Главная · Бухгалтерский учет · Урок литературы русский символизм и его истоки. Презентация на тему "русский символизм". Символизм в изобразительном искусстве

Урок литературы русский символизм и его истоки. Презентация на тему "русский символизм". Символизм в изобразительном искусстве


Поэтическая летопись войны.
Цель урока:
активизировать знания учащихся о Великой Отечественной войне, о роли поэзии в годы тяжелых испытаний для страны.
Задачи урока:
Создать условия для усвоения знаний о роли поэзии в годы Великой Отечественной войны; формирования умений обобщать изучаемые факты и понятия; формирования чувства патриотизма и гражданской позиции.
Ход урока.
Наша память – это душевный и
жизненный опыт, оплаченный
дорогой ценой.
Ю.Бондарев (из книги «Мгновения»)
1. Ролик («До свидания, мальчики»)
Учитель.
Ребята, вы, наверное, догадались, о чем сегодня будет идти речь на уроке?
Конечно, о войне. Ну а конкретней, мы же на уроке литературы?
О произведениях военного времени.
Мы с вами не в первый раз касаемся литературы военных лет, уже много говорили о рассказах, повестях. Но проза в годы Великой Отечественной войны не была ведущим жанром литературы. Главное место заняла поэзия.
Как вы думаете, почему? (небольшой жанр, в котором можно выразить самые различные чувства. На создание поэтических произведений не тратится так много времени. Стихи слагаются мгновенно, особенно если что –то сильно трогает.)
Когда началась Великая Отечественная война? (22 июня 1941 года)
Учитель.
Этот день начался не тихой росной зарей, а грохотом бомб, свистом пуль и скрежетом стали. Все, что было до этого, обрубили оружейные залпы. Многие матери отметят этот день в календаре черным числом. 22 июня. Сорок первый год. Война. Великой Отечественной назовет ее русский народ, вставший от мала до велика на защиту Родины. И когда вдоль всей нашей западной границы гул моторов до отказа заполнил просторный солнечный мир от неба до земли, когда дрожала от грохота каждая травинка, писатели и поэты Москвы собрались на митинг. Выступили А. Фадеев, В. Лебедев-Кумач, А. Жаров. Девиз один: «Уничтожить фашизм!» А. Фадеев заявил: «Писатели Советской страны знают свое место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером». Более тысячи писателей и поэтов ушли на фронт, свыше четырехсот не вернулись назад. (ролик «Погибшие поэты»)
Перо было приравнено к штыку, поэзия надела военную шинель с первых дней войны. Поэт Алексей Сурков писал: «Пожалуй, никогда за время существования советской поэзии не было написано столько лирических произведений». Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом, – «Священная война» на стихи Василия Лебедева-Кумача.
Видеоролик
Почему эта песня стала легендарной? (Эта песня пробудила дух патриотизма, ее торжественные, исполненные энергии слова и музыка поднимали народ на защиту родины, война названа «народной» и «священной», песня призывала каждого к ответственности за судьбу страны).
Поэзия Великой Отечественной войны – поэзия мужества. Она с первых дней войны выразила всю гамму чувств, которые переживали люди, их мироощущение, боль, горе, тревогу, надежду в этот час испытаний. Она поддерживала, вдохновляла. И именно поэзия отражала необыкновенную душу нашего человека. Поэты прославляли ратные дела соотечественников, поднимали боевой дух солдат, звали на бой с фашистами. Невозможно перечесть все произведения о войне. Сегодня мы перелистаем лишь самую малость страниц поэзии страшного лихолетья, проникнемся теми чувствами, которые выразили мастера художественного слова. Слово предоставляем …(1.Рассадниковой)
С. Михалков.(сообщение + ст. «Десятилетний человек»)
(2.Сидлярова). С Маршак. Самуил Яковлевич Маршак (22.10.(03.11).1887, Воронеж - 04.07.1964, Москва), русский поэт, переводчик, драматург, литературный критик, редактор. В годы Великой Отечественной войны Маршак выступал с сатирическими текстами на газетных полосах, во фронтовых листовках и агитационных плакатах. В стихах Маршака военных и послевоенных лет усиливается лирическое начало, углубляется психологизм, появляется пейзаж – без утраты светлого, жизнерадостного, «детского» мироощущения. Стихи о войне составили целые сборники; «Почта военная», 1944; «Разноцветная книга», «Быль-небылица», оба 1947; «Круглый год», 1948; «Тихая сказка» 1956. Стих «Мальчик из села Поповка»
А.Т.Твардовский – участник двух войн – финской и Великой Отечественной. Ряд стихотворений посвящен теме неистребимой «жестокой» памяти о войне, о принесенных ей жертвах. Изображая войну, Твардовский расширяет поле своего поэтического кругозора. Он не останавливается на конкретных фактах бесчеловечности, жестокости войны. Поэт стремится к передаче собственных ощущений, тонких душевных переживаний, мысленных ассоциаций, которые вызывает в его душе окружающая действительность. Стих «Рассказ танкиста» (Игнатов, Гриненко)
(Бокова) Говорят, «у войны не женское лицо». Но война заставила надеть солдатские сапоги и стать на защиту своей Родины и девушек – поэтесс. Анна Андреевна Ахматова. Война застала ее в Ленинграде. По распоряжению властей ее эвакуировали из Ленинграда еще до первой блокадной зимы. Два с половиной года она проведёт в Ташкенте. В Ленинград она вернулась в 1944 году. В первые месяцы Великой Отечественной войны Ахматова пишет много стихов. Лирика Анны Ахматовой, чья жизнь была полна трагедий лихолетья, наглядно передает нам ощущение того времени. Лирическая героиня поэтессы - это и страстный патриот своей родины, и страдающая мать, и волевая женщина, сумевшая вынести на своих плечах невзгоды времени. В эти годы на всю страну прозвучало стихотворение А.А.Ахматовой «Мужество».
(Пустоварова) Мадонной блокадного Ленинграда назвали Ольгу Берггольц. В годы блокады 1941-1943 годов Ольга Берггольц находилась в осажденном фашистами Ленинграде. В ноябре 1941 ее с тяжело больным мужем должны были эвакуировать из Ленинграда, но Николай Степанович Молчанов умер и Ольга Федоровна осталась в городе. В блокаду Ольга Берггольц работала на ленинградском радио. Очень скоро ее тихий голос стал голосом самого города, а сама Ольга Федоровна из малоизвестного автора детских стихов и книжек превратилась в поэта, олицетворявшего стойкость ленинградцев. Позднее эти радиопередачи вошли в книгу Ольги Берггольц «Говорит Ленинград».
(Песковская) Юлия Владимировна Друнина - русская советская поэтесса. Она сказала о себе: "Я родом не из детства, из войны..." И это казалось правдой. Будто не было детства. Будто сразу - война, первое и самое яркое впечатление жизни. Вначале войны, по совету отца, она работала санитаркой в глазном госпитале в Москве. Набиралась опыта для будущей работы в военных госпиталях. Окончила курсы медсестер. Немцы рвались к столице - к концу лета Юле пришлось оставить госпиталь и идти рыть окопы. Получила ранение на фронте, после чего стала курсантом Школы младших авиаспециалистов (ШМАС), по окончании которой получила направление в штурмовой полк на Дальнем Востоке. Она знала о войне - все... А было ей тогда только девятнадцать. Была ранена, контужена… Госпиталь. Юлию комиссовали., признав «негодной к несению военной службы с переосвидетельствованием через шесть месяцев». Это свидетельство было выдано 21 ноября 1944 года. Как раз через шесть месяцев закончилась война. Стихотворение «Зинка» посвящено памяти однополчанки Зинаиды Самсоновой. Основной неразрешимый трагический вопрос произведения, которым мучается лирическая героиня, - как сообщить матери о гибели ее единственной дочери, как сказать ей, что теперь она обречена на одинокую старость, так как кроме Зинки у нее никого не было.
Какова основная идея стихотворения? (война приносит горе не только обществу в целом, она наполняет им жизнь каждого человека, несет с собой боль, страдание и смерть).
Видеоролик «Дорогая моя, на переднем у нас передышка»
Следующая страничка - «Полевая почта».
Что значит это выражение? (Полева́я по́чта - вид почтового обслуживания в войсковых частях в мирное время, организованного вместо почтовой связи через обычные государственные почтовые ведомства. Разновидностью полевой почты является вое́нно-полева́я по́чта - почтовая связь, устанавливаемая в действующей армии в условиях ведения боевых действий)
Письма с фронтов Великой Отечественной войны - документы огромной силы. В пропахших порохом строках - дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу… Их тоже кто – то доставлял. Это военные почтальоны.
Татьяна Черновская. (Божинская)
Стихи о почтальонке
Ей пятнадцати нет - девчонка.
Невысока и очень худа.
Письмоносица, почтальонка,
По прозванию Нюрка-беда.
В зной и в слякоть, в метель и стужу
С сумкой кожаной наперевес
Разнести Нюрке почту нужно
По пяти деревенькам окрест.
Дома двое младших братишек,
Мать болеет почти уж год.
Слава Богу, отец с фронта пишет –
Ждут и верят, что он придет.
Он придет, и все будет как прежде,
Как в далеком-далеком вчера.
Не лиши только, Боже, надежды…
И опять на работу пора.
Ребятишкам – картошка в печке,
Ей с утра – с сумкой наперевес.
А что впроголодь…Бегать легче
По пяти деревенькам окрест.
В деревнях – старики да дети,
Бабы - в поле, то сеют, то жнут.
Почтальонку вдали приметят
И с сердечной тревогой ждут.
Треугольник – живой! Удача!
Коли серый казенный конверт
Замолчат, закричат, заплачут…
И померкнет в глазах белый свет…
Защемит у девчонки сердчишко
От людского горя и бед…
Тяжела эта сумка слишком,
Если там от беды привет.
Вести черные – похоронки,
Горя горького череда.
Письмоносице, почтальонке
Без вины дали имя – Беда.
Малолетка еще, девчонка –
Только в косах полно седины.
Письмоносица, почтальонка,
Разносящая вести с войны.
Эдуард Асадов. « Письмо матери» (Галич)
Кадашников. «Летела с фронта похоронка» (Садыкова)
Думаю, комментарии к этим стихам излишни.
Следующая страничка поэтического дневника – «Война в стихах поэтов – земляков».
(Коломийцев) Иван Павлович Безуглов. Поэт с нелёгкой судьбой, с украденным войной детством писал разные стихи. Его творчество основано на размышлениях, сюжеты стихов многоплановы и оптимистичны. Цепкая память помогла Ивану Павловичу ничего не упустить из виду, найти во всём поэтическое и неординарное. Немалое место в творчестве Ивана Павловича Безуглова занимают слова благодарности родным, нашедшим своё счастье в степной глубинке, воспитавшим прекрасных детей, познавшим тяжесть крестьянского труда, перенёсшим годы Великой Отечественной войны. Отец поэта, Павел Иванович в начале Великой Отечественной войны был мобилизован на фронт. А в апреле 1943 года зловещая похоронка пришла в хутор, в которой сообщалось о геройской гибели отца большого семейства. Спустя годы, Иван Павлович в стихотворении-обращении к отцу попросит у него прощения, за то, что не суждено было сбыться мечтам отца: он не увидел взрослых детей, не долюбил, не испил чашу жизни сполна.
(«Прости, отец!», 2010 год. Из сборника «Позднее признание») (Даниленко) Сергей Поликарпович Гончаров – член Союза писателей Дона, победитель 5-го ежегодного регионального литературного конкурса имени В.В.Карпенко в номинации <<Поэзия 2006г.>>. Награжден грамотами. Вышло несколько сборников его стихов: « Река времени». « Весна на сердце» « С думой молодою...», «Вечер года». В творчестве Сергея Поликарповича есть тоже стихи о войне.
Учитель. Поэзия военных лет не знает старости. Это бессмертная песнь, воспетая героям войны, Дню Победы!!! Так хочется, чтобы звучала она в сердцах наших и наших потомков, никогда не забываясь. Она не может быть забыта, так как «предавать забвению добытое кровью» мы не имеем права.
Видеоролик «Ты же выжил, солдат»
Стихотворение «Пусть будет мир» (Троилина)
Большое спасибо, ребята.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

На рубеже ХIХ-ХХ вв. русская поэзия, как и западная, тоже переживает бурное развитие. В ней доминируют авангардистские и модернистские тенденции. Модернистский период развития русской поэзии конца XIX – начала XX вв. называют «серебряным веком», русским поэтическим ренессансом.

3 слайд

Описание слайда:

Идейной основой развития новой русской поэзии стал расцвет религиозно-философской мысли, который происходит в России на рубеже XIX-ХХ вв. Новая философия предстает как критическая реакция на позитивизм второй половины XIX в. с его рациональным отношением к жизни как к факту бытия исключительно материального. Новая русская философия, наоборот, была идеалистической, обращалась к иррациональным сторонам человеческого бытия и пыталась синтезировать опыт науки, философии и религии.

4 слайд

Описание слайда:

Русский символизм Понятие Символизм - литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Зародился в 60 – 70-е гг. XIX века во Франции В России получил распространение в 80 – 90-е гг. XIX века

5 слайд

Описание слайда:

Предпосылки Философия Ницше, В.Соловьёва Модернизм в европейском искусстве Возрождение старых художественных систем (античность, средневековье)

6 слайд

Описание слайда:

Философия и эстетика символизма складывались под влиянием различных теорий – от взглядов Платона до Ф. Ницше и В.Соловьёва Платон Ф. Ницше В. Соловьёв

7 слайд

Описание слайда:

Истоки символизма Многие художественные открытия и философские идеи символизма были предсказаны выдающимся философом, поэтом, переводчиком В. Соловьёвым (1853 – 1900). Он верил в спасительную миссию Красоты; посредником в достижении «всеединства» призвано было стать искусство; облик «всеединства» - мистический образ Души Мира; Вечная Женственность – объект платонического культа и любования. В. Соловьёв (1853 – 1900)

8 слайд

Описание слайда:

Кризис веры в рациональное устройство мира. Новая картина мира (опыты по расщеплению ядра, возникновение теории относительности, развитие психоанализа) не вооружила, а разоружила человека, резко усилив в его представлении долю нерациональных факторов, правящих миром и лежащих в основе существующего. Привычные опыты «выстроенных рассказов» стали казаться верхним слоем, маскирующим действительность вместо того, чтобы обнажать ее. Точно прорисованные персонажи в традиции старого романа были уже не способны вобрать в себя реальность. Психологический элемент, подобно живописному, незаметно освобождался от предмета, с которым был нераздельно слит, и стремился в искусстве модернизма к самодостаточности, к тому, чтобы обойтись, насколько это возможно, без опоры на внешнюю предметность. Художественная практика модернизма породила идеи о «необязательности пребывания искусства в рабстве у действительности». Новая позиция художника была порождена потребностью не мистифицировать публику, а найти замену набившим оскомину приемам искусства, не адекватным духу времени и новому чувству жизни. Доминантой нового искусства стало выступать нечто расплывчатое и неуловимое. Это уже не очерченные персонажи, а некие иллюзии.

9 слайд

Описание слайда:

Теоретическое самоопределение 1892 год – лекция Д. Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» 1894 год – три сборника «Русские символисты», ведущим автором которых был В. Брюсов.

10 слайд

Описание слайда:

Восприятие действительности как данности, раз и навсегда устоявшейся; склонность к сложному формальному эксперименту; внимание не столько к противоречивости общества, сколько отражению этих противоречий в сознании человека; представление о том, что судьбу человека формируют непреодолимые обстоятельства.

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Отображение жизни каждой души - полной переживаний, неясных, смутных настроений, тонких чувств, мимолётных впечатлений. Новаторство поэтического стиха, новые, яркие и выразительные образы. Попытки добиться оригинальной формы, уход в бессмысленной игру слов и звуков. Символизм различает два мира: мир вещей и мир идей. Символ становится неким условным знаком, соединяющим эти миры в смысле, им порождаемом. В любом символе есть две стороны - означаемое и означающее. Вторая эта сторона повернута к ирреальному миру. Искусство - ключ к тайне.

13 слайд

Описание слайда:

Крайний индивидуализм (повышенный интерес к проблеме личности); Противопоставление социального и индивидуального; Утверждение равнозначности реального и идеального; Культ таинственного; представление о непознаваемости мира; Утверждение интуитивности постижения мира через мистические прозрения, откровения; Поэтика условностей и иносказаний; Выделение в слове иррационального6 звучание, ритм должны заменить значение.

14 слайд

Описание слайда:

Шарль Бодлер Поль Верлен Артюр Рембо Символизм (от франц. simbolism, от греч. simbolon - знак, символ) - художественное направление, появившееся во Франции в конце 60 - начале 70-х гг. 19 в. (первоначально в литературе, а затем и в других видах искусства – изобразительном, музыкальном, театральном) и вскоре включившее в себя иные явления культуры - философию, религию, мифологию. Излюбленными темами, к которым обращались символисты, являлись смерть, любовь, страдание, ожидание каких-либо событий. Среди сюжетов преобладали сцены евангельской истории, полумифические-полуисторические события средневековья, античная мифология.

15 слайд

Описание слайда:

Искусство поэзии О музыке на первом месте! Предпочитай размер такой, Что зыбок, растворим и вместе Не давит строгой полнотой. Ценя слова как можно строже, Люби в них странные черты. Ах, песни пьяной что дороже, Где точность с зыбкостью слиты! То - взор прекрасный за вуалью, То - в полдень задрожавший свет, То - осенью, над синей далью, Вечерний, ясный блеск планет. Одни оттенки нас пленяют, Не краски: цвет их слишком строг! Ах, лишь оттенки сочетают Мечту с мечтой и с флейтой рог. Страшись насмешек, смертных фурий, И слишком остроумных слов (От них слеза в глазах Лазури!), И всех приправ плохих столов! Риторике сломай ты шею! Не очень рифмой дорожи. Коль не присматривать за нею, Куда она ведет, скажи! О, кто расскажет рифмы лживость? Кто, пьяный негр, иль кто, глухой, Нам дал грошовую красивость Игрушки хриплой и пустой! О музыке всегда и снова! Стихи крылатые твои Пусть ищут, за чертой земного, Иных небес, иной любви! Пусть в час, когда всё небо хмуро, Твой стих несётся вдоль полян, И мятою и тмином пьян... Всё прочее - литература! П.Верлен в известном стихотворении Искусство поэзии определил приверженность музыкальности как основную примету подлинного поэтического творчества: «Музыкальность – прежде всего». В представлении Верлена, поэзия, как и музыка, стремится к невербальному воспроизведению реальности. Так в 1870-е годы Верлен создал цикл стихотворений под названием «Песни без слов». Подобно музыканту, поэт-символист устремляется навстречу стихийному потоку запредельного, энергии звучаний. Поэзия Верлена поражала своей музыкальностью, трудноуловимыми переживаниями. Вслед за Верленом идея музыки использовалась многими символистами для обозначения творческой тайны.

16 слайд

Описание слайда:

В поэзии гениального юноши А.Рембо, впервые употребившего верлибр (свободный стих), воплощалась взятая символистами на вооружение идея отказа от «красноречия», нахождения точки скрещения между поэзией и прозой. Вторгаясь в любые, самые непоэтические сферы жизни, Рембо достигал эффекта «естественной сверхъестественности» в изображении реальности. Молоденький солдат, с открытым ртом, без кепи, Всей головой ушел в зеленый звон весны. Он крепко спит. Над ним белеет тучка в небе. Как дождь струится свет. Черты его бледны. Озябший, крохотный,- как будто бы спросонок Чуть улыбается хворающий ребенок. Природа, приголубь солдата, не буди! Не слышит запахов и глаз не поднимает. И в локте согнутой рукою зажимает Две красные дыры меж ребер на груди

17 слайд

Описание слайда:

Предтеча символизма во Франции – Ш.Бодлер, выпустивший в 1857 книгу Цветы зла. В поисках путей к «несказанному» многими символистами была подхвачена мысль Бодлера о «соответствиях» между цветами, запахами и звуками. Близость различных переживаний должна, по мнению символистов, выразиться в символе. Девизом символистских исканий стал сонет Бодлера Соответствия со знаменитой фразой: Перекликаются звук, запах, форма, цвет. Теория Бодлера была позже проиллюстрирована сонетом А.Рембо Гласные: «А» черный, белый «Е», «И» красный, «У» зеленый, «О» голубой – цвета причудливой загадки… Поиск соответствий – в основе символистского принципа синтеза, объединения искусств. Мотивы взаимопроникновения любви и смерти, гениальности и болезни, трагического разрыва между внешностью и сущностью, содержавшиеся в книге Бодлера, стали доминирующими в поэзии символистов.

18 слайд

Описание слайда:

Основное свойство – освоение «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия. В основе эстетики – символ (он должен заменить конкретный образ). Считалось, сто символ связывает земное с миром иным, духовным. Главным в художественном творчестве полагалось индивидуальное.

19 слайд

Описание слайда:

Повышенное внимание к проблеме личности и истории, к внутреннему миру личности; героико-трагическое переживание социальных и духовных конфликтов рубежа веков; сочетание противоречивых тенденций; многочисленные открытия в поэтике (обновление жанров лирики, новые принципы циклизации, смысловая полифония); идея самоценности искусства.

20 слайд

Описание слайда:

21 слайд

Описание слайда:

22 слайд

Описание слайда:

23 слайд

Описание слайда:

Старшие символисты Понимали символизм как литературную школу Старшие символисты петербургского крыла считали важными религиозно-философские поиски. В своей поэзии развивали мотивы одиночества, безысходности, роковой раздвоенности человека и иррациональных предчувствий. НАДПИСЬ НА КНИГЕ Мне мило отвлеченное: Им жизнь я создаю… Я все уединенное, Неявное люблю. Я - раб моих таинственных, Необычайных снов… Но для речей единственных Не знаю здешних слов… З.Гиппиус 1896

24 слайд

Описание слайда:

Старшие символисты московского крыла проповедовали «искусство для искусства». Большое внимание уделялось формальному экспериментированию, совершенствованию технических приёмов стихосложения. ТВОРЧЕСТВО Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На эмалевой стене. Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине. И прозрачные киоски, В звонко-звучной тишине, Вырастают, словно блестки, При лазоревой луне. Всходит месяц обнаженный При лазоревой луне... Звуки реют полусонно, Звуки ластятся ко мне. Тайны созданных созданий С лаской ластятся ко мне, И трепещет тень латаний На эмалевой стене. В.Брюсов 1 марта1895

25 слайд

Описание слайда:

Младосимволисты 1900 гг. – рубеж веков В.Иванов А. Белый А. Блок И. Анненский «Апокалиптические» настроения парадоксально сочетаются с верой в приход «царства Софии» - эпохи вечной мудрости

26 слайд

Описание слайда:

27 слайд

Описание слайда:

Младосимволисты Целостное мировоззрение, форма жизненного поведения, способ творческой перестройки жизни Значение имеет лишь то, что находится по ту сторону жизни. Реальный мир второстепенен, но несёт в себе отпечатки вечных идей, вечных сущностей. Творчество и жизнь понимали как элемент грандиозного художественного произведения, космического процесса.

28 слайд

Описание слайда:

Александр Александрович Блок (1880-1921 гг.) Наиболее ярко выразил идеи «младосимволистов»

29 слайд

Описание слайда:

Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев) (1880-1934гг.) Теоретик «младосимволистов». Организует литературный кружок «Аргонавты». В статье «О религиозных переживаниях» (1903г.) утверждал «взаимное соприкосновение искусства и религии», стремление «приблизиться к Мировой Душе»

30 слайд

Описание слайда:

Значение Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символисты придали слову невиданную ранее многозначность, открыли в нём множество дополнительных оттенков и смыслов. Поэзия символизма необычайно музыкальна, богата ассонансами и аллитерациями. Но главное, символизм пытался создать новую философию культуры, выработать новое мировоззрение, сделать искусство более личностным, наполнить его новым содержанием – сделать искусство объединяющим людей началом.

31 слайд

Описание слайда:

Акмеизм Акмеизм (от греч. akme – высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё) – одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма. Акмеисты объединились в группу "Цех поэтов", в 1912-1913 гг. издавали журнал "Гиперборей».

32 слайд

Описание слайда:

Главные идеи акмеизма были изложены в программных статьях Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» и С. Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии», опубликованных в 1913 году в №1 журнала «Аполлон» (литературном органе группы в период ее расцвета), издававшемся под редакцией С. Маковского.

33 слайд

Описание слайда:

Основные принципы акмеизма: освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности; отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности; стремление придать слову определённое, точное значение; предметность и чёткость образов, отточенность деталей; обращение к человеку, к "подлинности" его чувств; поэтизация мира, первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала; перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».

34 слайд

Описание слайда:

Сергей Городецкий Налегла и дышать не даёт Эта злобная, тёмная ночь. Мне её ни с земли, ни с высот Не согнать, не стащить, не сволочь. Есть для глаз пара медных грошей, Лихо пляшет по телу озноб. Мчится в крыльях летучих мышей Мимо окон измёрзнувший гроб. Золотой чешуёю звеня И шипя издыхающим ртом, Гаснет в мокрой печи головня, Холод барином входит в мой дом. Не стянуть отсыревших сапог И пальтишком костей не согреть. Но весны нарастающий рог Мне трубит, что нельзя умереть. 1919

35 слайд

Описание слайда:

Николай Гумилёв Сонет Я, верно, болен: на сердце туман, Мне скучно всё – и люди, и рассказы, Мне снятся королевские алмазы И весь в крови широкий ятаган. Мне чудится (и это не обман), Мой предок был татарин косоглазый, Свирепый гунн... Я веяньем заразы, Через века дошедшей, обуян. Молчу, томлюсь, и отступают стены: Вот океан, весь в клочьях белой пены. Закатным солнцем залитый гранит И город с голубыми куполами. С цветущими жасминными садами, Мы дрались там... Ах, да! Я был убит. 1912

36 слайд

Описание слайда:

Владимир Нарбут Встреча Тебя забыл я... И какою Ты предо мной тогда прошла, Когда к вечернему покою Сходила мгла на купола?.. В равнинном устье бесконечно Текли позорные года. Я думал: уж тебя, конечно, Не повстречаю – никогда... Но как обманут был нежданно: Стекло зеркал ночных следя, Заметил профиль сребротканый И лилию – хрустальней льда! И вот – ты предо мной в тумане Стоишь такой, как в первый раз: Со взором, никнущим в обмане Янтарно-чёрных скорбных глаз...

37 слайд

Описание слайда:

Анна Ахматова Сжала руки под тёмной вуалью... "Отчего ты сегодня бледна?" – Оттого, что я терпкой печалью Напоила его допьяна. Как забуду? Он вышел, шатаясь, Искривился мучительно рот... Я сбежала, перил не касаясь, Я бежала за ним до ворот. Задыхаясь, я крикнула: "Шутка Всё, что было. Уйдёшь, я умру". Улыбнулся спокойно и жутко И сказал мне: "Не стой на ветру". 8 января 1911 (сборник "Вечер")

38 слайд

Описание слайда:

Осип Мандельштам На бледно-голубой эмали, Какая мыслима в апреле, Берёзы ветви поднимали И незаметно вечерели. Узор отточенный и мелкий, Застыла тоненькая сетка, Как на фарфоровой тарелке Рисунок, вычерченный метко, – Когда его художник милый Выводит на стеклянной тверди, В сознании минутной силы, В забвении печальной смерти. 1909

39 слайд

Описание слайда:

Футуризм Футуризм (от лат. futurum – будущее) – общее название художественных авангардистских движений в России (кубофутуризм, эгофутуризм, "Мезонин поэзии", "Центрифуга") 1910-х – начала 1920-х гг. ХХ века.

40 слайд

Описание слайда:

Основные признаки футуризма: бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы; отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее; бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат; поиски раскрепощённого "самовитого" слова, эксперименты по созданию "заумного" языка; культ техники, индустриальных городов; пафос эпатажа.

41 слайд

Описание слайда:

Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом ХХ века. Для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение к слабому; утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением. В этом плане футуризм по своей идеологии был очень близок как правым, так и левым радикалам: анархистам, фашистам, коммунистам, ориентированным на революционное ниспровержение прошлого.

42 слайд

Описание слайда:

Вот один из пунктов программы Маринетти: "Человек, совершенно испорченный библиотекой и музеем <...> не представляет больше абсолютно никакого интереса... Нас интересует твёрдость стальной пластинки сама по себе, то есть непонятный и нечеловеческий союз её молекул и электронов... Теплота куска железа или дерева отныне более волнует нас, чем улыбка или слеза женщины".

43 слайд

Описание слайда:

Русские авангардисты начала века вошли в историю культуры как новаторы, совершившие переворот в мировом искусстве – как в поэзии, так и в других областях творчества. Кроме того, многие прославились как великие скандалисты. В своей основе русский футуризм был всё же течением преимущественно поэтическим: в манифестах футуристов речь шла о реформе слова, поэзии, культуры. А в самом бунтарстве, эпатировании публики, в скандальных выкриках футуристов было больше эстетических эмоций, чем революционных.

44 слайд

Описание слайда:

Поэзия русского футуризма была теснейшим образом связана с авангардизмом в живописи. Не случайно многие поэты-футуристы были неплохими художниками – В.Хлебников, В.Каменский, Елена Гуро, В.Маяковский, А.Кручёных, братья Бурлюки. В то же время многие художники-авангардисты писали стихи и прозу, участвовали в футуристических изданиях не только в качестве оформителей, но и как литераторы. Живопись во многом обогатила футуризм. К.Малевич, П.Филонов, Н.Гончарова, М.Ларионов почти создали то, к чему стремились футуристы.

45 слайд

Описание слайда:

Кубофутуризм Направление в искусстве 1910-х гг., наиболее характерное для русского художественного авангарда тех лет, стремившееся соединить принципы кубизма (разложение предмета на составляющие структуры) и футуризма (развитие предмета в "четвёртом измерении", т.е. во времени).

46 слайд

Описание слайда:

"Гилея"* – первая футуристическая группа. Они называли себя также "кубофутуристы" или "будетляне" (это название предложил В.Хлебников). Годом её основания принято считать 1908-й, хотя основной состав сложился в 1909 - 1910 гг. В начале 1910 года в Петербурге "Гилея" заявила о своём существовании в составе Д. и Н.Бурлюков, В.Хлебникова, В.Маяковского, В.Каменского, Е.Гуро, А.Кручёных и Б.Лившица.

47 слайд

Описание слайда:

Первым совместным выступлением кубофутуристов в печати стал поэтический сборник "Садок судей". Идея исчерпанности культурной традиции прежних веков была исходным пунктом эстетической платформы кубофутуристов. Программным стал их манифест, носивший намеренно скандальное название "Пощёчина общественному вкусу". В нём декларировался отказ от искусства прошлого, звучали призывы "сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с парохода современности".

48 слайд

Описание слайда:

Один из основоположников течения, В.Хлебников активно занимался революционными преобразованиями в области русского языка. Он писал: "Найти, не разрывая круга корней, волшебный камень превращенья всех славянских слов одно в другое, свободно плавить славянские слова – вот моё первое отношение к слову".

49 слайд

Описание слайда:

Особое значение они придавали словотворчеству, "самовитому слову". В программной статье "Слово как таковое" были приведены заумные строки:

50 слайд

Описание слайда:

Давид Бурлюк Лето Ленивой лани ласки лепестков Любви лучей лука Листок летит лиловый лягунов Лазурь легка Ломаются летуньи листокрылы Лепечут ЛОПАРИ ЛАЗОРЕВЫЕ ЛУН Лилейные лукавствуют леилы Лепотствует ленивый лгун Ливан лысейший летний ларь ломая Литавры лозами лить лапы левизну Лог лексикон лак люди лая Любовь лавины = латы льну. 1911

51 слайд

Описание слайда:

Велимир Хлебников Заклятие смехом О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно, О, засмейтесь усмеяльно! О, рассмешищ надсмеяльных – смех усмейных смехачей! О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей! Смейево, смейево, Усмей, осмей, смешики, смешики, Смеюнчики, смеюнчики, О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! 1908 -1909

52 слайд

Описание слайда:

Эгофутуризм Эгофутуризм"(в переводе с латыни "Я – будущее") был другой разновидностью русского футуризма, но кроме созвучия названий имел с ним очень мало общего. История эгофутуризма как организованного направления была слишком коротка (с 1911 до начала 1914 г.).

53 слайд

Описание слайда:

В отличие от кубофутуристов, имевших чёткие цели (атака на позиции символизма) и стремившихся обосновать их в своих манифестах, Северянин не имел конкретной творческой программы либо не желал её обнародовать. Он сам позднее вспоминал: "В отличие от школы Маринетти, я прибавил к этому слову [футуризм] приставку "эго" и в скобках "вселенский"... Лозунгами моего эгофутуризма были: 1. Душа – единственная истина. 2. Самоутверждение личности. 3. Поиски нового без отвергания старого. 4. Осмысленные неологизмы. 5. Смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы. 6. Борьба со "стереотипами" и "заставками". 7. Разнообразие метров".

54 слайд

Описание слайда:

Северянин остался единственным из эгофутуристов, вошедшим в историю русской поэзии. Его стихи отличались безусловной напевностью, звучностью и лёгкостью. Рифмы его были необычайно свежи, смелы и удивительно гармоничны: "в вечернем воздухе – в нём нежных роз духи!", "по волнам озера – как жизнь без роз сера" и т.д.

55 слайд

Описание слайда:

Имажинизм Имажинизм (от фр. и англ. image – образ) – литературно- художественное течение, возникшее в России в первые послереволюционные годы на основе литературной практики футуризма.

56 слайд

Описание слайда:

Основные признаки имажинизма: главенство "образа как такового"; образ – максимально общая категория, подменяющая собой оценочное понятие художественности; поэтическое творчество есть процесс развития языка через метафору; эпитет есть сумма метафор, сравнений и противостояний какого-либо предмета; поэтическое содержание есть эволюция образа и эпитета как самого примитивного образа; текст, имеющий определённое связное содержание, не может быть отнесён к области поэзии, так как выполняет скорее идеологическую функцию; стихотворение же должно представлять собой "каталог образов", одинаково читаться с начала и с конца.

57 слайд

Описание слайда:

Одним из организаторов и признанным идейным лидером имажинистов в России был В.Шершеневич. Известный как теоретик и пропагандист имажинизма, яростный критик и ниспровергатель футуризма, начинал он именно как футурист. В состав объединения входили поэты довольно разные и непохожие.

58 слайд

Описание слайда:

В разное время в распоряжении имажинистов имелось несколько издательств: "Имажинисты", "Чихи-пихи" и "Сандро", известное литературное кафе "Стойло Пегаса" (закрылось в 1922 г.), а также журнал "Гостиница для путешествующих в прекрасном" (всего за время его существования, 1922 - 1924 гг., вышло 4 номера). За 5 лет активной деятельности имажинисты смогли завоевать громкую, хотя и скандальную славу.

59 слайд

Описание слайда:

Творческие разногласия имажинистов привели к делению на правое (Есенин, Ивнев, Кусиков, Грузинов, Ройзман) и левое крыло (Шершеневич, Мариенгоф, Н.Эрдман) с противоположными взглядами на задачи поэзии, её содержательную сторону, форму, образ. В 1924 году С.Есенин опубликовал в газете ("Правда", 31 августа) письмо, в котором объявил о своём выходе из группы имажинистов. С уходом Есенина закончил своё существование официальный орган имажинистов "Гостиница для путешествующих в прекрасном".

60 слайд

Описание слайда:

Вадим Шершеневич (1893 – 1942) Для творчества Шершеневича характерно нагнетание городских метафор, тематика трагической чувственной любви, эпатаж, основанный, как и у ранних футуристов, на эстетизации безобразного и богоборческих мотивах, бурлескные образы (интерес к клоунаде, «гаерству» устойчив для его биографии), сознательно экспериментальная «брюсовская» разработка приёмов (подчёркнутая названиями стихотворений из книги «Лошадь как лошадь» вроде «Принцип звука минус образ» или «Параллелизм тем»), принципиально декларируемый аполитизм искусства (в 1919 арестовывался за контакты с партией анархистов).

61 слайд

Описание слайда:

Разрабатывал акцентный стих параллельно с Маяковским. Автор теоретической работы об имажинизме «2х2=5» (1920) и сборника эссе о творчестве товарищей по группе «Кому я жму руку» (1921).

62 слайд

Описание слайда:

Тост всемыкакбудтонароликах сВалитьсялегконосейчас мчАтьсяивеселОисколько дамЛорнируютоТменнонас нашгЕрБукрашенликёрами имыдеРзкиедушАсьшипром ищемЮгИюлявоВсёмформу мчаСилоЮоткрыТоклиппер знОйнознаемчтОвсеюноши иВсепочтиговоРюбезусые УтверждаяэточАшкупунша пьёмсрадостьюзабрюсова

63 слайд

Описание слайда:

Анатолий Мариенгоф Пятнышко, как от раздавленной клюквы, Тише. Не хлопайте дверью. Человек... Простенькие четыре буквы: – умер. 1918 Памяти отца Острым холодным прорежу килем Тяжёлую волну солёных дней – Всё равно, друзья ли, враги ли Лягут вспухшими трупами на жёлтом дне.Я не оплачу слезой полынной Пулями зацелованного отца – Пусть ржавая кровью вода хлынет И в ней годовалый брат захлебнётся.И даже стихов серебряную чешую Я окрашу в багряный цвет, – А когда все зарыдают, спокойно на пробор расчешу Холёные волосы на своей всезнающей голове. 1919

64 слайд

Описание слайда:

65 слайд

Описание слайда:

66 слайд

Описание слайда:

67 слайд

Описание слайда:

Ничевоки Одно из четырёх самых значительных последних модернистских объединений 20-х годов – ничевоки. Эта литературная группа числилась одной из самых скандальных, превзойдя в этом плане даже имажинистов и ранних кубофутуристов. Она сложилась в Москве в начале 1920 года и окончательно оформилась в августе того же года при Союзе поэтов в Ростове-на-Дону. Членами группы ничевоков были Рюрик Рок (Р.Ю.Геринг), Сергей Садиков, Борис Земенков, Аэций Ранов, Лазарь Сухаребский Елена Николаева, Денис Уманский, Сусанна Мар (Чалхушьян) Конст. Эрберг.

68 слайд

Описание слайда:

Оценивая состояние литературы, ничевоки признавали жизненным направлением творчества лишь имажинизм; о себе в первом декрете они заявили: "... 4. Фокус современного кризиса явлений мира и мироощущений Ничевоком прояснён: кризис – в нас, в духе нашем. В поэтпроизведениях кризис этот разрешается истончением образа, метра, ритма, инструментовки, концовки. Истончение сведёт искусство на нет, уничтожит его: приведёт к ничего и в Ничего. Отсюда: 5. В поэзии ничего нет; только – Ничевоки. 6. Жизнь идёт к осуществлению наших лозунгов: Ничего не пишите! Ничего не читайте! Ничего не говорите! Ничего не печатайте!" – и указывали на своё кровное родство с дадаистами.

69 слайд

Описание слайда:

Дадаизм (фр. dadaisme от dada – бессвязный детский лепет) – авангардистское направление в западноевропейском, преимущественно французском и немецком искусстве, выражающееся в иррационализме, нигилистическом антиэстетизме, художественном эпатаже. Поскольку дадаистское движение родилось во время Первой мировой войны (Швейцария, 1916 г.), то главная его идея состояла в том, чтобы на абсурд войны ответить таким же абсурдом искусства.

70 слайд

Описание слайда:

В 1921 году вышла московская Декларация ничевоков. Они провозгласили "отделение искусства от государства", а своё творческое бюро выдвигали в качестве аппарата по руководству искусством. Ничевоки известны своими постоянными нападками на Маяковского, они подвергли его заочному суду своего "ревтрибунала" и запретили писать. Это "Постановление ревтрибунала Ничевоков" было напечатано в бесплатном приложении ко 2-му изданию "Собачьего ящика".

71 слайд

Описание слайда:

В поэзии ничевоки не оставили заметного следа, ибо даже самые способные из них (С.Мар, К.Эрберг, Р.Рок) благодаря занятой ими позиции занимались подражательством имажинизму. Остались в литературе лишь имена Бориса Земенкова, ставшего позднее известным москвоведом, и Сусанны Мар, создавшей большое количество поэтических переводов с английского, польского и других языков.

72 слайд

Описание слайда:

Конст.Эрберг – псевдоним Костантина Александровича Сюнненберга, поэта, философа, теоретика искусства, известного своими работами по теории творчества ("Цель творчества", 1913). Искры Гудит огонь, шипят дрова, И вьются искры в дымке, И непонятные слова Вновь шепчут невидимки. – Хоть чёрен дым, хоть душен дым, Мы в дымных вихрях всё ж летим, Летим, летим к планетам. Мы так бледны, едва видны, Мы здесь на смерть обречены, Но там - мы будем светом! Погас огонь. Конец мечте. Лёг траур сажи тонкой. Кто это плачет в темноте? Кто двигает заслонкой?

73 слайд

Описание слайда:

СУСАННА МАР (1890 – 1965) Поэтесса и переводчица Сусанна Георгиевна Чалхушьян, писавшая под псевдонимом Сусанна Мар, была легендарной "ничевочкой", женой лидера группы, Рюрика Рока, и подругой Мариенгофа (единственный сборник её стихов "Абен" (1922) является аббревиатурой инициалов Мариенгофа). Мечтавшая стать "имажинистической Анной Ахматовой" (по выражению Шершневича), Сусанна Мар упорно придерживалась в своих стихах принципов поэтики имажинизма. В дальнейшем она много работала в области поэтического перевода, где добилась определённых успехов. Доброй нянькой баюкает маятник Времени вкрадчивый бег; Расплескала ковшом из памяти Последнюю ночь о тебе. И уже не видеть, не слышать Белых рук и серебряных строк, Только рифмы взовьются выше, Словно птицы за душный порог. За любовь, за ласки, за улыбки В переплёте радостном греха, Расплачусь за все мои ошибки Звонкою монетою стиха. Август 1920

74 слайд

Описание слайда:

Рюрик Рок (псевдоним Рюрика Юрьевича Геринга) – лидер литературной группы "Ничевоки", был одной из самых ярких и заметных фигур этого движения. В 1919 году вместе с С.Есениным, Ю.Балтрушайтисом, А.Белым, П.Коганом, А.Кусиковым, В.Шершеневичем и другими был избран в состав Президиума Всероссийского союза поэтов. В 1921 году эмигрировал в Западную Европу и со второй половины 1920-х годов жил в Германии. Чтенье 1-е 1. Не дрогнет бровь и губы стынут строго. Круги черчу. И всё ясней в пространствах крышка гроба большою птицей реет чуть. 2. Я ныне, в царствие антихристово, в годы собачьей любви нег вперяю слова на ветра волчий вой, к Матери Божьей взываю Машине. 3. И к Тебе, и к Тебе, Трояново отродье, с гирями маковых кос, к Тебе, поправшей, как окурки, годы с лаптей сдунувшей их навоз; к тебе, не знающей бр. Альшванг скрижалей, ни очереди у Вандрага: гудками бури явись из дали, явись, о явись, Кассандра. В музыканье аэроплана, в тяжкой походке орудий, в смерти лейтенанта Глана, в женской щекатуренной груди, и в минаретах слов поэта чую, Кассандра, чую Тебя: руки переломленные заката твой рдяный стяг...

75 слайд

Описание слайда:

"Центрифуга" Одно из поэтических течений Серебряного века – московская футуристическая группа "Центрифуга", образовавшаяся в январе 1914 года из левого крыла поэтов, ранее связанных с издательством "Лирика". Основные участники будущей группы – С.Бобров, Б.Пастернак и Н.Асеев – были знакомы задолго до её основания. Сергей Бобров – поэт, живописец и литературовед, в то время являлся среди них, пожалуй, самой значительной фигурой. Большой резонанс вызвал его реферат "Русский пуризм", в котором проповедовались идеи пуризма* как ответ на усложнённость общественной жизни. "Сейчас основы русского пуризма, – говорил Бобров, – в русском архаизме: древних иконах, лубках, вышивках, каменных бабах, барельефах, вроде печатей, просфор и пряников, где всё так просто и характерно, полно огромной живописной ценности".

76 слайд

Описание слайда:

Основной особенностью в теории и художественной практике участников "Центрифуги" было то, что при построении лирического произведения центр внимания со слова как такового перемещался на интонационно-ритмические и синтаксические структуры. В их творчестве органично соединялось футуристическое экспериментаторство и опора на традиции.

77 слайд

Описание слайда:

Николай Асеев Фантасмагория Н.С.Гончаровой Летаргией бульварного вальса усыплённые лица подёрнув, в электрическом небе качался повернувшийся солнечный жёрнов; покивали, грустя, манекены головами на тайные стражи; опрокинулись тучами стены, звёзды стали, стеная, в витражи; над тоскующей каменной плотью, простремглавив земное круженье, магистралью на бесповоротье облаками гремело забвенье; под бичами качающей стужи коченел бледный знак Фаренгейта, и безумную песенку ту же выводила полночная флейта. 1913

78 слайд

Описание слайда:

Борис Пастернак Импровизация Я клавишей стаю кормил с руки Под хлопанье крыльев, плеск и клёкот. Я вытянул руки, я встал на носки, Рукав завернулся, ночь тёрлась о локоть. И было темно. И это был пруд. И волны. – И птиц из породы люблю вас, Казалось, скорей умертвят, чем умрут Крикливые, чёрные, крепкие клювы. И это был пруд. И было темно. Пылали кубышки с полуночным дёгтем. И было волною обглодано дно У лодки. И грызлися птицы у локтя. И ночь полоскалась в гортанях запруд. Казалось, покамест птенец не накормлен, И самки скорей умертвят, чем умрут, Рулады в крикливом, искривленном горле

79 слайд

Описание слайда:

"Мезонин поэзии" Ещё одна из разновидностей русского футуризма – поэтическое объединение "Мезонин поэзии", созданное в 1913 году московскими эгофутуристами. В него входили В.Шершеневич, Р.Ивнев (М.Ковалёв), Л.Зак (псевдонимы – Хрисанф и М.Россиянский), С.Третьяков, К.Большаков, Б.Лавренёв и целый ряд других молодых поэтов.

80 слайд

Описание слайда:

Эта группа пыталась повторить успех "Гилеи" и противопоставить себя ей в литературе. Но в "Мезонине поэзии" не было таких крупных поэтических величин, сопоставимых с Маяковским или Хлебниковым, поэтому его участникам было довольно сложно выработать какую-то самостоятельную теоретическую базу своей группы. Они всячески подчёркивали родство с петербургскими эгофутуристами, часто публиковались в их изданиях, но занимали при этом достаточно неопределённую позицию.

81 слайд

Описание слайда:

Рюрик Ивнев Я надену колпак дурацкий И пойду колесить по Руси, Вдыхая запах кабацкий... Будет в поле дождь моросить. Будут ночи сырые, как баржи, Затерявшиеся в реке. Так идти бы всё дальше. Даже Забыть про хлеб в узелке. Не услышу я хохот звонкий. Ах! Как сладок шум веток и трав, Будут выть голодные волки, Всю добычу свою сожрав. И корявой и страшной дорогой Буду дальше идти и идти... Много радостей сладких, много Можно в горьком блужданье найти. 1914

82 слайд

Описание слайда:

Сергей Третьяков Лифт Вы в темноте читаете, как кошка, Мельчайший шрифт. Отвесна наша общая дорожка, Певун-лифт. Нас двое здесь в чуланчике подвижном. Сыграем флирт! Не бойтесь взглядом обиженным Венка из мирт. Ведь, знаете, в любовь играют дети! Ах, боже мой! Совсем забыл, что Ваш этаж – третий, А мой – восьмой. 1913

83 слайд

Описание слайда:

Константин Большаков Осененочь Ветер, небо опрокинуть тужась, Исслюнявил мокрым поцелуем стёкла. Плащ дождя срывая, синий ужас Рвёт слепительно фонарь поблеклый. Телеграфных проволок все скрипки Об луну разбили пальцы ночи. Фонари, на лифте роковой ошибки Поднимая урну улицы, хохочут. Медным шагом через колокольни, Тяжеля, пяты ступили годы, Где, усталой дробью дань трамвай-невольник Отбивая, вялые секунды отдал. 1914

84 слайд

Описание слайда:

"Лирический круг" В 1920-х годах в России начала формироваться новая пролетарская культура, которой классово чуждые – пусть даже талантливые – поэты, писатели, драматурги были не нужны. В этой ситуации группа писателей и поэтов создала объединение "Лирический круг", дабы противостоять попыткам уничтожения старой культуры.

85 слайд

Русский
символизм

Цели:

познакомить обучающихся с
философско-эстетическими
предпосылками возникновения
символизма;
раскрыть историю происхождения
понятия «символизм», его содержание,
основные группы;
показать значение символизма для
развития русской литературы XX века.

Символизм (от греч.symbolon- «знак, примета»)

А.Блок:
« Испепеляющие
годы! Безумья ль
в вас, надежды ль
есть?»
В.Брюсов:
« Создание
искусства –
приотворённые
двери в вечность»
Ф.Сологуб: «Символ –
окно в бесконечность»

Русский символизм Понятие

Символизм - литературно-художественное
направление, считавшее целью искусства
интуитивное постижение мирового
единства через символы.
Зародился в 60
– 70-е гг. XIX
века во
Франции
В России получил
распространение в
80 – 90-е гг. XIX
века

Философия и эстетика символизма складывались под влиянием различных теорий – от взглядов Платона до Ф. Ницше и В.Соловьёва

Платон
Ф. Ницше
В. Соловьёв

Истоки символизма

Жан
Мореас
Термин «символизм» в искусстве
впервые был введён в обращение
французским поэтом
Жаном Мореасом в одноимённом
манифесте - «Le
Symbolisme», опубликованном
18 сентября 1886 года в газете «
Le Figaro». В частности, манифест
провозглашал:
«Символическая поэзия - враг
поучений, риторики, ложной
чувствительности и объективных
описаний; она стремится облечь Идею
в чувственно постижимую форму,
однако эта форма - не самоцель, она
служит выражению Идеи, не выходя
из-под её власти…»

К тому времени существовал другой, уже
Декаданс (от лат.
устойчивый термин «декадентство»,
которым пренебрежительно нарекали
«упадок») – тип
новые формы в поэзии их критики.
сознания,
«Символизм» стал первой теоретической характеризующийся
попыткой самих декадентов, поэтому
никаких резких разграничений и тем болеенастроением
пассивности,
эстетической конфронтации между
безнадёжности,
декадентством и символизмом не
неприятием
устанавливалось. В России в 1890-е гг.,
после первых русских декадентских
общественной жизни,
сочинений, эти термины стали
стремлением
противопоставлять: в символизме видели замкнуться в мире
идеалы и духовность и соответственно так своих душевных
его манифестировали, а в декадентстве безволие, безнравственность и увлечение переживаний.
лишь внешней формой. Так, известна
эпиграмма Владимира Соловьёва в
отношении декадентов:
Мандрагоры имманентные
Зашуршали в камышах,
А шершаво-декадентные
Вирши - в вянущих ушах.

Истоки символизма

Многие художественные открытия
и философские идеи символизма
были предсказаны выдающимся
философом, поэтом, переводчиком
В. Соловьёвым (1853 – 1900).
Он верил в спасительную миссию
Красоты;
посредником в достижении
«всеединства» призвано было стать
искусство;
облик «всеединства» мистический образ Души Мира;
Вечная Женственность – объект
платонического культа и
любования.
В. Соловьёв (1853 – 1900)

Символизм в музыке

А.Н. Скрябин (1871 – 1915)
Александр Николаевич Скрябин русский композитор и пианист. В его
творчестве воплощены идеи
экстатической устремленности к
неведомым «космическим» сферам, идея
преобразующей силы искусства. Музыке
присущи напряженность тонуса, диапазон
образов от одухотворенно-идеальных,
утонченных до экспрессивногероических. Яркий новатор
музыкальных выразительных средств,
главным образом гармонии; развивал
идею светомузыки, впервые в
музыкальной практике ввел в
симфоническую поэму «Прометей»
партию света. «Божественная поэма» (3-я
симфония, 1904), «Поэма экстаза» (1907)
для оркестра; 10 сонат, поэмы, прелюдии
для фортепиано. Профессор Московской
консерватории (1898-1904).

Символизм в изобразительном искусстве

Основоположником символизма в русской
живописи является М. Врубель.
Напряженная, яркая, какая-то почти
мозаичная живопись Врубеля монументальна,
эпична, исполнена острым трагическим
противоречием между реальностью и
фантазией художника. Символизм его
«Жемчужины» - целая вселенная, которая
мерцает таинственными перламутровыми
пастельными тонами, отражаясь в маленьком
зернышке жемчуга. Пронзительный взгляд
врубелевского «Демона» гипнотизирует,
оставляет чувство некого внутреннего
дискомфорта, почти страха, но вместе с тем от
него невозможно оторвать глаз. Это одна из
многих загадок художника, стремившегося
постичь мир не только эстетически, но и
нравственно-философски.

М. Врубель

«Демон»
«Демон
поверженный»

М. Врубель
«Демон и жемчужина»
«Царевна-Лебедь»

Предпосылки

Философия
Ницше,
В.Соловьёва
Модернизм в
европейском
искусстве
Возрождение старых
художественных систем
(античность,
средневековье)

Теоретическое самоопределение

1892 год – лекция Д. Мережковского «О причинах
упадка и новых течениях современной русской
литературы»
1894 год – три сборника «Русские символисты»,
ведущим автором которых был В. Брюсов

Основное свойство

Освоение «вещей в себе» и
идей, находящихся за
пределами чувственного
восприятия
В основе эстетики
символ (он должен заменить
конкретный образ). Считалось, что
символ связывает земное с миром
иным, духовным

Особенности русского символизма:

повышенное внимание к проблеме личности и
истории, ко внутреннему миру личности;
героико-трагическое переживание социальных и
духовных конфликтов рубежа веков;
сочетание противоречивых тенденций;
многочисленные открытия в поэтике (обновление
жанров лирики, новые принципы циклизации,
смысловая полифония…);
идея самоценности искусства, ухода от социальных
задач; искусство – чисто художественное явление.

Старшее поколение символистов 80 – 90-е гг. XIX века

Петербургское
крыло:
Д. Мережковский
З. Гиппиус
Н. Минский
Символизм как
философскоэстетическое
течение
Московское крыло:
К. Бальмонт
В. Брюсов
Ф. Сологуб
Символизм как
чисто литературное
явление

Старшее поколение символистов. Петербургское крыло

Д. Мережковский
З. Гиппиус
Н. Минский

Старшее поколение
символистов.
Московское крыло
К. Бальмонт
В. Брюсов
Ф. Сологуб

Младосимволисты 1900 гг. – рубеж веков

В.Иванов
А. Белый
А. Блок
И. Анненский
«Апокалиптические»
настроения парадоксально
сочетаются с верой в
приход «царства Софии» эпохи вечной мудрости

Младосимволисты
В. Иванов
И. Анненский
А. Белый

Младосимволисты

А. Блок
А.Блок наиболее
ярко выразил идеи
младосимволистов. У
поэта много стихов,
явно
ориентированных на
идеи В. Соловьёва,
особенно касающиеся
темы Вечной
Женственности.
А. Блок считал
В. Соловьёва своим
учителем.

Значение

Символизм обогатил русскую поэтическую культуру
множеством открытий. Символисты придали слову невиданную
ранее многозначность, открыли в нём множество
дополнительных оттенков и смыслов. Поэзия символизма
необычайно музыкальна, богата ассонансами и аллитерациями.
Но главное, символизм пытался создать новую философию
культуры, выработать новое мировоззрение, сделать искусство
более личностным, наполнить его новым содержанием – сделать
искусство объединяющим людей началом.

Источники

Журнал «Литература в школе» №3, 2002 год, стр.30 – 32
Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные
разработки по литературе: 11 класс, - Москва «ВАКО», 2009
Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. – М.:
Айрис-пресс, 2008
Русская литература XX века. Учебное пособие для 11 класса ср.
школы, - М., 1993
http://www.erudition.ru/referat/printref/id.55954_1.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/
http://yandex.ru/clck/redir/
http://www.vlasta-tula.ru/articles/simvolizm_v_jivopisi.htm
Все фото и иллюстрации с сайта: http://images.yandex.ru/

Cлайд 1

Cлайд 2

Цели: познакомить обучающихся с философско-эстетическими предпосылками возникновения символизма; раскрыть историю происхождения понятия «символизм», его содержание, основные группы; показать значение символизма для развития русской литературы XX века.

Cлайд 3

Символизм (от греч.symbolon- «знак, примета») А.Блок: « Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль есть?» В.Брюсов: « Создание искусства – приотворённые двери в вечность» Ф.Сологуб: «Символ – окно в бесконечность»

Cлайд 4

Русский символизм Понятие Символизм - литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Зародился в 60 – 70-е гг. XIX века во Франции В России получил распространение в 80 – 90-е гг. XIX века

Cлайд 5

Философия и эстетика символизма складывались под влиянием различных теорий – от взглядов Платона до Ф. Ницше и В.Соловьёва Платон Ф. Ницше В. Соловьёв

Cлайд 6

Истоки символизма Термин «символизм» в искусстве впервые был введён в обращение французским поэтом Жаном Мореасом в одноимённом манифесте - «Le Symbolisme», опубликованном 18 сентября 1886 года в газете «Le Figaro». В частности, манифест провозглашал: «Символическая поэзия - враг поучений, риторики, ложной чувствительности и объективных описаний; она стремится облечь Идею в чувственно постижимую форму, однако эта форма - не самоцель, она служит выражению Идеи, не выходя из-под её власти…» Жан Мореас

Cлайд 7

К тому времени существовал другой, уже устойчивый термин «декадентство», которым пренебрежительно нарекали новые формы в поэзии их критики. «Символизм» стал первой теоретической попыткой самих декадентов, поэтому никаких резких разграничений и тем более эстетической конфронтации между декадентством и символизмом не устанавливалось. В России в 1890-е гг., после первых русских декадентских сочинений, эти термины стали противопоставлять: в символизме видели идеалы и духовность и соответственно так его манифестировали, а в декадентстве - безволие, безнравственность и увлечение лишь внешней формой. Так, известна эпиграмма Владимира Соловьёва в отношении декадентов: Мандрагоры имманентные Зашуршали в камышах, А шершаво-декадентные Вирши - в вянущих ушах. Декаданс (от лат. «упадок») – тип сознания, характеризующийся настроением пассивности, безнадёжности, неприятием общественной жизни, стремлением замкнуться в мире своих душевных переживаний.

Cлайд 8

Истоки символизма Многие художественные открытия и философские идеи символизма были предсказаны выдающимся философом, поэтом, переводчиком В. Соловьёвым (1853 – 1900). Он верил в спасительную миссию Красоты; посредником в достижении «всеединства» призвано было стать искусство; облик «всеединства» - мистический образ Души Мира; Вечная Женственность – объект платонического культа и любования. В. Соловьёв (1853 – 1900)

Cлайд 9

Символизм в музыке Александр Николаевич Скрябин - русский композитор и пианист. В его творчестве воплощены идеи экстатической устремленности к неведомым «космическим» сферам, идея преобразующей силы искусства. Музыке присущи напряженность тонуса, диапазон образов от одухотворенно-идеальных, утонченных до экспрессивно-героических. Яркий новатор музыкальных выразительных средств, главным образом гармонии; развивал идею светомузыки, впервые в музыкальной практике ввел в симфоническую поэму «Прометей» партию света. «Божественная поэма» (3-я симфония, 1904), «Поэма экстаза» (1907) для оркестра; 10 сонат, поэмы, прелюдии для фортепиано. Профессор Московской консерватории (1898-1904). А.Н. Скрябин (1871 – 1915)

Cлайд 10

Символизм в изобразительном искусстве Основоположником символизма в русской живописи является М. Врубель. Напряженная, яркая, какая-то почти мозаичная живопись Врубеля монументальна, эпична, исполнена острым трагическим противоречием между реальностью и фантазией художника. Символизм его «Жемчужины» - целая вселенная, которая мерцает таинственными перламутровыми пастельными тонами, отражаясь в маленьком зернышке жемчуга. Пронзительный взгляд врубелевского «Демона» гипнотизирует, оставляет чувство некого внутреннего дискомфорта, почти страха, но вместе с тем от него невозможно оторвать глаз. Это одна из многих загадок художника, стремившегося постичь мир не только эстетически, но и нравственно-философски.

Cлайд 11

Cлайд 12

Cлайд 13

Предпосылки Философия Ницше, В.Соловьёва Модернизм в европейском искусстве Возрождение старых художественных систем (античность, средневековье)

Cлайд 14

Теоретическое самоопределение 1892 год – лекция Д. Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» 1894 год – три сборника «Русские символисты», ведущим автором которых был В. Брюсов

Cлайд 15

Основное свойство Освоение «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия В основе эстетики символ (он должен заменить конкретный образ). Считалось, что символ связывает земное с миром иным, духовным

Cлайд 16

Особенности русского символизма: повышенное внимание к проблеме личности и истории, ко внутреннему миру личности; героико-трагическое переживание социальных и духовных конфликтов рубежа веков; сочетание противоречивых тенденций; многочисленные открытия в поэтике (обновление жанров лирики, новые принципы циклизации, смысловая полифония…); идея самоценности искусства, ухода от социальных задач; искусство – чисто художественное явление.

Cлайд 17

Старшее поколение символистов 80 – 90-е гг. XIX века Петербургское крыло: Д. Мережковский З. Гиппиус Н. Минский Московское крыло: К. Бальмонт В. Брюсов Ф. Сологуб Символизм как философско-эстетическое течение Символизм как чисто литературное явление

Cлайд 18

Старшее поколение символистов. Петербургское крыло Д. Мережковский З. Гиппиус Н. Минский

Cлайд 19


Символизм (от греч.symbolon- «знак, примета») А.Блок: А.Блок: « Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль есть?» « Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль есть?» В.Брюсов: В.Брюсов: « Создание искусства – приотворённые двери в вечность» « Создание искусства – приотворённые двери в вечность» Ф.Сологуб: «Символ – окно в бесконечность»


Русский символизм Понятие Символизм - литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Символизм - литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Зародился в 60 – 70-е гг. XIX века во Франции В России получил распространение в 80 – 90-е гг. XIX века




Истоки символизма Термин «символизм» в искусстве впервые был введён в обращение французским поэтом Жаном Мореасом в одноимённом манифесте «Le Symbolisme», опубликованном 18 сентября 1886 года в газете «Le Figaro». В частности, манифест провозглашал: французскимЖаном Мореасом18 сентября1886 годаLe Figaro «Символическая поэзия - враг поучений, риторики, ложной чувствительности и объективных описаний; она стремится облечь Идею в чувственно постижимую форму, однако эта форма - не самоцель, она служит выражению Идеи, не выходя из-под её власти…» Жан Мореас


К тому времени существовал другой, уже устойчивый термин «декадентство», которым пренебрежительно нарекали новые формы в поэзии их критики. «Символизм» стал первой теоретической попыткой самих декадентов, поэтому никаких резких разграничений и тем более эстетической конфронтации между декадентством и символизмом не устанавливалось. В России в 1890-е гг., после первых русских декадентских сочинений, эти термины стали противопоставлять: в символизме видели идеалы и духовность и соответственно так его манифестировали, а в декадентстве - безволие, безнравственность и увлечение лишь внешней формой. Так, известна эпиграмма Владимира Соловьёва в отношении декадентов: К тому времени существовал другой, уже устойчивый термин «декадентство», которым пренебрежительно нарекали новые формы в поэзии их критики. «Символизм» стал первой теоретической попыткой самих декадентов, поэтому никаких резких разграничений и тем более эстетической конфронтации между декадентством и символизмом не устанавливалось. В России в 1890-е гг., после первых русских декадентских сочинений, эти термины стали противопоставлять: в символизме видели идеалы и духовность и соответственно так его манифестировали, а в декадентстве - безволие, безнравственность и увлечение лишь внешней формой. Так, известна эпиграмма Владимира Соловьёва в отношении декадентов:декадентствоРоссии1890-еВладимира СоловьёвадекадентствоРоссии1890-еВладимира Соловьёва Мандрагоры имманентные Зашуршали в камышах, А шершаво-декадентные Вирши в вянущих ушах. Мандрагоры имманентные Зашуршали в камышах, А шершаво-декадентные Вирши в вянущих ушах. Декаданс (от лат. «упадок») – тип сознания, характеризующийся настроением пассивности, безнадёжности, неприятием общественной жизни, стремлением замкнуться в мире своих душевных переживаний.


Истоки символизма Многие художественные открытия и философские идеи символизма были предсказаны выдающимся философом, поэтом, переводчиком В. Соловьёвым (1853 – 1900). Он верил в спасительную миссию Красоты; посредником в достижении «всеединства» призвано было стать искусство; облик «всеединства» - мистический образ Души Мира; Вечная Женственность – объект платонического культа и любования. В. Соловьёв (1853 – 1900)


Символизм в музыке Александр Николаевич Скрябин - русский композитор и пианист. В его творчестве воплощены идеи экстатической устремленности к неведомым «космическим» сферам, идея преобразующей силы искусства. Музыке присущи напряженность тонуса, диапазон образов от одухотворенно- идеальных, утонченных до экспрессивно- героических. Яркий новатор музыкальных выразительных средств, главным образом гармонии; развивал идею светомузыки, впервые в музыкальной практике ввел в симфоническую поэму «Прометей» партию света. «Божественная поэма» (3-я симфония, 1904), «Поэма экстаза» (1907) для оркестра; 10 сонат, поэмы, прелюдии для фортепиано. Профессор Московской консерватории (). русскийгармонии А.Н. Скрябин (1871 – 1915)


Символизм в изобразительном искусстве Основоположником символизма в русской живописи является М. Врубель. Напряженная, яркая, какая-то почти мозаичная живопись Врубеля монументальна, эпична, исполнена острым трагическим противоречием между реальностью и фантазией художника. Символизм его «Жемчужины» целая вселенная, которая мерцает таинственными перламутровыми пастельными тонами, отражаясь в маленьком зернышке жемчуга. Пронзительный взгляд врубелевского «Демона» гипнотизирует, оставляет чувство некого внутреннего дискомфорта, почти страха, но вместе с тем от него невозможно оторвать глаз. Это одна из многих загадок художника, стремившегося постичь мир не только эстетически, но и нравственно-философски.












Особенности русского символизма: повышенное внимание к проблеме личности и истории, ко внутреннему миру личности; героико-трагическое переживание социальных и духовных конфликтов рубежа веков; сочетание противоречивых тенденций; многочисленные открытия в поэтике (обновление жанров лирики, новые принципы циклизации, смысловая полифония…); идея самоценности искусства, ухода от социальных задач; искусство – чисто художественное явление.







Младосимволисты А.Блок наиболее ярко выразил идеи младосимволистов. У поэта много стихов, явно ориентированных на идеи В. Соловьёва, особенно касающиеся темы Вечной Женственности. А.Блок наиболее ярко выразил идеи младосимволистов. У поэта много стихов, явно ориентированных на идеи В. Соловьёва, особенно касающиеся темы Вечной Женственности. А. Блок считал А. Блок считал В. Соловьёва своим учителем. В. Соловьёва своим учителем. А. Блок


Значение Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символисты придали слову невиданную ранее многозначность, открыли в нём множество дополнительных оттенков и смыслов. Поэзия символизма необычайно музыкальна, богата ассонансами и аллитерациями. Но главное, символизм пытался создать новую философию культуры, выработать новое мировоззрение, сделать искусство более личностным, наполнить его новым содержанием – сделать искусство объединяющим людей началом.


Источники Журнал «Литература в школе» 3, 2002 год, стр.30 – 32 Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 11 класс, - Москва «ВАКО», 2009 Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. – М.: Айрис-пресс, 2008 Русская литература XX века. Учебное пособие для 11 класса ср. школы, - М., Все фото и иллюстрации с сайта: