Главная · Финансы · Сопровождение введения фгос дошкольного образования. «методическое сопровождение педагогов в условиях внедрения фгос до» методическая разработка на тему. Фгос состоит из четырех разделов

Сопровождение введения фгос дошкольного образования. «методическое сопровождение педагогов в условиях внедрения фгос до» методическая разработка на тему. Фгос состоит из четырех разделов

Текущая страница: 1 (всего у книги 21 страниц) [доступный отрывок для чтения: 14 страниц]

Т. П. Авдулова
Психолого-педагогическое сопровождение реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО)

Т. П. Авдулова, к. псх.н., доцент; О. В. Гавриченко, к. псх.н., доцент; Л. А. Григорович, д. псх. н, профессор; Е. И. Изотова, к. псх.н., доцент; О. А. Комарова , к.п.н., доцент; Т. В. Костяк, к. псх.н., доцент; Г. В. Молчанова, к. псх.н., доцент; Е. В. Поневаж, к. псх.н., доцент; Г. Н. Толкачева, к.п.н., доцент; Г. Р. Хузеева, к. псх.н., доцент; Е. А. Швець; Н. Б. Фахрутдинова


© Авдулова Т. П. и др., 2016

© ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2016

Введение

Уважаемые коллеги!


У вас в руках методическое пособие, раскрывающее вопросы содержания и организации психолого-педагогического сопровождения развития дошкольника в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Оно подготовлено в помощь педагогам образовательных организаций, осуществляющих учебную деятельность по программам дошкольного образования.

Пособие содержит методическое обеспечение, включающее авторские практические разработки, диагностические материалы, позволяющие выявлять и осуществлять эмоциональное, коммуникативное, моральное и нравственное, социокультурное развитие детей, а также развитие идентичности, процессов социализации и индивидуализации, представлений дошкольников о себе и картине мира в соответствии с ФГОС ДО. Рассматриваются вопросы психолого-педагогического сопровождения семьи в условиях реализации ФГОС ДО. Все представленные материалы успешно апробированы в дошкольных образовательных организациях Москвы.

Сопровождение, по определению М. Р. Битяновой, это определенная идеология работы, объединяющей цели психологической и педагогической практики и акцентирует внимание на главном – на личности ребенка. Главная цель сопровождения – создание социально-педагогических условий, в которых каждый ребенок становится субъектом своей деятельности, общения и собственного внутреннего мира. Психолого-педагогическое сопровождение – профессиональная деятельность взрослых, взаимодействующих с ребенком в образовательной среде. Таким образом, деятельность по сопровождению направлена на создание благоприятных социально-психологических условий, способствующих успешному развитию детей.

В дошкольной образовательной организации психолого-педагогическое сопровождение ребенка осуществляется в основном педагогическими средствами, через воспитателя и традиционные формы взаимодействия взрослых с детьми. Именно педагог отслеживает динамику развития ребенка в образовательном процессе, создает социально-психологические условия для развития ее личности. Для получения и анализа информации используются методы диагностики. На основе полученных данных педагог разрабатывает индивидуальные траектории развития каждого ребенка, осуществляет выбор средств и форм организации образовательной деятельности, консультирует и просвещает родителей, создает ситуации сотрудничества с ними.

Психолого-педагогическое сопровождение процесса развития дошкольника приобретает особую актуальность сегодня, в период радикальных изменений, происходящих в системе российского образования. Они связаны с реформированием, комплексным обновлением всех звеньев образовательной системы и сфер образовательной деятельности. Процесс модернизации системы образования сопровождается обновлением ее нормативно-правовой базы. В последние годы изданы принципиально новые документы, регламентирующие деятельность в сфере дошкольного образования. В сентябре 2013 года стал действовать новый закон «Об образовании в РФ»; в ноябре 2013 года – «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; в январе 2014 года – Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В январе 2017 года появится Профессиональный стандарт педагога. Возникает закономерный вопрос: в чем специфика документов, регулирующих деятельность дошкольных образовательных организаций? Понять направленность и особенности вышедших документов можно, изучив информацию, представленную в таблице 1.

С введением новых документов в обиход вошли новые термины, которые необходимо знать педагогу:

уровень образования – завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований;

общее образование – вид образования, направленный на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования;


Таблица 1

Особенности нормативных документов, регулирующих отношения в сфере образования


дополнительное образование – вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования;

Федеральный государственный образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

Обучающийся – физическое лицо, осваивающее образовательную программу;

образовательная деятельность – деятельность по реализации образовательных программ;

образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;

Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

участники образовательных отношений – обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность;

присмотр и уход за детьми – комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

Современный педагог должен уметь ориентироваться в нормативно-правовых документах, осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Далее, в главе 1, раскрываются структура и содержание ФГОС дошкольного образования.

Мы надеемся, что материалы пособия помогут педагогам в организации работы по психолого-педагогическому сопровождению процесса развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.

Глава I
Структура и содержание ФГОС ДО в вопросах и ответах
Г. Н. Толкачева, кандидат педагогических наук, профессор

В чем отличие нового стандарта?

Что важно знать, чтобы успешно реализовывать ФГОС ДО?

Основные понятия и структура ФГОС ДО

Вступление в силу новых документов требует перестройки профессиональной деятельности педагогических работников. Можно констатировать, что характеристикой современного периода развития образования является стандартизация. В настоящее время для всех уровней образования, в том числе и дошкольного, установлены федеральные государственные образовательные стандарты.

У педагогов правомерно возникает множество вопросов, связанных с организаций образовательной деятельности в соответствии с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В главе представлены ответы на наиболее часто возникающие вопросы.

Зачем нужны стандарты в системе образования?

Стандарты это:

– один из способов поддержания порядка и стабильности образовательной системы;

– необходимое условие формирования и функционирования системы образования как организованной целостности;

– своеобразный универсальный язык международного общения в глобальном информационном пространстве.

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ;

3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

Что такое ФГОС дошкольного образования?

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – нормативный документ, содержащий совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Основной его функцией, по мнению А. Г. Асмолова, является становление и развитие личности ребенка.

Чем обусловлена необходимость введения ФГОС дошкольного образования?

Согласно ФЗ «Об образовании в РФ» дошкольное образование стало первым уровнем общего образования и потребовало введения федерального государственного стандарта дошкольного образования (далее Стандарта) как нормативно-правового документа, определяющего совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Стандарт регулирует отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования.

Что такое образовательная программа дошкольного образования?

Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий.

Примерная основная образовательная программа – учебно-методическая документация, определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенных уровня и (или) направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы. Нормативно-правовой основой для составления основных образовательных программ дошкольных образовательных организаций с учетом примерных служит Закон «Об образовании в Российской Федерации».

Каковы ожидаемые результаты введения ФГОС ДО?

Введение стандарта позволит:

– повысить социальный статус дошкольного образования;

– обеспечить равенство возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

– обеспечить государственные гарантии уровня и качества дошкольного образования;

Какие требования к дошкольному образованию предъявляет ФГОС?

Стандарт включает три группы требований:

– к структуре программы и ее объему;

– условиям реализации программы;

– результатам освоения программы.

Каковы отличительные черты ФГОС дошкольного образования?

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования имеет существенные отличия от других стандартов общего образования, заключающиеся в следующем:

– результаты освоения образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров;

– они не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;

– целевые ориентиры не служат основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.

– освоение программы не сопровождается проведением промежуточных и итоговой аттестаций воспитанников.

Какие ключевые психолого-педагогические идеи заложены в стандарте?

Базовыми ценностями дошкольного образования согласно ФГОС являются:

1) поддержка специфики и разнообразия детства;

2) понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что данный период подготовка к следующему;

3) сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;

4) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников организации) и детей;

5) уважение личности ребенка;

6) организация образовательного процесса в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

В стандарте учитываются:

– индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее – особые образовательные потребности),

– индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

– возможности освоения ребенком программы на разных этапах ее реализации.

Какие принципы дошкольного образования утверждаются ФГОС дошкольного образования?

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

Какова структура ФГОС дошкольного образования или как педагогу ориентироваться в документе?

ФГОС состоит из четырех разделов:

1. Общие положения. В этом разделе раскрывается понятие ФГОС, принципы, реализующиеся в Стандарте, принципы дошкольного образования, цели и задачи ФГОС, перечень основных требований к дошкольному образованию.

2. Требования к структуре основной программы дошкольного образования и ее объему. В данном разделе представлена характеристика, структура и основное содержание программы дошкольного образования, показана специфика содержания коррекционной работы и инклюзивного образования.

3. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Этот раздел содержит информацию о требованиях к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.

4. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования. Данный раздел характеризует возможные достижения детей с учетом возрастных особенностей. Требования к результатам освоения программы представлены как целевые ориентиры дошкольного образования, не подлежащие непосредственной оценке, в том числе педагогической диагностике (мониторинга).

Какие задачи призван решить ФГОС ДО?

Стандарт направлен на решение следующих задач:

1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

4) создание благоприятных условий обучения детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Основная образовательная программа

Что должен знать педагог об основной образовательной программе дошкольного образования?

Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.

Структурные подразделения (группы) в одной организации могут реализовывать разные программы.

Программа разрабатывается и утверждается организацией самостоятельно в соответствии с настоящим стандартом и с учетом примерных программ.

Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развитие личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

– социально-коммуникативное развитие;

– познавательное развитие;

– речевое развитие;

– художественно-эстетическое развитие;

– физическое развитие.

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований стандарта.

Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Какие требования к условиям реализации основной образовательной программы предъявляются в ФГОС ДО?

Реализация программы включает требования к:

– психолого-педагогическим условиям;

– кадровым условиям;

– материально-техническим условиям;

– финансовым условиям;

– развивающей предметно-пространственной среде.

Условия реализации программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, себе и другим людям.

Требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды.

Каким должен быть выпускник дошкольной образовательной организации?

В разделе 4.6 ФГОС дошкольного образования содержатся социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования. К ним относят: овладение культурными способами деятельности и позитивное отношение к миру, инициативность, активность и самостоятельность, уверенность в себе, развитые речь, воображение, творческие способности, крупная и мелкая моторика руки, умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, способность к волевым усилиям, любознательность и др.

Как будет осуществляться подготовка детей к школе?

В стандарте отмечается, что при соблюдении требований к условиям реализации программы целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Важно отметить, что целевые ориентиры программы служат основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

Какова роль родителей в образовательном процессе дошкольной образовательной организации?

В Федеральном Законе «Об образовании в РФ» отмечается, что родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования, вправе выбирать форму получения образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи в консультационных центрах, организованных в образовательных организациях. Родители являются участниками образовательных отношений.

Стандарт является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одной из задач, поставленных во ФГОС ДО, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Какие требования предъявляет ФГОС ДО к педагогам, работающим в системе дошкольного образования?

Современный педагог дошкольной образовательной организации должен обладать следующими компетенциями:

1) обеспечение эмоционального благополучия через:

– непосредственное общение с каждым ребенком;

– уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) поддержка индивидуальности и инициативы детей через:

– создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

– создание условий для принятия детьми решений, выражения чувств и мыслей;

– недирективную помощь детям, поддержку их инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);

3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

– создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе, ограниченные) возможности здоровья;

– развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

– развитие умения детей работать в группе сверстников;

4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее – зона ближайшего развития каждого ребенка), через:

– создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

– организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

– поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

– оценку индивидуального развития детей;

5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе в условиях создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Педагогу необходимо знать, что с 1 января 2017 года вступает в силу Профессиональный стандарт Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель), в котором зафиксированы основные требования к его квалификации.

Зачем нужен Профессиональный стандарт педагога?

Профессиональный стандарт педагога будет применяться:

а) при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на должность «педагог»;

в) при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования;

г) при проведении аттестации педагогов образовательными организациями в случае предоставления им соответствующих полномочий.

Следовательно, профессиональный стандарт позволит:

– обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях;

– определить необходимую его квалификацию, влияющую на результаты обучения, воспитания и развития ребенка.

В профессиональном стандарте дана характеристика трудовых действий воспитателя дошкольной образовательной организации, необходимых умений и знаний, которыми он должен обладать. Именно данные параметры послужат основой для определения уровня квалификации педагога.

Информационное сопровождение введения ФГОС ДО

Консультационная поддержка ФИРО

ФГОС ДО. Вопросы и ответы для всех участников образовательных отношений

Информационное сопровождение введения ФГОС ДО осуществляется по пяти направлениям, соответствующим основным группам участников образовательных отношений:

1. Родители.

2. Дошкольные организации. Педагоги. Руководители.

3. Партнеры ДО.

4. Органы управления образованием. Муниципальные. Региональные. Федеральные.

5. Другие участники образовательных отношений.

Для каждой из групп предусмотрен свой раздел системы информационной поддержки.

Вопросы, связанные с внедрением ФГОС ДО по содержательному принципу собраны в следующие группы вопросов:

1. Содержание. Вопросы на понимание содержания ФГОС ДО и новых требований к образовательной деятельности .

2. Нормативно-правовое обеспечение . Вопросы, связанные с нормативно-правовым обеспечением деятельности образовательной организации, работающей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

3. Сроки. Вопросы, связанные со сроками перехода на ФГОС ДО, графиками разработки нормативно-правовой организации и подготовки другой необходимой сопроводительной документации, а также сроки других мероприятий, связанных с внедрением ФГОС ДО..

4. Педагогическая деятельность . Кадровое обеспечение. Вопросы, связанные с подготовкой педагогических кадров и информационно-консультационной поддержкой педагогов на этапе перехода на ФГОС ДО.

5. Работа с родителями. Вопросы, связанные с организацией, нормативным обеспечением взаимодействия ДО с родителями.


6. Коррекционная работа с детьми. Вопросы, связанные с коррекционной педагогикой и соответствующим обеспечением образовательной деятельности.

7. Дополнительное образование. Дополнительные услуги. Вопросы, связанные с организацтей дополнительного образования дошкольников, оказанием дополнительных услуг за дополнительную плату внутри ДО/за пределами ДО.

8. Материально-техническое обеспечение. Вопросы, связанные с новыми требованиями к МТУ образовательной деятельности ДО, в том числе, с комплектованием предметно-пространственной среды, комплектования учебно-методическими и дидактическими материалами и пр.

9. Финансовое обеспечение. Вопросы, связанные с финансированием образовательной деятельности, соответствующей требованиям ФГОС.

10. Управление. Вопросы руководителей дошкольных организаций, связанные с организацией процесса перехода на ФГОС и общим управлением ДО в новых условиях, в том числе, связанных с хозяйственной деятельностью.

11. Ответственные лица . Вопросы, связанные с поиском ответственных в принятии решений, связанных с образовательной деятельностью дошкольной организации.

12. Отчетность и ЕИС. Вопросы, связанные с подготовкой различных формам отчетности и сроков их предоставления, а также с различными требованиями о предоставлении данных в различные органы, требования к информационным системам дошкольной организации и взаимодействию с централизованными информационными системами.

13. Связь с предыдущим. Вопросы о возможности использования предыдущего опыта, используемых программ, материально-технического обеспечения и т. д. в условиях ФГОС.

14. Мероприятия. Вопросы о мероприятиях, которые проводятся и могут проводиться на этапе внедрения ФГОС.

15. Обмен опытом. Вопросы-просьбы описать примеры, опыт реализации мероприятий по внедрению ФГОС или его составляющих в регионах и отдельных образовательных организациях.

16. Контроль за образовательной деятельностью дошкольной организации. Лицензирование в условиях ФГОС ДО.

17. Решение проблем. Вопросы-просьбы о содействии во взаимодействии с органами управления образованием, институтами повышения квалификации, институтами развития образования и пр.

18. Психологическая поддержка. Вопросы нервно-рефлексивного характера, демонстрирующие личное отношение к различным документам, мероприятиям и деятельности ответственных лиц, требующие поддержки профессионального психолога.

Информационная поддержка осуществляется на федеральном информационном портале:_______

ДОШКОЛЬНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ

ФГОС ДО «по полочкам». Вопросы и ответы для дошкольных организаций

Глоссарий, раскрывающий значение используемых во ФГОС ДО понятий находится в разработке.

2. Нормативно-правовое обеспечение.

Вопрос: Есть ли единый перечень нормативно – правовых актов , обеспечивающих введения ФГОС в образовательной организации.

Ответ: Единый перечень нормативно-правовых актов в настоящее время находится в стадии разработки и согласно Плану действий по обеспечению введения ФГОС ДО, утвержденному Министерством образования и науки РФ (далее – План действий) будет сформирован к июню 2014 года. План действий опубликован на сайте ФИРО: http://www. *****/wp-content/uploads/2013/11/Plan_FGOS_DO. pdf


Нормативно-правовое обеспечение будет включать документы федерального уровня, регионального, уровня учредителя образовательной организации, а также институционального уровня (уровня образовательной организации).

На федеральном уровне в дополнение к ФГОС ДО будут разработаны Методические рекомендации по разработке на основе ФГОС ДО основной образовательной программы дошкольного образования ; письма Минобрнауки с разъяснениями по отдельным вопросам введения ФГОС ДО; порядок приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования; примерные формы договоров на обучение по образовательным программам дошкольного образования, а также типовые формы локальных нормативно-правовых актов. Остальное нормативно-правовое обеспечение, которым должна руководствоваться образовательная организация, обеспечивается субъектами РФ, учредителями образовательной организации и самой организацией.

Вопрос: Существует ли утвержденный федеральный реестр примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования на основе ФГОС ДО?

Ответ: На сегодняшний день реестр находится в стадии разработки. По Плану действий должен быть введен в действие в течение первого квартала 2014 года.

Вопрос: На какие нормативные документы и/или методические рекомендации можно опираться при составлении или изменении основной образовательной программы дошкольной организации и Устава организации на основе ФГОС ДО?

Ответ: Основанием для разработки (изменения) основных общеобразовательных программ дошкольного образования является исключительно федеральный государственных образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

Примерные программы дошкольного образования после прохождения экспертизы на соответствие ФГОС ДО и последующего включения в Федеральный реестр примерных образовательных программ могут быть использованы в качестве ориентира /методического основания для разработки основных образовательных программ.

При составлении основной образовательной программы ДО также можно (но не обязательно) воспользоваться Методическими рекомендациями по разработке на основе ФГОС ДО основной образовательной программы дошкольного образования Минобрнауки, которые будут опубликованы ориентировочно в июле 2014 года.

Вопрос: Существуют ли действующие нормативные требования или рекомендации с учетом ФГОС ДО по оформлению и ведению документации педагогических работников дошкольных организаций, которые необходимо предъявлять при проверках РОСОБРНАДЗОРА?

Ответ: Данный вопрос регламентируется нормативными документами Рособрнадзора, а также уполномоченными структурами в субъектах РФ. ФГОС ДО данный вопрос не регламентирует.

Вопрос: Установлен ли срок на переход ДОУ на ФГОС ДО?

Ответ: В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" программы дошкольного образования, реализуемые образовательными организациями должны соответствовать ФГОС ДО с момента вступления закона в силу, т. е. уже с 1 сентября 2013 года.

Приказом от 01.01.01 года № 000 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» дата 1 января 2014 года обозначена как дата отмены ранее действовавших Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и вступления в силу ФГОС ДО.


При этом, Рособрнадзор обращает внимание в своем Письме от 01.01.2001 № /05-382 на статью 108 часть 5 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», согласно которой наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом не позднее 1 января 2016 года и подчеркивает недопустимость требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения своих уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО в условиях незавершенного цикла проведения экспертизы и формирования реестра примерных основных образовательных программ.

Таким образом, срок переда ДОУ на ФГОС ДО определен периодом, начинающимся со дня включения в Реестр прошедших экспертизу Примерных основных образовательной программ (хотя бы одной) и завершающимся не позднее 1 января 2016 года.

4. Педагогическая деятельность. Кадровое обеспечение.

Вопрос: Будут ли даны методические рекомендации с требованиями ФГОС ДО по внесению изменений в должностные инструкции работников дошкольных организаций, изменению штатных расписаний?

Ответ: В плане Минобранауки разработка таких методических рекомендаций не предусмотрена. Штатное расписание образовательной организации и должностные инструкции ее работников разрабатываются самой организацией с учетом условий и требований осуществляемой образовательной деятельности, а также реализуемых основных образовательных программ. Для кадрового обеспечения условий качественной реализации программ ФГОС ДО обозначает единственное требование – непрерывное сопровождение педагогическими и учебно-вспомогательными работниками в течение всего времени их реализации в Организации или в Группе.

При составлении штатного расписания образовательная организация может ориентироваться на Нормативы по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады, детские сады) определяются действующим Постановлением Минтруда РФ от 01.01.2001 N 88.

При разработке должностных инструкций сотрудников образовательная организация может ориентироваться на "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденные Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н ( http://www. *****/2010/10/20/teacher-dok. html).

5. Работа с родителями.

Вопросы, связанные с организацией взаимодействия с родителями принимаются.

6. Коррекционная работа с детьми.

7. Дополнительное образование. Дополнительные услуги.

8. Кадровое обеспечение.

9. Материально-техническое обеспечение.

10. Финансовое обеспечение.

11. Управление.

12. Ответственные лица.

13. Отчетность и ЕИС.

14. Связь с предыдущим.

Вопрос: Что делать организациям, которые давно и успешно работают по программам, разработанным на основе одной из распространенных в РФ комплексных программ?

Ответ: Все образовательные организации должны переработать свои основные образовательные программы или разработать новые для обеспечения их соответствия требованиям ФГОС ДО. В том числе, все используемые ранее и распространенные программы должны быть переработаны и приведены в соответствие с ФГОС ДО и только после этого могут быть использованы в качестве базы для разработки основной образовательной программы дошкольного образования.

15. Мероприятия.

16. Обмен опытом.

17. Контроль за образовательной деятельностью дошкольной организации. Лицензирование в условиях ФГОС ДО.

18. Решение проблем.

19. Психологическая поддержка.

Вопрос: Рособрнадзор в своем письме от 01.01.2001 указывает на то, что переходный период на ФГОС ДО устанавливается до 1 января 2016 года. Означает ли это, что на разработку новых основных образовательных программ и других нормативно-правовых актов, связанных с внедрением ФГОС ДО нам выделяется 2 года и до 2016 года мы можем работать по своим текущим программам?

В соответствии с частью 6 статьи 12 действующего ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

Таким образом, с момента вступления в силу ФГОС ДО (с 1 января 2014 года) дошкольная организация обязана обеспечить соответствие своих образовательных программ его требованиям.

При этом в условиях незавершенного цикла проведения экспертизы и формирования реестра примерных основных образовательных программ жесткий контроль за переходом на новые основные образовательные программы к образовательным организациям применяться не должен.

Именно об этом и пишет Рособрнадзор, в упомянутом Вами письме, № /05-382 от 01.01.2001. http://*****/common/upload/doc_list/pismo_v_subekty. pdf, указывая не недопустимость соответствующих требований к дошкольным организациям в этот период.

В этом же письме Рособрнадзор, конкретизируя этот период, ссылается на письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки от 01.01.01 года №08-5. Согласно данному письму в течение трех месяцев после утверждения проекта приказа Минобрнауки России, устанавливающего порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра, экспертизу пройдут не менее двух примерных основных образовательных программ дошкольного образования.

С этого момента, вышеупомянутый незавершенный цикл завершится и уполномоченные государственные органы получат полное право требовать от дошкольной организации соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС ДО.

А вот свои наименования и уставы дошкольные организации смогут дорабатывать и утверждать вплоть до декабря 2015 года, чтобы с 1 января 2016 года, согласно также упомянутой в письме Рособрнадзора части 5 статьи 108 «Об образовании в Российской Федерации» от 01.01.01 года обеспечить их полное соответствие требованиям данного Закона.

«Методическое сопровождение педагогов в условиях внедрения ФГОС ДО»

подготовила Остапчук В.Н., зам.заведующего

МДОУ №14 «Малышок» г.о.Тейково

В 2013 году нашему детскому саду был присвоен статус региональной пилотной площадки. Как мы начали осваивать ФГОС ДО? Конечно же, непросто. С чего начали работу?

  • Были изучены нормативные документы
  • Получены консультации в ИРО, информационно-методической службе городского отдела образования, онлайн-консультации.
  • Составлен план подготовки МДОУ к переходу на ФГОС ДО.
  • Опыт подготовки МДОУ к переходу на ФГОС транслирован для ДОУ муниципалитета.

Мы проанализировали итоги мониторинга уровня готовности педагогов ДОУ к введению ФГОС ДО. Мониторинг показал, что восприимчивость педагогов к новому составляет 83%, т.е. допустимый уровень. Причём видят перспективу и прогнозируют свою деятельность 80% педагогов, открыты новому 90 %. Квалификационная готовность коллектива к освоению инноваций 100%, т.е. все педагоги имеют первую и высшую категории.

Проанализировав уровень мотивационной готовности педагогов к освоению нового, мы выявили причины, которые побуждает большинство педагогов применять новое.

Желание создать хороший, эффективный детский сад – 60 %, желание улучшить достигнутые результаты – 50%, потребность в поиске, исследовании -30%, потребность в новизне, преодолении рутины – 30 %. А вот потребность в самосовершенствовании 10%, ощущение собственной готовности участвовать в инновациях, уверенность в себе – 20%. Почему? 58% наших педагогов постпенсионного возраста. Здесь и плюсы (имеют хорошее базовое образование) и минусы (с трудом отходят от накатанной колеи, считают, что у нас и так всё хорошо).

Возникла необходимость повышения квалификации педагогов. Курсовую подготовку по вопросам внедрения ФГОС прошли 83% педагогов. В ДОУ было спланировано методическое сопровождение педагогов по внедрении. ФГОС ДО.

При составлении Образовательной программы дошкольного образования прослушаны видеолекции Скоролуповой О.А. «Актуальные вопросы введения ФГОС дошкольного образования», семинары «Возможные подходы к корректировке образовательных программ дошкольных учреждений», видеоконференции ФИРО «Эффективный переход региональных систем дошкольного образования на деятельность в условиях ФГОС ДО», получены консультации Кузьмина С.В. на семинаре-практикуме по составлению Образовательной программы, выездные семинары старшего преподавателя ИРО Виноградовой О.В.,

В составлении Образовательной программы мы, как пилотная площадка, оказали методическую помощь и другим ДОУ муниципалитета. Были проведены семинары-практикумы для заместителей заведующих, затем взаимный аудит Программ, а по его итогам коррекция Образовательных программ детских садов города.

Авторы Стандарта акцентируют внимание на том, что ФГОС – это стандарт условий. Как говорит директор Института психологопедагогических проблем детства Российской академии образования Татьяна Волосовец , при переходе на стандарт дошкольного образования понятие «вчера – сегодня» не работает: чтобы создать условия, нужно довольно много времени.

Не секрет, что первое и самое главное условие – это кадры. Реализовать ФГОС в детском саду сможет только высокопрофессиональный педагог. И это созвучно с социальным запросом родителей наших воспитанников.

В пункте 3.4.2. ФГОС сказано: «Педагогические работники…должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей». Методическое сопровождение педагогов в нашем детском саду организовано через постоянно действующий семинар «Изучение и внедрение ФГОС ДО». План ПДС довольно многоплановый и разносторонний. Поэтому к участию в нём, мы, как пилотная площадка, приглашаем педагогов города.

Одним из важнейших принципов осуществления Стандарта является принцип интеграции содержания дошкольного образования. В рамках ПДС на базе нашего детского сада прошёл городской семинар-практикум «Интеграция образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО». Воспитатели так же учились анализу деятельности с учётом критериев оценивания видеозанятия при аттестации.

Как уже отмечалось ранее, наш педагогический коллектив на 58% состоит из опытных воспитателей, возраст которых превышает 50 лет. Не все ещё освоили функции мобильных телефонов, но работа с компьютером вошла в нашу жизнь плотно. Четвёртый год педагоги нашего ДОУ – участники и победители городского конкурса электронных учебно-методических материалов. Создать презентацию, слайд-шоу на любую тему к занятию, утреннику умеет 83% педагогов. А шли к этому через приобретение ноутбуков, организацию мастер-классов, материальное стимулирование.

В этом году каждый педагог создал своё электронное портфолио в среде PowerPoint. Такую работу можно назвать педагогической копилкой своего опыта. Совершенствование работы с Интернет-ресурсами, с ИКТ, систематизация опыта работы даёт возможность построения развивающего образования. И второе - легко адаптироваться к прохождению аттестации.

Опыт работы детского сада по созданию электронного банка передового педагогического опыта был транслирован на городском методическом совете заместителей заведующих и старших воспитателей ДОУ.

На примере своего электронного портфолио музыкальный руководитель нашего ДОУ показала разные виды использования ИКТ в работе в рамках городского семинара-практикума «Использование ИКТ в профессиональной деятельности музыкального руководителя».

Следующий городской семинар-практикум был так же посвящён использованию компьютерных технологий. Музыкальных руководителей познакомили с технологией создания учебно-методического материала в виде презентации к занятию.

Стандарт включает в себя требования к развивающей предметно-пространственной среде. Как промежуточный этап нашей работы по совершенствованию среды, можно назвать совещание заведующих «Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ».

В этом учебном году несколько педагогов предложили выполнять написание календарно-тематического плана работы с детьми в электронном виде. Была создана рабочая группа, куда вошли как опытные педагоги, так и начинающие. Созданную форму плана обсудили на педсовете и приняли её. Без споров в коллективе не обошлось. Главный вопрос: а нужно ли это?- занимал всех не одну неделю.

К сентябрю несколько инициативных педагогов начали планировать образовательную работу в электронном виде, а с октября каждый.

Остановлюсь на форме написания плана. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса подразумевает планирование по всем направлениям развития ребёнка в пяти взаимодополняющих образовательных областях.

Календарно-тематический план состоит из разделов:

  • тема недели;
  • задачи по образовательным областям;
  • НОД, занятия;
  • интеграция образовательных областей;
  • совместная деятельность воспитателя с детьми в режимных моментах;
  • самостоятельная деятельность детей;
  • взаимодействие с родителями.

В разделах совместной и самостоятельной деятельности предложены адекватные возрасту разнообразные формы работы с детьми. Воспитатель дополняет их конкретным содержанием. Аналогично предложен раздел взаимодействия с родителями. В разделе интеграции прописаны образовательные области, логично интегрируемые. Педагог при необходимости меняет их.

Так как опыт планирования, на наш взгляд, оказался успешным, мы, как площадка поделились им на семинаре заместителей заведующих и можем предложить материалы по планированию другим площадкам и пригласить их к сотрудничеству .

Говорят: есть два типа людей. Одни катят мир, а другие бегут рядом и кричат: "Куда катится этот мир!?" Трудно перестраивать свою работу, но это необходимость.

Что в перспективе нашей работы?

  • Активное вовлечение родителей в образовательную деятельность
  • Обеспечение эмоционального благополучия детей через создание предметно-пространственной среды, отвечающей ФГОС ДО.
  • Дальнейшее профессиональное развитие педагогических работников.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 « Малышок » г.о. Тейково Методическое сопровождение педагогов в условиях внедрения ФГОС ДО Заведующий МДОУ: Ермолаева Л.В. Зам. заведующего: Остапчук В.Н.

Методическое сопровождение педагогов МДОУ №14 «Малышок» Составлен план подготовки МДОУ к переходу на ФГОС ДО Проведён мониторинг уровня готовности педагогов ДОУ к введению ФГОС ДО Составлена образовательная программа дошкольного образования МДОУ №14 Организован постоянно действующий семинар «Изучение и внедрение ФГОС ДО» Организована курсовая подготовка всех педагогов по вопросам внедрения ФГОС Пополняется банк передового педагогического опыта

Семинар-практикум «Особенности разработки Образовательной программы дошкольного образования» Цель: Транслировать опыт разработки Образовательной программы дошкольного образования для ДОУ муниципалитета

месяц тема семинара-практикума сентябрь Структура и содержание ФГОС ДО. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса Планирование образовательного процесса в группах октябрь Использование ИКТ в профессиональной деятельности педагога Электронное портфолио в среде PowerPoint – педагогическая копилка опыта ноябрь Образовательные области и виды детской деятельности. Интеграция образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО декабрь Организация игры как ведущего вида деятельности. Проектирование совместной деятельности взрослых и детей с целью решения образовательных программ январь Особенности организации занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми февраль Обновление предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО март Социальный портрет ребёнка 7 лет как целостный ориентир и результат освоения образовательной программы дошкольного образования апрель Оценка индивидуального развития детей для решения задач индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей май Взаимодействие с родителями по непосредственному вовлечению их в образовательную деятельность Постоянно действующий семинар-практикум для воспитателей « Изучение и внедрение ФГОС ДО »

Семинар-практикум «Интеграция образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО» Цель: Совершенствование профессионального мастерства педагогов в вопросах технологии интеграции образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО

Требование профстандарта педагога дошкольного образования – Владение ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста

Педагогическая копилка опыта – персональное портфолио педагога Цель: Создание банка компьютерных дидактических и методических разработок как отражение информационно-коммуникативной компетентности

Семинар-практикум «Использование ИКТ в профессиональной деятельности музыкального рукодителя » Цель: Освоение инновационных образовательных технологий и методов

Семинар-практикум «Использование ИКТ в образовательном процессе» Цель: Трансляция и распространение инновационного педагогического опыта

Совещание заведующих «Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ» Цель: Выявление новых подходов к обеспечению эмоционального благополучия детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением в соответствии с ФГОС ДО

Разделы планирования: тема недели задачи по образовательным областям НОД, занятия интеграция образовательных областей совместная деятельность воспитателя с детьми в режимных моментах самостоятельная деятельность детей взаимодействие с родителями

Задачи по образовательным областям НОД, занятия Инт егр обр обл Совместная деятельность воспитателя с детьми в режимных моментах Самостоятель ная деятельность детей Взаимодействие с родителями Познавательное развитие ФЦКМ: ФЭМП: Сенсорика: Позн-исслед деятельность: Наблюдения в природе: Р, С Ситуативные разговоры с детьми о== , беседа о ==, изготовление == (предметов, макетов, украшений), раскраски, оформление выставки= , изготовление книги о =, отгадывание загадок о =, рассматривание иллюстраций, картин о =, наблюдения за погодой, изменениями в природе== . Экспериментирование с = . С.-р. игра= Предм.картинки= , сюжетные картинки= , лото= , домино= , энциклопедия= тематические раскраски = Атрибуты к с-р инре= . Родительское собрание= Информационный лист на тему= Консультация= Буклет= Стенд на тему= Беседа с родителями= на тему= Речевое развитие Развитие речи: Ознакомление с художественной литературой: П, Ф Дидактическая игра= , словесная игра= , Чтение и обсуждение= (5), инсценирование и драматизация отрывков из сказки= , разучивание стихотворения= , развитие артистических способностей в подвижной игре имитационного характера= («Где мы были…) Альбом= , сюжетные картинки= , иллюстрации= Социально-коммуникативное развитие Игровая деятельность: Приобщение к моральным нормам: Труд: ОБЖ: П, Р В с-р игре = взять на себя роль = В игре == показать ролевое взаимодействие = и =. Обучающая игра = (« Как мы поедем …») В игре== использовать игрушки-заместители. Дополнить игровую среду= (мягкими модулями). Объединить игры = и= в единый сюжет. Создание ситуации морального выбора= , беседа о= , ситуативный разговор о= . Наблюд за трудом =. Изготовление =. Атрибуты игры =, лейки, тряпочки, знаки для ухода за растениями Художественно-эстетическое развитие Лепка: Аппликация: Рисование: Конструирование: Музыка: П, С, Р Изготовление украшений= , творческая мастерская= , устройство выставки= . Рассматр. и обсуждение иллюстраций к= . Слушание и обсуждение музыки= . Совместное пение= . Хоровод= . Д.игра= Пластилин, карандаши, краски, цветная бумага, бубны, кастаньеты, колокольчики. Физическое развитие Здоровье: Физическая культура: С, Р Подвижные игры, игры с элементами спорта, игры-соревнования. Двигательная деятельность с = в физкультурном уголке Мячи, кегли, кольцеброс, скакалки, ленты, Календарно - тематическое планирование воспитательно-образовательной работы с детьми на неделю Тема_____________________________________________

Семинар-практикум «Планирование воспитательно-образовательной работы» Цель: Развитие профессиональных умений и навыков педагогов, необходимых для реализации ФГОС ДО

Спасибо за внимание!



«Методическое сопровождение в условиях введения ФГОС ДО»
Левушкина Ирина Викторовна, старший воспитатель МБДОУ д/с №11 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует инновационных ресурсов. Одним из ключевых ресурсов становится компетентность педагогических кадров, развитие их способности к решению новых образовательных и педагогических задач. А это, в свою очередь, требует от педагогических работников больших изменений в своей работе: личностной и профессиональной готовности каждого педагога, новых методов в управлении и контроле, оптимального методического и дидактического обеспечения образовательной деятельности, преобразования предметно- пространственной среды. Целью методической работы стало обеспечение научно-методической и организационно-педагогической поддержки педагогов, ориентированной на изменение профессиональной позиции педагога и совершенствование опыта практической деятельности в решении задач введения ФГОС ДО. Задачи работы: 1. Проанализировать готовность педагогов к внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и выявить профессиональные затруднения. 2. Организовать научно- методическое сопровождение педагогов, внедряющих ФГОС ДО. 3. Оценить результативность проделанной работы и определить перспективы деятельности на будущее. Нам необходимо было получить ответ на вопрос: «Что необходимо изменить в существующей образовательной деятельности, чтобы привести ее в соответствие с нормативной моделью, определяемой ФГОС?» Для этого необходимо определить, какие изменения требуется произвести: в образовательных целях; в условиях реализации образовательных программ (кадровых, финансовых, материально-технических и пр.); в учебном плане. В результате этой работы должен быть создан перечень необходимых изменений и дополнений в элементах образовательной деятельности дошкольного учреждения. Особо следовало обратить внимание на то, что содержание деятельности должно обеспечивать развитие личности, мотивации способностей воспитанников в различных видах деятельности и охватывать пять образовательных областей. Содержание программ должно определяться таким образом, чтобы они вместе обеспечивали достижение всех образовательных целей. Поэтому в системе методического сопровождения нашего ДОУ были выделены следующие направления: 1. Создание организационно-управленческих условий введения ФГОС ДО.
Была проведена аналитическая работа по вопросам оценки стартовых условий введения ФГОС, требований к качеству услуг дошкольного образования, мониторинг готовности, чтобы определить уровень готовности Учреждения и педагогов. Его цель – получить информацию о готовности к работе в новых условиях, умении проектировать и реализовывать образовательный процесс с учётом ФГОС; уточнить содержание запросов педагогов на необходимые информационные и методические ресурсы. Выявляли уровень удовлетворённости результатами работы педагогов родителями (законными представителями). На основе этого был сделан проблемный анализ и разработана программа развития Учреждения на 2014 - 2017 гг. с учетом требований ФГОС ДО и разработан план-график внедрения ФГОС, где пошагово определили действия введения ФГОС и перечень необходимых изменений и дополнений в деятельности Учреждения. Первым результатом по определению необходимых изменений и дополнений в деятельности учреждения стала нормативная база: - сформирован банк данных нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального уровней, регламентирующих введение и реализацию ФГОС; - подготовлены локальные нормативные акты Учреждения, регламентирующие введение ФГОС (Устав Учреждения, Положения, регламентирующие образовательную деятельность, приведены в соответствие с требованиями ФГОС ДО должностные инструкции работников Учреждения). Разработанные локальные нормативные акты, как показала практика, позволили внести ясность и упорядоченность в организации и осуществлении различных аспектов повышения квалификации педагогов Учреждения.
-
разработана образовательная программа Учреждения в соответствии с ФГОС; рабочие программы педагогов; - разработан план-график повышения квалификации педагогических кадров Определены ресурсные возможности (информационно-методические, материально-технические, кадровые) для обеспечения изменений образовательной деятельности Учреждения в соответствии с требованиями стандарта. Вторым направлением деятельности стало создание условий для повышения профессионального уровня педагогов по вопросам введения ФГОС. Основной целью методической работы стало – оказание квалифицированной помощи воспитателям. В организации методической работы наиболее актуальным является индивидуально ориентированный подход к каждому педагогу. Контингент педагогов представляет собой «яркое разноцветье» уровней образования, стажа, категорий. И важно каждому специалисту помочь найти свое достойное место в развивающейся инновационной системе, помочь вырваться из круговорота ставших традиционными норм поведения, искоренить в себе консерватизм. К сожалению, не все педагоги готовы к происходящим изменениям. Практика показывает, что в ряде случаев, формально декларируя переход к новым стандартам, воспитатель сохраняет прежнее содержание образовательной
деятельности, механически применяя технологии нового содержания, что вызывает еще большее эмоциональное отторжение нововведений частью педагогов. Ряду педагогов, оказалось, непросто мотивировать себя к принятию и включению в реализацию происходящих изменений. Как выяснилось, сложнее всего приходится педагогам, имеющих педагогический стаж свыше 20 лет. У них сложился определенный стиль деятельности, им значительно труднее принимать новые требования, переходить на новые подходы, ранее сложившаяся методика проведения занятий доминирует над интегрированием и комплексированием, а также характерно упрощенное понимание сущности реализации личностно- ориентированного подхода. Нет глубинного понимания педагогами положений, заложенных в ФГОС. Педагоги испытывают трудности в проектировании образовательной деятельности, сложно осуществить перестройку от «вида деятельности» к «образовательной области». Часть педагогов стремятся к творчеству и не хотят работать по старому, всё время что-то придумывают, подсказывают, предлагают; другие – добросовестно выполняют свою работу, но не проявляют особой инициативы. Мы стремимся постоянно изучать свой педагогический коллектив, сильные и слабые стороны каждого и, опираясь на них, формировать такую систему методического сопровождения деятельности педагогов, в которой поддержка будет адресной, дифференцированной, следовательно, более эффективной. Основными формами методической работы с педагогами стали мероприятия, реализующие деятельностный подход, когда педагоги получают не готовые знания, а «добывают» их в процессе самостоятельного изучения литературы, сравнения и анализа разных точек зрения на проблему, закрепления знаний в деловых играх, решения проблемных ситуаций. Это обеспечивает более осознанный подход к материалу, способствует его лучшему усвоению и запоминанию, поддерживает интерес и стимулирует творческую активность педагогов. При организации методической работы руководствовались принципами: - прежде чем приступить к освоению нового, потратить достаточно времени для того, чтобы все его участники понимали смысл вносимых изменений не на уровне отдельных действий, а на глубоком уровне ценностей и целей. - обучать тому, что необходимо в практике; - обучать через деятельность; - для того чтобы освоить содержание, необходимо соблюдение цикла: теоретическая подготовка – практика – самообразование – профессиональное общение. Деятельность нашей методической службы осуществляется по трем блокам:  организационно-методический,  информационно-методический,  мониторинговый. Цель организационно-методического блока - поддержка формирования и развития кадрового потенциала, внедрение эффективных технологий образования воспитанников.
Для реализации данного блока разработан план методической работы с ориентацией на проблемы внедрения ФГОС ДО, включающий разные формы работы с использованием ИКТ: - постоянно действующий семинар для педагогов по теме «Изучаем и работаем по ФГОС ДО», на котором рассмотрели вопросы планирования и осуществления образовательной деятельности с учетом ФГОС ДО, обсуждали проблемы, возникающие при планировании, пути их решения, особенности современных дошкольников, вопросы реализации образовательной программы средствами игровой деятельности, основные позиции обновления образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО. Необходимым условием организации семинара является активное участие всех педагогов и обратная связь с коллегами, то есть получение информации, связанной с их образовательными потребностями и желаниями; - педагогические советы «Организация образовательной деятельности с детьми в современных условиях реализации ФГОС», «Партнерство Учреждения и семьи в рамках реализации ФГОС ДО», на котором педагоги делились инновационными формами работы с родителями, такими как совместная проектная деятельность; - педагоги активно участвовали в методических объединениях района, на которых рассматривались вопросы реализации ФГОС ДО, и представляли свой опыт работы в этом направлении; - консультирование педагогов по вопросам организации предметно- развивающей среды, разработки индивидуальных образовательных маршрутов развития воспитанников, так как стандарт, прежде всего, направлен на индивидуализацию образования. - педагогические мастерские, целью которых является освоение педагогами новых подходов, методов, технологий образовательной деятельности с воспитанниками, а также в работе с родителями. Педагоги представляли образовательную технологию с двух позиций – что они считают положительным в данной технологии и ее минусы. Также педагоги знакомы с технологией портфолио воспитанника и применяют ее в работе с воспитанниками и родителями (законными представителями) воспитанников. - смотры-конкурсы как способ проверки профессиональных умений, навыков, педагогической эрудиции, возможность оценивать результаты путём сравнения своих способностей с другими; - самообразование с последующей творческой презентацией результатов в конце учебного года в рамках «Единого методического дня»; - открытые просмотры играют важную роль в системе повышения квалификации педагогов и в образовательной деятельности в целом. Посещая мастер-классы, открытые мероприятия, НОД коллеги могут на практике увидеть педагогические приёмы применения активных методов обучения. Также практикуем и просмотр видеофрагментов образовательной деятельности с использованием развивающих технологий, личностно-ориентированного подхода к воспитанникам у других коллег в сети Интернет; - проведена деловая игра на закрепление знаний основных нормативных документов и положений ФГОС ДО.
- проводим практикумы с целью обучения педагогов созданию презентаций в программе Microsoft Office Power Point с привлечением педагогов, являющихся уверенными пользователями ПК. Работа в парах дает возможность педагогу-наставнику доступно донести информацию до педагога с нулевым уровнем работы на компьютере и выйти на новый качественный уровень профессионализма. Образование, аттестация и курсовая подготовка педагогов – факторы, которые необходимо учитывать в процессе изучения и внедрения ФГОС. В нашем Учреждении реализуется план-график повышения квалификации педагогов. В 2014 году повышение квалификации прошли 13 педагогов по образовательной программе «Организация и содержание образовательного процесса в современном ДОУ в условиях реализации ФГОС». 1 педагог в настоящее время получает высшее образование по профилю дошкольное образование. В 2015 году высшую квалификационную категорию получили 3 педагога. Цель информационно-методического блока - обеспечение профессиональной деятельности педагогов по реализации ФГОС ДО, организация обмена опытом профессиональной деятельности. Для реализации данного направления проводятся ежемесячные педагогические четверги, на котором педагоги обсуждают публикации по ФГОС ДО в научно-методической литературе и периодических изданиях, вместе ищем ответы на возникающие вопросы, например, чем отличается планирование проектной деятельности от традиционного тематического планирования. Также изучаем опыт работы других регионов; размещаем публикации педагогов из опыта работы в сети Интернет и на сайт Учреждения, педагоги принимают участие в научно-практических конференциях, организуем выставки методической продукции в методическом кабинете: буклеты, памятки для педагогов и родителей, методические рекомендации, глоссарий основных понятий ФГОС ДО. Cистематизируем, постоянно обновляем и пополняем информационные ресурсы образовательного процесса. Идет работа по созданию медиатеки. Цель мониторингового блока - получение аналитико-диагностической и прогностической информации; текущий контроль состояния и результативности образовательной деятельности. Для реализации мониторингового блока организуются анкетирование, опросы участников образовательного процесса, экспертиза методических материалов. Ведем мониторинг соответствия развивающей среды требованиям ФГОС. Мы считаем, что реализация данной модели методического сопровождения введения ФГОС ДО в образовательном учреждении позволила повысить компетентность педагогических кадров образовательного учреждения и создать другие условия для введения ФГОС ДО в образовательном учреждении, что в свою очередь позволит достичь новых образовательных результатов. Диагностика-мониторинг педагогов показал, что на данный период нет педагогов, которые не владеют знаниями основных положений ФГОС, значительно сократилось число педагогов, испытывающих проблемы мотивационного характера (с 67% до 18%), уменьшился процент педагогов, слабо
владеющих ИКТ (с 25% до 5%). А также повысился уровень использования педагогами инновационных технологий (87% используют данные технологии в образовательной деятельности). В заключении приведу высказывание Александра Асмолова – одного из главных разработчиков новых стандартов - о начавшихся реформах в образовании: «Мы живем в изменяющемся мире, и если превратить стандарт в якорь, который в свое время упал с корабля в одной точке, то он превратится в тормоз». Так вот, чтобы стандарт не превратился в тормоз, мы стараемся, чтобы педагоги стремились к переменам и порождали их, принимали самостоятельные решения и несли за них ответственность, чтобы, повышая свой профессиональный уровень, помнили: обучение – это процесс, продолжающийся всю жизнь. Самое важное – верить в свои силы, в силы и способности коллектива и все получится.
Список литературы
1. Демин, В.А. Профессиональная компетентность: понятие, виды [Текст] / В.А. Демин // Мониторинг образовательного процесса. – 2000. – № 4. – С. 35-39. 2. Майер, А.А. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ [Текст]: методическое пособие / А.А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2012. 128с. 3. Перспективы реализации ФГОС дошкольного образования как условие формирования социального опыта детей [Текст]: материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Кемерово, 19-20 февраля 2014 года: в 2 ч./ред. Кол.: Е.А. Пахомова, А.В. Чепкасов, О.Г. Красношлыкова и др. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2014. – Ч.1. – 288с. 4. Троян, А.Н. Управление дошкольными образовательными учреждениями [Текст]: учебное пособие / А.Н. Троян. – Магнитогорск, 2001. – 276с.