Главная · Финансы · Презентация к занятию "история философии древней индии и древнего китая" презентация к уроку на тему. Философские школы древнего китая Древнекитайская философия презентация

Презентация к занятию "история философии древней индии и древнего китая" презентация к уроку на тему. Философские школы древнего китая Древнекитайская философия презентация

Философия древнего Китая. Предпосылки зарождения китайской древней философии Классические книги китайской образованности Особенности древней китайской философии Философские школы древнего Китая Информация о некоторых философах древнего Китая - таблица, - тексты. Значение древней китайской философии Отрывки из текстов Создаем образы философа Великие афоризмы Проверь себя Основные понятия китайской философии.


ПРЕДПОСЫЛКИ ЗАРОЖДЕНИЯ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ. 1. Мифологическое мышление китайского народа стало источником философского мировоззрения. 2. Мифология выделила главные принцип, который правит миром - это персонифицированный принцип, обозначенный словом "тянь" - небо; условия существования "тянь" домыслили философские школы. 3. Замкнутость и автономность древнего Китая способствовали развитию философии, которая носила консервативный и патриархальный характер. 4.Экономическое развитие приводило к медленному изменению традиционных общественных отношении, а это, в свою очередь, выдвигало вопросы управления обществом, вопросы социально - политических и морально – этических отношения в обществе в условиях коллективного способа существования. 5. Существование в I тысячелетии до н.э. классических книг китайской образованности, в которых были заложены философские вопросы, способ-ствовали развитию различных философских школ, течений и направ-лений. 6. Товарно-денежные отношения, частная собственность требовали новых знаний, новых систем управления китайским обществом. 7. Желания объединить страну способствовали созданию особой картины мира.


КЛАССИЧЕСКИЕ КНИГИ КИТАЙСКОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ. 1. И цзин-Книга перемен.(XII-VI века до н.э.). Это гексаграммы для гаданий, комментарии к гаданиям, предсказания, в которых даются первые философские представления о мире. 2. Ши цзин-Книга песен или "Канон стихов" (XI-VI века до н. э.). Сборник древнейшей народной поэзии. 3. Шу цзин-Книга истории, "Шан-шу" - Шанские документы. (нач. I тыс. до н.э.) 4. Чунь цю - Книга Весны и Осени (IV век до н.э.). Хроника государства Лу VII – V веков до н.э. 5. Ли шу - Книга порядка (IV-V века до н.э.).Описание церемонии, правил и норм общества. В этих книгах содержится древнейшая поэзия, мировоззрение, философия, вопросы законодательства, предсказания, история. Эти книги писались разными авторами в разное время, но знание их содержания долгое время, вплоть до XX века, было необходимым условием образованного интеллигентного человека, претендующего на место в государственной системе управления.


ОСОБЕННОСТЬ ДРЕВНЕЙ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ. 1. Китайское общество создало уникальные философские системы взглядов в условиях автономного, закрытого общества. 2. Китайская философия в отличие от других внутренне очень стабильна и не впускала в себя другие философские системы, имея критическое отношение к инакомыслящим. З. В китайской философии дается глубокий анализ ценностных отношении патерналистского общества. 4. Китайская древняя философия носила социально-этический характер и формировала систему нормативной иерархии вещей. 5. Китайская древняя философия создала представления о мире и человеке как созвучных реальностях. 6. Древняя китайская философия имела множество направлений, течений и учения (даосизм, конфуцианство, теории индивидуализма, натурфилософию, материалистические, идеалистические и дуалистические учения), но они не разорвали китайскую философию, сохранилось единство. 7. Китай в I тысячелетии до н. э, представлял собой множество отдельных государств, среди которых семь были наиболее крупными. Все царства вели между собой борьбу за идею. Поднебесной империи. Эта борьба определила детали специфической модели мира, созданной китайскими философами. Китаецентризм, возникший в результате замкнутости Китая, способствовал развитию критических философских взглядов относительно иных картин мира.


ЗНАЧЕНИЕ ДРЕВНЕЙ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Автономная китайская философия, созданная в условиях изоляции от западного мира, представляет собой уникальную систему философских идей, принципов и понятий. Созданная в условиях раздробленного государства, но объединенного идеей создания единой Поднебесной империи, китайская древняя философия представляет собой совокупность различных учений, течении, направлений, но, все-таки, объединенных социально-политической и морально- нравственной тематикой. Различные философские школы создали особенные картины мира: натурфилософские, материалистические, идеалистические, дуалистические, однако все эти картины мира представляли собой китаецентристское видение проблемы. В период небывалого расцвета культуры в I тысячелетии до н. э., в эпоху воюющих государств китайские философы смогли создать теории, которые привели к административно-государственным переустройствам и реформам; система законодательства и судопроизводства опередила европейскую. Практические потребности китайского общества всколыхнули философов, которые сформулировали свои мировоззренческие системы, базирующиеся на принципах подчиненности и соблюдения нравственных общественных норм. И не смотря на огромные противоречия, сформулированные в западных и восточных философских системах, китайская древняя философия оказала и оказывает заметное влияние на всю мировую философскую мысль, поражая своей глубиной, практической обоснованностью и нравственной направленностью.


ОТРЫВКИ ИЗ ТЕКСТОВ. 1.Высказывания Конфуция. Благородный человек научен справедливостью, малый человек научен выгодой. Становится известно, как стойки сосна и кипарис, лишь с наступлением холодного сезона. Напрасно обучение без мысли, опасна мысль без обучения. Не печалься о том, что люди тебя не знают, а печалься, что ты не знаешь людей. Можно с полководцем разлучить солдат, но нельзя стремлений у простых людей отнять. Семененко И.И. Афоризмы Конфуция. -М., Высказывания Конфуция. Подлинная доброта вырастает из сердца человека. Все люди родятся добрыми. Не зная, что говорят люди, нельзя узнать людей. Умереть с голоду - событие маленькое, а утратить мораль- большое. Если человек не обладает человеколюбием, к чему тогда говорить об этике и музыке? Тот, кто обладает моралью, непременно умеет хорошо говорить. Как на небе не может быть двух солнц, гак и у народа не может быть двух правителем. Стрельба из лука учит нас, как надо искать истину. Когда стрелок промахивается, он не винит других, а ищет вину в самом себе, Тот, кто, дожив до сорока лет, вызывает лишь неприязнь,-конченый человек. Достойный человек не идет по следам других людей. Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать Павел Таранов. Золотая философия. -М., С


3. Высказывания Мэн-цзы. 10. Корзинка риса, миска похлебки: получишь - будешь жить, не получишь - умрешь. Но предложи их с грубым окриком - и не возьмет даже бродяга. А предложи их, пнув ногою, - откажется и нищий. 11. Мэн -цзы говорил: - Человечность - это сердце человека. Долг - это путь человека. Как жаль, когда люди бросают свой путь и не идут по нему, теряют свое сердце и не знают, как отыскать! Когда теряют кур или собак, знают, как их отыскать, а когда сердце теряют, не знают! Смысл ученая только в том, чтобы отыскать свое потерянное сердце. 12. Мэн-цзы говорил: - Вот безымянный палец - он согнут и не разгибается. Боли это не причиняет, работать не мешает. А ведь найдись где-нибудь человек, способный разогнуть вам этот палец, и даже путь от Цинь до Чу не показался бы далеким. А все лишь оттого, что палец не как у людей. Когда палец не как у людей, - на это досадуют. А вот если сердце не как у людей - это досады не вызывает! Стало быть, не понимают, что важнее. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. -М., С Высказывания Лао-цзы. Даодецзин." Когда Великий путь утрачен - появляются "человечность" и "долг". Вместе с остротой ума рождается и великое коварство. Когда шесть родичей не ладят - появляется "сыновья почтительность" и "родительская любовь". Когда в государстве смута - возникают "верноподданные"...


Человек при рождении нежен и слаб, а когда умирает- тверд и крепок. Все существа, и трава, и деревья при рождении - нежны и мягки, а когда гибнут - сухи и ломки. Ибо твердость и крепость - спутники смерти, а нежность и слабость - спутники жизни. Вот почему сильное войско не побеждает, а крепкое дерево гибнет. Большое и крепкое оказывается внизу, а нежное и слабое - наверху. Из книг мудрецов. Проза Древнего Китая. -М.,-1987.С Высказывание Мо-цзы. Мо-цзы говорит: "Какую питают любовь - всеобщую или отдельную- злые люди Поднебесной, ненавидящие людей? Ответим: непременно отдельную любовь. Таким образом сторонники отдельной любви в результате порождают великое зло в Поднебесной. Поэтому следует отвергнуть отдельную любовь..." Поэтому всеобщая выгода, всеобщая любовь приносят Поднебесной большую пользу; отдельная корыстная выгода, за счет общей выгоды, есть большое зло для Поднебесной. Во всеобщей пользе лежит истина... Необходимо отдельную любовь, корыстную выгоду заменить всеобщей любовью, взаимной выгодой... Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии.-М., С. 47.


СОЗДАЕМ ОБРАЗ ФИЛОСОФА. 1. Конфуций. Основоположник китайского ритуала, китайской традиции. Учитель Кун удивлял всех с рождения. Да и рождение его было необычным. Сын обедневшего дворянина, потомок одной из царственных ветвей, сын старого солдата. Шулян Хэ было 70 лет, когда он женился в третий раз на девочке (Чжэн-цзай не было 16 лет) из простой семьи. А что делать? Любимая жена подарила Хэ восемь дочерей, вторая – сына - уродца, но только полноценный мужчина - потомок мог подносить жертвенное мясо и вино душам усопших, иначе всему роду Шулян Хэ быть в царстве мертвых злыми духами, вечно мучимыми голодом и жаждой. Отец девушки уже готовил дочь в шаманки, "девушку духов"- посредницу между живыми и мертвыми при родовом храме предков... И вот просьба старого солдата (возможно, однополчанина) все изменила. Младшая дочь простолюдина смирилась с поворотом судьбы.


И в день осеннего равноденствия 22 сентября 551г. до н.э. родила удивительного мальчика, впоследствии мудреца Китая … Известно, что будучи мальчиком, и живя вдвоем с матерью (отец не протянул и трех лет после рождения сына), он целыми днями развлекался игрой в заупокойные обряды и был большим их знатоком. Да лицо малыша напоминало маску божества, которую во время погребальных церемоний несли впереди гроба, чтобы отгонять нечистую силу. Голова ребенка с вмятиной на темечке напоминала контуры горы, где он родился. (Правда, мужчины в Китае того времени обязаны были носить шапку и снимать ее только на ночь. Появиться на людях без головного убора считалось большим позором).... Сильный и крепкий ребенок рос быстрее сверстников и в зрелые годы отличался необычно высоким ростом и могучим телосложением. Лицо его было необычным и с возрастом удивляло, мягко говоря, некрасивостью: массивный лоб, очень длинные уши, вздернутая верхняя губа, из под которой выступали два неестественно крупных передних зуба, густые брови и борода, мясистый нос с широкими ноздрями, выпученные и белесые глаза. Он считался бы при такой внешности уродом, если бы не природная грация и хорошие манеры... Сам Конфуций утверждал, что внешность человека, не так уж важна, надо судить о человеке по его делам и силе духа - и это было новым для учеников Куна... Одевался учитель более чем скромно и практично. Из статьи Г.В. Арзямовой. Нравственные портреты пророков. -М., С


2. Лао-цзы. Сказания о Лао-цзы расцвечены самыми яркими цветами народной фантазии, несущими явные следы буддийских легенд. Согласно преданий, Лао, как воплощение дао, подобно Дудде, с незапамятных времен являлся в мир то в одном, то в другом облике, пока однажды не очутился в чреве Божественной девы Юн-нюи. Случилось это самым неожиданным образом. Когда чудесной ночью прекрасная дева, вдыхая полуночные ароматы, прислонилась к сливе, с небес на ее приоткрытый рот спустился светящийся шарик – едва заметная капелька Солнца, похожая на падающую звезду. Юн-нюй, проглотила шарик, после чего зачала дитя, которое носила в своем чреве 81 год. Вполне понятно, что Лао родился не несмышленым младенцем, а мудрым, как старик. Поэтому и имя его означает "Старый ребенок". У новорожденного было золотистое лицо, белые волосы и большие уши, считавшиеся в Китае признаком особого ума. Сразу же после рождения Лао сел, скрестив ноги, под ту самую сливу, где был зачат и указал на нее пальцем со словами: "Это мой род". Подростком он ступил на стезю ученичества, постигая сокровенные тайны волжбы и оккультных наук. Научился продлевать жизнь и многие годы странствовал по Китаю... Ю.Я.Бондаренко. Человек. Судьба. Вселенная. Глазами древних мудрецов.-М.,-1994.С.145.


Великие афоризмы древнего Китая. 1. Мэн-цзы: - "Если уважать мудрых и использовать способных, на постах окажутся выдающиеся мужи". -"Правители имеют три драгоценности: землю, народ и дела управления". 2. Хуэй Ши: -"Тень летящей птицы никогда не движется". 3. Сюнь- цзы: -"Учиться надо всю жизнь, до последнего дыхания". -"Когда заботятся только о личной выгоде и забывают о чувстве долга -это называется величайшей подлостью". 4. Конфуций: -"Подлинная доброта вырастает из сердца человека". -"Достойный человек не идет по следам других людей". 5. Лао-цзы: -"Под небом все лишь временно бывает". -"Кто много обещает, тот не заслуживает доверия". 6. Хань фй: -"Для беды и счастья не существует ворот, они порождаются самим же человеком". 7. Мо-цзы: -"Жизнь- это совмещенность тела и сознания". 8. Чжуан-цзы утверждал, что "большой человек лишен самого себя". -"Восток и Запад взаимно противоположны, но друг без друга существовать не могут".




ОПРОСНЫЙ ЛИСТ ТЕМЫ. «Философия древнего Китая». 1. Каковы предпосылки возникновения философии в древнем Китае? 2. Каковы исторические условия существования философии в древнем Китае? З. В каких древних китайских источниках заложены основы философско мировоззрения Древнего Китая? 4. В чем особенность древней китайской философии? 5. Какие философские школы древнего Китая Вы знаете? б. В чем значение даосизма в развитии древней китайской философии? 7. В чем значение конфуцианства в философии древнего Китая? 8. Какие элементы составляет основу мира по взглядам философской школы пяти элементов? 9. Что обозначают в китайской философии понятия "ян" и "инь"? 10.Что в философии Лао-цзы обозначается словом "дао"? 11. Каково значение школы натурфилософов в древней философии Китая? 12. Каковы основные идеи моизма? 13. В чем особенность школы эклектиков в философии древнего Китая? 14. Дайте характеристику Конфуцию, как личности. 15. Дайте характеристику Лао-цзы, как личности. 16. Чем философия древнего Китая отличалась от индийской философии? 17. В чем историческое значение Книги перемен (И цзин) в китайской философии? 18. Какими явлениями вошла в историю "эпоха воющих государств"? 19. Что в китайской философии и культуре понимается под словом "сяо ти"? 20. В чем значение древней китайской философии?


ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ 1. Прокомментируйте высказывание китайского философа V-IV вв до н.э. МО-Цзы: "На основе прошлого познаем будущее, на основе ясного познаем скрытое" 2. Прав ли, по-вашему, МО-Цзы, сказавший, что "как бы ни была хороша чья-то мудрость, но стремление к ней не всегда благо"? 3. Как Вы думаете, к чему призывал китайский философ IV-III вв. до н.э.ЧЖуан-цзы, говоря: "Научись видеть, где все темно, и слышать, где все тихо"? 4. Как Вы думаете, какие шесть чувств, по мнению Чжуан-цзы приводят в хаос дэ? 5. В одном из своих парадоксов Хуэй Ши, китайский философ IV-III вв до н.э. сказал: "Тень летящей птицы никогда не движется".Объясните, как Вы это понимаете. 6. Продолжите мысль китайского философа III века до н.э. Хань Фэя: "Лепешка, оставленная на время, черствеет и потом оказывается непригодной в пищу, так же происходит и с..." 7. Китайский философ III века до н.э. Хань Фэй воскликнул: "О несчастье! Оно является опорой счастья!" Как Вы это понимаете? 8. Великий китайский мыслитель VI века до н.э. Лао-цзы говорил: " Я имею три сокровища, которыми дорожу: первое - это человеколюбие, второе-бережливость, а третье состоит в том..." В чем же? 9. Лао-цзы высказал удивительную мысль: "Если хочешь, чтобы люди шли за тобой, иди за ними" Как Вы это понимаете? 10. Лао-цзы уверял, что по себе можно познать других. Вы согласны с ним? 11. Продолжите мысль великого китайского мыслителя VI века до н.э. Конфуция: "Мораль благородного мужа подобна ветру; мораль низкого человека подобна траве..."? 12. Как Вы думаете, какие пять вещей, по мнению Конфуция, составляют совершенную добродетель: серьезность, щедрость души,- а еще три? 13.Однажды Конфуция спросили: "Есть ли одно такое слово, руководствуясь которым можно было бы прожить всю жизнь?" Как Вы думаете, что он ответил? 14. Однажды Конфуция спросили, существует ли бессмертие. Как Вы думаете, что он ответил?


ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ "Подбери правильное понятие" (философский диктант) 1. Этим словом обозначалась в древней китайской философии персонифицированная высшая сущность. 2. Этим понятием в китайской древней философии обозначалось слово "небо". 3. Как называется в китайской философии принцип темного начала, которому отведена роль пассивного ожидания? 4. Как называется в китайской философии принцип, представляющий собой светлое начало, которому отведена активная роль? 5. Этим понятием в китайской философии обозначен путь вещей и путь мира движении? 6. Каким термином в конфуцианстве обозначен порядок как этическая категория? 7. Каким понятием обозначено слово добродетель в китайской философии? 8. Под этим термином в китайской философии употребляется понятие "человечность". Что это за термин? 9. Каким понятием обозначено в китайской философии сыновнее почитание? 10. Как на письме обозначается исправность в китайской философии? 11. Что получится, если соединить вместе ""жэнь", "и", "ли", "чжи"? 12. Как звучит по-китайский понятие "материальное вещество"? 13. Если соединить вместе ян и инь, какой диалектический процесс получится? 14. Как называется в философии учение, признающее в качестве первооснов одновременно два начала? 15. Какая философская школа древнего Китая смогла показать роль законов в обществе? Выбери нужные ответы из предложенных понятий: легисты, "шан-ди", дуализм, инь, тянъ", ци, ян, благо, дао, и, ли, сяо ти, дэ, жэнь, соединение неба и земли,


НАЙДИ ОШИБКИ В ТЕКСТЕ. 1. Другой влиятельной школой в древнекитайской философии был даосизм (Кун ФУ-цзы и др), представляющий собой строго идеалистическое направление. Основным в даосизме является понятие "дао", обозначающее сыновнюю почтительность и братское уважение. В поле внимания даосов были так же проблемы бытия и небытия. Движении мира и его познаний, т.е. общие вопросы мировоззрения. Дао рассматривался как вечный источник всех вещей и их внутренняя сущность. Он есть всегда и везде. 2.Основной школой в философии древнего Китая считается натурфилософская школа, основателем которой был Кун Фу-цзы, который в возрасте 50 лет создал свою школу и имел много учеников. По его мнению, верховной силой является небо, которое следит за порядком вещей и справедливостью в мире (Поднебесное). Большое внимание в данной философской школе уделялось теме воспитания. Считалось, что образцом воспитанности является "благородный муж".


ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КИТАЙСКЛЙ ФИЛОСОФИИ. 1. Дао - правильный путь, высший закон, которому подчиняется все сущее. 2. Дэ - добродетель, нравственная сила. 3. Жэнь - человечность. 4. Инь - принцип, представляющий собой темное, пассивное начало. 5. И - принцип справедливости и исправности. 6. Ли - порядок, норма конкретных отношений. 7. Мера вещей - принцип, провозглашенный даосизмом для существования человека в обществе. 8. Пять элементов - огонь, вода, дерево, металл, земля как единая гармония. (в философской школе пяти элементов) 9. Сяо ти - сыновняя и братская добродетель, почитание. 10. Тянь - Небо, высший правитель всего сущего. 11. Ци - материальное вещество. 12. Цжи - мудрость. 13. Чжи - сознание. 14. Шан - ди - наивысший правитель, персонифицированный принцип. 15. Шэн - жизнь. 16. Эпоха воюющих государств- эпоха I тысячелетия до н. э., когда Китай представлял собой множество отдельных государств, которые вели между собой борьбу за идею Поднебесной империи, создавая специфическую модель мира. 17. Ян - принцип, представляющий собой светлое, активное начало.


ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ. ШКОЛА ИМЕН «МИН-ЦЗЯ» (IV-III вв. до н.э.) МОИЗМ (V в. до н.э. – II в. до н.э.) - Хуэй Ши (). - Гунсунь Лун (). - Инь-Вэнь-цзы. - Дэн Си-цзы, который сказал: «Истина, открывающаяся исследованием имен, является вы шей истиной». - Мо Ди (). ЛЕГИЗМ (IV-III вв. до н.э.) ДАОСИЗМ (VI. до н.э.) -Кун Фу-цзы () - Мэн-цзы () -Сюнь-цзы () -Дун-Джун-шу () -Лао-цзы (VI в. до н.э.) -Чжуан-цзы () -Ян Чжу. -Сунь Цзян. -Ин Вэнь. НАТУРФИЛОСОФЫ «ИНЬ-ЯН» (X-VI вв. до н.э.) ШКОЛА ПЯТИ ЭЛЕМЕНТОВ (III в. до н.э.) - Цзоу Янь (III в. до н.э.) - Дун Джун-шу () ЭКЛЕКТИКИ (III в. до н.э.) - Гуань – цзы - Люй Бувэй (ум. в 235 г. до н.э.) КОНФУЦИАНСТВО (VI в. до н.э.) -Шэнь Бухай () - Шан Ян - Хань Фей-цзы (ум. в 233 г. до н.э.)


1. ШКОЛА ИМЕН - "МИН-ЦЗЯ". (IV-III вв. до н.э.), философская школа древнего Китая, которая решала задачи языкового выражения действительности. Представители школы: Хуэй Ши (), который был уверен в том, что наименование любою вещи должно происходить в соответствии с реальными характеристиками этой вещи. Гунсунь Лун (), который тоже исследовал вопросы правильного наименования вещей. ИНЬ-ВЭНЬ-ЦЗЫ, ДЭН СИ-ЦЗЫ, который сказал: "Истина, открывавшаяся исследованием имен, является высшей истиной".


2. МОИЗМ (V-II века до н.э.), философская школа в древнем Китае, основателем которой считается МО-ЦЗЫ (или МО ДИ,). По своим взглядам моисты были противниками конфуцианцев. Основные идеи моистов: - предопределенной судьбы нет; - пропаганда в обществе в качестве нравственного принципа- "всеобщей любви" и "взаимной пользы"; - пропаганда социально- этических отношений; - мистицизм, признание "небесной воли"; - наивный материализм; - теория познания истины через сенсуализм.


3. ЛЕГИЗМ, ЛЕГИСТЫ (IV-III века до н.э.), философское учение, которое развивало вопросы социальной теории и проблемы государственного управления. Основателем школы считается ШЭНЬ БУХАЙ (). Учение явилось продолжением конфуцианства, и в то же время в нем имелась критика конфуцианских идеи. Представители легизма: ХАНЬ ФЭЙ-ЦЗЫ (ум. в 233 г. до н.э.), ученик конфуцианца, интерпретатор этого учения, по своему увидел общество; - продолжил разговор о дурной природе человека; - показал роль законов в обществе; - показал место правителя в обществе, определенное небом; - критически относился к другим учениям.


4. ЭКЛЕКТИЗМ, ЭКЛЕКТИКИ (III в. до н.э.), философская школа древнего Китая, для мыслителей которой характерно соединение разнородных взглядов, идей и концепций для создания собственной универсальной системы познания мира. Представители философской школы: ГУАНЬ-ЦЗЫ. ЛЮЙ БУВЭЙ (ум. в 235 г. до н.э.).


5. ДАОСИЗМ (VI век до н.э.), философская школа древнего Китая, учение о "дао" - пути. Основатель учения ЛАО-ЦЗЫ, настоящее имя ЛАО-Дань. Его идеи изложены в книге "Дао дэ цзин". Это одно из важнейших направлений философской мысли древнего Китая наряду с конфуцианством, характеризующееся как наивная диалектика. Суть даосизма в следующем: - все в мире имеет собственный путь- дао; - в центре внимания даосизма - природа, космос, человек и их отношения; - в учении рассматривались идеи бытия, движения мира, теории познания; - человеческая жизнь предопределена; - в даосизме разработано политическое учение о мудром правителе; - главный принцип даосизма - "мера во всем" Представители даосизма: ЯН ЧЖУ, СУНЬ ЦЗЯН(III в. до н.э.),ИН ВЭНЬ,ЧЖУАН ЦЗЫ() Со временем даосизм разделился на три основных вида: - философский, - религиозный, -даосизм бессмертных


6. КОНФУЦИАНСТВО (VI в. до н. э.), одно из важнейших идейных течений в древнем Китае. Основоположник - Конфуций (КУН ФУ-ЦЗЫ,), взгляды которого изложены его последователями в книге "ЛУНЬ ЮЙ" - "Беседы и суждения". Учение представляло собой нравственно-философские рассуждения об иерархии ценностей в китайском обществе. Конфуцианство со временем стало государственной идеологией Китая. Большое внимание в конфуцианстве уделено Небу (Тян), которое является верховной сущностью. Основные темы конфуцианской теории: - воспитание на добродетелях; - общество существует на принципах хорошей семьи; - человек - "добродетельный муж", который обладает подлинным благородством, имеющий высокую нравственность; - идея общественной иерархии; - идеи добродетельного управления; - идея коллективизма и подчинения. В конфуцианстве пропагандировалось следующее правило: не делай другим того, чего не желаешь себе. Представители конфуцианства: МЭН ЦЗЫ, СЮНЬ-ЦЗЫ (), ДУН ДЖУН ШУ (II в. до н.э.).


7. НАТУР ФИЛОСОФЫ. (XII-VI века до н.э.), одна из первых философских школ в древнем Китае, возникла одновременно с Книгой перемен. Основу натурфилосовкого мировоззрения составляло представление о двух принципах - инь и ян, которые показаны не как дуалистические начала, а как единая сила, состоящая из двух начал: ян - активное, светлое начало, инь- пассивное, темное начало, но вместе они-диалектическое движение.


8. ШКОЛА ПЯТИ ЭЛЕМЕНТОВ (III век до н. э.), одна из ранних философских школ древнего Китая, основателем школы считают ЦЗОУ ЯНЯ, труды которого не сохранились, но в пересказе китайского историка Сыма Цяня можно увидеть, что в школе имелись представления об элементах материального характера: воде, огне, дереве, металле, земле, которые сменяются, преодолевают сопротивление друг друга, развиваются в соответствии со своими характеристиками, что создает гармонию в мире.


КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ФИЛОСОФАХ ДРЕВНЕГО КИТАЯ. 1. ВЭНЬ-ЦЗЫ (VI век до н.э.), ученик Лао-цзы, последователь Конфуция. 2. КУН ФУ-ЦЗЫ (), Конфуций: - создал свою школу; - развил социально-этическую теорию отношения в обществе древнего Китая. - призывал к воспитанию "благородного мужа", воспитанного на добродетелях; - считал важным в китайском обществе соблюдение иерархии и подчинения; - широко пропагандировал идеи воспитания в коллективистских условиях существования китайского общества; - считал верховной силой – Небо. - был низшим чиновником в государстве, странником, учителем; - с его именем связывают трепетное отношение к традициям страны и семьи. 3. ЛАО-ЦЗЫ (VI век до н.э.), настоящее имя ЛАО ДАНЬ, основатель даосизма, автор книги "Дао дэ цзин". - по возрасту был старшим современником Конфуция, хотя по легенде он прожил 200 лет; - развил учение о дао-пути, понятии очень сложном: "Дао – есть тождественность, одинаковость, предполагающая все остальное, а именно: дао не зависит от времени, как полоса возникновения, развития и гибели Вселенной, но есть фундаментальное и универсальное единство мира" (из книги история философии в кратком изложении. Перевод с чешского И.И.Богуты. -М., С.53) - говорил в своем учении о вечном движении мира; - говорил о гармонии человека в природе; - видел главную задачу человека в соблюдении "меры вещей".


4. МО ДИ (), МО-ЦЗЫ, основатель философской школы в древнем Китае, которая не принимала конфуцианство. Главные идеи моизма: - считал, что судьба не предопределена; - пропагандировал в обществе принцип "всеобщей любви"; - призывал людей к добродетельной жизни; - склонялся к мистицизму; - моизм; как философская школа содержал в себе наивно материалистические идеи. 5. МЭН-ЦЗЫ (МЭН КЭ,), представитель конфуцианства. - защищал конфуцианство; - вырабатывал концепцию человеческой природы; - продолжал развивать конфуцианскую идею о моральном благе; - придерживался принципа сыновней добродетели (сяо ти); - пропагандировал в обществе принцип человечности; - в теории познания стоял на идеалистических позициях, основой процесса познания считал свидетельства разума; - подчеркивал мысль о главенствующей роли народа и подчиненной роли правителя; 6. СЮНЬ-ЦЗЫ (СЮНЬ ЦИНЬ, III в. до. н.э.), представитель конфуцианства. - выступал против концепции человеческой природы, выдвинутой МЭН ЦЗЫ; - был продолжателем идей Конфуция; - под небом он понимал нечто постоянное, имеющее свой путь (Тянь дао) - выдвинул тезис о дурной природе человека; - развивал теорию о человеческом разуме; -в теории познания придерживался взгляда, что познание мира возможно при помощи чувственного опыта и размышления;


Много внимания в своей теории уделял проблемам воспитания; - по взглядам был близок к материалистам. 7. ХАНЬ ФЕЙ-ЦЗЫ (ум. в 233 г. до н.э.), ученик конфуцианца, легист. - критически относился к конфуцианству; - занимался интерпретацией конфуцианства; - показал роль законов для регулирования отношений в обществе; - критически относился к другим философским школам; - считал, что место правителя определено небом. 8. Хуэй ШИ (), по другим источникам годы жизни до н.э. Занимал пост главного помощника правителя царства Вэй, пользовался славой искусного спорщика. - стал известен как автор 10 тезисов о проблемах в Поднебесной; - пропагандировал по отношению к природе и обществу "всеобщую любовъ". - в его учении видны диалектические идеи; - известен как автор парадоксов, например: "Лошадь несет яйца", "Черепаха длиннее змеи". 9. ЧЖУАН-ЦЗЫ (), последователь и пропагандист даосизма, - по своим убеждениям был фаталистом; - отрицал возможность познания истины, но разработал теорию, в которой процесс забывания приводит к познанию истины; - считал, что ценность всех вещей одинакова, так как все вещи происходят от дао и их нельзя сравнивать.

Китайская философия сформировалась
на рубеже VIII-V вв. до н.э..
Наиболее известные философские
учения – конфуцианство, даосизм,
легизм, моизм.
В основе китайской философии и
мифологии центральное место занимают
понятия: Ци, Инь/Ян, Тай-Цзы, Дао.

Энергия Ци

Ци – энергия, циркулирует повсюду (в
природе, человеческом организме).
Она имеет как материальную
(физическую), так и духовную природу
(энергия мысли).
Ци лежит в основе мира. Это
универсальная субстанция Вселенной,
составляющая исходный Хаос
(Великий Предел).
Именно из Ци выделяются две
противоположные силы – Инь и Ян.

Тай-Цзы (Великий предел)

Тай-Цзы – единство энергий Инь и Ян,
первоначало мира.
Ян – мужское, активное начало;
Инь – женское, пассивное начало.
Великий предел, наряду с
И-Цзин (Книгой Перемен) - замечательный
пример древнекитайской диалектики:

Пять первоэлементов (звезда У-Син)

Взаимодействие энергий Инь и Ян порождает
пять первоэлементов (первоначал):
(Дерево, Огонь, Воду, Металл, Землю).
Пять первоэлементов дают начало всему
многообразию этого мира.
Пяти первоэлементам присущи два основных
циклических взаимодействия:
взаимопорождение и взаимопреодоление:

Звезда У-Син:

Помимо философии, У-Син широко
используется в традиционной
китайской медицине, гадательной
практике, боевых искусствах,
нумерологии, геомантике (ФенШуй), китайской астрологии.

Древнекитайская медицина:

Человек подобен Вселенной в
миниатюре (Микрокосмос).
Для нормального функционирования
организма необходима правильная
циркуляция жизненной энергии Ци по
специальным каналам - меридианам,
равновесие энергий Инь и Ян.
Работа всех органов тесно
взаимосвязана (объясняется
посредством модели звезды У-Син).

Конфуцианство

Конфуцианство (Жу Цзяо) – этикофилософское учение, основателем
которого считается Конфуций.

Конфуций

Конфуций (551-479 гг.до н.э.)

Конфуций (Кун-Цзы),
основатель конфуцианства.
Своей главной задачей
считал выявление
принципов гармонии в
обществе, государстве и
семье.
Автор произведения «ЛуньЮй» - «Беседы и
суждения».

Основные идеи конфуцианства:

Вся земля, весь мир устроены
наподобие Неба.
Т.к на Небе царствует абсолютная
гармония, иерархия, то и на земле всё
должно быть устроено подобным
образом. Мы видим эту иерархию,
изучая устройство природы, общества,
однако на земле она несовершенна.
Чтобы достигнуть гармонии в обществе,
мы должны знать законы подчинения
одних частей- другим.

Учение о «Ли»:

«Ли» - правила поведения, нормы
социального поведения человека и
общества в целом.
Каждый должен точно знать и
неукоснительно выполнять свои
социальные обязанности, следовать
установленной иерархии.
«Государь должен быть государем,
подданный – подданным, отец – отцом,
сын - сыном» (Конфуций).

Каждое «имя» (социальная роль,
статус) – должно определять характер
поведения этого человека (Отец, Сын,
Государь…).
Идеал совершенного человека в
конфуцианстве – «Благородный муж»
(Цзюнь-Цзы) – им может стать любой
человек, строго следующий нормам
конфуцианской морали. Такой человек
несет гармонию и процветание
обществу.
Государство – одна патриархальная
семья.

Пять типов взаимоотношений:

1) Между государем и подданными;
2) Между отцом и детьми;
3) Между старшими и младшими
братьями;
4) Между мужем и женой;
5) Между друзьями (единственное,
предполагающее равенство).

На протяжении более 2000 лет (до
свержения монархии в 1911 г. н.э.
конфуцианство являлось официальной
идеологией китайской империи.
Конфуцианство, наряду с даосизмом и
буддизмом, составляет триаду учений
(сань цзяо), которые стали духовной
основой культуры Китая.

Даосизм

Даосизм («Дао цзяо» - учение Пути) –
национальная религия Китая, одна из
триады его учений. Возник в IV – III вв.
до н.э.
Имеет тесную связь с традиционными,
архаическими верованиями и культами
Китая (магией, медициной, гаданиями и
т.п.).
Легендарный основатель даосизма –
Лао-Цзы.

Лао-Цзы (VI – V вв. до н.э.)

Лао-Цзы (Ли Эр, Лао
Дань) – легендарный
основатель даосизма
(«Престарелый
Мудрец, Младенец»).
Изложил своё учение в
«Дао-Дэ-Цзин» «Каноне Пути и
Благодати».

Дао

Основное понятие даосизма. Дао –
букв. «Путь» - единое первоначало
всего сущего, мировая закономерность,
универсальный мировой закон.
Имеет два аспекта: собственно Дао и
Дэ – энергия, благодать, через которую
проявляется Дао.

Каждая вещь, каждое существо
проявляется из Дао, следует Дао и
возвращается в Дао.
Однако человек может сходить с этого
пути естественности, нарушая
первозданную природу своей жизни и
Вселенной.
Человеку необходимо вернуться к своей
изначальной природе, встать на путь
естественности, слияния с природой.
Это возможно путем «недеяния»:

Принцип недеяния (у-вэй):

Это отрицание деятельности, идущей
вразрез с естественным порядком.
Он не означает бездействия,
пассивности. Это отказ от нарушения
собственной природы и природы всего
сущего; это отказ от эгоистической
деятельности и какой-либо
субъективности в целом (т.к. это
нарушает естественную гармонию
природы).

Даосское учение о бессмертии:

Даосский бессмертный (сянь, шэньсянь) –
человек, до конца реализовавший идеал
единства со всем миром и с Дао.
Цель даосизма – не просто достижение
физического бессмертия, а радикальная
трансформация, преображение всего тела и
ума. Считается, что ум бессмертного
становится един с Дао, а тело обретает
сверхъестественные способности.
Путь к бессмертию – методы особой
психофизической тренировки и, особенно,
занятия внутренней алхимией.

Даосизм в настоящее время

Даосизм – живая религия Китая. В 1957
году – создание Всекитайской
ассоциации даосизма.
Оказал сильное влияние на к-ру Кореи,
Японии, Въетнама…

Доклады:

Конфуций.
Лао-Цзы (даосизм).
Даосские методы обретения
бессмертия
(см. Торчинов Е.А. «Даосизм», «Даосские
практики»).
Китайский буддизм (Чань или Дзен
буддизм).

Основные понятия Конфуцианство Конфуций Даосизм Лаоцзы Легизм Шан Ян Инь и Ян Дао цзинь

Четыре основных этапа развития философской мысли в Китае: Предыстория китайской философии (до VI века до н. э.) Древняя китайская философия (VI-II вв. до н. э.) Средневековый период китайской философии (II в. до н. э. - X в. н. э.) Новое время китайской философии (с 1000 г. н. э.)

Предыстория китайской философии В древней китайской философии господствующим было религиозномифологическое мировоззрение. Древние китайцы полагали, что всё в мире зависит от предопределения неба и что «воля неба» постигается через гадания, а также предзнаменования. Важнейшим элементом древнекитайской религии был культ предков, который строился на признании влияния духов умерших на жизнь и судьбы потомков.

В это же время некоторые мыслители высказали ряд философских идеи и выдвинули термины, которые впоследствии стали важнейшими понятиями китайской философии. Например, Ши Бо, историограф династии Чжоу, выдвинул понятие гармонии. В VII-VI вв. до н. э. некоторые философы Древнего Китая стремились объяснять мир уже исходя из непосредственного созерцания природы. В этот период в китайской философии господствует культ Неба.

Древняя китайская философия Глубокие политические потрясения в VII-III вв. до н. э. - распад древнего единого государства и укрепление отдельных царств, острая борьба между крупными царствами - нашли своё отражение в бурной идеологической борьбе различных философско-политических и этических школ. Период Чжаньго в истории Древнего Китая часто называют «золотым веком китайской философии» . Именно в этот период зарождаются понятия и категории, которые затем станут традиционными для всей последующей китайской философии, вплоть до новейшего времени.

“сторонники учения об инь и ян”(натурфилософы) “школа служилых людей” (конфуцианцы) “школа номиналистов” (софисты) “школа законников” (легисты) “школа моистов” “школа сторонников учения о дао и дэ”(даосисты)

В большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Теоретическая база была наиболее развита в даосизме; в остальных же школах мировоззренческие основания были или слабы, или заимствованы из других школ.

Мои зм (мо цзя) (墨家) - древнекитайская философская школа, разрабатывала программу усовершенствования общества через знание. Даоси зм (道教) - древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос. Основателем даосизма считается Лао Цзы, живший в конце VI – начале V вв. до н. э. Основными понятиями даосизма являются «Дао» и «Дэ» . «Дао» имеет два значения: путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира; субстанция, от которой произошел весь мир. «Дэ» - благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало «Дао» преобразовалось в окружающий мир.

Философия даосизма несет в себе ряд основных идей: Все в мире взаимосвязано; Материя, из которой состоит мир, едина; Существует кругооборот материи в природе («все происходит из земли и уходит в землю») Мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека – покой и надеяние («увэй») Познать «Дао» и получить «Дэ» можно лишь при полном соблюдений законов даосизма

В глубокой древности, когда еще не было ни неба, ни земли, Вселенная представляла собой мрачный бесформенный хаос. В нем родились два духа - инь и ян, которые занялись упорядочением мира. ЯН и ИНЬ - взаимносопряженные понятия древнекитайской философской школы даосизма, а также китайский символ двойственного распределения сил, включающий активный или мужской принцип (Ян) и пассивный, или женский, принцип (Инь). Предполагалось, что природа и человек порождаются Землей и Небом.

Бесконечный процесс мирового движения, активного бытия выстраивается концентрическими кругами вокруг условного центра мироздания, ассоциирующегося для человека с чувством гармонии, уверенности, покоя. Инь (Земля) и Ян (Небо) порождают четыре времени года и все вещи мира, выступающие как субстанция "жизненной энергии" ("ци"). Взаимодействие Инь и Ян продуцирует пять главных стихий, способных переходить друг в друга: дерево, землю, воду, огонь и металл.

Инь ян цзя (陰陽 家) - школа темного и светлого начала. Конфуцианство (儒學) - китайское этико-политическое учение, Основные вопросы, решаемые конфуцианством: как необходимо древнейшая философская школа, которая рассматривает человека управлять людьми? Как вести себя в обществе? Представители прежде всего как участника социальной жизни. за мягкое управление данной философской школы выступают Основоположником конфуцианства является Конфуций, живший в 551 – обществом. В качестве примера подобного управления приводится 479 гг. до н. э. Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия – благородные мужи во главе с государем (Императором) - «сыном неба» . отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а Благородный муж - это образец нравственного совершенства, начальника к подчиненным – как отца к сыновьям. человек, который всем своим поведением утверждает нормы морали.

Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе. Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов: Жить в обществе и для общества; Уступать другу; Слушаться старших по возрасту и по званию; Подчиняться императору; Сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей; Быть человечным.

Руководитель должен обладать следующими качествами: подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам; управлять на основе добродетели; обладать необходимыми знаниями; верно служить стране, быть патриотом; обладать большими амбициями, ставить большие цели; быть благородным; делать только добро государству и окружающим; предпочитать убеждение и личный пример принуждению, заботиться о личном благосостоянии подчиненных и страны в целом.

Мин цзя (名家) - «Школа имён» . Время существования - V- III вв. до н. э. Леги зм (法家) - «Школа законников» - важнейшее социальное учение Древнего Китая. Его основателями были Шан Ян (390 – 338 гг. до н. э.) и Хань Фэй (228 – 233 гг. до н. э.). В III в. до н. э. легизм стал официальной идеологией. Основной идеей школы было равенство всех перед Законом и Сыном Неба. Основной вопрос легизма: как управлять обществом? Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы. Таким образом, легизм – философия сильной государственной власти.

Основные постулаты легизма: человек обладает изначально злой природой; движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистический интересы; как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны; чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения; государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся;

основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед наказанием, основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны являться законы; законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам, если они нарушили законы; государственный аппарат должен формироваться из профессионалов; государство – главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.

Завершение классического периода древней китайской философии, занимающего важное место в её развитии, ознаменовалось преследованиями философов и сожжением манускриптов.

Средневековый период китайской философии Для этого периода характерна полемика между конфуцианством, легизмом и даосизмом. В конце концов конфуцианство в этой полемике одерживает верх как государственная религия и этика. В I веке н. э. в Китай проник буддизм.

Будди зм (बदध धरम) - религиозно-философское учение о духовном пробуждении, возникшее около VI века до н. э. в южной Азии. Основателем учения был Сиддхаратха Гаутама.

Выдающиеся мыслители этого времени: философ и государственный деятель Дун Чжуншу, получивший в средние века известность как «Конфуций эпохи Хань» ; философконфуцианец, литератор и филолог Ян Сюн; Чжан Хэн внес выдающийся вклад в развитие древнекитайской астрономии, механики, сейсмологии и географии. Крупным мыслителем этой эпохи был также историк Сыма Цянь (на фото), автор первой всеобщей истории Китая; Большое влияние на развитие философии в Китае оказал проживший всего 23 года философ Ван Би. Он был крупным чиновником. Свои взгляды мыслитель излагал в комментариях к конфуцианской и даосской классике.

Новое время китайской Оно характеризуется философии С другой стороны, догматизацией конфуцианства, которое вместе с его основателем возвышается до религиозного почитания (1055 - дарование роду Конфуция более высокого дворянского звания, 1503 - причисление Конфуция к лику святых, сооружение ему храмов) имеет место гонение на даосистов (формальное запрещение даосизма - 1183). Христианство, проникнув к тому времени в Китай, смогло оказать влияние на китайскую философию.

В середине I тысячелетия до н.э. в трёх очагах древней цивилизации (в Китае, Индии и Греции) практически одновременно возникает философия. В Древнем Китае философия возникла в III-II тысячелетии до н.э. Общей закономерностью для духовного развития древних цивилизаций является взрыв интеллектуальной энергии, духовной революции, относящейся к VI в. до н.э. Первые философы Древнего Китая: Конфуций (основатель Конфуцианства) Лао-Цзы (основатель Даосизма) Мо-Цзы (основатель Моизма) и др.

Слайд 3

В Древнем Китае наблюдалось относительно слабое развитие мифологии. Нельзя сказать, что её не было совсем. Точнее, она не имела такого влияния, как, например, в Древней Индии. В какой-то мере это объясняется особенностями китайского мышления, которое отличалось повышенной практичностью. Поэтому наряду с мифологией оригинальным основанием философского мировоззрения в Китае явилась гадательная практика и сопутствующая ей предфилософия, особенно ярко выраженная в «Книге перемен» (И-цзин) и в многочисленной комментаторской литературе. Философия всегда отражает образ мировосприятия, стиль или модель мышления нации. Мышление китайца характеризовалось ассоциативностью, символичностью и склонностью к формализации. Осмысление действительности для китайского менталитета предполагает особую методологию. Её суть – символизация пространственно-числовых структур, по-китайски – сян шу чжи сюэ («учение о символах и числах»), которое на Западе иногда именуют нумерологией.

Слайд 4: Предфилософская литература

Основанием китайской философии явился корпус древней предфилософской литературы – «Пятикнижие» (« Уцзин »). К нему относились: «Книга песен» (« Шицзин »), « Книга истории» (« Шуцзин »), « Книга перемен» (« Ицзин »), « Книга обрядов» (« Лицзин »), Летопись (« Чуньцю »).

Слайд 5: В предфилософской литературе поднимается множество различных вопросов, например:

Вопрос о происхождении зла: от кого оно – от Бога или от человека? Авторы « Уцзин » склонны видеть причину зла в человеке («зависят распри только от людей») и оправдывать Бога. В « Шуцзин » рассматривается проблема первоначала мира. Решается она с позиций натурализма: существует пять первоначал – вода, огонь, дерево, металл, земля, и пять явлений природы – дождь, солнечное сияние, жара, холод, ветер. Важная роль в объяснении мироздания отводится двум полярным и вместе с тем взаимозависимым силам (началам) – ян и инь. Понятия эти многозначные и олицетворяют собой, как сказали бы современные философы, диалектические противоположности. Но в древней предфилософии они ещё не обрели значения универсальной философской абстракции и трактуются более «приземлёно» – как силы света и тьмы, тепла и холода, жёсткости и мягкости, как мужское и женское начала.

Слайд 6

Слайд 7: Этапы развития

Выделяют следующие основные этапы развития философской мысли в Древнем Китае: – этап зарождения философских воззрений (начала философского мышления), который охватывает период VIII-VI вв. до н.э.; – этап расцвета философской мысли (соперничество «ста школ»), который относится к VI-III вв. до н.э.; – философия в эпоху династии Хань (II в. до н.э. – I-II вв. н.э.), конфуцианство становится государственной идеологией; – философия в III-X вв., усиление влияния даосизма и буддизма, неоконфуцианства (Конфуций + некоторые положения даосизма). Древнекитайская философия возникает в период Чжаньго – «золотой век китайской философии». Для раннего (доханьского) периода характерны плюрализм школ, борьба мнений, невмешательство властей в область философии. Философские школы в Китае складываются в VI в. до н.э. Причём, философия, развивавшаяся анонимно, становится авторской, будучи связанной с именами конкретных мудрецов.

Слайд 8: Философские школы

В китайской философии существовало множество различных школ и течений. Оценка их числа и значения зависит от критерия классификации. Здесь будут приведены шесть наиболее значимых и четыре второстепенные по влиянию школы. 1. Натурфилософская школа (инь-ян-цзя). Главный представитель – Цзоу Янь. 2. Конфуцианство. Основатель – Кун Фу-цзы (Конфуций). 3. Моизм (мо-цзя). Основатель – Мо-цзы. 4. Школа имён (мин цзя) иногда называется школой логиков, софистов и «спорщиков» (диалектиков). Видные представители: Хуэй Ши, Гунсунь Лун. 5. Школа закона (фа-цзя, или, по-европейски – легизм). Видные представители: Шан Ян, Хань Фей-цзы, Ли Сы. 6. Даосизм (дао де цзя). Основатель – Лао-цзы.

Слайд 9: Общие черты китайской философии

Сильный традиционализм в культуре, который отражается и на философии. Традиционализм проявляется в форме ритуала – как религиозного, так и светского. Сосуществование множества различных школ (за исключением отдельных этапов китайской истории). Преобладание чисто практической философии, решавшей проблемы общественного управления, обоснования нравственных норм и правил поведения. Осмысление действительности на основе символического и структурно-числового (нумерологического) методов восприятия и объяснения (малый ян, малая инь, триграммы, гексаграммы, «пять на пять агентов движения» (у син), смысловые узоры спирали дао (вэнь ли) и т.д.). Слабое развитие логики. Малая системность, как следствие слабого развития логики и недостаточной связи с наукой. Дао – исток и центральное понятие древней китайской философии. Значительный антропоцентризм, проявлявшийся как в натуралистической, так и в социальной философии. Преобладание идеализма над материализмом.

10

Слайд 10: Основополагающие понятия философии Древнего Китая

Дао (буквально «путь») – одно из важнейших многозначных понятий китайской философии. Означает: а) всеобщий космический закон, б) естественный, природный ход вещей, в) Абсолют как высшее состояние бытия – начало и конец всех вещей, г) символ высшей космической гармонии. Дэ – понятие, во многом близкое понятию «Дао». В «Дао дэ цзин » говорится: «Дао рождает (вещи), дэ вскармливает (их)». В сущности, дэ – это трансформированное Дао, проявленное и доступное восприятию. В онтологическом смысле дэ иногда означает нечто вроде материальной субстанции. Применительно к человеку дэ есть свойство добродетели, способность находить и удерживать меру. В даосизме человек с «высшим дэ » – это совершенномудрый (шэнжэнь). Жэнь – основное понятие конфуцианства. Означает «гуманность», «милосердие», «человечность». Жэнь – одно из «пяти постоянств», которым должен обладать совершенный человек. Для Конфуция жэнь – это « спокойно-самодостаточная » любовь к людям, привносящая в мир гармонию и ритуальную благопристойность.

11

Слайд 11

И – «чувство долга», «долг-справедливость». В широком смысле «и» – это моральные принципы, которых должен придерживаться совершенный человек по собственной воле, в силу своей добродетели. Инь – ян – парные понятия, в широком значении выражающие идею двойственности начал бытия. « Инь – ян » – диалектическая пара, в которой одно начало неизбежно предполагает второе. Существует бесчисленное множество конкретизации этой абстрактной двойственности: тьма – свет, движение – покой, земное – небесное, холод – тепло, женское – мужское начала, смерть – жизнь и т.д. Ли – «ритуал», «церемония», «этикет». Ли – это всевозможные нормы поведения – религиозного, светского, семейного. Чжи – мудрость, знание, ум, интеллект. Сяо – один из этических принципов конфуцианства – «сыновья почтительность и почитание старшего брата». Исполнять сяо – значит служить родителям по правилам ли. Тянь – Небо, которое воспринималось как некая высшая божественная сила. Для Мо-цзы Небо не только «зарождает и взращивает все сущее», но и следит за исполнением своих «небесных» законов. «Кто нарушает волю Неба, тот непременно понесёт наказание».

12

Последний слайд презентации: Философия Древнего Китая

У-син – пять первоэлементов мироздания: дерево, огонь, земля, металл, вода. Увэй (« недеяние ») – в даосизме означает следование естественным законам и ненарушение их своей волей. Увэй – это не полное бездействие, а скорее, действие особого рода, когда поступки человека соотнесены с законами природы и естественной необходимостью. Ци – буквально «дыхание», «эфир», «жизненная энергия», «сила». Введение этого понятия приписывают даосам. В общем смысле ци – это духовно-материальная энергия, жизненная сила. Она имеет различные состояния в зависимости от уровня проявления – космологического, антропологического и психологического. Цзюнь-цзы – «совершенный», «достойный», «благородный человек» («муж»), благодаря которому поддерживается равновесие в мире. Цзюнь-цзы – конфуцианский идеал человека, обладающего пятью постоянствами (совершенными качествами) – жэнь, и, ли, сяо, чжи. «Совершенный человек» противопоставляется «ничтожному человеку» (сяожень), воплощению нравственной, интеллектуальной и профессиональной ограниченности.

Слайд 2

План

Предыстория. Древняя китайская философия (VI-II вв. до н. э.) Даосизм Конфуцианство (жуцзя) Моизм (моцзя) Школа законников Школа имен (минцзя) Школа «инь-ян»(иньянцзя) Средневековый период китайской философии (II в. до н. э. - X в. н. э.) Новое время китайской философии (с 1000 г. н. э.)

Слайд 3

Предыстория.

В древней китайской философии господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Важнейшим элементом древнекитайской религии был культ предков и мифических героев древности.

Слайд 4

В это же время, согласно древнейшим письменным памятникам Китая, некоторые мыслители высказали ряд философских идей и выдвинули термины, которые впоследствии стали важнейшими понятиями китайской философии: Ши Бо выдвинул понятие гармонии (хэ), глава придворных летописцев и астрономов царства Цзинь Ши Мо (Цай Мо) (VIII век до н. э.) выдвинул идею «парности всех вещей», сановник (дафу) царства Чжоу БоЯнфу (VIII век до н. э.) объяснял происшедшее в 780 году до н. э. землетрясение нарушением взаимодействия сил инь и ян.

Слайд 5

Древняя китайская философия (VI-II вв. до н. э.)

Глубокие политические потрясения в VII-III вв. до н. э. - распад древнего единого государства и укрепление отдельных царств, острая борьба между крупными царствами - нашли своё отражение в бурной идеологической борьбе различных философско-политических и этических школ.

Слайд 6

Даосизм

Одним из первых крупных китайских философов считается Лао-Цзы, основатель учения даосизма. Его учение о видимых явлениях природы, в основе которых находятся материальные частицы – ци, подчиненные, как и все вещи в природе, естественной закономерности дао, имело большое значение для наивно-материалистического обоснования мира. Представители этого периода: Лао-Цзы, Ле-Цзы,Чжуан-Цзы, Ян-Чжу; Вэнь-Цзы, Инь Си. Представители более позднего даосизма:ГэХун, Ван Сюанлань, Ли Цюань, ЧжанБодуань.

Слайд 7

конфуцианство (жуцзя)

Конфуцианство (жуцзя)В центре внимания конфуцианства – проблемы этики, политики, воспитания человека. Принципом нравственного совершенства конфуцианство объявляет идею гуманности, уважения к себе, почитание старших, разумный порядок. Главный императив морали Конфуция – «не делай другим того, чего не желаешь себе». Представители: Конфуций, Цзэн-цзы, ЦзыСы, Ю Жо, Цзы-гао,Мэн-цзы, Сюнь-цзы.

Слайд 8

Моизм (моцзя)

Мои́зм (моцзя) - древнекитайская философская школа, разрабатывала программу усовершенствования общества через знание. Основатель философской школы - древнекитайский мыслитель Мо-цзы. После его смерти моизм распался на три течения, представленные Сянли, Сянфу и Дэн Лином, которых обычно называют поздними моистами. С развёрнутой критикой моизма выступил конфуцианец Мэн-цзы Представители: Мо-Цзы, ЦиньХуали, Мэн Шэн, ТяньСян-цзы, Фу Дунь.

Слайд 9

Школа законников

Школа законников («фа-цзя», по-европейски - легизм): занималась проблемами социальной теории и государственного управления. Представители: Жэнь Бухай, Ли Куй, У Ци, Шан Ян, ХаньФэйцзы; часто также сюда относят Шэнь Дао

Слайд 10

Школа имен (минцзя)

Школа имен (минцзя): несоответствие названий сущности вещей ведёт к хаосу. Представители: Дэн Си, Хуэй Ши, Гунсунь Лун; Мао-гун.

Слайд 11

школа «инь-ян»(иньянцзя)

школа «инь-ян» (иньянцзя) (натурфилософы). Представители: Цзы-вэй, ЦзоуЯнь, ЧжанЦан

Слайд 12

Средневековый период китайской философии (II в. до н. э. - X в. н. э.

Для этого периода характерна полемика между конфуцианством, легизмом и даосизмом. В конце концов конфуцианство в этой полемике одерживает верх как государственная религия и этика. В I веке н. э. в Китай проник буддизм. Выдающиеся мыслители ханьскоговремени:философ и государственный деятель ДунЧжуншу (2 век до н. э.), получивший в средние века известность как «Конфуций эпохи Хань», император династии Хань У-ди (II век до н. э., конфуцианец), философ-конфуцианец, литератор и филолог Ян Сюн(53 г. до н. э. - 18 н. э.), автор написанного в подражание «Книги перемен» сочинения «Тай сюаньцзин» («Канон великого сокровенного»).

Слайд 13

Крупным мыслителем этой эпохи был также историк СымаЦянь (145-86 гг. до н. э.), автор первой всеобщей истории Китая, начинавшейся с глубокой древности и заканчивающейся концом второго века до н. эо втором веке нашей эры протекала деятельность даосского философа и алхимика ВэйБояна (ок.100-170), автора сочинения «Цань тун ци», в котором он изложил с помощью триграмм и гексаграмм, основные принципы даосской алхимии.СочинениеВэйБояна было построено в форме комментария к классической «Книге перемен» («Чжоу и»). В ханьское время было создано сочинение «Тай пинцзин», авторство которого приписывают даосскому мудрецу ЮйЦзи. Предполагают, что учение, изложенное в данной книге, легло в основу идеологии восстания Жёлтых повязок и оказало значительное влияние на развитие даосской утопической мысли.

Слайд 14

Большое влияние на развитие философии в Китае оказал проживший всего 23 года философ Ван Би (226-249). При династии Ранняя Вэй (220-264) он был крупным чиновником. Свои взгляды мыслитель излагал в комментариях к конфуцианской и даосской классике. Ван Би автор сочинений «Чжоу и чжу» ("Комментарий к «Чжоуским переменам») и «Лао-цзы чжу» "Комментарий к «Лао-цзы»). Содержание «Чжоу и» Ван Би истолковывал как теорию временных процессов и изменений. Против развиваемой Ван Би идеи «ценности небытия» (гуй у) активно выступал философ и ученый из государства Западная Цзинь ПэйВэй (267-300), автор сочинения «Чун ю лунь» («Рассуждение об уважения бытия»).

Слайд 15

Новое время китайской философии (с 1000 г. н. э.

Оно характеризуется догматизацией конфуцианства, которое вместе с его основателем возвышается до религиозного почитания (1055 - дарование роду Конфуция более высокого дворянского звания, 1503 - причисление Конфуция к лику святых, сооружение ему храмов, в которых, однако, не было изображений святых). С другой стороны, имеет место гонение на даосов (формальное запрещение даосизма - 1183). Христианство, проникнув к тому времени в Китай, смогло оказать влияние на китайскую философию

Слайд 16

Список использованной литературы:

https://ru.wikipedia.org/ http://studfilosed.ru/ www.uralbrand.ru

Посмотреть все слайды