интроверт 2) ригидный 3) мобильный

14. Соотнести понятие и определение.

А) устойчивый, а нередко и упрощенный образ какого-либо явления или человека, складывающийся в условиях дефицита информации

Б) это постижение эмоционального состояния другого человека, если можно так сказать, «вчувствование»

В) восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов

1) эмпатия 2) перцепция 3) стереотип

Ключ.

    А1, Б3, В2

    Структура личности

    Ценности, идеалы, убеждения

    А2, Б3, В1

    Ид

    А2, Б3, В1, Г4

    Речь

    А2, Б3, В2, Д1

    А3, Б1, В2

10 класс Тестирование по теме: Личность, межличностные отношения.+ Семья

1. Соотнести тип собеседника и определение.

А. В беседу он включается не сразу, ему нужно время, чтобы прежде обдумать, составить план своих действий.

Б. С легкостью переключаются на общение от любых других занятий, контактны, хотя легко отвлекаются.

В. Слушатель он обычно идеальный, говорит вдумчиво, старается подобрать наиболее точные слова, не любит, когда его перебивают.

Г. Ему приходят в голову десятки версий, которые, впрочем, легко сменяются другими.

Д. Не склонен к внешней коммуникации. Ему часто кажется, что его не поймут.

1) интроверт 2) ригидный 3) мобильный

2. Неповторимые свойства и своеобразие взаимосвязей между ними – это:

а) индивид б) индивидуальность в) личность

3. Семья в отличии от других малых социальных групп, характеризуется:

а) реальными контактами между членами, б) родственными отношениями, в) устойчивыми связями, г) общими традициями

4. Какой из подходов в трактовке личности лишний в перечне?

5 . Какой подход трактует личность как носителя общечеловеческих свойств?

а) антропологический б) социологический в) персоналистический г) научный

6. Соотнести понятие и определение.

А) устойчивый, а нередко и упрощенный образ какого-либо явления или человека, складывающийся в условиях дефицита информации

Б) это постижение эмоционального состояния другого человека, В) восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов

1) эмпатия 2) перцепция 3) стереотип

7. Дайте оценку следующим высказываниям:

А. С точки зрения российского психолога Л. С. Выгодского психологический и биологический возраст личности полностью совпадают.

Б. Масштаб времени, включающий события, которые были до жизни человека и будут после его смерти, называется историческим временем.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба высказывания верны 4) оба не верны

8. Высшей формой направленности личности называют:

а) стремления б) убеждения в) желания г) влечения

9. Семён интересуется историей. У него много друзей, среди которых он является неформальным лидером. Эти качества характеризуют Семёна как:

а) гражданина, б) личность, в) индивида, г) специалиста

10. Социальная группа, положение и поведение членов которой регламентируется нормативными документами, называется:

а) малой, б) большой, в) формальной, г) референтной

11. Индивидом человек становится:

а) после рождения; б) после получения образования; в) достигнув определённого возраста; г) заняв руководящую должность

12. Социализация человека начинается:

а) в детском возрасте; б) после получения образования; в) в результате начала трудовой деятельности; г) после достижения зрелого возраста

13. Верны ли следующие суждения о происхождении человека?

А) Человек является продуктом биологического развития; Б) Человек является продуктом культуры.

а) верно только А; б) верно только Б; в) верны оба суждения; г) оба суждения не верны

14. Общение протекает:

а) в микросреде; б) в макросреде; в) в малой группе; г) среди друзей; д) все ответы верны; е) все ответы не верны.

15. Интерактивная сторона общения - это:

а) обмен информацией между общающимися людьми; б) межличностное взаимодействие; в) восприятие, оценка и понимание людьми друг друга.

16. Человека, без сомнения изменяющего своё поведение в соответствии с групповым воздействием, называют:

а) конформистом; б) нонконформистом; в) коллективистом; г) самоопределяющейся личностью.

17 . Социальная норма – это:

а) правило поведения; б) стандарт поведения; в) регулятор поведения; г) обычаи и традиции; д) все ответы верны.

18. Приспособлением называется:

а) решение, удовлетворяющее интересы всех сторон; б) взаимные уступки; в) стремление выйти из конфликтной ситуации не решая её; г) сглаживание противоречий за счёт своих интересов; д) все ответы верны.

19. Соотнести имя ученого и его подход к трактовке личности.

А) антропологический б) социологический в) персоналистический

1) Л. Фейербах 2) К. Ясперс 3) Э. Дюркгейм

20. К каждому определению,данному под пунктами А, Б, В, подберите соответствующее понятие из пунктов 1, 2, 3.

А. Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого человека;

Б. Отдельно взятый представитель всего человеческого рода;

В. Неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств;

1. Индивид; 2. Индивидуальность; 3. Личность.

21. Найдите в приведенном ниже списке характеристики патриархальной (традиционной) семьи:

а) совместное проживание нескольких поколений; б) принятие решений всеми членами семьи; в) экономическая самостоятельность женщины; г) организация быта как основная экономическая функция; д) жёсткое распределение мужских и женских обязанностей; е) совместная производственная деятельность

22. Установите соответствие между функциями семьи и их проявлениями:

Проявление функций семьи Функции семьи

А) Распределение семейных обязанностей; 1. Рекреационная

Б) Совместное проведение досуга; 2. Хозяйственно-экономическая

В) Планирование семейного бюджета; 3. Воспитательная

Г) Передача традиций и ценностей;

Д) Снятие психологических нагрузок;

23. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов. Помните, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов.

А. Потребности, Б. Психика, В. Личность, Г. Культура, Д. Общение, Е. Семья, Ж. Контакты, З. Группа, И. Гуманизм.

В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них – о значении стиля общения с ребёнком для развития его (1). Теперь уже стало бесспорной истиной, что (2) также необходимо ребёнку. Как пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишён постоянных (3) со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растёт, худеет, теряет интерес к жизни.

Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение бывает не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» (4) ребёнка, ставит под удар его эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу.

Основные черты благоприятного стиля общения в семье определились в результате огромной работы психологов-гуманистов, теоретиков и практиков. (5) в воспитании основан, прежде всего, на понимании ребёнка, его нужд и (6), на знании закономерностей его роста и развития его личности.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

1. Понятие личности в научных исследованиях.

В настоящее время в научной литературе нет единого понимания и соответственно определения сущности личности. Можно выделить три основных подхода к трактовке лич­ ности : 1) антропологический; 2) социологический; 3) персоналистический.

Антропологический подход. Для антропологического под­хода к определению понятия личности характерно представ­ление о последней как о носителе общечеловеческих свойств. Личность в таком случае рассматривается лишь как родо­ вое понятие, обозначающее представителя рода человечес­ кого « homo sapiens », и уподобляется понятию индивида.

В свое время антропологический подход к человеку нашел свое классическое выражения в трудах Л. Фейербаха, который рассматривал его как продукт природы, игнорируя при этом весь многообразный контекст социальных отношений личности.

На позициях абстрактного антропологизма стоит, по су­ществу, весь классический бихевиоризм, рассматривающий человека как некое биосоматическое начало, которое опреде­ленным образом реагирует на стимулы внешней среды.

Социологический подход. Прин­цип социальной обусловленности психики был выдвинут еще Сен-Симоном. С позиций социологического под­ хода личность рассматривается прежде всего как объект и продукт социальных отношений , культурно-исторического развития. К.Маркс говорил, что «личность не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, в своей действи­тельности она есть совокупность общественных отношений». Данный подход получил развитие в работах французских социолога Э. Дюркгейма, этноло­га и философа Л. Леви-Брюля и психологов Т. Рибо, Ш. Блонделя, Хальбвакса, Ж. Пиаже. Ос­новной недостаток данного подхода заключается в том, что личность здесь лишается активности, субъектности.

Эволюция самого понятия личности (person) от обозначе­ния сперва маски, затем актера и, наконец, его роли дало тол­чок для развития представлений о личности как системе роле­вого поведения, обусловленного совокупностью социальных ожиданий, экспектаций. Это нашло свое выражение, в част­ности, в ролевых теориях личности, разраба­тываемой американскими психосоциологами Парсонсом, Мидом и др.

Персоналистический подход . В какой-то мере в качестве противовеса антропологическому и социологическому подхо­дам, рассматривающим личность как функцию биосоматичес­кой или социальной программ, существуют попытки понять и объяснить личность как некую абсолютно самостоятель­ ную и индивидуально-неповторимую целостность.

Стремясь подчеркнуть полную автономность личности, на­правленность ее интересов, воли и прав, прежде всего, и толь­ко на самое себя, основоположник американского прагмати­зма психолог В. Джеймс рассматривал в свое время личность как итог и воплощение собственности на свое тело и способ­ности, на семью и продукты своей деятельности, на свое твор­чество и материальное благосостояние.

Наиболее полное выражение персоналистическая трактов­ка личности получила в концепции экзистенциализма, усмат­ривающего сущность личности в ее абсолютной духовной са­мостоятельности и уникальности. Окружающая человека сре­да - природа и социальные отношения - создают «непод­линность» существования личности, мешают ей уйти в свой неповторимый внутренний мир. Заброшенный в современный индустриальный мир вещей человек теряет свою индивидуаль­ность, растворяя свое «Я» в массе.

Однако идеи, развиваемые в работах Хайдеггера, Сарт­ра, Ясперса и других крупнейших представителей экзистен­циализма, не дают достаточно аргументированного представ­ления о личности вообще, хотя и вскрывают многие теневые стороны бытия личности в условиях современного капитали­стического общества.

Отождествлять личность с индивидуальностью склонны и те авторы, которые считают, что личность не попадает в поле зрения интересов социолога, поскольку последний интересу­ется не индивидуальной неповторимостью людей, а социальны­ми типами.

Как очевидно, в данном случае почему-то исключается воз­можность совмещения в личности свойств социального типа с элементами индивидуальной неповторимости и уникальности. Нам же представляется, что одно совершенно не исключает другого.

Тенденция односторонней трактовки личности, состоящая в сведении понятия личности к се социальному положению, а также к совокупности се социальных отношений, функций и ролей и ведущая к недооценке целостности и относительной са­мостоятельности ее психического мира, самосознания и уникаль­ности, не дает оснований для другой крайности, состоящей в абсолютизации индивидуальной неповторимости личности.

Стремление рассматривать личность лишь как совокуп­ность уникальных психических процессов, свойств и состоя­ний безотносительно к ее социальному положению, функциям и ролям столь же ограничено по своим возможностям.

Интегральное определение личности . Все сказанное выше не исключает возможности и правомерности различных под­ходов к изучению и характеристике личности.

По-своему правомерен как антропологический, так и со­циологический и персоналистический подходы к исследова­нию рассматриваемой проблемы, но лишь в той мере, в какой они отражают действительное место, значение и роль в лич­ности общечеловеческого, социально-специфического и инди­видуально-неповторимого начал.

Но одно дело подход, а другое - определение личности. Не всякий подход дает основания для формулирования обоб­щенной дефиниции. А в данном конкретном случае таких ос­нований не дает ни один из рассмотренных подходов.

Нельзя не учитывать того, что, будучи одновременно как объектом, так и субъектом биосоциальных отношений, личность соединяет в себе также черты рода (общечеловеческое) с соци­ально-специфическими свойствами вида или, что в данном слу­чае то же самое, - социального типа, поскольку является но­сителем особенностей тех или иных социальных общностей.

Наконец, как общечеловеческое, так и социально-специ­фическое преломляется у человека через его индивидуально-неповторимые особенности.

Таким образом, в целом можно предложить следующее оп­ределение: личность - это интегральное понятие, характе­ризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоци­ альных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое.

2. Социально-психологическая структура личности

Б.Д. Парыгин говорит о двух основных параметрах социаль­но-психологической модели личности - статической и динами­ческой.

При интегральном, то есть самом обобщенном подходе, ста­ тическая структура личности может рассматриваться как бы состоящей из трех основных пластов: 1) общечеловеческого, биосоциального; 2) социально-специфического; 3) индивиду­ально-неповторимого. Главным признаком статической структуры остается ее отвлеченность от реального процесса динамики и формиро­вания личности, от ее конкретно-исторического психического состояния и поведения.

Динамическая структура личности фиксирует основные компоненты в психике индивида уже не в их отвлеченности от каждодневного существования че­ловека, а, наоборот, лишь в непосредственном контексте че­ловеческой деятельности. В каждый конкретный момент своей жизнедеятельности че­ловек предстает перед исследователем не как набор тех или иных образований, а как личность, пребывающая в опреде­ленном психическом состоянии, которое так или иначе отра­жается на сиюминутном поведении индивида.

Под динамической структурой личности подразу­ мевается та модель психического состояния и поведения чело­ века, которая позволяет понять механизмы взаимосвязи и взаимодействия между собой всех компонентов и структур­ ных пластов в психике индивида.

Основные параметры статической структуры личности.

Общечеловеческие психические свойства индивида. Обще­человеческие психические свойства индивида являются исто­рически первыми и, следовательно, фундаментальными обра­зованиями социальной психологии личности.

Общечеловеческим в психике человека является:

    наличие необходимого комплекса основных психических про­ цессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воля) и со­ стояний, подчиняющихся общим для всех людей психофизио­ логическим механизмам, без которых не может быть и речи о психической деятельности личности;

    факт био­ социальной детерминированности психического мира челове­ ка, проявление которого - такие устойчивые черты и свой­ ства личности, как ее темперамент и характер );

    факт социальности психики человека в отличие от пси­ хики животных.

Это обстоятельство находит свое выражение уже в самом элементарном акте психической деятельности людей, в ощу­щениях, поскольку в них сказывается специфически челове­ческий социальный опыт. Орел, как известно, видит дальше человека, но зато человек видит гораздо больше орла, подме­чая такие стороны и свойства явлений природы и общества, которые раскрываются лишь в практической, человеческой деятельности.

Социально-специфический опыт. Наряду с общечеловечес­ким необходимо различать социально-специфический опыт лич­ности. Здесь имеются в виду все те особенности психики лич­ности, которые связаны с фактом ее принадлежности к той или иной социальной общности или совокупности социальных об­щностей (этнических, классовых, политических, идеологичес­ких, экономических, профессиональных, национальных и т. д.).

За принадлежностью личности к той или иной общности или группе общностей стоит определенная программа пред­писанного извне поведения, которая находит выражение в си­стеме требований, норм, правил и шаблонов деятельности. Их принято различать по выполняемым функциям на роли, нор­мы, ценности и символы .

Общим для названных элементов социально-специфичес­кого опыта личности является то, что все они выполняют оп­ределенные функции, санкционируя, регламентируя, регули­руя и направляя поведение индивида.

Социальные роли - это предписанные обществом в целом, специфи­ ческой социальной организацией или конкретной совокупно­ стью групп права и обязанности личности, которые выте­ кают из ее социального положения.

Каждая из ролей, вытекающих из определенного статуса человека, в свою очередь, представляет собой целый набор прав и обязанностей по отношению к окружающим индивида в конкретной ситуации людям. Так, человек, исполняющий роль врача, обязан заботиться о здоровье пациента, своевре­менно ставить диагноз, применять нужные и эффективные меры лечения, быть внимательным, отзывчивым, гуманным и т. д. Вместе с тем врач имеет и целый ряд прав.

Роли личности весьма многообразны, человек является, как правило, одновременно и отцом семейства, и членом произ­водственного коллектива, и членом приятельской компании и т. д. В результате складывается некий «узел» прав и обязан­ностей личности, которые вытекают из набора ролей и обра­зуют ее социальное поле деятельности. Последнее есть целая система норм-шаблонов поведения, вытекающая из ролевой структуры личности.

Важнейшим компонентом социально-психологической структуры личности является еесамосознание .Существо самосознания состоит в способности и умении человека отделять себя от жесткой и довольно стереотипной как социальной, так и биологической программы поведения, которая характеризует его лишь как объект биосоциальных отношений.

Отношение к своему «Я», осознание своей индивидуаль­ности нередко ставится в один ряд с понятием самосознания личности. Между тем понятие самосознания личности далеко не покрывается ее осознанием своей индивидуальности, а пред­полагает осознание широкого круга своих отношений с соци­ альным миром.

В связи с этим правомерно говорить о социально-специфи­ческом самосознании личности. Последнее проявляется преж­де всего в том, как человек осознает свое специфическое со­циальное положение. Здесь подразумевается умение отделить себя от санкционированных извне норм и правил поведения. Но не для того, чтобы пытаться подняться над ними вообще, а лишь для того, чтобы отдать предпочтение одной из систем социальных ориентаций.

Если попытаться охарактеризовать основные аспекты со­ циально-специфического самосознания , то они, на наш взгляд, могут быть сведены к следующим: во-первых, к осознанию индивидом своего социального положения , предполагающе­го соотнесение этого положения с социальным положением других людей, отличных от данного индивида по их статусу; во-вторых, к осознанию индивидом санкционированных из­вне, предписанных обществом и его различными группами норм, требований, функций и ролей .

В свою очередь каждый из двух названных выше момен­тов предполагает более детальное расчленение на его состав­ляющие. Так, осознание индивидом своего социального поло­жения предполагает одновременно как национальное, так и классовое; как этническое, в том числе и земляческое, так и профессиональное самосознание.

Другими словами, здесь имеется в виду способность чело­века к осознанию всего того узла связей и отношений, кото­рые характеризуют его как представителя и функционера са­мых различных социальных общностей, начиная от малых групп (друзья, семья, учебный и рабочий коллектив и т. д.) и кончая такими большими социальными группами, как класс, нация и народ.

Точно так же многогранен и тот аспект самосознания лич­ности, который связан с ее способностью подняться над своим положением лишь в качестве объекта и продукта биосоциаль­ных отношений. Здесь подразумевается осознание человеком не только своих чисто социальных, но и биосоциальных потребностей и влечений, в том числе и тех, которые связаны с его отношением к природной среде, но также имеется в виду и способность личности к осознанию своей индивидуальности, то есть всего того, что характеризует неповторимость данно­го человека: его биосоциальных данных, жизненного опыта и жизненного пути.

Важным элементом в структуре самосознания личности яв­ляется самооценка человека, то есть его оценка своих воз­можностей и способностей, соотнесенная определенным обра­зом с его реальным положением и совокупностью выполня­емых им обязанностей, функций и ролей.

Таким образом, по своей структуре самосознание лично­сти представлено: I) родовым самосознанием, или фактом осоз­нания человеком своей принадлежности к человеческому роду; 2) социально-специфическим самосознанием, или фактом осоз­нания человеком своей принадлежности к определенной сово­купности социальных групп, представителем которых он яв­ляется (этому соответствует национальное, политическое, про­фессиональное, правовое самосознание); 3) индивидуальным самосознанием, или фактом осознания индивидом его инди­видуально-неповторимых особенностей, черт характера и спе­цифических жизненных интересов.

Модели динамической структуры личности. Важной осо­бенностью динамической структуры личности в отличие от ста­тической является ее приуроченность к какому-то конкретно­му отрезку времени, в течение которого можно говорить о состоянии психики или деятельности человека.

В соответствии с этим нужно различать два основных ас­пекта динамической структуры личности: внутренний, интро­спективный, и внешний, поведенческий.

Применительно к внешнему поведению человека, разли­чаемому на вербальное и невербальное, есть основания в ка­честве эквивалентов рассматривать соответственно вербаль­ный стереотип и шаблон невербального поведения, которые в совокупности образуют стереотипы социального поведения личности.

Последние характеризуют шаблон поведения или такую со­вокупность его элементов, которые носят относительно устой­чивый характер в той или иной ситуации, являясь наиболее приемлемой и привычной для индивида формой и нормой его ситуативной активности.

Основные направления изучения Личности в зарубежной психологии

В зарубежной психологии распространены различные подходы к изучению Личности :

1. Биогенетический подход ставит в основу развития Личности биологические созревания организма. Особенно ярко биологизм выступает в трактовке Личности Фрейдом. Согласно его учению все поведение Личности обусловлено биологическими влечениями, инстинктами и в первую очередь сексуальными влечениями (об этом говорил и Адлер: развитие Личности ребенка осуществляется через его идентификацию с родителями. Это делает его социализированным и нравственным). У развивающегося ребенка постоянный конфликт между бессознательными влечениями и социально усваиваемыми нормами. Поэтому развивающаяся Личность потенциально патологична: невротична и закомплексована. Структура Личности по Фрейду имеет следующие уровни (компоненты):

    ОНО – бессознательная часть психики, "бурлящий котел" биологических, инстинктивных влечений: агрессивных и сексуальных;

    Я – сознание. На Я воздействуют три силы: "ОНО", "Сверх-Я" и общество предъявляет свои требования человеку. "Я" старается установить гармонию;

    "Сверх-Я" – совесть, служит носителем моральных стандартов.

Для спасения от конфликта между "ОНО" и "Сверх-Я" "Я" применяет средства психологической защиты: проекция, рационализация, вытеснение и т.д.

2. Социогенетический подход – человек, рождаясь биологической особью, становится Личностью благодаря воздействию социальных условий жизни. Решающее значение отводится общению, психологическому взаимопониманию, в то время, как экономико-политические отношения людей и их влияние на Личности не учитываются (Дюркгейм).

Другой концепцией этого ряда служит так называемая теория научения. Жизнь Личности, ее отношения – есть результат подкрепляемого научения, усвоения сумм и навыков (Э. Торндайк, Б. Скиннер).

Весьма популярна в зарубежной психологии теория ролей . Она исходит из того, что каждый человек в жизни играет какую-то роль, одному ему предназначенную. В зависимости от исполняемой роли определяется характер поведения Личности, ее отношение с другими (Э. Берн).В итоге, каждая из этих теорий объясняет социальное поведение человека, не замкнутых в себе свойств среды, к которым человек вынужден как-то приспосабливаться, при этом совершенно не учитываются объективные общественно исторические условия человека.

3. Психогенетический подход не отрицает ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов. В нем можно выделить 3 течения:

      Концепции, отражающие предпочтение развитию познавательных сторон интеллекта (Ж. Пиаже, Дж. Келпи). Когнитивные теории Личности исходят из понимания человека как «понимающего, анализирующего», поскольку человек находится в информации, которую надо понять, оценить, использовать.

      Концепции, в центре внимания которых стоит развитие Личности в теории персонологические (К. Бюллер): развитие психики – инстинкт – навык – интеллект. Трактовка принципа целостности в жизнедеятельности человека и животных; потребность в самоактуализации.

      Концепции, объясняющие поведение Личности главным образом через влечения и другие внерациональные компоненты психики – психодинамическая концепция (Э. Эриксон):

      1. главной частью структуры Личности является сознательная часть Эго;

        развитие идет через кризисы жизни;

        процесс формирования Личности – это процесс формирования Эго-идентичности.

Экзистенциальная гуманистическая теория Личности, где Личность выступает как уникальная, целостная система, которая представляет собой возможность самоактуализации. Главное в Личности – устремляемость к будущему, в реализации творческих потенциалов, укреплению веры в себя и возможность достижения «идеального Я» (Роджерс, Франкл – смысл – истинное начало человеческого поведения) + персонологические теории Кречмера, Кеттелла, Айзенка (факторные теории).

    Психоанализ .

    Бихевиоризм .

    Гуманистическая теория Личности .

    Гештальтпсихология .

    Персонология .

Психоанализ – возник в начале ХХ века. Основатель З. Фрейд. Продолжателями этого направления были: Юнг (аналитическая психология), Адлер (индивидуальная психология), Хорни (социокультурная теория), Фромм, Райх и т.д.

Изучалась невротическая Личность, желания, поступки и слова которые расходятся между собой. Т.е. противоречивую, не целостную Личность Основным недостатком фрейдизма можно считать сильное преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психологии человека. Он понимал человека как биологическое сексуальное существо, которое находится в состоянии непрерывной тайной борьбы с обществом, заставляющим подавлять сексуальные влечения. Структура Личности: Я (Эго), Оно, Сверх-Я.

Бихевиоризм возник в начале ХХ века. Основоположник – Джон Уотсон. Психология должна изучать поведение. Личность в этом случае выступает как организованная и относительно устойчивая система навыков. Человек понимается как, прежде всего, реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции. Изменяя стимулы и подкрепления можно программировать человека на требуемое поведение.

Толмен, Бандура

Бихевиоризм слишком биологизировал человека.

Гуманистическая психология Личности – изучает здоровые гармоничные Личности, самоактуализированные. Но такие Личности составляют 1 – 4 % от всего населения.

Маслоу – иерархия потребностей.

Роджерс – все поведение регулируется объединяющим мотивом – тенденций к актуализации (феноменологический подход..)

Гештальтпсихология возникла в Германии. Келер, Левин. Выдвинули программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальт). Разработали системный подход к психическим явлениям.

Левин: объяснить поведение Личности в ее физическом и социальном окружении можно, определяя ту кратковременно действующую целостную ситуацию при каждом психическом явлении (эмоция, переживание, действие и т.д.).

Т.е. психика – целое, не выводится из элементов (как в бихевиоризме), существующих отдельно и связанных потом вместе, а, наоборот, отдельная часть целого зависит от структурных законов этого целого.

Личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Психическая жизнь имеет определённое строение. В психологической науке мы можем встретить выделение и описаниетрёх компонентов личности:

1. Направленность личности. Включает в себя различные свойства систему взаимодействующих потребностей и интересов, из которых складывается мировоззрение личности, т. е. другими словами говоря, направленность личности - это система ее отношений к окружающему миру, это мотивы поведения личности.

2. Возможности личности. Этот компонент включает в себя ту систему способностей и склонностей, которая обеспечивает успех в каком-то виде деятельности.

3. Сталь поведения человека. В первую очередь сюда относятся темперамент и характер. В системе характера можно выделить, во-первых, моральные качества и свойства (отношение к людям, ответственность), во-вторых - волевые качества.

Структура в общем понимании - это совокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его целостность и тождество самому себе. Когда рассматривается структура личности, то возникает множество вопросов: что относить к компонентам личности, какие связи между выделенными компонентами являются системообразующими. Это приводит к тому, что практически каждый специалист, изучающий личность, создает собственную структуру личности. В отечественной психологии существует ряд попыток представить структуру личности (А.Г.Ковалёв, В.С.Мерлин, К.К.Платонов, В.А.Крутецкий, А.И.Щербаков).

Среди большого количества структур личности, предложенных отечественными психологами, наиболее общепринятой является структура К. К. Платонова. Он выделял в структуре личности четыре основных компонента: направленность, опыт, психические процессы и биопсихические свойства. Направленность, согласно К.К. Платонову, непосредственно связана с убеждениями, мировоззрением, идеалами, склонностями, интересами, желаниями и влечениями личности, причем все эти компоненты социально обусловлены.

Опыт личности непосредственно проявляется в привычках, умениях, навыках, знаниях. Эти структурные составляющие личности также являются преимущественно социально обусловленными,хотя роль биологических факторов, особенно врожденных склонностей, здесь уже более значима, чем в отношении направленности.

Психические процессы, такие как ощущения, восприятия, память, мышление, воображение, а также воля и чувства, несмотря на существенные индивидуальные особенности, представляют собой системообразующие компоненты личности. В личности человека эти процессы, в отличие от животных, несут преимущественно социальный характер.

Биопсихические свойства проявляются в темпераменте, половых и возрастных особенностях, во врожденных патологических отклонениях в развитии организма. Эти компоненты личности обусловлены наследственностью и социального начала практически не несут.

Отдельно в этой структуре представлены еще два системных фактора - способности и характер. Они как бы накладываются на все остальные компоненты, так как непосредственно связаны и с направленностью, и с опытом, и с психическими процессами, и с биопсихическими свойствами.

А.В.Петровский и В.А.Петровский понимали структуру личности, когда она рассматривается как «сверхчувственное» системное качество индивида. Рассматривая личность в системе субъективных отношений, они выделяют три типа атрибуции (приписывания, наделения) личностного бытия индивида (или три аспекта трактовки личности).

Первый аспект рассмотрения - интраиндивидная личностная атрибуция: личность трактуется как свойство, присущее самому субъекту;

личность оказывается погруженной во внутреннее пространство бытия индивида.

Второй аспект - интериндивидная личностная атрибуция как способ понимания личности, когда сферой её определения и существования становится «пространство межиндивидных связей».

Третий аспект рассмотрения - метаиндивидная личностная атрибуция. Здесь обращается внимание на воздействие, которое вольно или невольно индивид оказывает своей деятельностью (индивидуальной и совместной) на других людей. Личность воспринимается уже под новым углом зрения: её важнейшие характеристики, которые пытались усматривать в качестве индивида, предлагается искать не только в нём самом, но и в других людях. В этом случае личность выступает в качестве идеальной представленности индивида в других людях, его инобытия в них. Сущность этой идеальной представленности -в техреальных действенных изменениях интеллектуальной и аффективно -потребностной сферы другого человека, которые производит деятельность субъекта или его участие в совместной деятельности. «Инобытие» индивида в других людях - не статичный отпечаток.Речь идёт об активном процессе, о своего рода продолжении себя в другом, вследствие которого личность обретает вторую жизнь в других людях. Продолжаясь в других людях, со смертью индивида личность полностью не умирает. Индивид как носитель личности уходит из жизни, но, персонализированный в других людях, продолжает жить. В словах «он живёт в нас и после смерти» нет ни мистики,ни метафоричности, это констатация факта идеальной представленности индивида после его материального исчезновения. Таким образом, личность может быть характеризуема только в единстве всех трёх предложенных аспектов рассмотрения.