Главная · Бухгалтерский учет · Недоразвитие речи логопедия. Общее недоразвитие речи (ОНР). Наглядное моделирование в качестве метода лечения ОНР у детей старшего дошкольного возраста: показания к использованию

Недоразвитие речи логопедия. Общее недоразвитие речи (ОНР). Наглядное моделирование в качестве метода лечения ОНР у детей старшего дошкольного возраста: показания к использованию

Общее недоразвитие речи 2 уровня – это грубая форма нарушения речи у детей, для которой характерны низкие возможности самостоятельной речевой продукции. Ребенок изъясняется простой фразой, но допускает множество вербальных ошибок, аграмматизмов. Словарный запас беден, не сформированы навыки словоизменения и словообразования, тяжело нарушены звукопроизношение и фонематические операции. Степень ОНР определяется с помощью психолого-логопедического обследования. Основные приоритеты коррекционной работы: совершенствование восприятия речи, расширение лексики, формирование распространенной фразы, развитие грамматических языковых навыков.

МКБ-10

F80.1 F80.2

Общие сведения

Учение об уровнях речи у детей с логопатологией было выдвинуто в 50-60 г.г. прошлого столетия профессором логопедии Р. Е. Левиной. Она выделила три уровня речевого недоразвития: 1– безречье, 2 – появление общеупотребительной речи, 3 – развернутая фразовая речь с лексико-грамматическими (ЛГ) и фонетико-фонематическими (ФФ) ошибками. Т.о., второй уровень речевого развития отличается более высокими языковыми способностями по сравнению с ОНР 1 уровня . Однако низкая степень владения речевыми средствами (грамматическими, лексическими, фонетическими, фонематическими) требует их дальнейшего развития методами специального коррекционного обучения. Позднее к этой классификации был добавлен 4-ый уровень речевого развития, характеризующийся остаточными признаками ФФ и ЛГ недоразвития.

Причины ОНР 2 уровня

Грубые дефекты речи имеют полиэтиологическую природу. Главную роль в их возникновении играют биологические факторы: осложнения беременности (гестозы, иммунологический конфликт, внутриутробная гипоксия), последствия тяжелых родов (асфиксия новорожденного , родовые травмы), заболевания раннего детства (инфекции, протекающие с нейротоксикозом, ЧМТ). Дети с ОНР 2 уровня часто наблюдаются у невролога по поводу перинатальной энцефалопатии , в возрасте 2-3-х лет им выставляется задержка речевого развития . Логопедическое заключение может звучать как алалия , дизартрия , афазия , ринолалия .

В некоторых случаях тяжелые речевые проблемы не связаны с ранним органическим поражением ЦНС. У этой группы плохо говорящих детей могут обнаруживаться недостатки воспитания (дефицит общения, педагогическая запущенность), наследственная предрасположенность к позднему возникновению речи, синдром госпитализма и другие биосоциальные предпосылки. Часто ОНР становится следствием комплекса различных факторов, когда имеют место и церебральные нарушения, и неблагоприятные условия развития ребенка.

Патогенез

При ОНР 2 уровня отмечается низкая степень сформированности всех подсистем языка. На лексическом плане выявляется недостаточная словарная база, что обусловливает трудности выражения мыслей, выстраивания синтаксической структуры предложений и грамотного изложения. Фонетико-фонематическое недоразвитие выражается искажением звуко-слоговой схемы слов, неготовностью дошкольника к звуковому анализу и синтезу. Конкретные механизмы речевого недоразвития зависят от этиологических факторов. Так, при перинатальных органических поражениях мозга речевой дефицит может быть связан с непониманием речи или невозможностью ее моторной реализации. В случае пороков развития периферических органов речи первично нарушается собственная речевая активность, вторично – фонематические процессы.

Симптомы ОНР 2 уровня

Речь развивается с опозданием, первые самостоятельные фразы появляются к 3-4 годам или позднее. Предложения короткие, простые, состоят из 2-3 слов, чаще обозначающих обиходные предметы и действия. Союзы, предлоги, прилагательные при построении высказывания употребляются редко. Наряду с фразой ребенок продолжает пользоваться жестами и аморфными словами. Существенно улучшается понимание речи. Словарь становится более разнообразным, но по-прежнему отстает от возрастной нормы. При ОНР 2-го уровня дети не знают названий частей тела, цветов, деталей предметов, обобщающих понятий. Навык словообразования и словоизменения не сформирован, падежные формы употребляются неправильно, отсутствует согласованность членов предложения, не дифференцируется единственное и множественное число.

Нарушен слоговой образ слова: наблюдается перестановка и сокращение слогов, элизии согласных при их стечении. Недостаточность фонематического восприятия проявляется неспособностью ребенка выделить нужный звук и определить его позицию в слове, подобрать слово с заданным звуком. В спонтанной речи имеются многочисленные звукопроизносительные дефекты: смешения, искажения фонем, замены согласных (аффрикат, мягких/твердых, глухих/звонких, шипящих/свистящих). Изолированный звук при этом может произноситься нормативно. Таким образом, при второй степени ОНР используемые речевые средства остаются значительно искаженными.

Дети с речевым недоразвитием, как правило, имеют некоторые отклонения в моторной и психической сферах. У них часто выявляется несформированный пальцевый праксис, неуклюжесть движений, плохая координация. Возможны нарушения речевой моторики вследствие недифференцированности артикуляционных поз и изменений тонуса мускулатуры органов речи. Особенности протекания психических процессов заключаются в снижении слухо-речевой памяти, слабости внимания, недостаточном развитии вербально-логического мышления. Из-за этого дети неохотно вовлекаются в игровую и учебную деятельность, часто отвлекаются, быстро утомляются, делают массу ошибок при выполнении разного рода заданий.

Осложнения

Без целенаправленного обучения дети с ОНР 2 уровня испытывают выраженные трудности в освоении школьной программы. На фоне недоразвития языковых компонентов формируются специфические расстройства школьных навыков - аграмматическая дисграфия и дислексия . Вследствие плохого владения фразовой речью ребенок не может полноценно общаться со сверстниками и утвердиться в детском коллективе. Дети с ограниченной речевой активностью осознают и тяжело переживают свой дефект, что негативно отражается на их личностном и психическом развитии. Несмотря на первичную сохранность интеллекта, при отсутствии своевременной коррекции ОНР может возникнуть пограничная интеллектуальная недостаточность .

Диагностика

Логопедическое обследование включает изучение медицинского анамнеза, оценку состояния всех компонентов устной речи. На первой встрече с ребенком и родителями логопеду необходимо выяснить вероятные причины речевого недоразвития, степень понимания и владения ребенком речью, особенности моторного и психического развития. Диагностика устной речи включает изучение уровня сформированности:

  • Связной речи . Ребенка просят пересказать прослушанный текст, составить рассказ по наглядным пособиям, ответить на вопросы. При этом выявляются семантические и синтаксические ошибки, неправильный порядок и связь слов в предложении, нарушение логики и последовательности изложения. Даже с помощью наводящих вопросов, подсказок логопеда ребенок не способен точно передать содержание рассказа.
  • Лексико- грамматических процессов . При выполнении заданий заметны трудности в подборе нужных слов, незнание геометрических формы, цветов, обобщающих категорий, синонимов и антонимов. Одним и тем же аморфным словом ребенок может обозначать целый ряд предметов, близких по назначению или функции. Фраза строится аграмматично, с нарушениями согласования, неправильным изменением слов по числам и падежам.
  • Слоговой структуры и фонетико-фонематических процессов . Сложные по звуконаполняемости и слоговому составу слова произносятся искаженно. Количество слогов сокращается до двух-трех. Высказывания малопонятны из-за множественных дефектов звукопроизношения. У детей с ОНР 2 уровня может быть нарушено до 15-20 звуков практически всех групп. Задания на звуковой анализ и синтез ребенку недоступны.

Второй уровень развития речи дифференцируют с другими степенями речевой недостаточности (ОНР 1 и ОНР 3 уровня), а также тугоухостью , системным недоразвитием речи при ЗПР и олигофрении . При проведении диагностики важно понять, какая именно речевая патология лежит в основе ОНР – от этого будут зависеть формы и приемы коррекционного процесса.

Коррекция ОНР 2 уровня

Логопедическая работа должна строиться в тесном контакте с медицинскими специалистами: педиатром, детским неврологом, челюстно-лицевым хирургом, реабилитологом. В связи с основным неврологическим нарушением ребенок должен получать курсы медикаментозной терапии, лечебного массажа, физиотерапии. При открытой ринолалии выполняется хирургическая коррекция деформаций лица («волчьей пасти », «заячьей губы »). С 3-4 летнего возраста дети зачисляются в логопедическую группу ДОУ на 3 года обучения. За это время речь ребенка должна стать грамматически и фонетически правильной и приблизиться к возрастной норме. Содержание работы включает:

  • Активизацию и наращивания словаря . В соответствии с программой изучаются лексические темы, проводятся предметные и ролевые игры, ставятся инсценировки. Ребенка учат называть предметы, признаки и действия, понимать обобщающие слова, пространственные взаимоотношения между предметами.
  • Развитие лексико-грамматических средств . В рамках направления ведется работа по выработке навыков словообразования, словоизменения, усвоению таких грамматических категорий, как число, падеж, род. К концу обучения ребенок должен безошибочно употреблять порядковые числительные, слова в родительном, дательном и творительном падежах, грамматически правильно отвечать на вопросы «куда?», «где?», «чей?», «сколько?» и др.
  • Формирование фразовой и связной речи . Закрепляются навыки построения простых предложений, формируются умения составления коротких рассказов. С ребенком разучиваются потешки и двустишья. Его учат адекватно и полно отвечать на поставленные вопросы и самостоятельно их формулировать.
  • Совершенствование произносительных умений . На начальном этапе осуществляется работа над различением неречевых и речевых звуков, развитием артикуляции. При дизартрии, ринолалии показан логопедический массаж . После уточнения правильности произношения сохранных фонем начинается работа над постановкой звуков в той последовательности, в которой они появляются в онтогенезе. Автоматизация и дифференциация проводится по общепринятым правилам.

Прогноз и профилактика

В большинстве случаев речевой прогноз при ОНР 2 уровня благоприятный. В процессе коррекционного обучения происходит постепенное расширение вербальной активности и повышение уровня развития речи. При переходе в начальную школу дети должны продолжать заниматься на школьном логопункте, т. к. они составляют группу риска по формированию нарушений письма и чтения. Первичная профилактика ОНР заключается в предупреждении ранних повреждений речевых центров и органов, приводящих к тяжелой логопатологии. С целью предотвращения учебных трудностей и отставания в когнитивном развитии необходимо своевременное выявление тяжелых речевых дефектов и их коррекция.

В последнее время у большого числа детей обнаруживаются различные нарушения развития: трудности с обучаемостью, нарушения письма и чтения, разнообразные речевые расстройства, дефекты внимания и памяти. Все это добавляет работы детским специалистам: неврологам, дефектологам, логопедам. Последние часто сталкиваются с ОНР - симптомом, характерным для многих нарушений детского развития.

Что такое ОНР

ОНР в логопедии (общее недоразвитие речи) - это обобщенное название обширной группы речевых нарушений, наблюдающихся у детей с сохраненными слухом и интеллектом. Недоразвитие характеризуется искажением фонетического, грамматического и артикуляционного строя речи и сочетается с отставанием в речевом развитии.

Речь является высшей психической функцией, которая формируется только в человеческом обществе и только в определенное время. Это связано с сензитивными периодами развития соответствующих отделов головного мозга (речевых центров), поэтому отсутствие речи у ребенка в возрасте 2-3 лет является серьезным поводом для беспокойства.

Важно! Несвоевременная или недостаточная коррекция ОНР отражается в дальнейшем во взрослой жизни: проблемы в учебе, несформированность коммуникативных умений, неадекватность самооценки, личностное неблагополучие…

На сегодняшний день существует определенная путаница в логопедических терминах и классификациях. Так, 1 и 2 уровни заболевания автоматически относятся к ТНР (), а 4 уровень похож на фонетико-фонематическое недоразвитие. Вместе с тем запись

«ОНР» часто можно увидеть и при постановке таких диагнозов, как задержка психического развития, педагогическая запущенность и пр. Становится не совсем понятно, что это за диагноз – ОНР.

Очевидно, что данное нарушение является неотъемлемой составляющей ряда патологических состояний детского развития. Можно утверждать, поэтому, что ОНР - это большая совокупность речевых патологий, от наиболее легких и быстро поддающихся исправлению до довольно стойких и трудно корригируемых.

Уровни и формы ОНР

Поскольку речевые расстройства многообразны и отличаются степенью стойкости и тяжести, принято различать . Формы указывают на анатомический дефект, лежащий в основе нарушения речи, а уровни отражают степень этого нарушения и его конкретную выраженность (недоразвитие какого именно компонента речи преобладает).

К формам ОНР относят:

  1. Неосложненную (в основе лежат минимальные мозговые дисфункции). При этой форме для ребенка характерна нормально выраженная потребность в общении, однако, в силу органических поражений, нарушены эмоционально-волевое развитие, моторная ловкость, что приводит к тому, что для окружающих детей такой ребенок может выступать не как самый желанный партнер по взаимодействию.
  2. Осложненная (в основе лежат неврологические нарушения). Первичный дефект обуславливает не только речевые, но и иные моторные и психические расстройства. Поэтому осложненные формы часто встречаются у детей с ДЦП, психопатическими синдромами, аутизмом. Общение со сверстниками в таких ситуациях значительно осложняется, что лишает ребенка возможности скорректировать дефект за счет нахождения в языковой среде.
  3. Грубое недоразвитие (обусловлено нарушением речевых центров ГМ). Способности к освоению речи у детей с такими нарушениями сведены к минимуму. Даже при условии систематической и полноценной коррекции речь ребенка не будет похожа на речь нормально развивающегося сверстника.

Уровни речевого развития:

Используйте на своих сайтах и блогах или на YouTube кликер для адсенс

Причины

При сборе логопедом анамнеза часто выявляются , обусловливающие возникновение ОНР у детей: асфиксии, родовые травмы, внутриутробные гипоксии, ранние инфекции, частые ОРЗ и пр.

Правильный подход к проблеме предполагает понимание того, что данное нарушение - это последствие некоего первичного дефекта ( , дизартрия, заикание и пр.). Соответственно, успешная коррекция возможна только при правильном указании фундамента ОНР.


Симптоматика

В норме речевое развитие ребенка начинается с 4-месячного возраста, когда появляется гуление, затем лепетание, которые к 1 году оформляются в осмысленные и осознанные слова. К 2 годам здоровые малыши могут строить двух-трехсложные предложения, в состоянии выучить короткий простой стишок или потешку. Общение ребенка со взрослым носит постоянный активный характер и инициируется малышом чаще, чем взрослым.

Важно! Если вышеперечисленные особенности детского развития не наступают в положенное время, это повод заподозрить задержки речевого развития и обратиться к логопеду.

Кроме этого, в зависимости от формы ОНР, могут наблюдаться также следующие симптомы:

  • Отсутствие интереса к общению (для осложненной формы и ГНР).
  • Недостаточно активная умственная деятельность.
  • Нарушения памяти и внимания.
  • Значительные фонетические искажения.
  • Очень бедный словарный запас.


Принципы диагностики и коррекции ОНР

Очевидно, что пока ребенок не заговорит, заметить большинство симптомов болезни просто не представляется возможным. Вместе с тем, например, и 2 уровня можно ожидать при наличии у ребенка в анамнезе анатомо-физиологических факторов, которые провоцируют развитие заболевания (травмы, инфекции, асфиксии и т. д.).

  1. Поэтому одним из основных принципов диагностики ОНР является качественный сбор и анализ анамнестических данных.
  2. Также важно проводить диагностическую работу параллельно с выявлением уровня развития всей психической деятельности в целом, чтобы найти точки компенсации речевого дефекта.
  3. Вывод об уровне и форме ОНР делается на основе многостороннего сравнения речи пациента с нормативными для его возраста значениями. Чем сильнее отклонение от нормы, тем более выражено ОНР ().
  4. Для дальнейшей коррекционной работы большое значение имеет принцип динамического изучения ребенка. Это позволяет отследить его прогресс и оценить успешность проведенных коррекционных мероприятий.

Коррекционная работа строится на следующих принципах:

  • Учет психологических последствий дефицита речевого общения.
  • Дифференцированный подход к пациенту, в зависимости от степени нарушения.
  • Принцип единства речи и остальных психических функций.
  • Принцип опоры на сохранные звенья речевой деятельности.

Профилактика ОНР

Поскольку первопричинами ОНР считаются органические факторы, крайне важно максимально исключить их еще на стадии вынашивания ребенка. Для этого будущая мама должна вести здоровый образ жизни, качественно питаться, по возможности родить без осложнений.

Хороший и правильный уход за младенцем также обеспечивает ему условия для дальнейшего полноценного развития. Постоянное общение с малышом, стимулирование его речи, разнообразные предметные игры и чтение книжек - обязательные условия, без которых формирование речевой деятельности не представляется возможным.

Основные симптомы:

  • Лепет вместо слов
  • Нарушение в построении слов
  • Нарушение ведения умственной деятельности
  • Нарушение концентрации внимания
  • Неправильное произношение звуков
  • Нерациональное применение предлогов и падежей
  • Неспособность распознавать похожие звуки
  • Ограниченность запаса слов
  • Отсутствие интереса к познанию нового
  • Отсутствие понимания разницы между числами
  • Расстройство логического изложения
  • Трудности в соединении слов в фразы
  • Трудности с построением предложений

Общее недоразвитие речи – представляет собой целый комплекс симптомов, при котором происходит нарушение всех аспектов и сторон речевой системы, без какого-либо исключения. Это значит, что расстройства будут наблюдаться как с лексической, так и с фонетической и грамматичной стороны.

Подобная патология является полиэтиологической, на формирование которой влияет большое количество предрасполагающих факторов, связанных с внутриутробным развитием плода.

Симптоматика болезни будет отличаться в зависимости от степени тяжести. Всего существует четыре уровня недоразвития речи. Для того чтобы определить серьёзность заболевания, пациенту необходимо пройти логопедическое обследование.

Лечение основывается на консервативных методиках и подразумевает работу логопеда с ребёнком и родителей в домашних условиях.

Международная классификация заболеваний разделяет подобное расстройство на несколько недугов, отчего они имеют несколько значений. ОНР имеет код по МКБ-10 – F80-F89.

Этиология

Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста является довольно распространённым недугом, встречающимся у 40% всех представителей такой возрастной категории.

Привести к подобному расстройству может несколько факторов:

  • внутриутробная , которая приводит к поражению ЦНС;
  • конфликт резус-факторов крови матери и плода;
  • асфиксия плода во время рождения – такое состояние характеризуется недостатком кислорода и может привести к удушью или мнимой смерти;
  • получение ребёнком травм непосредственно во время родовой деятельности;
  • пристрастие беременной к вредным привычкам;
  • неблагоприятные условия труда или проживания представительниц женского пола в период вынашивания плода.

Подобные обстоятельства приводят к тому, что у ребёнка ещё во время внутриутробного развития происходят нарушения со стороны формирования органов и систем, в частности ЦНС. Такие процессы могут повлечь за собой появление широкого спектра функциональных патологий, среди которых и расстройства речевой деятельности.

Помимо этого, подобное расстройство может развиваться уже после появления младенца на свет. Способствовать этому могут:

  • частые острые заболевания различной этиологии;
  • наличие каких-либо хронических недугов;
  • перенесённые черепно-мозговые травмы.

Стоит отметить, что ОНР может возникать при таких недугах:

  • ринолалия;

Помимо этого, на формирования речевых способностей влияет недостаточное внимание или нехватка эмоционального контакта малыша с родителями.

Классификация

Существует четыре степени речевой недоразвитости:

  • ОНР 1 уровня – характеризуется полным отсутствием связной речи. В медицинской сфере такое состояние носит название «безречевые дети». Малыши общаются при помощи упрощённой речи или лепета, а также активно жестикулируют;
  • ОНР 2 уровня – наблюдается начальное развитие общей речи, но запас слов остаётся беден, а ребёнок допускает большое количество ошибок во время произношения слов. В таких случаях максимум, что может ребёнок – произнести простое предложение, которое будет состоять не более, чем из трёх слов;
  • недоразвитие речи 3 уровня – отличается тем, что дети могут составлять предложения, однако смысловая и звуковая нагрузка развита недостаточно;
  • ОНР 4 уровня – самая лёгкая стадия недуга. Это объясняется тем, ребёнок разговаривает довольно хорошо, речь практически не отличается от сверстников. Тем не менее наблюдаются нарушения во время произношения и построения длинных фраз.

Кроме этого, клиницисты выделяют несколько групп данной болезни:

  • неосложненное ОНР – диагностируется у пациентов с незначительной патологией мозговой деятельности;
  • осложнённое ОНР – наблюдается при наличии какого-либо неврологического или психиатрического нарушения;
  • общее недоразвитие речи и задержка речевого развития – диагностируется у малышей патологиями тех отделов мозга, которые отвечают за речь.

Симптоматика

Характеристика детей с общим недоразвитием речи будет отличаться в зависимости от степени тяжести нарушения, присущей пациенту.

Однако несмотря на это, такие дети начинают произносить свои первые слова сравнительно поздно – в три или четыре года. Речь при этом практически непонятна окружающим и неправильно оформлена. Это становится причиной того, что у ребёнка начинает нарушаться вербальная деятельность, а иногда может наблюдаться:

  • нарушение памяти;
  • снижение умственной деятельности;
  • отсутствие интереса к познанию нового;
  • утрата внимания.

У пациентов с первым уровнем ОНР наблюдаются такие проявления:

  • вместо слов присутствует лепет, который дополняется большим количеством жестов и богатой мимикой;
  • общение осуществляется предложениями, состоящими из одного слова, смысл которых довольно трудно понять;
  • ограниченный запас слов;
  • нарушение в построении слов;
  • расстройство в произношении звуков;
  • ребёнок не может различать звуки.

Недоразвитие речи 2 степени характеризуется следующими нарушениями:

  • наблюдается воспроизведение фраз, состоящих не более чем из трёх слов;
  • словарный запас очень беден по сравнению с тем количеством слов, которые применяют сверстники ребёнка;
  • дети не в состоянии понять значения большого количества слов;
  • отсутствие понимания разницы между числами;
  • нерациональное применение предлогов и падежей;
  • звуки произносятся с множественными искажениями;
  • фонематическое восприятие сформировано в недостаточной степени;
  • неготовность ребёнка к звуковому анализу обращённой к нему речи.

Параметры ОНР третьего уровня:

  • наличие осознанной фразовой речи, но в ней основу составляют простые предложения;
  • затруднение с построением сложных фраз;
  • увеличенный запас применяемых слов, по сравнению с детьми с ОНР второй степени;
  • допущение ошибок с применением предлогов и согласованием различных частей речи;
  • незначительные отклонения в произношении и фонематическом восприятии.

Описание клинической картины общего недоразвития речи четвёртого уровня:

  • наличие специфических трудностей со звукопроизношением и повторением слов, в которых большое количество слогов;
  • уровень фонетического понимания понижен;
  • допущение ошибок во время словообразования;
  • широкий словарный запас;
  • расстройство логического изложения – незначительные детали выходят на первый план.

Диагностика

Выявление этого нарушения проводится путём общения логопеда с ребёнком.

Определение патологии и её степени тяжести состоит из:

  • определения возможностей устной речи – для уточнения уровня сформированности разных аспектов языковой системы. Такое диагностическое мероприятие начинается с изучения связной речи. Врач оценивает способность пациента к составлению рассказа по рисунку, пересказу услышанного или прочитанного, а также к составлению самостоятельного небольшого рассказа. Помимо этого, учитывается уровень грамматики и словарного запаса;
  • оценивания звукового аспекта речи – основывается на том, как ребёнок произносит те или иные звуки, на слоговой структуре и звуконаполняемости слов, которые произносит пациент. Не остаётся без внимания фонетическое восприятие, а также звуковой анализ.

В дополнение может понадобиться проведение диагностических методов оценивания слухоречевой памяти и иных психических процессов.

Во время диагностики не только выясняется степень тяжести ОНР, то также происходит дифференциация подобного недуга от ЗРР.

Лечение

Поскольку каждая степень общего недоразвития формирования речи делится на несколько стадий, то, соответственно, терапия также будет отличаться.

Направления коррекции общего недоразвития речи у дошкольников:

  • недуг 1 уровня – активизация самостоятельной речи и развитие процессов понимания того, что говорят к ребёнку. Помимо этого, уделяется внимание мышлению и памяти. Обучение таких пациентов не ставит перед собой цели в достижении нормального фонетического оформления речи, но учитывается грамматическая часть;
  • ОНР второго уровня – выполняются работы не только над развитием речи, но и над пониманием произносимого. Терапия направлена на улучшение звукопроизношения, формирование осмысленных фраз и разъяснение грамматических и лексических тонкостей;
  • Заболевание 3 степени – осуществляется корректировка осознанной связной речи, усовершенствование сторон, связанных с грамматикой и лексикой, усвоение произношения звуков и фонетического понимания;
  • ОНР 4 уровня – терапия направлена на коррекцию возрастной речи для последующего беспроблемного обучения в общеобразовательных учреждениях.

Терапия детей с разной степенью тяжести подобного нарушения проводится в различных условиях:

  • ОНР 1 и 2 уровня – в специально предназначенных школах;
  • ОНР 3 уровня – в общеобразовательных учреждениях с условием коррекционного обучения;
  • нерезко выраженное общее недоразвитие речи – в общеобразовательных школах.

Осложнения

Игнорирование признаков подобного недуга может привести к таким последствиям:

  • полное отсутствие речи;
  • эмоциональная замкнутость ребёнка, который замечает, что он отличается от сверстников;
  • дальнейшие трудности в обучении, работе и других социальных сферах, которые будут наблюдаться уже у взрослых с нелеченым ОНР.

Профилактика и прогноз

Во избежание развития подобного недуга необходимо:

  • женщинам в период беременности отказаться от вредных привычек и уделять особое внимание своему здоровью;
  • родителям малышей своевременно лечить инфекционные недуги;
  • как можно больше времени уделять детям, не игнорировать их, а также заниматься их развитием и воспитанием.

Поскольку коррекционная работа, направленная на преодоление ОНР, занимает довольно много времени и является трудоёмким процессом, то лучше всего, если она будет начата как можно раньше – когда ребёнку исполнится три года. Только в этом случае можно добиться благоприятного прогноза.

Характеристика речевого развития ребенка с первым уровнем ОНР.



Первый уровень речевого развития характеризуется полным или почти полным отсутствием словесных средств общения. Словарь состоит из звукоподражаний и звуковых комплексов. Эти звуковые комплексы, сопровождаемые жестами образованы самими детьми и не понятны для окружающих. По своему звучанию лепетная речь состоит из сходных со словами элементов, так и не похожих звуковых сочетаний. Могут пользоваться общеупотребительными словами, однако применительно только к одной ситуации. Дифференцированное обозначение предметов почти отсутствует. Один и тот же предмет дети в разных ситуациях называют по-разному. Названия действий заменяются названиями предметов. Фразой почти не владеют. Лишь у некоторых есть лепетные предложения. Рассказ состоит из отдельных слов. В речи только конкретные существительные. Пассивный словарь шире активного. Однако понимание речи в основном ситуативно. Слова – корни без окончаний. Почти не понимают грамматических изменений слова. Не понимают предлоги. Для понимания речи играет роль лишь лексическое значение, грамматические формы не учитываются. Смешение значений слов, имеющих сходное звучание (деревня-деревья). Непостоянный характер звукового оформления одних и тех же слов. Произношение отдельных звуков лишено постоянной артикуляции. Преобладают слова односложные или двусложные.

Характеристика речевого развития ребенка со вторым уровнем ОНР.

ОНР – такая форма речевой аномалии у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи.
При ОНР отмечается позднее ее начало, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования.
Общение на втором уровне осуществляется с помощью достаточно постоянных, хотя и очень искаженных грамматически и фонетически слов.
Запас общеупотребительных слов выше, чем на первом. Есть слова, обозначающие предметы, действия, а иногда и качества. Дети пользуются личными местоимениями, изредка простыми предлогами и союзами. Есть возможность не развернуто рассказать о знакомых событиях, о себе, о семье. Однако выявляется незнание многих слов, неправильное произношение звуков, нарушение структуры слова, аграмматизм, хотя смысл рассказанного понять можно даже вне наглядной ситуации. Иногда дети прибегают к объяснению слов жестами. Название некоторых действий заменяется названиями предметов, на которые направлено действие. Нередко слова заменяются названиями сходных предметов с добавлением частицы не. Существительные употребляются в именительном падеже, глаголы в инфинитиве, при этом они не согласовываются. Существительные в косвенных падежах не встречаются, хотя иногда случайно бывает, что дети стремятся изменить существительное, но делают это не верно. Аграмматичным является изменение существительных по числам. Глаголы прошедшего и настоящего времени путаются. Встречаются взаимозамены единственного и множественного числа. Смешение глаголов прошедшего времени мужского и женского родов. Средний род не употребляется. Прилагательные употребляются очень редко, не согласовываются. Союзы и частицы почти не используют. Предлоги чаще опускаются или употребляются не верно. Дети понимают различение некоторых грамматических форм. Понимают ед-мн. Число, муж-жен.род прошедшего времени. Понимание форм прилагательного не сформировано. Способами словообразования не пользуются. Количество верно произносимых звуков 16-20. Нарушены – все переднеязычные, б,д,г. Замены твердых мягкими и наоборот. Трудности в воспроизведении слоговой структуры двусложных слов со стечением, с обратным слогом. В трехсложных словах – перестановки.

Характеристика речевого развития ребенка с третьим уровнем ОНР.

ОНР – такая форма речевой аномалии у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи.
При ОНР отмечается позднее ее начало, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования.
Обиходная речь оказывается более или менее развернутой, имеются лишь отдельные пробелы в развитии фонетики, лексики, грамматики. При необходимости построить сложные предложения, выражающие цепь событий дети испытывают большие затруднения. Не сформированы пространственно-временные и причинно-следственные связи в предложениях. Незнание и неточное употребление некоторых слов, неумение изменять и образовывать слова. Иногда слова заменяются близкими по звуковому составу. Дети не зная слова заменяют его сходным по значению (диван – кресло). То же самое происходит с названиями действий (строгать-чистить). Иногда дети прибегают к объяснением слов. В измененной ситуации происходит неточный отбор слов. Прилагательные употребляются качественные, обозначающие непосредственно воспринимаемые признаки. Относительные и притяжательные прилагательные используются только для хорошо знакомых отношений (мамина сумка). Часто пользуются простыми предлогами для выражения пространственных значений. Один и тот же предлог в разных предложениях может произноситься и опускаться. Временные и причинные отношения предлогами не выражают. Отмечается большое количество словоизменений, вследствие чего нарушается синтаксическая связь. Смешение окончаний существительных мужского и женского рода, замена среднего рода женским. Ошибочные ударения в словах, неразличение вида глаголов (сели, пока не перестал дождь), ошибки в беспредложном и предложном управлении, неправильное согласование существительных и прилагательных. Лишь изредка возникают ошибки в понимании форм числа, рода, времени, падежей. Чаще страдает понимание оттенков значений слов, выражений, которые отражают причинно-следственные, временные, пространственные и другие связи. значительные затруднения в различении фонем, принадлежащих лишь к родственным группам. Все еще отмечаются перестановки слогов, пропуски в сложных и незнакомых словах.

Характеристика речевого развития детей с 4 уровнем ОНР.

4 уровень ОНР – нерезковыраженное ОНР (есть в книге «Теория и практика …» Левиной). У детей этого уровня нарушение звукопроизношения в какой-то одной группе. У детей 4 уровня замены сходных по звучанию звуков.
Слоговая структура не имеет грубых нарушений как при 3 уровне. Нет персевераций. Есть только в редких случаях (например, в сложных длинных словах)
Словарь. Если специально не изучать, то нарушений не видно. Ребенок хорошо строит фразу, но не понимает до конца значение слов. Проблемы словоизменения и словообразования (особенно притяжательных прилагательных). В построении фразы ошибки.

З адачи и содержание логопедической работы с детьми, имеющими 1 уровень ОНР.

Левина. Две основные задачи:
- развитие конкретных представлений об окружающем мире, о предметах и являениях, с которыми ребенок постоянно сталкивается в быту.
- развитие понимания тех слов и выражений, которые отражают знакомую детям действительность, их деятельность в семье.
Для ознакомления с окружающим миром используются рисование, лепка, экскурсии. Эти занятия способствуют формированию связей между предметом и образом. Речевые упражнения сочетаются с музыкально-ритмическими занятиями, изобразительной деятельностью. В процессе деятельности с предметами у детей уточняется и накапливается словарь, развивается понимание различных форм и оборотов разговорной речи, формируются первичные словесные обобщения. Задания, которые требуют от ребенка что-то показать должны быть направлены на предметы, которые ребенок видит. Постепенно задание усложняется и ребенку даются задания о предметах, которые он не видит. Детей учат различать слова, схожие по звучанию, но разные по смыслу (кукла Вова и Вава, собачка Авва). Такая же работа проводится с глаголами: несет, везет, копает, катает. Детям попарно в процессе деятельности объясняются разноприставочные глаголы (застегни-расстегни). Необходимо возбуждать потребность в активной речи. Необходимо обучать детей словам, типичных для обращения: дайте, спасибо, пожалуйста. Дети для понимания значений глаголов выполняют это действие в разных ситуациях. Детям демонстрируется различие винитильного и иминительного падежей. Для развития словаря прилагательных: детям демонстрируют аналогичные предметы, отличающиеся одним признаком, а затем используются разные предметы для сравнения их по тем или иным признакам. Детей стимулируют к фразе: предмет и его действие. Большое место отводится дифференциации понимания вопросительных слов. При обучении детей задавать вопросы создаются специальные условия. (кто-то просит: отдай, а ребенок должен спросить: кому). Постепенно переходят к диалогической речью.
Трауготт считает, что неговорящих детей нужно научить слушать и понимать сказки, также она считает, что на этом этапе необходимо развить элементарную бытовую речь и поставить недостающие звуки. Для развития понимания речи автор предлагает два приема работы: исполнение детьми детализованных поручений педагога, рассказывание и чтение детям сказок и рассказов. Автор считает, что для развития самостоятельной речи полезно применение игр, включающих восклицания и отдельные слова. Речь в игре доступна ребенку.
Гриншпун предлагает на этом этапе дифференцировать понимание глаголов в повелительном наклонении и в первом лице: иду, иди. Особое внимание автор уделяет развитию связной речи.

Задачи и содержание логопедической работы с детьми, имеющими второй уровень ОНР.

Ведется интенсивная работа по развитию понимания речи, при этом ставится задача активизация словаря и практического овладения наиболее простыми формами словоизменения. Расширение пассивного словаря на основе знакомства с окружающим миром. Развитие элементарных форм устной речи, умения правильно называть предметы, действия и их признаков, высказать просьбу, кратко сообщить что-то о себе, задать простой вопрос. Материалом для развития речи служит окружающая действительность, изучение которой происходит в системе изучения определенных тем. Темы: детский сад, предметы деятельности, сезонные изменения в природе, дикие и домашние животные, птицами, правила личной гигиены, знакомство с улицей, беседы о семье, праздниках и т.п. по каждой из намеченных тем продолжается уточнение и накопление понятий, формируется предметная отнесенность слова. Дети учатся различать предметы по их назначению, цвету, форме, температуре. В связи с этим усваиваются прилагательные, наречия, выражающие пространственные значения (далеко, близко, высоко). Происходит усвоение некоторых простых предлогов (в, на, под). Одновременно усваиваются личные местоимения в единственном и множественном числе и притяжательные местоимения. Для накопления словаря и развития самостоятельной речи используются экскурсии, труд, тематические игры, игры с игрушками и картинками, рисование, лепка, выполнение поделок из бумаги. При этом воспитатель и логопед привлекают внимание к речи чтением стихотворений и сказок. Занятия должны быть посильными и эмоционально окрашенными. Используются игры в лото, когда логопед описывает предмет, а дети называют предмет и показывают картинку. По впечатлениям об экскурсии хорошо сделать рисунки, к которому затем логопед задает вопросы. Детей учат отвечать на вопросы в следующей последовательности: вопросы, выясняющие положение предметов в пространстве (куда, где); вопросы, требующие установления принадлежности лицу (у кого? Чей?); вопросы, требующие сравнения предметов (похожи? Одинаковые?) и количества (сколько? Много?); вопросы, требующие оценки действия и выяснения времени и сезона (как? Когда?). Привлекают внимание к грамматическим формам и обучают детей употреблять их. Различение мужского и женского рода (окончание мужского рода – нулевое, женского – окончание на а). употребление местоимений моя – мой, он – она, с числительными один - одна. Усваиваются глаголы первого и третьего лица единственного числа, повелительного наклонения (я пишу, он пишет, положи). Осваиваются окончания винительного и творительного падежей. Составление предложений с указанными падежами. Далее предложения распространяются прилагательными в именительном падеже. Усвоение уменьшительно-ласкательных форм существительных. Обучение употреблению разноприставочных глаголов.
В результате дети должны:
- называть свое имя, фамилию, своих друзей, имя и отчество логопеда
- уметь обращаться с просьбой, используя слова спасибо, пожалуйста
- сказать о своей деятельности (сделал, нарисовал)
- назвать знакомые предметы в ед. и мн.числе, глаголы в ед. и мн.числе, прошедшем и настоящем времени
- назвать характерные признаки предметов по цвету, форме, величине, назначению, вкусу, температуре.
- характеризовать действие, используя наречия
- уметь ответить на вопросы нераспространенными предложениями, с использованием творительного и винительного падежа, правильно согласовывать слова.
Гриншпун указывает, что на этом этапе нужно формировать предложный падеж (где?).

Задачи и содержание логопедической работы с детьми, имеющими третий уровень ОНР.

На этом этапе обучения в качестве основной задачи можно выдвинуть развитие связной речи на основе расширения словаря, практического овладения формами словоизменения и способами словообразования, различными типами словосочетаний и предложений. Основой для организации разговорных занятий служат постепенно расширяющиеся знания об окружающем мире в соответствии с тематикой. Дети наблюдают за явлениями природы, знакомство с трудом людей, с жизнью зверей и птиц, с некоторыми вида спорта и игр в разные времена года. Затем в связи с этими темами изучаются породы деревьев, кустарников, полевых цветов, грибов, ягод, некоторых овощей. Детей обучают группировке предметов по ситуации, по назначению, по признакам. Ведется интенсивная работа по развитию слухового восприятия и коррекции звукопроизношения. Составляются рассказы по сюжетным картинкам и их сериям. Объяснительное чтение рассказов и сказок. Работа с деформированным словом и текстом. Дополнение рассказа самостоятельно придуманным концом. Детей учат в каждом явлении выделять главное и второстепенное, понимать причину и логику явления. Словарь расширяется за счет слов, обозначающих временные понятия: вчера, сегодня, утро, год, месяц. Усвоение обобщающих слов. Усвоение наречий, характеризующих действия (быстро). Дети усваивают однокоренные слова.
Порядок словоизменения:
- образование существительных мужского рода с суффиксами ок, ик.
- образование разноприставочных глаголов
- образование существительных с суффиксом –к.
- образование существительных с суффиксами онок, енок.
- образование существительных женского рода с суффиксами очк, ечк.
- образование сравнительной степени прилагательных
- сравнительная степень наречий
- прилагательные с суффиксом ов (дубовый)
- прилагательные с суффиксом н – зимний, лесной, лимонный.
Усвоение предлогов в, на, под, за, около, с, со, из, через.
Сначала обучение описательному рассказу, затем по сюжетной картинке с нахождением логической связи. Обучение сложным предложениям.
изучаются части предметов.

Задачи и содержание логопедической работы с детьми, имеющими 1 уровень ОНР .

Задачи:
- сформировать умение соотносить первичные представления ребенка о предметах с определенными словами.
- стимуляция собственно речевой активности в эмоциональной ситуации игры
- развитие точных и направленных движений обеих рук.
- воспитание слухового внимания
- развитие понимания названий глаголов
- формирование умения соотносить конкретный предмет с изображением на картинке.
- развитие зрительного внимания
- воспитание умения «прятать»
- развитие умения выполнять действие по показу и инструкции.
- обучать выполнять разные действия с одним предметом.
- стимулировать употребление указательных слов в ответ на вопрос.
- закрепить умение различать в речи взрослых формы единственного и множественного числа;
- развитие речеслуховой памяти.

Литература:

Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2009.

С каждым днем все больше родителей обращаются к логопедам за помощью в борьбе с дефектами разговорной речи своих детей, чаще всего причина заключается в общем недоразвитии речи (ОНР). ОНР подразделяется на несколько уровней по характеристикам патологий. Чаще всего встречается общее недоразвитие речи 2 уровня (ОНР 2 уровня).

ОНР – нарушение речи, которое относится к педагогическо-психологической классификации. Такие дети имеют полностью нормальный слух и интеллектуальные способности, однако происходит явное нарушение в речевой системе. К детям с ОНР относят и полностью молчаливого ребенка, и малышей, которым свойственно лепетное произношение слов, а также детей, которые имеют понятную фразовую речь, но фонетическое направление слова слабо развито.

Проявление различных речевых дефектов имеет весьма стандартные проявления. У таких детей первые слова формируются примерно к трем-четырем годам, в редких случаях к пяти. Для речи свойственно аграмматичное звучание и неправильное фонетическое оформление. Таких детей очень сложно понять, хотя зачастую, они прекрасно понимают заданные им вопросы.

В связи с тем, что у такого ребенка происходит развитие комплексов, с психологической точки зрения, устранять такого рода дефекты необходимо при первых проявлениях.

Данные речевые дефекты отрицательно сказываются на сенсорных, интеллектуальных и волевых сторонах характера ребенка. Такие дети не могут полностью концентрировать свое внимание на конкретном предмете, а также подвергается воздействию их нормальная способность к запоминанию. Они не могут запомнить полученные инструкции, а также последовательные задания.

Коррекционная работа с детьми с ОНР нацелена на развитие анализа, сравнения и обобщения. Соматическая ослабленность подкрепляется дефектами в двигательной активности, что проявляется нарушением координации, пониженной скорости движения и недостаточной ловкости.

Основные особенности ОНР 2 уровня

Главным отличием ОНР 2 степени от ОНР 1 степени является использование в общении ребенком не только характерного лепета, жестов и совсем простых словоформ, но и элементарных слов, которые используются в обиходе. Однако все фразы могут быть искажены, поэтому не каждый сможет уловить точную формулировку, например, «матик» чаще всего означает слово «мальчик», но можно подумать и о «мячике».

При постановке ударения положительный результат наблюдается только в тех словах, в которых ударение падает на последний слог. Все остальные попытки построить грамотную речь терпят неудачу.

Чаще всего от такого малыша можно услышать простое перечисление предметов, которые находятся вокруг него, а также он может объяснить свои простые действия. Если его попросить составить рассказ по картинке, то удастся это осуществить лишь с помощью наводящих вопросов. В конечном итоге получится простой ответ, который состоит из двух-трех слов, однако построение предложения будет в более правильной форме, чем у ребенка с первым уровнем ОНР.

На этом уровне развития у детей наблюдается употребление личных местоимений, а также простых предлогов и союзов. Дети с ОНР второго уровня способны рассказать небольшой рассказ о себе, своей семье или о друзьях. Однако в произношении будет слышно неправильное употребление некоторых слов. При незнании правильного названия предмета или действия ребенок будет пытаться заменить его объяснением.

Если малыш не сможет заменить слово синонимом, то он обратится к помощи жестов.

На заданные вопросы такие дети отвечают существительным в именительном падеже, то есть при вопросе «С кем ты сегодня ходил по магазинам?» можно услышать короткое «Мама или папа».

ОНР 2 степени проявляется также отсутствием распознания среднего рода, а также незначительным количеством прилагательных.

При ОНР 2 уровня малыш пытается найти правильную грамматическую форму, поэтому может пробовать подобрать правильную структуру слова несколько раз: «Не было…была…дождь…дождя».

При таком уровне дети чаще всего способны различить единственную и множественную форму существительных, времена глаголов. При позднем начале речи характерна замена согласных: мягких на твердые – «моль» — «мол».

Обычно диагноз ОНР 2 уровня не ставят детям младше 4 лет.

Дети со вторым уровнем ОНР к школьному периоду обладают почти сформированной простой речью, бедным словарным запасом и аграмматизмом в произношении.

Характеристика ОНР 2 степени:

  • происходит расширение словарного запаса не только благодаря новым существительным и простым глаголам, но и из-за использования прилагательных и наречий;
  • обогащение речи наблюдается благодаря внедрению измененных форм слова, так, например, ребенок осуществляет попытки в изменении слова по родам, падежам, но в большинстве случаев произношение звучит неверно;
  • в общении дети используют простые фразы;
  • происходит расширение не только пассивного, но и активного словаря, благодаря чему ребенок понимает больше информации;
  • звуки и многие слова все еще звучат неправильно и резко.

Основные грамматические ошибки, которые осуществляют дети:

  • Неверное использование окончаний при склонении слова по падежам, например, «ил у бабука» — «был у бабушки».
  • Отсутствие разницы между единственным и множественным числом, например, «пицца ела» — «птицы ели».
  • Отсутствие практики в изменении существительного при смене количества предметов, например, «ти ига» — «три книги».
  • Неправильное применение предлогов в разговоре либо их полное отсутствие, например «папа одил магазин» — «папа ходил в магазин» или замена одного предлога на другой «мама ела из куни» — «мама пела в кухне».

Коррекционная работа

Посещение логопеда необходимо произвести, если к трем-четырем годам у малыша не происходит формирование речи. В таком случае диагностика, подробная характеристика и коррекция ОНР формируется не одним специалистом.

С помощью невропатолога определяется причина. При необходимости проведения лечения или назначения витаминов, специалист может назначить специальные препараты, которые окажут стимулирующее действие на речевые центры и нервную систему ребенка. Чаще всего рекомендуется пройти МРТ головного мозга. В некоторых случаях врачу будет достаточно проведения беседы с родителями.

После того, как была проведена консультация с невропатологом, необходимо посетить логопеда. Чаще всего специалист определяет ребенка в специальную группу, но при определенных обстоятельствах могут использоваться индивидуальные занятия.

Главной целью коррекционной работы является развитие активной речи, улучшение ее понимания, а также формирование фраз и их верное звукопроизношение. В качестве подкрепления некоторые логопеды обращаются к родителям с просьбой о проведении дополнительных занятий в кругу семьи, ведь два-три занятия в неделю может быть недостаточно.

В качестве примера можно привести простое упражнение, в котором ребенку необходимо произносить определенные слова нараспев, а родители после этого должны ответить ему таким же способом. Это упражнение не только поможет избавиться от речевых дефектов, но и сблизит семью.

Основные направления коррекционной работы:

  • улучшение произношения трудных слов для ребенка в протяжной манере, для лучшего звучания всех букв и звуков;
  • необходимость в распределении слов на группы, которые объединяются в зависимости от тематики, например, при демонстрации картинки с домашними животными ребенок должен четко назвать всех. Такой подход помогает детям осуществлять систематизацию;
  • сравнительные формы разных форм, которые принадлежат одной части речи, например, мы гуляли: по парку, по полю, по саду и так далее;
  • такой же подход с глаголом, например, мама рисовала — мама рисует -мама нарисует;
  • отработка понимания разницы между единственным и множественным числом;
  • улучшение восприятия разницы между глухими и звонкими звуками.

В манере общения детей со взрослыми и со своими сверстниками существует огромная разница. И если при разговоре со взрослым человеком малыш может чувствовать себя зажато, то при беседе с ребенком он будет более спокоен и открыт, особенно если у них будут совпадать интересы.

Однако, при достаточно большом развитии дефекта в начале коррекционной работы применяются индивидуальные занятия, которые со временем перетекают в групповые, тем самым медленно подготавливая ребенка ко входу в социум.

В некоторых случаях развитие 2 степени ОНР наблюдается у детей, которые не посещают детский сад, что объясняется нехваткой общения. В таких случаях рекомендуется записать малыша в различные кружки, в которых не только увеличится его круг общения, но и начнет развиваться художественное восприятие окружающего мира, что повлечет за собой усовершенствование речи.

Прогноз

Точно спрогнозировать нарушение в развитии речи у детей практически невозможно. Чаще всего это зависит от того, что стало причиной развития заболевания и степени его развития.

Именно поэтому при непонятном лепете или полном отсутствии речи в три года необходимо обратиться к невропатологу. Ведь при наличии расстройств со стороны нервной системы даже каждодневные занятия с логопедом могут не дать желаемый результат, потому что малышу будет необходима медикаментозная терапия.

При своевременном принятии всех необходимых мер ребенок начнет говорить. Но нередко такие дети не способны обучаться в обычной школе, поэтому родителям придется выбирать между домашним обучением или специальной школой, которая создана для детей с нарушением речи.

Самое главное – помнить, что малышу важна поддержка в процессе коррекционной работы, которую он должен получать от каждого члена семьи. Это поможет не только избавиться от назревающих комплексов, но и ускорить процесс устранения дефектов, ведь малыш будет видеть одобрение со стороны близких людей, а значит, начнет стремиться к лучшему результату.