Главная · История  · Скандинавские мифы и легенды. Боги и существа в скандинавской мифологии. Младшая Эдда: учебник для поэтов

Скандинавские мифы и легенды. Боги и существа в скандинавской мифологии. Младшая Эдда: учебник для поэтов


Однако, на самом деле, что ее можно изучать (причем, это будет интересно делать) годами. Прежде чем жители Северной Европы обратились в христианство, у них были свои высокоразвитая культура и интересный фольклор. То, что сегодня известно, как скандинавская мифология, представляет собой сложный комплекс религиозных историй, которые скандинавы передавали друг другу на протяжении веков.

1. Скандинавская мифология


Скандинавская мифология изначально передавалась на различных диалектах древнескандинавского - северногерманского языка, на котором говорили скандинавы в средние века, и который является предком современных скандинавских языков. Большинство этих древнескандинавских текстов были написаны в Исландии.

2. «Младшая Эдда»


Эти тексты включают в себя «Младшую Эдду», написанную в тринадцатом веке Снорри Стурлусоном и «Старшую Эдду» - сборник стихов из более ранних традиционных материалов, который был составлен в том же веке неизвестным автором.

3. Элементы скандинавской космологии


Единицы времени и элементы скандинавской космологии считаются богами или прочими существами.

4. Асы и ваны


Викинги считали, что существуют два типа богов: асы и ваны. Но они также верили в других существ, таких как великаны, карлики и т.д.

5. Царство Хель


Загробная жизнь - довольно сложное дело в скандинавской мифологии. Мертвые могли отправиться в царство Хель, которым правила одноименная богиня. Также их могли забрать валькирии в Валгаллу. Третий вариант – их выбирала богиня Фрейя для жизни в своем дворце Фолькванг. Критерии, согласно которым мертвые отправлялись туда или иначе, остаются загадкой.

6. Дерево Иггдрасиль


Норвежцы описывали свою вселенную, как имеющую трицентричную структуру. Скандинавы верили, что мир похож на три пластины или сферы, которые установлены друг над другом (с пространством между ними). Эти «пластины» удерживаются вместе на вершине гигантского дерева (Иггдрасиля).

7. Девять миров


В пределах трех сфер скандинавской вселенной есть девять миров, обрамляющих центральное космологическое дерево Иггдрасиль. Это Асгард (мир воинов-богов), Ванахейм (мир богов плодородия), Альфхейм (мир светлых эльфов), Мидгард (средний мир), Ётунхейм (мир великанов), Нидавеллир (мир гномов), Свартальвхейм (мир темных эльфов), Хель (царство мертвых), и Нифльхейм (другой мир мертвых).

8. Скандинавский бог Один


В скандинавских мифах Один является эквивалентом Зевса в греческой мифологии - он является отцом всех богов. У Одина только один глаз, потому что он обменял свой другой глаз на глоток из колодца мудрости, после чего получил огромные знания.

9. Тор


Тем не менее, самым популярным богом среди скандинавов и по всему миру (благодаря Marvel) является Тор.

10. Война и справедливость


Вторник был назван в честь скандинавского бога войны и справедливости, Тира. На французском, испанском и итальянском языках вторник назван в честь Марса, греко-римского бога войны.

11. Фрейр


«Викинги» - еще один популярный исторический телесериал, сюжет которого в значительной степени основывается на скандинавской мифологии и фольклоре. Персонажей «Викингов» часто посещают видения Одина и они молятся нескольким норвежским богам, таким как Тор и Фрейр, среди прочих.

12. Валькирия


В скандинавских мифах валькирия – женщина, которая приходит на поля сражений и забирает оттуда павших воинов в Валгаллу. Во время Второй мировой войны группа немцев, вступивших в заговор с целью свержения Гитлера, назвали свой секретный план «Операция Валькирия».

13. «Асатра»


Вопреки распространенному мнению, большинство скандинавской мифологии было настоящей религией для многих людей, особенно в скандинавских странах и Центральной Европе, даже сегодня. В Исландии эту вера, как правило, называют «Асатру», в то время как в Америке – «Одинизм».

14. Аск и Эмбла


Согласно скандинавской мифологии, первыми людьми были Аск и Эмбла, а не Адам и Ева.

15. «Властелин колец»


Толкиен признал, что «Хоббит» и «Властелин колец» находились под сильным влиянием скандинавских мифов. К примеру, образ Гэндальфа был срисован с Одина.

16. Дед Одина


Дед Одина возник из камней соли, которые постоянно лизали коровы. Весьма нетривиальное происхождение бога.

17. "Кольцо Нибелунгов"


Скандинавская мифология вдохновила Рихарда Вагнера написать четыре эпические оперы, которые составляют цикл «Кольцо нибелунга».

18. Боге мщения Видар


Мало кто даже слышал о боге мщения Видаре. Несмотря на то, что он практически неизвестен за пределами Скандинавии, в скандинавских мифах Видар прославился тем, что отомстил за смерть своего отца Одина в Рагнарёке, убив волка Фенрира.

19. Боги скандинавского пантеона


Во Вселенной Marvel, как знают большинство поклонников комиксов, боги скандинавского пантеона играют существенную роль. Особенно выделяется Тор, который встречается чаще всего среди супергероев в комиксах этой компании.

20. Гевьон


Кроме того, в соответствии с некоторыми норвежскими текстами, богиня Ран также могла претендовать на тех, кто умирает в море, а богиня Гевьон - на умерших девственниц. Также в скандинавской мифологии были упоминания о реинкарнации.

21. Рагнарёк


В скандинавских мифах описывается битва в конце времен под названием «Рагнарёк». В этой апокалиптической битве между богами и великанами будет участвовать все живые. Почти вся жизнь погибнет, а девять миров будут уничтожены.

22. Биврёст


Как некоторые могли заметить, в комиксах о Торе или фильмах Marvel есть мост между Мидгардом (миром людей) и Асгардом (миром богов). Этот мост называется Биврёст и является единственным способом попасть в Асгард.

23. Жена Одина


Жена Одина по имени Фригг или Фрейя на сегодняшний день является самой известной скандинавской богиней. Она покровительствует браку и материнству. Также считается, что она якобы знает судьбу каждого человека, но никогда не рассказывает ее никому.

24. «Игра престолов»


Возможно, один из самых успешных телевизионных сериалов нашего времени, «Игра престолов» имеет четкие отсылки на скандинавскую мифологию. Его создатели открыто признали, что североевропейский фольклор был основным источником вдохновения их сериала.

25. Too Human


Сюжет популярной компьютерной игры Too Human основан на скандинавских мифах. В нем боги интерпретируются, как кибернетически улучшенные люди.

Стр. 1 из 4

ДЕВЯТЬ МИРОВ

(скандинавские мифы)

Пусть вникают в эту книгу, дабы набраться

мудрости и позабавиться. Нельзя забывать этих

сказаний или называть их ложью.

Снорри Стурлусон, "Язык поэзии"

ДВА БРАТА И СКРЫВШИЙ ЛИЦО

Осеннее море с грохотом сотрясало гранитные скалы. Ветер подхватывал брызги и нес вглубь страны, над ущелиями фиордов, над каменными перевалами, мимо снеговых шапок вершин. И даже орлы, гнездившиеся на неприступных утесах, с трудом могли разглядеть далеко в море маленькую рыбацкую лодку.

Шторм давно сломал мачту, сорвал парус и утащил куда-то в низкие тучи. Двое мореходов сперва пытались грести, но тяжелые волны выхватывали весла из рук, да и силы кончились быстро - ведь старшему из гребцов едва минуло десять зим, а младшему и того менее - восемь. Это были Агнар и Гейррёд, сыновья Храудунга, одного из самых знаменитых вождей Северных Стран. Буря уносила их лодку от родного берега прочь. Братья едва успевали вычерпывать холодную воду, хлеставшую через борта.

Держись, Гейррёд! - крикнул старший брат младшему. - Мы же викинги! Дымные очаги и теплые постели - это не для мужчин!

Агнар был доброго и веселого нрава: все ждали, что он сделается хорошим вождем, справедливым и щедрым. Отцовские воины охотно пойдут за ним, когда он подрастет.

Гейррёд отвечал:

Пусть другие плачут или просят пощады.

Судьба младшего сына - всё в жизни добывать самому, и богатство, и славу, и преданную дружину. Что ж, Гейррёд обещал стать замечательным воином. Кровавое Копье - вот что значило его имя.

Двое промокших мальчишек упрямо сражались с волнами, чувствуя, как понемногу стынет кровь в жилах, как ледяной ветер высасывает последние силы... Они были сыновьями вождя. Они хотели стать викингами. Они не привыкли сдаваться.

Наконец, уже в ночной тьме, впереди заревел прибой, ощерились белые буруны. Братья отчаянно вцепились в обледенелые борта, предчувствуя гибель. Но вот диво: откуда-то из темноты вдруг громко закаркали два ворона, и вздыбившаяся волна подхватила лодку, пронесла над оскаленными клыками камней и вышвырнула на незнакомую сушу. Обоим показалось, что это была не простая волна. Поспешно выскочили сыновья Храудунга на скрипучий песок, и - новое диво - тотчас встретили старика.

Был у него синий плащ, гулко хлопвший на стылом ветру, и широкополая шляпа, низко надвинутая на единственный глаз. Он привел неудачливых рыбаков к себе в дом и велел старухе раздуть пожарче огонь, чтобы обсушить и согреть нежданных гостей. А поскольку осенние шторма длятся подолгу, до самого снега, делать нечего - остались они в том доме зимовать.

Многому научили братьев старик со старухой. И так вышло, что Агнар привязался больше к хозяйке, а Гейррёд - к хозяину. Когда же наступила весна, старик дал детям вождя хорошую новую лодку, и, как по волшебству, немедля задул попутный ветер. Стали прощаться. Старик отозвал Гейррёда в сторону:

Ты понравился мне. Знай же, что ты был гостем Одина, Отца Богов и Людей. Знай еще: я помогу тебе стать знаменитым вождем, таким же, как твой отец.

Быстро принес ветер лодку к родному берегу. Вот показались впереди горы, замаячили в морском тумане знакомые утесы возле устья фиорда. Гейрред первым выскочил на отцовскую пристань, на просмоленные дубовые бревна... и вдруг оттолкнул лодку с братом прочь, крикнув:

Плыви теперь туда, откуда не возвращаются!

Вот так понял он милость Одина и обещание сделать его вождем. Агнара унесло течением обратно в море, потому что в лодке не было весел, и никто не заметил его в тумане и не явился на помощь. А вероломный брат, как ни в чем не бывало, зашагал ко двору Храудунга.

Люди узнали Гейррёда и приняли его с радостью. Оказывается, его отец умер зимой, и вот Гейррёда посадили на почетное место в доме и назвали вождем.

Он сын хорошего отца, - промолвили старые, покрытые шрамами воины и по обычаю ударили мечами в щиты. - Старший брат не вернулся, но и в младшем добрая кровь!

Возмужал Гейррёд и сделался прославленным викингом: говорят, была ему удача во всем. Но, знать, грызла все-таки его совесть - женившись, назвал сына Агнаром, по брату. Так прошло много зим...

И вот однажды воины привели к Гейррёду незнакомца, схваченного у ограды двора.

Колдун забрел в твои земли, вождь, - сказали они. - Ни один пес на него не лает, даже самый свирепый!

У гостя была длинная седая борода, синий плащ на плечах и широкополая войлочная шляпа, низко надвинутая на единственный глаз. Не узнал Гейррёд своего воспитателя, слишком много времени миновало.

Свяжите-ка ему руки, чтобы не мог колдовать, - приказал он воинам и обратился к седобородому: - А ну отвечай, кто ты таков? И кто тебя подослал?

У Гейррёда было немало врагов, а в те времена враждующие вожди часто подсылали один к другому злых колдунов - навести порчу, отнять удачу, погубить урожай.

У меня много имен, - ответствовал незнакомец. - Иногда меня называют Гримниром - Скрывшим Лицо...

Посадите его на пол меж двух очагов, - велел тогда Гейррёд. - И пусть там сидит, пока не изжарится или не станет разговорчивее!

Так и было сделано с Гримниром: восемь ночей сидел он между огнями. Одежда на нем прогорела до дыр и волосы скрутило жаром, а нутро ссохлось от жажды. Иные не верят, что Отец Богов мог быть схвачен смертными и не сумел уйти из пут с помощью волшебных заклятий; должно быть, ни разу не пробовали эти люди творить заклинания со связанными руками, да еще когда нет вблизи ни капли воды...

А Гейррёд смотрел на его муки, потягивая вкусное пиво.

Но на девятый вечер вернулся сын вождя, Агнар, ходивший с воинами в море. Было ему тогда десять зим, почти столько же, сколько его отцу когда-то, когда пришла для него пора испытания. Увидел Агнар связанного, измученного старика, услышал, что произошло в доме - и тотчас подбежал к Гримниру с полным рогом питья:

Плохо поступает отец, пытая безвинного человека!

И затоптал огонь, подобравшийся к гостю так близко, что уже тлел его плащ. Вот когда только разомкнул уста Гримнир и стал говорить, и никто не мог двинуться с места, пока звучал голос Одина, Отца Богов и Людей. Он сказал:

Счастлив ты будешь, Агнар, племянник Агнара и сын Гейррёда, потому что Бог Воинов желает тебе добра. Скоро ты станешь вождем и повелителем могучей дружины. Никто еще не не получал за глоток воды подобной награды...

Древние скандинавские религиозные верования первоначально были сходны с теми, что существовали у южногерманских народов (см. статьи Боги древних германцев и Германская мифология). Но так как север был обращен в христианство лишь многими столетиями позднее, мифы Скандинавии оказались богаче развиты и систематизированы. Во главе сонма богов-асов скандинавской мифологии стоит Один (Водан), культ которого проник к скандинавам с юга лишь в довольно позднее время. Древнегерманский бог неба Тюр (Цио), почитался у скандинавов лишь как бог войны. До некоторой степени утратил свое значение и бог грозы Тор (Донар), занимавший некогда (по крайней мере, в Норвегии) первенствующее место. И тот и другой в поздней системе скандинавской мифологии стали сыновьями Одина.

Боги Тор и Локи на колеснице Тора, запряжённой двумя козлами

Из остальных южногерманских богов мы встречаем на севере: Бальдра , который тоже является здесь сыном Одина и, наделенный этическими атрибутами, стал богом чистоты и невинности; Фригг (южногерманскую Фрию), считавшуюся на севере супругой Одина; Фуллу (известную на юге из Мерзебургских заклинаний), здесь служительницу Фригг; Форсети, бога справедливости (культ которого существовал также на Гельголанде); Глодину (dea Hudana римских надписей) и наконец мужского бога Ньёрда (на юге женское божество Нерта), олицетворение судоходного моря, подателя богатства и плодородия, вместе ссыном его Фрейром (Фро), к которому скандинавы присоединили еще сестру его Фрейю . Ньёрд, Фрейр и Фрейя не принадлежат, впрочем, в скандинавских мифах к главному роду богов (асам), но называются ванами. Культ ванов, по всей вероятности, исходил от южноскандинавских племен и лишь позднее распространился на север. Воспоминание о препятствиях, которые встречало на своем пути введение этих младших богов, живет в мифе о войне асов с ванами . Не упоминаются в южногерманских источниках и отчасти, надо думать, впервые возникли в мифологии Скандинавии: Хеймдалль , страж небесного моста; молчаливый, могучий Видар; слепой бог войны Од, бог поэзии Браги; Хёнир, принимавший вместе с Одином участие в создании первых людей; сыновья Тора Моди и Maгни и пасынок его Улль; Идун – супруга Браги, богиня бессмертия; Наина – супруга Бальдра; Сив, супруга Тора и другие.

Богиня Фригг, прядущая облака

Вера в демонов и духов (культ умерших предков) широко распространена мифах в Скандинавии. К демонам принадлежат великаны (ётуны, турсы) и карлики (цверги), к духам – альвы (эльфы), фильгин (духи-покровители людей, особенно охотно являющиеся в образе животных), эйнхерии (души павших в бою воинов), валькирии (лебединые девы) и другие. Впрочем, граница между богами и демонами не проведена резко. Даже главный скандинавский бог, Один, ведет свое происхождение от великанов. Демонический характер имеет также Локи , бог огня и уничтожения, вместе с тремя своими страшными детьми : волком Фенриром, змеем Ёрмунгандом и богиней смерти Хель. В царство Хель попадали, по первоначальным скандинавским верованиям, все люди (а также и те боги, которые считались смертными, как Бальдр). Но мифология эпохи викингов создала представления о рае воинов, Вальгалле , врата которого открываются для павших в битве героев (эйнхериев), тогда как умершие от старости или болезни должны нисходить в жилище Хель. Близки к демонам также морской бог Эгир и его супруга, Рана; мудрый водяной дух Мимир; повелитель огненного мира Сурт и др.

Дети Локи - Фенрир, Ёрмунганд и Хель

Скандинавская мифология обладает развитой космогонией и эсхатологией (учением о конце света). Миф о сотворении мира излагается в ней так. На заре времен не было ни неба, ни земли, но лишь пустынное, незаполненное пространство, род хаоса (Гинунгагап). На северной оконечности его образовался Нифльхейм, царство тумана и холода, а на южной – Mуспелльсхейм, мир огня и света. В Нифльхейме был родник Хвергельмир («Кипящий котёл»), из которого изливались двенадцать потоков. Чем более удалялись они от своего истока, тем более замерзали их воды: так образовались иней и лед, заполнившие северную половину Гинунгагапа. Но под влиянием теплого воздуха юга лед начал таять, и от взаимодействия жары и холода возникло человекоподобное существо, мифический домировой великан Имир, от которого произошло поколение хримтурсов (великанов инея). Вместе с тем изо льда появилась на свет корова, Аудхумла, молоком её питался Имир. Корова эта лизала солёные ледяные глыбы. К вечеру первого дня показались человеческие волосы, на другой день голова человека, а на третий день и целый человек, по имени Бури – прародитель скандинавских богов.

Мировой ясень Иггдрасиль и девять миров скандинавской мифологии (Асгард, Мидгард, Альвхейм и другие)

Сын Бури, великан Бор, прижил с дочерью великана Бельторна Бестлой трех сыновей: Одина, Вили и Ве. Это были боги-асы, получившие власть над небом и землею. Скандинавские мифы описывают, как эти три брата убили великана Имира и создали из него вселенную: из крови – воды, из костей – горы, из зубов – камни, из черепа – небо, из волос – деревья, из мозга – облака. Залетевшие из Муспелльсхейма искры они поместили в качестве светил (солнца, луны и звезд) на тверди небесной. Земля была кругла и опоясана глубоким морем, на побережье которого (Ётунхейм) поселились великаны. В защиту от них скандинавскими богами была выстроена из бровей Имира твердыня Мидгард («Срединный замок»).

На морском берегу Один со своими братьями нашел два дерева, из которых они создали двух первых людей, Аска (ясень) и Эмблу (ива) ; жилищем им был назначен Мидгард. Скандинавские мифы повествуют и о том, как боги-братья привели в устройство вселенную и поместили на небо возничих солнца и луны . Они разъезжают на колесницах, преследуемые огромными волками, которые грозят поглотить их (солнечные и лунные затмения). На небе были поселены и божественные существа День и Ночь, чтобы ежедневно объезжать землю на быстрых конях. Для себя боги выстроили на небе дворец Асгард , соединенный с землей мостом Биврёстом.

Солнце (Соль), Месяц (Мани) и преследующие их волки-оборотни

У скандинавов существует также захватывающий, мрачный миф о гибели богов и мира (который на севере представляли в образе исполинского дерева, ясеня Иггдрасиля).

Важнейшими источниками сведений по скандинавской мифологии служат две древние поэмы – Старшая и Младшая Эдда. Кроме того, многочисленные сведения дают исландские саги, Саксон Грамматик и житие распространителя христианства на европейском севере, Ансгара.


Высоко-высоко над облаками, так высоко, что ни один даже самый зоркий человек не может ее увидеть, лежит прекрасная страна богов Асгард. Тонкий, но прочный мост Бифрест - люди называют его радугой - соединяет Асгард с землей, но плохо придется тому, кто осмелится по нему подняться. Красная полоса, которая тянется вдоль, - это вечное, никогда не потухающее пламя. Безвредное для богов, оно сожжет любого смертного, который осмелится к нему прикоснуться.

Посреди Асгарда подымается вершина исполинского ясеня Игдразиля. Ветви Игдразиля раскинулись над всем миром, а корни лежат в трех странах - Нифльхейме, Йотунхельме и Митгарде. Из-под этих корней бьют чудесные источники.

Первый, Гергельмир, находился в Нифльхейме - о нем вы уже слышали, второй течет в Йотунхейме. Это источник мудрости. Грозный великан Мимир, самый могучий из всех великанов, стережет его воды и никому не дает из него напиться. Вот почему источник мудрости называют также источником Мимира.

Третий источник, Урд, бьет в Митгарде. Он так прозрачен и чист, что каждый, кто искупается в нем, становится белым как снег. По вечерам над Урдом густым туманом подымается медовая роса. Она окропляет все цветы на земле, а потом ее собирают пчелы и делают мед.

У источника Урд поселились вещие норны. Здесь стоит их роскошный дворец, в котором они определяют судьбы людей с первого дня их жизни до самой смерти.

Вершина ясеня Игдразиля называется Лерад. На ней сидит исполинский орел, а по ее ветвям прыгает взад и вперед проказница белка Ротатеск. Около Лерада, на высочайшем месте Асгарда, стоит трон владыки мира и старейшего из богов - Одина. С этого трона он видит все, что делается и в Асгарде, и в Митгарде, и даже в далеком Йотунхейме.

Один - отец Асов и мудрейший из них. Когда-то, еще в молодости, он пришел к великану Мимиру и попросил у него разрешения напиться воды из его источника.

Ничего не дается даром, а особенно ум, - отвечал великан. - Скажи, что я получу от тебя взамен?

Все, что хочешь, - сказал Один. - Мне ничего не жаль, потому что мудрость дороже всего.

Тогда отдай мне свой правый глаз, - потребовал Мимир.

Один призадумался, но потом ответил:

Хорошо, Мимир, я согласен. Умный и одним глазом видит больше, чем глупый двумя.

С тех пор у Одина остался один левый глаз, но зато он испил воды из источника мудрости и для него нет больше тайн ни в настоящем, ни в будущем.

На плечах у владыки мира сидят два ворона: Гугин и Мумин, а у его ног лежат волки Гери и Фреки. Гугин и Мумин каждый день облетают землю, а Гери и Фреки каждую ночь обегают ее и рассказывают хозяину обо всем, что они видели и слышали.

На голове Одина - крылатый золотой шлем, а в правой руке он держит копье Гунгнир, которое никогда не пролетает мимо цели и поражает насмерть всякого, в кого попадает. Конь отца богов, восьминогий серый жеребец Слейпнир, может скакать не только по земле, но и по воздуху. Владыка мира часто объезжает на нем землю или, невидимый для людей, принимает участие в их сражениях, помогая достойнейшим одержать победу.

Один любит ходить пешком. Под видом бедного странника, в старой широкополой шляпе и в таком же старом синем плаще, он бродит по всему свету, и плохо бывает тому, кто, забыв законы гостеприимства, оттолкнет его от своего порога.

Дворец Одина, Валгалла, самый большей и красивый в Асгарде. В нем пятьсот сорок просторных залов, в которых живут храбрые воины, павшие в битве с врагом. Здесь они едят мясо огромного вепря Сэримнира, которого каждый день режут и варят и который на следующее утро вновь оживает точно таким же, как и был, и пьют крепкое, как старый мед, молоко козы Гейдрун, которая пасется у вершины ясеня Игдразиля, обгладывая его ветви и листья, и дает столько молока, что его хватает на всех жителей Асгарда.

Только старейший из Асов, Один, не нуждался в пище: он никогда не ест, а живет лишь тем, что пьет мед или брагу. Кроме Одина, в Асгарде живут еще двенадцать богов-Асов. Первым из них по праву считается старший сын Одина, бог грома Тор, могучий рыжебородый богатырь. Он те так мудр, как его отец, но зато во всем мире нет нет никого равного ему по силе, как нет на земле человека, который бы смог перечислить все его подвиги.

Тор - сын богини земли Йорд. Он покровительствует крестьянам-хлебопашцам и зорко охраняет их дома и поля от нападений злобных великанов Гримтурсенов. Недаром люди говорят, что, если бы не было Тора, великаны уничтожили бы весь мир.

Бог грома велик и тяжел, и его не может выдержать ни одна лошадь, а поэтому он ходит пешком, или ездит по небу в своей окованной железом колеснице, запряженной двумя козлами: Тангиостом и Тангризниром. Они быстрее ветра, быстрее даже восьминогого жеребца Одина мчат своего хозяина через моря, леса и горы.

У Тора, есть волшебный пояс, который в два раза увеличивает его силу, на руках у него толстые железные рукавицы, а вместо копья, меча, или лука он носит тяжелый железный молот Мйольнир, разбивающий вдребезги самые толстые и крепкие скалы.

Тор редко бывает в Асгарде: он дни и ночи сражается на востоке с великанами. Но, когда Асам угрожает опасность, им стоит только вслух произнести его имя, и бог грома сейчас же является на помощь.

Младшего брата Тора, сына Одина и богини Фригг, зовут Бальдр. Он так красив и чист душой, что от него исходит сияние. Бальдр - бог весны и самый добрый среди Асов. С его приходом на земле пробуждается жизнь и все становится краше.


Бог войны Тир, сын владыки мира и сестры морского великана Гимира, - третий из Асов после Одина и храбрейший среди них. У него одна левая рука, так как правую он потерял, спасая богов от одного страшного чудовища - от какого, вы узнаете потом, - но это не мешает Тиру быть искусным воином и принимать участие в сражениях.

Хеймдалль - его называют также Мудрым Асом - верный страж радужного моста. Он видит и днем и ночью на расстоянии ста миль и слышит, как растет трава в поле и шерсть на овцах. Мудрый Ас спит меньше чем птицы, и сон его так же чуток, как и у них. Его зубы из чистого золота, а у его пояса висит золотой рог, звуки которого слышны во всех странах мира.


Браги - бог поэтов и скальдов. Никто не умеет так хорошо слагать стихи и песни, как он, и всякий, кто хочет стать поэтом, должен просить его покровительства

Год, или Слепой Ас, так же как и Тир, Хеймдалль и Браги, - сын Одина. Он обладает огромной силой, но никогда не покидает Асгард и редко выходит из своего дворца.

Бога Видара зовут Молчаливым Асом, так как он не любит говорить, не смотря на то, что очень мудр и храбр. Молчаливый Ас - сын Одина и великанши Грид - почти так же могуч как и бог грома Тор.

Вали лучше всех владеет оружием и в сражениях не уступает самому Тиру, но он плохой советчик и не очень мудр.


Пасынок Тора, Улль, - замечательный стрелок из лука. Все его стрелы попадают в цель, как бы далека и мала она не была. Улль также быстрее всех бегает на лыжах. От него этому искусству научились и люди.

Бог Нйодр - не Ас. Он происходит из рода духов ванов/Он покровительствует мореплаванию, и ему подвластны ветры и Море. Нйодр богаче всех Асов и, как все Ваны, очень добр.

Его сын Фрейр, бог лета, мало уступает в красоте самому Бальдру и так же добр, как и его отец Нйодр. Фрейр, посылает людям богатые урожаи. Он не любит войн и ссор и покровительствует миру на земле как между отдельнымилюдьми, так и между целыми народами.


Последний из богов, бог огня Локи, не Ас и не Ван. Он происходит из рода великанов, но Асы уже давно разрешили ему жить с ними в Асгарде за его необыкновенный ум и хитрость. Локи высок ростом, смел и красив, но он очень зол и коварен.

Своими проделками и шалостями он часто подвергал Асов большим опасностям, из которых потом выручал их своей изворотливостью и сообразительностью. От бога огня всегда можно было ожидать и плохого и хорошего, и поэтому никто не мог на него положиться.


Над живущими в Асгарде богинями по праву царствует жена Одина, богиня Фригг. Она столь же мудра, как и владыка мира, но никогда не говорит о том, что знает. Подобно своему мужу, Фригг часто спускается на землю и, переодетая, бродит среди людей, внимая их горестям и заботам.

Дочь Нйодра и сестра Фрейра, богиня любви Фрейя - ее называют также Ванадис, потому что она тоже из рода Ванов, - первая в Асгарде после Фригг. Равных ей по красоте не было и нет во всем мире ни среди богов, ни среди людей, а ее сердце так мягко и нежно, что сочувствует страданию каждого.

У Фрейи есть волшебное соколиное оперение, надев которое она часто летает над облаками, и чудесное золотое ожерелье Бризингамен, а когда она плачет, из ее глаз капают золотые слезы.

Жена Браги, нежная и кроткая Идун, - богиня вечной юности. Она скромна и тиха, но без нее Асов уже давно не было бы в живых. У Идун есть корзина с яблоками вечной молодости, которыми она угощает богов. Эта корзина волшебная; она никогда не пустеет, так как взамен каждого вынутого яблока в ней тот час же появляется новое.

Богиня Эйр - покровительница врачей. Она излечивает все болезни и раны.

Мать Тора, Йорд, - богиня земли, а его жена Сиф, - богиня плодородия. Красотой Сиф уступает лишь Фрейе, а таких волос, как у нее нет ни у кого в мире.

Богиня Лефн освящает браки между людьми; богиня Син охраняет их дома от воров, а Сйофн старается, чтобы они жили мирно и дружно.

Богиня истины Вар выслушивает и записывает клятвы людей, а богини Фулла, Сага, Глин и Гна прислуживают Фригг и выполняют ее поручения.

Кроме богов и богинь, в Асгарде живут прекрасные девы-воительницы - Валькирии. Их предводительница - Фрейя. Валькирии невидимо принимают участие в каждой битве, давая победу тому, кому ее присуждают боги, а потом уносят павших воинов в Валгаллу и там прислуживают им за столом.

Так устроен Асгард, и таковы его жители.Теперь,постараюсь расскать в следующих статьях о всех Асов,об их замечательных делах. О том, что случилось с богами раньше, о том, что с ними будет в последний день мира. О подвигах могучего Тора, о проделках коварного бога огня и о его страшных детях.

Для древней цивилизации Греции и Рима Германия - нынешние земли между Рейном и Эльбой - и Скандинавия были окраиной заселенного людьми пространства. Дальше был только бесконечный Мировой океан, со всех сторон омывающий землю; Скандинавию античные географы вообще считали островом - полулегендарной страной Туле. До начала новой эры ходили легенды, что лишь один человек - хитроумный Одиссей - достиг северного берега Океана.

Греки и римляне считали народы, обитающие вне их цивилизации с развитой городской культурой и письменностью, «варварами», лишенными не только настоящей культуры, но и членораздельной речи, способными лишь на невнятное бормотание («барбар»). Это представление было наследием еще более древней - первобытной эпохи, когда иноплеменники считались не только чужими, но и заведомо враждебными «своему» народу людьми. Мир греков и римлян был «средиземным», остальное было окраинным, периферийным, варварским. Но смысл развития цивилизации заключался в том, чтобы первобытные племенные перегородки рушились. Великая греческая колонизация Средиземноморья, а затем фаланги Александра Македонского и, наконец, римские легионы разрушили не только границы древних цивилизаций Ближнего Востока, но и замкнутые племенные мирки «варварской» Европы.

Римляне быстро убедились на практике, что «варвары» - это очень разные народы, обладающие собственными культурой и языком. Современная наука во многом остается наследницей того, что узнали и поняли об этих народах древние авторы. В частности, античные историки и географы различили две крупные общности народов Западной Европы - кельтов (галлов) и германцев, и до сих пор это деление на народы, говорящие на кельтских и германских языках, принято в языкознании. Народы современной Германии и Скандинавии - датчане, шведы, норвежцы, исландцы - говорят на германских языках, сохраняют много общего в традиционной народной культуре. При этом, однако, сами германские народы не именовали себя германцами - это наименование (обозначение - этникон) ввели римские авторы. Сами германцы сохраняли свои племенные имена (этнонимы), в том числе имя тевтоны, родственное нынешнему самоназванию немцев - дейч; оно означало «народ, люди, свои люди» - ведь только свое племя и считалось в первобытную эпоху настоящими людьми. Еще одно характерное племенное имя сохранилось в названиях стран, расположенных в крайних пределах расселения германских народов: по-германски оно звучало как свевы, свей, свионы, семноны, что означало «свой, соплеменник»; Швеция в Скандинавии и Швейцария в Альпах напоминают о тех германских племенах, которые считали только соплеменников «своими», прочие племена - «чужими». Названия других народов, в том числе северогерманских или скандинавских, часто означают страну, в которой они расселились: норвежцы в древности назывались норманнами (так именовали и всех скандинавов - «северных людей»), исландцы получили название от острова Исландии. Представление о родстве развивалось у германских племен в процессе столкновения с «чужими», прежде всего - римлянами.

Германские боги

Первым римским автором, который описал обычаи германцев первых лет н. э., был сам покоритель Галлии Гай Юлий Цезарь: «Нравы германцев во многом отличаются от галльских нравов: у них нет друидов для заведования богослужением, и они мало придают значения жертвоприношениям. Они веруют только в таких богов, которых они видят и которые им явно помогают, - именно в солнце, Вулкана и луну: об остальных богах они не знают и по слуху. Вся жизнь их проходит в охоте и военных занятиях… Земледелием они занимаются мало… Ни у кого из них нет определенных земельных участков и вообще земельной собственности, но власти и князья каждый год наделяют землей… роды и объединившиеся союзы родственников, а через год заставляют их переходить на другое место. Этот порядок они объясняют разными соображениями; именно, чтобы в увлечении оседлой жизнью люди не променяли интереса к войне на занятия земледелием, чтобы они не стремились к приобретению обширных имений и люди сильные не выгоняли бы слабых из их владений».

Сведения Цезаря могут показаться непонятными современным читателям, так как великий римлянин описывает быт германцев, во-первых, с позиций своей цивилизации, поэтому стихию, которой поклоняются германцы, - огонь - он называет именем римского божества, Вулканом. Во-вторых, Цезарь использует галльскую информацию о германцах, и галлы, как это часто бывает в племенных обществах, считают своих соседей более «дикими», чем свой собственный народ. Возможно, у германцев не было жрецов, подобных кельтским друидам - касте, наделенной сокровенным знанием всех тайн Вселенной, но им был известен и сложный религиозный культ, и жертвоприношения, способные поразить воображение античных авторов.

Младший современник Цезаря и Августа, великий античный географ Страбон, дает сходное описание быта германских племен, многие из которых он уже знает по именам - ведь, столкнувшись с римлянами, они стали вести с ними непрерывные войны. Воинский обычай германского племени кимвров Страбон посчитал достойным описания в своей «Географии». «Передают, что у кимвров существует такой обычай: женщин, которые участвовали с ними в походе, сопровождали седовласые жрицы-прорицательницы, одетые в белые льняные одежды, прикрепленные (на плечах) застежками, подпоясанные бронзовым поясом и босые. С обнаженными мечами эти жрицы бежали через лагерь к пленникам, увенчивали их венками и затем подводили к медному жертвенному сосуду вместимостью около 20 амфор; здесь находился помост, на который восходила жрица и, наклонившись над котлом, перерезала каждому поднятому туда пленнику горло. По сливаемой в сосуд крови одни жрицы совершали гадания, а другие, разрезав трупы, рассматривали внутренности жертвы и по ним предсказывали своему племени победу».

Это действительно леденящее душу описание едва ли поражало античного ученого своей жестокостью: зритель, привычный к гладиаторским боям, не боялся крови пленных. Скорее, Страбона заинтересовало здесь то, что «варвары»-германцы гадали по внутренностям убитых пленников так же, как римские жрецы-авгуры по внутренностям жертвенных животных.

Образ суровых и воинственных германцев, где даже женщины были подчинены военному быту и воинским культам, сложился в античную эпоху и дожил не только до последнего периода «варварской» эпохи - века викингов с его представлениями о валькириях - девах-воительницах - и т. п., но и до позднейших времен «тысячелетнего рейха», когда любование воинскими доблестями дополнилось индустрией уничтожения целых плененных народов… Даже слово, означающее в немецком языке «народ» - фольк, относилось не просто к населению страны, а к организованному объединению людей (ему родственно заимствованное славянами у германцев слово «полк»). Этот воинственный образ был ярким, но во многом поверхностным.

Уже римский историк Корнелий Тацит в конце I в. н. э. писал о том, насколько был противоречив быт германских варваров. «Когда они не ведут войн, то много охотятся, а еще больше проводят время в полнейшей праздности, предаваясь сну и чревоугодию, и самые храбрые и воинственные из них, не неся никаких обязанностей, препоручают заботы о жилище, домашнем хозяйстве и пашне женщинам, старикам и наиболее слабосильным из домочадцев, тогда как сами погрязают в бездействии, на своем примере показывая поразительную противоречивость природы, ибо те же люди так любят безделье и так ненавидят покой» (О происхождении германцев. Глава 15). «Беспробудно пить день и ночь ни для кого не постыдно, - продолжает Тацит (глава 22). - Частые ссоры, неизбежные среди предающихся пьянству, редко когда ограничиваются словесною перебранкой и чаще всего завершаются смертоубийством или нанесением ран». Эта «бытовая подробность» имеет самое роковое продолжение в скандинавской мифологии: на пиру богов во время перебранки, затеянной злокозненным богом Локи, самими богами нарушается священный мир, и это приводит к гибели богов.