Главная · Юридическая  · Государственное регулирование конкурентной политики предприятий статья научная. Государственное регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности. Выходные данные сборника

Государственное регулирование конкурентной политики предприятий статья научная. Государственное регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности. Выходные данные сборника

45. Государственное регулирование / конкуренции на товарном и финансовом рынках

Государство регулирует и поощряет конкурентную борьбу в нужных обществу направлениях, используя самые разные методы и механизмы формирования конкурентных отношений. К таким механизмам относят увеличение числа однородных предприятий, поддержку малого и среднего бизнеса, обеспечениесрав-нимости качественных характеристик и цен на товары, поощрение лучших результатов и новшеств, создание системы пропаганды.

Целью государства при поддержке конкуренции является создание здоровой конкурентной среды. Со стороны государства поддержка конкуренции осуществляется двумя основными видами мер: стимулирующими и запретительными. К стимулирующим мерам относятся законодательные документы о проведении экономических конкурсов: законодательство в области ценообразования, налогов, экспорта и импорта товаров. К запретительным относится принятие актов и совершение отдельных действий органами исполнительной власти и местного самоуправления, направленных на ограничение конкуренции.

Государственное регулирование конкуренции на товарном и финансовом рынке осуществляет Федеральная антимонопольная служба совместно с Федеральной службой по тарифам.

Антимонопольный орган – федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы.

Функции антимонопольного органа:

1) нормотворческая;

2) наблюдательная (ведение реестра доминирующих организаций);

3) разрешительная (разрешает слияние и присоединение организаций);

4) пресекательная (проводит антимонопольное расследование, результатом которого может быть издание предписания об устранении нарушений, принудительное разделение коммерческой организации, занимающей доминирующее положение, если она им злоупотребляет). Антимонопольный орган выполняет следующие основные функции (ст. 22 ФЗ «О защите конкуренции»):

1) обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными органами или организациями;

2) выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;

3) предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства;

4) осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией в сфере использования земли, недр, водных и других природных ресурсов, в том числе при проведении торгов.

Из книги Налоговый менеджмент автора Барулин С В

7. Государственное налоговое регулирование 7.1. Содержание государственного налогового регулирования Государственное налоговое регулирование представляет собой систему специальных приемов, методов и инструментов управления налогообложением м налоговыми потоками,

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

Тема 18. Правовые основы конкуренции и монополии на товарных

Из книги Основы экономики автора Борисов Евгений Филиппович

18.3. Понятие и формы недобросовестной конкуренции на товарных рынках Под недобросовестной конкуренциейпонимаются любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям

Из книги Инвестиционные проекты: от моделирования до реализации автора Волков Алексей Сергеевич

Тема 18. Правовые основы конкуренции и монополии на товарных рынках I.Тесты. Из предложенных вариантов выберете один правильный ответ.Определение понятия «конкуренция» дается в следующем нормативно-правовом акте:А. Гражданский кодекс РФ;Б. Закон РСФСР от 22 марта 1991 г.

Из книги Ценообразование автора Якорева А С

§ 2 Государственное регулирование макроэкономики Какой регулятор пришел на смену свободному рынкуМеханизм саморегулирующегося рынка не выдержал сурового испытания на практике. Это подтвердил мировой экономический кризис 1929–1933 гг.Xозяйственный развал, вызванный

Из книги Экономика предприятия: конспект лекций автора Душенькина Елена Алексеевна

6.1.1. Государственное регулирование инвестиций Государство регулирует инвестиционные процессы в экономике страны с помощью следующих инструментов (способов).1. Создание благоприятных для инвестиций условий:? установление налоговых льгот;? освобождение от таможенных

Из книги Ценообразование автора Шевчук Денис Александрович

49. Государственное регулирование цен В современной экономической ситуации регулирующее воздействие на экономику и процессы ценообразования в частности могут оказывать не только государство, но и предприятия-монополисты. То есть регулирование экономики имеет два

Из книги Бухгалтерский учет в страховании автора Красова Ольга Сергеевна

4. Государственное регулирование рынка труда Формы государственного регулирования рынка труда:1) разработка законодательно-нормативной базы и контроль за соблюдением законодательства;2) изъятие части дохода предприятия через систему налогообложения, ее

Из книги Экономическая теория. автора

ГЛАВА 7 Государственное регулирование цен

Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина Афанасьевна

1.3 Государственное регулирование страховой деятельности В настоящее время Россия находится в процессе реформирования и создания социальных институтов. В этой связи в центре особого внимания находится построение системы государственного регулирования страховой

Из книги Правовое регулирование международных банковских сделок и сделок на международных финансовых рынках автора Шамраев Андрей Васильевич

15.3. Государственное регулирование экономики Государство существует в любой экономической системе – рыночной, командной, переходной, однако его экономические функции в каждой из них различны. Рассмотрим регулирующую роль государства применительно к каждой из

Из книги Аудит. Шпаргалки автора Самсонов Николай Александрович

11.3.4. Определение объема спроса на фактор производства фирмой, являющейся монополистом на товарном и монопсонистом на факторном рынках Когда фирма обладает и властью монопсонии на рынках рабочей силы и монопольной властью на рынках ее готовой продукции, работники

Из книги Экономическая теория. Ответы на экзаменационные вопросы автора Романова Елена Викторовна

Глава 9 Правовое регулирование зарубежных размещений ценных бумаг на финансовом рынке США 9.1. Основные способы зарубежных размещений и характеристика источников правового регулированияПервоначальной целью законодательства США о ценных бумагах была защита

Из книги Управление маркетингом автора Диксон Питер Р.

7. Государственное регулирование аудиторской деятельности Функции государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган.Функциями государственного регулирования аудиторской деятельности являются: 1) выработка

Из книги автора

1. Взаимосвязь понятий «общество», «экономика» и «экономические отношения». Экономические агенты С понятиями «общество», «экономика», «экономические отношения» каждый человек сталкивается с детства. Однако характеристика каждого понятия, как правило, вызывает

Из книги автора

Анализ конкуренции на иностранных рынках По поводу конкурентоспособности в мировом масштабе было исписано много страниц, но сделано мало выводов. Каждый иностранный рынок имеет свою конкурентную структуру, что показано на рис. 4-1. Известно также, что благодаря жесткой

в Российской Федерации

Современная рыночная экономика России -- это такой вид экономики, где преобладает предпринимательский способ хозяйствования. Естественно, что конкуренция является важнейшим институтом рынка. Достижение устойчивой экономической системы возможно только при наличии здоровой конкурентной среды -- конкуренции между участниками экономических отношений, ограничение и вытеснение монополистической деятельности, запрет на недобросовестную конкуренцию.

Так что же значит «конкуренция»? О конкуренции опубликовано множество научных работ и в каждой из них даются те или иные определения данного понятия. Смысл любого понятия «конкуренции» заключается в состязательности субъектов для достижения наилучшего результата (получение наибольшей прибыли).В экономическом словаре под редакцией А.И. Архипова дано следующее определение: «конкуренция --соперничество между производителями товаров и услуг за рынок сбыта, завоевание определенного сегмента рынка»Архипов А.И. Экономический словарь / А.И. Архипов [и др.]; отв. ред. А.И. Архипов. 2-еизд.,перераб. и доп., М.: Проспект, 2010. -- 672 с.. В статье 4 Федерального закона «О защите конкуренции» указано, что под конкуренцией следует понимать «соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждогоиз них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке»Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (с изм. и доп.) [Электронный ресурс] -- Режим доступа. URL: http://base.garant.ru/12148517/#ixzz3KZFEfa1l(дата обращения 26.08.2015)..

Исходя из понятия можно сделать вывод, что в итоге конкурентной борьбы можно прийти к монополии.

Перед государством стоит задача по созданию комфортных условий для развития конкуренции и недопущению процветания монополизма. Решение данной задачи приведет к развитию добросовестной конкуренции, что окажет положительное влияние на экономику страны в целом.

С целью обеспечения «здоровой» конкуренции государство использует систему правил и мер, как способ регулирования данных отношений. Система правил и мер изложена в актах, которые входят в антимонопольное законодательство Российской Федерации и запрещают недобросовестную конкуренцию и монополистическую деятельность.

Согласно статьи 8 Конституции Российской Федерации государство гарантирует поддержку конкуренции, тем самым на законодательном уровне ограничивая монополистическую деятельность. Государство стимулирует конкуренцию и делает акцент на необходимость ведения добросовестной и честной конкурентной борьбы.

В октябре 2006 г. принят Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции», который определил организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской ФедерацииФедеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (с изм. и доп.) [Электронный ресурс] -- Режим доступа. URL:http://base.garant.ru/12148517/#ixzz3KZFEfa1l(дата обращения 26.08.2015)..

Целями настоящего Федерального закона являются защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков в рамках единого экономического пространства.

В Российской Федерации ведение конкурентной политики возложено на Федеральную антимонопольную службу (ФАС России).

Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа).

Руководство деятельностью Федеральной антимонопольной службы осуществляет Правительство Российской Федерации.

В своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации.

Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

ФАС России осуществляет следующие функции:

обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства;

выявляет, принимает меры и привлекает к ответственности за нарушения антимонопольного законодательства;

предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства;

осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией, в том числе в сфере использования природных ресурсов, а также при проведении торгов в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Задача государства и антимонопольных органов состоит в том, чтобы

ввести конкуренцию в цивилизованные рамки, пресечь опасные для общества проявления монополизма, исключить недобросовестные методы конкурентной борьбы, определить те сферы, где необходимо государственное регулирование. В российской правовой системе доминирующее положение хозяйствующего субъекта, наличие рыночной власти сами по себе не запрещены законом. Нарушением является монополистическая деятельность, то есть злоупотребление хозяйствующим субъектом своей рыночной властью в целях недопущения, ограничения или устранения конкуренцииБалацкий Е. Недостатки антимонопольного регулирования // Экономист. - 2013. - №5 С. 12.

Антимонопольное регулирование не должно сводиться только к надзору за соблюдением правил поведения на рынке - оно призвано носить созидательный характер. Разумеется, необходимо контролировать соблюдение законодательства о конкуренции и взыскивать за его нарушение. Но гораздо важнее развитие отечественного производства, повышение его конкурентоспособности, обеспечение экономической безопасности государства и общества, стимулирование экономических преобразований (в том числе и оправданной экономической концентрации), поощрение добропорядочных и честных методов ведения бизнеса.

Безусловно антимонопольное регулирование является важным инструментом защиты конкуренции, оно обеспечивает непосредственное и оперативное воздействие на угрозы ограничения конкуренции, а также предупреждает их возникновение.

Сложность заключается в том, что антимонопольное регулирование ограничено довольно узким инструментарием и направлено прежде всего на устранение правонарушений, а не на развитие конкуренции.

Инструменты, способствующие развитию, а не защите конкуренции, - налоговая политика, таможенно-тарифное регулирование, планирование, государственные закупки и тарифное регулирование естественных монополий не всегда были направлены на развитие конкуренции или использовались не в полной мере для этих целей. Задача развития конкуренции требует совершенствования и направления использования всех инструментов экономического регулирования и политики на цели развития конкуренции.

Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование. Установление таможенных пошлин является весьма действенным инструментом влияния на состояние конкурентной среды.

Налоговая политика- важный фактор регулирования деловой активности и формирования инвестиционно-привлекательной среды.

Государственные программы развития инфраструктуры и отдельных отраслей. Программы и планы развития отдельных отраслей или сфер экономической деятельности могут быть эффективным инструментом конкурентной политики. Так, стратегия и программы по развитию транспортной инфраструктуры включают в себя конкретные объекты строительства, которые могут быть скорректированы с учетом потребностей бизнеса, планов перспективного развития территорий. Подобный подход к планированию повысит эффективность управления экономического развития и, соответственно, конкуренции.

Государственные закупки. Действующая в Российской Федерации контрактная система в сфере закупок направлена на повышение их эффективности, минимизации затрат и коррупции. Благодаря своей прозрачности и открытости для участников она способствует развитию конкуренции. Данные о результатах проводимых торгов свидетельствуют о расширении круга их участников и ужесточении конкурентной борьбы за поставку товаров, оказание услуг, выполнение работ бюджетным организациям. Значительное влияние на экономику в целом и формирование конкурентной среды обусловлено общими размерами бюджетных средств, освоенных в рамках государственных закупок.

Следует отметить отсутствие в свободном доступе информации о прочих торгах (например, по продаже государственного или муниципального имущества), проводимых органами власти.

Регулирование естественных монополий. Государственное регулирование естественных монополий напрямую влияет на качество конкурентной среды посредством:

Ценового (тарифного) регулирования;

Инвестиционных программ, которые определяют технологические возможности по доступу к товарам субъектов естественных монополий;

Регулирование доступа к товарам субъектов естественных монополий для развития эффективной конкуренции между их потребителями в соответствующих секторах, а также устранение инфраструктурных ограничений для экономики в целом.

Развитие малого и среднего предпринимательства. Роль небольших компаний в формировании конкурентных отношений является крайне важной. Такие свойства малого и среднего бизнеса, как гибкость, многочисленность, способность к быстрому обновлению позволяют ему в целом составлять серьезный противовес крупным фирмам, стимулировать их эффективность. Конкурентное давление со стороны небольших компаний - один из основных инструментов повышения неустойчивости картельных сговоров, препятствие установлению монопольно высоких цен. Для экономики в целом деятельность небольших компаний оказывается важным фактором повышения ее конкуретноспособности.

Благодаря своей гибкости, способности к быстрому обновлению и переориентации на новые виды производства и новый ассортимент выпускаемой продукции, применению новых технологий и научных разработок малый бизнес менее подвержен влиянию кризисных явлений, способен составлять конкуренцию крупным компаниям, стимулировать их эффективностьКузнецова Е. А. Влияние развития малого и среднего предпринимательства на развитие конкуренции / Е. А. Кузнецова // Молодой ученый. -- 2012. -- №2. -- С. 126-128.

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса регламентируется федеральным законом № 209-ФЗ от 6 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», а также законами и нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В статье 16 перечислены формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства:

финансовая;

имущественная;

информационная и консультационная;

в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников;

в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества;

субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность;

субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельностьФедеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп.) [Электронный ресурс] -- Режим доступа. --URL: http://base.garant.ru/12154854/#ixzz3KZFqBfNVдата обращения 26.08.2015)..

Роль государственного регулирования конкуренции, как и государства в целом в экономических преобразованиях, является предметом дискуссий на всех уровнях власти, в среде ученых-экономистов и политологов.

Нет необходимости подробно останавливаться на различных точках зрения в этом вопросе. Они достаточно хорошо известны и в своих крайних выражениях сводятся к следующему. При абсолютно либеральном подходе предполагается, что государство минимально вмешивается в экономику, предоставляя возможность самонастройки ее механизма. При абсолютно государственническом подходе государство активно и детально вмешивается в экономику, обеспечивая высокую долю государственного сектора и высокий уровень государственных инвестиций.

В последнее время при выборе модели государственного регулирования чаще склоняются к тому, что определяющим моментом здесь должна быть не величина государственного участия в экономических преобразованиях (ясно, что оно должно быть масштабным и активным), а содержание этого участия. И заключаться оно должно в следующемБалацкий Е. Недостатки антимонопольного регулирования // Экономист. - 2013. - №5 С.15:

Разработке законодательства, создающего условия, гарантии и стимулы для предпринимательства, конкуренции и структурной перестройки;

Жестком контроле за исполнением законодательства;

Формировании и перераспределении финансовых потоков;

Распределении на конкурентной основе обеспеченного ресурсами госзаказа;

Адресных социальных гарантиях отдельным категориям населения;

Инвестиционной активности (как гаранта) на уровне, необходимом для привлечения частных капиталовложений.

Активная конкурентная политика требует формирования в обществе культуры конкуренции, большей осведомленности предпринимателей, потребителей и государственных служащих о конкурентной политике и преимуществах, к которым приводит ее реализация. Задача пропаганды преимуществ конкурентной политики и ценностей рыночной экономики далеко не проста, если учитывать негативные проявления переходного периода (безработицу, разрыв традиционных хозяйственных связей, рост цен, социальную незащищенность).

Сущность конкуренции и необходимость ее регулирования

Отличительной чертой современной рыночной экономики является преобладание предпринимательского способа хозяйствования, в условиях которого конкуренция выступает в качестве важнейшего рыночного института.

Обеспечение устойчивого экономического развития требует обязательного наличия здоровой и развитой конкурентной среды, в рамках которой осуществляется соперничество между всеми экономическими субъектами, установлены ограничительные меры, препятствующие формированию и распространению монополии, действуют запреты на осуществление недобросовестной конкуренции.

Термин «конкуренция» применяется для обозначения состязательной составляющей в деятельности каких-либо субъектов.

На практике существуют различные трактовки понятия «конкуренция», суть которых в конечном итоге сводится к одному.

Определение 1

Конкуренция – борьба производителей услуг и товаров за рынки сбыта, отдельные рыночные сегменты.

Определение 2

Конкуренция – борьба экономических субъектов, которая исключает или ограничивает возможности каждого из них собственными действиями в одностороннем порядке влиять на ситуацию на определенном товарном рынке.

При этом следует понимать, что в определенных случаях сама конкурентная борьба может стать причиной формирования монополистического рынка (когда более успешный экономический субъект вытеснит с рынка своих конкурентов).

Таким образом, можно сделать вывод о четкой взаимозависимости конкурентного и монополистического рынка. Повышая свои конкурентные преимущества, экономический субъект может занять рынок полностью, став монополистом. В то же время монополист, утвердившись на рынке, может в силу отсутствия должного внимания и наличия излишней самоуверенности упустить момент появления конкурента, тем самым утратив часть рынка и свое монополистическое положение на нем. Формирование монополии на любом рынке отрицательно сказывается на развитии бизнеса и в целом на национальной экономике.

Отсутствие или ограничение конкурентной борьбы приводит к возникновению проблем функционирования рыночного механизма, становится причиной нерационального распределения ресурсов, замедляется научно-техническое развитие, снижает уровень благосостояния общества. В этом случае для стабилизации экономической ситуации необходимо вмешательство государства, которое обеспечивает нормальное функционирование свободной конкуренции.

Содержание и значение регулирования конкуренции

Деятельность по регулированию конкуренции – это одно из направлений государственной политики, призванное создавать адекватные условия для осуществления предпринимательской деятельности.

Общие основы регулирования конкуренции можно свести к следующим положениям:

  • поддержание свободной конкуренции и предпринимательства является одной из конституционных гарантий. То есть на государство главным документом страны накладывается обязанность по защите конкурентной среды. Также на уровне Конституции предусматривается запрет в отношении монополистической деятельности и осуществления недобросовестной конкуренции;
  • формирование правил осуществления добросовестной конкуренции, разрабатываемых профессиональными объединениями участников рынка;
  • при невозможности осуществления конкуренции вследствие действия объективных причин, обязанности государства трансформируются из защиты конкуренции в предотвращение последствий негативного характера, возникающих как следствие отсутствия конкуренции;
  • обязанности государства в отношении поддержания конкуренции сосредоточены в формировании правовой базы и обеспечении организационных гарантий;
  • поддержка и защита конкуренции – это особый вид деятельности государства, имеющий обязательный характер.

Государственная поддержка среднего и малого бизнеса как способ развития конкуренции

Средние и малые субъекты бизнеса формируют основу конкурентной среды, поскольку в силу объемов своей деятельности не могут оказывать влияние на рыночную ситуацию, а вынуждены подчиняться законам рынка. Формирование условий для развития и нормального функционирования среднего и малого бизнеса является одной из приоритетных форм поддержания свободной конкуренции.

В частности, в российской практике в отношении указанных субъектов бизнеса предусмотрены следующие формы государственной поддержки:

  • финансовая (кредитование, субсидии и прочее);
  • имущественная (предоставление оборудования, обеспечение выгодных условий лизинга и прочее);
  • консультационно-информационная;
  • кадровая (подготовка, переподготовка, повышение квалификации персонала);
  • производственно-инновационная;
  • в сфере внешнеэкономической и сельскохозяйственной деятельности.

Федеральная антимонопольная служба как гарант развития конкуренции

Защита конкурентной среды осуществляется силами Федеральной антимонопольной службы, на которую возложено осуществление следующих функций:

  • обеспечение государственного контроля соблюдения антимонопольного законодательства;
  • выявление, принятие мер и привлечение к ответственности нарушителей антимонопольного законодательства;
  • предупреждение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, иных нарушений антимонопольного законодательства;
  • осуществление государственного контроля экономической концентрации, особенно в отношении природных ресурсов и проведения торгов.

Обеспечение свободной конкуренции является одной из стратегических задач развития национальной экономики России, что ставит перед Федеральной антимонопольной службой следующие задачи:

  • во-первых, формирование условий, обеспечивающих развитие конкуренции по всех областях, кроме естественных монополий;
  • во-вторых, препятствование антиконкурентному вмешательству государства в функционирование рыночной экономики;
  • в-третьих, гарантия равного доступа к продуктам естественных монополий и обеспечение условий для возникновения конкуренции в этих отраслях.

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ГОУВПО «АмГУ»)

Факультет Экономический

Кафедра Экономической теории и государственного управления
Специальность 080109 - Бухгалтерский учет, анализ и аудит

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: Регулирование конкуренции в России: теория и практика

по дисциплине «Экономическая теория»

Исполнитель
студент группы С-02 __________________________ М.П. Садиева

Руководитель
доцент __________________________ Л.В. Сохимо

    Нормоконтроль
ассистент __________________________ Л.Н. Михайленко

Благовещенск 2011

РЕФЕРАТ

Курсовая работа содержит 31 с., 1 таблица, 21 источников.

Конкуренция, совершенная конкуренция, несовершенная конкуренция, монополия, олигополия, фирма, рынок, продукция, цена, торговля, экономика

Необходимым элементом рыночной экономики является конкуренция.
Конкуренция – противоборство, соперничество между выступающими на рынке товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыт товаров для получения на этой основе максимальной прибыли.
Конкуренция - это и способ хозяйствования, и такая форма существования капитала, при которой один индивидуальный капитал соперничает с другим, являясь атрибутом рынка. Конкуренция естественным путем возникает из рынка и служит условием его существования и развития.
Целью курсовой работы является изучение регулирования конкуренции в России.

Введение
1 Теоретические аспекты конкуренции 5
1.1 Понятие и виды конкуренции 5
1.2 Типология рынков 8
2 Регулирование конкуренции в России 16
2.1 Необходимость регулирования конкуренции в России 16
2.2 Антимонопольная политика государства 18
2.3 Направления совершенствования антимонопольного регулирования 23
Заключение 28
Библиографический список 30

ВВЕДЕНИЕ

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции. Конкуренция является основным элементом рыночного хозяйства.
Рыночный характер экономических отношений означает свободу выбора для покупателя и продавца. Механизм рынка действует через соотношение спроса и предложения, что предполагает необходимую подвижность цен, конкуренцию товаров и, значит, товаропроизводителей. Конкуренция возникла одновременно с товарным производством, однако лишь при капитализме она превратилась в главный рычаг рыночного регулирования общественного производства.
Поддержание конкурентной среды во всех странах в настоящее время, стало важной задачей государственного регулирования экономики. Поэтому, изучение конкуренции, ее роль в развитии рыночных отношений является в настоящий момент важнейшей задачей экономических исследований в нашей стране.
Цель курсовой работы - рассмотреть сущность и механизмы регули-рования конкуренции в России.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

    теоретические аспекты конкуренции;
    необходимость регулирования конкуренции в России и направления совершенствования антимонопольного регулирования.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНЦИИ

1.1 Понятие и виды конкуренции
Конкуренция (лат. «конкурро» - «сталкиваюсь») - соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого производителя, его полной зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством со всеми другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос. Рыночная борьба за выживание и экономическое процветание - экономический закон товарного хозяйства.
Конкуренция принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы: что, как и для кого производить? .
Конкуренция - это поистине «война всех против всех». На рынке всеобщее сражение ведется на три «фронта». Первый фронт- среди продавцов. Все они хотят продать свои продукты подороже. Однако когда соперничество между ними обостряется, побеждает тот, кто сбывает товары дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос. Иногда даже применяется демпинг - продажа товаров по чрезвычайно низким (так называемым бросовым) ценам. Второй фронт развертывается среди покупателей, которые стремятся приобрести вещи по меньшей цене. Когда же между ними разгорается острое соперничество, то побеждает (покупает больше) тот, кто предложил более высокую цену по сравнению с рыночной. Наконец, главный фронт «сражения» проходит между армией продавцов и армией покупателей, стоящих на противоположных позициях в отношении уровня цены. Какая же армия выигрывает сражение? Разумеется, та, которая больше сплочена и в итоге может навязать противнику свою цену. В исходе всей этой многосторонней борьбы в каждый данный момент на рынке устанавливается общая (равная) цена на однородные продукты, обладающие одинаковым качеством. Конкуренция, таким образом, выступает в качестве силы, уравнивающей рыночные цены. Конкуренция среди продавцов, покупателей и между ними выступает решающей силой, которая вызывает центростремительное движение рыночной цены к уровню равновесной ситуации. Очевидно, что в свободно развивающемся рыночном хозяйстве закон стоимости может действовать единственно возможным способом - через колебания конкуренции и соответствующие этому изменения соотношения спроса и предложения, а, в конечном счете - приближения рыночной цены к равновесному уровню . Делая краткий вывод можно отметить, что конкуренция осуществляется между:
1 продавцами (производителями) за сбыт продукции;
2 покупателями за более выгодными условиями покупки;
3продавцами и покупателями (результатом будет рыночное ценообразование).

Конкуренция выполняет важные функции в экономике:

- регулирующая функция проявляется в воздействии на производство

товаров и услуг таким образом, чтобы оно осуществлялось со спросом потребителей;

- аллокационная функция (функция размещения) состоит в том, что
производственные ресурсы - труд, земля, капитал направляются туда, где они используются наиболее эффективно;
- инновационная функция обуславливает необходимость инноваций как
определяющего средства повышения экономической эффективности деятельности фирм .
Конкуренция, как элемент рыночной экономики, оказывает влияние на многие аспекты хозяйственной деятельности:
1) поиск и использование в производстве новых возможностей;
2) совершенствование техники и технологий;
3) повышение качества производимых товаров и услуг;
4) снижение себестоимости производимых товаров и услуг;
5) оптимизация управленческой деятельности.
Можно выделить следующие виды конкуренции :
1 Ценовая и неценовая;
2 Внутриотраслевая и межотраслевая;
3 Добросовестная и недобросовестная;
4 Совершенная и несовершенная.
По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую . Ценовая конкуренция – это борьба между предпринимателями путем уменьшения издержек производства и, соответственно, снижения цен на продукцию без изменения её ассортимента и качества. Понижение цены - обычно вынужденное, экономически невыгодное для товаропроизводителя мероприятие, так как, в конечном счете, оно приводит к снижению прибыли, конкуренция, которая предполагает продажу товаров и услуг по ценам ниже, чем у конкурента. Ценовая конкуренция может иметь место и без изменения издержек производства путем установления монопольной цены на продукцию. Неценовая конкуренция – это борьба между предпринимателями за получение дополнительной прибыли посредством использования организационных, научно-технических, инфраструктурных факторов, направленных на изменение качества, ассортимента товара. То есть неценовая конкуренция основана на продаже товаров более высокого качества и надежности, достигаемых благодаря техническому превосходству, использование любых законных средств, кроме снижения цен, с целью привлечения новых потребителей. К методам неценовой конкуренции относятся реклама, маркетинг и инновации (обновление) продукта, конкуренция, при которой товаропроизводитель улучшает потребительские свойства товара, оставляя цену неизменной. Здесь эпицентром борьбы между товаропроизводителями становятся такие неценовые параметры продукции, как ее новизна, качество, надежность, перспективность, соответствие международным стандартам, дизайн, удобство обслуживания и др., конкуренция, которая осуществляется посредством совершенствования качества продукции и условий ее продажи (сбыта). Неценовая конкуренция осуществляется по разным направлениям: совершенствование технической стороны товара и улучшение приспосабливаемости товара к нуждам потребителей.
По отраслевой принадлежности различают внутри - и межотраслевую конкуренцию. Внутриотраслевая конкуренция - конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли. Межотраслевая конкуренция - это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли.
Конкуренция может быть добросовестной и недобросовестной (легальной и нелегальной). Недобросовестная конкуренция – это такая конкуренция, при которой хозяйствующие субъекты прибегают к недозволенным методам воздействия на конкурентов: распространение ложных сведений о конкуренте, экономический шпионаж, незаконное использование товарного знака конкурента и т.д.
По степени свободы подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую) конкуренцию. Далее более подробно рассмотрим совершенную и несовершенную конкуренцию .
1.2 Типология рынков
Выделяют два типа рыночных структур: совершенную и несовершенную конкуренцию.
Совершенная конкуренция – это рыночная структура, при которой никто из участников рыночного процесса не имеет возможности повлиять на общую ситуацию на рынке иными словами влияние каждого участника на общую экономическую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь.
Отличительными чертами совершенной конкуренции являются: множество производителей и потребителей; незначительная доля каждого участника в продажах и покупках; производство однородного документа; свободное вступление в отрасль и выход из нее (отсутствие барьеров входа и выхода с рынка для существующих фирм); мобильность производственных ресурсов; равный доступ всех участников к информации; отсутствие ценовой дискриминации. Ценообразование в условиях совершенной конкуренции носит свободный характер и зависит от рыночного спроса и предложения .
Совершенная конкуренция - исторически первый и наиболее простой тип рынка. Именно он явился той средой, где между изначально равными субъектами рынка зародилось соперничество, которое последовательно ведет к расслоению, выделению наиболее крупных и агрессивных участников рыночного процесса, формирует стремление отдельных участников подчинить своему контролю определенные фрагменты рынка, т.е. создает условия для возникновения монополии. Вместе с тем не следует считать, что совершенная конкуренция осталась в историческом прошлом .
Несовершенная конкуренция – это ситуация на рынке, при которой один субъект или группа субъектов способны самостоятельно повлиять на рыночные процессы, прежде всего на цены. Фирма в роли несовершенного конкурента обладает определенной властью над ценой. Основное отличие совершенной конкуренции от несовершенной касается характера ценообразования, отсутствия или наличия определенной власти над ценой .
Различают три вида несовершенной конкуренции:
- чистая монополия (монопсония);
- олигополия (олигопсония);
- монополистическая конкуренция;
Рассмотрим характерные черты основных типов несовершенно конкурентных рыночных структур.
1) Монополия. При такой форме организации рынка существует единственный продавец определенного товара. В случае обратной ситуации, когда не продавец, а покупатель занимает монопольное положение и ему противостоит множество продавцов, имеет место монопсония, но и тогда основные характеристики рынка повторяют черты монопольного типа. Монопсония – это ситуация одного покупателя .
Характерными признаками монополии являются:
- единственный продавец (покупатель) данной продукции;
- очень трудные условия вхождения в отрасль новых предприятий. По сути дела, вход оказывается заблокированным условиями ;
- товарная дифференциация отсутствует, отсутствие товаров-заменителей;
- продавец осуществляет практически полный контроль над ценами;
Цель монополии - получение сверхприбыли посредством контроля над ценой и объемом производства на монопольном рынке.
Предложению предприятия, занимающего монопольное положение, противостоит на рынке совокупный спрос всех покупателей товара в пределах географических и товарных границ соответствующего рынка (мировых, национальных, местных). Если в условиях свободной конкуренции любой продавец мог продать определенное количество товара по не зависящей от него рыночной цене, то монопольное предприятие регулирует как объем продаваемой продукции, так и ее цену. Обладая абсолютной рыночной властью, оно может варьировать объем выпускаемой им продукции, ее цену, другие существенные условия продажи.
Предприятие может выпускать как один вид продукции, так и много ее видов, но в любом случае оно будет считаться занимающим монопольное положение только по тому виду продукции, для которого полностью отсутствуют производители-конкуренты.
Одна из причин появления и существования монополии состоит в таком соотношении между размерами рынка (предъявляемым спросом) и эффективной мощностью предприятия, которое требует существования нескольких или единственного производителя (например, автомобилестроение, энергетическое машиностроение и т.д.), в отличие от рынков продукции, эффект масштаба производства которой явно не выражен (например, производство хлебобулочных изделий и т.д.). Другими причинами могут быть природные (единственный источник сырья), технологические (эксплуатация изобретения без передачи прав на его использование в течение определенного времени) .
Монополия возможна лишь тогда, когда вход на рынок другим предприятиям представляется невыгодным или невозможным. Если на рынок входят другие предприятия, то монополия исчезает. Следовательно, наличие входных барьеров является обязательным условием возникновения и существования монополии. Под барьерами входа на рынок понимают любые факторы и обстоятельства правового, организационного, технологического, экономического, финансового характера, препятствующие новым хозяйствующим субъектам. Барьерами может служить: получение от правительства исключительных прав, собственность на невоспроизводимые и редкие ресурсы, авторские права и патенты, нелегальные методы борьбы .
Различают несколько типов монополий:
- естественная монополия. Ею обладают частные собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем составе редкие и свободно не возобновимые элементы производства (редкие металлы, особые земельные участки и т.д.). Рынкам естественной монополии присущи все основные характеристики рынка монопольного типа.
- открытая монополия. Одна фирма на определенный срок является единственным поставщиком продукта, но при этом не имеет специальной защиты от конкуренции.
- закрытая монополия. Это монополия, которая защищена от конкуренции юридическими ограничениями, формами такой монополии являются патенты, авторские права, товарные знаки.
2) Олигополия. При такой организации рынка на нем представлено небольшое число сравнительно крупных предприятий-продавцов однородной либо незначительно различающейся продукции. Немногочисленным продавцам на этом рынке противостоит значительное количество покупателей.
Основными чертами олигополистического рынка служит:
- небольшое число фирм в отрасли (от двух до десяти);
- относительно высокие барьеры при вступлении в отрасль;
- контроль над ценой ограничен;
- продукт может быть стандартизированный или дифференцированный.
На монопольных рынках любые виды соперничества отсутствуют. Если же потенциальный конкурент преодолевает барьеры входа на рынок, то монопольное предприятие утрачивает абсолютную рыночную власть, структура рынка меняется и монополия исчезает.
Отличительная черта олигополии - большое разнообразие в поведении продавцов: от острого соперничества до сговора. Предприятие, действующее на олигопольном рынке, вынуждено считаться с тем, что выбранное им соотношение между ценой и количеством продукции, которое оно может по этой цене продать, зависит от поведения его конкурентов, а их стратегия является следствием принятого им решения .
Несмотря на обладание некоторой рыночной властью, олигопольное предприятие не может устанавливать цену так же просто, как монопольное. Поведение участников олигопольного рынка можно сравнить с игрой, где за каждым ходом одного игрока следует ответный ход соперника, так что исход игры, в конечном счете, не известен.
Поскольку реакция конкурирующих субъектов рынка на поведение друг друга может быть различной, универсальной, динамически устойчивой модели олигопольного рынка не существует, что ведет к неоднозначности его основных характеристик: продукция этого рынка может быть однородной (стандартизованной) и относительно дифференцированной, возможность входа на рынок может варьироваться от почти свободной до жестко ограниченной.
3) Монополистическая конкуренция - это рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества. Монополистическая конкуренция - самый распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену (рыночную власть) здесь незначительная.
Основные характеристики монополистической конкуренции:
- относительно большое число некрупных (мелких) фирм;
- дифференциация продукта (продукция характеризуется широким ассортиментом товаров, характером дизайна, эргономики, качеством упаковки);
- сохраняются возможности относительно легкого вступления в отрасль новых производителей;
- активное использование неценовой конкуренции.
В отличие от олигополистического рынка, предприятия на рынке монополистической конкуренции не являются взаимозависимыми, если их доли на рынке сравнимы по размеру. Их поведение на рынке ближе к поведению совершенно конкурентных предприятий, чем к поведению олигопольного типа.
Весьма существенным детерминантом рыночной власти в условиях монополистической конкуренции служит не ценовая политика других продавцов, а степень приверженности покупателей конкретной марке товара. Индикатором рыночной власти служит ценовая эластичность спроса на товар предприятия. При прочих равных условиях эластичность спроса тем ниже (соответственно, рыночная власть продавца выше), чем больше уверенность покупателей в уникальности и значимости потребительских свойств товара.
Следовательно, на рынках монополистической конкуренции именно уникальность комбинации потребительских свойств в глазах покупателей - основной фактор конкурентоспособности товара. Ценовая конкуренция отходит на второй план, уступая первое место неценовой конкуренции, использующей такие инструменты, как рекламные кампании, конкуренция сервиса, гарантийное и послегарантийное обслуживание, конкуренция ассортимента (что особенно актуально для предприятий торговли, общественного питания, массовых услуг и др.), местоположение .
Характерные черты основных типов рыночных структур представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Характеристика основных типов рыночных структур

Тип рыночной структуры
Характерные черты
Число фирм Тип продукта Контроль над ценой Условия вступления в отрасль
Чистая конкуренция Очень большое Стандартизированный Отсутствует Очень легкие, препятствия отсутствуют
Монополистическая конкуренция Много Дифференцированный Существует, но в довольно узких пределах Сравнительно легкие
Олигополия Несколько Стандартизированный или дифференцированный Ограниченный взаимной зависимостью; значительный при тайном сговоре Наличие существенных препятствий
Чистая монополия Одна Уникальный; нет близких заменителей Значительный Блокировано

В заключении отметим, что идеальные модели рынков в современных рыночных условиях не встречаются на практике. Многообразие реальной экономической жизни всегда состоит из переплетения разных типов рынков, из их видовой трансформации во времени и пространстве .
Итак, мы изучили виды конкуренций, и получили, что модель совершенной конкуренции пока является теоретической абстракцией, в реальной жизни - существующие рынки в той или иной степени несовершенны, и в теории выделяют различные виды рынков с несовершенной конкуренцией (по степени убывания конкурентности): монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Самая близкая к совершенной - монополистическая конкуренция.

2 РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНКУРЕНЦИИ В РОССИИ

2.1 Необходимость регулирования конкуренции в России
Для понимания необходимости регулирования конкуренции современного Российского государства и перспектив его дальнейшего развития важно исследовать процессы, происходившие в рыночной экономике социалистического хозяйства СССР. Что же представляли из себя советские предприятия с точки зрения теории конкуренции?
Главной особенностью в советской рыночной экономике являлось преобладание крупных предприятий, ориентированных на массовый выпуск стандартной продукции; чрезмерно узкая специализация производителей; закрепление поставщиков за регионами и категориями потребителей в рамках централизованной системы сбыта продукции. Естественно, что при столь жесткой регламентации конкуренции между предприятиями почти не было. Преобладание крупного предприятия вело к обеднению советского товарного рынка, систематически избавляясь от мелкосерийного производства в своей программе, и от разнообразия потребительских и инвестиционных товаров было крайне ограничено .
Основные причины отсутствия естественного развития полноценной конкуренции в советской экономике:
- крупные предприятия не могли сами управлять объемом своего производства – удовлетворять спросу, организуя выпуск дешевой, доброкачественной, стандартной продукции. Поэтому советские предприятия не могли обеспечить свой рост и процветание за счет стремительного наращивания выпуска приглянувшегося массовому потребителю товара;
- советскому предприятию было сложно находить сегменты массового спроса, поскольку оно полностью было лишено сбытовой сети и, следовательно, полностью изолировано от контакта с потребителем. Продукция сдавалась либо в общенациональную торговую сеть, либо органам Госснаба или закрепленному предприятию-потребителю. Так утрачивалась прямая связь предприятия с рынком. Именно поэтому предприятия не интересовались проблемой реализации своей продукции, а значит и ее конкурентоспособностью.
- советские предприятия не имели системы эффективного управления. В стандартную структуру директората производственных объединений - входили главный инженер, главный механик, главный электрик и т.п. В этой структуре не находилось места для подразделений, ответственных за развитие фирмы или конкурентоспособность продукции .
Итак, государственное планирование прямо предусматривало создание крупных предприятий, Это считалось наиболее рациональным способом организации выпуска продукции, обеспечивающим снижение затрат за счет эффекта масштаба. В результате этого, экономика России оказалась суммой гигантских предприятий. Гигантские заводы-монополисты в России всегда были равнодушны к техническому прогрессу. Именно сверхмонополизированная структура российской экономики сделала ее неэффективной и превратилась в главный барьер на пути рыночных преобразований
В конечном счете, всё это привело к низкой эффективности производства, чрезмерно высокому уровню затрат, и, в некоторых отраслях к глубокому технологическому отставанию от передовых научно-технических разработок.
С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла. Созданию полноценной конкурентной среды в нашей стране мешает засилье монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое.
и т.д.................