Главная · Юридические · Нравственные законы развития общества презентация. Презентация на тему " мораль и нравственность". Определите, на кокой стадии находитесь Вы

Нравственные законы развития общества презентация. Презентация на тему " мораль и нравственность". Определите, на кокой стадии находитесь Вы

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Нравственность Нравственность – один из важнейших факторов общественного развития. По Канту, нравственность есть «некоторая ощущаемая зависимость частной воли от общей». Это значит, что нравственность, присущая индивидууму, позволяет ему соотносить свои интересы и желания с интересами и желаниями общества, в котором индивид существует.

3 слайд

Описание слайда:

О КОНЦЕПЦИИ НРАВСТВЕННОСТИ Люди всегда ощущали в нравственности какую-то странную, абсолютную силу, которую просто могучей назвать было нельзя  так она превосходила все человеческие представления о силе и мощи разума.

4 слайд

Описание слайда:

Нравственность  это обязанность Критериологический подход к категории нравственности требует, прежде всего, достижения понимания и ориентации в пространстве жизненных и вообще природных критериев с тем, чтобы построить систему оценок знаний высшего уровня. Подобное желание весьма трудно исполнимо, ибо нравственность сама по себе является уже такой оценочной системой высокого уровня, позволяющей человечеству и каждой личности соотносить друг с другом фактически любые действия и мысли.

5 слайд

Описание слайда:

Об идеале и реальности И всё же наберёмся смелости и попытаемся хотя бы определиться с главным в оценках этого труднейшего с философской точки зрения понятия. Когда мы стараемся осмыслить это понятие, то, прежде всего, отмечаем, что в понятии нравственности особым образом, если не сказать удачно, соединились знания человеческой цивилизации об идеале и реальности: идеал притягивает к себе реальность, заставляя её меняться по нравственным принципам.

6 слайд

Описание слайда:

Игра с Выигрышем Кроме того, эта категория как расширенное понятие объединяет в себе сущностную социальную первопричину реальных действий людей: они добровольно берут на себя личностные обязанности по соответствию своих действий неким общим представлениям (общим нравам) и по соотнесению этих действий и своих мыслей целям, задачам, критериям общества. По-другому, жизнь превращается при этом в Игру с Выигрышем для Всех и каждого.

7 слайд

Описание слайда:

О нравственности - с позиций обязанностей Поэтому говорить о нравственности можно лишь с позиций добровольно взятых на себя обязанностей человека перед обществом или перед той Высшей Силой из пространства Сознания Природы, которая соответствует общему представлению, эгрегорному образу, Богу, стоящему над данным обществом и человеком и которое ведёт данное общество и данного человека по жизненному пути.

8 слайд

Описание слайда:

Духовно-нравственное учение Нравственность эгоистической быть не может. Поэтому можно снять упрёк либерального (эгоистического) толка о том, что Иисус Христос принёс человечеству коммунистическую идеологию: любое духовно-нравственное учение, в том числе и возникшие до Иисуса Христа, заставляет, прежде всего, расставлять оценки с вершины общества. И СССР развалился совсем не потому, что коммунистическая идеология нежизненна, наоборот, ей не хватило именно духовной высоты, такой, какая наличествует, например, в конфуцианстве и даосизме.

9 слайд

Описание слайда:

Духовная высота Однако, эгрегоры, как и ведомые ими личности и общества, могут быть разной высоты по уровню духовного потенциала, и потому разными по качеству, силе, заряду (позитив-негатив), широте охвата и так далее. И потому представление о Боге одного человека не совпадает с представлением о Нём другого, личный Бог одного человека никогда не будет совпадать с личным Богом другого. И хотя духовная высота эгрегора каждого человека оценивается, «измеряется», с высоты общих нравов нравственностью, тем не менее, понимание нравственности у разных людей разное. Нравственность так же относительна, как и любая другая истина.

10 слайд

Описание слайда:

Нравственность как абсолютный закон Проблемы нравственности изучаются этикой. Однако, говоря о разных видах корпоративной этики, прежде всего, следует говорить о нравственности не как о морали. Потому что мораль  это либо исторически изменяемый, либо профессиональный свод правил и норм поведения людей, сформулированный ими на основе их опыта, духовного и опыта отношений. Нравственность же выступает как некоторый абсолютный закон (императив) притяжения человеческого духа (И. Кант), а просто этика становится уже Духовной Этикой.

11 слайд

Описание слайда:

Нравственность  это абсолютная истина Что такое нравственность? Из чего она растёт? Как она проявляется? Насколько она обязательна для исполнения? И что бывает, когда люди пренебрегают нравственностью? Понятие нравственности от нас настолько далеко, что подавляющее большинство людей, рассуждая о ней, вполне серьёзно допускают мысль, что чаще всего нравственность не нужна вообще, а общество создаёт свои правила поведения, усредняя представления всех людей, входящих в него.

12 слайд

Описание слайда:

Закон ценности. Чем выше или дальше от насущного, от нашего больного места что-нибудь, тем оно нам кажется более ненужным. Но имеет ли это отношение к нравственности? Можно ли нравственность определить как ценность? И не меняем ли мы тут следствие и причину местами?

13 слайд

Описание слайда:

Определения нравственности Не вдаваясь в подробности, даем те определения, к которым мы пришли, изучая Духовную Этику. Не будем вспоминать старые определения, сказанные кем-то по случаю нравственности, ибо они отнимают время и не настраивают на истинное понимание. Если повторять пройденное по неправильным или неправедным дорогам, можно так же, как и многие другие, свернуть с истинного пути.

14 слайд

Описание слайда:

Истина Мера же истины лежит в её приближении к Вершине Духа: Бог есть Любовь. Истина  это и абсолютная честность. Нравственность, на которую нас выводит Природа,  это всё-таки ещё, и прежде всего, Голос Абсолютной Истины, которую мы назвали Богом.

15 слайд

Описание слайда:

Голос совести Этот Голос и принимаем мы за голос нашей совести. Но этот Голос искажается тем эгрегором, который для каждого человека свой. И потому быть совершенным  это утопия идеала. Но идеала спасительного. Всё, что не относится к этому идеалу, рано или поздно обречено либо на гибель, либо на изменения, приближения к идеалу. Почему? Потому что не истина, ложь, или временная истина, живёт короткое время, после чего Природа их поправляет, уничтожая. Вершина, которую предоставляет в наше распоряжение личностный эгрегор, не может совпадать с Вершиной Абсолюта по причине нашей материальности.

16 слайд

Описание слайда:

Человечность  это отражение нравственности Люди в своём стремлении жить руководствуются насущным более, чем нравственностью. Однако, подсознательно они оценивают с вершины своего личного представления о нравственности результаты своих жизненных этапов. Сегодня уже с большой долей уверенности можно заявить, что Человек не живёт абсолютной истиной и потому он смертен. Но ведь он и не может ею жить,  скажете вы, и будете правы.

17 слайд

Описание слайда:

Истина как канат Но правы странно: абсолютная истина есть канат, который удерживает человека в человеческом облике. Но как только этот канат по какой-либо причине обрывается или обрезается, человек превращается в обезьяну, в животное, в монстра. Миллионы или миллиарды примеров подобного рода разве не убеждают нас в правоте этой истины?

18 слайд

Описание слайда:

Из обезьяны в лошадь Обратный процесс  превращения обезьяны в человека  прекрасно описан разными людьми, претендовавшими на звание ученого. Но оставим эти их претензии за бортом, не они суть важны в наших рассуждениях. Важно другое и просто противоположное: труд мог сделать из обезьяны не человека, а лошадь или трактор.

19 слайд

Описание слайда:

С чего начинается нравственность Нравственность всегда начинается, как это ни банально звучит, с уважения: в себе, к другому человеку, к животным, к Природе, к Богу. Уважение  это терпимость в кубе. Ибо кроме того, что нужно вытерпеть что-то или кого-то, ещё нельзя при этом потерять свою человеческую личность. Нравственность должна быть ясно соотнесена с другими близкими категориями, чтобы её место в современных общечеловеческих представлениях не вызывало двойных стандартов и толкований.

20 слайд

Описание слайда:

Типы нравственности Поэтому общее понятие нравственности необходимо разделить на понятия абсолютной, переходной и бытовой нравственности. Каждый из этих типов нравственности определяет свою мораль как обобщение норм и правил поведения в обществе, а также определяет и отношение каждого конкретного человека к этим видам морали.

21 слайд

Описание слайда:

Переходный тип Переходный тип нравственности является мостиком между тем, что мы называем идеалом и реальностью. Понятие идеала в свете Духовной Этики и высшей критериологии отходит от его отождествления с понятиями иллюзии и утопии, потому что в целостном представлении о функционировании Природы идеал становится Вершиной Глобального Критерия Природы, который по всем кибернетическим и математическим законам и обеспечивает эту самую целостность путём самоудовлетворения в процессе распределения ресурсов.

22 слайд

Описание слайда:

Ещё раз о причинах гибели цивилизаций Нравственность  это первое знание об общих и частных отношений высшего уровня, которое вытекает из абсолютных Законов Природы и, прежде всего, из её Высших Критериев, бесспорно наталкивающих нашу мысль на абсолютность существования Сознания Природы. Некоторым людям трудно с этим согласиться, но сам факт восхождения наших знаний к гипотетической их Вершине говорит о том, что она существует вне нашего опыта.

23 слайд

Описание слайда:

Эти абсолютные знания не являются лишь отражением некой природной объективности в ущерб субъективности. Напротив, они парадоксальным образом соединили в себе своё объективное существование и качества субъекта как сущности, способной проводить высшую оценку нашего и вообще любого поведения. Мы сами отпадаем от этой Вершины, когда накапливаем негативный потенциал и начинаем его использовать в ущерб своему восхождению к Вершине Абсолюта. Жить относительными истинами для нас становится катастрофически опасным.

24 слайд

Описание слайда:

Нравственность и формирование правильного взаимоотношения полов как составляющие здорового образа жизни. Поскольку современный брак основан прежде всего на любви, важнейшую роль в нем играют сохранение и развитие этого чувства в совместной жизни. Однако семейные отношения часто усложняются сразу после свадьбы.

25 слайд

Описание слайда:

До и после свадьбы Типичные до свадьбы мечты о семейном счастье нередко сменяются после нее разочарованием друг в друге, в семейной жизни. Вообще до свадьбы и он и она стремились показать себя с наиболее хорошей, выгодной стороны, а после свадьбы начинают проявляться истинные качества и недостатки.

26 слайд

Описание слайда:

После свадьбы все по-другому Завоевывать друг друга уже не надо, молодожены расслабляются и часто перестают следить за собой (за своей внешностью, одеждой, манерой поведения, речи), забывают быть внимательными, нежными друг с другом, становятся неблагодарными и придирчивыми. Девушка из роли принцессы часто сразу после свадьбы попадает в положение служанки, которой никто не скажет спасибо за приготовленный обед или выстиранную рубашку.

27 слайд

Описание слайда:

Возникновение разногласий Атрибуты красивой свободной жизни исчезают, сменившись многочисленными семейными заботами. А если еще возникают проблемы, где жить, на что жить, как уживаться, то все вокруг начинают казаться недостаточно хорошими или даже невыносимо плохими. Возникают разногласия, которые рождают споры, обиды и ссоры, раздражение и недовольство друг другом.

Урок 79-80

Обществознание 11, профильный уровень

Мораль и нравственность

Д.З: § 30, ?? (с.325), задания (с.325-326),

источник (с.326-327)

© А.И. Колмаков


  • Дать представление о духовном мире личности;
  • Развивать умения осуществлять поиск информации, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные проблемы и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;
  • Формировать уважительное отношение к духовному миру каждого человека.

Универсальные учебные действия

  • Знать понятия: мораль, нравственность, нравственная культура
  • Развивать умение нравственной оценки социального поведения людей.

  • нравственная культура;
  • мораль;
  • нравственность;
  • этика;
  • добро и зло;
  • долг;
  • совесть;
  • честь и достоинство личности;
  • моральный идеал;
  • этические категории;
  • моральное сопротивление

Изучение нового материала

  • Нравственные ориентиры личности.
  • Нравственная культура

Вспомните. Какое место занимает мораль в системе социальных норм и ценностей? Чем отличается моральное регулирование от правового? Можно ли считать личностью человека с низким уровнем нравственной культуры?


Этика

Специализированная философская наука, которая исследует целостное теоретическое рассмотрение нравственной жизни общества в системе её разнообразных проявлений.

В Древней Индии, Древнем Китае философское измерение раскрывало общественно значимый смысл нравственных и безнравственных Поступков человека.

Этика исследовала структуры и механизмы подготовки и принятия нравственных решений конкретными личностями, раскрыла влияние на уровень, характер и направленность этих решений самосознания личности. Основной предмет этики МОРАЛЬ .

Два мира есть у человека -

Один, который нас творил.

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н.Заболоцкий.

Появление надписи – автоматически после первого щелчка мыши (с задержкой для чтения строк).

«Лишь две вещи на свете способны тревожить наше воображение: звёздное небо над нами и нравственный закон внутри нас». И. Кант

Что хотели выразить в своих мыслях поэт ХХ века и философ Х VIII- нач.Х I Х в.?

Притча:

Создавая род человеческий, боги позаботились о нём с щедростью поистине божественной: дали разум, речь, огонь, способности к мастерству и искусству . Каждый был наделен каким-либо талантом. Появились строители, кузнецы, лекари и т. д. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Но научить людей жить в обществе боги не сумели . И когда люди собирались вместе для какого-нибудь большого дела - строить дорогу, канал, между ними вспыхивали ожесточенные споры, а нередко дело кончалось всеобщим развалом. Слишком эгоистичны, слишком нетерпимы и жестоки были люди, все решали только грубой силой... И над родом человеческим нависла угроза самоистребления.

Тогда отец богов Зевс , чувствуя свою особую ответственность, повелел ввести в жизнь людей стыд и правду.

Восхищены были боги мудростью отца. Только один вопрос они задали ему: как распределить стыд и правду среди людей? Ведь таланты боги даруют избирательно: одному пошлют способности строителя, другому – музыканта, третьему – лекаря и т. д.

А как поступить со стыдом и правдой?

Зевс ответил, что стыд и правду должны иметь все люди . Иначе не будет на Земле ни городов, ни государств, ни самих людей. . .

Какие вечные универсальные ценности и зачем даровал человеку Бог?


МОРАЛЬ

Сформировалась вместе с возникновением человеческого общества

Связана со всеми сферами общественной жизни

Форма общественного сознания

Явление культурно-историческое, классовое

Предмет изучения этики

МОРАЛЬ

оценочный

аспект

Познавательный

аспект

регулятивный

аспект

Свобода человека, его способность выбирать между добром и злом называется моральным выбором.

Мораль - это совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей в социуме, их обязанности друг перед другом и перед обществом.


Не лги

Не укради

Не убий

Смысл жизни

Свобода

Счастье …

Доброжелательность

Справедливость

Мудрость

Нормы

поведения

Моральные

качества

Высшие

моральные

ценности

Моральные

требования и

представления

Нравственные

принципы

Морально-

психологические

механизмы

Долг

Совесть

Коллективизм / индивидуализм

Эгоизм / альтруизм


РОЛЬ МОРАЛИ

Один вариант

Регулирует

поведение

человека во

всех сферах

общественной

жизни

Обеспечивает

единство и

согласованность

взаимодействия

людей при

различных

обстоятельствах

Является

жизненным

ориентиром для

человека,

стремящегося к

самосовершен-ствованию

Формирует

нравственный

облик

личности,

нравственное

сознание

Моральные нормы и требования стимулируют развитие моральных взглядов, убеждений, чувств, которые в совокупности образуют нравственное сознание.

Управляющая поступками человека

Регулятивная

Утверждение человеческого в человеке

Другой вариант

Ценностно-

ориентационная

Координационная

Функции

морали

Единство и согласованность действий людей

Мотивационная

Конститутивная

Формирование нравственного облика личности

Безнравственность недопустима


Функции морали

  • оценочная - рассмотрение поступков в координатах добра и зла (как хороших, плохих, нравственных или безнравственных);
  • регулятивная - установление норм, принципов, правил поведения;
  • контролирующая - контроль над выполнением норм на основе общественного осуждения и/или совести самого человека;
  • интегрирующая - поддержание единства человечества и целостности духовного мира человека;
  • воспитательная - формирование добродетелей и способностей правильного и обоснованного морального выбора.

Приведите примеры реального проявления каждой функции морали!

Позитивное закрепление моральных норм в индивидуальном сознании

моральные убеждения

как принятые

личностью моральные принципы

Примени к проявлениям своего поведения!


Нравственность

принципы реального практического поведения людей,

специфическая сфера культуры , в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы поведения , регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни

степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни

Мир сущего

Мир должного

Нравственность - степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни, т. е. выражение человеческого в человеке. Нравственность - это уровень реального морального поведения людей.

Мораль - совокупность одобренных общественным мнением норм,

определяющих

отношения людей

в социуме, их

обязанности друг

перед другом и перед

обществом


Этические (моральные) категории - это фундаментальные понятия морали, отражающие события жизни с точки зрения самых общих моральных оценок.

долг

достоинство

совесть

счастье

честь

моральный идеал

Моральный выбор


Долг

  • совокупность обязанностей человека перед обществом на уровне общественного мнения (сознания) ,
  • на уровне индивидуального сознания - понимание личностью этих обязанностей и принятие их ею.
  • требование долга является моральной основой социальной дисциплины.

Совесть

  • способность личности к эмоциональной оценке совершенных и совершаемых ею поступков, соотносимых с идеей должного. Совесть - это «сторожевой пункт» общества в индивидуальном сознании.
  • манипуляция личностью возможна лишь при условии отключения совести .

Честь и достоинство

  • Категории чести и достоинства личности отражают признание ценности личности на основе наличия у неё некоторых обязательных черт: благородства, готовности к самоотверженности, определенной сдержанности и соблюдения в отношениях с другими людьми правил, принятых той или иной референтной группой.

Счастье

  • Категория счастья фиксирует переживания человека, удовлетворенного своей деятельностью, своим положением и открывающимися перспективами.

Моральный идеал

Представление о совершенной системе моральных норм, ценностей, воплощаемых в деятельности и поведении личности


Нравственная культура личности:

- степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества;

- реализация человеком в своём поведении нравственных принципов, ценностей, норм.

Факторы, определяющие уровень нравственной культуры:

Учитель организует обсуждение, только после его завершения на слайд выводятся пункты плана.

  • Общая культура
  • Социальные интересы
  • Цели жизни и деятельности
  • Степень нравственных переживаний, сопереживания
  • Богатство и разнообразие жизненных связей и интересов личности

Этапы формирования нравственной культуры личности

Определите, на кокой стадии находитесь Вы!


Трудности в осуществлении нравственного идеала (причины):

  • Низкая общая культура людей;
  • Различные социальные группы, имеют неодинаковые фундаментальные интересы и цели своей жизни и поведения;
  • Эгоистические групповые и индивидуалистические идеалы и цели заставляют отступить на задний план или вообще исчезнуть общесоциумные задачи и интересы;
  • Паралич эмпатии;
  • Социальная мимикрия.

Духовно-нравственные заповеди академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва:

  • люби людей – и ближних, и дальних;
  • твори добро, не видя в том заслуги;
  • люби мир в себе, а не себя в мире.
  • будь искренним: вводя в заблуждение других, обманываешься сам;
  • учись читать с интересом, с удовольствием и не торопясь;
  • чтение – путь к житейской мудрости, не гнушайся им!
  • будь верующим – вера обогащает душу и укрепляет дух;
  • будь совестлив: вся мораль в совести;
  • чти прошлое, твори настоящее, верь в будущее!

В. С. Высоцкий.

«Баллада о времени»

Время эти понятия не стёрло.

Нужно только поднять верхний пласт.

И дымящейся кровью у горла

Чувства вечные хлынут из нас.

Ныне присно, во веки веков, старина,

И цена есть цена, и вина есть вина,

И всегда хорошо, если честь спасена,

Если духом надёжно прикрыта спина.

Чистоту, простоту мы у древних берём,

Саги, сказки из прошлого тащим

Потому, что добро остаётся добром

В прошлом, будущем и настоящем.

Появление строк – автоматически после первого щелчка мыши (с задержкой для чтения строк).


Контрольные вопросы

  • В чём состоит отличие принципов морали от моральных норм?
  • Как вы понимаете смысл моральных принципов личности?
  • Чем мораль отличается от нравственности?
  • Какие вопросы решает этика?
  • Каковы причины изменения содержания нравственных категорий в общественном развитии?
  • Что такое нравственная культура личности? Чем она отличается от общей культуры?

рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

Источники

1. Обществознание: 11 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень. / [Л. Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, А.Т. Кинкулькин и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]; Росс. акад. наук, Росс. акад. образования, изд-во «Просвещение» .- 8-е изд. - М.: Просвещение, 2014. – 432 с. – (Академический школьный учебник) ISBN 978-5-09-032479-3

2. Обществознание. Практикум. 11 класс: пособие для общеобразоват. учреждений: профильный уровень / Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др./: под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008

3. Краюшкина С.В. Тесты по обществознанию: 11 класс: к учебнику «Обществознание. 11 класс» под ред. Л.Н. Боголюбова и др. / С.В. Краюшкина. – М.: Издательство «Экзамен», 2012

5. Сорокина Е.Н. Поурочные планы по обществознанию. Профильный уровень. 11 класс (к учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова). – М.: ВАКО,2013

6. Зинина С.А., учитель истории и обществознания МОУ СОШ №43, г.Волгоград, http://prezentacii.com/obschestvoznanie/6077-moral-i-nravstvennost.html ;

7. Тимофеева Т.А., учитель истории и обществознания «МБОУ № 16», http://infourok.ru/user/timofeeva-tatyana-aleksandrovna/progress

8. Павлова А.В., учитель истории и обществознания, МОУ СОШ № 12, г. Вышний Волочок http://metodichka.ucoz.ru/load/istorija_i_obshhestvoznanie/prezentacii/prezentacija_k_uroku_obshhestvoznanija_quot_moral_i_nravstvennost_quot_dlja_11_klasa_profil/7-1-0-136

«Нравственность» - Что такое «нравственность». Осуждение. Раскаяние. Дискуссия. Совесть. Какой Личностью я хотел бы стать в будущем. Нравственность. Стыд. Что такое «совесть». Какие поступки можно назвать нравственными. Примеры нравственных поступков. Одобрение. Духовность и нравственность. Народная мудрость.

«Проблема нравственности» - О причинах гибели цивилизаций. Истина как канат. Из обезьяны в лошадь. Об идеале и реальности. Игра с выигрышем. Возникновение разногласий. Общайтесь; не молчите, говорите о том, что вы чувствуете. Духовно-нравственное учение. Не пытайтесь перевоспитывать друг друга. Психологические советы. Голос совести.

«Справедливость» - Представления о справедливости менялись. Что из перечисленного относится к моральным обязанностям. Признаки справедливости. Что бывает справедливым. Что такое моральный долг. Справедливость – совершенная добродетель. Моральное правило. Справедливость. Что такое справедливость. Народная мудрость. Главное в моральном долге.

«Нравственность в Европе» - Гендер в школьных программах. Сексуальное образование в США. Гендерная политика Украины. Резолюция. Евроинтеграционные процессы. Указ президента Украины. Декларация принципов толерантности. Трансформация нравственности. Научная экспертиза. Общество. Неприятности от ЕС. Стандарты сексуального образования в Европе.

«Нравственный поступок» - Твой выбор. Когда дух колеблется, можно любой малостью склонить его. Синквейн. Промежуточные выводы. Так что же такое поступок, нравственный поступок. Работа по группам. Признаки нравственного поступка. Методические приемы. Поступок. Работа по учебнику. Притча. Цель и задачи. Нравственный поступок.

«Духовность и нравственность» - Концепция содействия развитию благотворительной деятельности. Конвергенция или сетевое «заболачивание». Декларация о информационно-коммуникационных технологиях. Нравственность. Использование ИКТ для развития системы. Опасности использования методов. Необходимо определиться с понятиями, что же мы развиваем в России.

Всего в теме 7 презентаций

«Этические и моральные нормы в жизни человека»

Урок гражданственности

11 класс

Подготовила

Классный руководитель

Учитель МОУ «Школа № 101 города Донецка»

Павленко Л.П.


«Крошка сын к отцу пришел, и спросила Кроха: Что такое хорошо и что такое плохо?»…

простые понятия, что же они означают ?


Духовный мир человека - обозначает внутреннюю, духовную жизнь человека, которая включает знания, веру, чувства, стремления людей.

Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: его духовность означает стремление к высоте идеалов и помыслов

Человек, у которого духовная жизнь мало развита, бездуховен, не способен увидеть и почувствовать все многообразие и красоту окружающего мира .



Что такое мораль?

Мораль - особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости


Заповеди христианства

  • Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
  • Не делай себе кумира/идолов и никакого изображения.
  • Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.
  • Шесть дней работай, а день седьмой – Господу Богу твоему.
  • Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и продлились дни твои на земле.
  • Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.


Аяты В Священном Коране (ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ)

  • Не придавайте Аллаху в сотоварищи другое божество.
  • Почитайте своих родителей
  • Отдавайте другим то, что им положено
  • Не приближайтесь к имуществу сироты
  • Будьте верны в мере, когда взвешиваете и взвешивайте правильными весами.
  • Выполняйте свои обещания
  • Не убивайте своих детей из боязни обеднения
  • Не убивайте душу, которую запретил Аллах, иначе, как по праву
  • Не приближайтесь к прелюбодеянию
  • Не следуй за тем, о чём у тебя нет знания
  • Не ходи по земле горделиво
  • Не расточай своё богатство безрассудно, а придерживайся середины

моральные ценности человека

Ценности отражают отношение человека к действительности (к тем или иным фактам, событиям, явлениям), к другим людям, к самому себе.


Что, по вашему мнению, в большей степени стимулирует нравственное поведение людей?

Выберите свой вариант ответа:

  • Боязнь общественного осуждения
  • Совесть, чувство долга
  • Одобрение окружающих
  • Желание делать, как все
  • Боязнь наказания


Какие ассоциации у вас возникают к слову «добро»? «зло»? Назовите их.


Иногда очень трудно оценить поступок с позиций добра и зла.

Как должен вести себя человек, по отношению к которому совершают дурной поступок?


Притча «Ведро яблок»

Купил человек себе новый дом - большой, красивый - и сад с фруктовыми деревьями возле дома.

А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.

Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там - ведро с помоями. Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!».

Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал:



Мораль - правила поведения человека в обществе, не закрепленные в законах.

Мораль и право

Вопросы для сравнения

Право

Кто вырабатывает

Государство

Где закреплено?

Мораль

В законах государства

Общество

Каковы последствия нарушения?

Нет письменного закрепления

Выполнение

Наступает юрид. ответственность

Обязательно

Общественное осуждение, критика, “угрызение” совести

Что регулирует?

Не обязательно

служат для регулирования и оценки поступков человека.





Все можно простить, но не извращение тех высших истин, до которых с таким трудом дошло человечество.

Не делай другому того, чего себе не желаешь!


  • « нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами;
  • духовность -свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.»

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • С 1 сентября 2012 года во всех общеобразовательных учреждениях России более миллиона учащихся 4-х классов начали изучать курс «Основы религиозных культур и светской этики»
  • Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ;
  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия;

  • Основная задача нравственного воспитания: «воспитать в детском сердце подлинно человеческую любовь, тревогу, волнения, заботы, переживания за судьбу другого человека».
  • «Чувства - это плоть, кровь и сердце моральной убежденности»

«У маленьких детей переживания наполняют всю душу, безраздельно овладевают мыслями»

В.А. Сухомлинский


  • Целью воспитания, считал Ушинский, должно быть воспитание нравственного человека. Нравственное воспитание занимает главное место в педагогике Ушинского, оно, по его мнению, должно быть неразрывно связано с умственным и трудовым воспитанием детей.

  • Нравственное воспитание - это целенаправленное взаимодействие педагога с воспитанниками, в ходе которого осуществляется воздействие на сознание, чувства, поведение воспитанников и формируются их нравственные качества.

(К.Д. Ушинский)

  • нравственное воспитание - это систематическое формирование у ребенка знаний о нравственном и безнравственном, о добре и зле, о хорошем и плохом, помощь в эмоциональном переживании нравственных ценностей, чтобы те стали личностно значимыми для воспитанника.

  • Целью нравственного воспитания является формирование нравственной культуры личности.
  • Нравственная культура личности -освоенный личностью моральный опыт общества, выражающийся в уровне развития нравственных понятий

Осуществление нравственного воспитания предполагает знание содержания тех отношений личности, которые лежат в основе ее нравственных качеств:

Отношение к родине;

  • отношение к людям;
  • отношение к себе;
  • отношение к труду;

Отношение к природе;


Убеждение;

Одобрение;

Создание воспитывающих ситуаций;

Приучение и упражнение;

Дискуссии;

Ролевые игры;


  • Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. В этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывают содержание, методы и организация обучения, а также учитель, его личность, знания, убеждения и, главное та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой.
  • Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания. Воспитывать должен весь процесс обучения на уроке, а не только так называемые воспитательные моменты.