Главная · Земледелие · Дедушкин орден. очерк. Помолчал дедушка, головой покачал, но согласился

Дедушкин орден. очерк. Помолчал дедушка, головой покачал, но согласился

Дорогой друг!

Я расскажу тебе о войне с фашистами. Расскажу совсем немного - шесть случаев из жизни солдат на фронте. Случаи эти - только капли в бескрайнем море солдатских подвигов, ведь с фашистами воевали миллионы советских людей, и каждый вложил свой ратный труд в победу.

Великая Отечественная война началась летом 1941 года, кончилась весной 1945 года. За это время скворцы четыре раза улетали от нас в тёплые края и четыре раза возвращались к родным скворечням. Ребятишки, поступившие в первый класс в первом военном году, к концу войны заканчивали начальную школу. И всё долгое-долгое это время не утихали кровопролитные бои, жестокие сражения. Враг был сильный. Ему удалось далеко пройти на нашу землю. Нужна была величайшая храбрость, нужно было воинское умение и нужен был самоотверженный труд, чтобы выбросить захватчиков из пределов Родины и окончательно добить их на их же земле.

Мы все - и взрослые, и дети - в долгу перед теми, кто не вернулся с войны, кто отдал жизнь за то, чтобы жила Родина. Чем можно оплатить этот долг? На такой вопрос есть лишь один ответ - любовью к Родине, готовностью защищать её от любого врага, постоянным трудом на пользу Родине. Ты, мой маленький друг, знай это и расти честным, трудолюбивым, смелым человеком, достойным своей страны.

Треугольное письмо

Дивизион тяжёлых гвардейских миномётов до нового приказа остановился в дубовом лесочке. Дубрава была молодая, деревца негустые, скопление машин могли заметить вражеские бомбардировщики. Поэтому миномётчики сразу принялись копать укрытия для автомобилей и маскировать их ветками. Кончили работу поздно вечером. Было ещё видно, и солдат Борис Михайлов взялся за письмо. Он старался писать почаще, знал: мама тревожится о нём каждый день и каждый час.

«Милая мамочка! - писал Борис. - Я жив-здоров. Кормят сытно. Погода тёплая. Стоим в лесу. Обо мне не беспокойся. Мы сейчас отдыхаем. Крепко обнимаю и крепко-крепко целую. Твой Боря».

Конверта у Бориса не было. В войну многого не хватало. Хлеба, например, соли. И такой простой вещи, как конверты. Без них-то научились обходиться… Борис согнул бумажный лист по верхнему углу - получился косой парус, парус согнул - получился домик с крышей; нижние углы домика тоже согнул и заправил под крышу - получился треугольник, письмо и конверт вместе…

Идти к писарю, который отправлял почту, было поздно. Борис положил письмо в карман гимнастёрки - до утра, лёг на шинели под кустиком, укутался с головой, чтобы не кусали комары, и сон сразу пришёл к нему.

Был сон короток. Едва забрезжил рассвет, дивизион подняли по тревоге.

Колонна машин с пусковыми станками и эрэсами - реактивными снарядами, покинув дубраву, двигалась чистым полем. Позади колонны всходило солнце. Большое, красное. Пыль закрыла его. Но солнце поднялось выше пыльного облака, будто хотело посмотреть, куда едут гвардейские миномётчики.

Впереди была линия фронта. Оттуда, из-за этой линии, прилетел снаряд. Борис в кабине грузовика не слышал его свиста, поэтому не испугался, а удивился, когда в поле взметнулась чёрная земля. Автомобили прибавили скорость. То в поле, то на дороге взрывались снаряды. На счастье, дорога спустилась в овраг. Вражеские наблюдатели теперь не видели автомобилей, и обстрел прекратился.

Овраг был широкий, глубокий, с крутыми стенами. По нему, как по безопасному туннелю, шли к передовой солдаты, ехали автомобили - с пушками, со снарядами, с кухнями и хлебом. В обратную сторону тягач тащил танк со сбитой башней. Лошадь, запряжённая в двуколку, везла двух раненых, они лежали неподвижно, их головы были укутаны бинтами.

«Вот если меня так ранят или убьют?.. - подумал Борис. - Когда мама узнает, что меня убили, будет долго плакать».

Низко над оврагом, с рёвом мотора и стуком пулемётов, пронёсся «мессершмитт» - немецкий истребитель. По нему дали очередь наши пулемёты, замаскированные на откосе. Тут же появился истребитель с красными звёздами. Погнался за врагом.

Так и ехали миномётчики. Без происшествий. Артиллерийский обстрел, обстрел с самолёта - обычное дело на войне.

Остановились в низине, поросшей кустами.

От низины начинался подъём на широкий бугор. Скат бугра был жёлтым пшеничным полем. С вершины слышалась частая стрельба, гулкие взрывы. Там шёл бой.

Миномётчики дружно сняли с грузовиков пусковые станки. Поставили на землю. Сгрузили эрэсы. Потащили их, тяжеленные, к станкам. Когда уехал последний грузовик, гвардейские миномёты были готовы к залпу.

Бой на бугре то затихал, судя по стрельбе, то снова разгорался. А что там было и как? Солнце видело, что и как. Оно поднялось совсем высоко.

Было жарко. Ни дуновения ветерка. Но вдруг пшеница у дальнего края поля заколыхалась. Будто там пронёсся ветер. Он дул, качал пшеницу сильнее и сильнее. Вглядевшись, Борис увидел нестройные линии пехотинцев. Это они, а не ветер, качали пшеницу, спускаясь с бугра всё ниже и ниже. «Отступают!» - догадался Борис и испугался своей догадки.

Пехотинцы отошли уже к середине поля, когда заревели огненные струи, вырываясь из эрэсов. Чертя дымные дуги, ракетные снаряды полетели за бугор. За бугром ухнуло - первый эрэс, самый быстрый, самый нетерпеливый, грохнулся на фашистов. Следом ухнул ещё один. И замолотило, заколотило по земле.

Пехотинцы остановились. Глядели в небо, удивлённые. Кто-то крикнул. Кто-то подбросил вверх пилотку. И все побежали на бугор, к его вершине, только что оставленной.

Не видя, кто рядом, но чувствуя товарищей, солдат Михайлов побежал, огибая кусты, перепрыгивая кочки. Он влетел в пшеницу, запутался в ней сапогами. Но скоро приноровился, раздвигал её, как купальщик воду. В эти минуты он забыл обо всём. Знал только, что надо бежать и бежать вперёд. И не было у него страха ни перед чем.

Когда Борис добежал до верхушки бугра, там пехотинцев не было. Они спускались по другому скату, преследуя врагов. Только один - молоденький, как Борис, - сидел на краю траншеи.

Гвардейцы с нами… Гвардейцы с нами… - повторял он тихо.

Борис подумал, что солдата оставили передать им благодарность за помощь. Но вдруг понял, что солдат ранен, а слова «гвардейцы с нами» он кричал или шептал, когда пехота остановилась в пшенице и увидела над собой следы грозных эрэсов.

Международная акция «Читаем детям о войне»

План проведения

Т. ШЕБУРОВА,
учитель начальных классов, школа села Пушанина, Белинский район, Пензенская область

Урока литературного чтения был проведен в мае 2013 г.

Цель: воспитание гражданственности и патриотизма у детей и подростков на примере лучших образцов детской литературы о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Участники мероприятия: ученики I класса.

Почетные гости: ветераны труда, глава администрации, школьный библиотекарь.

Ход мероприятия.
11.00 - 11.10. Учитель открывает мероприятие. Приветственное слово почетных гостей.
11.11. Минута молчания в память о погибших.
11.12 – 11.30. Чтение вслух художественного произведения Анатолия Митяева «Дедушкин орден».
11.30 – 11.40. Обсуждение прочитанного с детьми.
11.40 – 11.45. Поздравление ветеранов с праздником.
11.45– 11.50. Подведение итогов, выражение благодарности участникам, партнерам и гостям, приглашение к дальнейшему чтению литературы о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

К проведению мероприятия оформлен стенд «А в книжной памяти мгновения войны», на доске записан эпиграф: «Книга - учитель без платы и благодарности. Каждый миг дарит она тебе откровения мудрости. Это - собеседник, имеющий мозг, покрытый кожей, о тайных делах вещающий молча» (А. Навои).

Девятое мая - день нашей славной Победы над фашистской Германией. Вся страна в эти дни ликует! Каждый год как радостный праздник люди встречают этот день. Прошло много лет, но все помнят эту знаменательную дату и торжественно ее отмечают.

Звучит песня «Это день Победы» (муз. Ф. Попатенко, сл. В. Викторова).

Чтит великий День Победы
Наша славная страна.
В День Победы наши деды
Надевают ордена.

Мы про первый День Победы
Любим слушать их рассказ –
Как сражались наши деды
За весь мир и за всех нас!
Л. Некрасова

Сегодня мы с вами будем читать книгу о войне, а написал ее писатель Анатолий Митяев. Анатолий Митяев сражался на многих фронтах, участвовал во многих сражениях, был ранен, контужен. А после войны, когда пришло время выбирать мирный жизненный путь, он выбрал журналистику. Сначала была районная газета в Пушкино, потом – «Пионерская правда» и журнал «Мурзилка».
Большинство книг этого талантливого детского писателя написано для старших дошкольников и младших школьников. Анатолий Митяев - писатель разножанровый. Есть у него сказки, рассказы для самых маленьких, пересказы русских былин, книги о войне. Один из его рассказов мы сегодня прочитаем.

Дедушкин орден
Война была давно, но у дедушки есть военные вещи: ремень с медной пряжкой, полевая сумка и котелок.
Это только говорится, что вещи у дедушки. На самом деле ими завладел внук Игорек. Ремень пришлось наполовину укоротить, и внук подпоясывается им, когда идет на улицу. В полевой сумке лежат цветные карандаши Игорька. Котелок тоже продолжает службу, начатую на войне: внук отказался есть из тарелки, суп ему наливают в котелок, а кашу накладывают в крышку котелка - как настоящему солдату.
У дедушки есть еще кое-что с войны. Орден у него есть.
Как-то внук и говорит:
- Дедушка, давай я орден буду носить. Все равно он лежит в шкатулке бесполезно.
Помолчал дедушка, головой покачал, но согласился:
- Что же, носи...
Обрадовался Игорек. Не ждал такого подарка. На всякий случай спросил:
- А тебе не жалко? Если очень жалко, я отдам.
- Нет, не жалко, - ответил дедушка. - Только вот что я думаю: вдруг спросят на улице, за что тебе орден дали? Ты и не знаешь...
- А за что тебе дали? - спросил внук.
- Расскажу, - сказал дедушка. - Меня ранило в руку. А в это время фашистский танк хотел раздавить мою пушку. Но я выстрелил и подбил его.
- Очень простой рассказ, - сказал Игорек. - Я все запомнил.
- Вот и хорошо, - вздохнул дедушка. - Иди гуляй.
Вышел Игорек на улицу. С орденом. Тут соседка тетя Маша его спрашивает:
- Это за что же тебе орден дали?
Игорек отвечает слово в слово:
- Меня ранило в руку. А в это время фашистский танк хотел раздавить мою пушку. Но я выстрелил и подбил его.
- Какой ты герой! - говорит тетя Маша. - Даже раненый, стрелял! А в какую руку ранило? В правую или в левую?
- Не знаю, - растерялся Игорек.
- Но это просто узнать, - говорит тетя Маша. - На какой след от пули, ту и ранило. Давай вместе посмотрим.
Ничего не этот раз не ответил Игорек. Побежал к дедушке - орден отдавать.

Анализ рассказа после чтения.

Почему рассказ называется «Дедушкин орден»?
Понравился ли вам рассказ? Чем?
Какие военные вещи сохранились у дедушки?
Кто завладел дедушкиными вещами?

Словарная работа.
Полевая сумка - сумка из твердой кожи для карт, записных книжек, компаса, носилась на поясном ремне лицами командного состава.
Котелок - небольшой металлический сосуд с ручкой и глубокой крышкой, употребляемый в полевых условиях для варки пищи или еды из него.

Повторное чтение рассказа учащимися, ответы на вопросы.
Как Игорек использовал полевую сумку и котелок?
За что дедушка получил орден?
Почему Игорек побежал отдавать орден дедушке?
У кого из вас на войне погиб дедушка или прадедушка?
О чем бы вы хотели поговорить с ними, если бы они были живы?

Вместе с дедушкой

Растаял утренний туман,
Красуется весна...
Сегодня дедушка Иван
Начистил ордена.
Мы вместе в парк идем
Встречать
Солдат, седых, как он.
Они там будут вспоминать
Свой храбрый батальон.
Там по душам поговорят
О всех делах страны,
О ранах, что еще болят
С далеких дней войны.
Г.А. Ладонщиков

Выберите «правильную» пословицу к рассказу А. Митяева.
Книга - маленькое окошко, через него весь мир видно.
Кто много читает, тот много знает.
Книга- друг человека.

Обращение поэта Владимира Маяковского к детям.
Я к вам обращаюсь, товарищи дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

Чему нас учит рассказ А. Митяева и стихотворение Г. Ладонщикова?
И как итог нашего урока прозвучит стихотворение Ирины Четвертановской «Я не знаю войны».

Я не знаю войны, но мой дед воевал,
Он рассказывал мне о жестоких боях.
Как на Ладоге мерзли и гибли во льдах,
Где солдат был друг другу родной, словно брат,
И таким же родным был герой Ленинград.
Разве все описать? Где отыщешь слова?
В 20 лет поседела его голова.
Той беде имя жуткое дали – война,
На нее поднялась вся большая страна,
Миллионы людей в той войне полегли,
Чтобы мы на земле появиться могли,
Чтобы счастливо жили, учились, росли.
Ветераны, забудьте войну, будто сон.
И от всех поколений вам низкий поклон.

Спасибо, вам, ребята, за урок! Дома выполните два задания (по желанию): нарисуйте рисунки по произведениям, которые мы читали на уроке; заполните анкету.

Анкета участника акции «Прочти книгу о войне»
Поделитесь своим впечатлением о прочитанной книге, заполнив анкету.

Ваше имя, фамилия ____________________________________________
Возраст______________________________________________________
Автор и название книги_________________________________________
Почему вы выбрали именно эту книгу?_____________________________
О каких событиях Великой Отечественной войны рассказывает книга?____

Название мероприятия: Международная Акция «Читаем детям о войне ».

Дата и время проведения урока литературного чтения : 7 мая 2013 года, в 11.00.

Цель мероприятия : Воспитание гражданственности и патриотизма у детей и подростков на примере лучших образцов детской литературы о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Участники мероприятия : ученики 1 класса МОУ СОШ с. Пушанина.

Почетные гости : ветераны труда, представители П, глава Пушанинской администрации.

11.00 - 11.10 Учитель открывает мероприятие. Приветственное слово почетных гостей.

11.11 Минута молчания в память о погибших.

11.12–11.30 Чтение вслух художественного произведения Анатолия Митяева «ДЕДУШКИН ОРДЕН»

11.30 – 11.40 Обсуждение прочитанного с детьми.

11.40 – 11.45 Поздравление ветеранов с праздником.

11.45–11.50 Подведение итогов, выражение благодарности участникам, партнерам и гостям, приглашение к дальнейшему чтению литературы о Великой Отечественной войне.

«ЗНАТЬ! ПОМНИТЬ! ЧТИТЬ!»

Стенд: «А в книжной памяти мгновения войны»

Эпиграф: «Книга - учитель без платы и благодарности. Каждый миг дарит она тебе откровения мудрости. Это - собеседник, имеющий мозг, покрытый кожей, о тайных делах вещающий молча». //

Учитель. Девятое мая - День нашей славной Победы над фашистской Германией! Вся страна в эти дни ликует! Каждый год как радостный праздник люди встречают этот день. Прошло много лет, но все помнят эту знаменательную дату и торжественно ее отмечают.


Песня «Это день Победы» (музыка Ф. Попатенко, слова В. Викторова).

1 ученик. Чтит великий День Победы

Наша славная страна.

В День Победы наши деды

Надевают ордена.

2 ученик. Мы про первый День Победы

Любим слушать их рассказ –

Как сражались наши деды

За весь мир и за всех нас!

DIV_ADBLOCK86">

Словарная работа:

Полевая сумка (военное) - сумка из твердой кожи для карт, записных книжек, компаса, носимая на поясном ремне лицами командного состава.

Котелок - небольшой металлический сосуд с ручкой и глубокой крышкой, употребляемый в полевых условиях для варки пищи или еды из него.

Повторное чтение рассказа учащимися и анализ.

Как Игорёк использовал полевую сумку и котелок?

За что дедушка получил орден?

Почему Игорёк побежал орден дедушке отдавать?

У кого из вас, ребята, на войне погиб дедушка или прадедушка?

О чем бы вы хотели поговорить с ними, если бы они были живы?

Вместе с дедушкой

Растаял утренний туман,

Красуется весна...

Сегодня дедушка Иван

Начистил ордена.

Мы вместе в парк идём

Встречать

Солдат, седых, как он.

Они там будут вспоминать

Свой храбрый батальон.

Там по душам поговорят

О всех делах страны, О ранах, что ещё болят С далёких дней войны.

Выбери правильную пословицу к рассказу А. Митяева:

v Книга - маленькое окошко, через него весь мир видно.

v Кто много читает, тот много знает.

v Книга - друг человека.

Обращение Владимира Маяковского к детям:

Я к вам обращаюсь, товарищи дети:

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

И как итог нашего урока прозвучит стихотворение Ирины Четвертановской “Я не знаю войны”.

Я не знаю войны, но мой дед воевал,

Он рассказывал мне о жестоких боях.

Как на Ладоге мерзли и гибли во льдах,

Где солдат был друг другу родной, словно брат,

И таким же родным был герой Ленинград.

Разве все описать? Где отыщешь слова?

В 20лет поседела его голова.

Той беде имя жуткое дали – война,

На нее поднялась вся большая страна,

Миллионы людей в той войне полегли,

Чтобы мы на земле появиться могли,

Чтобы счастливо жили, учились, росли.

Ветераны, забудьте войну, будто сон.

И от всех поколений вам низкий поклон.

Творческое задание:

v Нарисовать рисунки по произведению урока.

v Заполни анкету.

Участник акции «Прочти книгу о войне».

Ваше имя, фамилия _____________________________________________________ Возраст________________________________________________________

Почему вы выбрали именно эту книгу_________________________________

__________________________________________________________

О каких событиях Великой Отечественной рассказывает книга

__________________________________________________________________

Спасибо, вам, ребята, за урок!

Анатолий Митяев

ЗЕМЛЯНКА

Землянка

Всю ночь артиллерийский дивизион мчался по шоссе к фронту. Было морозно. Луна освещала редкие лесочки и поля по краям дороги. Снежная пыль клубилась за автомобилями, оседала на задних бортах, покрывала наростами чехлы пушек. Солдаты, дремавшие в кузове под брезентом, прятали лица в колючие воротники шинелей, прижимались плотнее друг к другу.

В одном автомобиле ехал солдат Митя Корнев. Ему было восемнадцать лет, и он ещё не видел фронта. Это непростое дело: днём быть в тёплой городской казарме далеко от войны, а ночью оказаться на фронте среди морозных снегов.

Ночь выдалась тихая: не стреляли пушки, не взрывались снаряды, не горели ракеты в небе.

Поэтому Митя не думал о сражениях. А думал он о том, как могут люди всю зиму пробыть в полях и лесах, где нет даже плохонькой избушки, чтобы отогреться и переночевать! Это тревожило его. Ему казалось, он непременно замёрзнет.

Наступил рассвет. Дивизион свернул с шоссе, проехал полем и остановился на опушке соснового бора. Автомобили один за другим медленно пробирались между деревьями в глубь бора. Солдаты бежали за ними, подталкивали их, если колёса буксовали. Когда в посветлевшем небе появился немецкий самолёт-разведчик, все машины и пушки стояли под соснами. Сосны укрыли их от вражеского лётчика мохнатыми ветками.

К солдатам пришёл старшина. Он сказал, что дивизион будет стоять тут не меньше недели, поэтому надо строить землянки.

Мите Корневу поручили самое простое дело: очистить площадку от снега. Снег был неглубокий. На лопату Мите попадали шишки, опавшая хвоя, зелёные, будто летом, листики брусники. Когда Митя задевал лопатой землю, лопата скользила по ней, как по камню.

«Как же в такой каменной земле копать яму?» - думал Митя.

Тут пришёл солдат с киркой. Он долбил в земле канавки. Ещё один солдат всаживал в канавки лом и, налегая на него, отковыривал большие заледеневшие куски. Под этими кусками, как мякиш под жёсткой коркой, был рыхлый песок.

Старшина ходил я глядел, всё ли делается правильно.

Не кидай песок далеко, - сказал он Мите Корневу, - пролетит фашистский разведчик, увидит в белом лесу жёлтые квадраты, вызовет по радио бомбардировщиков… Достанется на орехи!

Когда широкая и длинная яма стала Мите по пояс, в середине прокопали канаву - проход. По обе стороны от прохода получились нары. У краёв ямы поставили столбы, на них прибили бревно. Вместе с другими солдатами Митя пошёл рубить слежки.

Слежки клали одним концом на бревно, другим- на землю, так же, как делают шалаш. Потом их закидали лапником, на лапник положили мёрзлые земляные глыбы, глыбы засыпали песком и для маскировки припорошили снегом.

Иди за дровами, - сказал старшина Мите Корневу, - наготовь побольше. Чуешь, мороз крепчает! Да руби только ольху и березу - они и сырые хорошо горят…

Митя рубил дрова, его товарищи в это время застелили нары мелким мягким лапником, прикатили в землянку железную бочку. В бочке было две дыры одна снизу, чтобы класть дрова, другая сверху, для трубы. Трубу сделали из пустых консервных банок. Чтобы не было видно ночью огня, на трубе укрепили козырёк.

Первый фронтовой день Мити Корнева прошёл очень быстро. Стемнело. Мороз усилился. Снег скрипел под ногами часовых. Сосны стояли будто окаменевшие. В синем стеклянном небе мерцали звёзды.

А в землянке было тепло. Жарко горели ольховые дрова в железной бочке. Только иней на плащ-палатке, которой завесили вход в землянку, напоминал о лютом холоде. Солдаты расстелили шинели, под головы положили вещевые мешки, укрылись шинелями и уснули.

«До чего же хорошо спать в землянке!» - подумал Митя Корнев и тоже уснул.

Но спать солдатам пришлось мало. Дивизиону было приказано немедля отправиться на другой участок фронта: там начались тяжёлые бои. В небе ещё дрожали ночные звёзды, когда автомобили с пушками стали выезжать из леса на дорогу.

Дивизион мчался по шоссе. Клубилась снежная пыль за автомобилями и пушками. В кузовах на ящиках со снарядами сидели солдаты. Они прижимались друг к другу потеснее и прятали в колючие воротники шинелей липа, чтобы не так жгло морозом.

Мешок овсянки

В ту осень шли долгие холодные дожди. Земля пропиталась водой, дороги раскисли. На просёлках, увязнув по самые оси в грязи, стояли военные грузовики. С подвозом продовольствия стало очень плохо.

В солдатской кухне повар каждый день варил только суп из сухарей: в горячую воду сыпал сухарные крошки и заправлял солью.

В такие-то голодные дни солдат Лукашук нашёл мешок овсянки. Он не искал ничего, просто привалился плечом к стенке траншеи. Глыба сырого песка обвалилась, и все увидели в ямке край зелёного вещевого мешка.

Ну и находка! - обрадовались солдаты. Будет пир горой… Кашу сварим!

Один побежал с ведром за водой, другие стали искать дрова, а третьи уже приготовили ложки.

Но когда удалось раздуть огонь и он уже бился в дно ведра, в траншею спрыгнул незнакомый солдат. Был он худой и рыжий. Брови над голубыми глазами тоже рыжие. Шинель выношенная, короткая. На ногах обмотки и растоптанные башмаки.

Эй, братва! крикнул он сиплым, простуженным голосом. - Давай мешок сюда! Не клали - не берите.

Он всех просто огорошил своим появлением, и мешок ему отдали сразу.

Да и как было не отдать? По фронтовому закону надо было отдать. Вещевые мешки прятали в траншеях солдаты, когда шли в атаку. Чтобы легче было. Конечно, оставались мешки и без хозяина: или нельзя было вернуться за ними (это если атака удавалась и надо было гнать фашистов), или погибал солдат. Но раз хозяин пришёл, разговор короткий - отдать.

Солдаты молча наблюдали, как рыжий уносил на плече драгоценный мешок. Только Лукашук не выдержал, съязвил:

Вон он какой тощий! Это ему дополнительный паёк дали. Пусть лопает. Если не разорвётся, может, потолстеет.

Наступили холода. Выпал снег. Земля смёрзлась, стала твёрдой. Подвоз наладился. Повар варил в кухне на колёсах щи с мясом, гороховый суп с ветчиной. О рыжем солдате и его овсянке все забыли.

Готовилось большое наступление.

По скрытым лесным дорогам, по оврагам шли длинные вереницы пехотных батальонов. Тягачи по ночам тащили к передовой пушки, двигались танки.

Готовился к наступлению и солдат Лукашук с товарищами.

Было ещё темно, когда пушки открыли стрельбу. Посветлело в небе загудели самолёты. Они бросали бомбы на фашистские блиндажи, стреляли из пулемётов по вражеским траншеям.

Самолёты улетели. Тогда загромыхали танки. За ними бросились в атаку пехотинцы. Лукашук с товарищами тоже бежал и стрелял из автомата. Он кинул гранату в немецкую траншею, хотел кинуть ещё, но не успел: пуля попала ему в грудь. И он упал.

Лукашук лежал в снегу и не чувствовал, что снег холодный. Прошло какое-то время, и он перестал слышать грохот боя. Потом свет перестал видеть - ему казалось, что наступила тёмная тихая ночь.

Когда Лукашук пришёл в сознание, он увидел санитара.

Санитар перевязал рану, положил Лукашука в лодочку - такие фанерные саночки.

1941-1945

Чтит великий День Победы Наша славная страна. В День Победы наши деды Надевают ордена. Мы про первый День Победы Любим слушать их рассказ – Как сражались наши деды За весь мир и за всех нас! Л. Некрасова

СТраницЫ

ВеликОЙ ПОБЕДЫ


Читаем в школьной библиотеке книги о войне

К 70- летию Великой Победы

«Я к вам обращаюсь, товарищи дети: Полезнее книги нет вещи на свете! Пусть книги друзьями заходят в дома, Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!»

(В.Маяковский)

С.Баруздин

Анатолий Митяев

Анатолий Васильевич Митяев родился 12 мая 1924 года в селе Ястребки Рязанской области. Закончив 9-й класс в подмосковнойм г.Клязьме, подал документы в лесной техникум. Летом 1942 года записался добровольцем на фронт, и уже на третий день пребывания в армии был в бою. Служил орудийным номером в гвардейском миномётном дивизионе.

Сегодня мы с вами будем читать книгу о войне, а написал ее писатель Анатолий Митяев. Анатолий Митяев сражался на многих фронтах, участвовал во многих сражениях, был ранен, контужен. А после войны, когда пришло время выбирать мирный жизненный путь, он выбрал журналистику. Сначала была районная газета в Пушкино, потом – «Пионерская правда» и журнал «Мурзилка». Большинство книг этого талантливого детского писателя написано для старших дошкольников и младших школьников. Анатолий Митяев - писатель разножанровый. Есть у него сказки, рассказы для самых маленьких, пересказы русских былин, книги о войне. Один из его рассказов мы сегодня прочитаем. Итак, Анатолий Митяев «Дедушкин орден» Содержание книги: Треугольное письмо Серьги для ослика Длинное ружьё Опасный суп Отпуск на четыре часа Кто брал Берлин

О себе в дни войны Митяев сообщает скупо: " Летом 1942 года записался добровольцем. На третий день пребывания в армии был в бою. Служил орудийным номером в 513-м отдельном гвардейском минометном дивизионе" . Вот и все. Но, скромно умалчивая о себе, о героях Великой Отечественной он написал много и интересно. В книгу вошли рассказы, которые писатель считал энциклопедией военной жизни.


Редакторская деятельность

В 1950–1960 годах Митяев был ответственным секретарём газеты «Пионерская правда»


1960 – 1972 г.г

А. Митяев - главный редактор детского журнала «Мурзилка».


Позднее А.В.Митяев возглавлял редакцию студии «Союзмультфильм»

Мультфильмы по сценариям Митяева: «Потерялась внучка», «Пингвины», «Чужие краски», «Приключения Точки и Запятой», «Три пирата», «Шесть Иванов – шесть капитанов».


Произведения А. Митяева

«Книга будущих командиров» – самая известная работа Анатолия Васильевича Митяева. Она переиздавалась несколько раз и была невероятно востребована мальчишками. Она уводила в другие времена и далекие страны, обещала захватывающие и будоражащие воображение приключения. Ребята, листая страницы, мечтали стать полководцами, совершать подвиги, гордились страной и героями, которые в ней жили. Может быть, именно таких книжек не хватает сегодняшним мальчишкам?


Произведения А. Митяева,

посвященные Великой Отечественной войне

Дорогой друг! Я расскажу тебе о войне с фашистами. Расскажу совсем немного - шесть случаев из жизни солдат на фронте. Случаи эти - только капли в бескрайнем море солдатских подвигов, ведь с фашистами воевали миллионы советских людей, и каждый вложил свой ратный труд в победу. Великая Отечественная война началась летом 1941 года, кончилась весной 1945 года. За это время скворцы четыре раза улетали от нас в тёплые края и четыре раза возвращались к родным скворечням. Ребятишки, поступившие в первый класс в первом военном году, к концу войны заканчивали начальную школу. И всё долгое-долгое это время не утихали кровопролитные бои, жестокие сражения. Враг был сильный. Ему удалось далеко пройти на нашу землю. Нужна была величайшая храбрость, нужно было воинское умение и нужен был самоотверженный труд, чтобы выбросить захватчиков из пределов Родины и окончательно добить их на их же земле.


Рассказы О войнЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Наряду с опытными командирами и воинами в этой войне участвовали и молодые ребята, только что закончившие школу. Каково им было, юным и неопытным, можно узнать, прочитав рассказ А. Митяева «Землянка»


Чтит великий День Победы

Наша славная страна.

В День Победы наши деды

Надевают ордена.

Мы про первый День Победы

Любим слушать их рассказ –

Как сражались наши деды

За весь мир и за всех нас!

Л. Некрасова

А. Митяев

«Дедушкин орден»

ОРДЕН ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

I степени


А.Митяев

дедушкин орден

Война была давно, но у дедушки есть военные вещи: ремень с медной пряжкой, полевая сумка и котелок. Это только говорится, что вещи у дедушки. На самом деле ими завладел внук Игорёк. Ремень пришлось наполовину укоротить, и внук подпоясывается им, когда идёт на улицу.

В полевой сумке лежат цветные карандаши. Котелок тоже продолжает службу, начатую на войне: внук отказался есть из тарелки, суп ему наливают в котелок, а кашу накладывают в крышку котелка – как настоящему солдату.


А.Митяев

дедушкин орден

У дедушки есть еще кое-что с войны. Орден у него есть.

Как-то внук и говорит:

- Дедушка, давай я орден буду носить. Всё равно он лежит в шкатулке бесполезно.

Помолчал дедушка, головой покачал, но согласился.

Обрадовался Игорёк. Не ждал такого подарка. На всякий случай спросил:

- А тебе не жалко? Если очень жалко, я отдам.

- Нет, не жалко , - ответил дедушка. - Только вот что я думаю: вдруг спросят на улице, за что тебе орден дали? Ты и не знаешь!


А.Митяев

дедушкин орден

- А за что тебе дали? – спросил внук.

- Расскажу, - сказал дедушка. - Меня ранило в руку. А в это время фашистский танк хотел раздавить мою пушку. Но я выстрелил и подбил его.

- Очень простой рассказ, - сказал Игорёк, - Я всё запомнил.

- Вот и хорошо, - вздохнул дедушка, - Иди гуляй.

Вышел Игорёк на улицу. Тут соседка тётя Оля его спрашивает:

- Это за что же тебе орден дали?


А.Митяев

дедушкин орден

Игорёк отвечает слово в слово:

- Меня ранило в руку. А в это время фашистский танк хотел раздавить мою пушку. Но я выстрелил и подбил его.

- Какой ты герой! – говорит тетя Оля. – Даже раненый стрелял. А в какую руку тебя ранило? В правую или в левую?


Международная акция

А.Митяев

дедушкин орден

- Не знаю, – растерялся Игорёк.

- Ну, это просто узнать – говорит тетя Оля. – На какой след от пули, ту и ранило. Давай вместе посмотрим.

Ничего на этот раз не ответил Игорек. Побежал к дедушке – орден отдавать.


Давайте ответим на вопросы:

  • Почему рассказ называется «Дедушкин орден»?
  • Понравился ли вам рассказ? Чем?
  • Какие военные вещи сохранились у дедушки?
  • Кто завладел дедушкиными вещами?
  • Как Игорёк использовал полевую сумку и котелок?
  • За что дедушка получил орден?
  • Почему Игорёк побежал орден дедушке отдавать?
  • У кого из вас, ребята, на войне воевал дедушка или прадедушка?
  • О чем бы вы хотели поговорить с ними, если бы они были живы?
  • Какие рассказы о Великой Отечественной войне вы читали?

Домашнее задание : нарисуйте рисунки по произведению, которое мы читали


Словарная работа

Орден - знак отличия, государственная награда за особые заслуги. В Российской Федерации учреждение орденов и награждение ими производится указами президента Российской Федерации. Лица, награжденные орденами, пользуются особыми правами и льготами.

Полевая сумка - сумка из твердой кожи для карт, записных книжек, компаса, носилась на поясном ремне лицами командного состава.

Котелок - небольшой металлический сосуд с ручкой и глубокой крышкой, употребляемый в полевых условиях для варки пищи или еды из него.


Растаял утренний туман, Красуется весна... Сегодня дедушка Иван Начистил ордена. Мы вместе в парк идем Встречать Солдат, седых, как он. Они там будут вспоминать Свой храбрый батальон. Там по душам поговорят О всех делах страны, О ранах, что еще болят С далеких дней войны.

Г.А. Ладонщиков


Я не знаю войны, но мой дед воевал, Он рассказывал мне о жестоких боях. Как на Ладоге мерзли и гибли во льдах, Где солдат был друг другу родной, словно брат, И таким же родным был герой Ленинград. Разве все описать? Где отыщешь слова? В 20 лет поседела его голова. Той беде имя жуткое дали – война, На нее поднялась вся большая страна, Миллионы людей в той войне полегли, Чтобы мы на земле появиться могли, Чтобы счастливо жили, учились, росли. Ветераны, забудьте войну, будто сон. И от всех поколений вам низкий поклон.

(И.Четвертановская)



Источники:

  • Митяев, А.В. Подвиг солдата: рассказы о Великой отечественной войне/ А. В. Митяев. -Москва: Издательство Оникс,2010 г.-160с.:ил.- (Библиотека Российского школьника)
  • Митяев, А.В.Сегодня праздник: рассказ/А. В. Митяев.-Москва: Детская лит.,1981 г.-55с.:ил.
  • http://images.yandex.ru