Главная · Финансы · План согласный звук буква к для садика. Конспект занятия «Звук и буква К» (старшая логопедическая группа). Луганская И. И

План согласный звук буква к для садика. Конспект занятия «Звук и буква К» (старшая логопедическая группа). Луганская И. И

Винокурова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 16 г. Пугачева "
Населённый пункт: г. Пугачев, Саратовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект НОД "Коммуникация. Обучение грамоте" в подготовительной к школе группе на тему: "Звуки [к], [к,]. Буква К".
Дата публикации: 30.08.2017
Раздел: дошкольное образование

Конспект НОД «Коммуникация. Обучение грамоте»

в подготовительной к школе группе

на тему: «Звуки [к], [к

]. Буква К».

Винокурова Татьяна

Владимировна

МДОУ «Детский сад № 16 г. Пугачева

Саратовской области»

Цель: познакомить с буквой «к»; закрепить навыки четкого произношения

звуков [к], [к

] в слогах, словах, фразах;

Задачи:

Закреплять правильное произношение звуков [к], [к

Продолжать учить условно обозначать согласные звуки; различать

твердый и мягкий согласные звуки к; называть и находить букву К

среди других букв.

учить писать печатную букву;

развивать фонематический слух;

развивать мелкую моторику и познавательные процессы;

развивать внимание, память, мышление.

Оборудование: картинки

кекс, кошка, камень, Кеша, корова, киска,

кукуруза, кепка, кирпичи, коса, кит), портрет мальчика в синей футболке

(Коля), портрет девочки в зеленой футболке (Кира); сигнальные карточки

синего и зеленого цвета по количеству детей, демонстрационные буквы,

азбука-плакат, плакат со слогами, палочки для выкладывания буквы, тетради,

карандаши.

Предварительная работа: работа с лексическим материалом: буква, звук,

согласный, твердый, мягкий, глухой.

I. Организационный момент.

Эмоциональный настрой:

«Быстро встаньте, улыбнитесь

Выше, выше подтянитесь,

Ну-ка, плечи распрямите,

Руки плавно опустите».

Молодцы, ребята! Садится тот, кто вспомнит звуки, которые мы изучали на

прошлых занятиях, и подберёт слова, начинающиеся с этих звуков.(п, п

Какие звуки вы сейчас назвали: гласные или согласные?

В чем отличие согласных звуков от гласных?

II. Знакомство с новым материалом.

1.Дидактическая игра «Изобрази животное».

- «Как кричит петух? Как квохчет курочка? Как крякает утка? Как кукует

кукушка? Как квакает лягушка? Как каркает ворона?»

Дети сопровождают свои ответы наглядным показом повадок животных.

Какой звук слышен в словах чаще других? (звук [к])

2. Артикуляция и характеристика звуков.

Мы с вами, ребята, будем сегодня знакомиться со звуком и буквой К.

Ребята, произнесите звук К.

Это гласный или согласный звук? (Согласный.Когда мы его произносим,

воздух встречает преграду – язык «горкой»).

Звук К звонкий или глухой? (Глухой. Если положить руку на горло и

произнести этот звук, можно почувствовать, что горло не «дрожит»).

Ребята, посмотрите к нам в гости пришли Коля и Кира (показ картинок).

Произнесите имя Коля.

Звук К слышится мягко или твердо? (Твердо, [к]).

Квадратами какого цвета мы обозначаем твердые звуки? (Квадратами синего

цвета). Обратите внимание, что и Коля у нас в футболке синего цвета.

А теперь произнесем имя Кира. Каким здесь слышится первый звук в

слове? (Мягким, [к

Какого цвета футболка девочки? (зеленого)

Почему, как вы думаете? (Квадратами зеленого цвета мы обозначаем мягкие

3.Дидактическая игра «Поймай звук».

Ребята, Кира хочет с вами поиграть. Хлопните в ладоши, если услышите

слог с мягким звуком [к

Словарный материал: та-по-ку-на-мо-ки-ак-ом-ут-ке-ми-но-кя-ик-ку-ки.

Молодцы!

4. Дидактическая игра «Узнай слово».

А теперь Коля придумал для вас задание. Вам нужно узнать слово,

подставив твердый звук [к].

Словарный материал: …от, …омпот, …они, …ролик, …аток, …ошка, …рот.

Молодцы!

Физкультминутка.

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики,

Прыг –скок, прыг –скок.

Прыгай на носках легко.

Сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

Тише, тише, высоко

Прыгай на носках легко.

Дидактическая игра «Узнай звук».

А теперь поиграем вместе. Возьмите в одну руку синий квадрат, в другую

зеленый. Я буду называть слова и показывать картинку, если вы услышите

твердый звук [к], вы поднимаете синюю карточку, если мягкий – зеленую.

кекс, кошка, камень, Кеша, корова, киска, кукуруза, кепка,

кирпичи, коса, кит.

6. Дидактическая игра «Измени слово».

Словарный материал:

пора – кора маска - каска полено – колено

лом – ком розы - козы роса - коса

пони – кони рот – кот цапля- капля

7. Пересказ рассказа «Котята».

У Киры пять котят. Одного котёнка Кира отдала своему другу Коле. У Коли

теперь котёнок. Коля будет любить котёнка.

Беседа по вопросам: Сколько котят у Киры? Кому отдала котёнка Кира? Как

Коля будет относиться к котёнку?

III. Знакомство с буквой.

Ребята, Кира и Коля скоро пойдут в школу в 1 класс. Они уже знают

буквы. А вы?

На доске буквы М, Н, В, П, Ч, Х, К.

Найдите среди этих букв ту букву, которой обозначается звук К.

А теперь найдите букву К в азбуке.

Рассмотрите внимательно букву К. На что она похожа?

Давайте своим телом изобразим букву К.

Из чего можно выложить букву К? (Из палочек)

Возьмите палочки и выложите букву К.

Печатание буквы.

Перед вами листочки. Обведите букву К сначала по точкам, а затем

попробуйте написать её самостоятельно.

Чтение слогов.(работа с плакатом)

Игра «Помогите добраться домой».

Ребята, давайте поблагодарим наших гостей, Колю и Киру, за интересные

задания. Пришло время с ними прощаться, ведь наше занятие походит к

Давайте подойдем к плакату и поможем ребятам добраться домой, прочитав

На доске схема для чтения слогов (КА, АК, КО, ОК, КУ, УК, КЫ, ЫК).

IV. Подведение итогов занятия.

С какой буквой мы сегодня познакомились?

Какой звук она обозначает?

Картинки – отгадки вывешиваются на доску.

1.Без расчески причесался и

Умылся без воды,

В кресло мягкое забрался

И запел на все лады. (Кот)

Ждали маму с молоком

А пустили волка в дом

Кем же были эти

Маленькие дети? (Козлята. Сказка «Волк и козлята»)

Непосредственно образовательная деятельность по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы «Звуки [В], [Вь]. Буква В»

Задачи:
1.закреплять знания о звуках В - Вь;
2.познакомить детей с новой буквой;
3. закреплять умение правильно употреблять предлог В;
4. закреплять умение составлять сложные предложения;
5. закркплять умение определять место звука в слове;
6. развивать мелкую и артикуляционную моторику;
7. развивать фонематическое восприятие;
8. воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.

Ход занятия

1. Организационный момент.
Логопед: Сядет тот, кто назовет любое слово и скажет, сколько в нем слогов (дети садятся на места)
2. Логопед: Отгадайте загадки
Видали мы его не раз
Он скачет в двух шагах от нас,
- Чик-чирик! Чик-чирик!
Кто к этой песне не привык?
Всю жизнь свою среди людей
Проводит смелый …
Дети: Воробей.

Логопед: Зверь я горбатый,
Но нравлюсь ребятам.
Дети: Это верблюд.

Логопед: Назовите первые звуки в этих словах.
Дети: В слове воробей первый звук В.
Дети: В слове верблюд первый звук Вь.

3. Характеристика звуков В, Вь.
Логопед: Слегка дотроньтесь зубами до нижней губы. Произнесите звук В. Скажите, звук В – какой?

Дети: Звук В – согласный, звонкий, твердый.
Логопед: Верно, а теперь дотроньтесь зубами до нижней губы и слегка улыбнитесь. Произнесите звук Вь. Какой это звук?
Дети: Звук Вь – согласный, звонкий, мягкий.

4. Упражнение в произнесении звуков В и Вь в слогах.
Логопед: Ребята, послушайте внимательно и повторите: ва-во-ву
Дети: Ва-во-ву.
Логопед: Вы-ва-во.
Дети: Вы-ва-во.
Логопед: Во-ву-вы.
Дети: Во-ву-вы.
Логопед: Молодцы.
5. Упр. «Потерялся звук»
Логопед: Сейчас я беззвучно произнесу звук В и громко остальную часть слова, а вы повторите слово целиком. …аза.
Дети: Ваза.
Логопед: …олны.
Дети: Волны.
Логопед: …ата.
Дети: Вата.
((В)аренье,(в)ыставка, (в)ышка, (в)анна, (в)олос, (в)олк)

6. Место звука в слове
Логопед: Ребята, пододвиньте к себе звуковые дорожки и определите место звука В в словах:
Волк – в начале слова;
Диван – в середине слова;
Вата – в начале слова;
Вода – в начале слова;
Слива – в середине слова.
7. Физминутка
Раз - подняться, потянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть - за стол спокойно сесть.
(дети выполняют движение по тексту.)
8. Знакомство с «маленьким» словом – предлогом В
Логопед: Ребята, в – это не только звук, но и короткое слово-предлог. Оно помогает словам дружить в предложении. Например, Мама пошла в магазин. Выложите схему данного предложения.

Логопед: Придумайте предложение с коротким словом – предлогом В.
Дети: Рыба плавает в воде.
Дети: Дети играют в мяч.
Дети: Продукты продаются в магазине.
Дети: Цветы растут в горшке.

9. Знакомство с буквой В.
Логопед: Ребята, Звуки В и Вь обозначаются буквой В.
Рассматривание буквы В.
Логопед: Вот буква В
Видна вдали –
Красивая, витая,
Как будто крендель испекли,
Проезжих ожидая.
С.Маршак.
10. Работа в тетради «Изучаем грамоту»(тетрадь с заданиями для развития детей. Часть 1) стр.12

11. Итог занятия.
- С какой буквой познакомились.
- Назовите короткое слово-предлог.

Звуки Г-К, К-КЬ, Г-ГЬ. Буквы Г, К.

Цель:

1.Знакомить со звуками Г и К как звонкими и глухими согласными.

2.Способствовать развитию фонематического восприятия.

3. Формировать навык звукового анализа и синтеза.

4. Воспитывать у детей интерес к занятиям.

5. Обучать правилам поведения в различных видах деятельности.

Оборудование: рисунок Знайки, кот, кит, гиря, горох; схема слова и квадраты синего, зеленого и красного цвета на каждого ребенка; медали с оценкой 5.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке-

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки – все для вас!

Пожелаю всем удачи.

За работу, в добрый час!

Ребята, сегодня нам на занятие пришел Знайка. Знаете его? Из какого мультфильма? Он хочет посмотреть, как вы умеете вести себя на занятии, чему уже научились и готовы ли вы идти в первый класс. Покажем ему какие мы старательные, умные и дружные ребята. (Ответы детей).

2.Актуализация знаний.

Сейчас все встаньте и немного поиграем.

Сядет тот, кто определит последний звук в слове:
Мама, окно, сапоги, суп, мыши, коты, бант, каша.

Сядет тот, кто определит первый звук в слове:

Мяч, лимон, малина, марина, няня.

Какие бывают звуки?

Какие гласные указывают на мягкость согласных, а какие на твердость?

Каким цветом обозначаем на схеме мягкие согласные звуки? твердые? гласные?

Молодцы ребята. Знайка очень доволен вашими ответами.

3.Основная часть.

Игра «Подскажи словечко».

Подскажите слово в конце стихотворений – загадок.

Назовите первый звук в подсказанных словах.

1.Я в любую непогоду

Уважаю очень воду.

Я от грязи берегусь-

Чистоплотный серый …..(гусь).

2.Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Всё ж попался …… (Колобок).

Как вы думаете с какими буквами будем сегодня знакомиться?

Проводим сравнительный анализ звуков Г-К.

Произнесите звук К. Слышится только шум.

Произнесите звук Г. Что нам пришлось подключить, чтобы подключился этот звук?Голос.

Итак, при произношении согласных звуков могут работать и шум и голос. Причем шум бывает всегда, а голос нет.

Согласные звуки, которые состоят только из шума, называются глухим .

Звуки, которые произносятся с участием голоса, намного звонче глухих. За это они получили своё название – звонкие .

Теперь вы знаете, что согласные звуки делятся еще на звонкие и глухие.

Игра «Слово, схема». На доске картинки Кот,кит,горох,гиря.

Назовите картинку, в названии которой первый звук К.(кот)

Назовите картинку, в названии которой первый звук КЬ. (кит)

Одинаково ли произносятся первые звуки в этих словах?

Ребята, у вас на столах схемы слов и квадраты двух цветов: синего,зеленого. Каким цветом обозначим на схеме звук К в слове кот? (синим, потому что он твердый). Покажите на схеме.

Каким цветом обозначим на схеме звук КЬ в слове кит?(зеленым, потому что он мягкий).

Назвать картинку, в названии которой первый звук Г. (горох)

Назвать картинку, в названии которой первый звук ГЬ. (гиря)

Одинаково ли произносятся эти звуки?

Каким цветом обозначим звук Г в слове горох? Звук ГЬ в слове гиря?

Устали? Немного отдохнем.

Физкультминутка. Кузнечики.

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики,

Прыг-скок, прыг-скок.

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем.

Тише, тише, высоко,

Прыгай на носках легко.

Проговаривание чистоговорки.
Ги – ги – ги – Машенька беги.
Ги – ги - ги – мы ели пироги.

Ка – ка - ка - эта стенка высока.

Ко - ко - ко - мяч подкинем высоко.

Отгадайте загадку:
Ночью он совсем не спит,
Дом от мышек сторожит,
Молоко из миски пьет,
Ну конечно это – …
Ответ: Кот
Выкладывание детьми схемы слова кот, подсчет слогов, звуков, выделение звуков по порядку, определение количества гласных и согласных, выделение позиции заданного звука.
Один ребенок выкладывает схему на доске. Остальные работают по схеме на местах.

Чтение слова КОТ.

Вроде рыба, вроде нет –
Шлет фонтаном всем привет.
На волнах весь день лежит
Чудо-юдо рыба-…. (кит).

Проводится аналогичная работа со словом кит.

4.Заключительная часть.

Что нового узнали на занятии?

Какие бывают согласные звуки?

Все освоили тему нашего занятия? Кто освоил поднимает солнышко, кто испытал трудности-капельку.

Знайка вас благодарит за занятие, очень рад, что вы такие умные, дружные и внимательные ребята. И дарит вам медали с цифрой 5 – это ваша первая оценка.Спасибо.

Галина Васькова
Занятие по обучению грамоте. Звук и буква «К»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Тополек»

Обучение грамоте

Тема : Согласные звуки {К ,к"}, буквы К

(старшая группа)

Воспитатель : Васькова Галина Николаевна р. п. Екатериновка, 2010г

Цель :

Обучающие : закрепить ранее изученные звуки и буквы . Познакомить с твердым и мягким согласным звуком [ к] , познакомить с буквами К , к. учить определять место звука в словах (начало слова, середина, конец) .

Развивающие : развивать фонематический слух у детей, речь, мелкие мышцы рук. Совершенствовать дикцию, отчетливое произношение слов и словосочетаний.

Воспитательные : учить умению слушать друг друга и воспитателя.

Оборудование : интерактивная доска; картинки. В названии которых есть звуки [К , К]; счетные палочки; карандаши, тетради «изучаем грамоту » .

Ход занятия

I Ребята, посмотрите, как вы думаете что это? (алфавит, азбука) Правильно. Буквы , расположенные в алфавитном порядке называются алфавитом или азбукой. Когда вы будете знать все буквы то вы сможете написать и прочитать обо всем на свете. В русском алфавите 33 буквы и многие из них мы уже знаем. Назовите их. (называют ранее изученные буквы , а воспитатель направляет внимание детей стрелкой мыши)

На какие две большие группы делятся буквы (гласные и согласные)

Назовите буквы в первом ряду ?

(а, о, у, и, ы)

Какие это буквы ? (гласные)

Почему они гласные (когда мы их произносим воздух проходит свободно, ни где не встречает преград, произносятся с голосом, и можно петь)

Назовите буквы во втором ряду ?

(б, п, д, т, з, с,г)

Какие это буквы ? (согласные)

Почему они согласные? (звуки , при произношении которых воздух задерживается, называются согласными)

Чем буквы отличаются от звуков ?

(буквы мы пишем , звуки произносим )

II. Кто это? (лягушка)

Как квакает лягушка? (Ква – ква)

(воспитатель произносит сам, выделяя первый звук .)

Какой звук вы слышите в начале слова? ([к ]) .

Сегодня мы познакомимся со звуком [к , к] и буквой К , к

Ребята давайте посмотрим на доску.

Что нарисовано на экране? (кукла, карандаш, капуста, курица)

Найдите одинаковый звук в этих словах ? (звук [ к ] )

У меня на картинке изображен «кот» и «кит»

Давайте произнесем «кот» Как слышится звук [ к ] в слове кот ? (твердо)

Давайте произнесем «кит» Как слышится звук [ к ] в слове кит ? (мягко)

Вывод : звук [ к ] может быть твердым и мягким.

Произнесем еще раз звук [ к ] , [ к ] и понаблюдаем положение языка, губ, зубов. (когда мы произносим эти звуки губы раскрываются , задняя часть поднимается к небу и препятствует выдыхаемому воздуху.)

Какой же это звук ? (согласный)

Ребята давайте мы с вами определим, какой звук [ к ] звонкий или глухой?

(звуки , при произношении которых голос не участвует, называются глухими.)

А теперь давайте с вами поиграем в игру «Кто больше»

Придумайте слова в которых есть звук [ к , к ] (кольцо, краски, картина, курица, коза, кузнечик, карандаш, кукла)

Давайте приготовим обед, используя овощи. В названии, которых есть звук [к ]

(картофель, капуста, кабачок, лук, свекла, морковь)

III. Что вы видите на этой картинке? Кто изображен справа? (клоун)

Ай, да клоун!

Знаешь, кто он?

Этот клоун –

Буква К .

Какой звук вы слышите в начале слова? Звук [ к , к ] на письме обозначается буквой К .

Рассмотрим букву К . (состоит из трех палочек, одна большая прямая и две накидные палочки сходятся к середине.) Это большая буква К с нее всегда начинается предложение, пишутся имена, фамилии людей, клички животных, название городов, сел, рек. Во всех других случаях пишется маленькая к.

А сейчас от гадайте ка загадку.

«Семь одежек и все без застежек»

Дети : капуста

Каким цветом мы закрашиваем согласные буквы ? (синим)

Закрасим букву К синим цветом .

Физкультминутка

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики,

Прыг – скок, прыг – скок.

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем

Тише, тише, высоко,

Прыгай на носках легко.

Игра : «Доскажи словечко» с мячом.

Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста

Если я (капуста) .

Целый день поет щегол

В клетке на окошке.

Третий год ему пошел,

А он боится (кошки)

Мчусь, как пуля я вперед,

Лишь поскрипывает лед,

Да мелькают огоньки!

Кто несет меня (коньки)

Кто альбом раскрасит наш.

Ну конечно (карандаш) .Садимся да столы.

Воспитатель : ребята давайте рассмотрим рисунок и назовем предметы и животные, которые на нем нарисованы.

Заштрихуйте только те картинки, в названии которых имеется звук [ к ]

Проверим, правильно ли вы выполнили задание.

Воспитатель : перед вами лежат счетные палочки возьмите из пенала палочки и выложите на столе букву К . сколько нужно взять палочек? (Три)

Как вы будете выполнять задание?

(одну палочку положу вертикально, две под наклоном приставлю к середине)

Посмотрите на печатные буквы К на доске .

(ставлю точку и пишу палочку сверху вниз длиной в две клетки. Отступаю сверху вправо одну клетку, ставлю точку и веду линию к середине палочки и от середины веду линию в угол нижней клетки.)

Посмотрите на образец, и напишите букву К сами до конца строчки соблюдая расстояние между буквами в одну клетку .

Ребята, а теперь давайте прочитаем слоги с буквой К . (слог образует гласная буква ) .

Итог : С какой буквой мы с вами познакомились?

Какие звуки она обозначает ?

Расскажите о звуках к и к

Чем отличаются эти звуки ?

Молодцы! Мне понравилось, как вы сегодня занимались.

(подготовительная к школе группа)

  • продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки.
  • продолжать учить называть слова с заданным звуком.
  • закреплять знания детей, о том, что буква Я может обозначать два звука "йа".

Ход занятия:

Воспитатель: ребята, сегодня я хотела прочитать вам стихотворение, но не смогла. Одна буква убежала из алфавита, а что за буква я одна не смогла разобраться. Вы поможете мне ребята. Эта буква оставила нам письмо.

(Воспитатель читает письмо от буквы)

Буква... - важная.

Себя мной каждый норовит назвать.

Устала я от тех ребят,

Кто дело не по - делу

Всегда кричит, умею...

Хоть сам и не умеет.

Ребята, вы поняли про какую букву идет речь, какая буква убежала. (Ответы детей). Но куда могла отправиться эта буква, как вы думаете? Больше она нам ничего не написала, но может быть мы встретим кого-нибудь по дороге и спросим. Давайте выяснять куда же она могла отправиться. Вспомним, какие бывают буквы? Какие буквы называют гласными, согласными? А какая же буква Я, гласная или согласная. Давайте назовем подружек буквы (дети называют другие гласные буквы).

Вот мы вспомнили все про букву Я, может быть, отправимся в путь, на поиски затерявшейся буквы.

Дети отправляются в путь, по дороге встречается домик, в котором живет буква А.

Воспитатель: ребята, как вы думаете, чей это домик? А какая это буква, гласная или согласная? Так это же подружка буквы Я,может быть она видела куда побежала буква.

Воспитатель берет букву. А (сшитая буква с изображением лица) и разговаривает с ней.

Воспитатель: сказала А, что после того, как буква Я убежала, алфавитом никто не пользуется и буквы заскучали. Буква А предлагает поиграть с ней в игру "Назови слово на заданный звук". Поиграем?

Проводится игра в кругу с мячом.

Воспитатель: вот и повеселили букву А, поиграли с ней. Может теперь она скажет нам куда побежала буква Я (воспитатель разговаривает с буквой). Ребята, А сказала, что буква Я пробегала мимо ее домика по мостику через речку и больше она ее не видела. Но буква А предупреждает, что мостик через речку совсем узенький и идти по нему нужно осторожно, чтобы не упасть в речку. Мы сможем?

Дети встают в колонну, руки в стороны и проходят по ребристой доске.

Воспитатель: молодцы ребята, все справились вот мы и на другой стороне реки, а вот и еще один домик. Кто же живет тут? Правильно, в домике живет буква О. А какая это буква, гласная или согласная? Давайте спросим у буквы О, вдруг она тоже видела букву Я.

Воспитатель разговаривает с буквой.

Воспитатель: да, буква О видела, что Я перепрыгнула через канавку и побежала направо. Но предупреждает, что через канаву перепрыгнет только тот, кто правильно назовет пару твердого согласного звука (братца).

Воспитатель называет твердый звук поочереди каждому ребенку, ребенок называет мягкий звук и перепрыгивает через канавку.

Воспитатель: вот мы и перепрыгнули через канавку, поворачиваемся (куда?)- направо и идем дальше. Так далеко мы зашли, а букву Я так и не нашли, ну куда же она ушла. Смотрите, а тут, под кустиком стоит еще чей-то дом. Посмотрите и назовите, кто же в домике живет? (в домике живут два звука "й", "а"). В доме живут два звука "й" "а". Может быть у них узнаем, где буква Я. Уважаемые звуки, вы не видели, куда убежала буква Я. Ребята звуки обижены и не хотят с нами разговаривать. Кто догадался почему? Воспитатель выслушивает ответы детей, если дети не дают правильного ответа, что два звука и есть буква Я, то воспитатель предлагает сделать звуковой анализ слова ЯША.

Дети вместе с воспитателем обозначают 1-й звук "й"-мягкий согласный обозначают зеленой фишкой, интонационно выделяется 2-й звук "ЙАААА" и обозначается красной фишкой. 3-й звук "ш" - твердый согласный, синей фишкой. 4-й звук "а" гласный звук- красной фишкой. Сколько букв в слове-3, а сколько звуков-4. Воспитатель читает слово и указкой выделяет звук "йа"-я.

Воспитатель: ребята, выходит, мы нашли с вами сбежавшую букву Я.(воспитатель достает из домика букву Я) и она обещает нам вернуться в алфавит и больше не обижаться, ведь мы теперь, прежде чем "якать" подумаем, действительно ли мы это умеем и знаем. Правда?

Скажите, вам понравилось наше путешествие? А кого мы встретили по дороге? Какие нам задания пришлось выполнить, чтобы найти букву Я? А в какие игры мы играли с буквами?

Литература: «Обучение грамоте» Журова Л.Е.